Научная статья на тему 'Значение дошкольных образовательных учреждений в оздоровлении детей с ограниченными возможностями здоровья'

Значение дошкольных образовательных учреждений в оздоровлении детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
425
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / ПРОФИЛАКТИКА В ОРГАНИЗОВАННЫХ КОЛЛЕКТИВАХ / МЕДИЦИНСКАЯ АКТИВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / HEALTH-IMPROVING WORK IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / PREVENTION IN ORGANIZED POPULATION GROUPS / MEDICAL ACTIVITY OF PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орел Василий Иванович, Агаджанова Светлана Николаевна

Сегодня большинство детей дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья, и, следовательно, нуждаются в оздоровительных и коррекционных мероприятиях. По данным профилактических осмотров среди детей дошкольного возраста, более пятой части отнесено к 3 группе здоровья, что говорит о высокой распространенности хронической патологии у данного возрастного контингента. Ребенок с отклонениями в состоянии здоровья и (или) с хронической патологией (ребенок с ограниченными возможностями здоровья) должен иметь такие же возможности социализации и получения полноценного образования, как и его здоровые сверстники. Дошкольные образовательные учреждения, где ребенок проводит все дневное время, и где имеются благоприятные возможности для проведения профилактических мероприятий в привычной для детей обстановке, являются оптимальной базой для организации оздоровительной работы. Для детей с ограниченными возможностями необходимы специальные учреждения дошкольного образования, образовательная программа которых адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья, и где осуществляется комплекс оздоровительных и коррекционных мероприятий. Следовательно, вопрос совершенствования оздоровительной работы в образовательных учреждениях в настоящее время приобретает особую актуальность. В статье нами представлен опыт организации оздоровительной и реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Орел Василий Иванович, Агаджанова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Today, the majority of preschool children have deviations in the state of health, and therefore they need recreational and remedial measures. According to the data of preventive examinations among preschool children, more than a fifth of them are assigned to group 3 of health, which indicates a high prevalence of chronic pathology in this age group. The child with deviations in health status and (or) with chronic pathology (child with disabilities) should have the same opportunities for socialization and to receive a proper education, as his healthy peers. Pre-school educational institutions, where the child spends all day and where there are favorable opportunities for preventive measures in the usual environment for children are the best basis for the organization of recreational work. Special institutions of preschool education are necessary for children with disabilities, the educational program of which is adapted for children with disabilities and where a complex of recreational and remedial measures is carried out. Consequently, the issue of improving health-improving work in educational institutions is now becoming particularly relevant. The article presents the experience of the organization of recreational and rehabilitation work with children with disabilities in pre-school educational institutions of compensating type of Vyborgsky district of Saint Petersburg.

Текст научной работы на тему «Значение дошкольных образовательных учреждений в оздоровлении детей с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 376+616

ЗНАЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

© Василий Иванович Орел1, Светлана Николаевна Агаджанова2

1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2

2 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 136 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга. 194354, г. Санкт-Петербург, проспект Северный, 10, корпус 3

Контактная информация: Орел Василий Иванович — д.м.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО. E-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Сегодня большинство детей дошкольного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья, и, следовательно, нуждаются в оздоровительных и коррекционных мероприятиях. По данным профилактических осмотров среди детей дошкольного возраста, более пятой части отнесено к 3 группе здоровья, что говорит о высокой распространенности хронической патологии у данного возрастного контингента. Ребенок с отклонениями в состоянии здоровья и (или) с хронической патологией (ребенок с ограниченными возможностями здоровья) должен иметь такие же возможности социализации и получения полноценного образования, как и его здоровые сверстники. Дошкольные образовательные учреждения, где ребенок проводит все дневное время, и где имеются благоприятные возможности для проведения профилактических мероприятий в привычной для детей обстановке, являются оптимальной базой для организации оздоровительной работы. Для детей с ограниченными возможностями необходимы специальные учреждения дошкольного образования, образовательная программа которых адаптирована для детей с ограниченными возможностями здоровья, и где осуществляется комплекс оздоровительных и коррекционных мероприятий. следовательно, вопрос совершенствования оздоровительной работы в образовательных учреждениях в настоящее время приобретает особую актуальность. В статье нами представлен опыт организации оздоровительной и реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида выборгского района санкт-петербурга.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях; профилактика в организованных коллективах, медицинская активность родителей.

THE VALUE OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE REHABILITATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

© Vasily I. Orel1, Svetlana N. Agadzhanova2

1 Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint-Petersburg, Russia, 194100

2 State budgetary preschool educational institution kindergarten No. 136 of the compensating type. Avenue Severny, 10, building 3. Saint-Petersburg, Russia, 194354

Contact information: Vasily I. Orel - MD, PhD, Dr Med Sci, Professor, Head, Department of Social Pediatrics and Public Health Organization of the Faculty of Post-Graduate Education. E-mail: [email protected]

ABSTRACT: Today, the majority of preschool children have deviations in the state of health, and therefore they need recreational and remedial measures. According to the data of preventive examinations among preschool children, more than a fifth of them are assigned to group 3 of health,

МЕДИЦИНА U ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ТОМ 3 № 1 2018

ОРИГИНАЛЬНЫЕ статьи

11

which indicates a high prevalence of chronic pathology in this age group. The child with deviations in health status and (or) with chronic pathology (child with disabilities) should have the same opportunities for socialization and to receive a proper education, as his healthy peers. Pre-school educational institutions, where the child spends all day and where there are favorable opportunities for preventive measures in the usual environment for children are the best basis for the organization of recreational work. Special institutions of preschool education are necessary for children with disabilities, the educational program of which is adapted for children with disabilities and where a complex of recreational and remedial measures is carried out. Consequently, the issue of improving health-improving work in educational institutions is now becoming particularly relevant. The article presents the experience of the organization of recreational and rehabilitation work with children with disabilities in pre-school educational institutions of compensating type of Vyborgsky district of Saint Petersburg.

KEY WORDS: health-improving work in preschool educational institutions; prevention in organized population groups, medical activity of parents.

Разработка оптимальных форм организации оздоровления и реабилитации детей в организованных коллективах является важной задачей социальной педиатрии [4].

Исследования последних лет показывают, что заболеваемость детей различных возрастных групп в Российской Федерации характеризуется постоянным ростом по большинству классов болезней [3, 6, 12].

По результатам профилактических осмотров в дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга в 2016 году, 1 группа здоровья составляла 9,7%, самой многочисленной являлась 2 группа здоровья (67,2%), далее следуют 3 группа здоровья (21,5%), 5 и 4 группы здоровья (1,1%) и (0,5%), соответственно [11]. Показатель хронической заболеваемости в 2016 г. составил 198,0 на 1000 детей. В ранговой структуре причин хронической заболеваемости ведущими являются: болезни глаза и его придаточного аппарата — 26,9%о, болезни органов дыхания — 23,3%о, болезни органов пищеварения — 22,9%о, болезни нервной системы — 22,0%о [7]. Сохраняется высокий уровень заболеваемости детского населения острыми респираторными вирусными инфекциями [10].

В 1992-1995 годах по заказу Управления по образованию Администрации Выборгского района учеными Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии была разработана целевая комплексная программа «Дифференцированная диспансеризация, психокоррекция, реабилитация и оздоровление часто болеющих детей в дошкольных учреждениях» [5]. Научным руководителем программы был профессор, доктор медицинских наук Н. Г. Ве-селов — заведующий кафедрой социальной педиатрии факультета усовершенствования вра-

чей Санкт-Петербургской Государственной Педиатрической Медицинской Академии.

В ходе разработки программы было выполнено комплексное медико-социальное исследование на базе четырех дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) Выборгского района. Было проведено анкетирование педагогов ДОУ и родителей детей, их посещающих; углубленный осмотр детей бригадой врачей-специалистов с комплексной оценкой состояния их здоровья; комплексное гигиеническое обследование базовых учреждений с применением современных санитарно-гигиенических методов. Результаты комплексного медико-социального исследования и анализ публикаций по вопросам оздоровления и реабилитации детей были положены в основу целевой комплексной программы, представленной Администрации Выборгского района в 1995 году.

В ходе реализации программы в Выборгском районе были открыты оздоровительные группы в 20 детских дошкольных образовательных учреждениях. В последующие годы в оздоровительных учреждениях района получили оздоровление более 25 тысяч детей. С 1996 года по настоящее время в Выборгском районе работает территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) по комплектованию групп оздоровительной и компенсирующей направленности. ТПМПК определяет необходимость и срок пребывания ребенка в определенной группе на основании медицинских показаний.

Опыт работы оздоровительных учреждений района был обобщен в ряде публикаций, в том числе: «Комплексная реабилитация детей, страдающих аденотонзиллярной патологией», Э. А. Цветков, С. Н. Агаджанова, 2001 г. [2].

MEDOEAIID HEALTH [AREтШШШ

ТОМ 3 № 1 2018

программа утверждена учебно-методическим советом санкт-петербургской педиатрической медицинской академии: «Оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях: медико-организационные аспекты»,

В. И. Орел, С. Н. Агаджанова, 2004 г. [9]. Методические рекомендации утверждены учебно-методическим советом Санкт-Петербургской педиатрической медицинской академии: «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях» (Учебное пособие) — под редакцией В. И. Орла и С. Н. Агад-жановой, 2006 г. [8]. В данных публикациях были рассмотрены принципы формирования комплексной оздоровительной программы, медицинская документация ДОУ по оздоровлению и профилактике, вопросы участия педагогов в оздоровительной работе и методы повышения медицинской активности родителей.

Согласно типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач ДОУ является осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей [13]. Осуществить эти мероприятия в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья на должном уровне в условиях массового дошкольного учреждения не представляется возможным.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с множественными морфофункци-ональными отклонениями и (или) хронической патологией) нуждаются в постоянном медицинском наблюдении, комплексных профилактических и восстановительных мероприятиях. Им также необходимо грамотное, с учетом патологии, психолого-педагогическое сопровождение. Возможность провести коррекцион-ные и профилактические мероприятия в достаточном объеме предоставляют учреждения компенсирующего вида.

Дошкольные учреждения компенсирующего вида дают возможность привлечения к работе квалифицированных специалистов: медицинских работников, педагогов-психологов, учите-лей-дефектологов, учителей-логопедов, инструкторов физического воспитания и др. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку с учетом имеющейся у него патологии, разрабатывать индивидуальные планы оздоровления, индивидуальные воспитательно-образовательные маршруты, индивидуальные подходы к физической нагрузке с учетом особенностей психического и физического развития.

В настоящее время в Выборгском районе функционирует 4 дошкольных образователь-

ных учреждения компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. Их посещают 1133 ребенка. Все группы данных учреждений являются группами компенсирующего направления. Приему в детский сад подлежат дети с отклонениями в состоянии здоровья.

СХЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

1. Профилактические мероприятия:

- скорректированный режим дня;

- мероприятия, направленные на снятие адаптационного синдрома;

- дыхательная гимнастика;

- бодрящая гимнастика;

- лечебная физкультура;

- массаж общий оздоровительный;

- фитотерапия;

- кислородные коктейли;

- витаминотерапия;

- специфическая и неспецифическая профилактика ОрВИ и гриппа;

- рациональная одежда в помещении и на улице при различной температуре.

2. Закаливание естественными физическими факторами:

- физкультурные занятия и игры на свежем воздухе;

- режим сквозного и одностороннего проветривания в течение дня;

- умывание рук до локтя водой в течение года с постепенным понижением температуры;

- полоскание полости рта и глотки кипяченой водой комнатной температуры, после приема пищи;

- местные и общие воздушные ванны;

- световоздушные и солнечные ванны в весенне-летний период.

3. Коррекционные мероприятия:

- лечебная физкультура;

- массаж по видам патологии;

- профилактика обострений хронической патологии;

- коррекция адаптационных нарушений;

- физиотерапевтические процедуры;

- коррекция речевых нарушений.

4. Работа с родителями:

- беседа с родителями и анкетирование при поступлении ребенка в ДОУ;

- родительские собрания с участием медицинского персонала;

- консультации врача, психолога, инструктора ЛФК;

- информация для родителей по оздоровлению и профилактике на сайте ДОУ;

- письменные рекомендации для оздоровления в домашних условиях.

Профилактические мероприятия проводятся в течение года по плану и охватывают всех детей дошкольного учреждения. Учитываются индивидуальные противопоказания для использования отдельных средств оздоровления. Перед началом оздоровительных и профилактических мероприятий родители дают письменное согласие на их проведение. При оформлении согласия, они могут отказаться от какого-либо оздоровительного мероприятия. Все оздоровительные и профилактические мероприятия выполняются по расписанию, возрастной режим при этом соблюдается.

Для детей, вновь поступивших в ДОУ, проводится комплекс мероприятий направленный на снятие адаптационного синдрома. Для детей, страдающих пищевой аллергией проводится коррекции питания (замена продуктов-аллергенов в рамках существующего ассортимента продуктов).

Утренняя гимнастика и дыхательные упражнения ежедневно проводятся в групповых помещениях воспитателями (с периодическим контролем медицинских работников). Для проведения физического воспитания, врач составляет список индивидуальных медицинских противопоказаний и ограничений, в соответствии с состоянием здоровья детей. В течение года проводится врачебно-педагогический контроль физического воспитания.

Физиотерапия проводится медицинскими сестрами, имеющими специальную подготовку и сертификат по физиотерапии. По назначению врача детского сада и врачей детской поликлиники выполняются физиотерапевтические процедуры. Массаж проводится медицинскими сестрами, имеющими специальную подготовку и сертификат по детскому массажу. В течение учебного года всем детям проводится курс общеукрепляющего массажа. По индивидуальным показаниям выполняются дополнительные курсы массажа.

Витаминотерапия организуется в период подъема острой заболеваемости и в весенний период. Противоэпидемические мероприятия организуются в период подъема острой заболеваемости.

Обязательный раздел оздоровительной программы — повышение медицинской активности родителей [1]. Положительной динамики здоровья можно достичь только совместными действиями педагогов, медицинских работников и родителей. Необходимо последователь-

ное формирование навыков здорового образа жизни у детей и взрослых. Задача медицинских работников и педагогов расширить знания детей и родителей в вопросах медицины и профилактики, вовлечь их в проведение оздоровительных мероприятий, повысить интерес к собственному здоровью.

В настоящее время в Выборгском районе Санкт-Петербурга сформирована уникальная система оздоровительной и коррекционной работы с детьми на базе дошкольных образовательных учреждений. Создание ее потребовало больших материальных вложений на приобретение оборудования, оформление медицинских лицензий, обучение специалистов. Накоплен большой опыт работы. В группах компенсирующей направленности осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны образовательные программы дошкольного образования, адаптированные для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Охрана и укрепление здоровья детей является важнейшей задачей дошкольных образовательных учреждений с момента создания системы дошкольного образования, а оздоровительная работа всегда являлась одним из приоритетных направлений деятельности детских садов. На современном этапе развития системы дошкольного образования это направление становится все более значимым, расширяется спектр профилактических и закаливающих мероприятий, внедряются инновационные программы физического воспитания дошкольников.

Модернизация здравоохранения направлена на создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепление здоровья детского населения [3]. Приоритетным направлением оказания медицинской помощи населению является профилактическая работа с детьми всех возрастных групп. Сохранение и совершенствование системы оздоровительной работы, сложившейся в дошкольных образовательных учреждениях — важный ресурс укрепления здоровья детского населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанова С. Н., Смирнова В. И. Оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях. Педиатр. 2012; 3 (1): 8-11.

2. Агаджанова С. Н., Цветков Э. А. Комплексная реабилитация детей, страдающих аденотонзиллярной патологией. СПб.: Издание ГПМА; 2001.

МЕООЕ Ш НЕМ ШЕ ОИЕША«

ТОМ 3 № 1 2018

3. Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Иванова А. А., и др. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. Российский педиатрический журнал. 2012; N 6: 4-9.

4. Веселов Н. Г. Социальная педиатрия (Курс лекций). СПб.: Ривьера; 1996.

5. Дифференцированная диспансеризация, психокоррекция, реабилитация и оздоровление часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. Под ред. Н. Г. Веселова. СПб.: Ривьера; 1995.

6. Иванов Д. О., Александрович Ю. С., Орел В. И., Прометной Д. В. Младенческая смертность в Российской Федерации и факторы, влияющие на ее динамику. Педиатр. 2017; 8 (3): 5-14.

7. Иванов Д. О., Орел В. И. Современные особенности здоровья детей мегаполиса. Медицина и организация здравоохранения. 2016; 1 (1): 6-11.

8. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. (Учебное пособие). Под редакцией В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС; 2006.

9. Орел В. И., Агаджанова С. Н. Оздоровление детей в дошкольных образовательных учреждениях: медико-организационные аспекты. Методические рекомендации. СПб.: Издание ГПМА; 2004.

10. Орел В. И., Середа В. М., Ким А. В. и др. Здоровье детей Санкт-Петербурга. Педиатр: 2017; 8 (1): 112119.

11. Служба охраны здоровья матери и ребенка Санкт-Петербурга. Информационно-аналитический сборник под редакцией профессора В. И. Орла. Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга. СПб.: СПбгП-Му; 2017.

12. Сухинин М. В. Заболеваемость детского населения мегаполиса в условиях модернизации здравоохранения. Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. 2014; N 1: 46-50.

13. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562). Доступен по: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_125014/. (дата обращения 4.03.2018).

REFERENCES

1. Agadzhanova S. N., Smimova V. I. ozdorovlenie detey v doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. [Rehabilitation of children in pre-school educational institutions]. Pediatr. 2012; 3 (1): 8-11. (in Russian).

2. Agadzhanova S. N., Cvetkov E.A. Kompleksnaya re-abilitaciya detey, stradayuschih adenotonzillyarnoy patologiey. [comprehensive rehabilitation of children suffering from adenotonsillar pathology]. Spb: Izdanie GPMA; 2001. (in Russian).

3. Baranov A.A., Al'bitskiy V. Yu., Ivanova A.A., i dr. Tendentsii zabolevaemosti i sostoyanie zdorov'ya detsk-

ogo naseleniya Rossiyskoy Federatsii. [Trends of morbidity and health status of children in the Russian Federation]. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2012; N 6: 4-9. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Veselov N. G. Socialnaya pediatriya (Kurs lekciy). [Social Pediatrics (Course of lectures)]. SPb.: Rivera; 1996. (in Russian).

5. Differencirovannaya dispanserizaciya, psihokorrekciya, reabilitaciya i ozdorovlenie chasto boleyuschih detey v doshkolnyh uchrezhdeniyah Pod red. N. G. Veselo-va. [Differentiated medical examination, psychological correction, rehabilitation and health improvement of frequently ill children in preschool]. SPb: Rivera; 1995. (in Russian).

6. Ivanov D. O., Aleksandrovich Yu. S., Orel V. I., Pro-metnoy D. V. Mladencheskaya smertnost' v Rossiys-koy Federatsii i faktory vliyayushchie na ee dinamiku. [Infant mortality in the Russian Federation and factors influencing its dynamics]. Pediatr. 2017; 8 (3): 5-14. (in Russian).

7. Ivanov D. O., Orel V. I. Sovremennye osobennosti zdorovya detey megapolisa. [The modern features of health of children of the metropolis]. Medicina i orga-nizaciya zdravoohraneniya. 2016; 1 (1): 6-11. (in Russian).

8. Ozdorovitelnaya rabota v doshkolnyh obrazovatelnyh uchrezhdeniyah. (Uchebnoe posobie). Pod redakciey V. I. Orla i S. N. Agadzhanovoy. [Rehabilitation of children in pre-school educational institutions: medical and organizational aspects]. SPb.: DETSTVO-PRESS; 2006. (in Russian).

9. Orel V. I., Agadzhanova S. N. Ozdorovlenie detey v doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: me-diko-organizatsionnye aspekty. Metodicheskie rekomen-datsii. [Rehabilitation of children in pre-school educational institutions: medical and organizational aspects]. SPb.: Izdanie GPMA; 2004. (in Russian).

10. Orel V. I., Sereda V. M., Kim A. V. i dr. Zdorove detey Sankt-Peterburga. [Children's health of St. Petersburg]. Pediatr. 2017; 8 (1):112-119. (in Russian).

11. Sluzhba ohrany zdorovya materi i rebenka Sankt-Peter-burga. Informacionno-analiticheskiy sbornik pod redak-ciey professora V. I. Orla. Komitet po zdravoohraneniyu Sankt-Peterburga. [The health of the mother and child Saint-Petersburg]. SPb.: SPbGPMU; 2017. (in Russian).

12. Suhinin M. V. zabolevaemost detskogo nasleeniya megapolisa v usloviyah modernizacii zdravoohraneniya. [Incidence of children in the megalopolis in the context of modernization of health care]. Pediatriya. zhurnal im. G. N. Speranskogo. 2014; N 1: 46-50. (in Russian).

13. Tipovoe polozhenie o doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 27 oktyabrya 2011 g. № 2562)/. [Model provision on pre-school education]. Available at: http:// www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_125014/. (accessed 4.03.2018) . (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.