Научная статья на тему 'Значение категорий этики в развитии экономической теории'

Значение категорий этики в развитии экономической теории Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
462
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ЭТИКА / МОРАЛЬ / ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нифаева О.В.

В статье исследуется происхождение и значение категорий этики, морали, духовности и их роль в экономических отношениях. Обосновывается необходимость разграничения категорий морали и нравственности в целях повышения эффективности исследования экономического поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение категорий этики в развитии экономической теории»

4. Жминько С.И. Внутренний аудит / С.И. Жминько, О.И. Швырева, М.Ф. Сафонова. - М.: Феникс, 2017. - 320 с.

5. Исследование операций в экономике: учебник для академического бакалавриата / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко, И.М. Тришин, М.Н. Фридман; под ред. Н.Ш. Кремера. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 438 с.

6. Общая теория статистики. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, О.И. Ганченко, М.А. Михайлов; под ред. М.Р. Ефимовой. - 4-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2016. - 355 с.

7. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая - М. ИНФРА-М, 2017. - 288 с.

8. Сонин А.М. Внутренний аудит. Современный подход / А.М. Сонин. -М.: Финансы и статистика, 2017. - 626 с.

9. Шишкин А.К. Учет, анализ, аудит на предприятии / А.К. Шишкин, В.А. Микрюков, И.Д. Дышкант. - М.: Аудит, Юнити, 2015. - 496 с.

10. Юдинцева Л.А. Методика аудиторской оценки качества бухгалтерской информации / Л.А. Юдинцева // Экономика и экономические науки, 2017. -Том 12. - № 2. - С. 311-323.

11. Тараненко Р.Г. Методические основы управленческого аудита эффективности бухгалтерской информации в системе внутреннего контроля строительных организаций. [Электронный ресурс] / Р.Г. Тарасенко // Экономический анализ: теория и практика. - Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003541730

12. ПРАЙМ Раскрытие. АО «ДСК». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://disclosure.1prime.ru/portal/default.aspx

Нифаева О.В.

к.э.н., доцент

Брянский государственный технический университет, кафедра «Экономика и менеджмент» г. Брянск, Россия

ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИЙ ЭТИКИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Аннотация. В статье исследуется происхождение и значение категорий этики, морали, духовности и их роль в экономических отношениях. Обосновывается необходимость разграничения категорий морали и нравственности в целях повышения эффективности исследования экономического поведения.

Ключевые слова: экономическая теория, этика, мораль, диалектическая логика.

Nifaeva O.V.

PhD in Economics, Associate Professor Bryansk State Technical University, chair "Economics and Management" Bryansk, Russia

THE SIGNIFICANCE OF ETHICAL CATEGORIES IN THE DEVELOPMENT OF ECONOMICS

Abstract. The article investigates the origin and the meaning of such categories as ethics, morality, spirituality and their role in economic relations. The article substantiates the necessity to distinguish the categories of ethics and morality to increase the efficiency of economic behaviour research.

Key words: economics, ethics, morality, dialectical logic.

Категории морали, нравственности и духовности являются предметом научного исследования на протяжении многих столетий истории человечества. Весьма часто они представляются синонимичными, взаимозаменяемыми и используются для определения друг друга, что служит причиной недопонимания между учеными - представителями социально-гуманитарных наук, которые в своих исследованиях затрагивают проблемы этики. Греческое слово «этика» в энциклопедических словарях трактуется как практическая философия, наука, изучающая мораль и нравственность как формы общественного сознания, их природу и происхождение. Слово «моральный» имеет латинские корни, оно было введено Цицероном с целью показать, что удовлетворение индивидуальных интересов должно соответствовать интересам общества. Близкое по смыслу слово «нравственность» этимологически имеет российское происхождение, но, как и его греческий и латинский аналоги, относится к таким лексическим значениям, как «нрав», «характер» [10, 13]. В связи с этим в данной статье анализируются понятия морали, нравственности и духовности с позиций диалектической логики единичного, особенного и всеобщего, и обосновывается целесообразность их разграничения в исследовании этических факторов экономического поведения.

Традиционно «мораль» и «нравственность» означают совокупность правил, норм, по которым осуществляется и оценивается поведение человека. Моральные правила - результат длительного исторического отбора, культурной эволюции, групповой селекции, когда наиболее эффективные правила закрепляются в обычаях, привычках и формальных нормах [14]. В то же время между моралью и нравст-

венностью существуют отличия, которые можно проследить на основе исследования практики словоупотребления в русском языке и научной литературе. Наиболее четкое разграничение понятий морали (Mo-ralität) и нравственности (Sittlichkeit) принадлежит Г. Гегелю. Наряду с абстрактным правом Г. Гегель рассматривал мораль и нравственность как главные формообразования свободной воли. Его учение о морали включает такие понятия, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, учение о нравственности - семью, гражданское общество и государство [4].

Исследование разнообразия трактовок морали и нравственности дает возможность выявить ряд различий между ними. Мораль предъявляет определенные требования к экономическим субъектам, в том числе в виде формальных и неформальных правил, обычаев делового оборота, законов, стандартов, норм деловой этики. Взаимное влияние общественно-экономической и морально-нравственной сфер жизнедеятельности человека обусловливает изменчивость, историческую относительность моральных норм, которые могут различаться по странам, социальным и этническим группам, временным периодам. Этим во многом объясняется тот факт, что слово «мораль» может использоваться в негативном смысле, например, когда говорят о преступной или рыночной морали (в то время как со словом «нравственность» подобные словосочетания не являются общеупотребительными). Историчность морали обусловливает невозможность предписывать всем экономическим субъектам одинаковые свойства независимо от культурного контекста. Однако такое предписывание имеет место в предпосылках экономической теории, например, когда эгоизм или склонность к постоянному увеличению собственного благосостояния рассматриваются как внеисторические черты экономического субъекта, изначально присущие любому человеку в любую эпоху.

В свою очередь, нравственность представляет собой некую сверхценность, не подверженную столь частым изменениям. С экономической точки зрения, нравственность есть внутренняя нормативная регуляция действий человека, внутренний закон совести каждого экономического субъекта, его убеждения, в соответствии с которыми он принимает экономические решения и участвует в экономических отношениях [8, с. 304]. Категорический императив И. Канта подтверждает двойственный, внутренний и внешний, характер нравственности, принятый в общественном сознании и ставший естественным для человека из уважения к закону как таковому, а не из-за соображений пользы. Если о морали принято говорить, что она «у каждого своя», то катего-

рический императив есть только один-единственный, а именно таковой: действуй лишь согласно той максиме, которую ты желал бы сделать всеобщим законом. Таким образом И. Кант совершенствует «золотое правило нравственности» и помогает не пускаться в рассуждения по поводу того, что хорошо для одного, то плохо для другого, а поставить перед самим собой вопрос: «Хочу ли я, чтобы безнравственное поведение приобрело всеобщий характер, стало «всеобщим законом природы»?» [7, с. 43, 84]. Гениальность И. Канта - в ответе на этот вопрос. Когда мы пытаемся найти положительные эффекты коррупции, лжи, мы должны ответить на вопрос, хотим ли мы, чтобы эти явления стали массовыми. Таковы общепринятые положения, в которые, как нам представляется, необходимо внести некоторые уточнения [11]. Проведенный выше анализ смысловых значений категорий морали и нравственности свидетельствует о явной путанице, возникшей по причине того, что обе категории суть практически одно и то же, поэтому нет особого смысла в их разграничении. Но это далеко не так. Тем более если мы говорим о морали и нравственности в экономических отношениях, в хозяйственной деятельности как одной из важнейших сфер жизни человека. По нашему мнению, исторична и конвенциональна не мораль, а нравственность. Именно нравственность различается в разных странах, культурах, исторических эпохах. Следование или неследование тем или иным общественно предписанным нравственным нормам - есть мораль, и в этом смысле она действительно у каждого своя. Обычному человеку приходится поэтому «жить в двух мирах одновременно» (Ф. Хайек): мире субъективной морали и общественной нравственности. Жизнь человека становится значительно лучше, если эти два мира не слишком противостоят друг другу [14].

Таким образом, исторична - нравственность, субъективна - мораль. Мораль есть индивидуальный концепт, нравственность - общественный, следовательно, мораль - единичное понятие, а нравственность - особенное. Подтверждениями данных предположений являются: 1) использование нравственности как общественного феномена в живом русском языке только в позитивной коннотации; 2) идеи классической немецкой философии (И. Кант) о внутреннем и внешнем характере нравственности и, следовательно, о нравственности как более широком понятии, чем мораль, а также 3) этнометрические исследования, в соответствии с которыми в нашу историческую эпоху, по крайней мере, в рамках европейской цивилизации, для большинства людей нравственные нормы и ценности являются схожими и включают поня-

тия справедливости, честности, долга, трудолюбия, мужества, профессионализма, милосердия, ответственности [15, 16].

Итак, если мораль сугубо индивидуальна, каждый человек в меру своей совестливости трактует нравственные ценности по-своему, то нравственность следует понимать как категорию, связанную с общественным человеком, а не изолированным индивидом, как механизм социальной организации. Однако, несмотря на то, что в философской литературе нравственность определяется как закрепленная традицией и вековой привычкой мораль, как мораль на уровне общественных отношений, в отличие от морали как личностной установки, разведение понятий морали и нравственности считается нецелесообразным [1, 9, 13].

Что же тогда есть всеобщее, объединяющее всех людей в единую человеческую цивилизацию, обеспечивающее гармонию существования человека в природе и обществе? Всеобщее есть духовность. В обыденном смысле слова термин «духовность» употребляется как в религиозном, так и секулярном значении. Энциклопедические словари определяет его как понятие, наиболее близкое по смыслу слову «нравственность» (а не «мораль»), с позиции преобладания духовных интересов человека над материальными [13]. С. Бондырева и Н. Шитя-кова трактуют духовность как «показатель существования определенной иерархии ценностей, целей, смыслов», как «способность к самоопределению, самореализации», созданию внутреннего мира. Л. Буева связывает духовность со сферой ценностей, обретением смысла жизни и цели человеческого бытия [5, С. 252].

Духовность также рассматривается как интегративный показатель развития личности, характеризующийся степенью выраженности в человеке двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить и действовать для других [12, С. 12]. Духовность составляют ценности и смыслы, противоположные материальному, обращенные к идеалу и совершенству, возвышению над чувственными удовольствиями и корыстными интересами, связанные с нравственным, эстетическим и интеллектуальным началом, то есть стремлением к добру, творчеству и поиску истины [13, С. 131-133]. Слово «духовность» производно от слова «дух», которое имеет следующие значения: сознание, мышление, психические способности, определяющие поведение; внутренняя моральная сила; некое сверхъестественное существо и всеобщее идеальное начало [5, С. 251; 13, С. 132].

Ведущие российские и зарубежные исследователи отмечают ключевую роль духовности в хозяйственной деятельности. Представители русской религиозной философии видели в экономике духовное начало, считали невозможным рассматривать экономические, материальные проблемы в отрыве от духовных. По мнению С. Булгакова, цель хозяйственной деятельности - не столько удовлетворение материальных потребностей, сколько приближение к нравственному идеалу, удовлетворение духовных потребностей [2]. Дух - одно из ключевых понятий в объяснении причин возникновения капитализма. По М. Веберу духовность проистекает из религиозной веры человека и таким образом превращается в движущую силу экономики. Капиталистический дух (по М. Веберу и В. Зомбарту) - дух свободных хозяйствующих субъектов, эмоциональная сторона человеческой деятельности, воля к действию. В. Зомбарт определил хозяйственный дух, носителем которого является буржуа, как совокупность душевных свойств, проявление характера человека в хозяйственной деятельности [3, 6].

Учитывая сказанное, можно заключить, что синонимичность и взаимозаменяемость категорий морали, нравственности и духовности возникают, если придерживаться формальной логики, требующей очевидности, простоты и однозначности. Если же подходить к данным категориям с позиций диалектической логики, то оказывается, что все три они, действительно, близки по смыслу и в определенном контексте могут быть взаимозаменяемыми, однако они соотносятся друг с другом как единичное, особенное и всеобщее, то есть включают одна другую, накладываются друг на друга и относятся к разным уровням экономических отношений (экономической структуры общества).

Этимологический, лексический и диалектический анализ содержания и практики использования категорий морали, нравственности и духовности показывает, что термин «морально-нравственный» соотносится со сферой общественно-экономических регуляторов, существующих в социуме и разделяемых его членами как экономическими субъектами. В отличие от схожих терминов («духовно-нравственный», «морально-этический») термин «морально-нравственный» предполагает институционализацию нравственных категорий и этических ценностей в моральных нормах и обычаях народа, его хозяйственной практике, формальном и неформальном регулировании экономической деятельности, а также внутреннюю убежденность экономических субъектов следовать общепринятым этическим нормам. Именно при таком «привнесении этической рефлексии и этических суждений

в хозяйственную... практику» [7, С. 12] становится возможным превращение экономики в практическую этику.

Таким образом, как процесс воспроизводства жизни человека осуществляется в единстве единичного, особенного и всеобщего, так и в этической и экономической сфере полноценное раскрытие человеческой природы, ценности человеческой личности должно происходить в движении от морали (единичного) через нравственность (особенное) к духовности (всеобщему). При этом под ценностью в философском смысле слова понимается некий идеал, норма, цель, образец и связанные с ними взгляды и убеждения людей, которые обусловливают человеческое поведение (ценностные ориентации) [13]. В отличие от животного, подчиненного действию инстинктов, человек может осознанно преодолевать те или иные влечения. По словам Г. Гегеля, воля не может ссылаться на то, что нечто заключено в природе вещей, то есть является естественным, и таким способом оправдывать неэтичное поведение [4, с. 77]. Человек может называться человеком, если он осознанно и ответственно движется от собственной индивидуалистской морали к всеобщей духовности. В этом, по нашему мнению, и состоит диалектическая природа морали, нравственности и духовности в процессе хозяйствования как условие интеграции экономики и этики.

Список литературы

1. Апресян Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) / Р.Г. Апресян // Вопросы философии. - 2006. - № 5. - С. 3-17.

2. Булгаков С.Н. Сочинения в 2 т. / С.Н. Булгаков. - М.: Наука, 1993.

3. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М.: Прогресс, 1990. -808 с.

4. Гегель Г.В. Философия права / Г.В. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

5. Гринева Е., Давлетшина Л. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал» / Е. Гринева, Л. Давлетшина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1. -С. 249-256.

6. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / В. Зомбарт. - М.: Наука, 1994. - 442 с.

7. Козловски П. Принципы этической экономии / П. Козловски. - СПб.: Экономическая школа, 1999. - 344 с.

8. Костылев А.А. Значимость нравственного аспекта в экономике / А.А. Костылев, И.Г. Надворная, Н.Н. Надворная // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. - 2013. - Т. 2. - С. 304-307.

9. Минервин И.Г. Критика концепции экономического человека (сводный реферат) / И.Г. Миневрин // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. -2010. - № 1. - С. 40-45.

10. Нифаева О.В. Совершенствование методологии экономической теории: этический подход / О.В. Нифаева // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 2-2 (79). - С. 850-855.

11. Нифаева О.В. Экономика и этика: теория и методология взаимосвязи: монография / О.В. Нифаева. - Брянск: ООО «Новый проект», 2015. - 295 с.

12. Садыкова С.А. Духовно-нравственное становление личности студента в процессе внеучебной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Садыкова. - Оренбург, 2012. - 26 с.

13. Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2001. - 671 с.

14. Hayek F. Fatal Conceit. The Errors of Socialism / F. Hayek. - Chicago: University of Chicago Press, 1988.

15. Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across Nations / G. Hofstede. - 2nd ed. - Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2001.

16. Inglehart R. Modernization, Cultural Change, and Democracy: The Human Development Sequence / R. Inglehart, Ch. Welzel. - N.Y.: Cambridge University Press, 2005.

РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Бренева М.О.

студентка 2 курса ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина» г. Тамбов, Россия

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ КАК КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН

Аннотация. В данной статье представлена проблема определения сущности и содержания права граждан на охрану здоровья как одного из важнейших конституционных прав человека. Проводится системный анализ Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Особое внимание обращается на такие значимые аспекты, как качество оказываемой помощи, ее доступность и возможные методы совершенствования правового регулирования. Проблема реализации исследуемого нами права человека на медицинскую помощь считается весьма актуальной на современном этапе развития Российской Федерации, поскольку утрата здоровья человека умаляет значение и важность других благ и ценностей.

Ключевые слова: конституционное право человека, медицинская помощь, здравоохранение, здоровье.

Breneva M.O.

student 2 Course The institute of law and national security Tambov State University named G.R. Derzhavin

Tambov, Russia

HEALTH AND MEDICAL AID AS A CONSTITUTIONAL RIGHT

OF CITIZENS

Abstract. The article deals with the problem of determining the essence and content of the right of citizens to health protection as one of the most important constitutional human rights. The system analysis of the Federal law «about bases of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.