А.Д. Лашевская, аспирант, кафедра социологии и политологии Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия, a.lashevskaya@gmail.com
ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКОВ ДЛЯ РОССИЯН*
В статье рассматриваются место и роль праздников в системе социальной памяти, анализируется важность государственных праздников для россиян. Рассматривается замена праздника 7ноября на 4 ноября — как элемент исторической политики и попытка влияния на социальную память россиян. Анализ основан на результатах проведенных автором исследований — опроса жителей Екатеринбурга (1 200 горожан) и на материалах 2 фокус-групп. В статье также анализируется динамика важности государственных праздников, анализ динамики базируется на данных опроса ВЦИОМ с 1998 по 2014 год. В итоге автор приходит к выводу, что самые важные для россиян праздники — это Новый год и День Победы. Оба ноябрьских праздника (4 и 7 ноября) — самые незначимые праздники, они занимают последнее место, проигрывая даже религиозным и профессиональным праздникам. «День народного единства» (4 ноября) пока не выполняет предназначенную ему роль, традиции его празднования еще не сложилось. Мы исходим из того, что один из механизмов работы социальной памяти — это мифологизация и фальшструктизация прошлого. Общественное отношение к Октябрьской революции — пример четко выраженного фальшструкта (даже апологеты большевизма вынуждены исходить из сегодняшних реалий). Что касается событий конца смуты (1612 год), то сейчас мы имеем дело с сохраняющим историческую актуальность, но весьма вялым мифом. При этом наблюдаются внешние (в плане субъекта), искусственные попытки этот миф фальшструк-тизировать на сопоставлении отчаянного положения России на исходе Смутного времени и нынешних великодержавных идей. Но при анализе общественного отношения к событиям 4 ноября 1612 года и празднику День народного единства становится очевидно, что фальшструкт 4 ноября плохо приживается в массовом сознании, и до сих пор этот праздник не выполняет поставленную задачу — не объединяет россиян, не пробуждает у них чувства патриотизма. Ключевые слова: социальная память, миф, праздник, историческая политика, День Победы, Новый год, День народного единства, День Октябрьской революции.
Во все времена все народы создавали мифы и мифические образы собственной истории. Мифологизация нередко идет рука об руку с политизацией истории: государство неизменно проводит определенную политику памяти, то есть влияет на содержание учебников истории и на то, какие события отмечаются на государственном уровне как особо значимые1. Казалось бы, политизация истории — не новая проблема. Однако в последнее десятилетие дискуссия вокруг связи истории и политики вышла на новый
виток. Сторонники исторической политики говорили о необходимости утверждения «здорового патриотизма с помощью истории, а также о противостоянии „искажениям" истории внутри страны и за рубежом»2.
Мы рассматриваем историческую политику как механизм влияния государства на социальную память населения. В своих работах мы уже анализировали мифы как часть социальной памяти и ввели такой термин, как фальшструкт — образ прошлого, созданный сегодня и преследующий реше-
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-53-00014.
*
ние злободневных задач, который можно использовать для влияния на наше настоящее и будущее3.
Для анализа исторической политики в современной Рос- : сии мы решили сосредоточиться на узкой теме государственных праздников. Праздники были выбраны нами неслучайно. Еще Пьер Нора называл праздники и годовщины, наряду с монументами, музея- : ми, архивами, кладбищами и подобными объектами, «местами памяти». По его мнению, чтобы сохранять социальную память и идентичность общества, его членам «нужно создавать архивы, нужно отмечать годовщины, организовывать празднования, произносить надгробные речи»4.
Фокусирование именно на празднике 4 ноября — Дне народного единства — также неслучайно. Ведь именно этот праздник является ярчайшим примером фальшструкта. Во-первых, он был «спущен сверху», во-вторых, выбор пал на отдаленный (от нынешнего момента времени) героический эпизод истории России,
Чтобы сохранять социальную память и идентичность общества, его членам «нужно создавать архивы, нужно отмечать годовщины, организовывать празднования, произносить надгробные речи».
в-третьих и в-главных, он призван решать политические задачи настоящего времени: «у российского Президента появляется потребность создания такого праздника, = который, с одной стороны, символизировал бы новую российскую историческую традицию, не связанную с предыдущим политическим режимом, а с другой — вписывался в предлагаемую модель = национального прошлого [...]. Таким праздником становится введенный в 2005 году День национального единства, который может послужить интересным примером конструирования современной коммеморационной практики как „изобретенных традиций". Объявляя новый государственный праздник, Президент России пытается легитимировать его через апелляцию к прошлому, создав иллюзию его историчности»5.
Насколько же общество принимает этот фальшструкт? Находит ли он свое место в социальной памяти россиян? «Учрежденные праздники оказываются успешными лишь тогда, когда они воспринимаются со-
Рис. 1. Ранжирование праздников по степени важности жителями Екатеринбурга разного возраста по результатам массового опроса
циумом и включаются в систему коллективных представлений об историческом прошлом»6. Для понимания восприятия гражданами нового праздника и для понимания его места среди государственных праздников в целом мы дальше обратимся к анализу важности праздников для россиян.
Для выявления и анализа важности общероссийских государственных праздников для россиян нами было проведено прикладное социологическое исследование, включающее в себя несколько методов сбора информации. Массовый опрос населения города Екатеринбурга проводился в июле-августе 2015 года (выборка городского населения старше 18 лет с квотированием по полу, возрасту, микрорайону проживания в соответствии со статистическими данными по Екатеринбургу — всего
1 200 человек). Допол- _
нительно — для более глубокого анализа — были проведены 2 фокус-группы с жителями Екатеринбурга (по 8 человек).
Для изучения динамики отношения россиян к праздникам мы обратились к данным опросов ВЦИОМ. Во всероссийских исследованиях ВЦИОМ опрашивались 1 600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Нами были использованы базы данных, размещенные на официальном сайте ВЦИОМ7.
Для старшей возрастной группы на первом месте оказывается День Победы. В то время как для средней возрастной группы -
Новый год. День народного единства оценивается как более значимый для страны и почти незначимый лично для себя. День Октябрьской революции
большую важность имеет в старшей возрастной группе.
Для определения значимости праздников мы просили респондентов, участвовавших в проводимом нами опросе, про-ранжировать праздники с 1-го по 10-й в порядке убывания важности — от 1-го (самый важный праздник) до 10-го (наименее важный праздник). Праздники предлагались списком в календарном порядке: Новый год; Рождество; День защитника Отечества; 8 Марта; Пасха; Праздник Весны и Труда (1 мая); День Победы; День России (12 июня); День народного единства (4 ноября); День Октябрьской революции (7 ноября). Результаты ранжирования приведены на рис.1.
Первое место занимает Новый год — он воспринимается как наиболее важный праздник. На втором месте — День Победы. Далее — Рождество, 8 Марта, Пасха, День защитника Отечества, День России, 1 мая. День народного единства и День Октябрьской революции занимают самые последние места, причем горожане разного возраста солидарны в этом мнении. Отметим, что только День Победы и Пасха более значимы для пожилого населения. В целом же ранги во всех возрастах совпадают.
Для проверки результатов, полученных при опросе, мы попросили участников фокус-групп оценить важность и значимость праздников отдельно — для себя лич-
Рис. 2. Ранжирование праздников по степени важности для себя лично и для страны жителями Екатеринбурга разного возраста по результатам фокус-групп
но и отдельно — для нашей страны. Результаты оценки изображены на рис. 2.
Итак, для старшей (пожилой) возрастной группы на первом месте (как для себя лично, так и для страны) оказывается День Победы. В то время как для средней возрастной группы — Новый год (День победы для них тоже значимый праздник, но он занимает второе место). День народного единства оценивается как более значимый для страны и почти незначимый лично для себя. День Октябрьской революции
большую важность имеет в старшей возрастной группе.
В октябре 2014 года в опросе ВЦИОМ был также задан вопрос о важности праздников (закрытый вопрос, не более трех ответов). Результаты данного исследования приведены в табл. 1.
В опросе россиян большее число «голосов» набирает Новый год — 69%, на втором месте — День Победы (53%). Далее три праздника, набравшие практически одинаковый процент ответивших (29—31%%) —
Таблица 1
Важность праздников для разных половозрастных групп россиян
Пол Возраст
Названия праздников В целом Мужской Женский 18-24 25-34 35-44 45-59 60 и
года года года лет старше
Новый Год 69,0 71,0 68,0 78,0 71,0 71,0 69,0 62,0
День Победы 53,0 54,0 53,0 42,0 48,0 51,0 57,0 61,0
Пасха 31,0 24,0 36,0 15,0 23,0 27,0 34,0 45,0
8 Марта 30,0 20,0 38,0 35,0 34,0 36,0 28,0 21,0
Рождество 29,0 23,0 34,0 27,0 27,0 27,0 30,0 34,0
День защитника Отечества 20,0 29,0 12,0 23,0 25,0 17,0 19,0 14,0
Праздник Весны и Труда 10,0 10,0 9,0 8,0 7,0 10,0 10,0 12,0
День России 8,0 10,0 6,0 11,0 11,0 9,0 6,0 5,0
Курбан-байрам 6,0 6,0 5,0 6,0 6,0 7,0 4,0 6,0
Профессиональные праздники 6,0 10,0 3,0 7,0 6,0 8,0 6,0 5,0
День святого Валентина 4,0 3,0 4,0 11,0 7,0 3,0 2,0 1,0
День народного единства 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 3,0 2,0
День Октябрьской революции 3,0 3,0 3,0 1,0 2,0 3,0 2,0 6,0
День космонавтики 1,0 2,0 1,0 1,0 1,0 2,0 1,0 1,0
Затрудняюсь ответить 1,0 2,0 1,0 2,0 1,0 0,0 2,0 1,0
Пасха, 8 Марта, Рождество. Обратим внимание, что Новый год — более важный праздник для молодежи, День Победы — для пожилых. А вот церковные праздники (и Пасха и Рождество) — оцениваются тем важнее, чем старше возраст респондентов. Это интересная закономерность, так как у старшей возрастной группы в молодом и зрелом возрасте не было опыта и практики празднования этих дат на государственном уровне. Скорее всего такая оценка важности этих церковных праздников связана с уровнем религиозности, который, согласно многим социологическим исследованиям, повышается с возрастом.
Что касается Дня народного единства и Дня Октябрьской революции, то и в нашем опросе, и в опросе ВЦИОМ они занимают последние места. Как видно из таблицы 1, доля считающих важным День Октябрьской революции среди населения
Россияне солидарны в своем мнении относительно важности двух праздников - Нового года (всеобщий праздник) и Дня Победы (больше воспринимается как День памяти). Эти праздники, официально установленные государством, существуют продолжительное время и сумели занять место в социальной памяти нескольких поколений жителей страны.
равно всего 6 против 3% в целом по массиву).
Для анализа изменения степени важности тех или иных праздников обратимся к данным опросов ВЦИОМ с 1998 по 2014 год. Динамика отношения к праздникам представлена в табл. 2.
Новый год является безусловным лидером: вплоть до 2010 года его называли самым важным более % россиян, но в 2014 году их доля немного снизилась и составила 69%. Вместе с тем очевиден рост числа россиян, по мнению которых самым важным праздником является День Победы. Так, если в 1998 году День Победы считали самым важным чуть более четверти россиян (29%), то в 2000 году эта доля выросла до 36%. На протяжении «нулевых» и вплоть до 2010 года такого мнения придерживались немногим более трети жителей страны с небольшими колебаниям (от 34 до 41%). В 2014 же году произошел
старше 60 лет немного больше (но это все ощутимый скачок: 53% россиян назвали его
Таблица 2
Изменение степени важности праздников для россиян: динамика по вопросу «Какие праздники для Вас самые важные» с 1998 по 2014 год
Названия праздников 1998 год 2000 год 2002 год 2006 год 2010 год 2014 год
Новый Год 82,0 81,0 80,0 82,0 77,0 69,0
День Победы 29,0 36,0 34,0 41,0 38,0 53,0
Пасха 29,0 33,0 33,0 35,0 34,0 31,0
8 Марта 28,0 24,0 23,0 31,0 31,0 30,0
Рождество 22,0 18,0 22,0 26,0 31,0 29,0
День защитника Отечества * * 10,0 18,0 17,0 20,0
1 мая 5,0 5,0 14,0 9,0 7,0 10,0
День России 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 8,0
Курбан-байрам * * 3,0 4,0 4,0 6,0
Профессиональные праздники: (День шахтера, День десантника, День милиции и т.д.) * * * 5,0 9,0 6,0
День святого Валентина * * * * 4,0 4,0
7 ноября 7,0 5,0 3,0 3,0 5,0 3,0
4 ноября * * * 1,0 1,0 3,0
День Конституции 1,0 1,0 1,0 * * *
Ваш день рождения 35,0 36,0 35,0 * * *
Дни рождения близких и знакомых 39,0 33,0 25,0 * * *
Затрудняюсь ответить 2,0 2,0 1,0 2,0 1,0 1,0
Итого 282,0 277,0 290,0 260,0 262,0 274,0
самым важным праздником. Отметим, что ни с одним другим праздником таких колебаний не происходило на протяжении последних 17 лет. 2014 год стал кануном празднования 70-летия Победы. Эта юбилейная дата сопровождалась широким и активным освещением в СМИ, организацией большого количества мероприятий, что, безусловно, привлекло повышенное внимание к Дню Победы населения страны.
Что касается ноябрьских праздников, то налицо их невысокая значимость для жителей страны, причем одинаково невысокая: в 2014 году только по 3% россиян назвали 4 и 7 ноября самыми важными для страны праздниками. В итоге эти даты оказались самыми последними в списке важности (проигрывая даже профессиональными и религиозным праздникам). Значимость праздника 7 ноября несколько снизилась с 1998 года (с 7 до 3%).
Для понимания причин особенной важности таких праздников, как Новый год и День Победы, обратимся к результатам фокус-групп. Участников групп мы просили не просто расставить праздники по степени важности, но и пояснить причины своего выбора.
Итак, Новый год - праздник действительно особенный. Это праздник, который «был всегда»; у многих он пробуждает воспоминания о детстве, связан с чем-то волшебным, необычным, чудесным. Важно то, что это «общий» праздник, праздник всей страны и даже всего мира. Кроме того, этот праздник не политизирован, не связан ни с какими политическими или историческими событиями и дарит надежду на лучшее.
День Победы считают важным праздником также из-за целого комплекса причин. С одной стороны, это личная память, память о своих близких, погибших на фронтах Великой Отечественной войны (особенно для старшего поколения). Война коснулась всех, каждой семьи, поэтому в памяти о ней много личного. С другой стороны, война с Германией воспринимается как самое масштабное, но и трагическое событие в современной истории страны («сколько людей-то полегло»). При этом участники групп среднего возраста отметили роль этого праздника в патриотическом воспитании подрастающих поколений.
Таким образом, россияне солидарны в своем мнении относительно важности двух праздников — Нового года (всеобщий праздник) и Дня Победы (больше воспринимается как День памяти). Эти праздники, официально установленные государством, существуют продолжительное время и сумели занять место в социальной памяти нескольких поколений жителей страны. С этими днями связаны личные воспоминания, семейные традиции, а также осознание их культурной и исторической значимости, которая активно поддерживается государством (официальные выходные, общественные праздничные мероприятия и т. п.). Праздники 4 ноября и уже несуществующее 7 ноября наименее важны для россиян, причем они уступают даже профессиональным и религиозным праздникам. А значит место в социальной памяти народа они занимают незначительное. В отношении 7 ноября государством ведется «политика забвения (или вытеснения)», очевидно дающая результаты. Вместе с тем новый праздник — День народного единства — пока не находит отклика у большинства населения страны. Изучение механизмов повышения важности новых праздников, а значит изменения социальной памяти — тема отдельного масштабного социологического исследования, 'jjjj
Литература
1. Миллер А. Россия: власть и история // Pro et Contra. 2009. № 3-4. С. 6-23.
2. Траба Р. Польские споры об истории в XXI веке // Pro et Contra. 2009. № 3-4. С. 43-64.
3. Лашевская А.Д. Миф и фальшструкт (О введении нового термина в социальную эпистемологию) // Материалы 13 Международной конференции «Культура, личность, общество: методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург, 2010. С. 112-115.
4. Нора П. Память, История // Вопросы философии. 1998. № 3. С. 77.
5. Середа В. Особенности репрезентации национально-исторических идентичностей в официальном дискурсе президентов Украины и России // Социология: теория, методы, маркетинг. 2006. № 3. С. 210.
6. Там же. С. 211.
7. База социологических данных ВЦИОМ. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/database/ (дата обращения 04.09.2015 г.).
THE MEANING OF STATE HOLIDAYS FOR RUSSIANS
A.D. Lashevskaya, postgraduate, The department of sociology and political sciences,
Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, a.lashevskaya@gmail.com
This article considers a place and role of holidays in the system of social memory, analyzes the meaning of state holidays for Russians. It considers a transition of 7th of November to 4th of November as an element of historical policy and an attempt to influence social memory of Russians. The analysis is based on the results provided by the author of the research; it was a survey of Yekaterinburg citizens (1200 city dwellers) and a base of 2 focus groups. Also the article analyzes a dynamics of state holidays' meaningfulness; this analysis is based on the data by WCIOM from 1998 to 2014. As a result, the author comes to the conclusion that the most important holidays for Russians are New Year and Victory Day. The both holidays in November (4th and 7th of November) are unimportant ones and hold the last place, lagging behind even religious and professional holidays. «Unity Day» (4th of November) doesn't play its role and the traditions of this day haven't formed yet. We act on the premise that one of social memory work principles is mythologization and false structuring of past. Public attitude to October revolution is an example of expressed false structuring (even apologists of bolshevism have to act from today's realities). Concerning the events of Time of Troubles (1612) in this case we see historical urgency but very doubtful myth. Besides we see external (subject) artificial attempts to false structure this myth on the comparison of desperate Russian position in the end of Time of Troubles and today great-power ideas. On the analysis ofpublic attitude to the events of 4th of November, 1612 and «Unity Day», it is clear that the false structure of 4th of November is not accepted by a mass mind; this holiday doesn't gain the objectives: doesn't unite Russians and doesn't provoke patriotism.
Key words: social memory, myth, celebration, historical politics, Victory Day, New year's day, national unity Day, October revolution Day.
References
1. Miller A. Rossiia: vlast' i istoriia [Russia: government and history]. Pro et Contra, 2009, no. 3—4, pp. 6—23.
2. Traba R. Pol'skie spory ob istorii v XXI veke [Polish debates about history in the twenty-first century]. Pro et Contra, 2009, no. 3-4, pp. 43-64.
3. Lashevskaia A.D. Mif i fal'shstrukt (O vvedenii novogo termina v sotsial'nuiu epistemologiiu) [Myth and fullstroke (On the introduction of a new term in social epistemology)]. Materialy 13 Mezhdunarodnoi konferentsii «Kul'tura, lichnost', obshchestvo: metodologiia, opyt empiricheskogo issledovaniia» [Materials of the 13th International conference «Culture, personality, society: methodology, experience of empirical research»]. Ekaterinburg, 2010, pp. 112-115.
4. Nora P. Pamiat', Istoriia [Memory, History]. Voprosy filosofii — Questions of philosophy, 1998, no. 3, p. 77.
5. Sereda V. Osobennosti reprezentatsii natsional'no-istoricheskikh identichnostei v ofitsial'nom diskurse prezidentov Ukrainy i Rossii [Peculiarities of representation of national and historical identities in the official discourse of the presidents of Ukraine and Russia]. Sotsiologiia: teoriia, metody, marketing — Sociology: theory, methods, marketing, 2006, no. 3, p. 210.
6. Sereda V. Osobennosti reprezentatsii natsional'no-istoricheskikh identichnostei v ofitsial'nom diskurse prezidentov Ukrainy i Rossii [Peculiarities of representation of national and historical identities in the official discourse of the presidents of Ukraine and Russia]. Sotsiologiia: teoriia, metody, marketing — Sociology: theory, methods, marketing, 2006, no. 3, p. 210.
7. Base of data of sociological polls (in Russian). Available at: http://wciom.ru/database/ (accessed 04.09.2015).