Научная статья на тему 'Значение исследования этнической идентичности и возможности ее формирования у подростков в рамках общинных организаций'

Значение исследования этнической идентичности и возможности ее формирования у подростков в рамках общинных организаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБЩИННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ETHNICAL IDENTITY / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT / COMMUNITY ORGANISATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вершинина Марина Владимировна, Константинов Всеволод Валентинович

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты формирования этнической идентичности у подростков, являющихся членами общинных организаций. Авторами актуализируется роль психологических исследований, проводимых на базе общинных организаций в целях дальнейшего осуществления успешного формирующего воздействия в рамках психологической службы данных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of Study of the Ethnical Identity and Possible Ways to Shape it among Teenagers within Community Organisations

The article focuses on psychologic and pedagogical aspects of shaping ethnical identity among teenagers belonging to community organisations. The authors emphasize the role of psychologic study conducted on the basis of community organisations in order to further carry on the successful impact of shaping such identity within the psychologic services of the said organisations.

Текст научной работы на тему «Значение исследования этнической идентичности и возможности ее формирования у подростков в рамках общинных организаций»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ В РАМКАХ ОБЩИННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

М. В. Вершинина, В. В. Константинов

(Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского)

В статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты формирования этнической идентичности у подростков, являющихся членами общинных организаций. Авторами актуализируется роль психологических исследований, проводимых на базе общинных организаций в целях дальнейшего осуществления успешного формирующего воздействия в рамках психологической службы данных организаций.

Ключевыге слова: этническая идентичность; социокультурное пространство; общинные организации.

События, произошедшие в России на рубеже XX—XXI вв., обусловили качественные изменения в социально-экономической, культурно-исторической и национально-политической структуре общества. Развернувшиеся в ряде стран СНГ, в том числе в Российской Федерации, мощные национальные движения обрели неоднозначную этнополитиче-скую и этнокультурную окраску, являясь, с одной стороны, выражением роста этнической идентичности, а с другой — в определенной мере катализатором национального недовольства. Межэтнические отношения стали важнейшей и неблагополучной частью социальной реальности. Обойти межэтнические проблемы невозможно, так как они угрожают самой целостности России, а отыскать способы их решения без понимания сознательных и бессознательных устремлений людей, считающих себя единым народом, нереально.

На огромной территории России разрозненно или довольно компактно проживают люди различных национальностей.

В Пензенской области существуют армянская, еврейская, азербайджанская и другие общинные организации, объединяющие людей одной национальности. На осознание людьми своей этнической принадлежности значительное влияние оказывает тот факт, в какой среде они живут — в полиэтнической или моноэтнической. С одной стороны, ситуация меж-

этнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своего народа и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. С другой стороны, в условиях радикальных социальных и экономических преобразований усиливаются процессы, характеризующиеся всплеском осознания гражданами своей этнической идентичности. Социальная нестабильность резко актуализирует потребность в солидарности, идентичности, принадлежности к группе. Именно поэтому этническая идентичность приобретает существенное значение в жизни современного человека. В этой ситуации человек нередко начинает преувеличивать позитивное отличие своей этнической группы от других, что в свою очередь может провоцировать рост межэтнической напряженности.

Изучением проблемы этнической идентичности занимались как зарубежные (У. Джемс, Э. Эриксон, Э. Фром, М. Мид, Дж. Финни), так и отечественные (С. А. Арутюнов, Ш. А. Богина, Э. А. Баграмов и др.) ученые.

В ряде работ показано, что именно подростковый возраст, когда происходит формирование эмоционально-оценочного осознания принадлежности к этнической общности, является важнейшим периодом для формирования этнической иден© Вершинина М. В., Константинов В. В., 2010

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тичности [2]. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают наличие несформированной, или диффузной, этнической идентичности у подростков

[1—3].

На наш взгляд, большую роль в оптимизации процесса формирования этнической идентичности в подростковом возрасте на региональном уровне играют общинные организации, существующие во многих регионах Российской Федерации, и в частности в Пензенской области. Данные организации могут оказывать существенную помощь в адаптации своих членов, в том числе подростков, в новом социально-экономическом и социокультурном пространстве, сглаживать имеющиеся противоречия и негативные явления, присущие межэтническому взаимодействию, а также содействовать формированию целостной этнической идентичности. При этом огромное значение приобретает психологический анализ феномена этнической идентичности, обосновывающий целесообразность проведения целенаправленного формирующего воздействия. Общинные организации, становясь эмпирической базой для проведения психологических исследований, способствуют более полному изучению многих межэтнических вопросов, а также обеспечивают себе научную основу для проведения конкретной практической работы по формированию этнической идентичности и снятию межэтнической напряженности.

Эмпирическое исследование проводилось в г. Пензе на базе Центра еврейской религии и культуры «Атиква», а также Армянской национально-культурной автономии. В исследовании приняли участие 44 чел. в возрасте от 22 до 45 лет — по 22 члена от каждой из названных общин. Образовательный статус испытуемых в целом по выборке был следующий: 36 чел. имели высшее образование, 2 — среднее специальное, 2 — среднее техническое, 4 — незаконченное высшее. Группы формировались с помощью метода попарной рандомизации. С помощью данного метода были сформированы 22 пары испытуемых, которые были разделены на две равные группы.

В результате диагностики нами было установлено, что для членов еврейской общинной организации характерны позитивная этническая идентичность (86 %), средний уровень тревожности (46) и низкий уровень эмпатических тенденций (68 %), тогда как у членов армянской общинной организации преобладают эт-ноиндифферентность (90 %), высокий уровень тревожности (41) и средний уровень эмпатических тенденций (63 %). Затем полученные данные подверглись математико-статистической обработке с помощью и-критерия Манна — Уитни и рангово-бисериального коэффициента Пирсона.

Итогом математической обработки данных стало выявление статистически значимых различий показателей этнической идентичности, эмпатии и тревожности у членов армянской и еврейской общинных организаций, при этом различия показателей агрессивности у них определены не были. В обеих группах преобладает средний допустимый уровень агрессивности (82 и 86 % соответственно). Также была обнаружена линейная связь между показателями этнической идентичности и эмпатии и между показателями этнической идентичности и тревожности. Однако предположение о существовании линейной связи между показателями этнической идентичности и агрессивности не подтвердилось.

На фоне выявленной нами связи между показателями этнической идентичности и такими индивидуально-психологическими характеристиками, как эмпатия и тревожность, были установлены различия в данных показателях у членов еврейской и армянской общинных организаций г. Пензы. Вследствие специфики функционирования общинных организаций у их членов наблюдаются различия в показателях как этнической идентичности, так и некоторых других индивидуально-психологических характеристик личности. Так, у членов армянской общинной организации преобладает этноиндифферентность, что может быть следствием недостаточной работы данной организации по формированию позитивного представления о сво-

№ 3,

ем этносе и одновременно уважения к другим этносам. Между тем такая работа могла бы способствовать снижению достаточно высокого уровня тревожности у представителей общины, формированию целостной позитивной этнической идентичности, а также личностному росту и уверенности в межличностном общении.

Наиболее неоднозначные результаты были получены в ходе сравнения показателей эмпатии у представителей общинных организаций. Нами было выявлено наличие линейной связи между показателями этнической идентичности и эмпатии: позитивной этнической идентичности по сравнению с этноиндифферент-ностью соответствуют более низкие показатели эмпатии. Диагностика обнаружила значимые различия в показателях эмпатии у членов еврейской и армянской общинных организаций г. Пензы: для первых с преобладающей позитивной этнической идентичностью характерны более низкие показатели эмпатии в отличие от вторых, у которых выражены показатели этноиндифферентности. При этом в соответствии с методикой ТЭИ Г. У. Солдатовой и С. В. Рыжовой позитивной этнической идентичности свойствен высокий уровень этнической толерантности, а этноиндифферентности — средний. Возникает вопрос о соотношении понятий эмпатии и толерантности. С одной стороны, эмпатию можно рассматривать как неотъемлемую составляющую толерантности, с другой — взаимосвязь толерантности и эмпатии может быть более сложной, особенно когда толерантность исследуется в контексте отношения к другим этносам. Таким образом, полученные нами результаты могут стать основой для более детального и полного изучения взаимосвязи эт-

2010 1%

нической толерантности и эмпатии личности.

Проведенный анализ результатов эмпирического исследования позволил нам подготовить ряд практических рекомендаций для руководства, психологов и членов общинных организаций. Рекомендации для руководства направлены на создание (в случае отсутствия) или развитие психологической службы организации, оказание психологической помощи наиболее незащищенным слоям населения (детям, безработным, малоимущим, инвалидам) из числа членов организации. Рекомендации для членов общинных организаций поощряют активное использование возможностей психологической службы при решении личных психологических проблем, стремление к личностному росту и развитию коммуникативных навыков за счет использования ресурсов психологической службы организации.

Полученные нами данные отражают общие аспекты изучения этнической идентичности и некоторых других индивидуально-психологических характеристик личности в контексте общинных организаций, поэтому необходимы при работе с представителями не только подрастающего поколения, но и любых других возрастных категорий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Собкин, В. С. К психологии еврейской идентичности / В. С. Собкин, А. М. Грачева // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. — М., 1998. — Т. 4, вып. 6. — С. 62—71.

2. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко — М. : Академический проект, 1999. — 184 с.

3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон - М. : Прогресс, 1996. — 317 с.

Поступила 17.12.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.