Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА В РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА В РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерес / познание / образование / знание / умение / деятельность. / interest / cognition / education / knowledge / skill / activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умнова Махсумахон Кобулжон Кизи

в статье рассматривается теоретический анализ психолого-педагогической литературы, реформы законов и нормативных документов в сфере образования Республики Узбекистан, исследования и взгляды учёных исследовавшийся над данной проблемой развитие познавательной деятельности учащихся начальных классов и значение формирования интереса, этапы его становления, в ее развитие, систему обучения и воспитания, основывающуюся на пробуждении познавательного интереса учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умнова Махсумахон Кобулжон Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF INTEREST FORMATION IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

the article discusses the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, the reform of laws and regulations in the field of education of the Republic of Uzbekistan, the research and views of scientists studied on this problem, the development of cognitive activity of primary school students and the importance of interest formation, the stages of its formation, in its development, the system of education and upbringing based on the awakening of cognitive interest students.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА В РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА В РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Умнова М.К.

Умнова Махсумахон Кобулжон кизи - Докторант, кафедра дошкольное образование.

Андижанский государственный педагогический институт, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается теоретический анализ психолого-педагогической литературы, реформы законов и нормативных документов в сфере образования Республики Узбекистан, исследования и взгляды учёных исследовавшийся над данной проблемой развитие познавательной деятельности учащихся начальных классов и значение формирования интереса, этапы его становления, в ее развитие, систему обучения и воспитания, основывающуюся на пробуждении познавательного интереса учащихся. Ключевые слова: интерес, познание, образование, знание, умение, деятельность.

THE IMPORTANCE OF INTEREST FORMATION IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Umnova M.K.

Umnova Makhsumakhon Kobuljon kizi - PhD student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION, ANDIJAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, ANDIJAN, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses the theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, the reform of laws and regulations in the field of education of the Republic of Uzbekistan, the research and views of scientists studied on this problem, the development of cognitive activity of primary school students and the importance of interest formation, the stages of its formation, in its development, the system of education and upbringing based on the awakening of cognitive interest students.

Keywords: interest, cognition, education, knowledge, skill, activity.

УДК:1174

За последние годы было принято и воплощаются в жизнь множество законов и постановлений Республики Узбекистан, призванных к совершенствованию сфере образования. Примером этого является введение изменений, дополнений в формы образования и виды образования, также другие мировые стандарты, для педагогических работников, которым необходимо использовать виды образования, формы воспитания, информационно-коммуникационные технологии, передовые и инновационные формы обучения и воспитания, которые соответствуют современной эпохе инновационного образования, которые будут опубликованы в новом налоговом кодексе закон Республики Узбекистан №-637 от 23 сентября 2020 года.

В полной степени эта проблема получила свое обоснование в педагогике XX века. Так, свою систему обучения и воспитания, основывающуюся на пробуждении познавательного интереса учащихся, на организации их совместной деятельности с учителем, разрабатывал Ш.А. Амонашвили. Проблема развития познавательных интересов стояла перед учителями всегда. Еще Сократ обучал своих учеников умению логически мыслить, выискивая истину, раздумывая. Ж.-Ж. Руссо создавал для ученика специальные ситуации, вынуждающие к познавательному напряжению, чтобы тот захотел отыскать новое знание. Песталоцци и другие педагоги обучали так, чтобы ученик не только получал готовые знания, но и самостоятельно добывал их.

Интерес обычно определяют как положительно-оценочное отношение человека к его деятельности. Познавательный интерес находится в сфере познавательной деятельности, в процессе которой школьник овладевает необходимыми способами, умениями и навыками получения знаний [1].

Феномен интереса рассматривается педагогами и психологами в контексте трех научных течений: интеллектуального, эмоционального, волюнтаристского. Сторонники интеллектуального направления связывают интересы с умственной деятельностью человека, его познавательными процессами; Представители эмоционального направления - с чувствами удовольствия и радости; Сторонники волюнтаристского течения - с волевыми аспектами личности, определяющими преодоление трудностей [2].

Развитие познавательных интересов происходит поэтапно. Учёные выделяют следующие этапы его становления:

1. любопытство,

2. любознательность,

3. познавательный интерес,

4. теоретический интерес [3].

Хотя выделение этих этапов является в большей степени условным, характерные черты каждого из них общепризнаны в педагогике и психологии. Любопытство - это краткосрочный тип или уровень интереса, который состоит из сильного стремления к чему-то. Любознательность - это уровень, на котором индивид проявляет активное отношение к чему-либо и к тому, что происходит в действительности, чтобы познать их. Познавательный интерес - это тип воспринимаемого уровня, целенаправленный, ориентированный на овладение новыми гранями физической и умственной деятельности. Теоретический интерес - это тип личности, ориентированный на приобретение профессиональных навыков, квалификаций и знаний, гармонизированный с уровнем профессиональной подготовки, активный на пути к достижению цели [4].

Интерес обычно определяют как положительно-оценочное отношение человека к его деятельности. Познавательный интерес можно рассматривать как один из значимых мотивов учения, как устойчивую черту личности и как эффективное средство обучения. Развитие познавательных интересов происходит поэтапно. Педагоги должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у школьников малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

В начале обучения все интересы младших школьников развиваются очень интенсивно, особенно познавательные интересы, сильное стремление узнать как можно больше, интеллектуальная любознательность. Вначале появляются интересы к некоторым фактам, отдельным явлениям (1-2 классы), потом интересы, связанные с выявлением причин, связей, закономерностей и взаимозависимостей между явлениями. Если в первых и вторых классах детей чаще интересует, «что это такое?», то в последующие годы типичными становятся вопросы «почему?» и «как?».

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения — одна из центральных. По сути дела решение ее связано с двумя главными вопросами: во-первых, содействовать наиболее полноценному отражению в сознании учащихся явлений науки, проникновению в их существенные взаимосвязи; во-вторых, на этой основе пробуждать, поддерживать и подкреплять такое отношение к знаниям, к учению в школе, которое наполнено готовностью овладевать знаниями, стремлением не скользить по поверхности, а углубляться все более и более в процесс познавания.

Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы школьника, Г.И. Щукина выделяет в нем два источника формирования познавательных интересов: во-первых, содержание учебного материала, во-вторых - самый процесс учения, который перед нами выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся [5].

Также в исследованиях Г.И. Щукиной отмечается важность стимулирования и поддержка познавательных интересов со стороны педагога. При этом она обращает внимание, что стимуляция познавательных интересов учащихся в учебном процессе находится в тесном соприкосновении с арсеналом методических средств учителя. Но если главным аспектом методики учебного процесса является передача учителем знаний, умений и навыков и овладение ими (учениками), то стимуляция обусловливает собою побуждение школьника к учению.

Таким образом мы провели теоретический анализ психолого-педагогической литературы познавательной деятельности учащихся начальных классов и значение пробуждения интереса для ее развития.

Список литературы /References

1. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: учеб.-метод. пособие / МВ и ССО РСФСР. Уральский гос. ун-т им. А.М. Горького. - Свердловск: [б. и.], 1971. - 13 с.

2. Метельский И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу / И.В. Метельский. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 57 с.

3. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

4. Фозиев Э. Ф. Психология, касб хунар колледжлар учун дарслик., "Укитувчи" - Тошкент-2008-99-100 б.

5. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г.И. Щукина. - Москва: Просвещение, 1986. - 144 с.

6. Умнов Д.Г.ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИ-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ // Образование, профессиональное развитие и сохранение здоровья учителя в XXI веке. - 2022. - С. 476-482

7. Umnov Dmitriy Gennadievich. (2021). RESEARCH OF BASIC ECONOMIC KNOWLEDGE AMONG CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE. Galaxy International Interdisciplinary Research Journal, 9(6), P. 89-96. Retrieved from.

8. Умнов Дмитрий Геннадьевич СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки и образования. 2020. №16-1 (94).

9. Умнов Д.Г. ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ КУЛЬТУРУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки и образования. 2021. №16-1 (119).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.