Научная статья на тему 'Значение курса «Социальная экология» в системе профессионально-экологического образования'

Значение курса «Социальная экология» в системе профессионально-экологического образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ / БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА / СРЕДА / ПОТРЕБНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ / СТРЕСС / ЗДОРОВЬЕ / ЭКОЛОГИЯ ЖИЗНЕННОЙ СРЕДЫ / НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НООСФЕРА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Светлана Владимировна

В статье описывается значение курса «Социальная экология» в системе профессионально-экологического образования. В курсе рассматривается широкий спектр научно-междисциплинарных и общественно-политических проблем, что делает экологическое образование важным фактором формирования у будущих специалистов этико-когнитивного отношения к среде обитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ECOLOGY COURSE AND ITS ROLE IN THE PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION

The article explores importance of “Social ecology” course in the professional environmental education. The course deals with wide range of interdisciplinary and sociopolitical issues, reinforcing role of environmental education in the development of ethical attitude towards environment in future professionals.

Текст научной работы на тему «Значение курса «Социальная экология» в системе профессионально-экологического образования»

УДК 378

С.В. ОСИПОВА, к. пед. н., доцент НГПУ им. К.Минина, e-mail: osipova.eco@gmail.com

ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

S.V. Osipova

SOCIAL ECOLOGY COURSE AND ITS ROLE IN THE PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION

В статье описывается значение курса «Социальная экология» в системе профессиональноэкологического образования. В курсе рассматривается широкий спектр научномеждисциплинарных и общественно-политических проблем, что делает экологическое образование важным фактором формирования у будущих специалистов этико-когнитивного отношения к среде обитания.

Ключевые слова, социальная экология, биосоциальная природа человека, среда, потребности, механизмы адаптации, стресс, здоровье, экология жизненной среды, нравственный аспект взаимоотношения человека и природы, экологическая культура, ноосфера, устойчивое развитие.

The article explores importance of “Social ecology” course in the professional environmental education. The course deals with wide range of interdisciplinary and sociopolitical issues, reinforcing role of environmental education in the development of ethical attitude towards environment in future professionals.

Keywords: social ecology, biosocial nature of the human, environment, needs, adaptive mechanisms, stress, health, ecology of the environment, ethical aspect of the human-nature interaction, ecological culture, noosphere, sustainable development.

На современном этапе существования человечества обострились проблемы, связанные с ограниченностью всех главных ресурсов Земли и усилением техногенного давления на природу [4].

За годы технического прогресса возрастает количество и мощь машин, которые оставляют после себя все больше отходов, а такие человеческие качества, как доброта, сострадание, нравственность, ответственность угасают.

Следует также отметить, что цивилизованное общество - это общество научнотехнических достижений. В таком обществе преобладает умственный труд, и известно, что после физического труда утомление «задерживается» в человеческом организме на 3-4 дня; после напряженного умственного труда - на 10-12 дней [2].

Таким образом, человеческий организм в такой ситуации находится в состоянии угрозы психосоматического слома.

Глобальное здоровье человечества формируется в социуме, в экосистемах, где современные люди испытывают различные нагрузки (физические, психические и пр.). Подобные проблемы относятся к научно-междисциплинарным и общественно-политическим

[9].

В 21 веке главной мировой целью становится сохранение здоровья и жизни человечества в период сложной экологической ситуации [5].

Великий ученый, геохимик, автор трудов по философии естествознания В.И. Вернадский писал, «Мы живем в небывало новую, геологически яркую эпоху. Человек своим трудом и своим сознательным отношением к жизни перерабатывает земную оболочку

- геологическую область жизни, биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние. его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу» [3].

В наше время учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере стало основой экологической стратегии человечества, от которой зависит его будущее.

Ученый Н.Н. Моисеев в экологическом императиве отмечает, что нравственная позиция в отношениях человека и природы должна быть прежде всего гуманистической, имеющей в качестве приоритета как благо для человечества, так и благо природы [1].

Следует отметить, что нравственность всегда была уязвимым местом всех социальных программ.

И очевидно, что экологическое образование - та сила, которая позволит формировать гуманность, нравственность, ответственность у будущих специалистов и реализовать стратегию устойчивого развития.

В данной ситуации важное значение в системе профессионально-экологического образования имеет курс «Социальная экология».

В курсе «Социальная экология» отражается новое направление междисциплинарных исследований, оформившихся на стыке естественных (география, биология, физика, экология, химия) и гуманитарных (социология, культурология, история, психология) наук [8].

Практика показывает, что наблюдается тенденция роста заинтересованности общественности в экологической информации.

Курс «Социальная экология» состоит из шести модулей:

Модуль 1 «Предмет социальной экологии и ее отношение к другим наукам» -позволяет понять сущность предмета и задачи социальной экологии; познакомиться с историей развития науки; осознать значение экологической культуры для каждого гражданина.

В модуле 2 «Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты» рассматривается человек как биосоциальное существо; многоаспектность и иерархичность понятия «человек»; среда человека и ее элементы.

В модуле 3 «Взаимоотношение общества и природы в истории цивилизации» изучаются различные подходы к построению периодизации процесса взаимоотношений общества и природы; идея ноосферы; концепция устойчивого развития.

Содержание модуля 4 «Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения» знакомит студентов с глобальными проблемами человечества; способствует осознанию роли и места человека в социоприродной среде; формирует ответственное отношение к среде обитания.

Модуль 5 «Экология жизненной среды» знакомит студентов с элементами среды жизни человека; способствует осознанию потребностей человека как источника активности личности; знакомит с основами экологии человека; способствует осознанию правила ортобиоза (разумного образа жизни), соблюдение которого продлевает человеческую жизнь и облегчает людям проявление высших способностей своей души.

Именно здоровье придает жизни радость, и его сбережение - долг каждого гражданина. Необходимо знать гигиену жизни и труда, так как это условие личного самосохранения и общественного прогресса [7].

Содержание модуля 6 «Элементы экологической культуры» формирует нравственно -экологический потенциал будущих специалистов, способствует повышению уровня компетентности в вопросах социальной экологии; формирует этико-когнитивное отношение к природе.

Курс «Социальная экология» позволяет:

- осознать, что основным механизмом жизнедеятельности людей является живая взаимосвязь как с членами социума, так и с природой;

- осознать взаимосвязь состояния среды обитания как на уровне здоровья индивида, так и на уровне глобального здоровья человечества;

- осознать значение глобальных экологических проблем для сохранения жизни на планете;

- формировать экологическую культуру будущих специалистов, что позволит продлевать человеческую жизнь и проявлять высшие нравственные способности своей души.

И в заключение приводим высказывание ученого Н.М. Мамедова: «...подготовка экологически грамотных специалистов самого разного профиля предотвратит человечество от экологической катастрофы» [6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова, Т.А. Экология / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.

2. Быков, А.А. Проблема анализа безопасности человека, общества и природы / А.А. Быков, Н.В. Мурзин. - СПб.: Наука С.-Петерб. изд. фирма, 1997.

3. Вернадский В.И. Биосфера / В.И. Вернадский. - М.: Мысль, 1993.

4. Федеральный закон №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. - 2002. -12 февраля.

5. Закон РФ «Об экологической безопасности». - М., 1995.

6. Мамедов, Н.М. Экология и техника (проблемы оптимальной ориентации технического развития) / Н.М. Мамедов. - М.: Знание, 1989.

7. Реймерс, Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы) / Н.Ф. Реймерс. -М.: Россия молодая, 1994.

8. Старов, В.А. Социальная экология: учеб. пособие для высш. пед. уч. завед. / В.А. Старов, В.В. Пустовойтов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 280 с.

9. Экология и жизнь //Научно-популярный журнал. - 2012. - № 10-12.

© Осипова С.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.