котором эти расходы возникают исходя из условий сделок; - в случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно; - по сделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода расходы признаются равномерно и пропорционально доходам; - расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При использовании кассового метода, выручка от реализации товаров (работ, услуг) исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), включая реализацию основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг и прочего имущества, выраженных в денежной и (или) натуральной форме.
Активы
Актив признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией экономических выгод в будущем от этого актива и когда стоимость его может быть измерена с достаточной степенью надежности.
Обязательства
Обязательство признается в бухгалтерском балансе, когда в результате исполнения соответствующего требования существует вероятность оттока хозяйственных средств, способных приносить организации экономические выгоды, и когда величина этого требования может быть измерена с достаточной степенью надежности.
Капитал
Капиталом признается часть чистых активов компании, оставшаяся после вычета всех ее обязательств. -
Анализ данных таблицы 1 позволяет сделать вывод о том, что в бухгалтерском и налоговом учете абсолютно с разных точек зрения рассматриваются элементы финансовой отчетности. Следует отметить, что в налоговом учете отсутствуют критерии признания активов, обязательств, капитала.
Литература
1. ПБУ 9/99 «Доходы организации»
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть 2
3. ПБУ 10/99 «Расходы организации»
Мухина Е.Р.
Аспирант, Пермский национальный исследовательский политехнический университет ЗНАЧЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
Аннотация
В статье рассмотрены инструменты кредитно-денежной политики. Приведена характеристика инструментов. Сформулированы ключевые проблемы в реализации мер монетарной политики.
Ключевые слова: кредитно-денежная политика, монетарная политика, учетная ставка, норма резервирования, эмиссия, операции на фондовом рынке.
Mukhina E.R
Postgraduate student, Perm National Research Polytechnic University THE ROLE OF MONETARY POLICY’S INSTRUMENTS IN THE NATIONAL ECONOMY
Abstract
The article describes the instruments of monetary policy. The characteristic of instruments is given. The key challenges in implementing monetary policy are formulated.
Keywords: monetary policy, the discount rate, the reserve ratio, issue, market operations.
Кредитно-денежная политика представляет собой деятельность государства, которая направлена на обеспечение экономики полноценной и стабильной национальной валютой и регулирование денежного обращения в соответствии с потребностями экономики для стимулирования экономического роста при сниженном уровне инфляции и безработицы, выравнивание платежного баланса страны [1]. В отличие от фискальной политики она является инструментом «тонкой настройки» экономической конъюнктуры [2].
С экономической точки зрения назначением кредитно-денежной политики является обеспечение стабильности цен, курсов валют и ставки кредита. В предыдущие этапы развития финансовой системы это обеспечивалось единообразием монетного ряда, постоянным весом и пробами монет. На данный момент необходима умеренность денежной эмиссии Центрального банка государства, а в ряде случаев и сокращение предложения денег. Денежно-кредитное постоянство важно для стабильного экономического развития любого государства.
Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.
Основные инструменты монетарной политики приведены в таблице 1 [3].
85
Таблица 1 - Направленность и инструментарий денежно-кредитной политики
Направленность Инструментарий
Наличные и безналичные расчеты • Правила расчетов для банков, предприятий и населения
Базовые ставки • Купля-продажа гособлигаций • Денежная эмиссия • Ломбардное рефинансирование
Валютный курс, прямые инвестиции и спекулятивные капиталы • Валютные резервы и интервенции • Ограничения на торговые и капитальные операции
Банковская система и экспансия кредита • Резервы по обязательствам (ФОР) • Экономические нормативы, резервы под риски, параметры портфеля госбумаг, ставки по вкладам и кредитам
Фондовый рынок - альтернатива и дополнение кредита • Инвестирование госрезервов • Раскрытие информации эмитентами • Правила бюджетных торгов • Размеры кредитного плеча • Методология деривативов • Структура портфелей фондов
Таким образом, среди инструментов выделяют: правила наличных и безналичных расчетов, денежно-кредитную эмиссию и операции с госбумагами для изменения процентных ставок и валютных курсов, валютные резервы и валютный контроль, множество инструментов банковского надзора.
Большая часть инструментов кредитно-денежной политики имеет макрохарактер. Макроинструменты служат для дополнения точечных инструментов, поскольку распыляют ресурсы роста и вызывают «перегрев» экономики.
Инструменты монетарной политики можно сгруппировать следующим образом:
- лимиты кредитования;
- прямое регулирование ставки процента;
- изменение нормы обязательных резервов;
- изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
- операции на открытом рынке [4].
Роль Банка России в регулировании кредитно-денежных отношений ограничена главным образом политикой рефинансирования, которая в условиях кризиса, с учетом настойчивых рекомендаций банковского сообщества, наконец активизировалась. Вхождению денег в хозяйственный оборот следует придать кредитный характер. Только в таком качестве, согласно общепризнанной теории, деньги в современной экономике не только выполняют свои функции, но и способствуют расширению деловой активности. Рассмотрение кредита главным образом как инфляционного фактора игнорирует его позитивную роль как ускорителя общественного развития. Это нужно для увеличения выпуска денег именно по линии кредитования экономики, а не только в зависимости от динамики официальных международных резервов, объем которых в условиях кризиса сократился.
При проведении политики снижения ставки рефинансирования кредит становится более дешевым, следовательно, более привлекательным. Возрастание объемов инвестиционных средств должно привести к расширению производства и таким образом, предложение денежной массы в стране возрастает.
Изменение учетной ставки ЦБ РФ стоит рассматривать скорее как индикатор денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например, повышение учетной ставки сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Соответственно, достаточно быстро происходит цепочка изменений: рост ставки на рынке межбанковского кредита; рост ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору.
Еще один существенный инструмент контроля над денежной массой — это операции на открытом рынке. Данный инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг. Эти операции считаются наиболее важным методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов коммерческих банков.
Операции на открытом рынке являются главным инструментом денежно-кредитной политики. При нарастании в стране инфляционных тенденций государство выпускает государственные ценные бумаги. Основной целью продажи ценных бумаг является изъятие из оборота части денег для снижения инфляционного давления на финансовую систему.
Одной из ключевых проблем в реализации мер монетарной политики является ситуация, при которой эмиссия в национальной валюте трансформируется в активы в иностранной валюте (конвертации и отток капитала либо размещение в наличной иностранной валюте и на валютных депозитах). По нашему мнению, именно решение данной проблемы должно стать одной из основных целей единой денежно-кредитной политики. Будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.
Литература
1. Благодатин А., Лозовский Л., Райзберг Б.. Финансовый словарь. - М.: Инфра-М, 2007
2. Золотарева Г.И. Бюджетная система РФ. - КноРус. - 2011.
3. Эюбов З.В. Современная денежно-кредитная политика и ее роль в формировании национальной рыночной экономики. // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1. - С. 187-189.
4. Гулиев О. Ф. Инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ: современное состояние // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 50-53.
Мухина Е.Р.
Аспирант, Пермский национальный исследовательский политехнический университет ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ
Аннотация
В статье приведены особенности ведения бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях. Предложена модель формирования учетной политики сельскохозяйственной организации под воздействием нормативно-правовых документов.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, сельскохозяйственная организация, учетная политика, нормативно-правовое регулирование.
86