Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ КНИЖКИ МДП ДЛЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ'

ЗНАЧЕНИЕ КНИЖКИ МДП ДЛЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильная перевозка груза / книжка МДП / транспортный документ / принципы / глобальная экономика / таможенная процедура / road freight / Carnet TIR / transport document / principles / global economy / customs procedure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М В. Зубакина, Л А. Чердакова

В условиях современного мира международные перевозки груза играют ключевую роль в глобальной экономике. В связи с этим в статье выявлена проблема урегулирования вопрос международной перевозки груза. Основным нормативно-правовым актом, который используется в данном вопросе, является Книжка МДП. Целью работы является исследование принципов, которые закреплены в Книжке МДП, ее цели и функции, а также изучение структуры основного международного документа в данной области. В статье будут выявлены основные задачи и особенности Книжки МДП, а также будут выявлены особенности важности данного документа в международной перевозке груза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE TIR CARNET FOR THE LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL ROAD TRANSPORT OF GOODS

In the modern world, international cargo transportation plays a key role in the global economy. In this regard, the article identifies the problem of resolving the issue of international cargo transportation. The main normative legal act that is used in this matter is the Carnet TIR. The purpose of the article is to study the principles that are enshrined in the Carnet TIR, its goals and functions, as well as to study the structure of the main international document in this field. The article will identify the main tasks and features of the Carnet TIR, as well as identify the features of the importance of this document in international cargo transportation.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ КНИЖКИ МДП ДЛЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ»

ЗНАЧЕНИЕ КНИЖКИ МДП ДЛЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

М.В. Зубакина, магистрант

Научный руководитель: Л.А. Чердакова, канд. юрид. наук, доцент

Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Иркутск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-2-162-165

Аннотация. В условиях современного мира международные перевозки груза играют ключевую роль в глобальной экономике. В связи с этим в статье выявлена проблема урегулирования вопрос международной перевозки груза. Основным нормативно-правовым актом, который используется в данном вопросе, является Книжка МДП. Целью работы является исследование принципов, которые закреплены в Книжке МДП, ее цели и функции, а также изучение структуры основного международного документа в данной области. В статье будут выявлены основные задачи и особенности Книжки МДП, а также будут выявлены особенности важности данного документа в международной перевозке груза.

Ключевые слова: автомобильная перевозка груза, книжка МДП, транспортный документ, принципы, глобальная экономика, таможенная процедура.

В условиях современного мира международные перевозки груза играют ключевую роль в глобальной экономике. Они организовывают связь между производителями и потребителями на различных континентах, способствуют глобализации мировых рынков и увеличению объемов грузовых потоков. К понятию «международная перевозка груза» (далее - МПГ) существует достаточное количество подходов. Так, в Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ) под МПГ понимается перевозка грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух различных государств [1].

В содержании Конвенции ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г. под рассматриваемым нами определением понимают «любую перевозку, при которой место отправления и место назначения идентифицируются как находящиеся в двух различных странах на момент, когда оператор принимает груз в свое ведение» [2].

Данные нормативные акты не только закрепляют понятие МПГ, но и являются значимыми документами для правового

регулирования международной перевозки груза. Не менее важным нормативным актом является Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, заключенная в Женеве в 1975 году. Система МДП была разработана для упрощения работы перевозчиков и предоставления таможенным органам международного механизма контроля, который может заменить традиционные национальные процедуры и защитить каждую страну от незаконного ввоза товаров. Согласно указанной выше Конвенции, международные транзитные операции проводятся только по одному документу - Книжке МДП, что значительно снижает риск предоставления недостоверной информации таможенным органам.

Работа над созданием транзитной системы с применением Книжки МДП началась под руководством Евразийской Экономической комиссии ООН после окончания Второй мировой войны. Первоначальная редакция Конвенции МДП была принята в 1959 году, вступив в силу в 1960 году. Вскоре первоисточник был доработан с учетом совершенствования технологий и техники, изменений в транспортных и таможенных регламентах. Обновленная версия, которая действительна и в настоящее время, была пересмотрена в 1975 году

и вступила в силу в 1978 году. Принятие данного документа значительно упростило, облегчило и ускорило процесс международных перевозок.

Транзитная система МДП основывается на 5 принципах [3]. Среди данных принципов выделяют:

1. Безопасность транспортных средств и контейнеров. Данный принцип заключается в том, что грузы необходимо транспортировать в контейнерах или грузовых отсеках транспортных средств, которые должны быть спроектированы так, чтобы предотвратить доступ к содержимому запломбированной части без оставления видимых следов вскрытия или повреждения таможенных печатей и пломб.

2. Международная гарантия. Каждое национальное объединение, которое представляет интересы транспортного сектора в государстве-участнике Конвенции МДП 1975 года и признано таможенными органами этого государства, обеспечивает уплату всех таможенных пошлин и налогов, которые могут возникнуть в случае выявления каких-либо нарушений операций по МДП на территории данной страны.

3. Взаимное признание мер таможенного контроля. Грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях. Однако с целью предупреждения злоупотреблений таможенные органы могут в исключительных случаях и, в частности, при наличии достаточных оснований в нарушениях производить обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, то есть досмотр. Данный принцип закреплен в статье 5 Конвенции МДП.

4. Контролируемый доступ. Доступ к процедуре МДП для национальных объединений, физических и юридических лиц и международных организаций, ответственных за эффективную организацию и функционирование международной системы гарантий, должен контролироваться, при необходимости, уполномоченными национальными органами или Административным комитетом МДП.

Последним, но не менее важным принципом, который является непосредственно основной темой данной статьи, является Книжка МДП, или Carnet TIR. Она представляет собой международный документ таможенного транзита, который выдаётся представляющей гарантию ассоциацией (Международный союз автомобильного транспорта), уполномоченной таможенными властями, и по которому перевозятся грузы в большинстве случаев с таможенными печатями и пломбами, в автотранспортных средствах и контейнерах в соответствии с требованиями Конвенция МДП [4]. Книжка МДП является подтверждением наличия международной гарантии.

Книжка МДП представляет собой сброшюрованные листы желтого и белого цвета в обложке, на которых указана подробная информация о грузе и все данные

0 перевозчике и маршруте перевозки. Согласно Конвенции МДП, Книжка МДП издается на французском языке, за исключением лицевой стороны обложки, где рубрики также представлены на английском языке. Протокол может быть напечатан на обратной стороне на любом другом языке, если это потребуется, помимо французского.

Книжка МДП состоит из:

1. обложки книжки МДП;

2. желтого грузового манифеста (не для таможенных целей);

3. парных белых и зеленых отрывных листков (с корешками);

4. протокола;

5. задней стороны обложки с отрывной частью.

Книжки МДП могут состоять из 6, 14 и 16 листов, каждая пара которых (1 белый,

1 зеленый) предназначается для одной операции МДП. Количество листов зависит от количества таможенных процедур, запланированных на маршруте перевозки груза.

К основным сведениям, которые включаются в Книжке МДВ следует относить:

1. номер книжки, а также сроки ее действия;

2. наименование гарантийного объединения, который осуществляет выдачу книжки;

3. информация о держателе, включая личный идентификационный номер;

4. печать и подпись объединения;

5. страну отправления, а также страну назначения;

6. регистрационный номер транспортного средства, которое осуществляет перевозку груза;

7. идентификационный номер контейнера, при условии осуществления груза перевозки в нем;

8. номер свидетельства о допущении транспортного средства и срок его действия - не применяется к перевозке тяжеловесных или громоздких грузов - должно быть действительно на протяжении всей перевозки МДП;

9. отдельные документы, которые прилагаются для осуществления перевозки.

Данные характеристики книжки МДП являются обязательными для использования, для урегулирования соответствующих правоотношений и организации работы по перевозки.

К таможенному оформлению принимаются только правильно заполненные книжки МДП, к которым прилагается перевод наименования груза и аккуратно заполнены все соответствующие графы на всех листах книжки, используемых для данной перевозки. В случае выявления нарушений в заполнении книжки МДП или других товаросопроводительных документов, допущенные таможенными органами других стран, то ввоз товаров на по такой книжке МДП будет невозможен [5].

Таким образом, Конвенция МДП представляет собой единую универсальную международную транзитную систему, позволяющую перевозить товары из страны отправления в страну назначения под таможенными печатями и пломбами. Это обеспечивает признание мер таможенного контроля со стороны таможенных органов стран-участников системы на протяжении всей перевозки.

Система МДП была разработана для предоставления таможенным органам европейских стран единого международного

механизма контроля и эффективной защиты финансовых интересов государств, на территории которых осуществляется транспортировка грузов. В настоящее время МДП играет важную роль в развитии международной торговли, упрощая экспортные, транзитные и импортные процедуры.

Система МДП имеет преимущества для таможенных органов, для торговых и транспортных фирм. Она позволяет сократить требования национального законодательства к перевозимым грузам, предоставляет возможность избежать необходимости проведения трудоемкого и дорогостоящего с точки зрения оборудования физического досмотра. Кроме того, система МДП помогает значительно сократить транспортные издержки за счет сокращения задержек в пути, а также предоставляет экспортерам свободу выбора транспортного средства, наиболее подходящего для осуществления МПГ.

Книжка МДП - это документ, который используется для оформления международных автомобильных перевозок грузов. Она служит как контракт между отправителем и перевозчиком, а также как таможенная декларация.

Основные цели и функции книжки МДП включают:

1. Упрощение таможенных процедур: Книжка МДП позволяет перевозчикам пересекать границы без необходимости повторного оформления грузов на каждой таможне. Это значительно сокращает время и затраты на транспортировку.

2. Гарантия уплаты пошлин: Она служит гарантией того, что все таможенные пошлины и налоги будут уплачены. Система гарантии, связанная с книжкой, обеспечивает защиту интересов как перевозчиков, так и таможенных органов.

3. Устранение транзитных препятствий: Книжка МДП способствует развитию международной торговли, уменьшая трудности, с которыми сталкиваются перевозчики, и минимизируя транзитные барьеры.

4. Создание международной системы контроля: Она обеспечивает таможенным органам возможность контроля за перевозками, заменяя традиционные нацио-

нальные процедуры и защищая государ- упрощению процедур и обеспечению без-ства от незаконного ввоза грузов. опасности грузоперевозок, играя ключе-

Таким образом, книжка МДП является вую роль в эффективной организации важным инструментом в международной международных перевозок груза. транспортной системе, способствующим

Библиографический список

1. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДП1 ): заключена в 1956 году // СПС «КонсультантПлюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 4190/ (дата обращения: 01.09.2024).

2. Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле: принята в 1991 году. // СПС «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901898388 (дата обращения: 01.09.2024).

3. Таможенная Конвенция о международных перевозках грузов с применением книжки МДП, 1975 г. / Справочник по Конвенции ТИР, включая Таможенную Конвенцию о международной перевозке грузов с использованием карнетов ТИР (книжек МДП). - Нью-Йорк, 2010.

4. Евсеева А.А., Сарафанова Е.В. Международные перевозки: Практическое пособие. -Россия: Scientific magazine "Kontsep, 2011.

5. Иванова, Т.А. Особенность правового регулирования международной автомобильной перевозки грузов по книжке МДП / Т.А. Иванова // Актуальные проблемы юриспруденции и пути решения: сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции, Омск, 11 мая 2016 года. Том Выпуск III. - Омск: Инновационный центр развития образования и науки, 2016. - С. 58-60.

THE IMPORTANCE OF THE TIR CARNET FOR THE LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL ROAD TRANSPORT OF GOODS

M.V. Zubakina, Graduate Student

Supervisor: L.A. Cherdakova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor East Siberian Branch of the Russian State University of Justice (Russia, Irkutsk)

Abstract. In the modern world, international cargo transportation plays a key role in the global economy. In this regard, the article identifies the problem ofresolving the issue of international cargo transportation. The main normative legal act that is used in this matter is the Carnet TIR. The purpose of the article is to study the principles that are enshrined in the Carnet TIR, its goals and functions, as well as to study the structure of the main international document in this field. The article will identify the main tasks and features of the Carnet TIR, as well as identify the features of the importance of this document in international cargo transportation.

Keywords: road freight, Carnet TIR, transport document, principles, global economy, customs procedure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.