Научная статья на тему 'Значение игры для становления личности в современном обществе'

Значение игры для становления личности в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Корнеев А. В.

В статье показано определяющее значение игры для становления личности в кризисные эпохи жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of game in the contemporary society personality formation

The significance of game for a personality formation under the crisis conditions of the society is considered.

Текст научной работы на тему «Значение игры для становления личности в современном обществе»

УДК 159.923 А.В. Корнеев СГГА, Новосибирск

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье показано определяющее значение игры для становления личности в кризисные эпохи жизни общества.

A.V Korneyev SSGA, Novosibirsk

THE ROLE OF GAME IN THE CONTEMPORARY SOCIETY PERSONALITY FORMATION

The significance of game for a personality formation under the crisis conditions of the society is considered.

Человечество находится в глубочайшем системном кризисе. В первую очередь это кризис нравственный: разрушены духовные основы общественной жизни, во главу поставлены идеи потребления и прибыли.

Многие традиции, которые помогали человеку найти свое призвание и место в обществе, разрушены. Культура, идеология, образ жизни - все меняется очень быстро, интересы личности при этом не учитываются.

В итоге кризис самоидентификации стал глобальным. Масштабы и особенности кризиса, переживаемого человечеством, указывают на то, что мы живем накануне начала новой исторической эпохи. На это указывает П.А. Сорокин в своей теории социо-культурной динамики. «Мы как бы находимся между двумя эпохами: умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеациональной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков» [1].

В эпоху идеациональной культуры человек наиболее близок к абсолютным ценностям. В культуре главенствует духовное начало. В эпоху чувственной культуры, наоборот, доминируют материальные и чувственные потребности. Духовное начало культуры вытесняется на периферию общественной и личной жизни людей.

Переходным этапом от идеациональной культуры к чувственной является идеалистическая культура [2].

Необходимо подчеркнуть, что, формулируя свою теорию П.А. Сорокин мыслит в рамках определенной традиции, а именно той, для которой характерно циклическое понимание социально-исторического процесса.

Выдающийся мыслитель Нового времени Дж. Вико создал теорию, согласно которой «каждое общество совершает эволюционный цикл, состоящий из трех последовательно сменяющих друг друга стадий: «века богов», который представлен в мифах; «века героев», который представлен в героическом эпосе; «века людей», который представлен в историографии. Каждый цикл развития завершается кризисом и разрушением данного общества» [3].

В условиях глобального системного кризиса общества и разрушения традиций игра становится единственным эффективным средством поиска человеком своей индивидуальности.

Это не игра в обычном смысле слова, а Игра, в которой человек максимально, по-настоящему творчески свободен, он преодолевает самоотчуждение, создает свой уникальный Мир и творит свою неповторимую Историю [4].

Но человек ищет свою индивидуальность и реализует ее через поиск и воплощение конкретного архетипа коллективного бессознательного.

Существует изначальная взаимосвязь архетипов коллективного бессознательного и игры, и фундаментальная необходимость игры для воплощения конкретного архетипа в реальной жизни, что и приводит к рождению и развитию творческой индивидуальности конкретного человека [5].

Если посмотреть на процесс становления личности в целом, то, используя древнейшую метафору, можно сказать, что он «держится на трех китах». Это архетип, история и игра.

Каждое из названных начал имеет фундаментальное значение и не существует без двух других. Фактически это три грани одного процесса. Их взаимосвязь можно изобразить в виде трех вершин треугольника:

ИГРА

Архетип - это общечеловеческий изначальный мифологический образ, который человек может реализовать только в своей личной Истории, через Игру.

Можно сказать, что в тяжелейшие переходные эпохи истории общества, когда возникают новые социальные системы, человек может быть максимально творчески свободным, если он сумеет с помощью Игры создать свой Мир и опять же через Иргу воплотить его в жизнь, следуя определенному Архетипу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. Сорокин. -М.: Политиздат, 1992. - С. 427.

2. Там же. С. 431.

3. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: [Учеб. пособие для вузов / А.Б. Гофман. - 2-е изд., испр.]. - М.: Университет, 1997. - С. 45.

4. Корнеев А.В. Становление личности как философская проблема [Текст] / А.В.Корнеев // ГЕО-Сибирь-2009. Т.6. Социально-гуманитарные процессы Сибирского региона: сб. материалов V Международного научного конгресса «ГЕО-Сибирь-2009», 20-24 апреля 2009 г. - Новосибирск: СГГА, 2009, - С. 171172. Корнеев А.В. Игровой элемент в современной культуре [Текст] / А.В.Корнеев // ГЕ0-Сибирь-2010. Т.6. Сибирское гео-пространство в условиях модернизации общества: история и современность: сб. материалов VI Международного научного конгресса «ГЕ0-Сибирь-2010», 19-29 апреля 2010 г., Новосибирск. - Новосибирск: СГГА, 2010. - С. 199-201.

5. Корнеев А.В. Становление личности как философская проблема [Текст] / А.В. Корнеев // ГЕ0-Сибирь-2009. Т.6. Социально-гуманитарные процессы Сибирского региона: сб. материалов V Международного научного конгресса «ГЕ0-Сибирь-2009», 20-24 апреля 2009 г. - Новосибирск: СГГА, 2009, - С. 171172.

© А.В. Корнеев, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.