УДК 378.12 ББК 74.4
Сеченовский вестник. 2013. № 2(12). С. 65-69
А.Ф. Сокол,
д.м.н., академик Израильской Независимой Академии развития наук, член ученого совета, руководитель проекта «Открытый институт мыслительной деятельности» (г. Беэр-Шева, Израиль)
Р.В. Шурупова,
к.п.н., д.соц.н., академик Международной Педагогической академии, академик Израильской Независимой Академии развития наук, профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе, заведующая отделом социологии управления здравоохранением НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Первого МГМУ им. И.М. Сеченова
A.F. Sokol,
MD, academician of Israeli Independent Academy of development of sciences, member of the Academic Council, project manager of the international complex «The Open Institute of mental activity» (Beer-Sheba, Israel)
R.V. Shurupova,
PhD, Doctor of sociology, academician of the International Pedagogical Academy, academician of Israeli Independent Academy of development of sciences, prof. of the cha ir of theory and technology of teaching in high school, head of the Department of sociology of health care management of the Research Institute of sociology of medicine, health care economics and health insurance of the I.M. Sechenov First MSMU
ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА В СТАНОВЛЕНИИ И ГУМАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА
THE ROLE OF LITERATURE AND ART IN FORMATION AND HUMANIZATION OF A FUTURE DOCTOR'S INDIVIDUAL QUALITIES
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Раиса Викторовна Шурупова, профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе
(факультет управления и экономики здравоохранения), заведующая отделом социологии управления
здравоохранением НИИ социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования
Адрес: 123022, г. Москва, Б. Предтеченский пер., д. 6, кв. 5
Телефон: 8 (495) 622-96-56
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 02.04.2013
Статья принята к печати: 11.04.2013
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о значении изучения литературы и искусства в медицинском вузе, определяется роль гуманитарных дисциплин в формировании личности врача и профессиональном становлении его как специалиста.
Annotation. The article under review deals with the problem of studying literature and art in the medical high school; the author discusses the role of the Humanities in educational process of formation of physician's professional competences.
Ключевые слова. Гуманитарные дисциплины, образовательный процесс, проблемы преподавания в высшей медицинской школе.
Key words. The Humanities, educational process, teaching in the medical high school.
Подчас проблемы больных легче понять, отталкиваясь от того, что дают нам литература и искусство,чем через научные факты. Наука может объяснить, как размножается вирус, но не может ответить, почему пролилась слеза.
Б. Лаун
В век информационной цивилизации невозможно представить развитие врача вне социального контекста. Ведь на практике врач пользуется не только своими профессиональными знаниями,
но и лечит своим нравственным обликом. Знания могут прийти с опытом, а гуманное отношение к пациенту, доброта и порядочность, готовность к самопожертвованию, умение принимать нешаблон-
ные решения с ростом профессиональных знаний не приходят. Поэтому все усилия преподавателей должны быть направлены не только на то, чтобы подготовить врача, обладающего профессиональными компетенциями, но также врача, обладающего общекультурными компетенциями.
Многие американские специалисты в области медицины считают, что искусство и литература облегчают контакт врача и больного и способствуют более точному установлению диагноза.
Выдающийся канадский врач и ученый сэр Уильям Ослер еще в 1892 г. в своем знаменитом учебнике «Принципы и практика медицины» указывал, что будущие врачи должны знать художественную литературу не хуже, чем медицину [1]. Упор только на естественные науки по мнению профессора Йельского университета Ричарда Селзера, «лишило нас способности общаться с пациентами как человек с человеком» [1]. Следовательно, идея о значимости литературы в становлении и формировании личности врача далеко не нова.
Нам представляется, что приведенные мысли и высказывания в известной мере объясняют, почему в США на медицинских факультетах начали преподавать литературу и искусство для будущих врачей. Такое новшество в значительной степени возмещает недостаток традиционной подготовки, при которой внимание уделяется конкретным теоретическим и клиническим дисциплинам, а на изучение личности больного, его внутреннего мира времени уже не остается.
Так, например, студенты Колумбийского университета изучают повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Считается, что это произведение помогает студентам понять страдания человека, научают беседовать с больным, выслушивать его.
Студенты Йельского университета учатся рисовать. По мнению их наставников, живопись развивает наблюдательность будущих врачей, что подтверждается исследованием Американской медицинской ассоциации. Студенты, изучавшие живопись, замечали мелкие детали на снимках больных в 2,5 раза чаще тех, которые этот предмет не изучали [1].
По мнению психолога Джоаны Шапиро (руководителя программы гуманитарных наук в медицинском колледже Калифорнийского университета), «чтобы стать хорошим врачом, надо использовать все ресурсы» [1].
В учебные программы многих медицинских факультетов США включены произведения А.П. Чехова, С. Моэма, А. Конан Дойля и др.
Высказывания писателей о медицине и врачевании представляют определенный интерес и для пациентов — настоящих и потенциальных. Более глубокое понимание сущности врачебного труда, психологии врачевания и личных качеств больно-
го создают основу взаимопонимания врача и пациента.
Врачевание — это нечто большее, чем медицина. Современная медицина, впрочем, как и в прежние времена, — это сплав науки и искусства. Последнее же предполагает, что врач способен установить контакт с тонкой материей, именуемой душой человека. Несомненно, такая способность (при прочих равных условиях) тем выше, чем более широко образован врач. «Врачевание знает больше, чем успела высказать до сих пор наука. Врачевание в сознании врача окрашено эмоциями, оно есть не только применение полученных знаний, но обязательно развитие этих знаний» [2].
По справедливому замечанию академика Е.И. Чазова, «принципы врачевания и в XXI в. останутся в основном такими же, какими они сложились за двадцать пять веков существования медицины» [3].
Врачебная деятельность и литература органично взаимосвязаны. Недаром говорят, что «лучшие писатели — врачи и лучшие врачи — писатели».
Известный киевский клиницист и большой знаток искусства и литературы профессор Е.И. Лихтенштейн пишет по этому поводу: «Писательство и врачевание имеют нечто общее, сближающее их. ... Врач проникает за кулисы творчества, скрытые от постороннего взгляда» [4].
По образному выражению Нильса Бора, «причина, по которой искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа» [5].
Нередко писатели-врачи гармонично сочетали врачебную и научную работу с литературным творчеством (Н. Амосов, Ю. Крелин, И. Деген).
Высокая образованность, блестящее знание литературы и искусства, владение языками позволило выдающимся ученым и врачам (А.С. Залманов, С.С. Юдин, И.А. Кассирский, Р. Лериш, Г. Мондор и др.), не являющимся писателями, достичь художественного совершенства при изложении чисто медицинских проблем. Яркость и образность изложения мыслей, великолепное владение языком — прекрасное «наглядное пособие» для студентов и врачей.
Клинический опыт и многочисленные высказывания врачей и ученых свидетельствуют о том, что огромный технологический прогресс в медицине и ее коммерциализация в значительной степени разобщили между собой врача и пациента (Н. Казинс [6], Д. Групмэн [7], Б. Лаун [8]).
Постепенно в глазах врачей уменьшились значение и ценность больного как личности, снизилась общая и профессиональная культура, которая создавалась по крупицам на протяжении веков и тысячелетий. Врачи мало знакомы с бесценными
работами по врачеванию и деонтологии корифеев науки (С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, У. Ослер и др.), с серьезными работами клиницистов и врачей XX в., посвященными искусству врачевания, психологии личности больного, общей и профессиональной культуре (Н.М. Амосов, И.А. Кассирский, А.Ф. Билибин, С.С. Юдин, Б.С. Шкляр, Е.И. Чазов, А.И. Воробьев, В.Х. Василенко, К. Барнард, Д. Групмэн, Б. Лаун и др.). Многие современные врачи не читали «Записок врача» В.В. Вересаева, «Записок на манжетах» М.А. Булгакова. Это показало социологическое исследование, проведенное среди ассистентов и преподавателей, обучающихся по Программе повышения квалификации преподавателей «Психолого-педагогические основы высшего медицинского и фармацевтического образования», принятой в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова (март 2013 г.).
Б. Лаун, известный американский кардиолог, задается вопросом: каким образом врачи превращаются в биотехнологов? [9]. Как правило, в медицинские вузы попадают самые способные, перспективные абитуриенты, готовые к жесткой соревновательности, с хорошими знаниями точных наук. Между тем такие молодые люди зачастую не отличаются широтой мышления, «их не волнует проблема личных контактов с больными, они стремятся к достижению поставленной цели, не позволяют себе развиваться «вширь». Б. Лаун отмечает, что способность к сочувствию у студентов значительно более выражена при поступлении в университет, чем после его окончания [9].
Известный российский терапевт и гематолог академик А.И. Воробьев встревожен низким общекультурным уровнем современных врачей.
По мере развития медицины и технологии увеличивается известное расхождение между наукой и этикой. Несмотря на величайшие достижения науки, человеческая психология существенно не изменилась. Как верно отметил Б. Лаун, «художественное творчество вбирает в себя прошлое и продолжает его, научная истина ниспровергает то самое прошлое, из которого она вышла» [9].
Рафинированный прагматизм в работе врача, его стремление «добыть» диагноз напрямую с помощью современной технологии обречены на неудачи. Отметим, кстати, что при всех достижениях медицинской науки и ее технологической оснащенности количество диагностических и лечебных ошибок по меньшей мере не уменьшается. Можно полагать, что причиной такого парадокса является снижение мотивации врачей к внимательному, доброжелательному и профессиональному общению с больными. Недаром все чаще говорят о дегуманизации и даже «ветеринаризации» современной медицины [10].
В связи с изложенным можно полагать (и это подтверждается педагогической и клинической
практикой авторов), что литература и искусство могут в значительной степени повысить духовность и душевность врача, его способность к эмпатии, к пониманию психологии пациента, его потаенных тревог и сомнений. Образованный и культурный врач всегда видит в пациенте личность, а не биологический объект, подлежащий исследованию и «ремонту».
Одним из тех, кто начал преподавать будущим врачам литературу и философию, был Норманн Ка-зинс, известный американский журналист и публицист. Н. Казинса волновало то, что студенты не считали литературу и искусство нужными предметами, изучение которых важно для будущей врачебной работы. «В результате получается, что большинство студентов-медиков прекрасно обучены, но плохо образованы. Чаще всего о них потом говорят, что они больше знают о болезнях, чем о людях. Техника подчиняет себе все» [9].
Многие прогрессивные ученые Запада пишут о тревожной тенденции в подходе к организму человека, когда он воспринимается не как единое целое, а как «комплекс», состоящий из отдельных систем и органов.
Н. Казинс подчеркивает, что древние врачи интуитивно отдавали себе отчет в цельности человеческого организма и взаимодействии всех его органов.
Искусство играет очень важную роль в формировании личности врача, в его профессиональной деятельности. Немалую роль в формировании личности врача играет музыка. Французский писатель Ромен Роллан, анализируя сонаты Бетховена, пишет: «Диалектика музыкальной речи послужила остовом для художественной формы, ясной, логической, волевой, как классическая трагедия. Подобно тому, как форма готического храма заключает в себе пламя миллионов угасших жизней, так и целый возраст европейского духа, весь XIX в., заключен под видом сонатной формы, которую Бетховену дано было обессмертить» [11].
Идеями гуманизма пронизаны слова великого русского композитора П.И. Чайковского: «Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору» [11].
Известный хирург С.О. Юдин в своей книге «Размышления хирурга» большое внимание уделяет вопросам искусства и его значению для врачебной профессии. «Настоящий врач не может работать плодотворно, ограничивая себя рамками узкого профессионализма. Перед особо трудными операциями я привык у себя в кабинете перелистывать партитуру шестой симфонии Чайковского. Как прогулки и спорт совершенно необходимы для сохранения физического здоровья и сил, так театр, концерты, музеи и художественные выставки нужны для
освежения духовных запросов и для той духовной гимнастики, без которой понизятся и атрофируются творческие способности» [11]. Н.И. Бурденко любил перед сложной операцией слушать произведения Беллини или Бетховена — это помогало ему оперировать «с необычайной внутренней ясностью и сосредоточенностью» [11].
Как научная, так и практическая медицина имеет гуманную цель — избавить человечество от болезней, от страданий, способствовать более совершенной и счастливой жизни человека на земле.
По словам С.А. Ефименко, «именно личные качества врача, его отношение к пациенту как к личности, обладающей определенными социальными и психологическими потребностями, позволяют, в конечном счете, лечить более эффективно» [12].
Богатые сокровища в области литературы, искусства способны расширить кругозор врача. Разделяя точку зрения Э. Старобинского о том, что если специалист прочитывает 1—2 специальные книги в мес., то отдача от него в 3—4 раза больше, чем от того, кто не заглядывает в книгу, мы опросили 46 аспирантов, обучающихся по программе «Преподаватель высшей школы». Тема: «Мое любимое изречение, принцип, правило, заповедь, поговорка, предписание, кредо». Получили следующие результаты.
Таблица
Распределение ответов аспирантов на опрос по теме: «Мое любимое изречение, принцип, правило, заповедь, поговорка, предписание, кредо»
№ Тематика Высказались % Всего опрошено
1 Медицинская 7 15
2 Наука 12 26
3 Чувства: молодость, душа, любовь 7 15 в о т н а р и
4 Жизнь, смысл, путь 6 13
5 Жизнеутверждающие 7 15 п с а 6
6 Пессимистические 3 7 4
7 Материалистические 1 2
8 Не высказались 3 7
Среди опрошенных обучающихся наблюдается явное преобладание высказываний о науке: «Дорога из тысячи шагов начинается с первого шага», «Хирург должен иметь зрение орла, силу льва, и женское сердце», «Грамм признания стоит килограмма работы»). Медицинская тематика представлена в два раза меньше («Хочешь быть умным — научись разумно расспрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда
Рис. Предпочтения аспирантов по тематике высказываний: «Мое любимое изречение, принцип, правило, заповедь, поговорка, предписание, кредо»
тебе нечего сказать»). Столько же жизнеутверждающих высказываний и выражений чувств: «Любви все возрасты покорны», «Лови момент» и др. Чуть меньшее количество обучающихся задумывается о жизни. Все большее количество аспирантов и преподавателей «меняются вместе с меняющимся временем». Самые материалистически настроенные обучающиеся считают, что 5 долларов лучше, чем 3 доллара. Отдельные респонденты высказали мнение, о том, что «лучше иметь 100 друзей, чем 100 руб». Из этого исследования можно сделать вывод, что 33 человека оказались в науке не случайно, занимаются самообразованием.
В этом контексте особо необходимо подчеркнуть, что, несмотря на все более технизирован -ную профессиональную деятельность врача, не происходит вытеснение творческого содержания в деятельности врача, так как современная техника открывает перед ним новые, более глубокие пласты мастерства [13].
Созданное одним из авторов двухтомное издание «Медицина из глубины веков до наших дней. Антология высказываний» [5] является дополнительным источником для повышения культурно-образовательного уровня будущих врачей и преподавателей, а также может быть использовано как дополнительное учебное пособие.
В заключение приведем блестящую по форме, глубокую по содержанию и эмоциональному накалу своеобразную молитву Н. Казинса о даровании студентам и врачам высоких душевных качеств: «Я молю Бога, чтобы студенты-медики никогда не давали своим знаниям стать помехой в их общении с больными. Я молю Бога, чтобы никакие технические чудеса не отвращали их в случае необходимости от простых средств из старенького доктор-
ского чемоданчика. Я молю Бога, чтобы, входя к больному, они помнили не о расстоянии от двери до постели, а о расстоянии от глаз больного до своих. Кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая, которая важней всего, когда врач склоняется над одиночеством больного, над его страхом, болью и тем всепоглощающим ощущением смертности, которая исходит от всего неведомого, когда рука врача на плече больного охраняет больного от мрака. Пусть студенты-медики придают огромное значение науке, но пусть они не забывают, что наука их такова, что она лучше всего действует в сочетании с их искусством, а это искусство — основа их профессии. В конечном счете, ценность медицины зависит от степени уважения медика к человеческой душе» [9].
Список литературы
1. Рогачев В. Русская классика на службе американской медицины // http//www.rusedina.org.
2. Нисензон Б. Мысли о врачевании // Газета «Еврейский мир», 11.08.2004. — Сан-Франциско.
3. Чазов Е.И. Очерки диагностики. — М., 1988.
4. Лихтенштейн Е.И. Помнить о больном. — Киев, 1978.
5. Сокол А.Ф. Медицина из глубины веков до наших дней. Антология высказываний. — Т. 1—2. — Беер-Шева, 2012.
6. Казинс Н. Врачующее сердце (пер. с англ. яз.) // Иностранная литература. — 1985. — № 7.
7. Групмэн Д. Как думают доктора? (пер. с англ. яз.). — М., 2008.
8. Лаун Б. Утерянное искусство врачевания (пер. с англ. яз.). — М., 1998.
9. Лаун Б. Предисловие к книге Н. Казинса «Врачующее сердце» (пер. с англ. яз.) // Иностранная литература. — 1985. — № 7.
10. Эльштейн Н.В. Врач, больной, время. — Таллин, 1983.
11. Ермаков В.В., Сырцова Л.Е. Роль искусства в воспитании нравственных и эстетических качеств медицинских работников. — М., 1984. — С. 10-16.
12. Ефименко С.А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / Под ред. Решетникова А.В. Монография. — М.: Здоровье и общество, 2005. — С. 23-24.
13. Шурупова Р.В., Макарова И.И. Преподаватель медицинского вуза: творчество и профессиональное самообразование. — М.: ООО «НП "Объединение участников профессиональной деятельности в сфере здравоохранения "Право в здравоохранении"», 2012. — С. 225-227.