Научная статья на тему 'Значение и содержание цикла социогуманитарных дисциплин в советском обществе'

Значение и содержание цикла социогуманитарных дисциплин в советском обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
167
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение и содержание цикла социогуманитарных дисциплин в советском обществе»

О. А. Вашко

Значение и содержание цикла социогуманитарных дисциплин в советском обществе

Одним из этапов развития отечественной системы образования стал советский период, имеющий марксистско-ленинскую содержательную направленность социогуманитарных дисциплин и передавший принципы последовательности, целостности и системности образования в современные гуманитарные науки. Советское социогуманитарное образование имело свою специфику, обусловленную особой социокультурной ситуацией в стране, построением социалистического общества и коммунизма, авторитаризмом руководителей страны и партии, давлением идеологии марксизма-ленинизма, пронизывающей все сферы жизнедеятельности социума.

В современной научной литературе отмечается несколько версий развития отечественной философии советского периода. Одна из позиций представляет собой «версию Перерыва» в развитии философской мысли в России в связи с высылкой в 1922 г. философской элиты из страны и запретом множества произведений.1 Смысл «версии Подавления» заключается в том, что в условиях большевистской диктатуры философия была обречена на уничтожение, на превращение ее в инструмент идеологической диктатуры и тоталитарной системы, история философии СССР стала историей погромов в философии. Данная версия выглядит односторонней, так как философия окончательно не была подавлена в СССР: постоянно шла борьба властей и сторонников идей, не соответствующих идеологическим установкам и мнениям руководителей, критикуемых за буржуазное, ревизионистское, антисоветское содержание. Это говорит о том, что философия в СССР никогда полностью не сводилась к роли служанки идеологии.2 Смысл «версии Поступательности» состоит в том, что несмотря ни на что философия в СССР - «это некий восходящий процесс, научно насыщенный, содержательный, в котором можно выделить определенные ступени». До 50-х годов ХХ века философия рассматривалась как онтология, как некое учение о мире в целом, позднее философия стала инструментом познания.3

Определяющим элементом духовной культуры советского общества стала марксистско-ленинская философия, которая выполняла социальную

1 Философия в СССР: версии и реалии (материалы дискуссии) // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 3-38.

2 Там же. - С. 5-6.

3 Там же. - С. 7.

функцию в социуме. Марксизм-ленинизм проявил две стороны: познавательную в осуществлении функции познания мира и идеологическую, представляя собой часть идеологической надстройки. С точки зрения марксизма-ленинизма, его философское изучение содействовало подготовке специалиста с глубокими идейными убеждениями, воспитанию гражданина. Вышеуказанная идеология являлась основой руководства и развития социалистического общества, средством познания и революционного преобразования. Знание теории должно было воплотиться в практической деятельности, теория обосновала научный подход к определению политики партии во всех сферах общественной жизни.

В советский период было опубликовано большое количество философских изданий, посвященных описанию содержания марксизма-ленинизма, а также методических работ, в которых анализировались эффективные способы пропаганды коммунистической идеологии, излагались рекомендации по преподаванию философии и социальных дисциплин в нужном партии идеологическом ключе. Цензура всей философской литературы не допускала выход в печать ни одной статьи или книги, не соразмерной пропагандистским идеям партии.

Политика партии основывалась на том, что овладение марксизмом-ленинизмом являлось необходимым для всех коммунистов, занятых государственной, хозяйственной либо общественной деятельностью. В учебном плане высшей партийной школы общественные науки занимали особую нишу, так как определяли решающую роль в формировании партийного работника и гражданина, служащего интересам социума. Следовательно, в системе партийного просвещения постепенно активизировалось изучение философии.1

Расширяющиеся задачи и цели коммунистического строительства и идеологической деятельности предполагали разработку теоретических идей, глубокий анализ социального развития и повышения уровня руководящих кадров в марксистском образовании. Формирование научного мировоззрения означало овладение марксизмом-ленинизмом наряду со знаниями других наук. Данное мировоззрение можно было выработать, изучая науки в свете теории научного коммунизма и диалектического материализма.2

1 Абодинская О. Т. Строительство коммунизма и социальные функции марксистско-ленинской философии / О. Т. Абодинская. - Алма-Ата: Общество «Знание», 1974. - 25 с.

2 О преподавании марксистско-ленинской философии в высшей партийной школе: учебно-методическое пособие. Выпуск I. - Горький: Горьковская высшая партийная школа. - 110 с.

По мнению американского автора Лорена Р. Грэхема, проанализировавшего историю развития науки в России в социокультурном контексте, значение диалектического материализма как исторического феномена недооценено за пределами бывшего Советского Союза по причине того, что советский марксизм часто соотносят с западным, принимают за чисто общественно-экономическую теорию. К тому же часто игнорируют положение советских теоретиков о двух составных частях марксизма: исторического материализма (теории общественного развития) и диалектического материализма (философии науки). Другая причина частого непонимания советского диалектического материализма на Западе заключается в том, что когда западный мир знал о советской философии науки, как догматической системе.1

Идеологическая функция философии в советское время была взаимосвязана с интересами определенных классов. Сама философия всегда была порождением идей конкретного класса в определенную эпоху, она выражала интересы этого класса и требования исторического периода. Марксистско-ленинская философия, являясь центральным элементом социалистической идеологии, стала ее специальным средством революционного преобразования мира. Признание партийности философии обуславливалось научностью философии марксизма, выражающей интересы самого прогрессивного в обществе рабочего класса и не противоречащей

объективным законам исторического развития, соответствующей обще-

2

человеческим ценностям и интересам.

По мнению сторонников социалистической идеологии, марксистско-ленинской философии была присуща полемичность, что выражено в глубокой научности, доказанности, конкретности, конструктивности философии, обоснованности на основе тщательного изучения материала. Она имела творческий характер, вносила много нового в рассмотрение проблемы, развивала все стороны марксистского мировоззрения.3

Таким образом, основой коммунистического воспитания являлось формирование марксистско-ленинского мировоззрения у советского народа, данной целью была пронизана деятельность вузов. Каждый преподаватель должен был внести свой вклад в реализацию этой задачи. Одним из требований преподавания являлось осуществление связи маркси-

1 Лорен Р. Грэхем Очерки истории российской и советской науки. - М.: Янус-К, 1998. - 312 с.

2 Жуков Н. И. Философия, ее предмет и роль в обществе. Методологические материалы к лекции в помощь преподавателям / Н. И. Жуков - Минск.: Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук, 1988. - 24 с.

3 Как изучить философские труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина: - методическое пособие. - Издание 3-е. - М.: Мысль, 1973. - 271 с.

25

стско-ленинской философии с практикой, а также переустройством общества. Данная философия должна была стать личным убеждением студентов и аспирантов, так как она абстрактна и всеобще применима, осмысливается на основе всех наук и сфер деятельности.

Главная задача философской подготовки аспирантов и соискателей заключалась в вооружении знанием диалектико-материалистической методологии, умением применять ее в исследованиях, убедить в необходимости тесного объединения марксистско-ленинской философии и естественных, технических и социальных наук. Программа работы с аспирантами и соискателями нефилософских специальностей требовала изучения основных трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, материалов съездов и других документов КПСС.1

Учебные планы университетов марксистско-ленинских горкомов партии включали предметы по истории КПСС, марксистско-ленинской философии (историко-философское введение, диалектический материализм, исторический материализм), политическую экономию, основы научного коммунизма. В учебном плане пропагандистского факультета университетов марксистско-ленинских горкомов партии историкам преподавали историю КПСС, основы научного коммунизма, методику пропагандистской работы; философам - марксистско-ленинскую философию, основы научного коммунизма и методику пропагандистской работы; экономистам - политическую экономию, основы научного коммунизма и методику пропагандистской работы.2

В программе курса истории КПСС для высших учебных заведений особое внимание уделяется изучению произведений классиков марксизма-ленинизма, решений съездов, теоретической и практической деятельности КПСС, имеющих решающее значение в формировании марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистического воспитания студентов. Предлагалось изучение таких тем, как начало рабочего движения и распространение марксизма в России, образование РСДРП, возникновение большевизма, партия большевиков в период реакции, борьба коммунистической партии за развитие коммунистической революции и упрочение советской власти, борьба партии за завершение социалистической реконструкции народного хозяйства, победа социализма в СССР.3

1 Методические разработки по диалектическому и историческому материализму для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей. - Минск.: Министерство высшего и среднего образования БССР, 1976. - 49 с.

2 Учебные планы и тематика университетов марксистско-ленинских горкомов партии. - Молодечно: Победа, 1965. - 41 с.

3 Программа курса истории КПСС для высших учебных заведений. - М.: Мысль, 1972. - 76 с.

В программе курса теории научного коммунизма, подготовленной философским факультетом МГУ и рассчитанной на студентов отделения научного коммунизма, особое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам научного коммунизма, изучению произведений классиков марксизма-ленинизма, решений съездов, теоретической и практической деятельности КПСС и братских партий по претворению в жизнь идей научного коммунизма. Курс предполагал изучение таких разделов как научный коммунизм - составная часть марксизма-ленинизма, теория мирового революционного процесса - теория возникновения коммунистической формации и коммунистическая формация.

Марксистский учебник по философии для высшей школы состоял из краткого очерка по истории философии и подробных разделов по темам «материя», «сознание», «диалектика и ее законы», «познание», «мышление», «социальная философия». Только одна десятая часть всего содержимого учебника была отведена критике буржуазной философии и со-циологии.1 Следовательно, учебники разрабатывались по проблемам, актуальным для марксистско-ленинской идеологии, и освещались темы, необходимые для успешного осуществления политики партии по отношению к народу.

Планы семинаров по «Основам марсизма-ленинизма» включали изучение текстов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина «Манифест коммунистической партии», «Что делать», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» и др., И. В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос», «Об основах ленинизма», «Октябрьская революция и тактика русских коммунистов», Материалы XVIII и XIX съездов коммунистических партий.2

В основе улучшения тематики лекций особое место занимала критика буржуазной идеологии, выявление апологетической сущности капиталистических теорий, критический анализ, показ их антигуманного характера. Основной установкой лекций являлась непримиримость к антиподам коммунистической нравственности, ложным ценностям буржуазной морали, что проявлялось в слишком разнообразном теоретическом анализе общественных проблем, кризисе буржуазной философии, основанной на идеалистических теориях. В учебниках того времени отмечалось, что

1 Основы марксистско-ленинской философии: учебник для вузов. - М.: Политиздат, 1976. - 463 с.

2 Примерные планы семинаров по курсу «Основы марксизма-ленинизма» для высших учебных заведений СССР. - Минск.: БГУ, 1955. - 29 с.

27

буржуазная философия игнорирует роль рабочего класса в общественном развитии и трудящихся масс как субъекта истории.1

Учебно-методические материалы советского периода подтверждают, что темы рефератов по буржуазной философии давались со списками критической литературы советских авторов без приведения первоисточников течений неотомизма, экзистенциализма, фрейдизма, американского прагматизма, неопозитивизма, так как это было невыгодно развитию марксистско-ленинской идеологии. В учебном плане по буржуазной философии было выделено всего лишь четыре часа лекций без права обсуждения данных проблем на семинарских занятиях.2 «Отличительные особенности неотомизма, экзистенциализма, неопозитивизма так же заключают в себе определенное идеологическое содержание, которое должно быть выявлено, разоблачено».3 Марксисты-ленинисты считали, что недостаточно было найти теоретическую погрешность заблуждения, необходим был критический анализ буржуазной идеалистической философии, который показывал, почему она становилась теоретической основой идеологических заблуждений, оставалась живучей, сохраняла воздействие в различные времена. Критический анализ буржуазной идеологии как метод коммунистического воспитания так же давал возможность подтвердить, что буржуазные течения идейно бедны, даже при освещении гносеологических и логических проблем, как это произошло в неопозитивизме. Разоблачение буржуазной идеологии заключалось в разоблачении идеалистической сущности данной философии, несмотря на разнообразие форм буржуазной философии, ее сущность едина.4

По указанию Минвуза СССР во втором семестре 1980-1981 гг. были введены специальные занятия для изучения материалов XXVI съезда КПСС студентами всех курсов всех форм обучения, так как данные материалы являются одной из важнейших частей научной основы раскрытия проблем вместе с сочинениями классиков марксизма-ленинизма.5

Таким образом, философия как общеобразовательная дисциплина была введена в СССР согласно позиции, что философия формирует культуру специалиста. На практике поставленная задача сводилась к выработке навыков теоретического мышления, а философия в форме диалек-

1 Спиркин А. Г. Основы философии: учебное пособие / А. Г. Спиркин. - М.: Политиздат, 1988. - 592 с.

2 Комплексная учебно-методическая разработка по диалектическому материализму. - Гродно: Гродненский государственный университет, 1979. - 123 с.

3 Преподавание марксистско-ленинской философии как фактор коммунистического воспитания. - М.: Высшая школа, 1973. - 279 с.

4 Там же. - С. 133, 140.

5 Изучение материалов XXVI съезда КПСС в курсе марксистско-ленинской философии. - Киев: Вища школа, 1981. - 51 с.

28

тического материализма приобрела сциентистский облик. Фактически преподавание заключалось идеологическом натаскивании студентов, вынужденных заучивать, мало связанные с их жизненным миром постула-ты.1 Часто философия применялась на примитивно механистическом уровне, ощущалась философская необразованность тех, кто творил политику.

Преподавание марксистско-ленинской этики и эстетики, научного атеизма так же основывалось на изучении идей К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, Г. В. Плеханова и материалах КПСС, русских революцио-нистов-демократов, практически выпадали из программ дисциплин блоки домарксистской этики, эстетики, русской религиозной философии и другие существенные темы.

Современный философ В. С. Степин, преподававший в советский период, подтверждает точку зрения, что философия представляла собой догматический марксизм, так как находилась под жестким идеологическим контролем.2 Тем не менее, В. С. Степин также утверждает, что поколение шестидесятников внесло свой положительный вклад в развитие мировой философии, несмотря на давление сверху.

Независимо от сложностей в советский период наука достигла значительного прогресса: за 60 лет Советский Союз превратился из страны с небольшой ролью в мировой науке в державу с величайшим научным потенциалом. По мнению Лорена Р. Грэхема «Марксистская философия играла роль не только в преследованиях советской науки, но и в эпизодах, которыми принято гордиться. Марксизм оказал влияние на мировоззрение ряда лучших советских ученых».3

Советская философия выступает как специфический социокультурный советский феномен. Руководство партии стремилось преобразовать философию в составную часть советской социальной системы, установить строгий партийный и государственный контроль, оставить за марксистско-ленинской философией статус партийной, и почти государственной философии. Государственная институализация марксистско-ленинской философии проявлялась в том, что она была единственной философией, изучаемой в советских вузах.4

1 Концепция гуманитаризации высшего образования в Республике Беларусь. -Мн., 1995. - 102 с.

2 Степин В. С. Российская философия сегодня: проблемы настоящего и оценки прошлого / / Вопросы философии.- 1997. - № 5. - с. 3-15.

3 Лорен Р. Грэхем Очерки истории российской и советской науки. - М.: Янус-К, 1998. - 312 с.

4 Философия в СССР: версии и реалии (материалы дискуссии) // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 3-38.

Таким образом, философия в Советском Союзе приобрела идеологическую направленность, марксистско-ленинскую ориентацию и содержание, заняла место важной дисциплины не только в высшем образовании, но в духовном воспитании советского гражданина в целом. Философия стала основным средством партийной идеологии, приобрела статус всеобщности как философия марксизма-ленинизма. С одной стороны, данная наука стала выполнять мировоззренческую, социальную и идеологическую функции в обществе, превратилась в глубоко разработанную систему теорий и законов, с другой стороны, за счет ограничения идеями марксизма-ленинизма, идеологического ущемления и цензуры со стороны властей она потеряла свою свободу и широту содержательного наполнения, превратилась в одностороннее субъективное материалистическое течение, угодное партийному руководству. В результате были существенно сужены познавательные и социально-критические функции философии, ограничилась критическая культура социальных и гуманитарных наук в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.