Научная статья на тему 'Злоупотребление правом в рамках закона о защите прав потребителей'

Злоупотребление правом в рамках закона о защите прав потребителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
329
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ABUSE OF LAW / CONSUMER EXTREMISM / PROTECTION OF CONSUMER RIGHTS / CIVIL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хисматуллин С.А., Бердегулова Л.А.

В статье рассматривается проблема злоупотребления правом потребителями в рамках закона РФ «О защите прав потребителей», приводятся возможные причины и пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Злоупотребление правом в рамках закона о защите прав потребителей»

УДК 343

Юридические науки

Хисматуллин С. А., студент 3 курса юридического факультета, Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета Бердегулова Л. А., научный руководитель, кандидат юр.наук, Стерлитамак, Российская Федерация

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ В РАМКАХ ЗАКОНА О ЗАЩИТЕ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация: В статье рассматривается проблема злоупотребления правом потребителями в рамках закона РФ «О защите прав потребителей», приводятся возможные причины и пути решения.

Ключевые слова: злоупотребление правом, потребительский экстремизм, защита прав потребителей, гражданское право.

Annotation: The article deals with the problem of abuse of consumers 'rights within the framework of the law of the Russian Federation "On protection of consumers' rights", possible reasons and solutions are given.

Keywords: abuse of law, consumer extremism, protection of consumer rights, civil law.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей определяет правовой статус потребителя на территории РФ, наделяет его значительными правовыми средствами для защиты своих прав. Данный нормативно-правовой акт призван уравнять «беззащитного» потребителя с предпринимателями. Примечательно то, что рядом международных экспертов, данный закон был признан одним из наиболее демократичных и эффективных законодательных актов в РФ.

Однако замысел законодателя не всегда достигает своей цели, т.к. зачастую случается так, что средство, созданное для защиты, может использоваться в качестве оружия. Свидетельством тому является относительно новое для российской юридической науки явление - так называемый «потребительский экстремизм». Данное явление заключается в деятельности недобросовестных потребителей, которые используют предоставленные законом гарантии в целях получения личной выгоды.

Наибольший масштаб вреда подобными действиями причиняют организации, которые создаются специально для получения доходов вышеуказанным способом. Роспотребнадзор в своем письме указывает, что «отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона о защите прав потребителей» [2].

Искаженное толкование недобросовестными общественными организациями положений Закона является наиболее опасной формой потребительского экстремизма. Связано это с тем, что среди прав общественных объединений потребителей ЗПП указывает «право проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них» [1]. Эта возможность используется недобросовестными экспертами, не имеющих даже специальных познаний в необходимых областях, для фальсификации результатов экспертиз. Эксперты общественных организаций в таких ситуациях выступают пособниками правонарушения и нацелены не на установление объективной истины, а лишь на получение материальной выгоды. Делается такая работа, соответственно, на заказ.

Значительным упущением в Законе «О защите прав потребителей», по нашему мнению, является то, что за предъявление необоснованных претензий не

предусматривается какая-либо ответственность, а возможность недобросовестности потребителя даже не подразумевается.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие рынка и товарооборота - сложный процесс, который имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Одним из таких последствий стал потребительский экстремизм, заключающийся в недобросовестном использовании потребителями гарантий, предоставленных им Законом РФ «О защите прав потребителей». Существование подобной проблемы делает бизнес в сфере услуг и торговли более уязвимым. Одним из путей решения данного вопроса может стать внесение изменений в указанный закон, которые определили бы соответствующие ограничения для общественных организаций, занимающихся недобросовестной экспертной деятельностью в сфере защиты прав потребителей.

Библиографический список:

1. Федеральный закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016). // СПС КонсультантПлюс.

2. О полномочиях общественных объединений потребителей // Письмо Роспотребнадзора. - 29.06.2005. - № 0100/4938-05-32. // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.