Научная статья на тему 'Значение феномена преемственности поколений на примере исторического наследия С. И. Гессена'

Значение феномена преемственности поколений на примере исторического наследия С. И. Гессена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. И. Гессен / преемственность поколений / преем-ственность / педагогическое наследие С. И. Гессена / педагогика / культура / образование / S. I. Hessen / succession of generations / continuity / pedagogical heritage of S. I. Hessen / pedagogy / culture / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муханов Сергей Александрович

В статье рассматриваются педагогическое наследие С. И. Гессена, на основе работ ряда авторов, принадлежащих к отечественной философско-педагогической традиции, дается первичная оценка феномену «преемствен-ность поколений».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Significance of the Phenomenon of Generational Continuity: The Case of Sergey I. Hessen’s Historical Legacy

The article examines the pedagogical heritage of Sergey I. Hessen. The author provides an initial assessment of the phenomenon “succession of generations” re-lying on the works of a number of scholars belonging to the Russian philosophical and pedagogical tradition.

Текст научной работы на тему «Значение феномена преемственности поколений на примере исторического наследия С. И. Гессена»

ПЕДАГОГИКА

DOI: 10.17805/ggz.2023.1.5 EDN: OTTWKD

Значение феномена преемственности поколений на примере исторического наследия С. И. Гессена

С. А. Муханов Московский гуманитарный университет, Российская Федерация

В статье рассматриваются педагогическое наследие С. И. Гессена, на основе работ ряда авторов, принадлежащих к отечественной философско-педагогической традиции, дается первичная оценка феномену «преемственность поколений».

Ключевые слова: С. И. Гессен; преемственность поколений; преемственность; педагогическое наследие С. И. Гессена; педагогика; культура; образование

The Significance of the Phenomenon of Generational Continuity: The Case of Sergey I. Hessen's Historical Legacy

Sergey A. Mukhanov Moscow University for the Humanities, Russian Federation

The article examines the pedagogical heritage of Sergey I. Hessen. The author provides an initial assessment of the phenomenon "succession of generations " relying on the works of a number of scholars belonging to the Russian philosophical and pedagogical tradition.

Keywords: S. I. Hessen; succession of generations; continuity; pedagogical heritage of S. I. Hessen; pedagogy; culture; education

Обычно современными учеными и исследователями принято относить феномен преемственности поколений к теории поколений и, в более широком

ВВЕДЕНИЕ

смысле, к социологическим процессам (Лебедева, 2016: 122). В классических социологических теориях предполагается, что благодаря смене поколений, происходит активное использование «положительного опыта предшествующего развития, созданных традиций, в том числе, в профессионально-отраслевой сфере» (Дмитриева, 2011: 3).

Одной из таких профессионально-отраслевых сфер является наука педагогика. Для педагогики, как отдельной отрасли научного знания, справедливо наличие внутри нее накопленного учеными и философами педагогического опыта и педагогических традиций. Проблематика настоящей статьи отсылает нас к фигуре С. И. Гессена, который в свое время закладывал философские и педагогические начала своей эпохи и последующих за ним поколений.

В данной статье предполагается проследить за тем, как развивалось педагогическое наследие С. И. Гессена, и дать первичную оценку значения феномена преемственности поколений, учитывая биографию и специфику рода деятельности как самого педагога-философа, так и его «преемников», принимая во внимания научные воззрения, которые они закладывали в свои труды.

Для определения границ настоящего анализа следует выделить ряд традиций, родоначальником или продолжателем которых был С. И. Гессен. Безусловно, рассмотрев эти категории, невозможно дать законченную оценку значения феномена преемственности поколений, но можно заложить основу для последующих исследований (как это и принято делать в научном сообществе, где одни авторы дополняют и уточняют других, развивая научный дискурс и преемственность в науке). Далее мы сосредоточим свое внимание на явлениях, с которыми знаком, наверное, каждый российский педагог, это:

1. философия образования и философия педагогики;

2. (русское) неокантианство.

ПОНЯТИЕ «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» В НАСЛЕДИИ С. И. ГЕССЕНА

Впервые понятие «философия образования» было использовано В. В. Розановым («Сумерки просвещения», 1893). Однако наиболее полным образом оно было проработано в трудах С. И. Гессена («Основы педагогики. Введение в прикладную философию», 1923) и В. В. Зеньковского («Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», 1934) (Воля, 2015: 113), а предшественником этой философской рефлексии о философских основах образования можно считать И. М. Сеченова (1829-1905) (там же: 123).

В действительности современным преемником и одновременно с этим обозревателем философии образования С. И. Гессена можно считать Л. Г. Аб-

рамову, которая вслед за Гессеном разделяет понятия «философия образования» и «философия педагогики» и относит их общему течению «педагогический традиционализм», без знакомства с которым невозможно постижение отрасли педагогического знания. Главным постулатом педагогического традиционализма, пожалуй, является правило: «...философия обосновывает то, о чем свидетельствует педагогика» (Абрамова, 2011: 140; курсив источника. — С. М.). Анализируя идеи С. И. Гессена в контексте герменевтической и гуманитарной педагогики, исследовательница приходит к выводу, что «там, где философия признается в самостоятельности своих проблем и своеобразии своего метода, живет и расцветает также и педагогическая мысль, превращаясь, по оценке С. И. Гессена, в длительное, ценное, устойчивое ядро национальной жизни» (там же: 147). Хотя Абрамова и признает значимость философии образования, но считает, что

«гуманитарная педагогика была потеснена. с одной стороны, реалиями социальной педагогики, а с другой — влиянием критической теории общества Франкфуртской школы (Г. Бланкерц, В. Клафки, Г. Гассен, К. Молленхауэр и др.), то есть критико-эмансипаторской философией образования» (там же: 147-148).

Позиция относительно применимости и важности философии педагогики продолжает занимать место в трудах исследовательницы. Так, Л. Г. Абрамова считает, что С. И. Гессен усматривал важнейшую задачу в философии (педагогики) в обнаружении (за «грудой понятий») некой иерархии, которая может позволить «синтезировать монистическое и плюралистическое видение, придать понятиям конкретность» (Абрамова, 2008: 58). Таким образом, она разделяет идею Гессена о том, что целостность понимается как структура образования, а система философии, в которой «органически сочетался бы присущий русской философской традиции онтологизм с немецким гносеологиз-мом» является «прикладной философией» (там же: 60). С этой точки зрения, «изучение педагогики как прикладной философии требует наравне с этим изучения организации образовательных институтов. В истории педагогических учений это требование очевидно» (там же: 62; курсив источника. — С. М.).

Как мы можем заметить идеи, с которыми работает Л. Г. Абрамова, имеют ценность для педагогического научного сообщества по всему миру, поскольку для современного состояния цивилизации, как и прежде, необходимо понимание ценностей образования и образования как ценности. Так, становление философии образования в нашей стране — это в своем роде ответ на вызовы, продиктованные временем и контекстом эпохи. Отсюда нам и стоит

подчеркнуть значение исторического наследия, как феномена, который берет свое начало за пределами наблюдаемой нами действительности и уходит корнями в нерушимые научные, педагогические и философские основы необходимости обновления корпуса знаний для решения актуальных и насущных проблем. Российский исследователь данного вопроса Н. В. Андрейчук подчеркивает значение философии образования и рассуждает о ее применимости в постэкономическом мире (Андрейчук, 2007: 39). Она приходит к выводу о том, что философия образования призвана определять «его формы и методы, образовательные технологии, критерии образованности и цели образования, качество образования и проблемы его стандартизации...» (там же: 41), а также ряд некоторых других компонентов образования.

ВЛИЯНИЕ НЕОКАНТИАНСТВА НА ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ С. И. ГЕССЕНА Что касается философия образования С. И. Гессена и его приобщения к традиции неокантианства, то в действительности одно исходит из второго, но важно заметить, что педагог-философ обрел свою приверженность к продолжению кантианских идей в области педагогики и философии еще до публикации своих основных трудов:

«...Гессен становится активным сторонником и проповедником неокантианского направления в философии, во многом определившего главные составляющие его будущей философско-педагогической концепции, рассматриваемой рядом исследователей как связующее звено между смысложизненными поисками русской философской мысли, немецким неокантианством рубежа XIX-XX веков и современными педагогическими личностно и ценностно ориентированными концепциями» (Абрамова, 2012: 113).

Здесь же следует добавить, что базовая идея о трансцедентальном методе, которую С. И. Гессен перенял от П. Наторпа (своего предшественника по линии кантианской традиции), выстраивается из двух основных правил:

1. добавление «правильного» к уже имеющимся фактам, укоренившимся в социальной / религиозной / научной и других видах действительности;

2. доказательство возможности и легитимности (правомерности) добавляемых фактов (см.: Там же).

По своей сути данные правила служат отправной точкой для определения С. И. Гессеном идеи воспитания личности, как саморазвивающегося духа, привносящего свой вклад и идентичность в становление конкретной эпохи,

что подтверждает в предисловии к своей книге «Индивид и общество в философии неокантианства русского зарубежья» М. Ю. Загирняк:

«Считая себя учеником Г. Риккерта. он последовательно применял баден-скую аксиологию в философско-педагогических и философско-правовых разработках. Гессен был явным сторонником антинатуралистической исследовательской программы, в основу которой положена личность, чья свобода определяется в духе Канта как автономия воли» (Загирняк, 2021: 9).

Однако неокантианство Гессена ни в коем случае не ограничивается областью философии образования и развитием педагогических идей. Мыслитель также является продолжателем кантианской традиции по линии науки о праве, поскольку рассматривает правовое государство как синтез блага и права (см., например: Белов, 2014).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы не можем не обратить внимание на то, что авторы, которые пишут о С. И. Гессене в том или ином ключе занимаются интерпретацией основных идей, которые заложены в трудах педагога-философа. Эти идеи пересказываются в различных, иногда полярных интерпретациях и пересекаются у разных ученых в виде терминов, категорий и определений, которыми пользуется академическое педагогическое сообщество и по сей день. Один факт использования современными философами и педагогами общих универсальных моделей, полученных ими из исторического прошлого, — подтверждение существования и актуальности такого феномена, как «преемственность поколений» в науке и философии. Гессен — это та историческая фигура, к которой обращено внимание сотен статей, рефератов и монографий. Философия образования, философия педагогики и неокантианство, которые были кратко рассмотрены в данной статье, — это лишь некоторые значимые для сегодняшнего научного сообщества категории, связующие знания коллег по всему миру. Взглянув на преемственность мысли исследователей, которые были рассмотрены в нашей статье, мы обнаружим, что они сосуществуют в гармонии между собой, а одна проблема дополняет и уточняет другую. Каждый из авторов вносит свой вклад в изучение и осмысление социального, культурного и исторического наследия Сергея Иосифовича Гессена.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Абрамова, Л. Г. (2008) С. И. Гессен: философия педагогики культурной проблематики // Педагогическое образование и наука. № 10. С. 56-62. EDN: OJLXED

Абрамова, Л. Г. (2011) Философия образования в контексте герменевтической педагогики // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. № 1 (15). С. 140-148. EDN: NQTBUF

Абрамова, Л. Г. (2012) Критическая дидактика С. И. Гессена в свете трансцендентальной критики И. Канта // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. № 1 (19). С. 112-123. EDN: PBWKFL

Андрейчук, Н. В. (2007) Философия образования и трансформации современной цивилизации // Преподаватель XXI век. № 4. С. 36-42. EDN: LLGDTT

Белов, В. Н. (2014) С. И. Гессен в истории русского неокантианства // Кантовский сборник. № 1 (47). С. 59-65. EDN: RYEZPT. DOI: 10.5922/02076918-2014-1-4

Воля, Е. С. (2015) О (прото)философии образования // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. № 2 (145). С. 113-128. EDN: VPENNX

Дмитриева, А. А. (2011) Сохранение преемственности поколений в современной России: профессионально-отраслевой аспект : автореф. дис. ... канд. соц. н.: 22.00.04. Улан-Удэ. 26 с. EDN: ZOKOPV

Загирняк, М. Ю. (2021) Индивид и общество в философии неокантианства русского зарубежья. Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта. 238 с. EDN: HZRTSG

Лебедева, Л. Г. (2016) Преемственность поколений как аспект интеграции и дезинтеграции в социальном пространстве современного российского общества // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. № 1 (37). С. 122-129. EDN: WGXSNH

Дата поступления: 27.11.2022 г.

Дата принятия: 20.01.2023 г.

REFERENCES

Abramova, L. G. (2008) S. I. Gessen: filosofiia pedagogiki kul'turnoi problematic [S. I. Gessen: Cultural problematic philosophy of pedagogics]. Pedagog-icheskoe obrazovanie i nauka, no. 10, pp. 56-62. EDN: OJLXED

Abramova, L. G. (2011) Filosofiia obrazovaniia v kontekste germenevtich-eskoi pedagogiki [Philosophy of education in the context of hermeneutical pedagogy]. Izvestiia Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki, no. 1 (15), pp. 140-148. EDN: NQTBUF

Abramova, L. G. (2012) Kriticheskaia didaktika S. I. Gessena v svete transtsendental'noi kritiki I. Kanta [Gessen's critical didactics through the point of view of Kant's transcendental critics]. Izvestiia Baltiiskoi gosudarstvennoi akademii rybopromyslovogo flota: psikhologo-pedagogicheskie nauki, no. 1 (19), pp. 112123. EDN: PBWKFL

Andreichuk, N. V. (2007) Filosofiia obrazovaniia i transformatsii sovremen-noi tsivilizatsii [Philosophy of education and transformation of modern civilization]. Prepodavatel'XXI vek, no. 4, pp. 36-42. EDN: LLGDTT

Belov, V. N. (2014) S. I. Gessen v istorii russkogo neokantianstva [S. I. Hessen and the history of Russian neo-Kantianism]. Kantovskii sbornik, no. 1 (47), pp. 59-65. EDN: RYEZPT. DOI: 10.5922/0207-6918-2014-1 -4

Volya, E. S. (2015) O (proto)filosofii obrazovaniia [About (proto)philosophy of education]. Vestnik RGGU. Seriia: Psikhologiia. Pedagogika. Obrazovanie, no. 2 (145), pp. 113-128. EDN: VPENNX

Dmitrieva, A. A. (2011) Sokhranenie preemstvennosti pokolenii v sovremen-noi Rossii: professional'no-otraslevoi aspekt [Preservation of the continuity of generations in contemporary Russia: Professional and industrial aspect] : Abstract of the diss. ... Candidate of Sociology: 22.00.04. Ulan-Ude. 26 p. EDN: ZOKOPV

Zagirniak, M. Yu. (2021) Individ i obshchestvo vfilosofii neokantianstva russkogo zarubezh'ia [The individual and society in the philosophy of neo-Kantianism of the Russian emigre community]. Kaliningrad : Immanuel Kant Baltic Federal University Publ. 238 p. EDN: HZRTSG

Lebedeva, L. G. (2016) Preemstvennost' pokolenii kak aspekt integratsii i dezintegratsii v sotsial'nom prostranstve sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Intergenerational continuity as an aspect of integration and disintegration in the social space of the modern Russian society]. Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki, no. 1 (37), pp. 122-129. EDN: WGXSNH

Submission date: 27.11.2022.

Acceptance date: 20.01.2023.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Муханов Сергей Александрович — аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Эл. адрес: klarenkopf@gmail .com. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Лариса Валерьевна Романюк.

ABOUT THE AUTHOR

MUKHANOV Sergey Aleksandrovich, Postgraduate Student, Department of Pedagogy and Psychology of the Higher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 11395 Moscow, Russian Federation. E-mail: klarenkopf@gmail.com. Research adviser: Doctor of Pedagogy, Professor Larisa V. Romaniuk.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Муханов С. А. Значение феномена преемственности поколений на примере исторического наследия С. И. Гессена [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2023. № 1. С. 35-42. URL: https://journals. mosgu.ru/ggz/article/view/1773 (дата обращения: дд.мм.гггг). EDN: OTTWKD. DOI: 10.17805/ggz.2023.1.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.