Научная статья на тему 'Значение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке специалистов агропромышленного комплекса'

Значение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке специалистов агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2993
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОХРАНА ТРУДА / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / SECURITY / LIVELIHOODS / HIGHER EDUCATION / HEALTH / EMERGENCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Власова Елена Васильевна

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Безопасность жизнедеятельности, как наука находится в постоянном формировании и изучении. В федеральных государственных образовательных стандартах практически всех направлений указано, что при знакомстве с дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны, в основном, овладеть такой компетенцией как «владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Власова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Value Of Discipline Safety Display Alert For Future Specialists Of Agro-Industrial Complex

Safety is an area of scientific knowledge, covering the theory and practice of protecting people from dangerous and harmful factors in all areas of human activities, maintaining health and safety in the environment. Safety as a science is in constant formation and learning. In the Federal state educational standards virtually all areas stated that when meeting with the discipline "life Safety" the students have basically to master this competency as "possession of the basic methods of protection of production staff and population from possible consequences of accidents, catastrophes and natural disasters".

Текст научной работы на тему «Значение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке специалистов агропромышленного комплекса»

Власова Е.В Значение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке специалистов агропромышленного комплекса // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -Спецвыпуск №2. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/405-00154. - ISSN 2413-4066

УДК:378.016: (351.862.2+614.8)

Власова Елена Васильевна

Кандидат биологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]

Значение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в подготовке специалистов агропромышленного комплекса

Аннотация: Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания. Безопасность жизнедеятельности, как наука находится в постоянном формировании и изучении. В федеральных государственных образовательных стандартах практически всех направлений указано, что при знакомстве с дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны, в основном, овладеть такой компетенцией как «владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий».

Ключевые слова: безопасность, жизнедеятельность, высшее образование, охрана труда, чрезвычайные ситуации.

Изучать условия труда и особенности обеспечения безопасности человека ученые начали еще с древних времен. Аристотель и Гиппократ в своих трудах рассматривали различные условия труда. Плиний Старший обсуждал проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье человека. Парацельс изучал опасности, связанные с горным делом. Великий русский ученый М.В. Ломоносов написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле. В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности. Впервые в Петербурге Д.П. Никольский начал преподавать курс гигиены труда и первой помощи при несчастных случаях в Горном (с 1897 г.), Технологическом (с 1902 г.) и Политехническом (с 1904 г.) институтах. В России появился термин "техника безопасности". В 1966 г. в ВУЗах был введен предмет "охрана труда", а также читались курсы "Охрана окружающей среды" и "Гражданская оборона". В 90-х годах в России появилась дисциплина - безопасность жизнедеятельности, которая стала обязательной для всех ВУЗов страны.

Безопасность жизнедеятельности представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

Современный мир стремительно развивается, появляется все больше отраслей производства, наука движется вперед, изучая микромир. Все более сложные системы производства, техники требуют больших знаний, навыков. Эти сложные, но полезные для человека системы несут огромные негативные проблемы, как для человека, так и для природы. В мире не существует ни одного человека, которому бы никогда не угрожали

опасности. Все мы с рождения учимся остерегаться, обходить опасности и неприятности стороной, но всё же они оказывают влияние на нашу жизнь. Опасности, осуществившиеся в определенном месте и в определенное время, могут угрожать не только одной личности, но и обществу в целом, так же государству, а в глобальных масштабах и миру, и непосредственно природной среде.

Существует огромное количество примеров опасностей: начиная от травм и ушибов и заканчивая атомными бомбами. По этой причине профилактика безопасного существования и защита общества от опасностей являются актуальной проблемой современного мира, изучаются и развиваются во всех странах мира. Решение этой проблемы задача не только одной личности, но и всего мирового населения. Все существующие опасности, их последствия, предотвращение опасностей, меры по защите общества относятся к дисциплине под названием «Безопасность жизнедеятельности». Рассмотрев составляющие этой науки, ее структуру, задачи можно понять ее колоссальное значение для общества в целом.

Целью дисциплины является выработка общих правил, закономерностей безопасности; изучение опасностей в процессе жизнедеятельности человека и нахождение способов защиты от них в любых средах и условиях среды обитания.

Основные задачи дисциплины состоят в том, чтобы вооружить обучающихся теоретическими знаниями и практическим навыками, необходимыми для идентификации опасных и вредных факторов среды обитания естественного и антропогенного происхождения в любых условиях его деятельности; научить грамотно применять существующие способы защиты от опасностей; познакомить обучающихся с основными методологическими подходами к прогнозированию возникновения и оценкам последствий природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, деятельностью МЧС в этой сфере, государственными и общественными программами по ликвидации последствий ЧС и помощи пострадавшим.

Создание безопасности жизнедеятельности, как научного предмета имело много причин, особенно в сложившейся ситуации в Российской Федерации. А именно: возрастающая смертность населения, в особенности мужчин среднего возраста; снижение показателей продолжительности жизни, в частности для мужской половины населения; уменьшение количества населения с каждым годом

Человек и его безопасность в различных сферах жизни общества - это главная и основная цель науки, все ее компоненты и задачи направлены на снижение риска для человека в случаях негативного воздействия.

В современном мире существование общества невозможно без знаний и навыков безопасности жизнедеятельности, в свою очередь БЖД, как наука опирается на законы и нормы государства, на международное право по защите населения и его безопасности.

Отличительным признаком БЖД является то, что она охватывает огромное количество наук общества. Безопасность жизнедеятельности граничит с физикой, математикой, химией, биологией, социологией и другими не менее важными дисциплинами. Наибольшее взаимодействие, синтез этих наук приводит к совершенствованию жизни человека.

Дальнейшее развитие, изучение и совершенствование научной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимо для снижения риска опасностей, для уменьшения неблагоприятного воздействия различного рода факторов.

Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления. Выпуск сельскохозяйственной продукции, а также ее переработка и хранение связано с использованием современных технологий и техники, чаще всего являющихся небезопасными для обслуживающего персонала. Для подготовки будущих специалистов агропромышленного комплекса, при изучении дисциплины безопасность жизнедеятельности, большое внимание уделяется системе законодательных актов, организационных, социально-экономических,

гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека [1].

Частью среды обитания человека является производственная среда, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными. Опасными принято считать факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными - факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Статистика свидетельствует, что миллионы людей становятся инвалидами, больными и погибают от опасностей природного, антропогенного, экологического и социального характера. Общество несет большие человеческие потери и огромные убытки от стихийных бедствий, аварий и катастроф. А производственный травматизм и профессиональные заболевания в ряде случаев приводят к летальным исходам, при этом более половины предприятий промышленности и сельского хозяйства относятся к числу максимального профессионального риска [2].

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлениям подготовки в рамках агропромышленного комплекса определяет требования к уровню подготовки выпускников вуза и задачи, которые должен уметь решать будущий специалист АПК. Также в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы изложены компетенции, формирование которых позволит выпускникам аграрных вузов решать важные задачи в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. В федеральных государственных образовательных стандартах практически всех направлений указано, что при знакомстве с дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны, в основном, овладеть такой компетенцией как «владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий».

Несмотря на положительные изменения последнего десятилетия, ситуация в области безопасности жизни и деятельности человека остается нестабильной. Ежедневно в мире происходят сотни чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Результатом данных ЧС становятся человеческие жертвы, нарушения экологического равновесия, ущерб природой среде и инфраструктуре, существенные материальные потери. Сегодня «безопасность» — является не только ключевой составляющей жизнедеятельности каждого человека, но и важным направлением подготовки будущего специалиста, обладающего качествами личности безопасного типа поведения [2].

Интегральным показателем безопасности жизнедеятельности является продолжительность жизни. Развитие цивилизации, под которой мы понимаем прогресс науки, техники, экономики, индустриализацию сельского хозяйства, использование различных видов энергии, вплоть до ядерной, создание машин, механизмов, применение различных видов удобрений и средств для борьбы с вредителями, значительно увеличивает количество вредных факторов, негативно воздействующих на человека. Важным элементом в обеспечении жизнедеятельности человека становится защита от этих факторов [3].

В заключении хотелось бы отметить, что «Безопасность жизнедеятельности» не решает специальных проблем безопасности. Она обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин. Безопасность жизнедеятельности - это защита личности, общества и государства.

Ссылки на источники:

1. Гусак-Катрич Ю.А. Охрана труда в сельском хозяйстве. - М.: Издательство "Альфа-Пресс", 2007.-176 с.

2. Плющиков В. Г. Безопасность жизнедеятельности в отраслях агропромышленного комплекса: Учеб. для вузов/. - М.: Издательство "КолосС", 2011. - 470с.

3. Ребко Э. М. Особенности преподавания безопасности жизнедеятельности в педагогических вузах // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 850-851.

Elena Vlasova

FSBEIHE Omsk SAU, Omsk

The Value Of Discipline Safety Display Alert For Future Specialists Of Agro-Industrial

Complex.

Abstract: Safety is an area of scientific knowledge, covering the theory and practice of protecting people from dangerous and harmful factors in all areas of human activities, maintaining health and safety in the environment. Safety as a science is in constant formation and learning. In the Federal state educational standards virtually all areas stated that when meeting with the discipline "life Safety" the students have basically to master this competency as "possession of the basic methods of protection of production staff and population from possible consequences of accidents, catastrophes and natural disasters".

Keywords: security, livelihoods, higher education, health, emergency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.