Научная статья на тему 'Значение деятельности литературной студии для эстетического воспитания студентов Московского филиала Высшей школы народных искусств'

Значение деятельности литературной студии для эстетического воспитания студентов Московского филиала Высшей школы народных искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Е.В.

Занятия в литературной студии стимулируют творческое мышление студентов, обогащают представления о взаимосвязи различных видов искусств, способствуют развитию эстетического вкуса. В рамках работы студии организуются дискуссии по проблемам литературного и художественного творчества, литературно-музыкальные вечера, литературные конкурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушакова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение деятельности литературной студии для эстетического воспитания студентов Московского филиала Высшей школы народных искусств»

Е.В. Ушакова,

Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)

Значение деятельности литературной студии для эстетического воспитания студентов московского филиала Высшей школы народных искусств

Важным фактором развития творческого потенциала студентов является их участие в работе литературно-творческих обществ. Такие клубы объединяют студентов с широкой эрудицией, интересом к творчеству в целом, а также обладающих литературными способностями. Создание и литературного, и живописного произведения связано с творческой активностью сознания, работой воображения, поскольку и изобразительное искусство, и литература предполагают образное отражение действительности. Поэтому для студентов, занимающихся декоративно-прикладным искусством особенно важно создать условия для более плодотворной деятельности по изучению литературы, созданию собственных произведений, стимулировать их креативные способности. Как отмечает В.Д. Лобашев, «в развивающей парадигме образования творческая деятельность является основной дидактической единицей».[4,178]

Креативность - способность к нестандартному мышлению, созданию нового, генерированию оригинальных идей. Занятия литературным творчеством способствуют формированию этого качества личности. С одной стороны, развивается общая способность к творчеству (образное мышление наблюдательность, воображение), с другой стороны, специальные литературные способности, связаные с умением выразить в слове свои впечатления и мысли. Важность данной способности отмечают многие педагоги: «Креативность личности определяет её готовность изменяться, отказываясь от стереотипов, находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределённости; это внутренний ресурс человека, который поможет ему

успешно самоопределиться в обществе (Н.Ф.Вишнякова, Д.Н.Кавтарадзе, А.А.Балаев, Л.А.Степанова и др.)» [2,17]

В московском филиале Высшей школы народных искусств на протяжении нескольких лет работает литературная студия «Лист», являющаяся площадкой для обсуждения художественных произведений, экранизаций, культурологических проблем, а также собственных литературных произведений участников. В рамках работы студии организуются дискуссии по проблемам литературного и художественного творчества, литературно-музыкальных вечера, литературные конкурсы. Встречи участников способствуют живому общению друг с другом, стимулируют творческую активность, углубляют знания о тенденциях развития мировой литературы и искусства.

Важным является взаимосвязь учебной работы и встреч в клубе. На занятиях обсуждаются проблемы, которые студенты изучают на семинарах по литературе, истории искусств. Одним из аспектов является дискуссии, посвящынные экранизациям литературных произведений, а также обсуждение выставок художников.

Согласно теории художественного творчества И. Канта в основе

эстетической деятельности лежит сочетание воображения и рассудка. «Гений как

талант к искусству предполагает определенное понятие о произведении как цели,

стало быть, рассудок, но также, (хотя и неопределенное) представление о

материале, т.е. о созерцании, для изображения этого понятия». [1,75] Философ

рассматривает условия, необходимые для «создания художественных

произведений как высших продуктов эстетической деятельности человека». [1,75]

Художественное творчество определяет «целесообразное расположение и

функционирование его познавательных способностей». [1,75] Таким образом,

необходимо стимулировать развитие креативности, фантазии, а также умению

подчинить воображение цели, ставя перед студентами определенные задачи. Так,

осенью 2013 года проводился конкурс литературных проиизведений,

посвященных юбилею Высшей школы народных искусств, на тему «Творческая

мастерская». Обозначенная проблема предполагала освещение широкого спектра

вопросов, посвященных как жизни института, так и раскрывающих проблемы

67

художественного творчества в целом. Работы, представленные на конкурс, отличались оригинальностью подхода к раскрытию темы. Можно выделить следующие аспекты.

Наш институт как творческая мастерская (произведения, посвященные Высшей школе народных искусств, студенческой жизни). Студенты пробовали свои силы и в поэтической, и прозаической форме. Победителю конкурса Е.Чигариной удалось раскрыть тему студенческой жизни будущего художника, а также продемонстрировать виртуозное владение техникой стихосложения: «Кисть как из ножен вынешь из пенала, Взмахнешь палитрой будто бы щитом... Такого, правда, с роду не бывало, Чтоб муза, когда нужно прилетала, Но смело в бой! Ведь времени так мало, А муза, может, подлетит потом».

Автор стихотворения сумел передать напряженную студенческую жизнь и особенности процесса обучения видам декоративно-прикладного искусства в образной форме:

«Уютный запах пихтового лака, И под карандашом скользит бумага, А ты опять не выспался, бедняга, И так - недели, месяцы, года. Среди бутылок, ваз и драпировок, Припоя, ковки, скани, гравировок, Иголок, ниток, стоек, пялец, сновок, Своя неповторимая среда.»

Философский аспект темы - жизнь как творческая мастерская удачно

раскрыт в работе Е. Грачевой: «Кто-то художественно завязывает шнурки,

застегивает ремень необычным способом, повязывает шейный платок,

художественно выбирает цвет помады, готовит творческий ужин мужу, где царит

импровизация с целью удивить; кто-то принимает одухотворенную позу и играет

грациозно спящего человека; кто-то кладет полосатый коврик перед дверью

68

поперек, а не вдоль; кто-то пишет снизу вверх в блокноте, или находит необычное применение обычным вещам, но делает это машинально, для удобства. Искусство - оно везде... Это наша жизнь. Мы художники своей жизни». Каждый из участников конкурса выбрал ту грань обозначенной темы, которая оказалась созвучна его стремлениям. Это и проблема сложной судьбы художника, и творческая мастерская живописца, и философско-психологическое осмысление процесса творчества. По итогам конкурса проводился литературный вечер, на котором победителям были вручены дипломы и призы, также лучшие произведения были рекомендованы к публикации в газете «Вести ВШНИ». Такая форма работы оказалась продуктивной и способствовала реализации литературных способностей, стимулировала размышления студентов о своей профессии и о творчестве в целом.

В процессе деятельности литературной студии происходит постоянное сопоставление различных видов искусств: живописи, декоративно-прикладного искусства, литературы, кинематографа, театра. Русский художник В. Кандинский подчеркивал условия и особенности такого взаимодействия: « Сопоставление средств различнейших видов искусства, это перенимание одного от другого может быть успешным только в том случае, если оно будет не внешним, а принципиальным. Это значит, что одно искусство должно учиться у другого, как пользоваться своими средствами; оно должно учиться для того, чтобы затем по тому же принципу применять свои собственные средства, то-есть применять их в соответствии с принципом, свойственным лишь ему одному. Учась этому, художник не должен забывать, что каждому средству свойственно свое особое применение и что это применение должно быть найдено».[3,с.38] Несмотря на специфику отражения действительности разными видами искусства, их объединяет необходимость развития творческого мышления. Такова основная задача литературной студии, деятельность которой определяют ряд постулатов.

Один из них можно обозначить как самостоятельный выбор целей, заданий,

средств. Данный принцип реализуется в том, что члены студии сами определяют

некоторые аспекты своей творческой деятельности, предлагая для обсуждения

темы, интересные им. Такие занятия дополняют знания, полученнные в процессе

69

обучения дисциплинам «Литература», «История мировой литературы», расширяют кургозор. Показателен и тот факт, что помимо вполне ожидаемого и прогнозируемого интереса к современной литературе преимущественно фантастического характера, наблюдается усиление внимания к произведениям русской и зарубежной классики.

Следующий принцип связан с поощрением критического нестандартного мышления, для чего предлагаются задания открытого типа, не допускающие однозначного толкования, создаются проблемные ситуации, вызывающие дискуссии по вопросам развития культуры и искусства. На занятиях важно поддерживать творческую инициативность студентов, положительный эмоциональный настрой, который возникает и в процессе совместной (в том числе и с преподавателем) исследовательской деятельности.

Таким образом, литературная деятельность студентов способствует развитию эстетического вкуса, художественного мышления, обогащает представления студентов о взаимосвязи различных видов искусства, стимулирует дальнейший творческий поиск будущих художников декоративно-прикладного искусства.

Список литературы:

1. Афасижев М.Н. Эстетика Канта. М.,Изд-во Наука,1985.

2. Брякова И. Е. Методология формирования творческих способностей личности в отечественной педагогике // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 11, 4, 2009 с. 14-17.

3. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.,1992.

4. Лобашев В.Д. Смысло-ценностный подход в профессиональном образовании. Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.