Научная статья на тему 'Значение двигательных спортивных игр на физкультуре в спецгруппах школы'

Значение двигательных спортивных игр на физкультуре в спецгруппах школы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
889
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / АДАПТАЦИЯ / ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / OUTDOOR GAMES / ADAPTATION / MEDICAL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Усманов Э. Г., Гизетдинова Л. Р.

Спортивные подвижные игры это особый вид игр, которые не столько дают познавать мир, сколько подготавливают школьника физически к этому миру, адаптируют эмоционально и физически школьников с отклонениями в здоровье к обществу. Особое значение подвижных игр для учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе, заключается в том, что они позволяют чувствовать учащимся себя полноценными и формируют у них положительное отношение к физическим упражнениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Усманов Э. Г., Гизетдинова Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value of Motor Sports Games on Physical Education in School Special Groups

Sports outdoor games is a special kind of games that do not give so much to learn about the world, how prepare the student physically to this world, adapt emotionally and physically pupils with deviations in the health of the society. Of particular importance for pupils assigned to special medical group outdoor games have that allow students to feel full and form a positive attitude towards exercise.

Текст научной работы на тему «Значение двигательных спортивных игр на физкультуре в спецгруппах школы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 99-102.

УдК 796/799 ББК 75.0

значение двигательных спортивных игр на физкультуре в спецгруппах школы

Э. Г. Усманов, Л. Р. Гизетдинова

ГБОУ ВПО МЗ «Башкирский государственный медицинский университет», Уфа, Россия

Спортивные подвижные игры — это особый вид игр, которые не столько дают познавать мир, сколько подготавливают школьника физически к этому миру, адаптируют эмоционально и физически школьников с отклонениями в здоровье к обществу. Особое значение подвижных игр для учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе, заключается в том, что они позволяют чувствовать учащимся себя полноценными и формируют у них положительное отношение к физическим упражнениям.

Ключевые слова: подвижные игры, адаптация, врачебный контроль.

Последние годы наблюдается увеличение количества школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Сегодня такие дети составляют 25 % и более от общего числа школьников.

Адаптация этих учащихся к интеллектуальным, физическим и нервным нагрузкам становится актуальной проблемой, требующей от учебных заведений постоянного внимания на протяжении всех лет обучения школьника.

Всех учащихся на основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии распределяют для занятий физкультурой на три группы: основную, подготовительную и специальную. Справка о назначении специальной медицинской группы (особенно подгруппы В) заверяется ВКК соответствующего лечебного учреждения.

Распределение учащихся на указанные медицинские группы производится врачом на основании «Положения о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом», утверждённого приказом министра здравоохранения СССР № 986-от 4 ноября 1977 г., а также на основании приказа Минздрава России от 20 августа 2001 г. № 337, прил. 5.

Учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера и требующих ограничения физических нагрузок, но допущенных к выполнению учебной и производственной работы, относят к специальной группе. Занятия по физической культуре для этой категории должны проводиться по особо разработанным учебным программам. В них введены преимущественно гимнастические упражнения, подвижные игры, элементы спортивных игр, лёгкая атлетика. Полностью исключены лазанья по

канату, подтягивания, акробатические упражнения. Расширена программа в группе упражнений по воспитанию правильной осанки, на создание и укрепление мышечного корсета спины и живота.

Особую роль в физическом воспитании школьников специальных групп имеют двигательные спортивные игры.

Как правило, наполняемость специальных медицинских групп — 10-15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут или 3 раза в неделю по 30 минут. В зависимости от количества учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе, они комплектуются или по классам, или по возрастам (младшие — 6-10 лет, средние — 11-13 лет, старшие — 14-17 лет).

В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы — А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.

Подгруппа А — школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство.

Подгруппа Б — школьники, имеющие тяжёлые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения зрения с изменением глазного дна и др.).

Материалы и методы исследования. Для нашего исследования, которое было проведено на базе средней школы № 49 г. Уфы (Республика Башкортостан), были отобраны учащиеся двух

100

Э. Г. Усманов, Л. Р. Гизетдинова

8-х классов в возрасте 14-15 лет, из которых в спецгруппе обучаются 23 человека.

В течение года проводились спортивные занятия с упором на двигательные спортивные игры, преимущественно волейбол, для чего были сформированы две команды. Тренировки велись с учётом физического состояния воспитуемых.

Для подгруппы А нагрузки постепенно возрастали и по интенсивности, и по объёму согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы проводились при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в начале четверти и к концу четверти были доведены до интенсивности нагрузки до 140-150 ударов в минуту в основной части урока.

Для учащихся спецгрупп (подгруппы Б) двигательные режимы проводились при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в течение всего учебного года, так как именно в условиях такого режима достигается гармоничная работа сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, опорно-двигательного аппарата, формируются необходимые навыки и умения без предъявления к ослабленному организму повышенных требований.

Занятия (урок) в специальной медицинской группе строятся по стандартной схеме (подготовительная, основная, заключительная), однако в отличие от обычных уроков, имеют свои принципиальные особенности.

В подготовительной части урока (до 20 минут) выполняются общеразвивающие упражнения, чередуясь с дыхательными, которые проводятся в среднем и медленном темпе.

В основной части урока (20-22 минуты) занимающиеся овладевают двигательными навыками, получают определённую для них максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. В нашем случае основная часть урока была посвящена проведению спортивных подвижных игр. Подбор упражнений предусматривает разностороннее развитие в пределах возможностей занимающихся основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяется развитию гибкости и координации движений.

Задача заключительной части урока привести (3-5 минут) организм учащихся в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание, частоту сердечных сокращений. По окончании занятия учащийся не должен чувствовать себя усталым.

Двигательный режим этой группы проводился при частоте пульса от 120 до 150 ударов в минуту.

результаты исследования и их обсуждение. Для оценки функционального состояния учащихся используются несложные пробы, такие как 20 приседаний за 30 секунд или проба с 2-минутным бегом на месте в темпе 140 шагов в минуту. Если в результате проведённой пробы зафиксировано учащение пульса в пределах 25-30 %, то функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее. Результаты тестов и проб были отражены в личной карте учащегося. Замеры артериального давления и пульса учащихся проводились до и после каждого занятия с помощью напульсно-го тонометра модели AND Medicai UB-201, его компактные размеры, автоматический режим и простота применения наиболее удобны для использования в условиях проведения спортивных учебных занятий.

В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.

Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.

Игры, подводящие к спортивной деятельности,— это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники и простейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.

Для учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе, нами были проведены в соответствии с медицинскими рекомендациями:

— подвижные игры малой (в начале года) и средней (по усмотрению преподавателя к концу учебного года) интенсивности;

— в начале года обучение элементам спортивных игр (отдельные приёмы владения мячом, броски в корзину, ворота и др.);

Значение двигательных спортивных игр на физкультуре в спецгруппах школы

101

- в течение учебного года — волейбол, включая двухстороннюю игру тренировочного характера).

Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом. Подобные игры используются также учителями, ведущими внеклассную и внешкольную работу по физической культуре и спорту с детьми и подростками для организации их досуга.

Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.

Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приёмов и их сочетаний, создаёт предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию

воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.

Такую несколько общую характеристику вспомогательного значения подвижных игр в занятиях спортом необходимо дополнить замечаниями. Они касаются своеобразия задач, особенностей подбора и проведения подвижных игр применительно к специфике физической нагрузки учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе.

Заключение. Спортивные подвижные игры — это особый вид игр, которые не столько дают познавать мир, сколько подготавливают школьника физически к этому миру, адаптируют эмоционально и физически школьников с отклонениями в здоровье к обществу. Подвижные игры позволяют учащимся, отнесённым к специальной медицинской группе, чувствовать себя полноценными и положительно влияют на формирование у них мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Список литературы

1. Бикбаева, Н. Ф. Рекомендации по определению медицинской группы для занятий физкультурой в школе / Н. Ф. Бикбаева, А. В. Орлова. Уфа, 2011. 17 с.

2. Жуков, М. Н. Подвижные игры : учеб. для студентов пед. вузов / М. Н. Жуков. М. : Академия, 2000. 160 с.

3. Методическое пособие по использованию лечебной физкультуры в занятиях специальных медицинских групп / Э. Г. Усманов. Казань, 2003. 62 с.

4. Фаттахова, Л. С. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников : метод. рекомендации / Л. С. Фаттахова. Уфа, 2007. 11 с.

Сведения об авторах

Усманов Э. Г. — преподаватель кафедры физического воспитания, лечебной физической культуры и врачебного контроля Башкирского государственного медицинского университета, Уфа, Россия.

Гизетдинова Л. Р. — преподаватель кафедры физического воспитания, лечебной физической культуры и врачебного контроля Башкирского государственного медицинского университета, Уфа, Россия.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 99-102.

the value of motor sports games on physical education

in school special groups

Eh. G. Usmanov

Lecturer of the Department ofPhysical Education, Medical Physical Culture and Medical Supervision of Bashkir State Medical

University, Ufa, Russia.

L. R. Gizetdinova

Lecturer of the Department ofPhysical Education, Medical Physical Culture and Medical Supervision of Bashkir State Medical

University, Ufa, Russia.

102

3. r. ycMaHOB, H. P. rmemdmoBa

Sports outdoor games is a special kind of games that do not give so much to learn about the world, how prepare the student physically to this world, adapt emotionally and physically pupils with deviations in the health of the society. Of particular importance for pupils assigned to special medical group outdoor games have that allow students to feel full and form a positive attitude towards exercise.

Keywords: outdoor games, adaptation, medical control.

References

1. Bikbaeva, N. F. Rekomendacii po opredeleniyu medicinskoyj gruppih dlya zanyatiyj fizkuljturoyj v shkole [Recommendations for defining medical group for physical training at school] / N. F. Bikbaeva, A. V. Orlova. Ufa, 2011. 17 s.

2. Zhukov, M. N. Podvizhnihe igrih [Mobile games] : ucheb. dlya studentov ped. vuzov / M. N. Zhukov. M. : Akademiya, 2000. 160 s.

3. Metodicheskoe posobie po ispoljzovaniyu lechebnoyj fizkuljturih v zanyatiyakh specialjnihkh medi-cinskikh grupp [Methodical manual on the use of physical therapy in classes of special medical groups] / Eh. G. Usmanov. Kazanj, 2003. 62 s.

4. Fattakhova, L. S. Vrachebnihyj kontrolj za fizicheskim vospitaniem shkoljnikov [Medical control over physical education students] : metod. rekomendacii / L. S. Fattakhova. Ufa, 2007. 11 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.