УДК 620.2 Экономические науки
Устинова А.Н. к.э.н., доцент кафедры Волгоградского филиала МФЮА ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ЭКСПЕРТИЗЫ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
Аннотация: В статье рассмотрено основное значение института экспертизы в таможенном деле, которое предполагает решение ряда вопросов, направленных на защиту экономических интересов четырех государств, обеспечение их государственной безопасности и общественного порядка. В статье так же описаны основные виды таможенных экспертиз.
Ключевые слова: идентификация страны происхождения товара, идентификация товара, экспертиза, таможенный союз, таможенный контроль, таможенные операции.
Abstract: The article describes the basic meaning of the Institute of expertise in customs, which involves a number of issues aimed at protecting the economic interests of the four States, ensuring public safety and public order. The article also describes the main types of customs examinations.
Key words: the identification of the country of origin of goods, identification of goods, expertise, customs Union, customs controls, customs operations.
Правовое обеспечение отношений, складывающихся в рамках функционирования Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана и Армении предполагает и необходимость решения ряда вопросов, направленных на защиту экономических интересов четырех государств, обеспечение их государственной безопасности и общественного порядка. Одним из институтов, способствующих достижению названных целей, является таможенная экспертиза, осуществляемая, как правило, при проведении таможенного контроля. Следует отметить, что экспертиза также служит одним из наиболее действенных способов разрешения различных конфликтов. Используя специальные познания, эксперт формулирует однозначный вывод о том или ином предмете исследования и тем
самым ставит точку в возникшем споре между субъектами (как правило, между таможенным органом и участником внешней торговли) [1].
В рамках функционирования таможенно-союзных отношений нормативной основой проведения таможенной экспертизы стал Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС). В соответствии с п. 5 ст. 137 ТК ТС под таможенной экспертизой понимается организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования.
По своей сути таможенная экспертиза направлена на разъяснение возникающих вопросов в том случае, если при совершении таможенных операций (выборе таможенной процедуры, классификации товара, декларировании) требуются специальные познания. Очевидно, что и проводится она по назначению таможенных органов [2].
В соответствии с главой 20 ТК ТС установлены Порядок и срок проведения таможенной экспертизы (ст. 139), права и обязанности таможенного эксперта (эксперта) (ст. 140), права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, и их представителей при назначении и проведении таможенной экспертизы (ст. 141).
Согласно решению КТС определены таможенные органы, проводящие таможенную экспертизу:
- для Республики Беларусь - таможенный орган, в котором есть структурное подразделение, проводящее таможенную экспертизу;
- для Республики Казахстан - Центральная таможенная лаборатория;
- для Российской Федерации - ЦЭКТУ.
Структурные подразделения таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу:
- для Республики Беларусь - структурные подразделения таможенного органа, проводящие таможенную экспертизу;
- для Республики Казахстан - региональные таможенные лаборатории;
- для Российской Федерации - экспертно-криминалистические службы, экспертно-исследовательские отделы (отделения) ЦЭКТУ.
В России экспертизы, назначаемые должностными лицами таможенных органов, проводятся экспертами:
- ЦЭКТУ;
- экспертно-криминалистических служб (региональных филиалов ЦЭКТУ), имеющими право на самостоятельное проведение экспертиз;
- экспертами иных соответствующих организаций или другими экспертами.
Основными видами таможенной экспертизы в целях таможенного контроля
являются: идентификационная, товароведческая, материаловедческая, технологическая, криминалистическая. Однако при возникновении необходимости может быть назначена и другая экспертиза (например, химическая, искусствоведческая, экологическая, почерковедческая и пр.).
По данным таможенной статистики, наиболее распространенными видами таможенных экспертиз являются товароведческая (40,3 %) и идентификационная (39,9 %), менее востребованы материаловедческая (2,6 %) и комиссионная (0,1 %) экспертизы. Распространенность проведения товароведческой экспертизы в таможенной сфере объясняется ее значимостью для установления достоверного кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), «поскольку существует множество товаров, имеющих одинаковое название, но обладающих разными свойствами в соответствии с их составом и иными характеристиками».
Классификация таможенных экспертиз проводится и по другим основаниям. Так, в зависимости от числа привлекаемых экспертов она подразделяется на единоличную (проводимую одним экспертом), комиссионную и комплексную. Комиссионная таможенная экспертиза проводится комиссией экспертов одной специальности; каждый из них проводит исследования в полном объеме, и они совместно анализируют полученные результаты. Если эксперты не приходят к общему мнению и не могут подписать совместное заключение, при возможных разногласиях каждый из них или часть экспертов вправе представить
отдельное заключение.
Классификация экспертиз, в том числе и таможенных, проводится по степени сложности. По такому критерию выделяют 4 категории:
- 1 категория - экспертизы, не имеющие ни одного признака сложности; их производство осуществляется в срок до 3 календарных дней;
- 2 категория - экспертизы, имеющие хотя бы один признак сложности; для их производства требуется до 5 календарных дней;
- 3 категория - экспертизы, имеющие не менее двух признаков сложности; для их выполнения требуется более 5 календарных дней (до 10 календарных дней);
- 4 категория (особо сложные экспертизы) - экспертизы, имеющие не менее четырех признаков сложности; для производства экспертиз данной категории сложности требуется более 10 календарных дней.
Следует отметить, что пунктом 2 ст. 139 ТК ТС срок проведения экспертизы ограничен 20 рабочими днями со дня принятия таможенным экспертом (экспертом) материалов к производству, если менее продолжительный срок не установлен законодательством государств - членов таможенного союза. Таким образом, данный вопрос, равно как и порядок продления срока, не отнесен на уровень национального регулирования.
Приоритетным правом проведения экспертизы наделяются таможенные эксперты, являющиеся уполномоченными должностными лицами таможенных органов. Если же это невозможно, такое право передается иным уполномоченным организациям, а в качестве эксперта назначается любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями для дачи соответствующего заключения.
Объектами экспертизы выступают не только товары (в том числе и транспортные средства), но и документы, необходимые для совершения таможенных операций (таможенные, транспортные, коммерческие, иные). В отдельных случаях экспертиза может быть проведена в отношении средств идентификации. Экспертизы товаров, транспортных средств и документов,
содержащих сведения о них, а также иных объектов проводятся для выявления свойств и характеристик объекта исследования. Учитывая разнообразие материальных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, экспертизы различных видов товаров существенно отличаются. Например, принципиально разные подходы применяются при исследованиях драгоценных металлов, химикатов, лесоматериалов, лекарственных средств, продуктов питания и т. д.
При проведении таможенной экспертизы уполномоченное должностное лицо таможенного органа, назначившее таможенную экспертизу, направляет руководителю таможенного органа или иной уполномоченной организации, проводящей таможенную экспертизу, решение о назначении таможенной экспертизы, а также материалы, документы, пробы и образцы, необходимые для ее проведения с указанием разрешения на видоизменение, частичное или полное уничтожение, разрушение материалов, документов, проб и образцов исследования.
Форма решения о назначении таможенной экспертизы устанавливается законодательством государств - членов ТС.
В РФ должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, назначает экспертизу с согласия начальника этого органа или его заместителя, о чем выносит постановление.
ФТС России, ГТК Республики Беларусь и КТК Министерства финансов Республики Казахстан совместно создают рабочую экспертную группу с целью выработки единых научно-методических рекомендаций по вопросам экспертного обеспечения таможенных органов ТС и решения вопросов.
Результаты таможенной экспертизы, проведенной в соответствии с таможенным законодательством ТС, признаются на всей таможенной территории ТС.
В процессе производства таможенной экспертизы могут быть установлены такие вопросы, как:
- физические и химические свойства, количественный и качественный состав товара, позволяющие однозначно идентифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД ТС;
- идентификация страны происхождения товара;
- среднестатистическая свободная (рыночная) цена исследуемого товара либо аналогичного товара, классифицируемого в той же позиции ТН ВЭД ТС;
- состав товара, его потребительские свойства;
- идентификация товара в продуктах переработки и другие.
Помимо этого, экспертная оценка может касаться решения вопроса о принадлежности товара к категории наркотических средств, взрывчатых веществ, психотропных препаратов, иных видов предметов, запрещенных к свободному перемещению через таможенную границу Таможенного союза.
При проведении экспертизы уполномоченные органы ориентируются на обязательные требования - технические регламенты Таможенного союза, в которых устанавливаются требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия.
Финансирование таможенной экспертизы, включающее расходы на ее проведение, осуществляется за счет бюджета государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого она и назначена.
Положением п. 5 ст. 138 ТК ТС устанавливаются обстоятельства, при которых в проведении экспертизы может быть отказано [4]. Это:
- недостаточность информации для проведения таможенной экспертизы;
- ненадлежащее оформление решения о ее назначении;
- несоответствие сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении экспертизы;
- отсутствие необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы;
- иные случаи, установленные законодательством государств - членов Таможенного союза.
По результатам экспертизы выносится заключение по установленной форме.
Материалами судебной практики четко установлено, что выводы таможенной экспертизы, проведенной в отношении одной партии товара, не могут быть распространены на иные партии одноименного товара, ввезенные в другое время.
Составная часть экспертного заключения - приложение, включающее материалы и документы, иллюстрирующие заключение
Следует отметить, что установленный порядок проведения таможенной экспертизы должен строго соблюдаться, поскольку его нарушение может привести к признанию решения таможенного органа, вынесенного на основе экспертного заключения, недействительным [5].
Библиографический список
1. Богданова Е.Л., Чепурной И.П., Щербакова Е.В. Товароведение и экспертиза в таможенном деле. Часть 1 «Теоретические основы товароведения». -Санкт-Петербург: СПбГУ ИТМО, 2010. - 70 с. - экз.
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 258 «О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля».
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) - приложение к Договору о ТК ТС, принятому решением ЕвразЭС от 27 ноября 2009 года №17 (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года).
4. Приказ ФТС России от 21 июля 2011 г. № 1500 «Об утверждении Порядка принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы».