Научная статья на тему 'ЗЛОБОДНЕВНЫЕ И ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»'

ЗЛОБОДНЕВНЫЕ И ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8002
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Современная литература / процесс / понятие / термин

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рисолат Туляганова

Данная статья посвящена раскрытию понятия злободневного и вечного и места этих проблем и вопросов в творчестве Михаила Булгакова, частности в романе «Мастер и Маргарита»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗЛОБОДНЕВНЫЕ И ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

ЗЛОБОДНЕВНЫЕ И ВЕЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА

«МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Рисолат Туляганова

Студентка ЧГПИТО

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена раскрытию понятия злободневного и вечного и места этих проблем и вопросов в творчестве Михаила Булгакова, частности в романе «Мастер и Маргарита»

Ключевые понятия: Современная литература, процесс, понятие, термин

В произведении Булгакова «Мастер и Маргарита» затрагивается сразу несколько проблем. Все эти проблемы являются актуальными и на сегодняшний день.

И практически самой главной является противостояние между добром и злом. А вот кто из них победит будет известно после того как прочитать произведение до конца. Из всего этого можно сделать вывод о том, что каждая из сторон полностью равна другой стороне. А вот какая из них является правильной, каждый человек выбирает для себя индивидуально. Злым в романе является Воланд. Кроме этого они предоставляют каждому человеку выбор, согласно которому он будет двигаться дальше по жизни. Добрым человеком является Иешуа. И когда ему говорят о том, что на свете существует огромное количество злых людей, то он никому не верит и не хочет верить. Еще не может выбрать, куда и в какую сторону ему идти Понтий Пилат. Ему нужно выбрать пойдет он по тропе добра или зла. Для него самое главное чтобы все люди были не только справедливые, но еще и карьеристы. И сам не знает в пользу чего нужно сделать выбор. В итоге он выбрал карьеру и очень сильно поплатился за это. У каждого героя имеются свои личностные темы и потребности и ради того чтобы все это исполнить они готовы пойти на любые муки и жертвы. Но среди них есть настоящий творец своего дела и им является Мастер. Он пишет книгу, где главным героем стал Иисус Христос. В этой книге он хочет подчеркнуть, что в мире существует не только доброта, но еще и справедливость, борьба и любовь. Вот только не всем понятно данное произведение, а именно поэтому он является для многих просто непризнанным.

Здесь существует и еще одна проблема, которая заключается в любви. Она бывает настоящей и ложной. В то время когда была написана данная книга, то в основном многие жили гражданским браком. А вот на сегодняшний день любовь

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

для многих людей находится на втором месте, а может быть, даже и на последнем. А вот важным для них является то, в каком положении они находятся среди общества, а также и их материальное положение. А для того чтобы показать, что нужно немного изменить свое мнение он решил показать любовь между Маргаритой и Мастером. И ради любви она идет даже на сделку с самим дьяволом. Обычно, дьявол должен обмануть свою жертву, но здесь такого не происходит. Дьявол, наоборот, во всем ей помогает и делает ее не только счастливой, но еще и свободной.

Как вы уже заметили, что здесь автор затрагивает сразу несколько проблем, которые являются актуальными и на сегодняшний день.

Одной из таких проблем является творческая свобода художника, ценность истинного искусства. Для раскрытия данной темы автор противопоставляет членов МАССОЛИТа с Мастером, отсутствие таланта и стремление к наживе с истинным гением. Критики не признают таланта Мастера, однако он понимает, что их озлобленность связана не с тем, что они по истине не принимают, а тем, что они не верны своим словам и принципам. Эта проблема является актуальной и на сегодняшний день. Мастера, не состоявшего в МАССОЛИТе, не связанного с бюрократией и коррупцией, царившей в стенах литературного дома, лишили всяких возможностей. Он утратил силы, энергию и веру в себя.

Оценить его по-настоящему смогли потусторонние силы и его возлюбленная, Маргарита. Отсюда вытекает другая проблема, поднятая в произведении - непобедимая сила любви. Лирическая героиня считала писателя гением и полюбила его за его душу и умение тонко чувствовать. Героев объединяет талант Мастера, его способность создавать шедевры. Любовь и творчество - две части одного целого. Любовь зависима от книги, она в то же время питает роман. Сама история о Понтии Пилате пропитана болью, состраданием и сильной привязанностью. Такие же сильные чувства связывают Мастера и Маргариту, которая ради возлюбленного даже пошла на сделку с дьяволом.

«Если есть Бог, то, как может быть зло? Но если есть зло, то как может быть Бог?», - писал Лермонтов. Говоря о проблеме добра и зла в произведении, следует упомянуть, что Воланд, который нагонял на всех ужас, и, казалось бы, должен вызывать отвращение, на самом деле устанавливал справедливость, наблюдая за действиями людей. Воланд наказывал общество за создаваемое зло ради справедливости. Зло для него - не стремление, а способ побороть людские недостатки и несправедливость. За решениями человека принять сторону добра или зла в романе наблюдает именно этот «носитель зла».

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

Таким образом, роман «Мастер и Маргарита» раскрывает множество важных проблем, таких как нравственный выбор человека в жизни, его ответственность за совершаемые поступки, проблема истинного назначения человека, творческой свободы. Он - о настоящей любви и таланте, о человечности и всепрощении в мире, где всегда идет борьба за человеческие души. Соотношение злободневного и Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита".

В своем романе М. А. Булгаков поднимает множество тем, которые не ограничиваются эпохой. В том или ином столетии люди рассуждали и будут рассуждать на важные темы. Именно такие вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита» поднимаются автором и на контрасте с эпохой приобретают острое и интересное значение. Борьба добра и зла

Все мы привыкли разделять зло и добро как две силы, управляющие человеком. В религии есть Бог, который выступает на стороне добра и Дьявол, или Сатана, который считается символом зла. Булгаков привлекает в своем произведении и того и другого. Но вот понятия «зло» и «добро» автор видит несколько иначе. Он пытается донести до читателя, что эти силы уравновешивают друг друга, а быть добрым или злым решает только сам человек. Воланд и его свита, казалось бы, несут зло, представляя собой Дьявола и его отряд. Но в романе они скорее являются воплощением справедливости, лишь наказывая людей за их проступки, предоставляя им выбор, а не склоняя на свою сторону. Бог представлен в романе в виде персонажа по имени Иешуа. Он является воплощением Иисуса.

Мастер в своем романе описывает его как обычного человека с философскими идеями и нестандартным взглядом на жизнь. Он принимает всех людей и утверждает, что злых не существует - существуют обиженные. В качестве судьи выступает Понтий Пилат. Ему предстоит сделать сложный выбор между правдой и карьерой. Он выбирает последнее, за что и оказывается наказан на веки. В одной из бесед Воланд задает интересный вопрос: «.. .что было бы твое добро, если бы не существовало зла?». В этом выражается мысль Булгакова о противоборстве этих двух сил.

Ценность настоящего искусства

Все члены МАССОЛИТа представлены Булгаковым как бесталанные люди, заботящиеся только о своем достатке и набивании желудка. Они пишут на заказ, лишь о том, о чем нужно партии. Берлиоз как предводитель этой «шайки» оказывается под трамваем, расплатившись за всех своих подопечных и продажность своего творчества. Его уже не исправить, поэтому его жизнь

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

прекращается под трамваем. Второй стороной выступает Мастер. Это настоящий талант, который в своем произведении поднимает истинные и глубокие темы. Этот гений отвергается членами МАССОЛИТа, не понятый и принятый из-за их ограниченности. Понимают и по достоинству оценивают его произведение лишь высшие силы и Маргарита, а современники слишком заняты обслуживанием времени, чтобы разглядеть талант. Но «рукописи не горят», и настоящее искусство имеет свое место в мире под защитой высших сил. Мостиком между искусством и бездарностью служит талантливый писатель, который еще имеет возможность не потерять свой талант, не прогнуться под заказ времени. Это Иван Бездомный. В итоге он оказывается впсих больнице, все же имея шанс исправиться и раскрыть свой настоящий талант.

Любовь

Немаловажная вечная тема, которая никогда не утихнет в сердцах людей -это любовь. Настоящая любовь между Маргаритой и Мастером, ради которой можно на многое пойти и все стерпеть. Маргарита уходит от мужа, принимает сторону Воланда ради жизни с Мастером. Примечательно, что Дьявол не обманул ее, как принято на стороне зла. Он наградил ее за честный труд и самоотверженность вечным покоем рядом с Мастером. Но фоне развивающихся «гражданских браков» и замужеств по расчету, настоящая любовь Мастера и Маргариты - редкость.

Поднимаемые Булгаковым темы - вечны и всегда будут заботить людей. Данная статья поможет написать сочинение «Проблематика романа «Мастер и Маргарита», выявить основные вечные темы, о которых говорит автор в своем произведении.

Мастер и Маргарита — шедевр русской литературы, где переплелись настоящее и прошлое. Над своим творением автор работал большую часть жизни и в итоге подарил читателям грандиозное и уникальное произведение полное красок. Разнообразие героев, привлекающее внимание своей фантастичностью и необычностью. Это роман Булгакова, где поднимаются разные темы со всеми его проблемами, о чем и напишем наше сочинение. Мастер и Маргарита проблемы Как мы уже сказали, в своем романе Булгаков поднимает разнообразные проблемы, которые с помощью своих героев, их образов и действия писатель раскрывает их и ищет пути решения. Таким образом в романе Мастер и Маргарита раскрываются такие проблемы, как проблема выбора, проблемы добра и зла, проблемы любви и одиночества, проблемы творчества и нравственности. Рассмотрим все более подробно. Проблема выбора Читая произведение Булгакова, мы замечаем первую проблему, которую поднимает писатель и это проблема выбора. Булгаков строит сюжет так, что от каждого персонажа зависит

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

его судьба и то по каким законам будет развиваться жизнь. Писатель дает каждому из своих героев возможность менять жизнь к лучшему, вот только не каждый из них этим шансом пользуется. А ведь перед выбором поставлен каждый. Это и Маргарита, которой нужно выбирать жизнь с мужем в богатстве, либо жить с бедным Мастером. Это и выбор, который нужно было сделать Понтию Пилату. Выбор, который нужно было делать Рюхину и Бездомному. Дочитав работу Булгакова, мы увидели, что каждый из героев все-таки сделал свой личный выбор и он для каждого был по-своему правильным. Нравственные проблемы Ключевой в романе является и нравственная проблема, когда каждый человек должен определить для себя, что хорошо, что плохо, стать на путь предательства или остаться верным своим идеалам, быть трусом или же стать на справедливый путь. Все герои в определенный момент своей жизни решают для себя нравственные вопросы, выбирая тот или иной путь. Так Понтий должен для себя решить, оправдать невиновного или же вынести смертный приговор. Мастер должен делать выбор либо отказаться от своего произведения, подчинившись цензуре или же отстаивать собственный роман. Маргарите нужно решить быть с мужем или же разделить судьбу с любимым Мастером. При этом все персонажи сталкиваются с нравственной стороной проблемы. Проблема добра и зла Еще одной из вечных проблем, что раскрыл Булгаков, была проблема добра и зла. Данная тема интересовала многих писателей и была актуальна во все времена. Булгаков тоже не остался в стороне от проблемы добра и зла и раскрыл ее по-своему, используя жизнь и выбор своих персонажей. Две разные силы, что должны быть в равновесии и не могут существовать одна без другой, автор воплощает в образах Иешуа из Ершалаима и Воланда. Мы увидели, что две силы равноправны и стоят на одной ступени. Воланд и Иешуа не управляют миром, а лишь сосуществуют и противоборствуют, устраивая споры. При этом можно смело утверждать то, что борьба добра и зла вечная, так как не найдется в мире ни одного человека, кто бы не совершил греха, точно так же как нет того, кто бы ни разу в жизни не совершил добра. Главное уметь распознать эти две силы и выбрать правильный путь. Как раз роман помогает читателям понять, что есть добро, а что зло. Проблема творчества Не остался в стороне автор и от проблемы творчества. Уже с первых страниц мы замечаем поднятую проблему ложного и настоящего творчества. Данная тема также волновала и была болезненной для Булгакова. Видимо поэтому многие читатели и литературоведы в образе Мастера видят самого Булгакова. Читая произведение, мы видим членов МАССОЛИТа, которые заботятся не о том, что написать, а как набить свои карманы. Автор изображает писателей, для которых храмом культуры и его достопримечательностью во все времена был ресторан, что расположен на первом

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

этаже. А вот истинный писатель — это Мастер, в его образе изображается настоящий художник пера, который написал поистине хорошую работу. Но вот бездарные массолитяне ее не оценили, мало того, довели персонажа до сумасшествия. Однако автор говорит о том, что придет время и халтура будет наказана, высшие силы воздадут каждому за их деяния. В произведении сделан упор на то, что рукописи не горят, а значит каждый человек, который связал себя с литературой, должен относиться к творчеству ответственно. Справедливость была восстановлена благодаря Воланду и его свите. Весь рассадник лжи и халтуры был объят огнем. И пускай, новое здание отстроится, придут новые халтурщики, но на время истина восторжествовала. А у настоящих талантов появилось немного времени для того, чтобы нести в мир свои шедевры. Проблема любви Любовь чувство, которое волнует всех, и проблема любви также была раскрыта в романе Мастер и Маргарита. Любовь — воистину сильное чувство, которое толкает людей на разные поступки. Булгаков раскрывает тему любви с помощью образов двух героев: Маргариты и Мастера. Вот только имеются препятствия на пути их общего счастья. Во-первых замужество героини, во-вторых нахождение Мастера в психиатрической больнице. Но любовь героев настолько сильная, что Маргарита решается на сделку с дьяволом. Она продает свою душу ему, лишь бы тот вернул ей любимого человека. Какой мы видим любовь в романе? Прежде всего, это любовь, которая не делает героев хуже или лучше, она их делает просто другими. Любовь у писателя самоотверженная, бескорыстная, милосердная, вечная и верная. Проблема одиночества Среди философских проблем, что раскрывает автор, была и проблема одиночества, которая хороша раскрыта на примере главных героев. Здесь мы видим Мастера, чье произведение отвергает общество. А ведь оно для него было смыслом жизни. Тем самым автор раскрывает одиночество творческих людей. Видим одиночество Иешуа, которого отвергли люди не приняв правды, проповедуемой персонажем. Видим одиночество и в образе Понтия Пилата, который пренебрег совестью и переступил всевышний закон. К тому же, читая роман, увидели мы одиночество и в глазах героини Маргариты, чье сердце требовало любви.

Однако у Булгакова не угасает надежда на то, что люди все же обретут покой, услышат голос разума, познают любовь, а вместе с этим избавятся от одиночества.

Список использованной литературы:

1. Барт Р. Избр. работы: Семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1994.

2. Басинский П. Полемические заметки о постмодернизме // Новый мир. 1983. №11; Пафос границы // Новый мир. 1995. №1.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I SPECIAL ISSUE 1 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

3. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979; М.: Худ. лит., 1990.

4. Бирюков С. Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма. М.: Наука, 1994.8 февр.

5. Дементьева М. Дети намеков // Современная драматургия. 1990. №6. Дичев И. Шесть размышлений о постмодернизме // Сознание в социокультурном измерении. М., 1990.

6. Ерофеев В. Русские цветы зла // Собр. соч.: В 3 т. М., 1996. Т.2. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопр. лит. 1996. Май -июнь.

Золотоносов М. Литература постмодернизма // Знамя. 1990. №8.

7. Ручинский В. Возвращение Воланда, или Новая дьяволиада. Тверь: Россия -Великобритания, 1993.

8. Современный философский словарь. - Москва-Бишкек-Екатеринбург: Одиссей, 1996.

9. Степанов К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. 1993.

10. Халипов В. Постмодернизм в системе мировой культуры // Иностр. лит. 1994. №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.