Научная статья на тему 'Значение интеллектуализации и компетенций в формировании образовательных стандартов по специальности эксплуатация судовых энергетических установок'

Значение интеллектуализации и компетенций в формировании образовательных стандартов по специальности эксплуатация судовых энергетических установок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / компетенция / образовательный стандарт / интеллектуализация / competence / competence / educational standard / intellectualization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. С. Агеев

Обосновано построение системы взаимодействий факторов, образующих структуру интеллектуализации персонала с учетом причинно-следственных связей между ними. Установлено, что значение факторов интеллектуализации и компетенции в формировании образовательных стандартов является определяющим не только в системе обучения курсанта, но и в получаемой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The value of intellectualization and competence in shaping the educational standards in the specialty exploitation of marine power plants

Justified the construction of a system of interacting factors that form the structure of the intellectualization of staff with the cause – effect relationship between them. Found that the values of the factors intellectualization and competence in the formation of educational standards are crucial not only in the education system but also in the student received training.

Текст научной работы на тему «Значение интеллектуализации и компетенций в формировании образовательных стандартов по специальности эксплуатация судовых энергетических установок»

6ip методов навчання та оцiнювання його результат; анатз ступеня досягнен-ня щлей дисциплiни; aнaлiз наближення до необхвдних компетенцiй в процесi вивчення дисциплши; перегляд 3MÍCTy i метод1в навчання. Одшею з проблем, якi перешкоджають виконанню цих завдань, е практична вщсутнкть доступу до ОКХ вСх нaпрямiв пiдготовки, причому не лише для викладачш.

Лiтература

1. Врублевська О.В. Проектуемо результати навчання: компетенци проти компетентностей / О.В. Врублевська // Теорш та методика управлшня освггою. - 2012. - № 9. [Електронний ресурс]. - Доступний з http://tme.umo.edu.Ua/docs/9/23.pdf.

2. Магазинщикова 1.П. Еколопчна компетентшсть випускника як мета еколопзаци вищо! люотехшчно! освгги / 1.П. Магазинщикова // Науковий вюник НЛТУ Украши : зб. наук.-техн. праць. - Львiв : РВВ НЛТУ Украши. - 2010. - Вип. 20.12. - С. 337-345.

3. Психологос. Энциклопедия практической психологии. [Электронный ресурс]. - Доступный с http://www.psychologos.ru/articles/view/kompetenciya.

4. ГСВО. Освпиьо-квашфжацшна характеристика спещашста за спещальшстю 7.050201 "Менеджмент оргашзацш" напряму подготовки 0502 "Менеджмент". - К. : МОН Украши, 2001. - 31 с.

Врублевская Е.В. Проектирование результатов обучения на основе компетентностного подхода

Обновление содержания и методов образования в высшей школе на основе компетентностного подхода с одновременной реализацией концепции экологизации требует согласованного толкования основных терминов, характеризующих результаты обучения, - компетенции, компетентности, экологическая компетентность. В статье исследовано содержание категорий компетентностного подхода, показана связь между ними, предложена модель его реализации, позволяющая проектировать результаты обучения, включая экологический компонент, в соответствии с образовательно-квалификационными характеристиками.

Ключевые слова: компетентностный подход, экологическая компетентность, экологические компетенции.

Vrublevska O. V. Design of Learning Outcomes within the Framework of Competency-Based Education

Revision of curricula and methods of teaching at higher school on the base of competency-based education together with the "greening" of education concept requires agreed interpretation of main terms for learning outcomes, namely competencies, competences, and "green" competence. The paper examines meaning of the terms and reveals their links. The model for design of learning outcomes (including "green" component) within the framework of competency-based education is proposed. The model links the learning outcomes of a discipline with profile of a graduate.

Keywords: competency-based education, "green" competence, "green" competency.

УДК 613.9-053.81 Доц. М. С. Агеев, канд. техн. наук -

Херсонская государственная морская академия

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ И КОМПЕТЕНЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Обосновано построение системы взаимодействий факторов, образующих структуру интеллектуализации персонала с учетом причинно-следственных связей между ними. Установлено, что значение факторов интеллектуализации и компетенции в формировании образовательных стандартов является определяющим не только в системе обучения курсанта, но и в получаемой квалификации.

Нащональний лкотехшчний унiверситет Украши

Ключевые слова: компетентность, компетенция, образовательный стандарт, интеллектуализация.

Актуальность темы. Эффективность и качество подготовки курсантов по специальности эксплуатация судовых энергетических установок в современных условиях определяется усиливающейся ролью интеллекта и компетенций, которые персонифицированы в личности. Генерация знаний и идей взаимодействуют между собой. Высокоскоростные глобальные коммуникации, экономическая и социальная нестабильность создают потребность в большей гибкости и адекватности к изменениям в качестве обучения рядового и командного состава судов морского флота. С этих позиций тема статьи является актуальной.

Анализ последних публикаций. Проблема интеллектуализации и компетенций в формировании образовательных стандартов показывает, что все большей популярности приобретают исследования в границах синергетической парадигмы [1-7]. Общество находится на пути изменения принципов и форм жизнеобеспечения посредством проникновения знаний и компетенций в интеллектуальную собственность персонала. Однако нет ясности относительно сущности, масштабов и последовательности необходимых изменений.

К нерешённым вопросам общей проблемы следует отнести взаимодействие базовых категорий компетентности при формировании образовательных стандартов.

Цель работы. Построение системы взаимодействий основных структурообразующих факторов интеллектуализации персонала с учетом причинно-следственных связей между ними.

Изложение основного материала. Управление образовательным и интеллектуальным капиталом основано на приобретении новых знаний и компе-тентностей. Повышение образовательного уровня приводит к переходу от целевого накопительного уровня обеспечения технократных способностей к креативным. Интеллектуальные ресурсы становятся важным приобретением современного общества, поэтому знания наряду с другими ресурсами выступают источником квалификации персонала морского флота.

Обязательным условием аккумуляции ресурсов является персонификация отношений. Интеллектуализация является наиболее заметной отличительной чертой формирования образовательных стандартов и в следствии того, что приобретённые знания являются уникальными и в тоже время неуничтожаемыми компетенциями обучаемого.

Организации, которые выступают как творцы новых знаний, имеют насущную потребность в постоянном повышении квалификации своих кадров. При этом происходит резкое сокращение временного интервала между появлениями новых технологий и внедрении их в учебный процесс. В качестве основных структурообразующих факторов компетентности персонала и курсантов при формировании образовательных стандартов могут быть приняты: компьютеризация видов обучения, фундаментальные знания и технологические процессы познания, информация, сетевые структуры и коммуникационные средства дистанционного обучения.

В стратегическом плане не существует альтернативы направлению развития, ориентированному на качественные характеристики профессиональной

пригодности курсантов. Уровень квалификации определяется наличием необходимой суммы знаний и средств реализации интеллектуального потенциала.

Значение факторов интеллектуализации и компетенций в формировании образовательных стандартов является определяющим не только в системе обучения курсантов, но и в получаемой квалификации. Все знания и идеи взаимодействуют друг с другом и чтобы внедрить нововведения в один из образовательных стандартов необходимо осуществлять соответствующие изменения в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве компетенции базируются на одновременном целенаправленном сочетании и использовании самых различных знаний ради получения новых образовательных стандартов.

Многовариантность познавательной деятельности требует при обучении курсантов определения альтернатив достижения компетенций, основанных на установлении соответствующих критериев в различных информационных ситуациях, что может быть представлено как интерактивное решение задач многоцелевой оптимизации. При решении задач достижение компетенций курсантов необходимо для каждого типа обучающего регистра найти соответствующую последовательность процедур, включающую в себя информационное обеспечение, совокупность критериев и методов обучения.

Целевые стратегические приоритеты достижения компетенций в формировании образовательных стандартов определяется в зависимости от специфики дисциплины и не всегда могут поддаваться чёткому определению и аргументации. Поэтому для исключения ложных и неправильных приоритетов при формировании образовательных стандартов надо обязательно учитывать данные, полученные на предыдущих этапах познания, что должно быть обязательно отражено в виде обратной связи интеллектуализации персонала с информационным обеспечением образовательных стандартов (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействие базовых категорий компетентности при формировании образовательных стандартов

Адаптивные системы образования в отличии от обычных традиционных систем с обратной связью предполагают более сложный набор компетенций. В адаптивном управлении обучением и достижением образовательных стандартов можно выделить две основные задачи: планирование траектории развития познания и диагностика и учет имеющихся знаний для реализации процедуры достижения минимального набора компетенций, необходимых для данной специальности. Основной задачей адаптивных систем образования является максимальное реагирование на возмущающие факторы экзогенной и эндогенной природы. Поскольку состояние образовательного уровня курсанта является экзо-

Нащональний лкотехшчний унiверситет Укра'ни

генной величиной, а ситуация вызванная повышенными требованиями к компетенциям выпускников эндогенной, то это накладывает на задачу проникновения знаний в интеллектуальную собственность персонала необходимость соответствия и идентификации этих составляющих.

Развитие компетенций по своей сути является творчески интуитивным процессом, осуществление которого требует постоянного мониторинга и контроля знаний на всех этапах их получения. Получение компетенций является системным динамическим процессом, включающим социальные, психологические и креативные методы познания и овладение курсантом практическими методами освоения будущих специальностей. При этом, наряду с формированием образовательных стандартов, повышается интеллектуальный уровень персонала, принимающего участие в учебном процессе.

Согласно [8], интеллектуальный капитал - это система полученных знаний, использование которых приносит дополнительный доход при его рациональном потреблении в виде набора компетенций и практических навыков. Он включает в себя такие виды ресурсов, которые не поддаются традиционным оценкам состояния обучаемого, а порождаются знаниями персонала. В связи с этим автором настоящей статьи предлагается разделить получение компетенций при овладевании профессиональными качествами курсантов специальности эксплуатация судовых энергетических установок на человеческий фактор и организационное обеспечение образовательного процесса (рис. 2).

Рис. 2. Структуризация компонентов, обеспечивающих интеллектуализацию

обучения

Человеческий фактор не является условием формирования образовательных стандартов, однако при достижении необходимых компетенций персонала его роль является определяющей, т.к. позволяет оценить начальный уровень обучающихся и способность их к восприятию необходимого материала. В отличии от него, организационное обеспечение является прерогативой учебного заведения, от качества которого зависит уровень освоения материала и приобретения компетенций.

Выводы. Разделение компетенций на человеческий фактор и организационное обеспечение образовательного процесса позволит курсантам специальности эксплуатация судовых энергетических установок более качественно овладеть профессиональными навыками. Предложенная схема состава и структуры взаимодействий основных блоков интеллектуализации персонала с учетом при-

чинно - следственных связей между ними может служить основой обоснования построения образовательных стандартов.

Литература

1. Рассел С. Искусственный интеллект. Современный подход / С. Рассел, П. Норвиг. - М. : Изд. дом "Вильямс", 2006. - 1408 с.

2. Иноземцев В. Современные постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М. : Изд-во "Логос", 2000. - 302 с.

3. Денисенко М.П. Провайдинг инноваций : учебник / М.П. Денисенко, А.П. Гречан, М.В. Гаман та ш. - К. : Вид. дгм "Професюнал", 2008. - 448 с.

4. Шевчук О.Б. Економжа основана на знаннях: сощально-екожмчш тенденцл / О.Б. Шевчук // Економжа i прогнозування : наук.-анали. журнал. - 2005. - № 3. - С. 18-25.

5. Крапивний 1.В. Теори постiндустрiального економiчного розвитку / 1.В. Крапивний // Мехашзм регулювання економши. - 2010. - № 4. - С. 159-164.

6. Геець В. Характер перехщних процесгв до економши знань / В. Геець // Економша Украши : полiтико-економiчний журнал. - 2004. - № 5. - С. 4-13.

7. Triplett J.E. Economic Statistics, - the New Economy and Productivity Slowdown / J.E. Trip-lett // Business Economics. - 1999. - № 34 (2). - Pp.13-17.

8. Салихов Б.В. Интеллектуальный капитал организаций: сущность, структура и основы управления / Б.В. Салихов. - М. : Изд-во "Дашков и К", 2009. - 156 с.

Агеев М.С. Значення штелектуамзацп та компетенцш у формуванш освггшх стандарта за спещальнктю експлуатащя суднових енергетичних установок

Обгрунтовано побудову системи взаемодп основных факторов, що утворюють структуру iнтелектуалiзацil персоналу з урахуванням причинно-наслщкових зв'язкiв мiж ними. Встановлено, що значена факторов iнтелектуалiзацil та компетенцп у формуванш осв^шх стандартiв е визначним не тшьки в системi навчання курсанта, але i в квалiфiкацil, яку вш отримае.

Ключовi слова: компетентнiсть, компетенция, освiтнiй стандарт, iнтелектуалiзацiя.

Agueyev M.S. The value of intellectualization and competence in shaping the educational standards in the specialty exploitation of marine power plants

Justified the construction of a system of interacting factors that form the structure of the intellectualization of staff with the cause - effect relationship between them. Found that the values of the factors intellectualization and competence in the formation of educational standards are crucial not only in the education system but also in the student received training.

Keywords: competence, competence, educational standard, intellectualization.

УДК379.85:06.078(477.87) Доц. Н.М. Гоблик-Маркович, канд. екон. наук

магктрант М.1. Капустей - Мукачiвський державний ушверситет

ГЕОГРАФ1Я ФЕСТИВАЛ1В ЗАКАРПАТТЯ

Розглянуто карти фестивалiв та географвд !х розташування на територп Закарпат-тя. Проаналiзовано локальне розташування та зосередження фестивалiв у кожному з райошв Закарпатсько! области Створено узагальнену карту вах вцщв фестивалгв, що проводяться в Закарпаттi. Вцдшено окремi райони областi, де в перспективi можливим е розвиток фестивального туризму.

Ключовi слова: фестиваль, географш фестивалiв, фестивальний туризм, карта фестивалiв; фольклорно-мистецькi, гастрономiчнi, тематичнi, етнiчнi, спортивнi та юто-ричнi фестивалi.

Постановка проблеми. З метою вдосконалення iнформацiйного пошуку для багатьох туристичних фiрм виникае необхщнкть у створеннi единого гра-фiчного зображення, послiдовностi та мiсця проведення фестивалiв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.