Научная статья на тему 'Змея в мифологии калмыков'

Змея в мифологии калмыков Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
868
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛМЫКИ / KALMYKS / МИФОЛОГИЯ / ЗМЕЯ / МАГИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ / MAGIC RITUALS / ЗМЕИНЫЕ РОГА / ЛЕЧЕБНЫЕ ОБРЯДЫ / CURATIVE RITUALS / СУЕВЕРИЯ / SUPERSTITIONS / SNAKE MYTHOLOGY / SNAKE HORNS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Басангова Тамара Горяевна

В статье описаны народные представления о змее и связанные с нею ритуалы, сохранившиеся в народной культуре калмыков, также проанализированы устные рассказы о змее, записанные автором в полевых экспедициях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The snake in the mythology of Kalmyks

Article describes the folk conception of snakes and linked rituals in the folk culture of Kalmyks. It also analyzes the oral testimonies recorded during the field search.

Текст научной работы на тему «Змея в мифологии калмыков»

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 2 2014

змея в мифологии калмыков

Т. Г. Басангова

Аннотация: В статье описаны народные представления о змее и связанные с нею ритуалы, сохранившиеся в народной культуре калмыков, также проанализированы устные рассказы о змее, записанные автором в полевых экспедициях.

Подготовлено при поддержке регионального гранта РГНФ (№ 131408001/р «Мифы, легенды, предания калмыков (несказочная проза калмыков) (подготовка текстов к изданию)»).

ключевые слова. калмыки, мифология, змея, магические ритуалы, змеиные рога, лечебные обряды, суеверия.

В мифологии калмыков образ змеи занимает особое место. Суеверные калмыки считали, что змеи бывают несколько видов — это змея с двумя головами и рогатая змея. Среди калмыков существовал выспрашивания рогов у змеи: нужно было сесть перед ползущей змеей и расстелить белый платок и тогда змея, сбросив рога на белый платок, ползет дальше. Калмыки считали, что эти рога бывают золотого или серебряного цвета. Встреча со змеей носит у калмыков знаковый характер.

Наши полевые исследования, которые проводились в 2008 году в Кетченеровском районе Калмыкии со сбором сведений об обрядах встречи со змеей позволяют сказать, что встреча со змеей, по мнению калмыков, имеет позитивный характер. Информант в этом случае говорит, что встреча со змеей — хорошее предзнаменование, сулящее изменение в образе жизни человека. О таком человеке узнавали быстро, о нем говорили, что он счастливый человек, что в его доме с этих пор поселится «кишг» — счастье. Человек, которому змея подарила рога, должен был сшить маленький мешочек и там его хранить, положить около бурханов, предварительно окропив его молоком, а также символически подарить рогам

Басангова Тамара Горяевна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела фольклора и джангароведения Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН.

75

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 2 2014

одежду — оскаль — кусочки ткани белого и желтого цветов. С этого времени человек имел право заниматься лечением (инф. А. С. Бадминова).

По представлениям калмыков, со змеей может встретиться не всякий человек, а только человек с хорошей кармой, с хорошими и добрыми чувствами. Нам всей территории Калмыкии сохранились устные рассказы, повествующие о встрече со змеей. Обычно они следующего содержания, как нам рассказывала А. Нимеева:

«Мой прадед, его звали Баган Буджа, однажды встретился с необыкновенной змеей. Скакал он по безлюдной степи и вдруг конь, дотоле скакавший спокойно, резко остановился. Так, что с места не сдвинешь. Стал тихо ржать. Слез Баган с коня и видит, что поперек дороги лежит змея, с виду необыкновенная — белого цвета и с маленькими рогами.

Тогда мой прадед вытащил из кармана белый платок, постелил его перед собой и стал молиться, бить поклоны. Тогда змея подползла к нему поближе и оставила на белом платке свои маленькие рога.

Мой прадед рассказал об этом случае в хуруле. Гелюнги объяснили, что это дар его предков свыше.

С помощью змеиных рогов хорошо излечиваются разные опухоли женской груди, а также опухоль коровьего вымени, потертости от седла на теле коня. Человек, которому были подарены змеей рога, должен был аккуратно с ними обращаться, также нарядить их в белую и красную одежду, хранить в мешочке, предварительно положив в него медную и серебряную монету» (инф. А. Нимеева, пос. Эвдык Кетченеровского района).

В настоящее время семья Нимеевых проживает в городе Элисте. До сих пор в семье бережно хранятся змеиные рога, на которые надето множество подарков — омскул, согласно ритуалу. К ним приходят страждущие с целью излечения разных болезней, преимущественно опухолей.

Общим для таких рассказов является так называемый базовый мотив — выспрашивание змеиных рогов с помощью расстилания белого платка. Примечательно, что встреча со змеей в пути человека имеет прямую связь с обрядом отправки в путь. Человеку, отправляющемуся в путь, дарят подарки, преимущественно белого цвета, чтобы дорога была беспрепятственной, в том числе монеты, которые выполняли охранительную роль (Басангова, 2008: 413).

Как видно из обряда со встретившимися змеями, ношение этих предметов в пути носит утилитарный характер. Данный жест с расстиланием

76

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 2 2014

белого платка, чтобы получить богатство, а в дальнейшем получить дар лекаря, сохранен в русской традиции. А. Н. Афанасьев приводит рассказ о том, что если на Воздвиженье положить в лесу белый платок, то сюда сползутся змеи с золотыми рожками, станут сбрасывать свои рожки на платок: кто их возьмет, тот будет счастлив. (Афанасьев,1996: 164).

Если у калмыков змея должна встретиться с человеком случайно, то у русских обозначен день, когда в лесу нужно стелить белый платок, чтобы на него заползли змеи. Фольклорная традиция калмыков не сохранила элементов речи, которые должен говорить человек змее. Но попытки узнать язык змей сохранились в калмыцких сказке «О встрече трех мужчин со змеей» из репертуара Санджи Манджикова. Змея предстает перед путешественниками в следующем виде: хвост держит в пасти. Когда стал путник падать на змею, тогда змея высунула свой языки, и человек лизнул его, по просьбе змеи. С этих пор человек стал понимать язык змей (Хальмг туульс, 1968: 204).

По всей видимости, вместе с даром знания змеиного языка, человек получает дар провидения и дар лечение. В этом же сюжете человек, преодолев некоторое расстояние со змеей, на которой он сидит верхом, доезжает таким образом к змее — супруге, которую он излечивает, вытащив большую занозу из ее спины, затем плюнув три раза и посыпав песком. Дар змеи мужчине представляет собой листочек, который он должен был положить перед сном под подушку и уснуть. Так и сделал этот мужчина.

С

этих пор он стал понимать язык все существ-червей, лягушек, мышей и змей. Об ойратском богатыре Бум Эрдени говорится, что «он с детства знал язык шестидесяти существ» (Монголо-ойратский героический эпос, 1923: 143). Здесь, видимо, обозначено представление о наследственном даре знания языка животных.

Нам удалось записать обряд обучения умению говорить: «Если маленький ребенок не умел говорить, то на помощь звали человека, обладающего красноречием, и тот старался лизнуть язык маленького ребенка» (инф. Б. Манджиева).

Калмыки отождествляют змей с духом воды — лусом. Духу воды — лусам приносят жертвы на празднике «усун-аршан». В монгольской традиции, если «человеку встретится змея, проглотившая мышь, ее нужно погладить и этот человек становится костоправом» (Баярсайхан, 2002: 54).

Герой калмыцкой сказки в пути часто встречает змею, которая быстро растет. Герой постепенно знакомится со змеиным языком. В сказке описы-

77

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 2 2014

вается ритуал передачи знания змеиного языка: змея просит героя лизнуть ее язык, и с этих пор герой сказки понимает язык змей. Калмыки о человеке с язвительным языком говорят: моеа келт (со змеиным языком).

Т. В. Цивьян отмечает, что «змеи — основообразующий персонаж в модели мира» (Цивьян, 1984: 85). Один из главных героев калмыцкого героического эпоса «Джангар» — Хонгор — связан своим происхождением с нижним миром: его матерью является Шили Моеа хатн (ханша Хрустальная Змея). В эпосе приведен ряд сравнений змеи с неодушевленными предметами: с прутом, веткой, палкой, ремнем, дорогой. Подтверждают эти уподобления образцы калмыцких загадок, в которых змея сравнивается с плетью, веревкой (Калмыцкие загадки и пословицы, i960: 230, 235)..

Змеиная шкура применялась при лечении опухолей (хавдр) на коже. Человек, нашедший шкуру змеи, должен был ее высушить и хранить потом в специальном мешочке. Обряд лечения построен на имитативной магии: кожу змеи прикладывают к коже человека.

В устных рассказах калмыков сохранилось представление о змее необычайно больших размеров, отличавшейся от степных гадюк. Змея селилась в местности, богатой родниками, с садами и огородами, и по-степенно становилась хозяйкой этих угодий, а также хранительницей расположенного там жилья. В пределах места обитания змеи люди не боялись ее, а при встрече с ней произносили заговор: «Змея, змея, зайди в свою нору» или произносили : «Фу, фу!», посыпали ей вслед золу или песок. Таким же образом заговаривали змеиный след (инф. А. С. Бадминова, 1922 г.р., ики-дербет, род ики-чонс). Также у каждого калмыцкого рода были тайные знания, которые передавались из рода в род. Таков, например, заговор, говорившийся при рождении ребенка.

Для облегчения родов женщины из рода оргакин пили змеиный отвар. Змеиную шкуру заготавливали летом, предварительно ее высу-шив. Отвар из кожи змеи выпивали непосредственно перед началом схваток, и тогда ребенок, по мнению информантов, как змея извиваясь, должен выйти из утробы матери. В данном ритуале, записанном от представителей рода, наблюдаются отголоски культа змей. Возможно, текст заговора звучал следующим образом: «Мой ребенок, выйди из материнской утробы, извиваясь, подобно змее» (инф. Людмила Оконова, 28 лет, дербетка, род оргакин, запись автора. Полевой дневник автора, 2006 г.).

Таким образом, в фольклорной традиции калмыков образ змеи многозначен и динамичен, требует дальнейшего изучения. Народные пред-

78

Электронный информационный журнал

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ

www.tuva.asia

»

№ 2 2014

ставления о змее сохранились также у современных калмыков.

Список литературы:

Афанасьев, А. Н. (1996) Зооморфические божества у славян: птица, конь, бык, корова, змея и волк / сост., подгот, текстов, статья и комм. А. Л. Топоркова. М.

Басангова, Т. Г. ( 2008) Заговор на хорошую дорогу в калмыцком фольклоре // Дагестан и Северный Кавказ в свете этнокультурного взаимодействия в Евразии. Махачкала.

Баярсайхан (2002) Этнокультурная лексика современного монгольского языка. М.

Калмыцкие загадки и пословицы (1960). Элиста.

Монголо-ойратский героический эпос (1923). СПб.-М.

Хальмг туульс (Калмыцкие сказки) (1968). Элиста. — На калм. яз.

Цивьян, Т. В. (1984) Змея - птица: к истолкованию тождества // Фольклор и этнография. Л.

Дата поступления: 10.05.2014 г.

THE SNAKE IN THE MYTHoLoGY of KALMYKS

T. G. Basangova

Abstract: Article describes the folk conception of snakes and linked rituals in the folk culture of Kalmyks. It also analyzes the oral testimonies recorded during the field search.

Keywords: Kalmyks, snake mythology, magic rituals, snake horns, curative rituals, superstitions.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.