Научная статья на тему 'Значение информационной культуры в информационном обществе'

Значение информационной культуры в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
801
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение информационной культуры в информационном обществе»

ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

А.К. Бабошин

Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина, г. Тамбов, Россия

В процессе развития информационного общества необходимо готовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению

современными средствами, методами и технологиями работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно овладеть и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда готовятся и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры относительно использования информации. Для определения этого факта был введен термин «информационная культура».

Информационная культура - умение целеустремленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы [1].

Для свободного ориентирования в информационном потоке человек должен владеть информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

1) в конкретных привычках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

2) в способности использовать в своей

деятельности компьютерную

информационную технологию, базу которой составляют многочисленные программные продукты;

3) в умении находить и изымать информацию из разных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

4) во владении основами аналитической переработки информации;

5) в умении работать с разной

информацией;

6) в знании особенностей

информационных потоков в своей сфере деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знание из тех наук, которые

содействуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности

(кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория

проектирования баз данных, теория и практика разработки мультимедиа пособий и ряда других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры является знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, которые требуют

нетрадиционного творческого подхода.

В информационном обществе необходимо уметь овладевать

информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а потом привлекая персональный компьютер. Для высших учебных заведений социальным заказом информационного общества следует считать обеспечение высокого уровня информационной культуры студента, необходимого для работы в конкретной сфере деятельности. В процессе усвоения информационной культуры студенту в вузе вместе с изучением теоретических дисциплин информационного направления много времени необходимо уделить компьютерным информационным

технологиям, которые являются базовыми составляющими будущей сферы

деятельности.

Все составные этого сложного процесса одинаково влияют и зависят одна от другой. Информационное общество невозможно без процесса информатизации, без появления в нем информационных ресурсов, продуктов и услуг, которые, в свою очередь, могли появиться лишь в обществе такого типа.

Следует подчеркнуть, что ускоренный прогресс какой-нибудь одной области почти никогда не носит изолированного характера, а вызывает за собой прогресс нескольких областей, возникает определенная

технологическая цепочка. Бурное развитие электронной и электротехнической промышленности, а также средств связи содействовало ускоренному развитию такого прогрессивного явления, как

информатизация общества. Последним звеном и результатом этого процесса является «Информационное Общество». В таком обществе в первую очередь производятся информационные продукты и услуги, неотъемлемой частью которых становится информационная культура.

Такое общество характеризуется:

1) высоким уровнем жизни,

2) стремительным развитием во всех сферах деятельности,

3) усовершенствованием и облегчением многих процессов,

4) усовершенствованием уже

существующих технологий,

5) переходом науки и технологии на новый уровень, изучение тех направлений, которые до этого тяжело было исследовать без наличия соответствующей аппаратуры и технологий,

6) фундаментальным изменением

жизненных ценностей и появлением новых,

7) открытием невероятных

возможностей, которые до этого были лишь мечтами.

В современном мире невозможно игнорировать эти явления. Если государство, организация или просто человек желает развиваться и совершенствоваться, он неизбежно должен присоединиться к информационным процессам. Именно в таком направлении уверенно и быстро движется цивилизация.

И сегодня с уверенностью можно сказать, что «Информационное Общество» - это наше «Настоящее».

Литература

1. Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // Высшее образование в России. 1994. №1. С. 82-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.