Колотков М.Б.*
ЗНАЧЕНИЕ ДЕКРЕТА «О КРАСНОМ ТЕРРОРЕ» от 5 сентября 1918 г.
В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1918-1922 гг.
Политические репрессии, проводимые в Советской России в период с 1918 по 1922 г., представляют собой сложное социально-правовое явление и имеют большое теоретическое и практическое значение. Они входят в число дискуссионных вопросов современной историко-правовой науки. Рассматриваемый период характеризуется тем, что происходившие в эти годы социально-политические процессы существенным образом отразились на положении всех без исключения слоев общества во всех регионах страны. Существенную роль при этом сыграло применение советской властью политического насилия, репрессий и террора.
Для реализации в стране широкомасштабной уголовно-репрессивной политики государственной власти требовалось помимо наличия норматив-но-правовой базы создать в стране четко структурированный централизованный государственный репрессивный аппарат, представляющий собой систему уголовно-репрессивных органов.
7 (20) декабря 1917 г. на основании Постановления Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР была учреждена Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК), которая, по существу, стала первым органом государственной безопасности Советской России При этом ВЧК фактически приобрела форму внесудебного государственного органа, который обладал правом непосредственной расправы и стоял вне существующей правовой системы. Постановление об учреждении ВЧК не было официально опубликовано, только в марте 1922 года член Коллегии М.Я. Лацис в своей статье для газеты «Известия» в нескольких тезисах освещает содержание Постановления: «Назвать комиссию Всероссийской Чрезвычайной Комиссией при Совете народных комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем и утвердить ее»2.
В основу процесса создания и дальнейшей работы ВЧК легли взгляды председателя Совета Народных Комиссаров В.И. Ленина, касающиеся деятельности государственного аппарата Советской России. Основополагающим принципом являлось главенство коммунистической партии. Централь-
* Соискатель Курского государственного технического университета. E-mail: [email protected].
1 Декреты Советской власти. М., 1966. Т. 3. С. 134.
2 Романовская В.Б. Репрессивные органы и общественное правосознание в России XX века.: Дис... докт. юрид. наук. СПб., 1997. С. 129.
ный комитет Российской Коммунистической партии большевиков (ЦК РКП (б)) неоднократно отмечал, что «чрезвычайные комиссии созданы, существуют и работают лишь как прямые органы партии, по ее директивам и под ее контролем»1. Вопросы деятельности Чрезвычайных комиссий регулярно содержались в повестке дня заседаний ЦК РКП(б). Политическое бюро ЦК РКП(б), образованное в апреле 1919 г., почти на каждом заседании рассматривало вопросы, касающиеся деятельности органов ВЧК. Следует отметить, что работу ВЧК от имени Политбюро курировал И.В. Сталин.
В течение первых трех лет работы Всероссийской Чрезвычайной Комиссии руководящими органами Республики было принято значительное количество нормативных документов, в той или иной степени определяющих и координирующих работу ВЧК. Первоначально контроль над деятельностью Чрезвычайных комиссий (ЧК) осуществлялся органами юстиции и внутренних дел, однако фактически он носил лишь декларативный характер. В действительности органы ВЧК подчинялись только руководящему составу партии большевиков. Всероссийская Чрезвычайная Комиссия в условиях отсутствия законодательной базы и какого-либо контроля над ее работой заложила фундаментальные основы репрессивной системы послереволюционного общества, которые впоследствии привели к массовым репрессиям.
Право на проведение внесудебных репрессий органы ВЧК получили после принятия Декрета «Социалистическое отечество в опасности!»2 от 21 февраля 1918 г. и Декрета «О красном терроре» от 5 сентября 1918 г А
На практике политика применения репрессий началась значительно раньше. В условиях Гражданской войны в зависимости от успехов Красной Армии масштаб применения уголовных репрессий постоянно менялся. Однако тенденция к постоянному усилению карательных санкций в государстве сохранялась. Репрессивные меры, террор и насилие по отношению к основной массе населения Советской России насаждались сверху в рамках проводимой властью государственной политики. Практически любая неудача большевистской партии приводила к реорганизации внесудебных органов, проводивших репрессии, и дальнейшему усилению карательных санкций. Чрезвычайные органы, в особенности ВЧК, наделялись все большими правами и полномочиями, увеличивалось их финансирование и поддержка со стороны высших эшелонов власти. Постановление СНК «О красном терроре» в этих условиях фактически предоставило полную свободу чрезвычайным органам в применении репрессий и карательных санкций.
1 Переписка секретариата ЦК РКП (б) с местными партийными организациями (январь — март 1919 г.). Сб. документов. Т. 6. М., 1971. С. 62.
2 Известия ВЦИК. 1918. 5 августа.
3 Ленин Б.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 357.
Значительное усиление репрессивной политики, проводимой большевистской партией, произошло именно после принятия Постановления Совнаркома РСФСР «О красном терроре». Данный нормативно-правовой акт фактически законодательно закрепил за чрезвычайными комиссиями право проведения карательной политики, террора и уголовных репрессий. В Декрете отмечалось, что «необходимо обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях»1. Также Постановление гласило, что «подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам»2. В дальнейшем практика применения террора, фундаментальные основы которого были заложены в годы Гражданской войны, привела к массовым репрессиям и «большому террору» в государстве.
Вышеупомянутый Декрет «О красном терроре» был принят по инициативе Ф.Э. Дзержинского, который обосновал необходимость применения террора обеспечением безопасности государства и власти. Все предложения Дзержинского полностью и без изменений вошли в Постановление Совнаркома.
Декрет Совнаркома от 5 сентября 1918 г. фактически фиксировал события, происходящие в Республике. При этом Декрет придал выступлениям и высказываниям руководящего состава государства форму законодательных актов. В сложившейся обстановке карательная деятельность партийных органов охватила практически все социальные группы, и террор постепенно стал принимать массовый характер. Представители дворянства и казачества подлежали полной ликвидации. 24 января 1919 г. оргбюро ЦК РКП (б) приняло секретную директиву о проведении массового террора против богатых казаков3. Директива регламентировала истребить всех казаков, которые каким-либо образом принимали участие в борьбе против советской власти. Крестьянство предупреждалось Постановлением Совета рабоче-крестьянской обороны от 15 февраля 1919 г., которое определяло «...взять заложников из крестьян с тем, что если расчистка снега не будет произведена, они будут расстреляны»4.
Осенью 1918 г. в Советской России были сформированы основные методологические основы и формы проведения уголовно-репрессивной и карательной политики, которая осуществлялась в стране несколько десятилетий с постоянной тенденцией к усилению карательных санкций. Преимущественно формы проведения репрессий основывались на классовом принципе и не опирались на право. Военно-административные методы ру-
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 356.
2 Там же. С. 357-358.
3 Литвин АЛ. Красный и белый террор в России. 1918—1922 гг. М., 2004. С. 83.
4 Декреты Советской власти. М., 1966. Т. 4. С. 627.
ководства, тотальный большевистский надзор над всеми сферами деятельности сделали политику принуждения универсальной формой устрашения населения, которая могла решать практически все проблемы, возникающие у партийной элиты. Декретно-постановленческая политика власти привела практически к полной милитаризации экономики в стране, созданию трудовых армий. Одновременно с этим карательным органам, в особенности ВЧК, были даны неограниченные права на аресты и расстрелы. Большое развитие получил институт заложничества, широко используемый чрезвычайными органами в своей работе.
Осуществление арестов и расстрелов было регламентировано разработанными в ВЧК инструкциями. Так, приказ ВЧК № 208 от 17 декабря 1919 г. давал четкое определение такому виду уголовно-политических репрессий, как заложничество . Согласно приказу заложником является «пленный член того общества или организации, которая с нами борется»2. Причем заложник должен представлять ценность для этой организации. Кроме того, инструкция предписывала взятие на учет всех лиц, которые могли бы стать заложниками. К ним относились помещики, высокопоставленные чиновники, ученые, банкиры, военнослужащие и их родственники и т.д. Списки лиц, где отмечались звание, должность и имущественное положение заложника, представлялись в ВЧК.
Вышеупомянутые категории заложников стали первыми жертвами «красного террора», закрепленного на законодательном уровне. После убийства председателя Петроградской Чрезвычайной Комиссии М.С. Урицкого было расстреляно более 1400 заложников \ «Красный террор» привел к колоссальному увеличению числа арестованных и расстрелянных, причем власть поддерживала действия чрезвычайных органов, проводящих этот террор.
В первое время работы созданной Всероссийской Чрезвычайной Комиссии левые эсеры, входившие в состав ВЧК, играли оппозиционную роль по вопросам применения карательных санкций чекистами, в особенности в отношении смертной казни. Особую активность левые эсеры проявили после принятия Декрета «О красном терроре». Однако роль левых эсеров в сдерживании расстрельных мер ВЧК достаточно условна. 12 июня 1918 г. московский комитет партии левых эсеров выразил протест в отношении массовых смертных приговоров, выносимых ЧК, и предложил членам своей партии выйти из этих комиссий. Значительная часть левых эсеров осталась. Фактически, анализируя деятельность левых эсеров в органах ВЧК, можно сделать вывод, что они выступали против смертной казни по суду,
1 Обзор деятельности ВЧК за 4 года. С. 190.
2 Тамже. С. 191.
3 Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1972. С. 96.
однако не возражали против внесудебных расстрельных приговоров. В дальнейшем, когда левые эсеры стали преследоваться ЧК, они выступили за отмену смертной казни и упразднение органов ВЧК.
Сразу после утверждения Декрета «О красном терроре» руководством ВЧК совместно с высшими партийными органами была подготовлена инструкция, определяющая компетенцию губернских ЧК. Инструкция предоставила районным и уездным Чрезвычайным комиссиям право применения высшей меры наказания (расстрела) после утверждения ВЧК. Губернские и районные Чрезвычайные комиссии получили право налагать штрафы и взыскания вплоть до тюремного заключения до шести месяцев, а также право конфискации имущества
Чрезвычайные комиссии на местах наиболее активно занялись исполнением указаний Декрета «О красном терроре». Уже в начале сентября 1918 г. губернские ЧК с высокой степенью оперативности докладывали в центр о проведенных расстрелах. Так, Нижегородская ЧК к этому времени расстреляла 41 человека, Костромская — 13 человек, Казанская — 149 человек2.
После принятия Постановления «О красном терроре» значительно увеличилось число коммунистов в ЧК, которые должны были осуществлять карательную политику РКП(б), следуя указанию В.И. Ленина, что без ЧК власть трудящихся, а именно правящей партийной элиты, существовать не может \
Следует отметить, что вскоре после принятия Постановления «О красном терроре» ВЧК стала издавать журнал «Еженедельник ВЧК», первый номер которого вышел 22 сентября 1918 г.4. Основной задачей данного периодического издания являлась помощь чекистам на местах в проведении борьбы против контрреволюции и классовых врагов пролетариата. Статьи первых номеров подчеркивали необходимость проведения в стране как индивидуального, так и массового террора. В первом номере «Еженедельника ВЧК» были опубликованы следующие статьи:
1. «К вопросу о смертной казни».
2. «Красный террор».
3. «Инструкция Чрезвычайным комиссиям».
4. «Деятельность Уральской Областной Чрезвычайной Комиссии».
5. «Список заложников».
6. «Город контрабандистов».
7. «Наказание спекулянтов».
8. «Список изменников»5.
1 Центральный архив ФСБ России. Ф. 1. Оп. 2. Пор. 37. Л. 2.
2 Еженедельник ВЧК. 1918. № 1. С. 22-25.
3 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 328.
4 ВЧК уполномочена сообщить...— Жуковский; М.: Кучково поле, 2004. С. 7.
5 Там же. С. 74-77.
1 ноября в Казани под руководством М.Я. Лациса был издан один номер журнала «Красный террор»1, в котором излишне преувеличивалась роль «красного террора», встречались жесткие формулировки об убийствах по происхождению и по профессии. Журнал «Красный террор» содержал большое количество анкет, инструкций и приказов, регламентирующих деятельность чекистов, а также списки расстрелянных губернскими и уездными ЧК.
Руководители Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, в особенности Ф.Э. Дзержинский и М.Я. Лацис, рассматривали открытую периодическую печать и книжные издания как одно из наиболее действенных средств, обеспечивающих связь чрезвычайных органов с населением. Также периодические издания, выпущенные под руководством чекистов, являлись действенным средством организационного управления Чрезвычайными Комиссиями на местах. Помимо «Еженедельника ВЧК» и журнала «Красный террор», многочисленные нормативно-правовые документы регулярно печатались в газетах «Известия ВЦИК», «Правда», «Беднота». Наиболее актуально вопрос о систематической публикации статей и документов о деятельности органов ВЧК стоял после законодательного закрепления высшей меры наказания. Постановление Совнаркома «О красном терроре» от 5 сентября 1918 г. явилось переломным документом в юридической практике советской власти, принятие которого позволило сделать серьезный шаг в сторону усиления внесудебных методов борьбы с контрреволюционными проявлениями и противниками советской власти. При этом партия различными способами стремилась уменьшить реакционные настроения определенных слоев населения по причине проведения «красного террора», чему способствовала периодическая печать.
Через несколько месяцев после принятия Постановления «О красном терроре» в связи с изменением внутриполитической обстановки в стране, а также вследствие нарастающей критики в сторону органов ВЧК, внутри ведомства началась корректировка позиций по вопросу участия Чрезвычайных Комиссий в уголовно-репрессивной политике государства. В конце октября 1918 г. был издан циркуляр ВЧК № 71, отмечавший успешное проведение «красного террора» в государстве2. Одновременно циркуляр определял первостепенные задачи органов ВЧК, как то: установление тесной связи с населением посредством митингов, собраний и публичных выступлений, налаживание работы по организации отчетности. Руководство органов ВЧК объясняло применение террора как временную меру, проводимую в ответ на «белый террор». Глава государства В.И. Ленин в ряде своих работ отмечал, что партийные цели и идеи не поддерживают насилие над людьми за исключением «революционного насилия против эксплуататорских классов»3.
1 Литвин А.Л. Красный и белый террор в России. 1918—1922 гг. М., 2004. С. 86.
2 ВЧК уполномочена сообщить... — Жуковский; М.: Кучково поле, 2004. С. 12.
3 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 35. С. 359.
Уголовно-репрессивная политика советского государства в годы Гражданской войны и иностранной интервенции с принятием Декрета «О красном терроре» впервые обрела законодательные рамки, одновременно оставаясь вне закона. Террор и насилие стали главной идеологией большевистской партии, претворяющей в жизнь свои цели. При этом представители практически всех социальных групп населения страны приобрели роль посредственных, аполитичных и зависимых индивидуумов, а страна превратилась в марионеточное государство, во главе которого стояла высшая партийная элита. Принятое Совнаркомом постановление о введении в стране «красного террора» внесло кардинальные изменения в формирующуюся го-сударственно-правовую систему Страны Советов. С учетом опыта прошлых лет в реалиях современной России при утверждении новых нормативно-правовых актов и других документов следует учитывать не только сиюминутный эффект от их принятия, но и возможные последствия на долгосрочный период.
Ядрышников К. С.*
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА РСФСР В 1921 г. (ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
С переходом к новой экономической политике необходимость в восстановлении кредитной системы страны начала осознаваться руководством Советского государства, ядром которой должен был стать Государственный банк РСФСР.
Государственный банк должен был представлять собой основной банковский институт и в будущем, эмиссионный центр страны, ответственный за нормальное функционирование денежной системы, за кредитование крупной промышленности, кооперации, других организаций и частных предприятий. Необходимо отметить, что развитие Государственного банка являлось в то же время развитием всей кредитной системы, так как Государственный банк и остальной банковский аппарат не могут считаться изолированными сферами кредита, наоборот, они находились в постоянной внутренней связи и взаимоотношениях.
Большевистское руководство старалось отойти от капиталистических принципов функционирования банка. Естественно, кредитно-денежная система должна была функционировать исключительно в интересах правя-
* Соискатель Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. E-mail: [email protected].
щего класса, и советское руководство, экономисты старались максимально дистанцироваться от всего, «...что капиталистически уродует этот превосходный аппарат»1.
Однако набиравшая обороты новая экономическая политика сама вносила коррективы в деятельность главного банка страны, подчиняя ее требованиям рынка. Учитывая же относительно небольшой временной промежуток нэпа, восстановление Государственного банка в этот период и принципы его работы, несомненно, актуальны и представляют научный интерес.
В начале своей деятельности слабость Государственного банка, в финансовом отношении выраженная в постоянном обесценивании его капитала в условиях падающей валюты, не помешала ему уже через год получить право эмиссии. В соответствии с Декретом СНКот 11 октября 1922 г. «О предоставлении Государственному банку права выпуска банковских билетов»2 были выпущены первые червонцы. Сам же успех денежной реформы напрямую зависел от совместной деятельности Государственного банка и Наркомфина. В то же время Государственный банк непосредственно, по прямым указаниям В.И. Ленина 3, участвовал и в налаживании государственной оптовой торговли.
Несмотря на то что при восстановлении кредитной системы, как указывалось выше, всячески подчеркивалось отсутствие преемственности между дореволюционной кредитной системой и вновь создаваемой советской кредитной системой, игнорировать богатый опыт дореволюционных кредитных учреждений было невозможно, о чем свидетельствует ряд высказываний большевистского руководства. К примеру, в телеграмме к Г.К. Орджоникидзе от 18 апреля 1921 года В.И. Ленин рекомендовал: «По полученным сведениям, в Грузии остался Грузинский государственный банк с полным штатом квалифицированных служащих и с вкладами от иностранных представительств. Если это верно, необходимо сохранить банк как аппарат кредита для внешней торговли и, быть может, превратить его в банк всего Закавказья в связи с проектируемым экономическим объединением республик Закавказья»4.
Вопрос об организации Государственного банка в РСФСР впервые был рассмотрен весной 1921 года в комиссии по разработке финансовых реформ. Эта комиссия была образована после X съезда партии, принявшего решение «пересмотреть в основе всю нашу финансовую политику и систему тарифов и провести в советском порядке нужные реформы»5.
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1981. Т. 34, С. 307.
2 О предоставлении Государственному банку права выпуска банковских билетов. Декрет СНКот 11 октября 1922 г. / С.У. РСФСР. 1922. № 64, ст. 827.*
3 Ленин В.И. Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1975. Т. 54. С. 166—167,180.
4 Там же. М.: Политиздат, 1970. Т. 52. С. 153.
5 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1. М., 1953. С. 565.