Научная статья на тему 'Значение эстетических переживаний в реализации творческого потенциала личности'

Значение эстетических переживаний в реализации творческого потенциала личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
241
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / AESTHETIC ATTITUDES / AESTHETIC EMOTIONS / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мишина Ирина Васильевна

В статье намечаются возможные направления и принципы актуализации категориального аппарата эстетики в ходе осмысления форм проявления креативности в условиях современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF AESTHETIC EXPERIENCES IN REALIZATION OF CREATIVE POTENTIAL OF THE PERSON

The article considers possible ways and principles of actuality categorical apparatus of aesthetic in a course of comprehension of developing forms in the modern cultural conditions.

Текст научной работы на тему «Значение эстетических переживаний в реализации творческого потенциала личности»

УДК 18+316.6:008

ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО

ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

© 2013 И.В.Мишина

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Статья поступила в редакцию 13.02.2013

В статье намечаются возможные направления и принципы актуализации категориального аппарата эстетики в ходе осмысления форм проявления креативности в условиях современной культуры. Ключевые слова: эстетическое отношение, эстетические переживания, креативность.

В настоящее время важнейшим условием усиления прикладной направленности и результативности исследований, посвященных анализу характерных тенденций развития современной культуры, является обращение исследовательского внимания к эстетическому способу разрешения противоречий жизни. Данное направление, требующее междисциплинарного подхода, приобретает в современных условиях первостепенную важность.

Одной из главных трудностей, с которыми приходится сталкиваться и считаться современному человеку, можно признать жизнь в условиях быстрых и резких перемен в экономической, технологической, социально-политической, духовной сферах, что обуславливает состояние неопределенности и неустойчивости, «рассеянности в настоящем», фиксации внимания на сиюминутных планах и целях, порождает сомнения в абсолютном значении ценностных ориентиров. Данными обстоятельствами обусловлено и то, что окружающий мир становится для человека менее предсказуемым и прогнозируемым, а подобная ненадежность, неустойчивость, изменчивость обретает в силу этого способность содействовать большей свободе в самореализации человека из-за отсутствия жесткой регламентации в построении жизненного сценария, а также превращается в постоянный источник внутреннего напряжения.

В данной ситуации присущая каждому человеку эстетическая возможность преодоления жизненных противоречий становится активной формой противостояния беспорядочности и хаотичности его повседневного существования. Эта тенденция в подобных условиях проявляется, прежде всего, в способности и постоянном стремлении воспринимать мир, свою собственную жизнь как единое завершенное, оформленное целое. И если действительность постоянно нарушает устойчивость человеческих представлений, то эстетическая способность позволяет восстанавливать разрушенную целостность и создавать заново образ и облик мира механизмом субъективного восприя-

Мишина Ирина Васильевна, кандидат культурологии, доцент кафедры сохранения и музеефикации культурного наследия. E-mail: iris. namur@gmail. com

тия в его обновленной форме. Механизм этот может действовать как спонтанно и бессознательно, так и являться результатом осмысленных и целенаправленных усилий.

В этом отношении можно допустить присутствие эстетических компонентов в переживании неудовлетворенности, вызванном неопределенностью, бесформенностью, ощущении угрозы, исходящей от новой реальности. Но не только подавленность и растерянность становятся ответной реакцией на меняющийся окружающий мир, перестающий быть привычным; как отзвук на происходящие изменения возникает и актуальная потребность в перестройке посредством воображения, переосмыслении жизненных ценностей и ориентиров, создании полноценной и целостной картины мира на обновленной основе. Такая тенденция побуждает к сочинительству, возвращает собственной жизни логику, воссоздает её как связное повествование, как сюжет для художественного произведения. Так рождается художник, писатель, способный не только видеть новые реалии жизни, но и убедить в их необходимости, вызвать чувственный отклик, эмоционально затронуть, взволновать, «растрогать».

Эстетическое преодоление бесформенности и беспорядка в переживаемом восприятии проявляется в том, чтобы с наслаждением любоваться своей жизнью, её историей и её событиями, стремиться к тому, чтобы вызывать восхищение и восторг. На этом основании следует признать наравне с другими формами преодоления кризисных отношений и потребность в жизни осмысленной, в которой эстетическая форма разрешения противоречий может сыграть заметную роль и стать мерилом преодоленных трудностей и знаком пройденного пути. Самосовершенствование как саморазвитие и преобразование себя, вызванное заботой о гармоничном, целостном развитии, также имеет эстетическую природу и эстетические основы.

Действие эстетического способа разрешения жизненных противоречий необходимо принимать во внимание при изучении явлений расцвета искусства и культуры на фоне явного социально-экономического и политического кризиса, в усло-

виях кардинальных перемен, переживаемых данным обществом. Высокая художественная активность в такие периоды в значительной мере определяется стремлением зафиксировать, оформить, выстроить и даже противопоставить новую художественную реальность как противовес смятению, вызванному крушением и ломкой жизненного уклада. Известно, что способность к художественному творчеству даже при наличии развитой одаренности, тонкой и восприимчивой психической организации, осознанного намерения реализуется в полной мере при условии погруженности в «стихию жизни» (Г.-В.-Ф.Гегель), столкновении с обстоятельствами, потрясающими душу художника.

Отмеченный нами эстетический способ разрешения противоречий не следует ограничивать только лишь кругом людей, посвятивших жизнь искусству, поскольку эстетическую активность следует рассматривать как универсальную человеческую способность, получающую выражение в стремлении восстановить образы, разрушенные вторжением реальности. При этом так же, как и в процессе создания художественного произведения, выстраивается воображаемый диалог с предполагаемой публикой: противодействуя разорванности, расплывчатости, неопределенности наличного существования, субъект эстетической активности невольно стремится предвосхитить оценки со стороны значимых для него людей, рассчитывая на симпатию, сочувствие и сопереживание.

Процесс восстановления образной системы, определяющей внутренний план личности нашего современника, представляет для исследователя особый интерес как одна из форм эстетического разрешения противоречий, возникающих в ходе взаимоотношений с людьми, выступающими объектами эмоциональной привязанности. Так в классическом отображении логики любовных переживаний в интерпретации Стендаля, ярким проявлением эстетического отношения можно признать феномен «кристаллизации», который можно рассматривать показательным примером того, как «действительность спешит придать себе форму, соответствующую нашим желаниям»1. Сам механизм проявления этого чувства создает нам пример ещё одной формы эстетического разрешения жизненных противоречий, широко распространенной в современной культуре. Эстетическая активность влюбленного человека включает не только совершенствование объекта любви в своем сознании, но также своеобразное наделение объекта любви оформленным целостным образом мира, причем, исключительное место в этом создаваемом для другого представлении о реальности влюбленный отводит образу самого себя, вы-

1 Стендаль. О любви // Стендаль. Собр. соч.: В 12-тт. - М.: 1978. - Т.7. - С.32

зывающему чувственное удовольствие и восхищение.

При этом следует отметить, что эстетическая активность человека способна не только разрешать, но и порождать новые жизненные противоречия. Возможные варианты эстетической активности становятся источником беспокойства и страдания и приводят к разочарованию в силу того, что объект эмоциональной привязанности неизменно «ускользает», избегая формы. Всё же для разрешения конфликтов подобного рода в свою очередь востребованным вновь может оказаться именно эстетическое примирение. Условным образом возможный выход можно определить, как «дистанцирование»: воссоздание психологической дистанции, «отделение» объекта привязанности, что выражается в признании его самоценности, внутренней самостоятельности и спонтанного начала в его поведении (включая его собственную эстетическую активность. Кроме того, эстетическая возможность разрешения напряжения, порождаемого рассогласованностью между представлением об объекте привязанности и реальностью, может выступить как психологическая готовность и способность к постоянному воссозданию утраченной целостности и законченности образа.

В феномене эстетического разрешения противоречий жизни раскрывается сложность взаимоотношений между субъективной реальностью и наличным бытием. Реализация эстетической активности не является единственно возможным способом преодоления жизненных противоречий, но может рассматриваться в качестве важнейшего показателя психологической компетентности в ходе преодоления кризисных явлений.

Обращение к данной проблематике с целью многомерного и целостного раскрытия значимости эстетических переживаний в духовной жизни имеет непосредственное прикладное значение на современном этапе. В этом отношении важнейшей задачей становится включение в сферу рассмотрения широкого круга явлений, составляющих чувственный опыт человека.

К компонентам познавательных процессов и научного мышления, в частности, относятся чувство формы и её предвосхищение, переживание совершенства и красоты объекта, способность к целостному восприятию объектов действительности. Эстетическая активность человека ведёт к преодолению орудийности и прагматизма по отношению к действительности2.

Активное участие эстетического опыта во многих явлениях современной культуры становится важнейшей исследовательской темой последних лет, что позволяет некоторым авторам отмечать «экспансию эстетического» в качестве характер-

2 Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: 2003.

ной тенденции в условиях современной социокультурной ситуации3.

Осознание высокой ценности эстетического разрешения противоречий тем более важно в настоящее время, что распространение массовой культуры, построенной на доминировании стереотипов в области восприятия, препятствует развитию творческого начала в человеке, фиксируя внимание на сиюминутных желаниях, ощущениях и сводя эстетическую активность к потребности обладания красивыми вещами и заботе о собственной внешней привлекательности, способной вызывать желание обладания. В этом отношении в ряде современных публикаций становится возможным рассмотрение эстетической активности по отношению к сфере потребления4.

Актуальность исследования эстетических чувств обостряется в связи с усиливающимся влиянием массовой культуры, которая активизирует, в первую очередь, глубинные внеэстетические пласты эмоционально-чувственной сферы человека. Одним из главных механизмов воздействия массовой культуры, нацеленной на поддержание духовной пассивности и обеднение духовной жизни, является возбуждение и стимулирование острых переживаний, базирующихся на естественном, витальном фундаменте, а также страстей, которые не способствуют духовной самостоятельности, хотя формы зависимости, которые она порождает, могут быть представлены и восприняты как «сладостный плен». Продукты массовой культуры «потрясают», «затрагивают», но эти чувства ведут к «отчуждению свободы» (Ж.-П.Сартр). Этот эмоционально-чувственный фон в свою очередь детерминирует развитие искусства и художественной культуры и приводит к усилению тенденций натурализации, ослабления и сокращения эстетической дистанции в ходе восприятия действительности.

Таким образом, в современных социокультурных условиях действуют факторы, блокирующие развитие эстетической активности, поддерживающие интенсивность, напряженность, остроту, динамику эмоциональной жизни, при этом способные обеднять и даже примитивизировать мир переживаний современного человека, что происходит именно за счет ослабления степени присутствия эстетического начала в чувственной сфере. В этих условиях обостряется актуальность «художественно-эстетической критериологии», позволяющей оценить степень активности эстетическо-

го компонента в мире переживаний современного человека5.

Обращение к сложнейшему вопросу о сущности и значении эстетической активности человека в преодолении жизненных противоречий позволяет раскрыть универсальный характер этой всепроникающей и трудно постижимой эмоционально -чувственной связи человека с миром, выявить активное участие данного компонента в повседневной духовной активности.

Эмоциональный фактор в поведении человека может приобретать амбивалентный, интегрирующий, компенсирующий, революционный и регрессивный характер. Вместе с тем, сосредоточенность на эмоционально-чувственном мире, тенденция к углубленному самосозерцанию, осознание уникальности индивидуального опыта переживаний, стремление ее подчеркнуть и зафиксировать порождают духовные явления, которые в истории культуры расцениваются как открытия в сфере поиска новых форм для выражения напряжения внутренней жизни в произведениях искусства, религиозных откровениях, философских учениях.

Стремление к эстетическим переживаниям способно стать важнейшим побудительным стимулом духовной активности. Поощрение и развитие эстетической активности, на наш взгляд, следует признать одной из главных задач преподавания гуманитарных дисциплин в вузе.

Приходится признать, что научно обоснованное дифференцирование и точное определение конкретных форм реализации эстетического преодоления жизненных кризисов выступает исследовательской задачей высокой степени сложности, для разрешения которой требуется привлечение методов и данных различных научных дисциплин. Всестороннее междисциплинарное исследование проявления эстетического способа преодоления жизненных противоречий, выявление его значения в мире повседневности, прослеживание его изменчивости при условии предметного расширения сферы его рассмотрения, основательной теоретической подготовленности и обеспечения эмпирической достоверности способно служить более полному и ёмкому освещению историко-культурного процесса.

3 Сидоров А.А. Экспансия эстетического в современной культуре // Мир философии - мир человека. - М.: 2007. - С. 303.

4 Силантьева М.В. Эстетическая составляющая философии

в контексте современного знания // Эстетика: прошлое, настоящее и будущее. - М.: 2007. - С. 129.

5 Долгов К.М. Эстетика: развитие или отречение? // Полиг-нозис. - 2011. - №2(42). - С.59.

VALUE OF AESTHETIC EXPERIENCES IN REALIZATION OF CREATIVE

POTENTIAL OF THE PERSON

© 2013 I.VMishina

Saint-Petersburg State University of Service and Economics

The article considers possible ways and principles of actuality categorical apparatus of aesthetic in a course of comprehension of developing forms in the modern cultural conditions. Key words: aesthetic attitudes, aesthetic emotions, creativity.

° Mishina Irina Vasilevna, Associate professor of the Department of Conservation and Musealization of Cultural Heritage. E-mail: iris.namur@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.