Научная статья на тему 'Значение экономического образования для развития экономики'

Значение экономического образования для развития экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6665
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение экономического образования для развития экономики»

___________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

психических сил. Но само это требование предполагает развитие определенных индивидуальных способностей, которые, в свою очередь, зависят от определенных структур личности, в том числе от идейных и нравственных ее основ.

Список использованной литературы:

1. Р.Б Кеттел. Методика многофакторного исследования личности. 1970

2.Обозов Н.Н., Волков А.Н. Системные принципы в анализе психологической совместимости. В: Психология возрастных коллективов.- М., 1978,С.129-130

© У.Н. Алексеев, С.В. Сабарайкин, 2015

УДК 372:83

А.В.Баранов

К.э.н., доцент кафедры социально-экономических дисциплин Филиал Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани

С.И.Чучкалова

студентка 1 курса магистратуры факультета экономики, истории и права Филиал Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани г. Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Раскрыта роль экономического образования для формирования личности. Обоснована необходимость углубления экономического образования в школе и вузе. Показано влияние экономического образования на поведение личности и развитие экономики. Разработаны предложения по повышению уровня школьного и вузовского экономического образования.

Ключевые слова

Экономическое образование, обучение экономике, развитие экономики.

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Состояние экономики во многом зависит от экономического поведения субъектов рынка (государство, бизнес, домохозяйства-индивиды) и их экономической образованности. Экономическое образование - это подготовка специалистов по планированию, учёту, финансам и другим направлениям экономической работы в народном хозяйстве, в области научной и педагогической деятельности [3].

Экономическое образование формируется в результате обучения. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений обучаемого доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения [4, с. 58].

Значение экономического обучения можно выразить простым, но немаловажным наблюдением: экономическое поведение субъектов — это приобретенное, усвоенное поведение. То есть предпочтения и привычки, ценности, убеждения и вкусы, которые влияют на экономическое поведение, являются результатом обучения. Поэтому экономическое обучение является необходимым условием экономического образования, а значит и экономического поведения субъектов.

Таким образом, экономическое образование - это сложная система взаимоотношений между субъектами, при исследовании которой необходимо выделить ее элементы, их взаимосвязи, теоретически осмыслить и на практике изучить, как они реализуются.

- 73 -

№ 3 / 2015______________________________ISSN 2410-6070____________________________________________

Значение экономического образования состоит, прежде всего, в его активном влиянии на развитие экономики страны, на повышение эффективности общественного производства и каждого субъекта рынка. Экономическое образование играет ключевую роль в подготовке индивида к жизнедеятельности в соответствии с потребностями общества, участвуя в процессе общественного воспроизводства.

Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества в целом [1, с.119]. Общество принимает ежедневное участие в экономической жизни, мы вращаемся в экономической среде, постоянно используем термины, употребляемые экономистами (деньги, цены, заработная плата, доходы, расходы и др.). Поэтому для общества так важно понимать значение экономического образования для экономики.

Экономические знания образуют некий базисный блок информации, необходимой каждому индивиду для жизненного функционирования общества: о национальной и мировой экономике, о микро- и макроэкономике, о деятельности фирм и государства, о маркетинге и менеджменте, о рынке труда, капитала и денег, о семейной экономике и поведении потребителей, о трудном выборе между альтернативными вариантами и так далее.

Страдает человек не имеющий экономических знаний: он принимает нерациональные и часто инстинктивные экономические решения, неоптимально распределяет доходы и семейный бюджет, неверно реагирует на кризисные ситуации в экономике страны, не может участвовать в фондовом рынке, упускает возможности карьерного роста.

Становится очевидным, что человек, не знающий экономику, обречен на более сложный и трудный жизненный путь, его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Жить и быть вне экономики в современных условиях невозможно и чем раньше человек поймет роль экономики в его жизни, тем более он будет успешен во многих сферах жизнедеятельности.

Страдает и общество, в котором основная часть населения экономически малограмотная: расширяется сфера теневой экономики и «серых заработных плат», действуют финансовые пирамиды, происходит неконтролируемое хаотичное развитие экономики, бизнес неадекватно реагирует на меры государства и состояние экономики, население принимает ошибочные экономические решения и осуществляет нерациональное экономическое поведение.

Все это свидетельствует о том, что благосостояние общества зависит от уровня экономического образования и важности экономической грамотности людей.

Именно поэтому человек должен обладать развитым экономическим мышлением, так как формирование экономического мышления каждого отдельного индивида позволит совершить всему миру переход к экономике знаний - высшему этапу развития постиндустриальной и инновационной экономики [5, с. 49].

Экономическое мышление - это система устойчивых представлений и взглядов об экономических процессах, сложившаяся на основе практического опыта граждан, их участия в социально-экономической сфере, а также связей, в которые они интегрируются в повседневном мире [2, с. 263]. Экономическое мышление является ответом на феномены и закономерности экономической жизни и умением эффективно реагировать на эти явления. Это понимание того, как в наши дни «работают» деньги, как функционирует бизнес и осознание ценностей, на котором основывается современное демократическое общество.

Исходя из определения экономики не только как науки о производстве благ, но и о ведении домашнего хозяйства, понятным становится то, что экономическое мышление напрямую влияет на умения распоряжаться своими деньгами, совершать нужные покупки и экономически планировать свою жизнь. Это является важнейшим и основополагающим фактором в жизни любого человека, казалось бы, даже не имеющего никакого отношения к экономике, как таковой.

Экономическое мышление, как любой навык или умение должно формироваться в юном возрасте, чтобы молодые люди смогли правильно выбрать профессию, сферу своих интересов, получить нужные нам знания и в целом заложить прочный фундамент для будущей жизни.

Экономическое образование индивида закладывается в школе. К сожалению в современной школе все еще мало внимания уделяется экономическому образованию. Минимальные экономические знания получают в основном старшеклассники в виде нескольких тем из школьных предметов обществознание и/или человек и общество, что является явно недостаточным для формирования современного экономического образования выпускника школы.

- 74 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

На наш взгляд экономическое образование в школе должно осуществляться как минимум на протяжении обучения в средних и старших классах и в различных формах.

В младших классах можно совмещать элементарные экономические знания с преподаванием математики. Начиная со средних классов экономические знания помогут понять школьникам, как нужно распоряжаться деньгами, которые родители дают на карманные расходы, что нужно делать, чтобы тебя не обманули в магазине, как считать и тратить деньги т.д., что будет служить основой дальнейшего экономического образования. Для этого следует, по нашему мнению, ввести в школьную программу в качестве обязательных предметов такие, как основы экономики, основы экономики семиьи, затем - основы предпринимательства. В старших классах необходимо знакомить школьников с основами макро- и микроэкономики, основами менеджмента и маркетинга, основами ведения бизнеса.

Изучение экономических понятий, категорий, законов подготовит выпускников школы к реалиям взрослой жизни, обеспечит психологическую устойчивость к возможным трудностям, связанным с трудоустройством, конкуренцией, сохранением рабочего места, сменой работы и профессии, места жительства. Молодые люди, покидая школу, должны быть экономически активными гражданами, обладать элементарными экономическими знаниями и быть уверенными в своем экономическом поведении.

Поэтому школьники должны как можно раньше начинать выбор профессии и понимать, что экономические знания, которые они получают в школе, им крайне необходимы в дальнейшей жизни. Нужно еще у школьников средних классов формировать желание и умение учиться экономике, развивать такие качества личности, которые позволили бы каждому наиболее экономически эффективно найти свое место в мире, реализовать свои возможности.

Преподавание экономики в школе целесообразно строить по принципу спирали: на каждой ступени возвращаться к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые экономические проблемы. Поэтому главной задачей школьного учителя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторяться, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. То есть, успех обучения во многом зависит от методов обучения.

Методические факторы чаще всего влияют на степень сложности излагаемых экономических концепций. Это и определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов и используемый материал, скорость и качество изложения. Как один из эффективных вариантов практической деятельности по экономике в школе можно использовать экономические и деловые игры. Их применение возможно на любом этапе получения экономического образования - от учеников начальной школы до студентов.

Изучение экономики в школе должно развивать у школьников рационализм, логическое и аналитическое мышление, научит отслеживать факторы, влияющие на развитие общества, позволит использовать в реальных экономических расчетах математические методы, то есть интегрировать математические, экономические и другие знания. В конечном итоге обучение следует направлять на интеллектуальное развитие школьников и это можно считать одной из наиважнейших задач экономического образования.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в вузе. С нашей точки зрения, в вузе все студенты независимо от специальности и направления подготовки должны получать современные экономические знания по макро- и микроэкономике, менеджменту, маркетингу, бизнесу, чтобы уметь составить бизнес-план, открыть свое дело, разумно вкладывать сбережения, рационально реагировать на экономическую ситуацию в стране.

Преподавание экономических дисциплин в средней школе и вузе необходимо постоянно увязывать с теоретическими представлениями и реальной российской экономикой. При этом большая роль в подготовке школьных учителей экономики отводится педагогическим вузам, которые должны постоянно пересматривать содержание, методы и формы обучения экономике, давать учителям экономики современные экономические знания.

В настоящее время экономическое образование становится одним из самых востребованных и престижных. Вполне очевидна значимость экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Именно от того, как были заложены первоначальные основы экономики в школе и усвоены экономические знания в вузе, во многом

- 75 -

№ 3 / 2015

ISSN 2410-6070

зависит дальнейшая жизнедеятельность граждан, их уровень жизни и, в конечном счете, развитие экономики страны.

Список использованной литературы

1. Боровитина Н. М. Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества [Текст] / Н. М. Боровитина // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.1. — с. 119-121.

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.

3. Словарь финансовых терминов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.dic.academic.ru

4. Ушакова М.В. Российский рынок образовательных услуг и его специфика // Социальногуманитарные знания. - 2012. - № 5 - с. 58.

5. Xavier Sala-i-Martin. Процитировано по: Kiviat B. Countries for Global Business. Time. - 2007. -November 14, p. - 49. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.time.com/time/business.

© А.В. Баранов, С.И. Чучкалова, 2015

УДК.37

Н.С. Беззубцев, С.В. Сабарайкин

Институт физической культуры и спорта Северо-восточный федеральный университет Г. Якутск, Российская Федерация

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА У ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ(13-15 лет) НА ПРИМЕРЕ ГОУ «ЧРССОШИ им. Д.П. КОРКИНА»

Аннотация

В статье написано, что в результате использования специальных упражнений улучшается техника нападающего удара у юных волейболистов. Так как он вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам.

Ключевые слова

волейбол, нападающий удар, технические приемы волейбола, тестирование, экспериментальная группа. Современный волейбол предъявляет к технической подготовке волейболистов самые высокие требования, заставляя нас искать более совершенные виды работы. Возросший уровень волейбола требует неуклонного совершенствования техники нападения. Для совершенствования техники нападения у волейболистов старшего школьного возраста в основном используется специальные упражнения. Специальные упражнения призваны усовершенствовать освоению основными навыками и содействовать повышению их эффективности и надежности. Они складываются из общеразвивающих и подводящих упражнений. Мы разделили специальные упражнения на три типа: Упражнения для совершенствования нападающего удара по зонам (на точность) и в зависимости от действий защитников задней зоны; Упражнения для совершенствования нападающего удара при противодействии (блокирование); Упражнения для совершенствования нападающего удара с различных по траектории и скорости второй передачи.[1] В ходе наблюдений за тренировочным процессом были выявлены следующие типичные ошибки:

-нападающий касается сетки при выполнении нападающего удара;

-нападающий бьет по слишком высокому мячу, не попадает по мячу;

-мяч попадает в сетку при выполнении нападающего удара;

-при выполнении нападающего удара мяч летит за пределы площадки.

Нами разработаны 10 фрагментов тренировочных занятий с использованием специальных упражнений для совершенствования техники выполнения нападающего удара у волейболистов старшего школьного возраста с учетом типичных ошибок при выполнении нападающего удара. Для определения эффективности использования специальных упражнений для совершенствования техники нападающего удара у

- 76 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.