Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 1 (54). С. 106-109.
УДК 347.4
DOI 10.25513/1990-5173.2018.1.106-109
ЗНАЧЕНИЕ КРЕДИТОРСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
THE VALUE OF CREDITOR'S LIABILITIES IN THE SPHERE OF PROTECTION
OF CONSUMER'S RIGHTS
Э. А. ГУРОВА (E. A. GUROVA)
Рассматриваются кредиторские обязанности в сфере защиты прав потребителей, а также последствия их неисполнения. Автор приходит к выводу о том, что такие обязанности могут встречаться в различных областях жизни общества, при этом их правовое регулирование не ограничивается Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ключевые слова: обязательство; кредитор; должник; кредиторские обязанности; обязательственное правоотношение; потребитель.
The article considers creditor's liabilities in the sphere of protection of consumer's rights and legal consequences of failure to perform such liabilities. The author concludes that there are creditor's liabilities in different areas of social life and their legal regulation is not limited to the Civil Code of the Russian Federation. Key words: obligation; creditor; debtor; creditor's liabilities; obligations legal relationship; consumer.
В законодательстве и в науке гражданского права кредиторским обязанностям (не изменяющим статус кредитора как упра-вомоченной стороны на статус должника) уделяется недостаточное внимание, что приводит к неопределённости представления об их правовой природе и о границах той области обязательственно-правовых отношений, в содержании которых присутствует этот дополнительный элемент.
В Гражданском кодексе Российской Федерации [1] (далее - ГК РФ) встречаются упоминания об обязанностях кредитора. В частности, о наличии такого элемента содержания обязательственного правоотношения свидетельствует установление законодателем в нормах об отдельных видах договоров (см. ст. 718, 750, 761, 1031 ГК РФ), а также в общих положениях об обязательствах (п. 3 ст. 307 ГК РФ) обязанности сторон оказывать друг другу необходимое содействие. Поскольку кредиторские обязанности главным образом исполняются посредством
оказания кредитором содействия должнику, что отмечается и в литературе [2], можно говорить о том, что согласно действующей редакции ГК РФ законодатель признал, что такие обязанности могут быть характерны для любого вида гражданско-правового обязательства, а не только для обязательств в рамках определённых договоров, в отношении которых обязанность по оказанию содействия прямо установлена.
В то же время большее внимание в ГК РФ уделено кредиторским обязанностям в рамках подрядных правоотношений. Е. И. Орешин и И. И. Суспицына предполагают, что это связано с длительностью и сложностью таких отношений, ввиду чего предусмотреть в законе или договоре многообразие возможных практических ситуаций крайне затруднительно, чем и обусловливается необходимость более активного участия кредитора в обеспечении надлежащего исполнения обязательства. При этом авторы отмечают следующее: «...подобные характеристики могут
© Гурова Э. А., 2018
быть у многих продолжительных договорных отношений, предполагающих тесное взаимодействие сторон, например отношения по дилерским договорам, договорам поставки продуктов питания в сеть магазинов, договорам аренды площадей в торговых центрах, договорам синдицированного кредита» [3].
Согласимся с тем, что кредиторские обязанности могут присутствовать в отношениях, возникающих из различных договоров, а не только из договоров подряда, однако такие характеристики, как длительность и сложность, на наш взгляд, не являются условиями, определяющими наличие в содержании обязательства кредиторских обязанностей. Полагаем, что они могут присутствовать в обязательствах, возникающих в любых областях хозяйственной жизни общества, в том числе в сфере защиты прав потребителей.
Согласно Закону Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» [4] (далее - Закон № 2300-1) под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
На практике встречаются случаи, когда у потребителя как у кредитора, помимо прав, имеются также и кредиторские обязанности. В Законе № 2300-1 прямо о кредиторских обязанностях не говорится, но их наличие в правоотношении предполагается. Так, п. 3 ст. 7 Закона № 2300-1 предусмотрено, что продавец (исполнитель) обязан довести до сведения потребителя специальные правила, указанные изготовителем (исполнителем) в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать эти правила. В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона № 2300-1 информация о товарах (работах, услугах), предусмотренная п. 2 ст. 10 Закона № 2300-1, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, марки-
ровкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Обычно ознакомление с соответствующими правилами и их соблюдение остаются на усмотрение потребителя (т. е. являются его правами), поскольку продавец (исполнитель) обязан лишь довести необходимую информацию до сведения потребителя, но не может заставить его с ней ознакомиться. Тем не менее, ввиду того, что нарушение потребителем соответствующих правил имеет существенное значение в разрешении вопроса об ответственности изготовителя (продавца, исполнителя), полагаем, что из приведённых выше обязанностей изготовителя (продавца, исполнителя) вытекают соответствующие кредиторские обязанности потребителя - по ознакомлению с соответствующими правилами или иной информацией, связанными с безопасностью использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки или утилизации, и по их соблюдению.
Следует отметить, что исполнение указанных кредиторских обязанностей выходит за рамки оказания содействия должнику в надлежащем исполнении обязательства, так как обязательство должника (изготовителя (продавца, исполнителя)) уже считается исполненным (товар передан покупателю, необходимые сведения предоставлены). В то же время негативные последствия неисполнения потребителем кредиторских обязанностей, возникших в рамках конкретного договора, могут наступить и за пределами договорных отношений, а факт неисполнения таких обязанностей влечёт применение специальных правил об освобождении изготовителя (продавца, исполнителя) от ответственности.
Так, ст. 1098 ГК РФ предусматривает, что продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения. Аналогичные положения установлены в п. 4 ст. 13 и п. 5 ст. 14 Закона № 2300-1.
Применение названных норм в случае нарушения потребителем кредиторской обязанности по соблюдению соответствующих правил подтверждается и судебной практи-
Э. А. Гурова
кой. В частности, по одному из дел истец обратился в суд с иском к АО «Связной Логистика» о взыскании стоимости смартфона, компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от присуждённых сумм. В апелляционном определении суд отмечает, что, если покупатель, даже в период гарантийного срока, нарушил правила пользования товаром и продавец доказал это обстоятельство, последний освобождается от ответственности, предусмотренной законодательством о защите прав потребителей. Из заключения специалиста следует, что причиной возникновения в смартфоне истца недостатков является дефект приобретённого характера в результате нарушения правил эксплуатации. В связи с этим суд апелляционной инстанции отменил решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 20 марта 2017 г. и отказал в удовлетворении исковых требований [5]. Подобные ситуации отражены и в других судебных актах [6].
В литературе и на практике нередко возникают вопросы, касающиеся вины потребителя. Так, Д. Н. Давтян-Давыдова, рассматривая основания, исключающие возмещение вреда, причинённого вследствие недостатков товаров, работ, услуг, приводит позицию А. Р. Товмасяна, который считает, что нарушение соответствующих правил потребителем должно быть виновным, поскольку изготовитель (продавец, исполнитель) несёт ответственность независимо от наличия своей вины, в связи с чем случайное нарушение правил потребителем не должно освобождать изготовителя (продавца, исполнителя) от ответственности. Д. Н. Давтян-Давыдова, оспаривая данную точку зрения, отмечает следующее: «. обстоятельство, освобождающее от ответственности, законом не связывается с виновным характером нарушения правил пользования или хранения» [7], с чем можно согласиться, поскольку виновный характер поведения потребителя ставит под сомнение его добросовестность, а следовательно, влечёт применение иных последствий (ст. 10 ГК РФ).
На основании изложенного приходим к следующим выводам. Кредиторские обязанности могут прямо не указываться ни
в законе, ни в договоре, тем не менее их наличие в правоотношениях предполагается и они косвенно воздействуют на достижение цели обязательственного правоотношения. Причём это касается очень широкого круга общественных отношений - от обязательств по договору подряда до сферы защиты прав потребителей. Значение кредиторских обязанностей связано тем, что их исполнение или неисполнение определяет разрешение вопроса об ответственности должника. Например, продавец (исполнитель) как должник исполнил свои обязательства, но цель правоотношения, а именно удовлетворение потребителем своих потребностей за счёт потребительских свойств товара (работы, услуги), не достигнута (товар вышел из строя или его использование причинило вред). Вопрос об ответственности в данном случае будет разрешаться в зависимости от причины наступления негативных последствий: если должник исполнил обязательство надлежащим образом (передал покупателю товар, соответствующий требованиям о качестве, предоставил необходимую и достоверную информацию, довёл до сведения специальные правила пользования, хранения или транспортировки товара), а потребитель нарушил специальные правила, что и повлекло соответствующие негативные последствия, должник освобождается от ответственности.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
2. См.: Кулаков В. В. О кредиторских обязанностях // Вестник Тверского государственного университета. - 2013. - № 36. - С. 56. См. также: Трофимов В. В. Принцип взаимности как основное начало договорного права: теоретическое конструирование // Lex Russica. -М. : Изд-во МГЮА, 2009. - № 6. - С. 1388.
3. Орешин Е. И., Суспицына И. И. Принцип содействия сторон в исполнении обязательства: советский анахронизм или эффективный правовой инструмент? // Закон. - 2012. - № 11. -С. 133.
4. СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
5. См.: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 28 июня 2016 г. по делу № 33-10679/2016. - Документ опублико-
ван не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс ».
6. См.: Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 1 июня 2016 г. № 33-9908/2016. - Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 3 июля 2017 г. по делу № 33-8616/2017.
Документ опубликован не был. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. См.: Давтян-ДавыдоваД. Н. Основания, исключающие возмещение вреда, причинённого вследствие недостатков товаров, работ, услуг // Вестник ВолГУ Сер. 5, Юриспруденция. Вопросы частноправового регулирования: история и современность. - 2016. - № 3 (32). -С. 98-99.