Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИИ'

ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1094
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
корпоративная культура / конкурентоспособность / организационная культура / концепция / философия / инновации / corporate culture / competitive ability / organizational culture / concept / philosophy / innovation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Языджан Амаяк Захарович, Хубулава Ное Михайлович, Володина Дарья Игоревна

В последние годы вопросы культуры, и особенно культуры в крупных организациях, привлекли внимание теоретиков и исследователей. В сегодняшних рыночных условиях ни одна компания не может успешно вести бизнес без корпоративной культуры. Как постоянный спутник человека, она менялась на протяжении многих веков. Корпоративная культура это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Его основа всегда связана с инновациями, которые направлены на достижение целей бизнеса и, следовательно, на повышение конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE AND IMPACT OF CORPORATE CULTURE ON THE COMPANY’S COMPETITIVE ABILITY

In recent years, issues of culture, and especially culture in large organizations, have attracted the attention of theorists and researchers. In today’s market conditions, no company can successfully conduct business without a corporate culture. As a constant companion of man, it has changed for many centuries. Corporate culture is not only the image of the company, but also an effective tool for strategic business development. Its foundation is always connected with innovations that are aimed at achieving business goals and, therefore, at increasing competitiveness.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИИ»

ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОМПАНИИ

Языджан Амаяк Захарович

Доктор экономических наук, профессор, Международный инновационный университет (Сочи), e-mail: [email protected]

Хубулава Ное Михайлович

Доктор экономических наук, профессор, Московский инновационный университет (Москва), e-mail: [email protected]

Володина Дарья Игоревна

Аспирант, Международный инновационный университет (Сочи), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10033

Аннотация:

В последние годы вопросы культуры, и особенно культуры в крупных организациях, привлекли внимание теоретиков и исследователей. В сегодняшних рыночных условиях ни одна компания не может успешно вести бизнес без корпоративной культуры. Как постоянный спутник человека, она менялась на протяжении многих веков. Корпоративная культура - это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Его основа всегда связана с инновациями, которые направлены на достижение целей бизнеса и, следовательно, на повышение конкурентоспособности.

Ключевые слова: корпоративная культура, конкурентоспособность, организационная культура, концепция, философия, инновации.

IMPORTANCE AND IMPACT OF CORPORATE CULTURE ON THE COMPANY'S COMPETITIVE ABILITY

Yazidzhan Amayak Zaharovich

Doctor of economics, professor of the International Innovation University (Sochi), e-mail: [email protected]

Khubulava Noe Mihailovich

Doctor of economics, professor of the Moscow Innovation University (Moscow), e-mail: [email protected]

Volodina Daria Igorevna

Graduate student International Innovation University (Sochi). e-mail: volodinadi@ yandex.ru

DOI: 10.24411/2072-5833-2020-10033

Annotation:

In recent years, issues of culture, and especially culture in large organizations, have attracted the attention of theorists and researchers. In today's market conditions, no company can successfully conduct business without a corporate culture. As a constant companion of man, it has changed for many centuries. Corporate culture is not only the image of the company, but also an effective tool for strategic business development. Its foundation is always connected with innovations that are aimed at achieving business goals and, therefore, at increasing competitiveness.

Key words: corporate culture, competitive ability, organizational culture, concept, philosophy, innovation.

В современных рыночных условиях ни одна организация бизнеса не может успешно вести бизнес без корпоративной культуры. На протяжении многих веков, будучи постоянным спутником человека, она меняется наряду с ним. С каждым годом в современных компаниях появляется все больше конкурентов, возникают сложности в ведении бизнеса, динамика событий возрастает, поэтому, чтобы адекватно противостоять конкуренции на рынке, необходимо постоянно изучать и совершенствовать корпоративную культуру организации. Корпоративная культура - это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Ее становление всегда сопряжено с инновациями, направленными на достижение коммерческих целей и, как следствие, повышение конкурентоспособности [5].

В условиях рыночной экономики перед руководством любой компании постоянно возникает проблема повышения эффективности ее деятельности. Эти проблемы актуальны как для зарубежных, так и для российских организаций. Лишь высокая эффективность может обеспечить конкурентоспособность предприятия, а вследствие этого их благополучие и коммерческий успех. Один из подходов к решению сложившейся проблемы состоит в поиске резервов повышения эффективности деятельности предприятия.

Только в последние годы корпоративную культуру стали признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания управления на предприятии. Можно сказать, что корпоративная культура является основой жизненного потенциала предприятия: то, ради чего люди стали членами одной компании; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности предприятия они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что - плохо. Все это не только отличает одно предприятие от другого, но и существенно предопределяет успех его функционирования и выживания в долгосрочной перспективе. В российских компаниях необходимость изучения и управления корпоративной культурой пришли не так давно, поэтому на сегодняшний день существует недостаточность методической и теоретической проработки данного вопроса отечественными специалистами [10].

Вопросы формирования корпоративной культуры становятся весьма актуальными в обстоятельствах усиливающейся рыночной конкуренции, что требует детального исследования темы. Большую роль корпоративная культура имеет для крупных предприятий, которые имеют большую филиальную сеть с территорией охвата нескольких регионов. Ведение такого бизнеса подразумевает под собой не только эффективную экономическую деятельность предприятий, но и наличие специфической и идентичной корпоративной культуры в каждом отдельно взятом предприятии.

Корпоративная культура к сегодняшнему моменту очень глубоко исследована зарубежными авторами, но в силу национальной специфики русского менталитета, который формируется в собственном русле, корпоративная культура отечественных предприятий заслуживает особого исследования.

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение:

"Культура - это исторически определенный этап развития общества, творческих способностей человека, выраженный в способах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в материальном и духовном, которое они создают" [6].

Существуют разные точки зрения на тип и содержание корпоративной культуры. Многие исследователи не дают четкого определения корпоративной культуры, не определяют их компоненты или не определяют корпоративную культуру как комбинацию определенных компонентов (ценностей, норм, убеждений, этики, кодексов поведения и коммуникации и т. д.), которые выполняют определенные задачи [4].

Основа бизнеса всегда связана с инновациями, которые направлены на достижение целей бизнеса и, следовательно, на повышение конкурентоспособности.

На практике специалисты по управлению персоналом по-разному интерпретируют концепцию корпоративной культуры. Одно из его определений звучит так: корпоративная культура - это система ценностей и методов управления. Первая часть определения относится к нематериальным активам организации, а вторая - к конкретным механизмам. Эти два, на первый взгляд, противоположных аспекта концепции и приводят к ее неоднозначной интерпретации [9].

Например, по словам Барри Фегана, корпоративная культура - это идеи, интересы и ценности, разделяемые группой. Это включает в себя опыт, навыки, традиции, процессы общения и принятия решений, мифы, страхи, надежды, чаяния и ожидания, которые на самом деле испытывали сотрудники. Корпоративная культура заключается в том, как люди относятся к хорошо выполненной работе и что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе.

И. Н. Занковский определяет корпоративную культуру следующим образом: корпоративная культура приобретается через семантические системы, которые передаются через естественный язык и другие символические средства, которые выполняют репрезентативные, задающие тенденции и аффективные функции и способны к культурному пространству и особому чувству реальности.

Т. Ю. Базаров - следующим образом: культура - это сложный набор допущений, которые не доказаны всеми членами конкретной организации и устанавливают общую поведенческую основу, принятую большинством организаций. Это проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, убеждениях, ожиданиях, нормах поведения. Он регулирует поведение человека и позволяет прогнозировать его поведение в критических ситуациях.

Корпоративная культура компании представляет собой сочетание таких явлений, как трудовая дисциплина, внутренние правила работы, организация и регулирование труда, гуманизация рабочей силы, мотивация и социальная политика, управление персоналом и т. д., которые закреплены в соответствующих местных нормативных законах. Поэтому можно утверждать, что корпоративная культура существует в каждой организации в явном виде, даже если она не зарегистрирована в качестве отдельного документа [7].

Корпоративная культура компании - это, с одной стороны, сочетание моральных и этических принципов, социальных норм и кодексов поведения в

организации, а также ценностных ориентаций, которые приняты и разделяются сотрудниками компании, а также как ряд артефактов культуры, а с другой - ряд сознательных и бессознательных действий [3].

В свою очередь, корпоративная культура компании - это, с одной стороны, набор морально-этических принципов, социальных норм и правил поведения в организационной и ценностной ориентации, которые принимаются и распространяются сотрудниками компании и представляются в виде серии культурных артефактов, а с другой стороны, представляют собой сложные сознательные и подсознательные действия сотрудников и руководства компании, сформированные в результате первоначального отношения основателей компании и последующего осознанного понимания действий, направленных на достижение хороших результатов.

Корпоративная культура компании является важной частью управления организационным поведением сотрудников. В этом качестве его можно рассматривать как процесс и явление. В первом случае это включает в себя формирование и реализацию ряда правил и стандартов. Во втором случае существует ряд принципов, правил и стандартов, которые были изложены в письменной или устной форме и отражают корпоративную философию [1].

Следовательно, корпоративная культура может служить организации, создавая среду, способствующую повышению эффективности и внедряя новое. Но она может работать против организации, создавая барьеры, которые мешают разработке корпоративных стратегий. Эти барьеры включают сопротивление новому и отсутствие контакта. Уникальность культуры в том смысле, что она обеспечивает достижение желаемой будущей организации, является собственностью внутренней системы ценностей компании [8].

Компании с хорошо развитой корпоративной культурой пользуются большим авторитетом на рынке и привлекательны как для сотрудников компании, так и для деловых партнеров и акционеров. Корпоративная культура дает сотрудникам чувство принадлежности и приверженности к компании; тренирует коммуникации, инициативу, а также продуктивный персонал компании.

Вопросы формирования корпоративной культуры становятся очень актуальными в условиях обострения конкуренции на рынке, что требует детального изучения предмета. Корпоративная культура играет важную роль для крупных компаний, имеющих обширную сеть агентств с территорией в нескольких регионах. «Ведение такого бизнеса предполагает не только фактическую экономическую деятельность компаний, но и наличие специфической и идентичной корпоративной культуры в каждой компании» [8].

Корпоративная культура до сих пор досконально изучалась зарубежными авторами (Э. Дюркгейм, К. Мангейм, Л. Уайт, Дж. Холл, Э. Шилс, А. Кеннеди, М. Луи и др.), но из-за специфики российского менталитета корпоративная культура отечественных предприятий, сложившаяся по-своему, заслуживает отдельного изучения.

Некоторые авторы связывают корпоративную культуру с деятельностью

организации и ее членов или воспринимают ее как нечто целостное [6].

В декабре 2004 года Ассоциация менеджеров провела исследование, направленное на определение приоритетных направлений развития профессии менеджера. Его результаты показали, что одной из ключевых позиций является тема корпоративной культуры в рамках стратегического управления человеческими ресурсами.

По данным Ассоциации менеджеров, только 25% компаний сегодня имеют специальные отделы, которые отвечают за формирование корпоративной культуры и внедрение инноваций [2]. Тем не менее, именно корпоративная культура способствует изменениям в организации, которая формирует основу для развития и конкурентоспособности успешной.

На практике специалисты по кадрам интерпретируют концепцию корпоративной культуры по-разному. Одно из его определений заключается в следующем: корпоративная культура - это система ценностей и методов управления. Первая часть определения касается нематериальных активов организации, а вторая - конкретных механизмов. Эти два аспекта, на первый взгляд, противоположные концепции, приводят к ее неоднозначной интерпретации.

В «классическом» понимании корпоративная культура рассматривается как инструмент стратегического развития компании путем стимулирования инноваций и управления изменениями. Корпоративная культура существует в каждой компании - от начала организации до конца - независимо от того, была ли создана специальная служба или нет. Правильное управление корпоративной культурой оказывает наиболее положительное влияние на бизнес компании. В частности, это может снизить затраты не только на наем сотрудников, но и на внешний PR, например: сотрудники, которые распространяют корпоративную философию за пределами компании, снимают некоторые функции с отдела политики PR организации [5].

Корпоративная культура компании является важной частью управления организационным поведением сотрудников. Как таковой, она может рассматриваться как процесс и как явление. В первом случае - это деятельность по обучению и реализации набора правил и стандартов. Во втором случае - это тот самый набор принципов, правил, стандартов, зафиксированный в письменной или устной форме и отражающий философию компании. Цель организационного поведения состоит в том, чтобы помочь людям работать более эффективно, отвечая их потребностям и ожиданиям, а также получая удовлетворение от рабочего процесса. Другими словами, цель организационного поведения - сформировать правильную мотивацию для активности каждого сотрудника. Для достижения этой цели необходимо сформировать определенные ценностные ориентации и установки личности и организации путем формирования общих принципов, моделей, потребностей и интересов. В этом случае корпоративная культура является важным мотивационным ресурсом управления, который влияет на поведение сотрудников организации и, следовательно, на эффективность ее работы.

Создание и стимулирование позитивной корпоративной культуры скажется

самым благотворным образом на результатах деятельности любой компании. Корпоративная культура в данном случае выступит в качестве мощного «рычага», ведущего организацию к успеху, доминированию на рынке, стабильности. Нездоровая корпоративная культура, напротив, может привести к обратным результатам. Отсюда следует вывод, что изучению корпоративной культуры следует посвятить самое пристальное внимание всем руководителям современных организаций. Следует следить за ее формированием, совершенствовать и «направлять» в нужное русло, устраивая те или иные мероприятия, корректируя поведение сотрудников внутри организации. Корпоративная культура должна быть органичной частью организации, соответствовать современным условиям, российской специфике и менталитету, должна содействовать достижению целей предприятия - повышению эффективности его деятельности [7].

Таким образом, корпоративная культура может служить интересам организации, создавая среду, способствующую продуктивности и инновациям. Но это также может нанести вред организации, создавая барьеры, которые мешают разработке бизнес-стратегии. Эти барьеры включают сопротивление новым вещам и отсутствие контакта. Уникальность культуры в обеспечении достижения желаемого будущего организации принадлежит внутренней системе ценностей компании. Роль корпоративной культуры в системе управления очень важна, и ее недооценка может привести к снижению эффективности компании в целом. Корпоративная культура определяет поведение каждого сотрудника. Это не нужно стимулировать и контролировать. Вот почему важно, чтобы каждая структура бизнеса формировала и поддерживала правильную культуру работы. Компания с хорошо развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на рынке и привлекает как потенциальных сотрудников, так и деловых партнеров, а также акционеров.

Литература

1. Дугина О. Корпоративная культура и организационные изменения // Управление персоналом. - 2018. - № 12. - С. 16-19.

2. Жилина Л. Н. Влияние корпоративной культуры на экономическую эффективность компании: зарубежный опыт // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2014. - № 2. - С. 36-42.

3. Кармак Е. Корпоративная культура компании. Зачем нужна и как влияет на прибыль // https://hr-portal.ru/blog/korporativnaya-kultura-kompanii-zachem-nu-zhna-i-kak-vliyaet-na-pribyl

4. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. - М.: Ось-89, 2017. - 440 с.

5. Мельников А. М. Влияние корпоративной культуры на эффективность

деятельности организации // Scientific Cooperation Center «Interactive plus». - 2020. - № 4. - С. 12-18.

6. Полищук Е. В. Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2018. - № 3 (38). - С. 183-185.

7. Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика. - СПб.: Питер, 2017. - 213 с.

8. Феган Б. Деловая культура и психология общения: учеб. пособие. - М.: Академия, 2017. - 252 с.

9. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. - СПб.: Питер, 2017. -

236 с.

10. Щербина С. В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социс. - 2017. - № 7. - С. 47-55.

References

1. Dugina O. Korporativnaya kul'tura i organizacionnye izmeneniya // Upravlenie personalom. - 2018. - № 12. - S. 16-19.

2. ZHilina L. N. Vliyanie korporativnoj kul'tury na ekonomicheskuyu effektivnost' kompanii: zarubezhnyj opyt // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostok-skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. - 2014. - № 2. - S. 36-42.

3. Karmak E. Korporativnaya kul'tura kompanii. Zachem nuzhna i kak vliyaet na pribyl' // https://hr-portal.ru/blog/korporativnaya-kultura-kompanii-zachem-nu-zhna-i-kak-vliyaet-na-pribyl

4. Kuzin F. A. Kul'tura delovogo obshcheniya: Prakticheskoe posobie dlya biznes-menov. - M.: Os'-89, 2017. - 440 s.

5. Mel'nikov A. M. Vliyanie korporativnoj kul'tury na effektivnost' deyatel'nosti organizacii // Scientific Cooperation Center «Interactive plus». - 2020. - № 4. - S. 12-18.

6.Polishchuk E. V. Vliyanie korporativnoj kul'tury na povyshenie effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiya // Molodoj uchenyj. - 2018. - № 3 (38). - S. 183-185.

7. Spivak V. A. Korporativnaya kul'tura: teoriya i praktika. - SPb.: Piter, 2017. - 213 s.

8. Fegan B. Delovaya kul'tura i psihologiya obshcheniya: ucheb. posobie. - M.: Akademiya, 2017. - 252 s.

9. SHejn E. Organizacionnaya kul'tura i liderstvo. - SPb.: Piter, 2017. - 236 s.

10. SHCHerbina S. V. Organizacionnaya kul'tura v zapadnoj tradicii: priroda, logika formirovaniya i funkcii // Socis. - 2017. - № 7. - S. 47-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.