УДК 316.334.52 ЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАЗВИТИИ РЕГИОНА
Еремина Е.В.
Целью данной работы является рассмотрение понятия «человеческий потенциал региона» и анализ результатов исследования, проведенного в 20092010гг. Центром региональной социологии и конфликтологии Института социологии Российской академии наук (Программа фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез») в 27 регионах (субъектах Российской Федерации) на основе экспертных опросов. Новизна работы состоит в том, что в авторской концепции человеческий потенциал территории предстает как один из важнейших факторов формирования региональной идентичности региона, ее деятельной составляющей, которая проявляется в определенных моделях поведения членов регионального сообщества по отношению к своему региону. Автор приходит к выводу, что человеческий потенциал региона имеет сложную внутреннюю иерархическую структуру (включает в себя трудовой, профессионально-квалификационный, демографический, инновационный и другие потенциалы) и в настоящее время нуждается в резком наращивании в условиях модернизационных процессов.
Ключевые слова: человеческий потенциал; региональное развитие; региональная идентичность; модернизация.
THE IMPORTANCE OF HUMAN CAPACITY DEVELOPMENT OF THE REGION
Eremina E. V.
The aim of this work is the examination of the concepts of "human potential of the region" and the analysis of reresults of a survey conducted in 2009-2010. Center of the regional sociology and конфликто technology of the Institute of sociology of the Russian Academy of Sciences (Program of fundamental research of Presidium of the Russian Academy of Sciences "Fundamental problems of spatial development of the Russian Federation: an interdisciplinary synthesis") in 27 regions (constituent entities of the Russian Federation) on the basis of expert interviews. The novelty of the work consists in the fact that, in the author's conception of the human potential of the territory is presented as one of the most important factors of formation of regional Edenтичности of the region, the active component, which is shown in certain models of behavior members of the regional community in relation to their region. The author comes to the conclusion that the human potential of the region has a complex internal hierarchical structure (includes labour, vocational qualification, demographic, innovation and other on-тенциалы) and is currently in need of a sharp build-up in the conditions of modernization of the processes.
Keywords: human potential; regional development; regional identity; modernization.
Главным критерием социально-экономического прогресса общества выступают достижения в области развития человека, его возможностей (потенциала). Проблема человеческого потенциала — одна из наиболее актуальных проблем социальных и гуманитарных наук. Необходимо отметить, что на сегодняшний день нет общепризнанного определения данного понятия, не вырабо-
тано единых критериев определения уровня его развития и методологии оценки его состояния.
Человеческий потенциал можно рассматривать как совокупность основных способностей и возможностей индивида (социальной общности). Степень развития и реализации этих способностей и возможностей либо повышает, либо снижает продуктивность жизнедеятельности социума, образ жизни которого выступает в виде специфического способа накопления, развития и проявления человеческого потенциала. Качество человеческого потенциала включает физическое, духовно-нравственное и социально-профессиональное развитие людей. Раскрывая возможности реализации людей в производственной, социокультурной и общественной жизни, качество человеческого потенциала выступает как интегральная характеристика жизни людей, их взаимодействия с социальным окружением и государством и отражает степень социальной свободы человека.
По мнению И.В. Соболевой, человеческий потенциал - это накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, который реализуется в различных областях деятельности, а также в определенной иерархии потребностей людей. [4, с.12]
Интересен подход к анализу категории «человеческий потенциал» Т.И.Заславской. По ее мнению, он представляет собой интегральную характеристику жизнеспособности общества (страны, государства) как субъекта собственного воспроизводства, развития и взаимодействия с другими обществами. Человеческий потенциал - это интегральная форма многообразных явных и латентных свойств человеческой общности, выражающая сложившуюся в ней систему отношений и возможностей развития на основе самореализации личности в общественно-значимой деятельности. Т.И. Заславская выделяет четыре главных компонента человеческого потенциала: социально-демографический,
социально-экономический, социокультурный и деятельностный потенциал. [2, с.14]
Человеческий потенциал региона формируется как результат взаимодействия потенциалов живущих и действующих в том, или ином регионе различных социально-демографических и социально-профессиональных общностей. Человеческий потенциал региона можно рассматривать как совокупность потребностей и способностей населения региона, с одной стороны, и его готовности, с другой, к реализации этих способностей посредством выполнения общественно-значимых функций и ролей. Современный этап российской модернизации предъявляет новые требования к формированию и реализации человеческого потенциала регионов. Качества человеческого потенциала, отстающее от объективных потребностей развития социально-экономических отношений значительно тормозит общественное развитие в целом.
Таким образом, человеческий потенциал региона имеет сложную внутреннюю иерархическую структуру. По нашему мнению, в нем необходимо выделять трудовой, профессионально-квалификационный, демографический и другие потенциалы, с одной стороны, и в то же время он сам является элементом (и ядром) еще более сложных иерархических систем - научного, инновационного, социального и прочих потенциалов региона.
Одним из центральных элементов человеческого потенциала выступает трудовой потенциал региона. В качественном отношении трудовой потенциал характеризует население региона на основе совокупности всех качеств, которые определяют его трудоспособность. Прежде всего, это состояние здоровья работника и его выносливость, тип его нервной системы, все то, что относится к понятию психофизиологического потенциала. Он, безусловно, связан с объемом знаний, трудовых навыков и умений, с уровнем сознания и ответственности, социальной зрелости и определяет способность к труду соответствующей квалификации. Качественная характеристика трудового потенциала выражается в степени профессиональной и квалификационной пригодности людей к вы-
полнению работы, которая зависит от общеобразовательной и профессиональной подготовки, навыков в труде и личных способностей работников.
Профессионально-квалификационный потенциал региона - это множество способностей, профессиональных навыков трудоспособного населения региона, необходимых для выполнения им своих профессиональных обязанностей.
В условиях социально-демографической напряженности особую значимость приобретает демографический потенциал региона. Демографическая компонента потенциала определяется как потребность, способность и готовность населения региона обеспечивать продолжение своего «рода», жизни от одного поколения к другому.
Научно-технический потенциал региона представляет собой совокупность интеллектуальных и материальных ресурсов, определяющих научнотехнический уровень развития экономики региона, условия создания и масштабы распространения научно-технических нововведений в общественном производстве. Комплекс характеристик научно-технического потенциала, выражающих возможности региона по своевременному внедрению и эффективному использованию научных и научно-технических нововведений соотносится с понятием инновационного потенциала. В отличие от открытия или изобретения, инновация отражает не только степень новизны, но и сопоставление затрат по ее созданию с полезностью ее производственного освоения в конкретных социально-экономических условиях.
Инновационный потенциал региона необходимо рассматривать как производную не только научно-технического потенциала, но и совокупного регионального человеческого потенциала, поскольку в современных условиях научно-технического прогресса каждый член регионального сообщества, если не создает и не внедряет инновации, то хотя бы формирует в них потребность, использует их в своей трудовой или иной деятельности.
Человеческий потенциал является одновременно и частью социального потенциала, так как человеческий ресурс формируется, развивается и реализуется только в пределах социальной группы, общности.
Под социальным потенциалом региона понимают совокупность материальных и духовных ценностей общества, которые определяют потенциальную возможность развития или дезинтеграции регионального социума. Социальный потенциал региона выступает фактором его развития. Социальный потенциал региона представляет собой элемент совокупного территориального ресурса, который понимается как взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс имеющихся в определенном регионе ресурсов (человеческих, природных, материальных, финансовых, инновационных и других) и тех, которые могут быть вовлечены в общественное производство в целях повышения качества жизни населения.
Необходимо отметить, что за последние годы в целом человеческий потенциал регионов существенно увеличился. За 2005-2009 гг. заметно выросла доля населения, проживающего в регионах с высоким индексом развития человеческого потенциала (ИРЧП) и резко сократилась доля живущих в регионах с низкими показателями, в этой группе осталась только республика Тыва. В 2005 г. в регионах с высоким ИРЧП (более 0,800) проживало 17% населения страны, в 2009 г. - 85% (рис. 8.7). В России не осталось регионов с низким ИРЧП (менее 0,700), хотя в 2005 г. в них проживало 19% населения страны. Однако позитивные изменения ИРЧП регионов за 2000-е годы не стоит переоценивать. Рост нефтяных доходов вряд ли может быть устойчивой основой для модернизации. Под вопросом и устойчивость роста ожидаемой продолжительности жизни из-за проблем финансирования здравоохранения. Индекс образования продолжает медленно расти, но качество российского образования все чаще подвергается сомнению. В результате рост человеческого потенциала регионов России недостаточен для ускорения диффузии инноваций, создания условий для конкуренции регионов и городов за инвестиции и человеческий капитал, повышения
мобильности населения. Модернизация и российское пространство все еще далеки друг от друга.[3]
В рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез» в 2009-2010 гг. Центром региональной социологии и конфликтологии Института социологии РАН были проведены исследования различных сторон регионального развития в 27 регионах (субъектах РФ) в 6 федеральных округах на основе экспертных опросов. В исследовании также принимали участие ученые кафедры «Г осударственное управление и социология региона» Пензенского государственного университета, в том числе и автор данной статьи. В качестве экспертов по каждому региону были привлечены представители органов власти (законодательной и исполнительной), бизнеса, институтов гражданского общества, СМИ, научного сообщества - порядка 15-17 человек, что в итоге составило 432 эксперта.
Значительное место в данном исследовании заняли вопросы оценки человеческого потенциала регионов, что представлено в таблице 1.
Таблица 1
Оценка экспертами человеческого потенциала регионов, в % (N=432)
Вид человеческого потенциала Баллы
0
Трудовой 2,5 5, 9 11, 9 19, 5 17, 8 27, 1 8,5 6,8
Профессионально- квалификационный 1,7 5, 1 14, 5 13, 7 14, 5 27, 4 16, 2 6,8
Демографический 0,9 6, 0 12, 1 12 ,1 27, 6 18, 1 11, 2 6,9 1,7 3,4
Инновационный, в т.ч. способность к разработке и 2,5 5, 1 5,1 9, 3 10, 2 13, 6 16, 1 14, 4 16, 1 7,6
освоению технологических инноваций
Способность к научным исследованиям и разработкам 0, 8 5,1 4, 2 13, 6 13, 6 15, 3 16, 9 13, 6 16, 9
Человеческий потенциал в целом 2,6 4, 3 17, 2 19, 8 12, 9 19, 8 18, 1 5,2
В целом, человеческий потенциал оценивается экспертами следующим образом: 9 баллов по 10-ти балльной шкале оценки дали 18,1% экспертов, 8 баллов - 19,8% экспертов, однако столько же оценили этот фактор только на 5 баллов. При этом самые высокие оценки (8 баллов) получили такие виды человеческого потенциала, как трудовой (его отметили 27,1% экспертов), профессионально-квалификационный (27,4%).
Инновационному потенциалу, в том числе способности к разработке и освоению технологических инноваций, 9 баллов поставили 16,1% экспертов, а способность к научным исследованиям и разработкам оценили в 10 баллов 16,9% опрошенных.
В данных таблицы 2 обращает на себя внимание тенденция прямой зависимости оценки человеческого потенциала от оценки уровня развития региона: чем ниже уровень развития, тем ниже оценка потенциала.
Таблица 2
Оценка человеческого потенциала в зависимости от социально-
экономического развития региона (по интервальной шкале) (N=432)
Вид человеческого потенциала Баллы От оценки общего уровня развития региона
высо- кий средний низкий
Трудовой 1-4 0,0% 9,4% 17,3%
5-7 45,2% 45,3% 65,2%
8-10 54,8% 45,4% 17,4%
Профессионально-квалификационный 1-4 0,0% 6,4% 17,4%
5-7 35,5% 42,8% 52,1%
8-10 64,5% 50,8% 30,4%
Демографический 1-4 12,9% 32,3% 52,1%
5-7 61,3% 58,1% 47,8%
8-10 25,9% 9,7% 0,0%
Инновационный, в т.ч. способность к разработке и освоению технологических инноваций 1-4 9,7% 15,7% 56,5%
5-7 22,6% 51,6% 30,4%
8-10 67,8% 51,6% 13,0%
Способность к научным исследованиям и разработкам 1-4 3,2% 9,4% 21,7%
5-7 22,5% 49,9% 47,8%
8-10 74,2% 40,6% 30,4%
Человеческий потенциал в целом 1-4 0,0% 8,0% 13,0%
5-7 38,8% 45,2% 78,3%
8-10 61,3% 46,7% 8,7%
В результате получается отрицание отрицания: для повышения уровня развития нужен соответствующий человеческий потенциал, а он весьма низок.
На наш взгляд, человеческий потенциал территории можно рассматривать как один из важнейших факторов формирования региональной идентичности региона, ее деятельной составляющей, которая проявляется в определенных моделях поведения членов регионального сообщества по отношению к своему региону, например: активно работать на благо региона на основе долгосрочных планов пребывания в нём, либо замкнуться на решении узколичных проблем и задач выживания, либо стремиться сменить регион на тот, что сделает индивида более счастливым, дав ему не только более высокий уровень жизни, но и чувство защищенности и надёжности, возможность самореализации. Несо-
мненно, только первая из моделей будет приводить к усилению человеческого потенциала территории и эффективности отдачи от него, повышая конкурентоспособность и устойчивость развития региона. [1, с.221]
Поэтому в стратегии регионального развития первостепенным вопросом должно стать резкое наращивание человеческого потенциала территории. Это представляет особую важность в реализации инновационного направления развития российских регионов, их системной комплексной модернизации.
Список литературы
1. Еремина Е.В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа // Регионология. 2011. №3. С.216-222.
2. Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. №3. С. 5-16.
3. Зубаревич Н.В. Модернизация и российское пространство //Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. М.: ООО «Дизайн-проект «Самолет», 2011. С. 139.
4. Соболева И.В. Человеческий потенциал российской экономики: проблемы сохранения и развития. Москва, 2007. 202 с.
References
1. Eremina E.V. Regional'naya identichnost' v kontekste sotsiologicheskogo ana-liza. Regionologiya [Regionology], no. 3 (2011): 216-222.
2. Zaslavskaja T.I. Obwestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and modernity], no. 3 (2005): 5-16.
3. Zubarevich N.V. Modernizacija i rossijskoe prostranstvo. Doklad o razvitii chelovecheskogo potenciala v Rossijskoj Federacii za 2011 g. [Modernization and the Russian space. human development Report in the Russian Federation for 2011]. M.: OOO «Dizajn-proekt «Samolet», 2011. p. 139.
4. Soboleva I.V. Chelovecheskijpotencial rossijskoj jekonomiki: problemy so-hranenija i razvitija [The human potential of the Russian economy: problems of preservation and development]. Moscow, 2007. 202 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Еремина Екатерина Витальевна, доцент кафедры «Г осударственное управление и социология региона», кандидат социологических наук
Пензенский государственный университет ул. Красная, 40, г. Пенза, Россия, 440026 e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Eremina Ekaterina Vitalievna, associate Professor of the Department of «Public administration and sociology of the region», сandidate of sociological Sciences
Penza state University
40, Krasnaya street, Penza, Russia, 440026
e-mail: [email protected]
Рецензент:
Розенберг Н. В., заведующая кафедрой коммуникационного менеджмента, доктор философских наук, доцент (ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»)