Научная статья на тему 'ZMET-анализ архетипов в среде студенческой молодежи'

ZMET-анализ архетипов в среде студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИПЫ / ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / МАТЕМАТИКО-СТАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / ARCHETYPES / VISUAL IMAGES / PSYCHOEMOTIONAL CONDITIONS / SOCIOLOGICAL SURVEY / MATHEMATIC AND STATISTIC ANALYSIS / ECONOMETRIC MODELING / BEHAVIORAL ECONOMICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Киселев Владимир Михайлович, Жеребцова Наталья Александровна, Афонский Сергей Александрович

В статье приводятся результаты исследования, направленного на подтверждение гипотезы о том, что с помощью визуальных символов можно генерировать направленные психоэмоциональные состояния зрителей. Исследование проводилось весной 2018 г. в студенческой среде Плехановского университета методом анкетного опроса. Анкетирование респондентов осуществлялось посредством предъявления им рандомизированного ряда хорошо известных визуальных образов с заданием выбрать из предложенного перечня психоэмоциональных состояний неограниченное количество своих личных ассоциаций. Такая методика опроса защищает результаты от намеренного искажения со стороны респондентов. Далее был проведен статистический анализ результатов анкетного этапа для построения вероятной модели наличия архетипов в виде ассоциаций с высокой и средней степенью вероятности. В ходе анализа было установлено, что три из семи тестируемых образа имеют сильно проявляемые архетипы в подсознательной области психики респондентов, а четыре среднюю силу проявления. При этом только два из семи протестированных образа подтвердили свои архетипичные ассоциации, тогда как пять указали на изменение архетипичных ассоциаций. Кроме того, было выявлено, что все тестируемые визуальные образы имеют помимо основной психоэмоциональной ассоциации также шлейф побочных, причем в ряде случаев зеркальных по эмоциональному фону (хорошо плохо). Данную эконометрическую модель целесообразно использовать в визуальных каналах коммуникаций с абитуриентами, имеющими возрастную категорию, однородную с обследованной группой респондентов. Применение указанной модели позволит генерировать целевые психоэмоциональные состояния абитуриентов для направленной поддержки их решения о выборе места своего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides findings of the research aiming at corroboration of the hypothesis that with the help of visual symbols it is possible to generate directed psycho-emotional conditions of spectators. The research was done in spring 2018 among students of the Russian Plekhanov University of Economics using the method of questionnaire survey. Respondents were surveyed by showing them a random raw of well-known visual images with the request to choose from the list of psycho-emotional conditions the unlimited number of their own associations. This methodology of survey can protect the results from deliberate distortion on the part of the respondent. Later statistic analysis of the questionnaire stage results was conducted in order to develop a probability model of archetypes’ availability in the form of associations with high and medium degree of probability. During the analysis it was found out that 3 out of 7 images being tested have highly displayed archetypes in sub-conscious area of respondents’ psyche and 4 a medium display. At the same time only 2 out of 7 images being tested confirmed their archetypical associations, while 5 pointed to changes in archetypical associations. Apart from that, it was found that all visual images being tested have got besides key psycho-emotional association a lot of side ones, in some cases they have a mirror character (good bad). This econometric model can be used in visual channels of communication with applicants of the same age group as the respondents’ group. The use of this model will provide an opportunity to generate the target psycho-emotional conditions of applicants to support their decision about the place of their education.

Текст научной работы на тему «ZMET-анализ архетипов в среде студенческой молодежи»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-6-89-102

ZMET-АНАЛИЗ АРХЕТИПОВ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ1

В. М. Киселев, С. А. Афонский

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва, Россия

Н. А. Жеребцова

Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, Кемерово, Россия

В статье приводятся результаты исследования, направленного на подтверждение гипотезы о том, что с помощью визуальных символов можно генерировать направленные психоэмоциональные состояния зрителей. Исследование проводилось весной 2018 г. в студенческой среде Плехановского университета методом анкетного опроса. Анкетирование респондентов осуществлялось посредством предъявления им рандомизированного ряда хорошо известных визуальных образов с заданием выбрать из предложенного перечня психоэмоциональных состояний неограниченное количество своих личных ассоциаций. Такая методика опроса защищает результаты от намеренного искажения со стороны респондентов. Далее был проведен статистический анализ результатов анкетного этапа для построения вероятной модели наличия архетипов в виде ассоциаций с высокой и средней степенью вероятности. В ходе анализа было установлено, что три из семи тестируемых образа имеют сильно проявляемые архетипы в подсознательной области психики респондентов, а четыре - среднюю силу проявления. При этом только два из семи протестированных образа подтвердили свои архетипичные ассоциации, тогда как пять - указали на изменение архетипичных ассоциаций. Кроме того, было выявлено, что все тестируемые визуальные образы имеют помимо основной психоэмоциональной ассоциации также шлейф побочных, причем в ряде случаев зеркальных по эмоциональному фону (хорошо -плохо). Данную эконометрическую модель целесообразно использовать в визуальных каналах коммуникаций с абитуриентами, имеющими возрастную категорию, однородную с обследованной группой респондентов. Применение указанной модели позволит генерировать целевые психоэмоциональные состояния абитуриентов для направленной поддержки их решения о выборе места своего обучения.

Ключевые слова: архетипы, визуальные образы, психоэмоциональное состояние, социологический опрос, ма-тематико-статический анализ, эконометрическое моделирование, поведенческая экономика.

ZMET-ANALYSIS OF ARCHETYPES AMONG STUDENTS

Vladimir M. Kiselev, Sergey A. Afonsky

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Natalia A. Zherebtsova

Kemerovo Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics,

Kemerovo, Russia

The article provides findings of the research aiming at corroboration of the hypothesis that with the help of visual symbols it is possible to generate directed psycho-emotional conditions of spectators. The research was done in spring 2018 among students of the Russian Plekhanov University of Economics using the method of questionnaire survey. Respondents were surveyed by showing them a random raw of well-known visual images with the request to choose from the list of psycho-emotional conditions the unlimited number of their own associations. This methodology of survey can protect the results from deliberate distortion on the part of the respondent. Later statistic analysis of the questionnaire stage results was conducted in order to develop a probability model of archetypes' availability in the form of associations with high and medium degree of probability. During the analysis it was found out that 3 out of 7 images being tested have highly displayed archetypes in sub-conscious area of respondents' psyche and 4 - a medium display. At the same time only 2 out of 7 images being tested confirmed their

1 Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-07-00275.

archetypical associations, while 5 - pointed to changes in archetypical associations. Apart from that, it was found that all visual images being tested have got besides key psycho-emotional association a lot of side ones, in some cases they have a mirror character (good - bad). This econometric model can be used in visual channels of communication with applicants of the same age group as the respondents' group. The use of this model will provide an opportunity to generate the target psycho-emotional conditions of applicants to support their decision about the place of their education.

Keywords: archetypes, visual images, psycho-emotional conditions, sociological survey, mathematic and statistic analysis, econometric modeling, behavioral economics.

Весной 2018 г. в РЭУ им. Г. В. Плеханова был проведен опрос студентов дневной формы обучения с целью исследования методом извлечения метафор (2МЕТ) наличия архетипов в подсознательной области психики однородной нерепрезентативной выборки респондентов. Численность респондентов составляла 603 человека. Результаты исследования были направлены на подтверждение гипотезы, что с помощью визуальных символов можно генерировать направленные психоэмоциональные состояния зрителей.

Для проверки гипотезы на основании результатов проведенных исследований была построена вероятностная модель относительно семи тестируемых образов, показавших в пилотном исследовании наилучшую узнаваемость в молодежной студенческой среде.

Обозначим событиями А^ один из тестируемых образов (I = 1, ..., 7):

А1 - М. В. Ломоносов;

А2 - богатырь Илья Муромец;

А3 - раскрытый кошелек с деньгами;

А4 - матрешка;

А5 - медуза Горгона;

Аб - А. С. Пушкин;

А7 - Дионис.

Варианты альтернатив эмоциональных состояний обозначены В] (] = 1, ..., 18):

В1 - бодрит, поднимает настроение, обещает удовольствие, снимает депрессию;

В2 - вводит в депрессию;

В3 - концентрирует внимание;

В4 - отвлекает;

В5 - успокаивает в стрессовых ситуациях, снимает усталость и грусть;

В6 - способствует внутренней гармонии;

В7 - усиливает сексуальное возбуждение;

В8 - снижает сексуальное возбуждение;

В9 - уменьшает боль;

Bio - улучшает зрение;

Bii - возбуждает аппетит;

В12 - снижает аппетит;

В13 - вызывает страх;

В14 - снижает страх;

В15 - вызывает чувство выгодного приобретения;

В16 - вызывает чувство досадной потери;

В17 - вызывает возможность получить бессмертие;

В18 - вызывает чувство надежной защиты.

Объем выборки n = 603.

Психоэмоциональные состояния, вызываемые тестируемыми визуальными образами, сведены в табл. 1, элементами которой являются значения n.j - численности откликов психоэмоционального состояния В] при рассмотрении образа А..

Вероятность проявления одной из альтернатив эмоциональных состояний при рассмотрении соответствующего образа будет определяться как условная вероятность события Вj при выборе Ai и обозначается как PA (Bj):

П

Pa. (Bj) = —,

i ' n

где n.j - численность откликов с выбором конкретной альтернативы психоэмоционального состояния Вj при рассмотрении образа Ai (элементы табл. 1);

n - численность респондентов (объем выборки).

Полученные вероятности записаны в табл. 2. По этим данным построена гистограмма вероятностей проявления предлагаемых психоэмоциональных состояний по предложенным образам (рис. 1).

Таблица 1

Численность откликов психоэмоционального состояния при рассмотрении образа А,-

Показатель В1 в2 Вз в4 в5 в6 в7 в8 Вд Вм ВЦ б|2 Вгз б|4 В15 В16 В\7 В18

Аг 62 49 161 46 62 111 13 127 49 57 35 85 35 79 25 53 56 34

а2 59 27 163 32 46 45 87 51 61 16 17 33 58 169 25 56 88 389

Аз 279 40 75 99 170 98 92 16 154 101 123 25 26 62 275 285 49 75

а4 220 38 42 159 131 95 36 96 106 87 94 50 37 149 64 37 27 27

а5 36 300 69 143 11 10 50 232 27 65 25 292 384 23 13 100 128 22

аб 46 53 140 51 103 160 47 50 64 48 18 44 25 51 33 115 109 10

а7 143 66 61 95 162 181 118 50 127 50 243 39 6 77 37 48 148 16

Таблица 2

Вероятности проявления эмоциональных состояний при рассмотрении тестируемых образов

Показатель В1 в2 Вз в4 в5 в6 в7 в8 Вд Вю Вц В12 В13 Вм В15 В16 В\7 В18

аа одо 0,08 0,27 0,08 0,10 0,18 0,02 0,21 0,08 0,09 0,06 0,14 0,06 0,13 0,04 0,09 0,09 0,06

а2 одо 0,04 0,27 0,05 0,08 0,07 0,14 0,08 0,10 0,03 0,03 0,05 0,10 0,28 0,04 0,09 0,15 0,65

Аз 0,46 0,07 0,12 0,16 0,28 0,16 0,15 0,03 0,26 0,17 0,20 0,04 0,04 0,10 0,46 0,47 0,08 0,12

а4 0,36 0,06 0,07 0,26 0,22 0,16 0,06 0,16 0,18 0,14 0,16 0,08 0,06 0,25 0,11 0,06 0,04 0,04

а5 0,06 0,50 0,11 0,24 0,02 0,02 0,08 0,38 0,04 0,11 0,04 0,48 0,64 0,04 0,02 0,17 0,21 0,04

Аб 0,08 0,09 0,23 0,08 0,17 0,27 0,08 0,08 0,11 0,08 0,03 0,07 0,04 0,08 0,05 0,19 0,18 0,02

а7 0,24 0,11 0,10 0,16 0,27 0,30 0,20 0,08 0,21 0,08 0,40 0,06 0,01 0,13 0,06 0,08 0,25 0,03

о^нг^го^ттюг^со гНГ2ГО4иПУ07С0С9гЧ1гЧг1г1гНгЧ1гЧ

сосососососососососососососососососо

о ю о 1Л о о т о гч о о о

о" о" о" о" о" о" о"

Образ М. В. Ломоносова

Вероятности того, что вид образа М. В. Ломоносова (А1) бодрит (В1) или вводит в депрессию (В2), отличаются незначительно:

Р^( Вг) = 0,10 « Р^( В 2) = 0,08.

Следовательно, нельзя сделать вывод о приоритете психоэмоционального состояния В1 (бодрствования) или В2 (депрессии) среди опрошенных. Аналогичный вывод можно сделать про большинство анализируемых психоэмоциональных состояний при рассмотрении образа А1.

Ранжирование анализируемых психоэмоциональных состояний по вероятностному проявлению при рассмотрении образа М. В. Ломоносова отражено в табл. 3, из которой видно, что на первом месте по проявлению эмоциональных состояний выделяется Вз (концентрация внимания): РА1( В3) = 0,27. На втором месте, уступая

всего 6%, находится В8 - снижение сексуального возбуждения: РА1( В8) = 0,21.

Следовательно, образ М. В. Ломоносова на обследованную аудиторию воздействует как успокаивающий, невозбуждающий: /А) = {Вз, В8}.

Так как все вероятности В] при рассмотрении образа А1 меньше 0,3, то влияние образа М. В. Ломоносова на проявление любого из анализируемых психоэмоциональных состояний невелико: Ра1( В ]) < 0,27.

Образ богатыря Ильи Муромца

Анализ вероятностей проявлений В] при рассмотрении А2 показывает, что доминирующим психоэмоциональным состоянием является ощущение надежной защиты (В18):

РА2( В18) = 0,65,

т. е. 65% всех опрошенных проявили это состояние. Среди остальных альтернатив можно также выделить состояния В14 (снижение страха) и В3 (концентрация внимания):

Ра^ (В14) = 0,28, Рл (В3) = 0,27.

Вероятности этих состояний показывают, что около 30% респондентов указывают на данные психоэмоциональные состояния среди других альтернатив. Эти альтернативы занимают первые три строки в ранжировании (табл. 4).

Следовательно, образ богатыря Ильи Муромца обследованная аудитория оценивает как защищающий с понижением уровня страха при концентрации внимания:

/(А2) ={В18, В14, Вз}.

Образ раскрытого кошелька

с деньгами

Анализ вероятностей проявлений В] при рассмотрении А3 показывает, что это один из наиболее активных образов, который вызывает проявление большего количества анализируемых психоэмоциональных состояний, хотя их активация и не превышает 50%:

Раз (В16) = 0,47; РАз (В15) = 0,46; РАз (В1) = 0,46,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т. е. около 50% опрошенных выделяют как состояние досадной потери (В16), так и состояние выгодного приобретения (В15), и в то же время такое же количество испытуемых выделяют состояние В1 - бодрит, поднимает настроение, обещает удовольствие, снимает депрессию. Около 30% респондентов при рассмотрении образа Аз отмечают успокоение в стрессовых ситуациях, снятие усталости и грусти:

РАз( В 5) = 0,28.

У 26% респондентов проявляется уменьшение боли:

РАз( В9) = 0,26, а у 20% - возбуждение аппетита:

РАз( В11) = 0,20.

Ранжирование анализируемых психоэмоциональных состояний по вероятностному проявлению при рассмотрении образа раскрытого кошелька с деньгами отражено в табл. 5.

ГО

О

о

Таблица 3

Ранжирование психоэмоциональных состояний респондентов при рассмотрении образа М. В. Ломоносова

я

<

Аг В1 в2 Вз в4 в5 Вб в7 в8 в9 Вю ВЦ б|2 Вгз б|4 В15 В16 В17 В18

Вероятность одо 0,08 0,27 0,08 0,10 0Д8 0,02 0,21 0,08 0,09 0,06 0,14 0,06 0,13 0,04 0,09 0,09 0,06

Ранг 6 8 1 8 6 3 11 2 8 7 9 4 9 5 10 7 7 9

ГО ь

0

X

и

1

о л и

Таблица 4

Ранжирование психоэмоциональных состояний респондентов при рассмотрении образа Ильи Муромца

а2 В1 в2 Вз в4 в5 в6 в7 в8 в9 Вю Вц В12 В13 В14 В15 В16 В17 В18

Вероятность 0,10 0,04 0,27 0,05 0,08 0,07 0,14 0,08 0,10 0,03 0,03 0,05 0,10 0,28 0,04 0,09 0,15 0,65

Ранг 6 11 3 10 8 9 5 8 6 12 12 10 6 2 11 7 4 1

N3

о

00

ю о>

о

Таблица 5

Ранжирование психоэмоциональных состояний респондентов при рассмотрении образа раскрытого кошелька с деньгами

Аз В1 в2 Вз в4 в5 в6 в7 в8 в9 Вю Вц В12 В13 В14 В15 В16 В17 В18

Вероятность 0,46 0,07 0,12 0,16 0,28 0,16 0,15 0,03 0,26 0,17 0,20 0,04 0,04 0,10 0,46 0,47 0,08 0,12

Ранг 2 12 9 7 3 7 8 14 4 6 5 13 13 10 2 1 11 9

Из табл. 5 видно, что на первом месте с явным доминированием по частотности проявления находится чувство досадной потери (В16). На втором месте находятся две альтернативы с одинаковой частотностью проявления: В1 - бодрит, поднимает настроение, обещает удовольствие, снимает депрессию и В15 - вызывает чувство выгодного приобретения. На третьем месте -В5 - успокаивает в стрессовых ситуациях, снимает усталость и грусть. Вместе с тем для этого образа можно выделить и четвертое место, так как вероятность частотности проявления этого состояния отличается от предыдущего всего на 2%, - это В9 -уменьшает боль.

Следовательно, влияние образа раскрытого кошелька с деньгами можно описать как образ, предвещающий для обследованной аудитории как потери, так и выгодное приобретение и поднятие настроения:

/Аз) = {Bi6, Bi, B15, В9}. Образ матрешки

Анализ вероятностей проявлений Вj при рассмотрении A4 показывает, что доминирующим психоэмоциональным состоянием является В1 - бодрит, поднимает настроение, обещает удовольствие, снимает депрессию:

Pa4( B1) = 0,36,

т. е. з6% всех опрошенных подтвердили это состояние. Вероятности того, что образ A4 отвлекает (В4) или снижает страх (В14), невысоки и незначительно отличаются друг от друга, но для этого изображения являются также доминирующими: Pa4(B4) = 0,26 * PA4(B14) = 0,25.

Ранжирование психоэмоциональных состояний по их вероятностному проявлению при рассмотрении образа матрешки отражено в табл. 6, из которой видно, что на первом месте находится альтернатива В1, на втором - В4, на третьем - В14, на четвертом - В5. Следовательно, образ матрешки воздействует на обследованную аудиторию как поднимающий настроение, от-

влекающии, снижающии страх и успокаивающий:

/(А4) = |Вх, В4, В14, В5}.

Образ медузы Горгоны

Анализ вероятностей проявлений В^ при рассмотрении образа А5 показывает, что это наиболее активный образ, который вызывает активацию большего количества анализируемых психоэмоциональных состояний. У 64% респондентов данный образ вызывает страх:

Ра5( В13) = 0,64.

В то же время 50% респондентов отметили, что образ Аб вводит в депрессию: Ра5( В 2) = 0,50.

Доминирующими состояниями для данного образа также являются В12 -снижение аппетита: Ра (В12) = 0,48, и Вэ -

5

снижение сексуального возбуждения: РА (Вэ) = 0,38.

5

Ранжирование указанных респондентами психоэмоциональных состояний по частотности их вероятностного проявления при рассмотрении образа медузы Горгоны отражено в табл. 7, из которой видно, что на первом месте с доминированием по своему проявлению находится альтернатива В13, на втором - В2, на третьем - В12, на четвертом - Вэ. Следовательно, образ медузы Горгоны респонденты оценивают как устрашающий и депрессивный, вызывающий снижение аппетита и сексуального возбуждения:

/(Аз) = {В13, В2, В12, Вэ}.

Образ А. С. Пушкина

Анализ вероятностей проявлений В^ при рассмотрении образа А6 показывает, что доминирующей альтернативой является В6 - способствует внутренней гармонии:

Р ( Вб) = 0,27,

6

т. е. 27% всех опрошенных подтвердили это состояние, а для 23% опрошенных данный образ концентрирует внимание (Вз):

Р. (В3) = 0,23.

Ранжирование альтернатив психоэмоциональных состояний по частотности их вероятностного проявления при рассмотрении образа А. С. Пушкина отражено в табл. 8, из которой видно, что на первом месте находится альтернатива В6, на втором - Вз. Таким образом, влияние образа А. С. Пушкина на обследованную аудиторию можно описать как гармонизирующий, концентрирующий внимание: /(А6) = {В6, Вз}.

Вместе с тем так как все вероятности В, при рассмотрении образа А6 меньше 0,з, то нельзя сделать вывод о высоком потенциале воздействия образа А. С. Пушкина на генерирование анализируемых психоэмоциональных состояний у представителей обследованной аудитории:

Ра6(В,) < 0,27. Образ Диониса

Анализ вероятностей В, при рассмотрении А7 показывает, что образ А7 является наиболее доминирующим в проявлении рассматриваемых альтернатив психоэмоциональных состояний (см. рис. 1).

Доминирующим психоэмоциональным состоянием, вызываемым данным образом, является В11 - возбуждение аппетита: РА7( В11) = 0,40.

40% всех опрошенных указали на это состояние. Среди оцениваемых альтернатив можно также выделить В6 - способствует внутренней гармонии:

Ра7( В 6) = 0,з0.

Кроме того, альтернатива В5 (успокаивает в стрессовых ситуациях, снимает усталость и грусть) также значима: РА7( В 5) = 0,27.

Ранжирование оцениваемых психоэмоциональных состояний по частотности их вероятностного проявления при рассмотрении образа Диониса отражено в табл. 9, из которой видно, что на первом месте находится Вц, на втором - В6, на третьем - В5. Для данного образа достаточно значимыми являются и такие состояния, как В17 -

вызывает возможность получить бессмертие (четвертое место), В1 - бодрит, поднимает настроение, обещает удовольствие, снимает депрессию (пятое место), В9 - уменьшает боль (шестое место). Следовательно, образ Диониса обследуемой аудиторией оценивается как возбуждающий аппетит, вызывающий внутреннюю гармонию и успокаивающий, а также дарующий бессмертие, поднимающий настроение, уменьшающий боль:

/(А7) = {Вц, В6, В5, В17, В1, В9}.

На основании проведенных вычислений можно вывести функцию частотности появления альтернатив психоэмоциональных состояний:

{Вз , В8 }, 1 = 1;

{В18 , В14 , Вз }, 1 = 2;

{В16, В1, В15, В9}, 1 = з;

/А) = -|{В1, В4, В14, В5}, I = 4;

{В1з, В2, В12, В8, В4}, 1 = 5;

{В6, Вз}, г = 6;

В11, В6 , В5 , В17 , В1, В9 }, 1 = 7.

Самым активным образом является А7 -Дионис, так как у него наибольшее количество проявлений психоэмоциональных состояний с вероятностью более 20%.

Самыми сильными являются образы богатыря Ильи Муромца (А2) и медузы Горгоны (А5), так как они могут вызывать определенные состояния с вероятностью более 50%.

Самыми слабыми являются образы М. В. Ломоносова (А1) и А. С. Пушкина

(А6).

Анализируя данные табл. 2, можно сделать вывод, что проявление психоэмоционального состояния В7 (усиление сексуального возбуждения) при рассмотрении всех предложенных образов не превышает 20%:

РА, (В7) < 0,2.

Можно сделать вывод о незначительном проявлении состояния Вю (улучшение зрения):

РА, (Вю) < 0,17.

Построим гистограммы вероятностей анализируемых событий (рис. 2-8).

Таблица 6

Ранжирование психоэмоциональных состояний респондентов при рассмотрении образа матрешки

А4 Вг в2 Вз в4 Вз в6 в7 в8 в9 Вю Вн В12 В13 В14 В15 В16 В\7 В18

Вероятность 0,36 0,06 0,07 0,26 0,22 0,16 0,06 0,16 0,18 0,14 0,16 0,08 0,06 0,25 0,11 0,06 0,04 0,04

Ранг 1 и 10 2 4 6 и 6 5 7 6 9 и 3 8 11 12 12

Таблица 7

Ранжирование психоэмоциональных состояний респондентов при рассмотрении образа медузы Горгоны

а5 В1 в2 Вз в4 в5 в6 в7 в8 в9 Вю Вн В12 В13 В14 В15 В16 В\7 В18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вероятность 0,06 0,50 0,11 0,24 0,02 0,02 0,08 0,38 0,04 0,11 0,04 0,48 0,64 0,04 0,02 0,17 0,21 0,04

Ранг 10 2 8 5 12 12 9 4 И 8 11 3 1 11 12 7 6 И

Ранжирование психоэмоциональных состояний респондентов при рассмотрении образа А. С. Пушкина

Таблица

А6 В1 в2 Вз в4 в5 в6 в7 в8 в9 Вю Вн В12 В13 В14 В15 В16 В\7 В18

Вероятность 0,08 0,09 0,23 0,08 0,17 0,27 0,08 0,08 0,11 0,08 0,03 0,07 0,04 0,08 0,05 0Д9 0,18 0,02

Ранг 8 7 2 8 5 1 8 8 6 8 12 9 И 8 10 3 4 13

Ранжирование психоэмоциональных состояний аудитории при рассмотрении образа Диониса

Таблица 9

а7 В1 в2 Вз в4 в5 в6 в7 в8 в9 Вю Вн В12 В13 В14 В15 В16 В\7 В18

Вероятность 0,24 0,11 0,10 0,16 0,27 0,30 0,20 0,08 0,21 0,08 0,40 0,06 0,01 0,13 0,06 0,08 0,25 0,03

Ранг 5 10 11 8 3 2 7 12 6 12 1 13 15 9 12 12 4 14

«о

-VI

Из гистограммы, приведенной на рис. 2, видно, что вероятности того, что рассмотрение образов бодрит, поднимает настроение, обещает удовольствие, снимает депрессию (В1) или вводит в депрессию (В 2), не превышают 50%, т. е.

РА. (В1) < 0,50,

Ра. (В2) < 0,50.

0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00

1

II1. 1 1 1 II1

0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05 0,00

1111

3

А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 В3 В4

Рис. з. Гистограмма вероятностей того, что тестируемые образы концентрируют (Вз) или отвлекают (В4) внимание

Из гистограммы, приведенной на рис. 4, видно, что вероятности того, что рассмотрение тестируемых образов усиливает (В7) или снижает (В8) сексуальное возбуждение, меньше 40%, т. е.

РА. (В7) < 0,20,

РА, (В8) < 0,40.

0,45 0,40 0,35 0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05 0,00

—1

■ ||. 1 II1

А1

А3 А4 В7 Во

Рис. 2. Гистограмма вероятностей того, что тестируемые образы бодрят, поднимают настроение, обещают удовольствие, снимают депрессию (В1) или вводят в нее (В2)

Из гистограммы, приведенной на рис. з, видно, что вероятности того, что тестируемые образы концентрируют внимание (Вз) и отвлекают (В4), меньше з0%, т. е.

Ра. (Вз) < 0,з0, Ра. (В4) < 0,з0.

Рис. 4. Гистограмма вероятностей того, что рассмотрение образов усиливает сексуальное возбуждение (В7) или снижает сексуальное возбуждение (В8)

Из гистограммы, приведенной на рис. 5, видно, что вероятности того, что тестируемые образы вызывают возбуждение аппетита (В11) или снижают (В12) его, в обследованной аудитории меньше 50%, т. е.

Ра. (Вц) < 0,40,

РА. (В12) < 0,50.

0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00

■I -■ !■ 1| ■

А1 А2 А3 А4 А5 Аб А7

I Вц В12

Рис. 5. Гистограмма вероятностей того,

что рассмотрение образов вызывает возбуждение аппетита (В11) или снижает аппетит (В12)

А

А

А

А

6

7

А

А

А

А

А

А

А

2

4

5

7

В

В

Из гистограммы, приведенной на рис. 6, видно, что вероятности генерации тестируемыми образами чувства страха (В13) или его снижения (В14) в обследуемой аудитории меньше 65%, т. е.

Ра, (В13) < 0,65,

Ра, (Вм) < 0,30.

0,70 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00

rz:

потери (В16), в обследованной аудитории меньше 50%, т. е.

PA. (B15) < 0,50,

Pa. (B16) < 0,50.

0,50 0,45 0,40 0,35 0,30 0,25 0,20 0,15 0,10 0,05 0,00

I.II

А1 А2 А3 А4

А5 Аб

А7

А1 А2 А3 А4

■ S15 В16

А5 Аб

Рис. 6. Гистограмма вероятностей того, что тестируемые образы вызывают страх (Ви) или снижают его (Вм) в обследованной аудитории

Рис. 7. Гистограмма вероятностей того, что тестируемые образы вызывают чувство выгодного приобретения (В15) или чувство досадной потери (В16) в обследованной аудитории

Из гистограммы, приведенной на рис. 7, В гистограмме приведенной на рис. 8,

видно, что вероятности того, что рассмот- собраны недвойственные проявления пси-

рение образов вызывает чувство выгодного хоэмоциональных состояний.

приобретения (В15) или чувство досадной

0,70 0,60 0,50 0,40 0,30 0,20 0,10 0,00

А1

A3 В5 Вб

А 4

В9 Вю В17

ПН п

А

7

В

В

13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14

А

А

А

А

6

7

В

18

Рис. 8. Гистограмма вероятностей того, что тестируемые образы успокаивают в стрессовых ситуациях, снимают усталость и грусть (В5), способствуют внутренней гармонии (В6), уменьшают боль (В9), улучшают зрение (Вю), вызывают возможность получить бессмертие (В17), чувство надежной защиты (Вм) в обследованной аудитории

Из рис. 8 видно, что вероятности того, что тестируемые образы успокаивают в стрессовых ситуациях, снимают усталость и грусть (В5), проявляются менее чем у з0% респондентов; способствуют внутренней гармонии (В6) - не более чем у з0%; уменьшают боль (В9) - менее чем у з0%; улучшают зрение (Вю) - менее чем у 20%; вызывают возможность получить бессмертие (В17) -менее чем у з0%; вызывают чувство надежной защиты (В18) - не более чем у 65% респондентов.

Выводы

На основании проведенных исследований и последующего статистического анализа их результатов выявлено, что поставленная гипотеза о прогнозируемости вида психоэмоционального состояния в среде студенческой молодежи посредством зрительного контакта с визуальными образами подтверждена в отношении трех из семи тестируемых образов. При этом совместно с основным типом указанного состояния прослеживается шлейф побочных альтернатив, что делает эти образы эмоционально насыщеннее, глубинно проникающими в подсознательную область психики.

Методическое соответствие проведенного исследования общепринятым требованиям позволяет распространить полученные результаты на всю генеральную совокупность целевой аудитории, в качестве которой выступает студенческое сообщество РЭУ им. Г. В. Плеханова. При определенных параметрах схожести других целевых аудиторий с обследованной полученные в данном исследовании результаты можно распространить также и на них.

Основные положения, выявленные в результате проведенных исследований, заключаются в том, что тестируемые образы воспринимаются обследованной аудиторией как:

- богатырь Илья Муромец - защищает (вероятность проявления - 65%) с понижением уровня страха при концентрации внимания;

- медуза Горгона - устрашает (вероятность проявления - 64%) и вводит в депрессию (вероятность проявления - 50%), а также снижает аппетит (вероятность проявления - 48%) и сексуальное возбуждение;

- раскрытый кошелек с деньгами -двоякое значение: как предвестник потери (вероятность проявления - 47%), так и обещание выгодного приобретения (вероятность проявления - 46%), влекущего за собой поднятие настроения (вероятность проявления - 46%).

Образ Диониса проявил средний по силе потенциал генерации тестируемых психоэмоциональных состояний - повышает аппетит (вероятность проявления - 40%), способствует внутренней гармонии (вероятность проявления - з0%), снимает усталость и грусть и поднимает настроение (вероятность проявления - 27%).

Такую же среднюю силу направленной генерации в отношении изучаемых состояний проявили остальные тестируемые образы: матрешка - поднимает настроение (вероятность проявления - з6%), профиль М. В. Ломоносова - концентрирует внимание (вероятность проявления - 27%) и узнаваемый профиль А. С. Пушкина - способствует внутренней гармонии (вероятность проявления - 27%).

Самыми часто проявляемыми (вероятность проявления - 64-65%) психоэмоциональными состояниями в обследованной аудитории при зрительном контакте с тестируемыми образами являются ощущения страха и защиты. Именно эти состояния целесообразно использовать для стимулирования деятельности обследованной аудитории посредством мотивации и демо-тивации целевых видов поведения.

Список литературы

1. Афонский С. А. Возможности и результаты применения визуальных латентных образов в использовании метода извлечения метафор // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2018. - № 2 (98). - С. 1з5-141.

2. Афонский С. А. Выявление соответствия латентных символов их смысловым значениям с помощью метода извлечения метафор // XXXI Международные Плехановские чтения : сборник статей аспирантов и молодых ученых. - М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2018. - С. 293-299.

3. Киселев В. М., Савинков С. В., Иванов А. В., Федорова А. В., Терентьев В. А., Соколов М. Д. Оценка эффективности и конкурентных преимуществ графических решений визуальных коммуникаций / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 3 (87). - С. 106-113.

4. Киселев В. М, Савинков С. В., Козлов В. Н., Иванов А. В., Федорова А. В. Наукометрический подход к оценке графических решений визуальных коммуникаций в корпоративном брендинге // XX Международная научно-практическая конференция заведующих кафедрами маркетинга, рекламы и связей с общественностью, дизайна и смежных направлений : сборник материалов. - М. : РАНХиГС, 2016. - С. 323-329.

5. Скоробогатых И. И., Мешков А. А., Ефимова Д. М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. - М. : КноРус, 2019.

6. Leach W. Marketing to Mindstates: The Practical Guide to Applying Behavior Design to Research and Marketing Kindle Edition. - Lioncrest Publishing, 2018.

7. Malhotra N. K. Basic Marketing Research: Leeds University Business School, 4th ed. -Pearson, 2013.

8. Zaltman G. How Customers Think: Essential Insights into the Mind of the Market, 1st ed. -Harvard Business School Press, 2003.

9. Zaltman G. Marketing Metaphoria: What Deep Metaphors Reveal about the Minds of Consumers, 1st ed. - Harvard Business Review Press. 2008.

10. Zaltman G. UNLOCKED: Keys to Improve Your Thinking. - Independently Published, 2018.

References

1. Afonskiy S. A. Vozmozhnosti i rezul'taty primeneniya vizual'nykh latentnykh obrazov v ispol'zovanii metoda izvlecheniya metafor [Opportunities and Results of Using Visual Latent Images in Applying the Method of Metaphor Eliciting]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2018, No. 2 (98), pp. 135-141. (In Russ.).

2. Afonskiy S. A. Vyyavlenie sootvetstviya latentnykh simvolov ikh smyslovym znacheniyam s pomoshch'yu metoda izvlecheniya metaphor [Revealing Correlation between Latent Symbols and their Meaning with the Help of the Method of Metaphor Eliciting]. XXXI Mezhdunarodnye Plekhanovskie chteniya, sbornik statey aspirantov i molodykh uchenykh [The 31st International Plekhanov Readings, collection of articles by post-graduate students and young scientists]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, 2018, pp. 293-299. (In Russ.).

3. Kiselev V. M., Savinkov S. V., Ivanov A. V., Fedorova A. V., Terent'ev V. A., Sokolov M. D. Otsenka effektivnosti i konkurentnykh preimushchestv graficheskikh resheniy vizual'nykh kommunikatsiy [Assessing the Efficiency and Competitive Advantages of Graphic Solutions of Visual Communications]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 3 (87), pp. 106-113. (In Russ.).

4. Kiselev V. M., Savinkov S. V., Kozlov V. N., Ivanov A. V., Fedorova A. V. Naukometricheskiy podkhod k otsenke graficheskikh resheniy vizual'nykh kommunikatsiy v korporativnom brendinge [Science-Metric Approach to Assessing Graphic Solutions of Visual

Communications in Corporate Branding]. XX Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya zaveduyushchikh kafedrami marketinga, reklamy i svyazey s obshchestvennost'yu, dizayna i smezhnykh napravleniy, sbornik materialov [The 20th Conference of Heads of Departments for Marketing, Advertising and HR, Design and Related Directions, collection of materials]. Moscow, RANKHiGS, 2016, pp. 323-329. (In Russ.).

5. Skorobogatykh I. I., Meshkov A. A., Efimova D. M. Marketingovye issledovaniya i situatsionnyy analiz [Marketing Research and Situation Analysis]. Moscow, KnoRus, 2019. (In Russ.).

6. Leach W. Marketing to Mindstates: The Practical Guide to Applying Behavior Design to Research and Marketing Kindle Edition. Lioncrest Publishing, 2018.

7. Malhotra N. K. Basic Marketing Research: Leeds University Business School, 4th ed. Pearson, 2013.

8. Zaltman G. How Customers Think: Essential Insights into the Mind of the Market, 1st ed. Harvard Business School Press, 2003.

9. Zaltman G. Marketing Metaphoria: What Deep Metaphors Reveal about the Minds of Consumers, 1st ed. Harvard Business Review Press. 2008.

10. Zaltman G. UNLOCKED: Keys to Improve Your Thinking. Independently Published, 2018.

Сведения об авторах

Владимир Михайлович Киселев

доктор технических наук, профессор кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: kisselev.vm@mail.ru

Наталья Александровна Жеребцова

кандидат технических наук, доцент кафедры высшей математики Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: Кемеровский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, д. 39. E-mail: jerebchova-cmy@mail.ru

Сергей Александрович Афонский

член правления ОХГСИ Московского союза художников, член Правления Московского отделения ВТОО «Союз художников России», доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: afonskysv@mail.ru

Information about the authors

Vladimir M. Kiselev

Doctor of Tech. Sciences, Professor

of the Department for Management Theory

and Business Technologies of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University

of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow,

117997, Russian Federation.

E-mail: kisselev.vm@mail.ru

Natalia A. Zherebtsova

PhD, Assistant Professor of the Department for Higher Mathematics Kemerovo Institute (branch) of the PRUE.

Address: Kemerovo Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics, 39 Kuznetskiy Avenue, Kemerovo, 650992, Russian Federation. E-mail: jerebchova-cmy@mail.ru

Sergey A. Afonsky

OHGSI Board Member of the Moscow Union of Artists, Board Member of the Moscow Branch of VTOO 'The Union of Painters of Russia', Assistant Professor of the Department for Advertising, Public Relations and Design of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: afonskysv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.