Научная статья на тему 'Значение и принципы инновационных подходов в современном военном образовании'

Значение и принципы инновационных подходов в современном военном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
инновации в образовании / современные подходы в обучении / гуманизм / коммуникативный подход. / innovations in education / modern approaches in education / humanism / communicative ap- proach.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розин А. А.

Данная статья раскрывает роль инноваций и модернизации в формировании качества образования. Описываются базовые требования к качественному обучению. Обосновывается и раскрывается роль гуманистического подхода в образовании, описываются основные методики коммуникативного подхода к процессу обучения. Постулируется необходимость внимания к личностным качествам обучаемого в рамках образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PRINCIPLES OF INNOVATIVE APPROACHES IN MODERN MILITARY EDUCATION

The paper explains the role of innovations and modernization in the creation of qualitative learning process. It features the description of basic requirements of this process. The author explains and articulates the role of humanistic approach in education, describes the basic methods of communicative approach to the learning process. The article emphasizes the need for considering the student’s personal qualities in the educational framework.

Текст научной работы на тему «Значение и принципы инновационных подходов в современном военном образовании»

48

PEDAGOGICAL SCHNC1S / <<ШУШШ1УМ-ШУГМА1>>#Щ27)),2©1]9

УДК: 378.178

Розин А.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны

ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В СОВРЕМЕННОМ ВОЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ

Rozin A.A.

PHD in Education sciences, associate professor of Yaroslavl Higher Military School of Air Defense

THE ROLE AND PRINCIPLES OF INNOVATIVE APPROACHES IN MODERN MILITARY

EDUCATION.

Аннотация

Данная статья раскрывает роль инноваций и модернизации в формировании качества образования. Описываются базовые требования к качественному обучению. Обосновывается и раскрывается роль гуманистического подхода в образовании, описываются основные методики коммуникативного подхода к процессу обучения. Постулируется необходимость внимания к личностным качествам обучаемого в рамках образовательного процесса.

Abstract

The paper explains the role of innovations and modernization in the creation of qualitative learning process. It features the description of basic requirements of this process. The author explains and articulates the role of humanistic approach in education, describes the basic methods of communicative approach to the learning process. The article emphasizes the need for considering the student's personal qualities in the educational framework.

Ключевые слова: инновации в образовании, современные подходы в обучении, гуманизм, коммуникативный подход.

Key words: innovations in education, modern approaches in education, humanism, communicative approach.

На сегодняшний день в развитии современного общества значительную роль играет образование. В связи с тем, что образование является социальным институтом, отвечающим за интеллектуальные ресурсы страны, насущным вопросом становится поиск потенциально перспективных курсов его развития. Именно поэтому образование обязано развиваться отвечая запросам времени, а также удовлетворять потребности общества и каждого индивида.

В педагогике непрерывно ведутся обсуждения касательно инноваций в образовании, используя при этом термин «инновации» в нескольких значениях.

Само слово «инновация» происходит из латинского языка, что в оригинале означает «нововведение, обновление». При этом данное понятие ведет свое существование с 19 века, когда оно являлось определением внедрения элементов одной культуры в другую. Однако, начиная лишь с середины прошлого века инновационные вопросы в педагогике становятся вопросом изучения на западе, а в нашей стране этим вопросом занимаются в течение последних сорока лет.

В педагогическом процессе обучения инновации применяются к внедрению новых аспектов в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, а также в организацию деятельности обучающихся. [2]

Начина с 1980-х годов поднимается вопрос о введении инноваций в образовательную систему на территории нашей страны. Именно тогда «мишенью» исследований в педагогике становится понятие инновации и проблемы связанные с данным определением. В то же время были научно обоснованы и введены в педагогическую науку таки определения, как «инновации в образовании» и «педагогические инновации».

Касательно высшего образования, в первую очередь инновационные технологии в учебных заведения это принципы повышения качества обучения, а значит и вероятность увеличения конкурентоспособности вуза.

При исследовании высшего образования сегодня, можно выделить следующие требования, являющиеся основой качественного обучения:

- в первую очередь, это анализ абитуриентов, основывая на результатах предыдущего образования и ряда вступительных экзаменов;

- во-вторых, высокая компетентность сотрудников и преподавательского состава;

- а также, использование современных технологий в обучении, в сочетании с классическими принципами обучения.

Все это позволяет сопоставить систему высшего образования с тенденциями развития в современном обществе.

<<Ш11ШетиМ-^©и©Ма[1>>#3(Ш7)),2©1]9 / РЮАШШСАи ЮШСИ®

Для высшего военного образования непосредственное значение имеет мониторинг эффективности имплементации тех или иных нововведений. Ведь подготовке квалифицированных профессионалов, способных к исполнению воинских обязанностей, при этом владеющих высокой нравственностью и моралью, являющихся основой вооруженных сил специалистов, способствуют в первую очередь нововведения и инновационные подходы в обучении. Подобные инновационные подходы удовлетворяют спрос курсантов в области академического и культурного развития, а также предоставляют профессионально образование высокого качества в соответствии государственными требованиями.

Модернизация высшего военного образования подразумевает новый подход, согласно инновационным направлениями к профессиональной подготовке обучающихся, анализу продуктивности воспитательной и обучающие деятельности. Все это способствует необходимости поиска новых методов организации учебного процесса и взаимоотношений между участниками процесса.

В актуальном подходе к преподаванию учебных дисциплин ощущается необходимость в интеграции методов гуманизма во взаимодействие преподавателей и обучающихся, главным признаком которого является в первую очередь взаимообратное сотрудничество, открытость, искренность и доверие, взамен устаревшим подходам господства и подавления.

При разборе основных методик гуманизма в учебном процессе в высших военных заведениях можно выделить следующие аспекты:

- ориентация преподавательского состава на государственные стандарты высшего образования при организации учебной, воспитательной работы, формировании качественного содержания дисциплин;

- формирование вариативного подхода к обучению гуманитарных дисциплин. Тем самым при планировании учебного процесса закладываются дополнительные возможности фокусировки программы в соответствии с интересами обучающихся.

При этом стоит заметить, что изучение подобных дисциплин в военном вузе включает в себя несколько подходов. Подразумевается не только активная работа обучающихся в аудиторные часы с преподавателями, но и качественная и интенсивная самоподготовка. Данные подходы позволяют курсантам почувствоваться себя на новом уровне, открыться, осознать свою значимость и выявить возможности для проявления себя и своих качеств. [5]

Структурный подход к оценке эффективности обучения, усвоению материала обучающимися, является условием методики гуманизма в обучении, позволяющего оценить все учебные процессы в целом. Необходимость контроля знаний, путем оценок текущих и итоговых рель татов обучения всегда связана с образовательным процессом. Подобный контроль знаний в военных вузах проводится путем различных тестов, зачетов и экзаменов.

Отличие же применения методики гуманизма в обучении от стандартной заключается в контроле

49_

знаний не только финальных и блокирующих результатов материала, но и в самом процессе обучения и освоения знаний. Все это способствует индивидуализации и отождествлению оценки всей деятельности каждого курсанта. Подобный подход является наиболее актуальным в связи с тем, что он позволяет проявить потенциал и способности курсантов в максимально возможной степени.

Для создания благоприятной обстановки, в которой учебные процессы переходят в научное познание, необходима коммуникативная работа обучающихся, позволяющая создать групповое взаимодействие курсантов. Это в свою очередь отражает коммуникативный подход к обучению. Именно данная методика позволяет реализовать диалогизм в обучении, другими словами взаимодействие в образовательной системе всех ее членов, путем создания отношений в активном, положительном ключе, при этом создавая мотивирующую среду и условия для активного переноса полученных знаний в предстоящую практическую и профессиональную деятельность. Данный подход к обучению курсантов позволяет сформировать и развивать у них активные, деятельностные принципы. Применение методики коммуникативности в современном образовании подразумевает возможность различных учебных ситуаций. Данный подход к обучению курсантов подразумевает индивидуализацию обучения и индивидуальную постановку целей и задач, соответствующих интересом каждого обучающегося. Все в дальнейшем поспособствует становлению активной позиции каждого курсанта. [4]

Подводя итоги, в современном вузе основами инновационного формирования обучения является в первую очередь возможность здравого педагогического взаимодействия с курсантами с целью выявления и развития активной позиции каждого.

Таким образом, следует заметить, что инновационная деятельность вуза подразумевает реализацию методик гуманизма и коммуникативных подходов при взаимодействии всех членов образовательного процесса на основе формирования личностных качеств обучаемых.

Список литературы

1. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии //Высшее образование в России. - 2001. - №. 4.

2. Ибрагимов Г. И. Инновационные технологии обучения в условиях реализации компетент-ностного подхода //Инновации в образовании. -2011. - №. 4. - С. 4-14.

3. Литвиненко Н. М., Григорьев О. В. Современные технологии обучения в системе вузов федеральной службы войск национальной гвардии //Научный альманах. - 2016. - №. 7-2. - С. 123-127.

4. Розин А. А., Розина Е. А. Принципы организации самостоятельной деятельности курсантов в военном вузе //Научный форум: Педагогика и психология. - 2017. - С. 116-120.

5. Семикин В. В., Пашкин С. Б. Формирование индивидуального стиля деятельности в военном вузе-основа развития психолого-педагогической культуры будущего профессионала //Военный инженер. - 2016. - №. 1 (1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.