Научная статья на тему 'Значение деятельности педагога в адаптации слепых, слабовидящих'

Значение деятельности педагога в адаптации слепых, слабовидящих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / СЛЕПОТА И СЛАБОВИДЕНИЕ / TEACHING ACTIVITIES / ADAPTATION / BLINDNESS AND LOW VISION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Криводонова Юлия Евгеньевна, Денисова Оксана Петровна

В статье раскрываются особенности педагогической реабилитации инвалидов по зрению, влияющие на процесс их адаптации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ACTIVITY OF TEACHERS IN ADAPTING THE BLIND, VISUALLY IMPAIRED

The article describes the features of educational rehabilitation of the visually impaired, affecting the process of their social adaptation.

Текст научной работы на тему «Значение деятельности педагога в адаптации слепых, слабовидящих»

УДК 376.3

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕПЫХ

И СЛАБОВИДЯЩИХ ЛЮДЕЙ

© 2014

Ю.Е. Криводонова, педагог-психолог, аспирант кафедры практической и коррекционной психологии Уральского государственного педагогического университета МБОУ СОШ № 40 имени Вячеслава Токарева, Бийск (Россия) О.П. Денисова, кандидат психологических наук, доцент Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Задачей данной публикации является обоснование особенностей межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, дефект зрения, вербальное, невербальное общение.

Процесс общения - это вид взаимодействия людей, в котором они одновременно являются объектами и субъектами. Общение как вид взаимодействия, зависит от опыта людей: чем ограниченнее опыт человека, тем ниже способность воспринять сигналы, которые несут осведомленность и информацию о взаимодействии с партнером [1].

Общение - это взаимодействие между участниками, каждый из которых является носителем активности и предполагает наличие ее в своих партнерах. Это выражается в том, что человек при общении инициативно воздействует на партнера, воспринимая его воздействия и отвечая на них [2].

Таким образом, общение это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижений общих результатов [1].

Существует много точек зрения на толкование важности общения. В.М. Бехтерев выделяет функции общения, как механизм осуществления совместной деятельности. Он сделал вывод о том, что общение - это механизм объединения людей в группы, условие социализации личности. Чем богаче и разнообразнее общение, тем успешнее оно осуществляется. В.М. Бехтерев выделил два вида общения: непосредственное и опосредованное.

В.Н. Мясищев рассматривал общение, как процесс взаимодействия конкретных личностей, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга. По его мнению, в общении человека выражаются отношения к партнеру с их разной активностью и избирательностью

[3].

Со зрительного восприятия начинаются межличностные контакты, возникают симпатии и антипатии к партнеру по взаимодействию, стремления к повторным встречам или уклонение от них. Утрата или глубокое нарушение зрения препятствуют виденью лица партнера и других его внешних качеств (восприятие мимических движений, движений глаз и других, визуально воспринимаемых признаков) затрудняет процесс общения, так как слепой лишается важного канала, по которому поступает информация об окружающих [2].

По мнению А.Г. Литвака, личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивающая контакты с миром, приводит к социальной депривации [4].

Существует много точек зрения на толкование межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих. B.C. Мерлин считал, что слепота затрудняет поступление впечатлений извне и содействует углублению и просветлению нашей духовной жизни, то есть слепота оказывает влияние на развитие личности в целом [3].

Восприятие и познание человека человеком у слепых имеет свои особенности: первоначально для восприятия человека человеком большое значение имеет мышечное чувство рук, ног, рецепция стоп, движения головы и шеи. На основе впечатлений, получаемых от разных ощущений, слепой воспринимает свое тело и других людей [5].

Большое значение для слепых имеют шумы, издаваемые шагами человека, на основе которых они судят о

росте, фигуре, душевных свойствах человека или делается заключение о телосложении человека, о его медлительности, нерешительности, стремительности, энергии. Слепой ориентируется на поведение людей на основе признаков, доступных точному, дифференцированному восприятию.

Походка, голос и жесты имеют сигнальное значение. В голосе слепой улавливает настроение человека. На основе голоса он судит о душевном складе и переживаниях собеседника. Пол, возраст, общественное положение, характер человека определяются по голосу, шуму шагов, движений, походки [6].

Из движений, воспринимаемых слепыми от окружающих, для характеристики человека, важно рукопожатие, которое свидетельствует о физических качествах человека. По рукопожатию слепые судят о росте человека. Мягкие, дряблые со слабыми мышцами руки свидетельствуют о физической слабости, вялости. Это впечатление гармонирует с впечатлением, формирующимся на основе звука голоса человека. Небрежное мимолетное прикосновение свидетельствует о твердости, чувстве превосходства. Медленное, постепенно усиливающееся рукопожатие свидетельствует о расположении человека к человеку. При рукопожатии можно определить человека, занимающегося физическим трудом от человека, занимающегося другими профессиями [7].

Важным элементом межличностного взаимодействия слепых является ощупывание, которое делится на одноручное и двуручное. Одноручное делится на ощупывание одним указательным пальцем, когда ощупываются брови, ресницы, глаза, уши; ощупывание большим и указательным пальцами (щеки, нос); ощупывание пятью пальцами, когда узнается рост человека и его талия (тотальная слепота).

Двуручное ощупывание характеризуется тем, что человек ощупывается полностью, определяется его фигура, длина волос и их характеристики, одежда. Данный вид ощупывания является фактором, приближающим или отталкивающим человека от человека.

Слуховое восприятие - важное средство общения слепого с людьми. Оно имеет свои особенности: слепой узнает родных по голосу, отличает их от чужих. С пониманием развивается смысловая сторона речи и слепой ищет источник звука. Развитие общения слепых определяет особенности развития фонематического слуха. Активное общение обеспечивает формирование связи слова с обозначающим его предметом [4].

Несмотря на сложившиеся особенности межличностного взаимодействия слепых с окружающими у них существуют свои специфические трудности:

1. Формирование неречевых средств общения, что проявляется в нечеткости образа восприятия человека, не позволяя людям на основе экспрессивно-мимических средств судить о состоянии партнера по общению.

2. Отставание предметно-действенных средств общения, что выражается в позах и жестах, неадекватных ситуации, несоответствующих эмоциональному состоянию человека. Для слепых характерна скованность движений, стереотипия выражения эмоциональных со-

стояний, вербализм знаний о правильных жестах и действиях.

3. Монологичность речи, когда партнер нужен как слушатель, а не как собеседник [8].

Проанализировав литературу, можно сделать вывод о том, что общение является важным условием компенсации слепоты.

А.А. Бодалев, A.M. Кроль, М.И. Лисина выделили виды общения:

1. Деловое в условиях совместной деятельности;

2. Неформальное личностное, основанное на личном интересе человека человеком [1].

Нарушение зрения ведет к появлению специфических различий межличностного взаимодействия со зрячими, так как зрение выполняет важную роль в процессе общения:

1. Определение возраста по голосу.

2. Зрение делает общение свободным в пространственном отношении.

3. Зрение - это канал обратной связи.

При слепоте обратная связь осуществляется затрудненно по характеру голосовой интонации партнера и зависит от закономерностей развития общения человека. Слепота может провоцировать ряд специфических закономерностей общения:

1. Средовые условия: обучение, воспитание, жизненные и семейные обстоятельства, характер социального окружения.

2. Индивидуальные особенности личности (характер, интересы, способности, темперамент, волевые качества).

Данные трудности могут быть у зрячих, но различия заключаются в том, что у слепых они встречаются чаще и имеют специфические особенности [9-13]. Они зависят от времени потери зрения, реакции личности на слепоту. Затяжные депрессивные реакции могут приводить к аутизации личности. Личностная реакция на слепоту нарушает процесс межличностного взаимодействия из-за повышенной аффективности, агрессивности, повышенной обидчивости человека. Реакция личности на слепоту зависит от особенностей человека сложившихся до потери зрения, от социальной реакции окружения (потеря прежнего места работы, нарушение дисгармонии в семейных отношениях) [8].

Рассматривая влияние слепоты на психическое развитие, А.А. Крогиус писал, что слепота дает отпечаток на всю личность и может привести к разным проявлениям, и образованию различных особенностей. Это зависит от социальных условий, наследственности, от работы над собой. Значит отрицательное влияние на личность, зрительный дефект оказывает при неблагоприятных условиях развития слепого человека. Г.П. Недлер же считал, что компенсаторные приспособления не могут изменить душевной жизни слепых, они недостаточны для уравновешивания взаимодействия со средой [14].

Проблема влияния глубоких нарушений зрения на процесс формирования личности, включая полную слепоту, волнует многих исследователей. В дефектологии и общей психологии существует два противоположных подхода к пониманию структуры личности слепых. Дефектологи считают, что нарушение зрения не влияет на личность человека. Психологи считают, что нарушение зрения оказывает глубокое влияние на личность, воздействуя на все ее структурные компоненты, в том числе и на особенности построения взаимоотношений с социальным окружением [15].

Отправным моментом в нашем исследовании являлось теоретическое положение о существовании значимых отличий в характере межличностного взаимодействия слепых, слабовидящих и зрячих людей.

Таким образом, предметом нашего исследования мы выбрали особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих детей.

В исследовании приняло участие 96 человек, кото-

рые были разделены на две группы: 1 группа состояла из слепых и слабовидящих людей, 2группу составляли зрячие люди (студенты пятого курса факультета психологии). В экспериментальном исследовании принимало участие 66 слепых и слабовидящих людей в возрасте от 17-70 лет и 30 зрячих людей в возрасте от 23-30 лет.

Введение в экспериментальный план группы зрячих людей позволило сравнить особенности их межличностного взаимодействия с особенностями межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих.

Для определения стратегий межличностного взаимодействия людей со зрительными дефектами и зрячих людей нами использовался ряд методик - это прежде всего метод наблюдения, 16-ти факторный опросник Р. Кеттела, методика экспрессивной оценки, адаптированная специально для категории слепых людей, исходя из средств общения: голоса, интонации, речи и ее характеристик. Для определения стратегий межличностного взаимодействия людей со зрительными дефектами и зрячих людей нами использовался метод наблюдения и методика экспрессивной оценки [3].

Таблица 1 - Результаты методики экспрессивной оценки

Шкала Зрячие, % Слепые, %

1 0,83 0,73

2 0,93 0,84

3 0,93 0,84

4 0,77 0,73

5 0.47 0,73

6 0,70 0,73

7 0,93 0,73

8 0,90 0,77

9 0,93 0,84

10 0,50 0,58

11 0,77 0,66

12 0,37 0.78

13 0,93 0,86

14 0,67 0,81

15 0,77 0,81

16 0,97 0,81

17 0,53 0,72

18 0.90 0,70

19 1.00 0,78

20 0,93 0,88

В ходе количественной обработки результатов, для определения значимости отличий по уровню представленности в группах с разными стратегиями взаимодействия во всей выборке, нами использовался ^критерий Стьюдента [16].

Метод наблюдения представлял из себя включенное наблюдение в непосредственную деятельность. Экспериментатор общался с испытуемыми в свободно организованной деятельности.

Методика экспрессивной оценки была адаптирована специально для категории людей со зрительным дефектом (слепых и слабовидящих), исходя из их средств общения: голоса, интонации, речи и ее характеристик. Для группы зрячих использовался оригинальный вариант этой методики.

В результате зрячие люди продемонстрировали достаточное умение владения мимикой для выражения чувств и доброжелательного отношения к собеседнику (97%). По сравнению с ними, люди со зрительным дефектом (слепые и слабовидящие) менее успешно могут продемонстрировать свое отношение к собеседнику (81%).

Нами были обнаружены также значимые различия (ЬСт=2.04, а=0,04) в умении выразить отношение к собеседнику невербальными средствами общения (мимикой). Зрячие люди продемонстрировали достаточное

умение владения мимикой для выражения чувств и доброжелательного отношения к собеседнику (97%). По сравнению с ними, люди со зрительным дефектом (слепые и слабовидящие) менее успешно могут продемонстрировать свое отношение к собеседнику (81%).

В понимании отношения к ним других людей, обе группы проявили высокие показатели, но зрячие в большей степени чувствуют положительное или отрицательное отношение собеседника в процессе общения (90%). В то время как у людей со зрительными дефектами, это качество менее выражено (70%).

Находясь в обществе, слепые стараются общаться только со слепыми, некоторые слепые избегают общения со зрячими из-за чувства своей малоценности. Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются особенно ярко в смешанных коллективах слепых и зрячих, так как в новых условиях возникают затруднения в свободном общении. Слепые становятся замкнутыми, уходящими от контактов со зрячими, занимают позицию изолированного, зависимого от мнения зрячих.

Таблица 2 - Результаты личностного опросника Кэттела

Шкала Зрячие, % Слепые, %

сдержанный-общительный 4.86 5,53

конкретное, абстрактное, ограниченное мышление 5,46 5,00

эмоционально не-устойчивый-устойчивый 4,25 4,80

зависимый от груп-пы-самостоятельный 6,21 6,39

серьезный-беспечный 6,29 4,95

с выражением «я»-не принципиальный 5.75 5.64

робкий-склонный к риску 4,89 4.68

жесткий-мягкий 5.75 4,95

доверчивый-подозрительный 6,25 5,33

практичный-с богатым воображеним 5,89 5.48

прямолинейный-гибкий 5,04 5.08

спокойный-беспокойный 6,07 5,92

склонный к новатор- ству-консерватив- ный 5.82 4,98

уступчивый-напористый 5,61 4,83

спонтанный-контро-лирующий себя 5,82 5,67

спокойный-напряженный 5,39 4.71

лживый-правдивый 4.93 4,79

Полученные результаты по этим шкалам показывают, что люди, имеющие дефект зрения характеризуются преобладанием реакции «беспечности» в отношениях с окружающими людьми (4,95%).

Сравнительные анализ показал, что группа зрячих людей, наоборот, демонстрирует преобладание «серьезности» в межличностных отношениях (6,29%).

В то же время группа людей с дефектом зрения проявила наличие «подозрительности» при общении со зрячими людьми (5,33%), а группа зрячих людей - наличие «доверчивости» при общении с людьми (6,25%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно увидеть, что личность слепых и слабовидящих людей характеризуется преобладанием

беспечности, и в то же время подозрительности в общении. Это происходит потому, что зрительный дефект оказывает влияние на патологию характера, поэтому трудности в общении возникают чаще всего со слепыми, а не слабовидящими. У них вырабатываются патологические черты характера, схематичность в оценке людей, обидчивость и подозрительность.

Зрячие же люди демонстрируют противоположные реакции -серьезность и доверчивость в общении с другими людьми.

Исходя из вышеперечисленных результатов содержательного и качественного анализа, а также метода математической статистики, можно сказать, что гипотеза, выдвинутая в нашем исследовании о наличие особенностей межличностного взаимодействия у слепых и слабовидящих людей подтвердилась.

Существует много точек зрения на толкование личности слепых. В дефектологии и общей психологии существует два противоположных подхода к пониманию структуры личности слепых: дефектологи считают, что нарушение зрения не влияют на личность человека, а психологи считают, что нарушение зрения оказывает глубокое влияние на личность, воздействуя на все ее структурные компоненты.

М.И. Шиф считала, что дефект зрения оказывает отрицательное влияние на развитие личности. А.Н. Мешкова же считала, что ущерб, нанесенный дефектом зрения, сказывается на всей личности человека.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нарушение зрения оказывает влияние на личность в целом. Всякий дефект не ограничивается выпадением функции, а ведет к перестройке всей личности и дает силы к дальнейшей жизни, определяя их направления, а овладение способами восприятия и пониманию партнеров по социальным контактам ведет к расширению социальных связей. Сотрудничество же ведет к расширению социально-психологической адаптации и реадаптации [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная академия 1995 -326с.

2. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. -М, 1982.

3. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М., 1996. -445 с.

4. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих.

- М., 1980.

5. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих //Под ред. А.Г. Литвака, Т.П. Феоктистовой, Э.М. Головиной, О.М. Стерниной, В.Ф. Укрошинской.

- М, 1952.

6. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых //Под ред. Силкина И.М. - М., 1982.

7. Сборник по реабилитации слепых. - М., 1982.

8. Трудности в общении инвалидов по зрению и пути их устранения. - М., 1991.

9. Криводонова Ю.Е. Психолого-педагогические особенности освоения информационных технологий людьми с нарушением зрения в процессе социализации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 3 (25). С. 431-433.

10. Криводонова Ю.Е. К вопросу о личностных особенностях и адаптации слепых и слабовидящих граждан // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 28-31.

11. Криводонова Ю.Е. Особенности межличностного взаимодействия слепых и слабовидящих людей в процессе их профессионального роста // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 30-33.

12. Валиев Ш.З., Габидуллина Э.В. Социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: понятие, сущность и современные тенденции // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 5 (25). С. 19-23.

13. Криводонова Ю.Е. Основные подходы к пробле-

ме ценностных ориентаций слепых и слабовидящих в процессе их профессиональной подготовки // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 26-27.

14. Крогиус А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики. - М., 1980.

15. Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими //Под ред. А.Г. Литвака. - Ленинград. 1988.

16. Герасимов В.П. Математическое обеспечение психологических исследований: Учебное пособие. -Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997.

FEATURES INTERPERSONAL INTERACTION BLIND AND VISUALLY IMPAIRED

© 2014

Ju.E. Krivodonova, educational psychologist, a graduate student of the Ural State Pedagogical University MBEI middlecover secondary school № 40 named after V. Tokarev, Biysk (Russia) O.P. Denisova, the candidate of psychological sciences, associate professor

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: The objective of this publication is to validate the features of interpersonal interaction of the blind and visually impaired people.

Keywords: interpersonal interaction, vision defect, verbal, non-verbal communication.

УДК 159.0

РЕЦЕСС КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ЖЕНЩИН ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

© 2014

Ю.В. Мишина, аспирант кафедры «Психология развития и психофизиология» И.М. Юсупов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Психология развития и психофизиология»

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)

Аннотация: Изучалась динамика познавательных процессов у женщин пенсионного возраста. Установлено: у жителей города когнитивные функции снижаются позже, чем у жителей села. В снижении когнитивных функций при старении подтвержден эффект гетерохронности, считавшийся ранее только атрибутом раннего периода взросления.

Ключевые слова: старение, внимание, память, мышление, гетерохронность.

Постановка проблемы в общем виде. Население России стареет. Число лиц пожилого возраста с каждым десятилетием растет. Подавляющее большинство в возрасте старше 60 лет составляют женщины. Работодатели стремятся омолаживать кадры и далеко не всякий раз это делается в пользу качества выполняемой ими работы. В то же время квалифицированные работницы помимо своей воли оказываются за порогом активной жизни. Будучи ещё дееспособными, свои нерастраченные жизненные ресурсы они могли бы не ограничивать заботами о внуках, а оставаться востребованными в привычной им сфере деятельности. В профессиях интеллектуальной направленности осложнения для них возникают там, где когнитивные ресурсы женщин пенсионного возраста затрудняют освоение инноваций и не соответствуют современным требованиям к исполнению своих служебных обязанностей.

Психологическая проблема заключается в выявлении когнитивного ресурса, подверженного у женщин естественному психофизиологическому снижению в пенсионном возрасте.

Анализ существующих исследований.

Физическое, физиологическое и психомоторное старение связаны у пожилых работающих с биологическим процессом, так же как и восприимчивость к физическим, экзогенным и организационным факторам на предприятии. Под влиянием естественных возрастных изменений, снижающих функциональные возможности организма, наступает период снижения работоспособности, а затем и её утраты. Изучению старения организма посвящено немало работ, к фундаментальным из которых в русскоязычной научной литературе следует отнести исследования Т.И.Безденежной [1], Н.Ф.Шахматова [2], Яна Стьюарт-Гамильтона [3] и других.

Все они в разных аспектах освещают проблему сохранения здоровья и дееспособности в поздний период жизни. Изменение когнитивных функций в этот период жизни остается не конкретизированным в зависимости от рода занятий и образа жизни, потому актуализируется проблема сохранения работоспособности пожилых людей на сегодняшний день.

Цель исследования - установить изменения когнитивных функций в пожилом возрасте.

Методы исследования - метод возрастных срезов когнитивных функций, корреляционный анализ.

Стандартизованные методики психодиагностики - тесты: произвольного внимания (корректурная проба), объема произвольной слуховой и зрительной памяти, вербального и невербального мышления («аналогии», «исключение лишнего», тест Равена). Обследовались 94 женщины в возрасте от 55 до 85 лет. Результаты обследования представлены в графическом виде на рисунках 1-4. Очевидно, что кризисным для женщин является возраст 60 лет, по достижении которого начинается рецесс когнитивных функций памяти и мышления. При этом произвольное внимание остается сохранным на уровне допенсионного возраста. Его угасание сдвигается к 65 годам жизни.

85 90

Возраст (лет)

Рисунок 1- Изменение продуктивности произвольного внимания у женщин-горожанок пенсионного возраста

85 90

Возраст (лет)

Рисунок 2 - Изменение продуктивности произвольной памяти у женщин-горожанок пенсионного возраста

80

20

55

Ь0

Ь5

/0

/5

80

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

55

60

65

70

75

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.