ЭКОНОМИКА
УДК 339.732
ЗНАЧЕНИЕ И МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ КООПЕРАЦИЮ
А.В. Герасенко
ВВЕДЕНИЕ
При рассмотрении современных экономических условий невозможно не заметить финансово-экономические проблемы в развитии хозяйствующих субъектов любой организационно-правовой формы. Одной из составляющих этих проблем являются инвестиционные операции и инвестиционная деятельность. В таких условиях организации вынуждены искать направления высокоэффективного вложения собственных денежных средств и привлекать инвесторов для финансирования низкорискованных вариантов капиталовложений.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка механизма привлечения прямых иностранных инвестиций в потребительскую кооперацию.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и значение иностранных инвестиций, в том числе прямых, для Белкоопсоюза.
2. Определить наиболее выгодный вариант привлечения прямых иностранных инвестиций.
4. Выявить факторы, сдерживающие привлечение прямых иностранных инвестиций.
3. Разработать механизм привлечения прямых иностранных инвестиций.
Механизм привлечения прямых иностранных инвестиций подробно изучен такими
российскими учеными, как Аксенов Д.Б., Борисов И.Б., Володина Т.В., Колбин У.В., Пак А.Г., Тарабцев А.Г., в свою очередь белорусскими авторами данной проблематике достаточного внимания уделено не было. Тем более актуальной становится данное исследование для потребительской кооперации, поскольку если в Республику Беларусь прямые иностранные инвестиции привлекались и в значительных объемах, то в систему потребительской кооперации привлечены не были.
Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз) ежегодно разрабатывает и утверждает инвестиционную программу, отраслевые программы развития материально-технической базы, участвует в реализации Государственных программ.
Однако в настоящее время в инвестиционной сфере Белкоопсоюза имеется серьезная проблема - отсутствие реальных источников финансирования инвестиций.
За период с 2004 по 2011 годы на развитие материально-технической базы потребительской кооперации направлено 1438 млрд. руб. В 2001 году освоено 23,4 млрд.руб. инвестиций, а в 2011 - 354,0 млрд. руб. Таким образом, рост инвестиций в 2011 году к 2001 году составил 15,1 раза.
В то же время, вложение инвестиций в предыдущие годы осуществлялось за счет собственных средств и кредитов банка, что негативно отразилось на финансовом состоянии системы.
Отвлечение собственных средств из оборота на капитальные вложения привело к тому, что подведомственные организации полностью утратили собственные оборотные средства, наличие которых в большинстве организаций характеризуется отрицательной величиной, а также к отсутствию залогового обеспечения для получения кредитов.
Средства республиканского и местного бюджетов кооперативным организациям выделяются в недостаточном количестве, и их доля в общем объеме инвестиций Белкоопсоюза незначительна.
В данных условиях, когда Белкоопсоюз не располагает в достаточном количестве собственными источниками финансирования проектов, особое значение придается привлечению внешних инвестиций и в первую очередь - прямых иностранных инвестиций.
В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь под иностранными инвестициями понимаются инвестиции, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения дохода [11-
Прямые иностранные инвестиции представляют собой совокупность иностранных инвестиционных вложений прямых инвесторов в денежной и вещественной форме, дающих право на частичное либо полное участие в управлении совместным или иностранным предприятием.
Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются: иностранные
государства; международные организации; иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; иностранные граждане; физические лица, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:
- создание юридического лица;
- приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных средств.
Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах.
ЗНАЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Прямые инвестиции чрезвычайно выгодны, поскольку они служат катализатором развития бизнеса, поддерживают инновации, причем не только в сфере производства товаров и услуг, но и в отношении новых моделей развития бизнеса, способствуют выходу предприятий на новые рынки, переходу на международный уровень качества производства, использованию современных технологий управления.
В настоящее время в республике прямые иностранные инвестиции осуществляются в основном путем долевого участия в капитале местных предприятий, создания новых, расширения существующих филиалов, предприятий, предоставления долгосрочных займов на установление и поддержание длительных экономических связей.
Наиболее экономически выгодными для сотрудничества сторон являются совместные предприятия, которые имеют следующие преимущества: доступ к новым технологиям, рынкам сбыта; возможность разделения высокой стоимости проекта между его участниками; перемещение некоторой доли риска на партнера-инвестора; сочетание опыта иностранного инвестора с накопленным местным. В свою очередь для зарубежных партнеров совместные предприятия - это рост загрузки собственных предприятий, повышение конкурентоспособности, дополнительная прибыль.
Преимуществами привлечения иностранных инвестиций для системы потребительской кооперации являются: ввоз нового производственно-технологического оборудования, сырья и материалов; привлечение передовых и высоких технологий, управленческого опыта, мировых брендов; повышение квалификации работников; создание новых рабочих мест; дополнительный приток свободно конвертируемой валюты; повышение конкурентоспособности и качества производимой продукции, уровня обслуживания населения; активизация инновационной деятельности создаваемых совместных предприятий; повышение эффективности инвестиционных проектов; повышение
экономического развития регионов, в которых функционируют организации потребительской кооперации, стимулирование спроса; насыщение внутреннего рынка качественными потребительскими и промышленными товарами; развитие импортозамещающих производств;
В системе потребительской кооперации привлечение прямых иностранных инвестиций может осуществляться посредством создания совместных предприятий. Однако при этом следует учитывать возникающие сложности. К примеру, к ним относятся: необходимость частичной передачи права владения предприятием иностранному инвестору, а также приведения бухгалтерской отчетности объекта инвестирования в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.
Как правило, иностранный инвестор заинтересован в управлении совместным предприятием, и в ряде случаев требуется доля в размере если не контрольного, то, как минимум, блокирующего пакета акций.
При реализации проектов с иностранными инвестициями в системе потребительской кооперации необходимо применять индивидуальный подход относительно каждого объекта инвестирования с учетом предложений инвесторов, возможных последствий реорганизации объекта и перспектив его развития.
С целью обеспечения экономической безопасности Белкоопсоюзу в большинстве случаев целесообразно сохранить контрольную долю в уставном фонде создаваемого совместного предприятия или контрольный пакет акций. В этом случае для обеспечения заинтересованности инвестора необходимо проводить комплекс мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности объектов инвестирования, а также проявить достаточную убедительность и настойчивость в ходе переговоров. Все вопросы, касающиеся управления совместным предприятием, стратегических планов и целей инвестора, а также вопросы контроля инвестором реализации проекта и механизм выхода инвестора необходимо обсудить на этапе детальных переговоров. Все договоренности относительно долей капитала, принадлежащих инвестору и Белкоопсоюзу, условий инвестирования и управления совместным предприятием, а также иные условия, достигнутые сторонами в ходе переговоров, прописываются в инвестиционном соглашении (например, Белкоопсоюз может прописать как условие необходимость сохранения численности работников или профиля деятельности предприятия и т. д.).
В системе потребительской кооперации целесообразно привлечение иностранных инвестиций в розничную торговлю, промышленность, общественное питание. Высокоэффективным направлением в торговле является развитие новых форматов -переход к сетевым структурам. Актуальными являются также строительство гипермаркетов, создание оптово-логистических центров, торгово-транспортных компаний. Заинтересовать инвестора можно и проектами в промышленной отрасли, в том числе импортозамещающими: организация мини-производств и производств по выпуску различной востребованной рынком продукции - сухие завтраки, чипсы, пряности, кондитерские изделия, мясные изделия и полуфабрикаты, замороженная плодоовощная продукция и т. д.
МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СИСТЕМУ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
На 1.01.2012 в потребительской кооперации имелось свыше 1 500 неэксплуатируемых объектов, которые заданиями Правительства Республики Беларусь подлежат ликвидации, кроме того, большое количество предприятий, в основном в промышленной сфере, являются низкорентабельными.
Для решения двух указанных проблем необходимы значительные финансовые затраты (перепрофилирование, снос и разборка неэксплуатируемых объектов, техническое перевооружение низкорентабельных производств), которые в настоящее время в потребительской кооперации отсутствуют.
Решить данные проблемы возможно путем создания совместных предприятий с иностранными инвесторами.
Преимуществом для иностранных инвесторов будет экономия финансовых средств для организации производственной деятельности, поскольку нет необходимости в возведении нового здания производства, организовать производство можно в уже имеющихся цехах, в приобретении основного технологического оборудования (если это работающее предприятие), наборе квалифицированных специалистов.
Таким образом, потребительская кооперация, в условиях отсутствия собственных источников финансирования инвестиционных проектов, в качестве вклада (доли) готова предложить иностранному инвестору всю необходимую инфраструктуру.
Механизм создания совместного предприятия будет следующим:
1. Подписание договора о намерениях.
2. Формирование уставного фонда путем внесения паевых взносов. Для Белкоопсоюза, ввиду отсутствия финансовых средств, в качестве пая может выступать земля, здания (неэксплуатируемые или эксплуатируемые), объекты со сверхнормативным сроком незавершенного строительства, технологическое оборудование и др. Со стороны иностранного участника - денежные средства, технологии и оборудование.
3. Определение доли каждого участника, исходя из стоимостной оценки паевых взносов, на основании которых впоследствии будет распределяться полученная прибыль и осуществляться совместное управление созданной организации.
4. Заключение инвестиционного договора с юридическим закреплением внесенной каждым участником доли, прав и обязанностей участников, механизма принятия решения по управлению организацией и разрешения споров.
5. Унификация порядка составления финансовой отчетности на основе международных стандартов финансовой отчетности.
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КАЧЕСТВЕ ПАЕВОГО ВЗНОСА
Наиболее предпочтительным с точки зрения организаций потребительской кооперации способом привлечения иностранных инвестиций является оформление инвестиции в качестве паевого взноса. Порядок вступления в потребительское общество для иностранного инвестора должен регламентироваться Уставом потребительского общества и законодательством Республики Беларусь.
В соответствии со ст. 7 Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Республике Беларусь» учредителями потребительского общества могут быть граждане либо граждане и юридические лица [2]. Число учредителей потребительского общества должно быть не менее трех. Количество членов в потребительском обществе не ограничивается. Соответственно данным Законом не запрещено участие иностранных юридических лиц в качестве пайщика в потребительском обществе.
Юридическое лицо, желающее стать пайщиком общества, должно представить в союз потребительских обществ заявление в письменной форме о приеме в Союз. В заявлении юридического лица необходимо указать его наименование, место нахождения и банковские реквизиты. Заявление с просьбой о приеме в члены союза потребительских обществ должно содержать обязательства соблюдения требований устава, в том числе внесения предусмотренных уставом вступительного и обязательного паевого взносов, несения субсидиарной ответственности по обязательствам Союза и выполнения иных обязанностей члена Союза.
Согласно ст. 14 Закона при прекращении членства в потребительском обществе паевой взнос подлежит возврату.
Отметим, что пунктом 4.1 Устава Белорусского республиканского союза потребительских обществ в последней редакции определено, что членами Союза могут быть только юридические лица (потребительские общества), созданные в установленном
порядке на территории Республики Беларусь. Следовательно, членство для нерезидентов в Уставе Белкоопсоюза не предусмотрено. Это обстоятельство препятствует привлечению иностранных инвестиций в качестве паевого взноса и должно быть, по нашему мнению, устранено путем внесения соответствующих изменений в нормативный правовой акт [3].
Юридическим лицам, принятым в союз и внесшим вступительный и паевой взносы, должен быть выдан документ, удостоверяющий их членство: официально заверенная выписка из реестра членов союза потребительских обществ, в которой указываются: размер оплаченных вступительного и паевого взносов в рублях и сроки их фактического внесения; форма паевого взноса (денежная, земельная, имущественная, имущественные права или другое); размер кооперативных выплат, начисленных, выданных, зачисленных в увеличение пая, дата совершения этих операций; размер выплат стоимости паевых взносов и даты этих выплат.
Для нерезидентов могут быть определены дополнительные положения.
Недостатком такого варианта привлечения инвестиций является наличие у пайщика одного голоса независимо от размера его паевого взноса. Это обстоятельство может послужить существенным препятствием для привлечения инвестиций, поскольку стратегические инвесторы в большинстве случаев заинтересованы в приобретении контроля над бизнесом, в который они инвестируют свои деньги. Кооперативный принцип «один член - один голос» не позволит в полной мере реализовать эту заинтересованность. Кроме того, при внесении иностранным инвестором паевого взноса у него отсутствует возможность получения прибыли в зависимости от финансового результата по итогам деятельности совместного предприятия, так как в соответствии со ст. 24 Закона имущество потребительского общества является неделимым и не распределяется по долям (вкладам) между членами потребительского общества.
СОЗДАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ СОВМЕСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА
Многое в процессе повышения инвестиционной привлекательности и привлечения иностранных инвестиций зависит от того, в какой организационно-правовой форме зарегистрирован субъект хозяйствования. В силу ряда причин, обусловленных требованиями законодательства, для функционирования каждой из таких форм наиболее предпочтительными с точки зрения делового сотрудничества оказываются те, функционирование которых наиболее прозрачно и надежно.
В этом смысле создание акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, как наиболее распространенной организационно-правовой формой за рубежом, является подходящим способом привлечения прямых иностранных инвестиций. При этом организации системы потребительской кооперации должны рассматриваться как учредители или соучредители (акционеры) вновь создаваемого общества.
Создание совместного предприятия может осуществляться на основе объединения вкладов учредителей без привязки инвестиционного проекта к какому-либо унитарному кооперативному предприятию либо на базе унитарного предприятия или нескольких предприятий системы потребительской кооперации.
В качестве соучредителя при создании коммерческой совместной организации со стороны потребительской кооперации могут выступать:
- во-первых, сами потребительские общества и союзы (районные потребительские общества, областной союз потребительских обществ, Белорусский республиканский союз потребительских обществ);
- во-вторых, унитарные предприятия, которые находятся в собственности райпо, облпотребсоюзов и Белкоопсоюза, в случае, если собственник данных предприятий уполномочит их на участие в качестве соучредителя в создании коммерческой совместной организации.
Хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (акции) учредителей (участников) уставным фондом. Имущество, созданное за счет
вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности [4].
Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.
В соответствии со ст. 6 Гражданского кодекса акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ст. 96 Гражданского кодекса).
Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ст. 86 Гражданского кодекса) [4].
Общества с дополнительной ответственностью, как и унитарные предприятия, являясь нераспространенными организационно-правовыми формами, не имеющими точных аналогов за рубежом, требуют более пристального изучения особенностей их функционирования со стороны нерезидента, поэтому их не следует рассматривать в качестве основы для привлечения прямых иностранных инвестиций.
Участники хозяйственных обществ имеют обязательственные права в отношении этих обществ, а также могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали хозяйственным обществам в пользование в качестве вкладов в уставные фонды [5].
Таким образом, законодательством закреплено право собственности участников на свою долю в обществе, что в свою очередь выступает стабилизирующим фактором в психологическом контексте сохранения кооперативной собственности.
При выборе организационно-правовой формы учреждаемого общества - коммерческой совместной организации, для системы потребительской кооперации целесообразно учитывать особенности образования и функционирования акционерных обществ открытого и закрытого типа, а также обществ с ограниченной ответственностью. В частности, в отличие от обществ с ограниченной ответственностью акционерные общества в большей степени характеризуются как открытые структуры, которым свойственна определенная мобильность в изменении размера уставного фонда в зависимости от потребностей бизнеса и решаемых текущих тактических, а также стратегических инвестиционных задач. В случае, если инвестиционный проект имеет потенциал дальнейшего развития и, соответственно, в будущем потребуется привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов и проведение дополнительной эмиссии акций, то для иностранного инвестора наиболее приемлемой формой будет являться акционерное общество.
СОЗДАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА (АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА, ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ)
Учреждение хозяйственного общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества) осуществляется путем заключения учредителями договора о создании хозяйственного общества [5]. Договор составляется в письменной форме и определяет:
- порядок осуществления учредителями совместной деятельности по созданию хозяйственного общества, их права и обязанности по созданию хозяйственного общества, в том числе порядок подготовки проектов учредительных документов хозяйственного общества;
- распределение между учредителями обязанностей по подготовке к государственной регистрации хозяйственного общества, в том числе по согласованию в
установленном порядке наименования хозяйственного общества, открытию временного счета для аккумуляции денежных средств, предназначенных для формирования его уставного фонда, по совершению иных действий, установленных законодательством;
- размер уставного фонда, порядок внесения учредителями вкладов в уставный фонд;
- сведения об учредителях акционерного общества;
- категории акций (простые (обыкновенные) и привилегированные), подлежащих распределению среди учредителей, их номинальную стоимость и количество акций каждой категории;
- порядок размещения акций среди учредителей акционерного общества.
Договор о создании хозяйственного общества не является учредительным документом, поэтому его действие прекращается с момента исполнения всеми учредителями обязательств по данному договору.
В период действия договора о создании хозяйственного общества и до момента государственной регистрации хозяйственного общества по единогласному решению его учредителей в него могут быть внесены изменения и дополнения, совершенные в той же форме, что и договор о создании хозяйственного общества, если из этого договора не вытекает иное.
Договор о создании хозяйственного общества подлежит предъявлению в государственные органы и иные организации, а также третьим лицам в случаях, установленных законодательными актами, либо по решению учредителей.
ФОРМИРОВАНИЕ УСТАВНОГО ФОНДА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА
Уставный фонд хозяйственного общества представляет собой зафиксированный в учредительных документах (в уставе) начальный капитал организации. Он определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов, то есть является своего рода гарантией обеспечения обязательств организации перед кредиторами на начальном этапе осуществления этой организацией финансово-хозяйственной деятельности.
Уставный фонд хозяйственного общества должен быть не менее минимального размера, предусмотренного законодательством.
Размер уставного фонда хозяйственного общества определяются в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком Республики Беларусь официального курса белорусского рубля по отношению к евро на 1 -е число месяца, в котором учредительные документы (изменения и дополнения в них) представляются в регистрирующие органы.
Минимальный размер уставного фонда обществ с ограниченной ответственностью -1600 евро, закрытых акционерных обществ - 3000 евро, акционерного общества - 12500 евро.
В случаях нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда коммерческая организация может быть ликвидирована по решению регистрирующего органа.
При определенных обстоятельствах минимальные размеры уставных фондов могут быть снижены.
Так, хозяйственное общество, указавшее в своих учредительных документах один из видов производственной деятельности, вправе сформировать уставный фонд в размере не менее 50 % от минимального размера уставного фонда, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы. Если коммерческая организация в течение 6 месяцев со дня государственной регистрации не осуществляет ни один из видов производственной деятельности, указанных в ее учредительных документах, либо по окончании второго и каждого последующего финансового года объем реализованных этой организацией товаров (выполненных работ, оказанных услуг) собственного производства составит менее половины общего объема реализованных ею товаров (выполненных работ, оказанных услуг), то такая организация обязана в течение 6
месяцев увеличить уставный фонд до минимального размера, установленного для коммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы, и внести необходимые изменения в свои учредительные документы.
Вкладом в уставный фонд хозяйственного общества могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие денежную оценку.
Вносимое в уставный фонд хозяйственного общества имущество должно:
- принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
- быть необходимым и пригодным для использования в деятельности этого общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам приведенного материала целесообразно подвести итоги и сделать следующие выводы:
1. Прямые инвестиции являются дополнительным источником финансирования обновления и расширения материально-технической базы системы потребительской кооперации, реализации инвестиционных проектов, Государственных и отраслевых программ.
2. Прямые инвестиции являются выгодными для Белкоопсоюза, поскольку служат катализатором развития бизнеса, поддерживают инновации, способствуют выходу предприятий на новые рынки, переходу на международный уровень качества производства, использованию современных технологий управления.
3. Законодательством Республики Беларусь не запрещено участие организаций потребительской кооперации некоммерческой и коммерческой направленности в качестве соучредителей при создании коммерческих организаций, в том числе с иностранным участием.
4. Сдерживающим фактором привлечения прямых иностранных инвестиций в систему потребительской кооперации и создания совместных предприятий на принципах непосредственного акционирования кооперативных организаций является правовая база, регулирующая общественные отношения в сфере деятельности потребительских обществ, кооперативной собственности, принципов создания и функционирования потребительских обществ. К примеру, отчуждение, продажа или передача имущества осуществляется только с положительного решения общего Собрания представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ, которое проводится не чаще 1 - 2 раза в год.
5. При решении вопросов привлечения прямых иностранных инвестиций следует обеспечить сохранение кооперативной сущности потребительской кооперации Республики Беларусь (выполнение социальной функции), проявляющейся в том числе и в особенностях управления кооперативной собственностью, а самое главное - достичь баланса в соотношении интересов кооперативных организаций с одной стороны (улучшение качества жизни сельских жителей и жителей малых населенных пунктов), и интересов потенциальных прямых инвесторов - с другой (получение прибыли).
Список использованных источников
1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 30 мая 2001 г. : одобрен Советом Республики 8 июня 2001 г. : // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2001. - 9 июля (№ 62, 2/780).
2. О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 25 февр. 2002 г., № 93-3 (в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 ноября 2009 г., № 55-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2009. - 20 ноября (№ 276).
3. Устав Белорусского республиканского союза потребительских обществ (новая редакция), утвержденный девятым (внеочередным) общим Собранием представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ 14 мая 2004 г.
4. Гражданский кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г. : // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - 14 января (№ 6, 2/1650).
5. О хозяйственных обществах : Закон Респ. Беларусь от 9 декабря 1992 г., № 2020-XII (в ред. Закона Респ. Беларусь от 8 июля 2008 г., № 372-3) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2006. - 1 февраля (№ 2/1197).
Статья поступила в редакцию 18.03.2013.
Выходные данные
Герасенко, А. В. Значение и механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в потребительскую кооперацию / А. В. Герасенко // Вестник Витебского государственного технологического университета . — 2013. — № 24. — С. 138.