Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» В СИСТЕМЕ МАГИСТРАТУРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» В СИСТЕМЕ МАГИСТРАТУРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
256
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ НАУКИ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Царева Н.А.

Актуальность темы вызвана вниманием к характеру инженерного образования в ситуации усиливающейся технизации мира. Техническая реальность изменяет отношение к деятельности инженера, понятию «инженерное мышление», ответственности инженерного сообщества. Инженер, создавая технику, обладает технической властью в техногенном обществе. Стремление преодолеть технократический характер образования обусловило необходимость философской основательности инженерно-технического образования. Образовательная парадигма находится в русле развития научного знания. В статье обращено внимание на связь современной парадигмы научного развития и гуманитарной составляющей современной системы образования. Синергийная конвергентная парадигма научного знания эпохи постмодерна характеризуется междисциплинарным направлением научных исследований: интеграцией научно-технического, естественнонаучного и социогуманитарного знания. Антропологическая проблематика философии усиливает ее значение в решении проблем взаимодействия человека и техники. Анализ научной литературы позволил автору синтезировать представления о роли философии в современной парадигме знаний. Оригинальность статьи заключается в авторском обосновании наиболее важных причин изучения дисциплины «Философия науки» в магистратуре технических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF STUDYING «PHILOSOPHY OF SCIENCE » IN THE MASTER’S PROGRAM OF TECHNICAL UNIVERSITIES

The review of the topic is based on rapidly growing technicalization of the world and necessity to include this aspect as a fundamental for engineering education. Technical reality changes attitude to engineer’ competences and knowledge, concept of «engineering thinking», and responsibility of the engineering community. An engineer, creating a technique, has technical power in a man-made society. The desire to overcome the technocratic nature of education resulted in the need for philosophical thoroughness of engineering and technical education. The educational paradigm is in line with the development of scientific knowledge. The article draws attention to the connection between modern paradigm of scientific development and humanitarian component of contemporary education system. The synergistic convergent paradigm of scientific knowledge of the postmodern era is characterized by an interdisciplinary direction of scientific research: the integration of scientific, technical, natural science and sociohumanitarian knowledge. The anthropological perspective of philosophy reinforces its importance in solving the problems of interaction between man and technology. The analysis of scientific literature helped the author to synthesize ideas about the role of philosophy in the modern paradigm of knowledge. The authenticity of the article lies in the author's justification of the most important reasons for studying the discipline «Philosophy of Science» in the master's program of technical universities.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» В СИСТЕМЕ МАГИСТРАТУРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

УДК: 140.8

Надежда Александровна Царева,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социальных и гуманитарных дисциплин, Дальневосточный государственный рыбохозяйственный университет (г. Владивосток).

E-mail: nadezda58@rambler.ru

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» В СИСТЕМЕ МАГИСТРАТУРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Аннотация. Актуальность темы вызвана вниманием к характеру инженерного образования в ситуации усиливающейся технизации мира. Техническая реальность изменяет отношение к деятельности инженера, понятию «инженерное мышление», ответственности инженерного сообщества. Инженер, создавая технику, обладает технической властью в техногенном обществе. Стремление преодолеть технократический характер образования обусловило необходимость философской основательности инженерно-технического образования.

Образовательная парадигма находится в русле развития научного знания. В статье обращено внимание на связь современной парадигмы научного развития и гуманитарной составляющей современной системы образования. Синергийная конвергентная парадигма научного знания эпохи постмодерна характеризуется междисциплинарным направлением научных исследований: интеграцией научно-технического, естественнонаучного и социогуманитарного знания. Антропологическая проблематика философии усиливает ее значение в решении проблем взаимодействия человека и техники. Анализ научной литературы позволил автору синтезировать представления о роли философии в современной парадигме знаний. Оригинальность статьи заключается в авторском обосновании наиболее важных причин изучения дисциплины «Философия науки» в магистратуре технических вузов.

Ключевые слова: магистерское образование; философия науки; инженерное образование

Для цитирования: Царева, Н.А. Значение изучения дисциплины «Философия науки» в системе магистратуры технических вузов / Н.А. Царева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2021. - № 2(92). - С.124-133.

Nadezda A. Tsareva, Dr. Sc. (Philosophy), Associate Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines, Far Eastern State Technical Fisheries University,

(Vladivostok).

E-mail: nadezda58@rambler.ru

THE IMPORTANCE OF STUDYING «PHILOSOPHY OF SCIENCE » IN

THE MASTER'S PROGRAM OF TECHNICAL UNIVERSITIES

Abstract. The review of the topic is based on rapidly growing technicalization of the world and necessity to include this aspect as a fundamental for engineering education. Technical reality changes attitude to engineer' competences and knowledge, concept of «engineering thinking», and responsibility of the engineering community. An engineer, creating a technique, has technical power in a man-made society. The desire to overcome the technocratic nature of education resulted in the need for philosophical thoroughness of engineering and technical education.

The educational paradigm is in line with the development of scientific knowledge. The article draws attention to the connection between modern paradigm of scientific development and humanitarian component of contemporary education system. The synergistic convergent paradigm of scientific knowledge of the postmodern era is characterized by an interdisciplinary direction of scientific research: the integration of scientific, technical, natural science and socio-humanitarian knowledge. The anthropological perspective of philosophy reinforces its importance in solving the problems of interaction between man and technology. The analysis of scientific literature helped the author to synthesize ideas about the role of philosophy in the modern paradigm of knowledge. The authenticity of the article lies in the author's justification of the most important reasons for studying the discipline «Philosophy of Science» in the master's program of technical universities.

Keywords: master's degree; philosophy of science; engineering education.

For citing: Tsareva N.A. The importance of studying "Hfilosophy of science" in the master's program of technical universities. Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 2(92):124-133.

DOI: 10.21510/1817-3292-2021-92-2-124-133

Введение. Общество XXI века характеризуется особой техносферой, влияющей на все процессы его развития и существования. Жизнь общества и человека невозможно представить вне техногенного мира. Технику создают инженеры. Процессы технизации обусловили усиления социальной ответственности инженера как создателя технических проектов, удовлетворяющих потребности человека и общества. В начале и середине ХХ столетия инженер был сосредоточен в основном на технической стороне своего проекта. Но уже тогда философы задумываются о результатах использования технических средств и технологий. В философии техники Э. Каппа, П. Энгельмейера, Н. Бердяева, Т. Адорно, Э. Тоффлера и других сущность техники рассматривается в тесной связи с пониманием сущности человека.

Состояние современного общества во всех его сферах зависит от уровня технического развития. Техника, человек и общество взаимосвязаны. Поэтому растет социальная, политическая, экономическая ответственность инженерного сообщества за результаты своей деятельности. Возникает необходимость социальной экспертизы научных открытий, оценка их аксиологической значимости для человека и общества. Приходит понимание, что в основе деятельности инженера должны лежать знания о человеке, его развитии и потребностях. Поэтому в техногенном обществе особенно актуальным становится наличие гуманитарных знаний инженера. В

современной научной литературе этой теме посвящен целый ряд исследований [5; 6; 9; 11].

Целью статьи является осмысление основных причин изучения дисциплины «Философия науки» в системе магистерского образования технического вуза. Важно понять, что может объяснить философия науки о науке будущему инженеру. Характер современного инженерного мышления невозможен без рассмотрения особенности научной парадигмы постиндустриального общества. Поэтому обозначим основные тенденции развития науки и значение философии в этом процессе.

Методы исследования. В статье использовались методы анализа научной литературы по теме: сопоставление, синтез, герменевтический метод.

Результаты исследования. Автор рассмотрел основные факторы, обусловливающие необходимость изучения студентами технических вузов дисциплины «Философия науки». Будущий инженер должен решать профессиональные задачи с учетом интересов человека и общества.

Синергийная парадигма знаний. Начиная с 70-х годов ХХ века, изменяется характер научных исследований. В поздний постиндустриальный период, эпоху постмодерна, инновационные процессы во всех сферах жизнедеятельности человека все больше нуждаются в междисциплинарном подходе. Открытие нанотехнологий изменяет характер науки и техники. Начинается эпоха комплексных исследований, основанных на интеграции технических, естественных и общественных наук. Нанотехнологии потребовали обновления способов производства научного знания. В связи с этим в науке усиливаются интеграционные процессы, которые становятся основанием новой синергийной конвергентной парадигмы научного знания. Основной характеристикой синергийной конвергенции является междисциплинарное направление научных исследований: научно-технического, естественнонаучного и социогуманитарного знания. Так, соединение нано-, био-, инфо- и когнотехнологий в современных исследованиях тесно сплетены с социальной, биологической, психической стороной существования человека. Стремление целостно рассмотреть предмет, явление, понять последствия технологических процессов обусловили тесную связь постиндустриальной науки с культурой и этикой. Например, исследования искусственного интеллекта основаны на интернет -технологиях, цифровой технике, но для осмысления экзистенциального и социального аспектов проектов такого рода в них должны быть включены гуманитарные знания.

Современная стратегия развития знания отличается системно -интегративными тенденциями, комплексностью решения научно-технических задач. Сложность современного технического проекта объясняется необходимостью системности, учета взаимосвязи всех элементов системы и их воздействия на внешнюю среду; последствий в социальной, экономической, экологической и других сферах. В этом случае

междисциплинарное направление научных исследований способно создать прочные основания развития технического прогресса для благоприятного существования человека. Не случайно концепция междисциплинарности широко обсуждается в научном сообществе [5; 8; 9; 10; 11].

С другой стороны, в синергийной парадигме исследования, несмотря на интегративный характер современной науки, продолжает развиваться и совершенствоваться дисциплинарное знание, то есть специализация знания усиливается. Междисциплинарные исследования в науке тесно связаны с изучением дисциплинарного знания, основанного на определенных правилах и методике. Исследование предполагает дисциплинарное знание. Междисциплинарное и дисциплинарное знания образуют органическое единство. В интеграционном единстве знаний физик, химик, социолог, историк и другие специалисты, используя свою методологию, раздвигают границы своего дисциплинарного знания. И философское знание продолжает выполнять свои функции. В современной синергийной конвергентной парадигме научного знания философия имеет особое значение.

Роль философии в интеграционном единстве знаний. Практические интересы человека инициируют любое научное исследование, поэтому междисциплинарность науки не может развиваться вне гуманитарного знания. Для анализа феномена науки требуется органическое единство различных ее аспектов, ее «трансдисциплинарное измерение» (9, 11). Современные технические проекты имеют интеграционный характер, поскольку соединяют инженерно-технические и философско-методологические подходы. В случае отказа от философско -гуманитарного знания, наука может превратиться в «... инструмент с ограниченными возможностями, где гуманитарные цели будут выхолощены и человечество превратится в социальную среду для экспериментов» [13, 29].

Особенностью философии является ее междисциплинарность. Этот феномен объясняется тем, что антропологическая проблематика является основной в философии. Сфокусированность философии на фундаментальных принципах человеческого бытия обусловливает ее обращение к обществу, этике, морали, познанию и другим аспектам человеческого измерения, тесная связь которых проявляется в различных ракурсах. Например, развитие инновационных технологий еще в конце ХХ века поставило проблему занятости населения, которое теряло работу в связи с автоматизацией производства. Проблема эта решалась за счет увеличения занятости в сфере досуга. В настоящее время социологи беспокоятся о том, что сфера досуга не безразмерна, и безработица будет расти. Решение этой проблемы требует междисциплинарного подхода, рассмотрения ее научно-технической, экономической, социальной, психологической, образовательной и иных составляющих.

В настоящее время все проблемы взаимоотношения техники и человека требуют обращения к философскому пониманию человека и техники. По словам Н.В. Попковой, «. анализ любой проблемы, имеющей техногенный

фактор, неизбежно переходит в дискуссию о сущности человека, о смысле и пределах его активности» [7, 19]. Любая научная проблема связана с интересами человека и общества, и потому не может быть решена в рамках одного дисциплинарного знания. Оценка аксиологической и фундаментальной ценности проекта требует комплексного подхода, интеграции разных видов дисциплинарного знания. Особенностью философии является видение объекта в целом, то есть целостный исследовательский подход, поэтому она способна предложить методологические решения проблемы.

Философия является многоаспектной системой знания, потому что она рассматривает различные области бытия, учитывая потребности человека и общества. Философский анализ междисциплинарных проектов, связывает знания различных дисциплин и оценивает их с общечеловеческих ценностных оснований. Социальная и этическая оценка исследовательских проектов особенно востребована в настоящее время. Кроме того, философия имеет проективный характер, в том смысле, что, способна осуществлять проекцию в будущее науки. Философия, соединяя различные дисциплинарные знания, создает иной ракурс видения проблемы, предлагает вектор развития исследований.

«Философия науки» о науке для будущих инженеров. Все научные исследования инициированы потребностями человека. Специалисту для осмысления результатов внедрения своих проектов необходимо иметь представление о социокультурной сфере существования человека. То есть он должен обладать гуманитарными знаниями. При этом собственно технологические инновации стали настолько сложными, что и специалисту гуманитарного профиля сложно осмыслить последствия их использования. Одним из способов решения соединения гуманитарного и технического знания стало введение курсов «Философия науки», «Философия науки и техники», «Философские проблемы естествознания» и других, в зависимости от специализации, в системе магистратуры технических вузов.

Современная образовательная парадигма, нацелена на гуманитаризацию и гуманизацию образования. Особое значение процесс усиления гуманитарной составляющей имеет в технических вузах: его цель -преодоление технократического мировоззрения в образовании инженера. Будущие инженеры должны обладать не только знаниями, умениями и навыками своей профессиональными деятельности. Мышление инженера должно включать знание о человеке, деятельность инженера должна основываться и на гуманитарном знании. «Науку делают люди. Об этом естественном обстоятельстве легко забывают; еще одно напоминание о нем может способствовать уменьшению прискорбной пропасти между двумя культурами - гуманитарно-художественной и научно-технической» [2, 232].

Мыслители ХХ столетия поднимали вопрос о необходимости социальной оценки последствий техники самим техником. Инженер и философ техники П. Энгельмейер размышлял о важности философского

знания для инженера: «... инженеры по недостатку общего умственного развития, сами ничего не знают и знать не хотят о культурном значении своей профессии и считают за бесполезную трату времени рассуждения об этих вещах. Отсюда возникает задача перед самими инженерами: внутри собственной среды повысить умственное развитие и проникнуться на основании исторических и социологических данных всею важностию своей профессии в современном государстве» [12, 59]. В книге «О технике и гуманизме» Т. Адорно ставит вопрос об ответственности техников за плоды своего труда, пишет о необходимости приобщения техников к философии техники [1].

Проблема приобщения инженера к философскому знанию является предметом внимания современной философии техники. В.В. Чешев выделяет три уровня синтеза гуманитарного и технического знания, необходимого для инженерного мышления и инженерного образования. Синтез первого уровня проявляется «при проектировании сложных социально-технических систем, соединяющих техногенный мир и общественную среду» [11, 107]. Здесь социогуманитарные знания особенно важны. Второй уровень связан с социальной экспертизой технических проектов на основе гуманитарных знаний. Третий высший уровень синтеза - это философское мировоззрение на основе знаний о человеке.

Целью изучения дисциплины «Философя науки» в системе магистратуры технических вузов является формирование философского мировоззрения и мироощущения. Для этого будущему инженеру необходимо уметь анализировать и обобщать научные факты, понимать философию как методологическую основу для развития научного знания. Познания в области философии науки сформируют специалиста с высоким интеллектуальным и общекультурным уровнем, способного при необходимости изменять профиль своей профессиональной деятельности.

Необходимость формирования инженера как всесторонне развитой личности обусловлена усилением социальной роли и социальной ответственности инженерного сообщества. Мышление инженера и его деятельность не может осуществляться без опоры на гуманитарное знание. В XXI веке для обоснования экспертной оценки каждого конкретного научного исследования гуманитарный подход имеет особое значение. Инженер как исполнитель всех социально значимых проектов должен в процессе проектирования устройств, технологий опираться на свои знания о человеке.

Следует выделить основные причины изучения предмета «Философия науки» в системе магистратуры.

1. Формируется философское мировоззрение. Для инженера очень важна система ценностей того общества и той культуры, к которой он принадлежит. Жизненная позиция технического специалиста должна определяться социально-культурным контекстом, иметь гуманистические основания, которые позволят ему оценить результаты технической деятельности в интересах не отдельной группы людей, а общества и природы

в целом. По мнению А.В. Михайловского, в деятельности инженера интегрированы техника и культура: «Исследование, разработка, производство - составные части творческой деятельности инженера - всегда уже находятся внутри некоего контекста или внутри жизненного мира, к которому относятся рынок, политические решения, культурные ориентиры, повседневность. В этом смысле инженеры не столько проектируют элементы «техносферы» <....> сколько создают руководства к действию, неприметным образом встраивая в технологии ценности жизненного мира» [6, 31].

Если инженер обладает философским мировоззрением, проблемы человека становятся частью его мышления. Тогда в сложном взаимодействии техносферы и человека инженер будет способен к стратегическому решению глобальных проблем современного мира. Например, благодаря философскому мировоззрению инженер способен осознать негативные последствия реализации проекта, исполнителем которого он является. Д.В. Ефременко видит следующие варианты действий специалиста: инженер либо снизит риски техническим путем, либо откажется от участия в проекте. Философский уровень мировоззрения позволит специалисту видеть суть проблемы и находить оптимальное решение [3, 112].

2. Повышается общекультурный уровень будущего инженера. Эффективность труда зависит от уровня общей культуры. Специалист должен обладать не только научным знанием, но и представлением о культурном наследии человечества. Философия знакомит магистранта с духовным опытом человечества. Нравственные начала инженерной деятельности формируются благодаря знанию философских концепций науки, техники, тесно связанных с философской антропологией. Важнейшие философские учения об этике, морали, свободе, ответственности повысят общий уровень культуры инженера, которому необходимо взаимодействовать в коллективе.

Изучение философии науки раскроет эволюцию связи техники и человека. Материал таких тем дисциплины, как «Историческая эволюция научных картин мира», «Научные революции и типы научной рациональности» и других позволит ориентироваться в истории развития научного знания, оценить роль философа, ученого в развитии общества. Система полученных знаний поможет анализировать техническое развитие общества, оценивать социальные перспективы развития техносферы.

3. Изучение философии науки, кроме развития общекультурного уровня, имеет другой позитивный аспект. Философия науки помогает анализировать исследования науки в русле отдельной дисциплины, в той области, специалистом которой магистр станет. Для оценки проекта является значимым выявление его характера, раскрытие его особенностей, сближающих и различающих со знаниями других дисциплин. Возможность сосредоточения на монодисциплине позволит создать новые основания для междисциплинарного исследования. Например, открытия в биомедицине обусловлены интеграцией биологического, медицинского, химического и

других видов знания. Любой проект в области биомедицины зависит от того как будет решена этическая проблема, связанная с этим проектом. Этика -это область философского знания, способного дать нравственную, социокультурную оценку того или иного проекта. Поэтому при важности всех дисциплинарных знаний, философское понимание проблемы, учитывающее все факторы и вырабатывающее критерии оценки проекта, также является методологической основой развития исследований. Вместе с тем ведущим проекта, анализирующим и синтезирующим полученные в исследовании знания, является специалист с медико-биологическим образованием.

4. С другой стороны, изучение «Философии науки» необходимо для преодоления узкопрофессиональной подготовки начинающего специалиста. Философия науки помогает связывать разнопредметные знания в проективной деятельности, открывать новые смыслы, неожиданные ракурсы в изучаемой проблеме. Проективная функция философии науки и техники заключается в представлении у будущего инженера последствий создания и внедрения технических проектов в отдаленном будущем.

5. Изучение дисциплины «Философия науки» позволит понятию «этика техники» стать одним из ключевых в профессиональной деятельности. Задачи философии науки и техники состоят в том, чтобы научить будущего инженера моральной рефлексии о технике, сформировать понятие об ответственности инженера за нравственные основания своей деятельности. Важнейшей составляющей инженерного образования становится социальная ответственность инженеров, основанная на понимании взаимосвязи науки, техники и общества. Будущий специалист должен иметь опыт не только исследовательской, но и социально-оценочной деятельности. Сложно представить современное проектирование без социальной экспертизы. Инженер должен быть не только исполнителем технического проекта, он должен понимать социальное значение проекта, его аксиологическую значимость. Философское знание позволит выработать критерии «оценки техники», важнейшим из которых является безопасность применения технологий. Инженерное образование формирует этическую и социальную ответственность инженера. Понятие ответственности имеет морально -нравственное содержание и относится к внутреннему содержанию личности, сущности бытия человека. При понимании социальной ответственности за свой проект инженер перестает быть только исполнителем, он становится участником социального развития. Поэтому философские знания так необходимы техническому специалисту. «Гуманитарные знания становятся в этом случае основанием для социальной экспертизы технических проектов» [11, с.106].

Заключение. Таким образом, включение философии в гуманизацию образования будущих инженеров осуществляется в русле антропологических концепций, объясняющих сущность техники и человека. Невозможно решать технические, экономические, экологические задачи без учета интересов

человека. В связи с повышением социальной ответственности инженера изучение дисциплины «Философия науки» студентами направления подготовки магистров в технических вузах имеет важнейшее значение. Философия науки позволяет сформировать не только прочные научные мировоззренческие ориентации, но и умение понимать и анализировать взаимосвязь и взаимообусловленность проблем, решаемых специалистами гуманитарных, социальных, технических и естественных наук. Материал курса поможет магистрам расширить их общую эрудированность, развить теоретическое мышление и творчество, обогатить культуру, сформировать научное мировоззрение как личности и как профессионала.

1. Адорно, Т. О технике и гуманизме / Т. Адорно // Философия техники в ФРГ / сост. Ц.Г. Арзаканян, В.Г. Горохов. - Москва : Прогресс, 1989. - С. 364-371.

2. Гейзенберг, В. Часть и целое: беседы вокруг атомной физики / В. Гейзенберг. -Москва : Эдиториал УРСС, 2004. - 232 с.

3. Ефременко, Д.В. Введение в оценку техники / Д.В. Ефременко. - Москва : Изд-во МНЭПУ, 2002. - 186 с.

4. Горохов, В.Г. Место и роль философии техники в современной философии и ее органическая связь с философией науки / В.Г. Горохов // Философия науки. - Москва: Институт философии РАН, 2011. - Вып.16: Философия науки и техники. - С. 181-199.

5. Горохов, В.Г. Техника и культура / В.Г. Горохов . - Москва : Логос, 2010. - 375 c.

6. Михайловский, А.В Инженерная деятельность и техническая форма жизни / А.В. Михайловский // Философия науки и техники. - 2018. - Т. 23, № 1. - С. 29-42.

7. Попкова, Н.В. Антропология техники. Становление / Н.В. Попкова. - Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 366 с.

8. Платонова, А.В. Проблема ответственности в философии техники / А.В. Платонова // Философия, социология, политология 28 июня 2007 г. - URL: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/ 000063105/303/image/ 303_029-031.pdf (дата обращения 03.01.2021)

9. Проблема междисциплинарности в контексте реформ российской науки: материалы «круглого стола» // Философия науки и техники. - 2016. - Т. 21, № 1. - С. 5-36.

10. Тагард, П. Междисциплинарность: торговые зоны в когнитивной науке / П. Тагард // Логос. - 2014. - № 1(97). - С. 36-41.

11. Чешев, В.В. Инженерное мышление в антропологическом контексте 113 / В.В. Чешев // Философия науки и техники. - 2016. - Т. 21, № 1. - С. 104-118.

12. Энгельмейер, П. Философия техники / П. Энгельмейер. - Москва: Лань, 2013. -

93 с.

13. Ярославцева, Е.И. Проблема междисциплинарности в контексте реформ российской науки: материалы «круглого стола» / Е.И. Ярославцева // Философия науки и техники. - 2016. - Т. 21, № 1. - С. 28-29.

14. Mitcham, C. The Impotance of Philosophy to Engineering / C. Mitchat // Teorema -1998. - Vol. XVII/3. - Pp. 27-47.

15. Dym, C. Enginireeng Design: F Synthesis of Views. New York / C.Dym. -Cambridge: Cambridge University Press, 1994. - 94 p.

References

1. Adorno T.(1989) O tehnike i gumanizme [About technology and humanism] Filosofiya tehniki v FRG. / sost. Ts.G. Arzakanyan, V.G. Gorohov. Moskow. Pp. 364-371. (In Russ.)

2. Geyzenberg V. (2004) Chast i tseloe: Besedyi vokrug atomnoy fiziki. [Part and Whole: Conversations around Atomic Physics]. Moskow: Editorial URSS. 232 p. (In Russ.)

3. Efremenko D.V. (2002) Vvedenie v otsenku tehniki. [Introduction to technique evaluation]. Moskow: Izd-vo MNEPU. 186 p. (In Russ.)

4. Gorohov V.G. (2010) Mesto i rol' filosofii tekhniki v sovremennoy filosofii i yeye organicheskaya svyaz' s filosofiyey nauki [The place and role of the philosophy of technology in modern philosophy and its organic connection with the philosophy of science] . Philosophy of Science. Moskow: IF RAN. Issue 16. Pp. 181-199. (In Russ.)

5. Gorohov V.G. (2010) Tehnika i kultura. [Technology and culture]. Moskow: Logos. 375 p. (In Russ.)

6. Mihaylovskiy A.V.(2018) Inzhenernaya deyatel'nost' i tekhnicheskaya forma zhizni [Engineering activity and technical form of life]. Philosophy of Science and Technology. Vol. 23, No 1: 29-42. (In Russ.)

7. Popkova, N.V. (2009) Antropologiya tehniki. Stanovlenie. Anthropology of technology. The beginning . Moskow: Publushing House«LIBROKOM». 366 p. (In Russ.)

8. PlatonovaA.V. (2007) Problema otvetstvennosti v filosofii tekhniki [The problem of responsibility in the philosophy of technology] . Philosophy, Sociology, Political. Science28 iyunya 2007 g. Available at: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/303/image/303_029-031.pdf. (In Russ.)

9. Problema mezhdistsiplinarnosti v kontekste reform rossiyskoy nauki [The problem of interdisciplinarity in the context of reforms of Russian science]: materials of the «round table». (2016). Philosophy of Science and Technology. Vol. 21, No. 1: 5-36. (In Russ.)

10. TagardP.(2014) Mezhdistsiplinarnost': torgovyye zony v kognitivnoy nauke [Interdisciplinarity: Trade Zones in Cognitive Science]. Logos. Vol. 1 (97): 36-41. (In Russ.)

11. Cheshev V. V. (2013) Inzhenernoye myshleniye v antropologicheskom kontekste [Engineering thinking in an anthropological context]. Philosophy of Science and Technology. Vol. 21, No. 1: 104-118. (In Russ.)

12. EngelmeyerP. (2013) Filosofiya tehniki [Philosophy of Technology]. Moskow: Lan'. 93 p. (In Russ.)

13. Yaroslavtseva E.I.(2016) Problema mezhdistsiplinarnosti v kontekste reform rossiyskoy nauki [The problem of interdisciplinarity in the context of reforms of Russian science]: materials of the «round table». Philosophy of Science and Technology. Vol. 21, No. 1: 28-29. (In Russ.)

14. Mitcham C.(1998) The Impotance of Philosophy to Engineering. Teorema. 1998. Vol. XVII/3: 27-47. (In Eng)

15. Dym C. (1994) Enginireeng Design: F Synthesis of Views. New York. Cambridge University Press. 94 p. (In Eng.)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.