УДК 301 Ж.А. Табданова
Значение компьютерной математики в формировании профессионально-аналитической компетентности
будущих экономистов
В статье рассмотрены способы формирования профессионально-аналитической компетентности будущих экономистов в процессе преподавания математики.
Ключевые слова: компьютерная математика, профессионально-аналитическая компетентность.
ZA.A. Tabdanova
The importance of computer mathematics in the forming of professional-analytical competence of future economists
The article deals with the ways of forming professional-analytical competence of future economists while teaching computer mathematics.
Key words: computer mathematics, professional-analytical competence.
В настоящее время система общего и профессионального образования претерпевает коренные изменения, которые как никогда ранее ориентируют специалистов на творчество в профессиональной деятельности. Основная цель современного профессионального образования - это подготовка квалифицированного, компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда.
Анализ научных исследований в области теории и практики профессионального обучения показывает, что объективная потребность общества в социально адаптированных, мобильных и компетентных специалистах может быть обеспечена компетентностной направленностью системы образования.
В соответствии с требованиями нового государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) основным подходом к подготовке будущего специалиста становится компетентностный подход. В рамках этого подхода основной целью в процессе обучения в вузе становится формирование профессиональной компетентности будущего специалиста.
Ведущая роль компетентностного подхода в определении целей и содержания образования нашла отражение в работах отечественных педагогов А.К. Марковой, А.М. Новикова, А.П. Тряпицыной, А.В. Хуторского и их последователей. Анализ исследований по данной проблеме показывает, что под профессиональной компетентностью понимается единство теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность [3].
В условиях современной информационно-насыщенной социально-экономической среды одной из наиболее важных компетентностей экономиста является профессионально-аналитическая компетентность. Профессионально-аналитическая компетентность - это не только характеристика качества подготовки специалиста и способность находить, оценивать и использовать необходимую информацию, но и умение анализировать, структурировать информацию, владение специальными методами анализа информации, исследование и прогнозирование развития информационных процессов на основе формальных или полуформальных моделей для конкретной предметной области или профессиональной сферы.
Учитывая, что методы анализа экономических процессов и обучения математике имеют много общего, студенты - будущие экономисты при изучении математики и дисциплин общепрофессионального и специального циклов должны овладеть следующими интеллектуальными умениями и их составляющими:
• умением решать задачи (постановка вопроса, выделение нужной информации, анализ проблемной ситуации, выдвижение гипотезы);
Ж.А. Табданова. Значение компьютерной математики в формировании профессионально-аналитической компетентности будущих экономистов
• способностью к математическому моделированию (определение данных, условий и границ поиска решений, перевод проблемы на язык математики, применение адекватного математического аппарата, интерпретация решения);
• умением логически мыслить (дедуктивные и индуктивные умозаключения, комбинация логики и интуиции, выведение аргумента для вывода и заключений).
Формируя у студентов указанные умения, мы тем самым способствуем усвоению ими таких методов познания, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, которые лежат в основе технологии математического моделирования. Обучение студентов экономических вузов математическому моделированию экономических процессов способствует развитию умений алгоритмизировать рассуждения, что, в свою очередь, позволяет сформировать общий подход к исследованию экономических проблем и обеспечивает в будущей профессиональной деятельности нахождение согласованного решения в сложных ситуациях.
Моделирование является неотъемлемой составной частью деятельности современного экономиста, поэтому формирование умений и навыков математического моделирования, необходимых для изучения других учебных дисциплин, равно как и для овладения совокупностью компетенций, требующихся для будущей профессиональной деятельности, является одной из основных задач обучения математике студентов экономических вузов.
Сегодня педагоги-ученые сходятся во мнении, что при подготовке будущих экономистов следует акцентировать их внимание на обучение математическому моделированию и на практическом применении информационных технологий, подразумевающем в числе прочего формирование умений применения систем компьютерной математики в учебной деятельности.
Специальное программное обеспечение, получающее в настоящее время все более широкое распространение для решения математических задач, - это системы компьютерной математики (СКМ), которые представляют собой комплексы взаимосвязанных прикладных программ и системных средств, позволяющих решать задачи математического содержания.
К системам компьютерной математики относят следующие группы ПС: системы для численных расчетов; табличные процессоры; специализированные математические пакеты (в том числе статистические и эконометрические); программы построения графиков функций; универсальные математические системы.
Из перечисленных программных средств особый интерес представляют универсальные математические системы. Они включают в себя большинство функций других ПС, кроме того, содержат собственные, уникальные возможности, которые можно еще расширять благодаря встроенным языкам программирования.
Наиболее известными являются Derive, Mathcad, Maple, Mathematica, MatLab. Их отличительными чертами являются:
• наличие средств для проведения численных расчетов;
• возможность символьных (аналитических) вычислений практически по всем разделам
математики;
• возможность построения разнообразных графиков;
• наличие средств для создания научно-технических документов;
• возможность интеграции с другими ПС.
Охарактеризуем наиболее популярные из них математические пакеты.
Пакет Maple ориентирован на достаточно широкий круг пользователей. Задание алгоритма вычислений осуществляется записью на входном языке пакета соответствующих математических формул. При вводе сложных выражений это вызывает определенные затруднения.
Пакет MatLab - одна из старейших, тщательно проработанных и апробированных временем систем компьютерной математики, построенная на расширенном представлении и применении матричных операций (MatLab - MatrixLaboratory - матричная лаборатория). В настоящее время MatLab вышла за пределы специализированной матричной системы и является одним из наиболее
мощных математических пакетов, сочетающих в себе удобную оболочку, редактор, вычислитель и графический программный процессор.
Пакет Mathcad является мощной системой компьютерной математики, сочетающей в себе визуально ориентированный входной язык, удобный редактор текста и формул, численный и символьный процессоры. Пакет достаточно прост в изучении, а наличие большого числа электронных книг и «быстрых шпаргалок» существенно упрощает его применение для решения конкретных научно-инженерных задач.
Использование СКМ в образовательном процессе высшего учебного заведения способствует формированию у студентов знаний, умений и навыков в области как математики, так и информатики; поддержанию мотивации применения информационных технологий в профессиональной деятельности; развитию наглядно-образного, интуитивного, теоретического мышления, эстетического восприятия математических объектов, умений осуществлять экспериментальную деятельность. В результате использования СКМ в профессиональной подготовке у будущего специалиста формируется компетентность в области применения информационных технологий в профессиональной деятельности, в частности в области экономики.
Как показал наш опыт, компьютерный практикум позволяет студентам улучшить понимание причинно-следственных связей в экономике, наглядно увидеть связь математики с экономикой (что чрезвычайно важно для студентов, особенно на первых курсах), а также оценить значительные преимущества использования компьютерных технологий в решении математических и профессиональных задач. В ходе выполнения заданий студенты приобретают опыт исследовательской работы, планирования, прогнозирования, построения аналитических моделей, обработки результатов экспериментов. Все это приводит к повышению интереса у студентов как к математике, так и к общепрофессиональным и специальным дисциплинам, что в итоге положительно влияет на формирование профессионально-аналитической компетентности будущего экономиста.
Литература
1. Вербицкий А., Ларионова О. Гуманизация, компетентность, контекст - поиски оснований интеграции // AlmaMater (Вестник высшей школы). - 2006. - №5.
2. Носков М., Шершнева В. Компетентностный подход к обучению математики // Высшее образование в России. - 2005. - №4.
3. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - 221 с.
4. Юдина О. В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономического вуза средствами информационных технологий: дис. ...канд. пед. наук. - Самара, 2002.
Табданова Жаргалма Алексеевна, преподаватель, Бурятский государственный университет.
Tabdanova Zhargalma Alekseevna, teacher of Buryat State University.
Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, e-mail: [email protected]