ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
А.К. Бабошин
Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина, г. Тамбов, Россия
В процессе развития информационного общества необходимо готовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению
современными средствами, методами и технологиями работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно овладеть и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда готовятся и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры относительно использования информации. Для определения этого факта был введен термин «информационная культура».
Информационная культура - умение целеустремленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы [1].
Для свободного ориентирования в информационном потоке человек должен владеть информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
1) в конкретных привычках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
2) в способности использовать в своей
деятельности компьютерную
информационную технологию, базу которой составляют многочисленные программные продукты;
3) в умении находить и изымать информацию из разных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
4) во владении основами аналитической переработки информации;
5) в умении работать с разной
информацией;
6) в знании особенностей
информационных потоков в своей сфере деятельности.
Информационная культура вбирает в себя знание из тех наук, которые
содействуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности
(кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория
проектирования баз данных, теория и практика разработки мультимедиа пособий и ряда других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, которые требуют
нетрадиционного творческого подхода.
В информационном обществе необходимо уметь овладевать
информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а потом привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение высокого уровня информационной культуры студента, необходимого для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе усвоения информационной культуры студенту в вузе вместе с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным
технологиям, которые являются базовыми составляющими будущей сферы
деятельности.
Все составные этого сложного процесса одинаково влияют и зависят одна от другой. Информационное общество невозможно без процесса информатизации, без появления в нем информационных ресурсов, продуктов и услуг, которые, в свою очередь, могли появиться лишь в обществе такого типа.
Следует подчеркнуть, что ускоренный прогресс какой-нибудь одной области почти никогда не носит изолированного характера, а вызывает за собой прогресс нескольких областей, возникает определенная
технологическая цепочка. Бурное развитие электронной и электротехнической промышленности, а также средств связи содействовало ускоренному развитию такого прогрессивного явления, как
информатизация общества. Последним звеном и результатом этого процесса является «Информационное Общество». В таком обществе в первую очередь производятся информационные продукты и услуги, неотъемлемой частью которых становится информационная культура.
Такое общество характеризуется:
1) высоким уровнем жизни,
2) стремительным развитием во всех сферах деятельности,
3) усовершенствованием и облегчением многих процессов,
4) усовершенствованием уже
существующих технологий,
5) переходом науки и технологии на новый уровень, изучение тех направлений, которые до этого тяжело было исследовать без наличия соответствующей аппаратуры и технологий,
6) фундаментальным изменением
жизненных ценностей и появлением новых,
7) открытием невероятных
возможностей, которые до этого были лишь мечтами.
В современном мире невозможно игнорировать эти явления. Если государство, организация или просто человек желает развиваться и совершенствоваться, он неизбежно должен присоединиться к информационным процессам. Именно в таком направлении уверенно и быстро движется цивилизация.
И сегодня с уверенностью можно сказать, что «Информационное Общество» - это наше «Настоящее».
Литература
1. Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // Высшее образование в России. 1994. №1. С. 82-87.