УДК 658.5
Дуйсебаев Б.А.
студент магистратуры специальности логистика кафедра "Высшая школа менеджмента " Алматинский университет менеджмента
Казахстан, г. Алматы
ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: В современном мире производственному предприятию очень важно иметь собственную логистическую стратегию для сохранения и улучшения высокого уровня обслуживания своих клиентов. В данной статье рассматривается важность логистической стратегии производственного предприятия и способы улучшения логистических процессов.
Ключевые слова: SCM, логистика, управление цепями поставок, предприятие, стратегия.
Duisebaev B. A. master's degree in logistics Department " Higher school of management" Almaty University Of Management Kazakhstan, Almaty
IMPORTANCE OF LOGISTIC STRATEGY IN THE PRODUCTION ACTIVITIES OF MANUFACTURE
Abstract: In modern world, it is very important for a manufacturing company to have its own logistics strategy to maintain and improve high level of service to its customers. This article discusses the importance of the logistics strategy of a manufacturing company and ways to improve logistics processes.
Keywords: SCM, logistic, supply chain management, company, strategy.
В современном управлении предприятием логистика все больше трансформируется в другую дисциплину - в управление цепями поставок. То есть современный подход все больше разделяет собственно логистику и управление цепями поставок. Это различие, между логистикой и управлением цепочками поставок, создается потому что, современная логистика является лишь компонентом управления цепями поставок (SCM). В то время как SCM фокусируется на «общей картине», логистика занимается только хранением и перемещением товаров внутри и за пределами организации, от точки закупок до точек потребления.
Хотя эти две дисциплины были разделены, они навсегда останутся смежными, так как SCM постоянно совершенствуется и меняется, что, в свою очередь, влияет на логистику. Вот почему важно, чтобы у производителей была правильная логистическая стратегия. При наличии хорошей стратегии производители могут заблаговременно выявлять изменения, которые можно внести в цепочку поставок, чтобы обеспечить постоянный высокий уровень обслуживания. Это означает, что следует основательно изучить организацию логистики предприятия и найти возможности для улучшения работы с логистическими партнерами по всей цепочке поставок.
Первое что необходимо, это анализ организации логистики предприятия.
Чтобы улучить существующий или создать с нуля логистический план, каждый отдельный компонент логистической цепи поставок производственной компании должен быть тщательно изучен, чтобы найти потенциальные ходы оптимизации затрат. В зависимости от масштабов деятельности предприятия и отрасли - существует ряд важных вопросов, на которые необходимо найти ответы (хотя могут существовать и дополнительные компоненты):
Стратегия: совпадают ли организационные первоочередные цели с организацией логистики на предприятии?
Транспорт: Соответствуют ли мои текущие методы транспортировки высоким стандартам? Можно ли внести изменения, которые могли бы их улучшить?
Структура: оптимизированы ли склады и распределительные центры? Можно ли было повысить эффективность, если перенести производство некоторой определенной продукции в другое место?
Аутсорсинг: повышают ли уровень обслуживания партнерские отношения со сторонними логистическими компаниями? Отсутствие аутсорсинга, улучшило бы это обслуживание?
Логистические системы (системы материально-технического снабжения): предоставляют ли мои системы материально-технического снабжения данные, необходимые для успешной реализации логистической стратегии? Если нет, то, какие технологии могут улучшить аналитику?
Конкуренты: в чем конкуренты лучше? Можно ли перенять некоторые их лучшие решения, чтобы повысить уровень обслуживания свое конечного потребителя?
Информация: является ли получаемая информация актуальной и точной? Если это не так, как можно повысить точность информационного потока, чтобы избежать ошибок при принятии решений?
Внедрение: какие процессы и процедуры необходимо разработать или изменить для реализации новых логистических стратегий?
Ответив на вышеуказанные вопросы можно переходить к созданию самой логистической стратегии:
3 составляющих создания эффективной логистической стратегии
Понимание важности хорошей логистической стратегии - это одно, воплощение планов в жизнь - это другое. Существует три способа, к которым обращаются многие современные производители для улучшения логистических процессов предприятия и повышения уровня своего сервиса:
1. Связь
Цифровая трансформация позволяет производителям разрабатывать логистическую стратегию, которая связывает их с поставщиками, партнерами и корпорациями, где бы они ни находились, будь то в пределах одного города или по всему миру. И это происходит несколькими способами:
Закуп. Установление более тесных связей с поставщиками и партнерами помогает в процессе планирования, облегчает поиск надежных поставщиков, управляет рисками поставщиков и расширяет сотрудничество для поддержки долгосрочных планов роста, инноваций и устойчивости.
Прозрачность. Производители больше не просто реагируют на сбои в логистике - они могут предвидеть их, моделировать сеть, создавать сценарии «что, если» и вносить коррективы при изменении внешних условий.
Аналитика. Благодаря немедленному доступу к данным, производители имеют четкое представление о том, насколько хорошо они обрабатывают операции с материальными потоками.
2. Smart подход
Интеллектуальное производство — это использование данных и технологий в режиме реального времени, когда и где они нужны людям и машинам, и в той форме, в которой они им нужны. Одна из технологий, которые берет на вооружение логистика, являются интеллектуальные датчики (Smart sensors). Оснащенные GPS, интеллектуальные датчики отслеживают местонахождение активов, транспортных средств, инвентаря и даже людей. Производители теперь используют данные интеллектуального датчика, чтобы увидеть, в какой точке его перевозки находится груз, местонахождение грузового автопарка и многое другое. Данные также помогают прогнозировать и подтверждать, когда активы поступают и когда они покидают склады, распределительные центры и розничные магазины. Уведомления о том, что актив находится не там, где он должен быть, также предупреждают производителей о потенциальных проблемах или даже кражах в цепочке поставок.
3. Бережливое производство
Бережливое производство выгодно не только тем, что происходит на линии производства, но и тем, что происходит в складских и авто парковых операциях. Принимая во внимание высокую скорость передвижения
материальных ресурсов и важность складов, в этих аспектах потенциал бережливого производства огромен. Например, общая проблема во многих операциях заключается в том, что сборщики заказов тратят много времени в том числе и на передвижение по производству. Чтобы стать экономнее, необходимо оптимизировать расположение инвентаря, установить более интуитивный способ отслеживания заказов и наладить эффективную связь между сотрудниками склада. За пределами склада бережливое производство может включать в себя поиск наиболее эффективных маршрутов для автопарка предприятия, отслеживание незапланированных остановок, объездов водителей или оптимизацию потока трафика на производственном предприятии и за его пределами.
Успешно реализованная стратегия логистики важна для компаний, которые стремятся поддерживать максимально высокий уровень обслуживания, несмотря на изменения, происходящие в цепочке поставок. Целью любой логистической стратегии является предоставление клиентам необходимого продукта, с высоким качеством, по правильной цене, в нужное время и в нужном месте, при минимальных затратах.
Основательно изучив логистику компании и создав свою логистическую стратегию, можно добиться лучшего уровня удовлетворения постоянно меняющихся требований клиентов и конечных пользователей продукта.
Использованные источники:
1. Джонс Д., Вумек Дж.: Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания.
2. Steven Brand. «4-must-know-aerospace-supply-chain-management-issues» Sep 21, 2017 — URL https://www.cmtc.com
3. «GLOBAL SUPPLY CHAIN» https://www.mhlnews.com/global-supply-chain/article/22040540/council-of-logistics-management-to-become-council-of-supply-chain-management-professionals
4. А. А. Королёва: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИКИ - Журнал Белорусского государственного университета. Экономика. 2019;1:68-76.