Научная статья на тему 'Значение маркетинга в различных сферах экономики в современных условиях хозяйствования'

Значение маркетинга в различных сферах экономики в современных условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2674
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СФЕРА УСЛУГ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТОРГОВЛЯ / ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / MARKETING / MARKETING TOOLS / SERVICES / INDUSTRY / TRADE / WHOLESALE TRADE / RETAIL TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьменко Н.И., Райымбаев Ч.К.

В статье рассмотрены вопросы значения маркетинга для предприятий различных сфер деятельности. В современных постоянно меняющихся условий функционирования эффективность многих предприятий зависит от правильно выбранных маркетинговых инструментов. Выбор наиболее правильных инструментов маркетинга во многом определяет эффективность функционирования российских предприятий в современных условиях хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF MARKETING IN DIFFERENT AREAS OF ECONOMY IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

The article questions the value of marketing to the enterprises of various spheres of activity. In today's ever-changing conditions of the functioning efficacy of many businesses depends on the correctly chosen marketing tools. Choosing the right marketing tools largely determines the efficiency of the enterprises in the current economic conditions.

Текст научной работы на тему «Значение маркетинга в различных сферах экономики в современных условиях хозяйствования»

Маркетинг и маркетинговые коммуникации

УДК 338.45

Н.И. Кузьменко, Ч.К. Райымбаев

ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт, Кыргызско-Узбекский университет

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы значения маркетинга для предприятий различных сфер деятельности. В современных постоянно меняющихся условий функционирования эффективность многих предприятий зависит от правильно выбранных маркетинговых инструментов. Выбор наиболее правильных инструментов маркетинга во многом определяет эффективность функционирования российских предприятий в современных условиях хозяйствования.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые инструменты, сфера услуг, промышленные предприятия, торговля, оптовая торговля, розничная торговля.

UDC 338.45

N.I. Kuzmenko, Ch.K. Rayymbaev

IMPORTANCE OF MARKETING IN DIFFERENT AREAS OF ECONOMY IN THE CURRENT ECONOMIC CONDITIONS

Voronezh Economics and Law Institute, Kyrgyz-Uzbek University

Abstract: The article questions the value of marketing to the enterprises of various spheres of activity. In today's ever-changing conditions of the functioning efficacy of many businesses depends on the correctly chosen marketing tools. Choosing the right marketing tools largely determines the efficiency of the enterprises in the current economic conditions.

Keywords: marketing, marketing tools, services, industry, trade, wholesale trade, retail trade.

Маркетинг происходит от англий- «рынок», а «marketing» дословно перево-

ского слова «market», которое лежит в дится как «действия на рынке», «рыноч-

основе данного термина, что означает ная деятельность». Маркетинг является

одной из самых динамичных наук современности, это обусловлено, прежде всего, тем, что он должен соответствовать требованиям времени, состоянию рынка и настроениям потребителей. Однако на сегодняшний момент не сложилось однозначного мнения по определению понятия «маркетинг». Существует множество определений этого понятия. Некоторые авторы выделяют сегодня два подхода [1-5]:

1) классический (применялся на начальном этапе появления маркетинга), согласно которому маркетинг представляет собой предпринимательскую деятельность, направленную в первую очередь на продвижение товара от производителя к потребителю. Эту функцию сегодня выполняет логистика;

2) современный, который представляет маркетинг как социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как индивидов, так и групп посредством создания, предложения и обмена товаров. Данное определение, сформулированное профессором международного маркетинга Высшей школы менеджмента Дж. Л.Келлога при Северо-Западном университете США, Филиппом Котлером, считается наиболее общим, классическим в экономической литературе. В результате практического применения теории маркетинга в крупных компаниях были созданы отделы по оказанию маркетинговых услуг.

Что касается нашей страны, то в 70-х гг. ХХ века была создана Секция маркетинга при Торгово-промышленной палате СССР, а в 1990 году была образована Всероссийская ассоциация маркетинга.

В современных условиях хозяйствования предприятия имеют различные организационно-прововые формы, функционируют в различных сферах деятельности. Тем не менее, инструменты маркетинга способствуют максимизации прибыли для разнообразных предприятий и организаций. Обратимся

к анализу возможностей использования элементов маркетинга предприятиями различных сфера деятельности.

Успех деятельности предприятия на рынке во многом определяется способностью к адаптации к изменяющимся условиям среды. Внедрение на промышленном предприятии стратегического маркетинга предполагает решение данной проблемы, посредством объединения функций управления на всех структурных звеньях промышленного производства [67].

Промышленный маркетинг появился относительно недавно, отделившись от потребительского маркетинга. Одним из основных критериев дифференциации маркетинга на потребительский и промышленный, является вид товара. Промышленный маркетинг представляет собой выгодную деятельность предприятий по поводу обмена, продвижения, и установления взаимоотношений между организациями, где объектом взаимодействия выступают произведенные товары, работы и услуги, которые становятся их частью или используются другими промышленными предприятиями, обеспечивая его производственную деятельность [8]. Следовательно, субъектами промышленного маркетинга выступают предприятия и организации, осуществляющие производство и продажу продукции производственно-технического назначения, с целью ее дальнейшего использования для производства других товаров и услуг или перепродажи без изменения. Предметом промышленного маркетинга выступает совокупность взаимоотношений между субъектами промышленного рынка, который является объектом изучения данной дисциплины.

Необходимо отметить, что маркетинг на промышленных предприятиях имеет ряд особенностей, в соответствии с которыми и выбирается стратегия развития предприятия. Во-первых, это касается продукции промышленных предприятий, которая предназначена для промышленного потребления и используется в производственно-технологическом процессе:

сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, оборудование, взаимодополняющие детали, промышленные услуги и др. При производстве такого рода продукции, производитель всегда должен ориентироваться на конкретного потребителя, вследствие чего возникает необходимость установления непосредственных связей с покупателем, посредством осуществления предварительных заказов или заранее согласованных поставок. Во-вторых, необходимо четко определить целевые рынки, их особенности; в-третьих, нужно обращать внимание на подотраслевые особенности продукции. Также немаловажной характеристикой промышленного рынка является небольшое количество покупателей, по сравнению с количеством на потребительском рынке. Другой особенностью этого рынка является комплексный характер взаимодействия всех его субъектов, в лице которых могут выступать и продавцы, и покупатели, и конкуренты. Продавцы и покупатели на рынке промышленных товаров и услуг обладают высокими профессиональными навыками в области данной продукции.

Роль маркетинга в деятельности промышленных предприятий, безусловно, велика. В этой сфере маркетинговая деятельность направлена на осуществление маркетинговых стратегий, которые предполагают сосредоточение на отношениях с конкретным покупателем и определение соответствующей стратегии по основным направлениям: ценовая, товарная, сбытовая и коммуникационная политика [9]. Использование четкой стратегии позволяет предприятию строить отношения с клиентами на взаимовыгодной основе, проводить маркетинговые исследования, грамотно позиционировать себя на рынке. Также не стоит забывать о совершенствовании маркетинговой деятельности компании, вследствие ее возрастающей роли и значительном влиянии на результаты деятельности предприятия.

Однако маркетинговые инструменты используются и предприятиями торговли. Основная особенность сферы товарного обращения заключается в том, что она, как правило, имеет межотраслевой характер, а не связана с какой-либо конкретной отраслью производства, она выступает связующим звеном между отраслями национальной экономики, а также осуществляет доведение продукции от производителей до потребителей [10-12].

С развитием рыночных отношений и становлением основных форм торговли особую актуальность на постсоветском пространстве, как и в других развитых странах, приобретает коммерческо-посредническая деятельность, которая осуществляется непосредственно в сфере финансового и товарного обращения и имеет свои отличительные черты [13]. Необходимыми условиями для эффективного развития коммерческо-посреднической деятельности являются, прежде всего, наличие достаточной экономической свободы субъектов хозяйственной деятельности, наличие собственного капитала, возможность получения максимальной прибыли при минимизации издержек и ее капитализации. Современная коммерческая деятельность осуществляется преимущественно в сфере товарного обращения и распределения, где имеются специализированные торговые организации. С другой стороны, коммерческие подразделения, функционирующие на предприятиях, в учреждениях, призваны обеспечить организацию и контроль товарно-денежного потока как на входе в производство - посредством обеспечения всеми необходимыми ресурсами, включая капитал и информацию, так и на выходе - в процессе реализации на рынке готовой продукции товаров, работ и услуг. В данном случае само производство следует рассматривать в качестве процесса создания новых потребительских стоимостей и капитала, путем переработки закупленных на рынке ресурсов, с последующей продажей их на потребительских рынках.

Коммерческо-посредническая деятельность интегрирует в себе многие направления маркетинговых исследований, к которым относятся:

— планирование и организация объемов закупки;

— организация поиска и выбор наилучшего посредника среди поставщиков и покупателей для осуществления торговой сделки;

— организация и проведение эффективного процесса торговли и товародвижения;

— определение оптимальных цен по закупкам и продажам, которые соответствуют качеству товара, его конкурентоспособности, сложившейся ситуации на рынке;

— прогнозирование и оперативный учет рыночных изменений, а также активное применение совокупных факторов, влияющих на максимальное удовлетворение запросов потребителей и получение дохода с учетом интересов партнеров [14].

Рассмотрим подробнее деятельность организаций, которые задействованы в оптовой и розничной торговле, а также значение маркетинга для них. Большое влияние на развитие торговли оказала глобализация мировой экономики, ее интернационализация. Отсюда следует, что теперь предпринимателям при выходе на новые рынки необходимо тщательно изучать, выбирать сегменты рынка сбыта, учитывая новые каналы продвижения продукции и разрабатывать эффективные системы стимулирования продаж для всех участников торговли.

Оптовая торговля является следующим звеном распределения товаров, после процесса производства. Именно на этой стадии, при переходе товара от производителя к посреднику, промышленный маркетинг переходит в маркетинг оптовой торговли. Оптовая торговля является важным рычагом распределения материальных ресурсов, способствующая сокращению излишних запасов продукции на всех уровнях

сферы товарного обращения и устранению товарного дефицита, а также она принимает участие в формировании региональных и отраслевых товарных рынков [15].

Другим немаловажным каналом това-рораспределения является розничная торговля, нередко именно организации, задействованные в данной сфере, выступают посредниками между оптовой торговлей и конечными покупателями. Отсюда следует, что розничная торговля - это сфера предпринимательской деятельности, связанная с продажей товаров и услуг непосредственно конечному потребителю. Организация маркетинга в розничной торговле имеет огромное значение. Если раньше розничные торговцы могли привлечь новых покупателей, изменив ассортимент магазина, предложить его удобное место расположения, сервисное обслуживание, то сегодня этого уже недостаточно. Они заняты поиском новых маркетинговых стратегий, т. к. большинство магазинов розничной торговли имеют один и тот же ассортимент товаров, следствием чего становится их однотипность и схожесть. Отсюда следует, что маркетинговая деятельность необходима розничной торговле. Маркетинг в розничной торговле предполагает разработку и проведение маркетинговых исследований, стратегий, организация мерчен-дайзинга, оценка потенциальных покупателей, а также формирование соответствующего имиджа компании в глазах потребителя.

Таким образом, маркетинг имеет большое значение в деятельности коммерческих организаций, которые в основном выступают в роли посредников, в первом случае, между производителем и розничной торговлей, во втором - между оптовой торговлей и конечными потребителями, с целью получения наибольшей прибыли, путем максимального удовлетворения потребительских требований и запросов.

Рыночная система в странах бывшего СССР за последние годы пережила целый ряд значительных изменений. Отказ от

государственной монополии, изменение уклада общественной жизни привели к созданию большего количества организаций, предприятий и учреждений в различных областях экономики [16-17]. Реструктуризация экономики, изменение условий функционирования государственных и частных предприятий и организаций вызвали увеличение спроса на товары и услуги и изменили требования к их содержанию и структуре.

Сфера услуг уже давно стала одним из важнейших направлений роста экономики страны, именно эта сфера является наиболее динамично развивающейся. В развитых странах до 70% ВВП производится в сфере услуг. Именно поэтому сфера услуг требует государственного регулирования в большей степени, чем любой другой рынок товаров. Также отличительной особенностью рынка услуг является то, что при продвижении услуг необходимо учитывать важность межличностного общения между производителем и покупателем. Важно отметить, что маркетинг услуг долгое время не отличали от маркетинга товаров как самостоятельную дисциплину, область знаний, и лишь только в 90-е годы прошлого века все научные труды были приведены к общему знаменателю, результатом чего стало признание маркетинга услуг как отрасли маркетинга, которая изучает деятельность хозяйствующих субъектов, вовлеченных в сферу услуг, включая определение потребительского спроса на услуги, создание конкурентоспособной услуги и доведения ее до конечного покупателя.

Сегодня маркетинг особенно актуален для сферы услуг, так как с его помощью можно разрешить обострившиеся противоречия между кризисным состоянием экономики и темпами роста отраслей экономики, между спросом и фактическим предложением товаров и услуг, между государственным и негосударственным сектором, определить рациональные пропорции между по-

требностями народного хозяйства и интересами предприятий и организаций. Важной особенностью маркетинга услуг является его направленность на удовлетворение социальных проблем и улучшение качества жизни, что является актуальным для построения и дальнейшего развития социально-ориентированной экономики. Современный маркетинг услуг представляет собой решение по вопросу создания такой услуги, ценность которой создает мотивацию потребителя для ее приобретения [18-20].

В заключении отмечаем, маркетинг является относительно молодой, но динамично развивающейся наукой современности. Наверное, именно поэтому на сегодняшний момент не сложилось единого мнения по поводу определения понятия «маркетинг». Однако применение маркетинговых методов своими корнями уходит глубоко в древность. Предпосылкой появления маркетинга, как самостоятельного явления, выступает бурное развитие рыночных отношений, которое обусловлено взрывом научно-

технического прогресса. Рассматривая использование маркетинга в различных сферах производственной деятельности можно отметить, его специфические особенности, значение для каждого вида предприятия. Объектом маркетинг услуг выступает соответственно услуга, обладающая такими особенными свойствами как неосязаемость, непостоянство качество, неотделимость, отсутствие владения, недолговечность. В сфере услуг маркетинг ориентирован на удовлетворение социальных проблем и улучшение качества жизни, что является актуальным для построения и дальнейшего развития социально-ориентированной экономики России.

В сфере промышленного производства маркетинг предполагают осуществление маркетинговых стратегий, направленных на сосредоточение отношений с конкретным покупателем и определение соответствующих направлений действий в области ценовой, товарной и сбытовой политике предприятия. Также как и сфера

услуг, сфера промышленного производства имеет специфические особенности соответствующего рынка, объекта взаимодействия. Так объектом взаимодействия выступают произведенные товары, работы и услуги, которые становятся их частью или используются другими промышленными предприятиями, обеспечивая его производственную деятельность.

В коммерческой сфере маркетинг играет важную роль в разработке и проведению маркетинговых стратегий по исследованию каналов рынка сбыта, разработке политики в сфере закупок, по удержанию и увеличению доли рынка, изучению потребителей и конкурентов. Торговля является активным посредником между производителем и потребителями, представляет собой канал товародвижения.

Сегодня практически невозможно представить деятельность любого предприятия без маркетинга. Проводя маркетинговые исследования, организации могут варьировать свою деятельность, в зависимости от условий рынка. Основная цель маркетинга - получение максимальной прибыли, посредством удовлетворения потребностей потребителей наилучшим образом. Таким образом, маркетинг становится не просто популярной тенденцией внедрения на предприятиях в различных сферах производства, а необходимостью в современных изменяющихся условиях рыночной среды. Маркетинг сегодня выступает в роли средства жизнеобеспечения и развития субъектов хозяйственной деятельности и успеха продвижения товаров и услуг на рынке.

Список литературы

1. Бугаенко С.А. Комплекс маркетинговой деятельности пищевых предприятий // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 10-16.

2. Казова З.М., Аброкова Л.В. Теоретический анализ экономических категорий, используемых при исследовании маркетинговых стратегий предприятий АПК // Успехи современной науки. 2015. № 5. С. 70-73.

3. Мычка С.Ю., Богданова Т.Н., Воронкова В.В. Инновационные формы маркетинговой деятельности предприятия // Территория науки. 2015. № 1. С. 81-85.

4. Смирнов Н.А., Смирнова А.А., Суслов С.А. Маркетинг : учебно-методическое пособие. Княгинино, 2016. 144 с.

5. Prasolov V.I., Kesego M. The concept and organisation of the functioning of an economic security system of an organization // Modern Economy Success. 2016. № 1. С. 5869.

6. Агафонов В.П., Оболенский Н.В. Стратегии потребления пива // Вестник НГИЭИ. 2015. № 3 (46). С. 7-12.

7. Васина В.Н. Современные подходы к понятию и классификации стратегий развития в сельском хозяйстве // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 8. С. 7-9.

8. Ахматова Д. Н., Дегтярева Т. Д. Особенности маркетинговых исследований на рынке товаров промышленного назначения // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. № 34-1(2). С. 162-165.

9. Короткова Т.Л. Концепции маркетинга в российской экономике // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2015. № 1(5). С. 53-59.

10. Бозиева Е.Р., Терешев М.А., Зумакулова Ф.С. Агромаркетинговая деятельность предприятий агропромышленного комлекса в рыночных условиях хозяйствования // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 3. 33-37.

11. Кирилов М.Н. Инновационное качество экономики России // Вестник НГИЭИ. 2014. № 3 (34). С. 63-75.

12. Кузьменко Н.И., Максимович В.П. Профориентационная работа как маркетинговый инструмент ВУЗа // Территория науки. 2015. № 5. С. 115-119.

13. Кузьменко Н.И., Мажуговская С.О. Формирвоание стратегии конкурентоспособности компании // Территория науки. 2012. № 1. С. 62-66.

14. Нагапетьянц Н. Г. Развитие маркетинга в сфере // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2014. № 8(1). С. 122124.

15. Симоненко Н. Н. Современные проблемы маркетинга // Успехи современного естествознания. 2014. № 3. С. 191-193.

16. Кузьменко Н.И., Радцевич Г.А. Маркетинг образовательной сферы // Территория науки. 2013. № 6. С. 22-29.

17. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Оценка финансовых результатов предприятий автомобильной промышленности // Вестник НГИЭИ. 2015. № 1 (44). С. 42-46.

18. Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Проблемы повышения качества современного управления в условиях нестабильности внешней среды // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 1. С. 10-14.

19. Конова О.Ю., Кобелева С.В. Обоснование приоритетных направлений развития инновационных систем // Устойчивое развитие науки и образования. 2016. № 1. С. 4045.

20. Ураимов М.У., Гыязов А.Т. Малый и средний бизнес: иновационные стратегии на рынке услуг // Наука, новые технологии и инновации. 2013. № 6. С. 90-91.

Информация об авторе:

Кузьменко Наталья Ивановна,

Кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, Воронежский экономико-правовой институт, г. Воронеж, Россия

Райымбаев Чаткалбай Кенейбаевич,

Кандидат экономических наук, профессор, ректор, Кыргызско-Узбекский университет, г. Ош, Кыргызстан

Information about author:

Kuzmenko Natalia Ivanovna,

Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Management, Voronezh Economics and Law Institute, Voronezh, Russia

Rayymbaev Chatkalbay Keneybaevich,

Candidate of economic sciences, professor, rector, Kyrgyz-Uzbek University, Osh, Kyrgyzstan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.