Научная статья на тему 'Значение корпоративной культуры в организации'

Значение корпоративной культуры в организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1985
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ПЕРСОНАЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ / PERSONNEL MANAGEMENT / CORPORATE CULTURE / PERSONNEL / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марченко О. В.

Раскрывается основная значимость корпоративной культуры в организации. Определены элементы корпоративной культуры, дан критический анализ мнений учёных на определение сущности понятия «корпоративная культура». Наличие корпоративной культуры в организации вносит позитивный вклад в достижение экономической и социальной эффективности деятельности любого субъекта экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the main importance of corporate culture in the organization. Elements of corporate culture are defined, the critical analysis of opinions of scientists on definition of essence of concept of "corporate culture"is given. The presence of corporate culture in the organization makes a positive contribution to the achievement of economic and social efficiency of any economic entity

Текст научной работы на тему «Значение корпоративной культуры в организации»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 316.354 О. В. МАРЧЕНКО

ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ

Раскрывается основная значимость корпоративной культуры в организации. Определены элементы корпоративной культуры, дан критический анализ мнений учёных на определение сущности понятия «корпоративная культура». Наличие корпоративной культуры в организации вносит позитивный вклад в достижение экономической и социальной эффективности деятельности любого субъекта экономики.

Ключевые слова: управление персоналом, корпоративная культура, персонал, организация.

Существует множество определений термина «корпоративная культура». Занковский А. Н. определяет корпоративную культуру как «своего рода программное обеспечение сознания, как ценностно-смысловое поле, способное задавать направленность поведению и деятельности» [8, с. 9].

По мнению Михайлиной С. А., «корпоративная культура - это комплекс тех необходимых знаний, навыков, верований, а также разделяемых данным кругом профессионалов ценностей и норм поведения, которые формируются в ходе совместной деятельности членов организации для достижения общих целей и позволяют им действовать взаимоприемлемым образом, исполнять значимые для них роли» [14, с.18]. Указанные определения не противоречат друг другу, так как корпоративная культура, действительно, создаёт контекст взаимодействия между людьми, работниками, определяя его характер, атмосферу и предпочтительные модели общения.

Особенности корпоративной культуры:

1. Корпоративная культура существует в любой организации.

Иногда приходится слышать: «Создайте нам корпоративную культуру!» или «У нас нет корпоративной культуры», а иногда «и не нужна она нам!» Это ошибка, корпоративная культура существует в любой организации - всегда и везде, где есть люди, создающие в процессе взаимодействия определённую социальную среду, причём независимо от пожеланий и мнений руководства. Отсутствие внимания к этим вопросам со стороны руководства компа-

© Марченко О. В., 2018

нии не означает отсутствие корпоративной культуры как таковой. Либо вы пытаетесь ею управлять (или хотя бы как-то повлиять на неё в интересах бизнеса, что очень сложно, но возможно), либо она будет оказывать внешне незаметное, но мощное и постоянное влияние на ваш бизнес.

2. Корпоративная культура нематериальна.

Для многих российских бизнесменов-

прагматиков признание наличия в их бизнесе некой нематериальной, неизмеримой (а, значит, с трудом поддающейся влиянию) составляющей очень бесполезно и зачастую просто неприемлемо. На самом же деле результаты деятельности любой организации необходимо связывать с корпоративной культурой организации, поскольку она является важнейшим системообразующим фактором производства.

3. Корпоративная культура неизмерима в количественных показателях, не может быть формализована и предписана декларативно.

Попытка руководства изложить свои взгляды и ожидания в письменной форме чаще всего не обеспечивает желаемую корпоративную культуру, хотя может выглядеть красиво и убедительно. Не надо надеяться, что описание желаемой поведенческой модели заставит людей следовать ей, если выработанная годами модель совершенно иная. На неё влияют неформальные процессы, мифы и неписанные ритуалы, которые существуют в каждой организации и о которых руководители могут даже не догадываться.

4. Корпоративная культура является фактором мотивации.

Практически во всех современных теориях мотивации вопросы взаимодействия людей приобретают ключевое значение, а понятие корпоративной культуры создаёт контекст

такого взаимодействия, определяя его характер, атмосферу и предпочтительные модели общения. Здесь мы считаем важным не столько тип корпоративной культуры, сколько совпадение с ожиданиями сотрудников, их индивидуальными ценностями, мировоззрением, убеждениями.

Так, например, одно и то же явление в одной организации считается «стукачеством», «доносительством» и подлежит общественному порицанию, а в другой называется «своевременной информацией», «корректирующей обратной связью», «предотвращением ошибок», т. е. поощряется и входит в обычную практику. Очевидно, что сотрудники, привыкшие к одной модели поведения, не приемлют другую.

5. Корпоративная культура индивидуальна и неповторима.

Корпоративная культура в каждой организации индивидуальна именно потому, что складывается из множества особенностей, присущих именно ей. Это и сложившийся тип взаимодействия между людьми, и внутренние процессы, и поощряемые/неприемлемые сценарии поведения и т. д. То, что принято в одной организации, бывает абсолютно неуместно в другой. Здесь кроются причины неудач многих менеджеров (прежде успешных) при переходе на новую работу. Центральным вопросом здесь является не доминирующий в организации тип корпоративной культуры, а степень её соответствия целям и задачам всей компании.

По мнению Кибанова А. Я., управление корпоративной культурой, т. е. формирование культуры, которая была бы эффективна с точки зрения достижения целей организации, предполагает ряд этапов.

1 этап - выработка (уточнение) миссии организации, формирование желательных характеристик организационной культуры - основных целей и ценностей, норм и образцов поведения;

2 этап - изучение существующей организационной культуры - доминирующих в ней ценностей, норм и образцов поведения;

3 этап - определение степени соответствия сложившейся и желательной культуры. Выявление позитивных и негативных ценностей, норм и образцов поведения;

4 этап - разработка организационных мероприятий, направленных на формирование, развитие или закрепление желательных ценностей и образцов поведения;

5 этап - целенаправленное воздействие на организационную культуру с целью устранения негативных ценностей и моделей поведения;

6 этап - оценка успешности воздействия на

организационную культуру и внесение изменений.

Элементы корпоративной культуры образуют культурную конфигурацию. Через их содержание корпоративная культура выражает ощущение общего стиля, обеспечивает гибкость, процветание и стабильность организации.

Рассмотрим основные элементы

корпоративной культуры.

Символы - это объекты, действия или события, которые имеют смысл для окружающих. Символы, связанные с корпоративной культурой, доносят до людей важнейшие ценности организации.

Герои - люди, олицетворяющие собой дела, подвиги, характер или атрибуты корпоративной культуры, образцы личности, подражать которым стремится большинство сотрудников организации.

Ритуалы - это основанные на происходивших в компании реальных событиях, часто повторяемые повествования, известные всем сотрудникам организации. Обычно они выражают в неявной форме основные ценности корпоративной культуры.

Церемонии - особые плановые мероприятия, проводимые ради всех присутствующих. Церемонии проводятся для того, чтобы привести собравшимся сотрудникам наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Это особые мероприятия, призванные укрепить веру работников в ценности компании, способствовать их объединению, предоставить сотрудникам возможность принять участие в важном событии, приветствовать корпоративных героев. Церемония может представлять собой вручение премии или награды. Главное - на таких церемониях подчеркивается мысль, что за хорошую работу человек получает достойную награду. Хотя, награждение можно проводить и по-иному, например, отправить приз или награду на дом сотруднику. Но в этом случае не может быть и речи об общественной значимости события, как для награждаемого работника, так и для остальных сотрудников.

Часто возникающие проблемы в коллективе зачастую зависят от корпоративной культуры и её организации. Неправильно подобранная корпоративная культура может привести к ухудшению климата в компании между сотрудниками, а также к некачественному выполнению трудовых обязанностей и даже к текучести кадров.

Целью корпоративной культуры является то, что она даёт возможность сотрудникам укрепить внутренний дух к работе с коллективом,

а также помогает повысить потенциал всех сотрудников и каждого в отдельности. Корпоративная культура даёт понять сотрудникам, что они важны для организации, чтобы у них появилось желание приносить прибыль компании и себе, в том числе [1].

Корпоративная культура создаёт ощущение идентичности всех членов организации, гарантирует гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов.

Вследствие этого для менеджеров так важно изучать основные признаки, функции, элементы, принципы формирования и методы поддержания корпоративной культуры, и использовать эти знания в практической деятельности для достижения целей в своей организации и благоприятного климата [2].

Корпоративная культура зарождается с компанией и процветает вместе с ней. О правильно организованной корпоративной культуре можно судить по её сотрудникам, ведь благополучно выстроенная атмосфера компании сказывается на психофизиологическом климате её членов и на престижи, успехе и прибыли организации. Так что можно сказать, что корпоративная культура для организации является важной и неотъемлемой частью.

Корпоративную культуру можно считать внутренним кодом любого предприятия, который знают только сотрудники данной компании. Это, своего рода совокупность ценностей, устоев и этических норм, принятых для данной группы людей. Она уникальная для каждой компании, тем самым выделяя её из толпы [3].

Корпоративная культура - это совокупность ценностей, норм, мнений, которые отражаются в поступках сотрудников на всех уровнях предприятия и образуют индивидуальный кодекс поведения в компании. Корпоративная культура даёт людям возможность отождествлять себя с предприятием, воспитывает чувство приверженности, ответственности за всё происходящее, осознание важности коммуникаций, создаёт основу для стабильности, экономит средства предприятия и увеличивает капитализацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брэддик К. Менеджмент в организации. -Москва, 2015. - С. 240.

2. Вершигорова Е. Е. Менеджмент. - Москва, 2013.- С. 168.

3. Валового Д. В Социальный менеджмент: учебник для вузов / под ред. Д. В. Валового. -Москва : Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012. -268 с.

4. Маркетинг: учебник / под ред. А. Н. Романова. - Москва : ЮНИТИ, 2012. - 223 с.

5. Маслова Т. Д., Божук С. Г., Ковалик Л. Н. Маркетинг: краткий курс: учеб. пособие. -Санкт-Петербург : Питер Ком, 2014. - 198 с.

Марченко Олеся Владимировна, магистрант Ульяновского государственного технического университета.

Поступила 26.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.