Научная статья на тему 'Златоустовские католики – специалисты социально значимых профессий в конце XIX – начале XX в.'

Златоустовские католики – специалисты социально значимых профессий в конце XIX – начале XX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
католики Златоуста / поляки / немцы / социально-экономическое развитие России / Южный Урал / здравоохранение / образование / судебно-правовая система / Catholics of Zlatoust / Poles / Germans / social and economic development of Russia / South Ural region / healthcare / education sector / legal and judicial frameworks

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александр Николаевич Андреев

Разрабатывается малоизученный религиозно-институциональный аспект участия нерусских диаспор в жизни социума. Изучен вопрос об участии прихожан римско-католической церкви города Златоуста в работе организаций социальной сферы (здравоохранения, образования, юстиции) на Южном Урале рубежа XIX–XX вв., дана оценка вовлеченности католиков в процессы социального развития региона. Выяснено, что наибольший вклад златоустовские католики внесли в работу медицинских и судебных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Александр Николаевич Андреев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zlatoust Catholics – specialists of socially important professions during the late 19th and early 20th centuries

The article formulates the problem of the tight-knit religious (non-Orthodox) communities’ influence on the social development and social modernization of Russian regions in the late empire era. It is aimed at a systematic solution to the issue of the Zlatoust Roman Catholic Church parishioners’ participation in the work of social significant organizations (healthcare and educational institutions, judicial and law enforcement authorities) in the South Ural region at the turn of the 20th century. On the basis of reference issuances (reference books) published by the Ufa and Orenburg provincial statistical committees and of parish registers of the Zlatoust Church, the author consistently identifies Catholic faith persons among employees of medical and educational institutions, as well as officials of the judicial and legal system in the city Zlatoust and its district. The article also appreciates Catholics’ and their parish organization’s role in the life support and development of these sectors. In fact, the conducted research serves to develop a littlestudied religious-institutional (parish) aspect of non-Russian Diasporas’ (mainly Polish and German) involvement in the society’s life. The most important theoretical premise of the study is the idea that it is the Church parishes that should be considered as the basic social institutions of “Russian foreigners” when assessing their impact on socioeconomic processes in Russia. Using statistical and biographical methods, as well as the method of restoring family history, the author exposed the Catholic segment in the job market of the so-called “social professions” in Zlatoust city and Zlatoust district, and traced the professional biographies of many Catholic specialists. The author concludes that local Catholics made the greatest contribution to the work of medical institutions (especially veterinary medicine) and judicial and law enforcement agencies. The parishioners of the Catholic Church in Zlatoust, possessing valuable professional skills and a rather rare higher education at that time, were actively involved in the work of the zemstvos, forming a new post-serf social reality in this region. Many of them – zemstvo physicians, paramedics, pharmacists, examining magistrates – made up the intelligentsia stratum in the South Ural region. The Roman Catholic parish in Zlatoust, which contributed to the social adaptation of Poles, Germans and persons of other nationalities, ensured their existence in their native cultural and confessional environment, and thus simultaneously facilitated the attraction of qualified personnel of non-Russian origin to the South Ural rerion and their use in the social sphere. In this sense, the history of the Catholic community of Zlatoust – the oldest non-Orthodox association in the Urals – represents one facet of the socio-economic modernization history of the region at the turn of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Златоустовские католики – специалисты социально значимых профессий в конце XIX – начале XX в.»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 491. С. 92-102 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 491. рр. 92-102

ИСТОРИЯ

Научная статья

УДК 94 (47).083; 282

doi: 10.17223/15617793/491/11

Златоустовские католики - специалисты социально значимых профессий

в конце XIX - начале XX в.

Александр Николаевич Андреев1

1 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет),

Челябинск, Россия, alxand@yandex.ru

Аннотация. Разрабатывается малоизученный религиозно-институциональный аспект участия нерусских диаспор в жизни социума. Изучен вопрос об участии прихожан римско-католической церкви города Златоуста в работе организаций социальной сферы (здравоохранения, образования, юстиции) на Южном Урале рубежа Х1Х-ХХ вв., дана оценка вовлеченности католиков в процессы социального развития региона. Выяснено, что наибольший вклад златоустовские католики внесли в работу медицинских и судебных учреждений. Ключевые слова: католики Златоуста, поляки, немцы, социально-экономическое развитие России, Южный Урал, здравоохранение, образование, судебно-правовая система

Источник финансирования: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-2820029, https://rscf.ru/project/22-28-20029/

Для цитирования: Андреев А.Н. Златоустовские католики - специалисты социально значимых профессий в конце XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 491. С. 92-102. doi: 10.17223/15617793/491/11

Original article

doi: 10.17223/15617793/491/11

Zlatoust Catholics - specialists of socially important professions during the late 19th and early 20th centuries

Aleksandr N. Andreev1

1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, alxand@yandex.ru

Abstract. The article formulates the problem of the tight-knit religious (non-Orthodox) communities' influence on the social development and social modernization of Russian regions in the late empire era. It is aimed at a systematic solution to the issue of the Zlatoust Roman Catholic Church parishioners' participation in the work of social significant organizations (healthcare and educational institutions, judicial and law enforcement authorities) in the South Ural region at the turn of the 20th century. On the basis of reference issuances (reference books) published by the Ufa and Orenburg provincial statistical committees and of parish registers of the Zlatoust Church, the author consistently identifies Catholic faith persons among employees of medical and educational institutions, as well as officials of the judicial and legal system in the city Zlatoust and its district. The article also appreciates Catholics' and their parish organization's role in the life support and development of these sectors. In fact, the conducted research serves to develop a little-studied religious-institutional (parish) aspect of non-Russian Diasporas' (mainly Polish and German) involvement in the society's life. The most important theoretical premise of the study is the idea that it is the Church parishes that should be considered as the basic social institutions of "Russian foreigners" when assessing their impact on socioeconomic processes in Russia. Using statistical and biographical methods, as well as the method of restoring family history, the author exposed the Catholic segment in the job market of the so-called "social professions" in Zlatoust city and Zlatoust district, and traced the professional biographies of many Catholic specialists. The author concludes that local Catholics made the greatest contribution to the work of medical institutions (especially veterinary medicine) and judicial and law enforcement agencies. The parishioners of the Catholic Church in Zlatoust, possessing valuable professional skills and a rather rare higher education at that time, were actively involved in the work of the zemstvos, forming a new post-serf social reality in this region. Many of them - zemstvo physicians, paramedics, pharmacists, examining magistrates - made up the intelligentsia stratum in the South Ural region. The Roman Catholic parish in Zlatoust, which contributed to the social adaptation of Poles, Germans and persons of other nationalities, ensured their existence in their native cultural and confessional environment, and thus simultaneously facilitated the attraction of

© Андреев А.Н., 2023

qualified personnel of non-Russian origin to the South Ural rerion and their use in the social sphere. In this sense, the history of the Catholic community of Zlatoust - the oldest non-Orthodox association in the Urals - represents one facet of the socio-economic modernization history of the region at the turn of the 20th century.

Keywords: Catholics of Zlatoust, Poles, Germans, social and economic development of Russia, South Ural region, healthcare, education sector, legal and judicial frameworks

Financial support: The reported study was funded by Russian Science Foundation, project № 22-28-20029, https://rscf.ru/en/project/22-28-20029/

For citation: Andreev, A.N. (2023) Zlatoust Catholics - specialists of socially important professions during the late 19th and early 20th centuries. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 491. рр. 92-102. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/491/11

Исследование истории инославных общин в России имеет богатые традиции и обладает непреходящей актуальностью, поскольку дает необходимые знания об этноконфессиональной структуре российского общества, детерминирует способы межрелигиозного взаимодействия в нем, оттеняет специфику особого «русского» пути [1. С. 101-160]. Однако история инослав-ных общин до недавнего времени воспринималась преимущественно как составная часть истории религии: специалисты видели в общинных коллективах прежде всего носителей тех или иных религиозных идей или культурных ценностей и редко усматривали в «иноверцах» непосредственно социальных акторов. Предлагаемое исследование, выполненное в русле социальной истории, напротив, разрабатывает тему влияния замкнутых конфессиональных групп населения на социальное развитие российских регионов. Целью статьи является решение вопроса об участии прихожан златоустовской католической церкви в работе организаций социальной сферы на Южном Урале рубежа XIX-XX вв. Достижению цели подчинены основные задачи исследования - выявление лиц католической веры и особенно членов прихода среди работников здравоохранения, образования и судебно-правовой системы Златоуста и Златоустовского уезда, а также осуществление приблизительной оценки их роли в жизнеобеспечении указанных отраслей. Решение задач производится с опорой на справочные издания Уфимского и Оренбургского губернских статистических комитетов (адрес-календари) и метрические документы зла-тоустовского католического прихода.

В исторической науке de facto нет исследований, посвященных функциональным взаимосвязям между развитием конфессиональных объединений и социально-экономическими процессами в России и ее отдельных регионах. Гораздо лучше разработана смежная проблематика, состоящая в изучении истории национальных диаспор (главным образом, польской и немецкой) на Урале и в Сибири. Имеются обобщающие труды по истории поляков в Пермском крае, Екатеринбурге, Уфе, Оренбуржье, Курганском уезде, авторы которых так или иначе прослеживают вклад поляков (в большинстве случаев католиков) в хозяйственное, социальное и культурное развитие регионов [2-4]. Существуют и специальные статьи на тему участия тех или иных этнических групп (не только поляков и немцев, но и шведов, латышей, эстонцев) в работе различных отраслей хозяйства на Урале - транспортной, горно-металлургической, аграрной [5-9].

Службе врачей иностранного происхождения (поляков и немцев) на горных заводах Урала в хронологических рамках в XIX в. посвятил ряд своих исследований Э.А. Черноухов [10-12]. Участие поляков в создании социальной сферы Западной Сибири на рубеже Х1Х-ХХ вв. оценил Л.К. Островский [13, 14]. Однако авторы отмеченных публикаций никак не связывают удовлетворение потребностей региональной экономики с функционированием религиозных общин тех же поляков или немцев, оставляя в стороне религиозно-институциональный аспект участия нерусских диаспор в жизни социума. Думается, это неправильно, поскольку в большинстве случаев поляки, немцы, литовцы и прочие не существовали изолированно друг от друга, т.е. вовсе не составляли замкнутых диаспор, а входили в мультинациональные церковные приходы или общины. И именно эти приходы следует рассматривать в качестве базовых социальных институтов «русских иноземцев» при оценке их влияния на социально-экономические процессы «глубинной» России.

С другой стороны, специалисты по истории католической традиции на Урале тоже не спешат комплексно решать вопросы, связанные с вовлеченностью католиков в социально-экономическую жизнь региона. В основном исследуются процессы распространения католичества и социально-политические условия их протекания, место католиков в религиозном ландшафте Урала, история появления церквей и состав причтов, социальный и национальный состав католического населения [15-17]. Разработка истории католичества конкретно на Южном Урале вообще находится в начальной стадии развития. В немногочисленных публикациях пока представлена общая история появления католичества в Оренбуржье, Уфе и Челябинске, причем, в силу четко очерченных территориальных рамок, в них крайне мало внимания уделяется златоустовскому приходу - старейшему на уральской земле [18. С. 76-78; 19. С. 5-6, 31-36; 20]. Таким образом, данная статья обладает новизной не только в теоретическом отношении, но и в фактологическом, впервые раскрывая социопрофессиональный состав католической общины Златоуста и фокусируя внимание на возможностях отдельных его членов влиять на ход социальной модернизации края.

Исследование осуществлено в междисциплинарном поле социальной истории и социологии религии. Теоретический инструментарий последней позволил сосредоточиться на изучении церковного прихода как социального организма.

Решение собственно исторических задач произведено с помощью статистического и биографического методов. Широко применялся и новейший метод восстановления истории семей, послуживший определению социальных и родственных связей между католиками и обеспечивший возможность реконструкции в составе церковного прихода его базовых ячеек (семей).

Российский рынок труда, несмотря на его существенное укрепление и стабилизацию, произошедшие к концу XIX столетия, продолжал остро нуждаться в квалифицированных специалистах [21. С. 8]. В целом, его развитие определялось расширением промышленного сектора экономики, который резко повышал доходность от применения кадрового потенциала, делал рынок труда «полноценным» (конкурентным) и повышал степень мобильности его субъектов [21. С. 118-124].

Формирование рынка труда на Урале происходило в русле общероссийских тенденций: движущей силой этого процесса также выступала промышленность, которая, справившись с упадком, вызванным крестьянской реформой, тем не менее, так и не смогла преодолеть свою отсталость «на фоне стабильно растущей промышленной базы юга России» [22. С. 65]. Для повышения конкурентоспособности уральской индустрии тем более были нужны квалифицированные кадры, что резко увеличивало на них спрос. На рубеже XIX-XX вв. в горно-металлургической отрасли и на предприятиях железнодорожного транспорта Южного Урала, помимо русских, были широко задействованы поляки, немцы, бельгийцы, обычно имевшие высокий уровень грамотности и стремившиеся к получению специального образования [23]. Как правило, они были прихожанами католических церквей Златоуста и Челябинска, за исключением части немцев, исповедовавших лютеранство. Эти же приходы вбирали в себя немало лиц, обладавших профессиями высокой социальной значимости - врачей, педагогов, работников правоохранительной сферы. Их активно привлекали на службу горная администрация и администрация управления железных дорог, которые, таким образом, напрямую обеспечивали социальное развитие региона.

Поляки и немцы (католики и лютеране) составляли сравнительно небольшую, но функционально значимую часть дипломированных медицинских работников на Урале и в Западной Сибири [14. С. 91-92; 24. С. 77; 25. С. 297-299]. Согласно алфавитному перечню лиц, имеющих право врачебной практики в России, в 1914 г. на долю представителей этих национальностей приходилось не менее 10% врачей и фармацевтов [26. С. 12-552]. Образ доктора-немца вообще был стереотипным для российского общественного сознания, однако в том же качестве на горнозаводском Урале нередко представал и поляк. Среди выпускников медицинских факультетов университетов (Московского, Петербургского, Казанского, Томского, Варшавского, Киевского, Харьковского, Одесского) «... довольно солидную долю составляли поляки» [27. С. 83]. В начале XX в. поляки из числа прихожан златоустовского костела трудились в госпиталях, амбулаториях и аптеках при казенных и частных заводах - например, фармацевт Белорецкого завода Бронислав Осипович Пашкевич

[28. С. 66], врач Миньярского железоделательного завода Эрнест Эрнестович Пенский (1887-1921) [29. С. 55], врач Демаринского винокуренного завода Александр Дмитриевич Гуминский [30. Л. 10]. Еще в 1840-х гг. младшим лекарем Артинского завода, входившего в Златоустовский горный округ, служил выпускник Ви-ленского университета Михаил Стржалковский [31. С. 63]. Оставаясь католиком, он был женат на протестантке, а его дети частью исповедовали лютеранство, частью - православие. В начале 1870-х гг. в Златоусте в должностях уездного врача и одновременно младшего лекаря заводского госпиталя состоял его сын Александр Михайлович Стржалковский [32. С. 66, 68]. Старшим лекарем госпиталя в эти же годы служил поляк Феликс Михайлович Калиновский, а аптекарем - немец-католик Даниель (Данило Иванович) Поль [32. С. 68].

Самым известным врачом католического вероисповедания на горных заводах Южного Урала был Эдуард Альбертович (Адальбертович) Шлипер (Шлиппер, Schlieper), происходивший из семьи златоустовских немцев-оружейников. Его отец, Альберт Шлипер, большой специалист по отливке пушек, помогал управителю Златоустовской фабрики Павлу Матвеевичу Обухову в его опытах по созданию литых орудий [33. С. 34]. Эдуард Шлипер, 1853 года рождения, получил высшее медицинское образование за счет казенных средств Горного ведомства и, вернувшись в родные места, в 1881 г. поступил на службу в Златоустовский горный округ [28. С. 393; 34. С. 8]. Его карьера поначалу складывалась непросто - долгое время доктору приходилось служить в глуши. Так, в 1881-1890 гг. он был земским врачом западного врачебного участка в селе Богородском Пермской губернии, где возглавлял «приемный покой на 4 кровати» [35. С. 385; 36]. В 18961906 гг. Э. Шлипер, уже в чине коллежского советника, служил врачом Саткинского завода [37. С. 259; 38. С. 79]. В 1910 г. он был назначен старшим врачом и инспектором по медицинской части Златоустовского горного округа и менее чем через год получил чин статского советника [39. С. 81; 40. С. 84]. В течение 19101915 гг., совмещая обязанности старшего окружного врача и заведующего горнозаводским госпиталем в Златоусте, Э. Шлипер входил в Управление Златоустов-ским горным округом, пока в 1916 г. на этих должностях его не сменил Ф.В. Симонов [41. С. 136; 42. С. 147, 156; 43. С. 132, 140; 44. С. 134; 45. С. 134, 142]. После отставки Э. Шлипер продолжал заниматься частной врачебной практикой в Златоусте, которую начал не позднее 1912 г. [29. С. 139; 42. С. 157].

Э. Шлипер представлял собой типичного интеллигента - был человеком творческим, одаренным, социально активным, с разносторонними интересами и высокими духовными запросами [46. С. 156-173]. Провинция обычно бедна на такого рода людей, и потому так важен их вклад в культурное развитие небольших городов. Он прекрасно играл на скрипке и много лет (по меньшей мере, в 1912-1917 гг.) являлся товарищем председателя местного музыкально-драматического кружка [41. С. 135; 29. С. 138], организатором театральной самодеятельности [47]. В эти же годы достигла апогея его общественная и благотворительная

деятельность - Э. Шлипер был одним из директоров уездного отделения Попечительного о тюрьмах общества, а также членом Златоустовского комитета попечительства о народной трезвости [41. С. 123-124; 44. С. 130-131]. В революционном 1917 г. он вошел в правление Уфимского отдела Всероссийской лиги по борьбе с туберкулезом [29. С. 76]. Еще служа в Сатке, Э. Шли-пер духовно породнился с семьей заводского служащего Франца Лаубмана - австрийского подданного, чей сын был назван Эдуардом в честь уважаемого немецкого доктора, ставшего крестным [48. Л. 10 об.].

Помимо поляков и немцев, приход костела в Златоусте включал в себя медицинских и фармацевтических работников разных национальностей - украинца Адольфа Коломееца, заведовавшего больницей Юрюзанского завода [42. С. 156], провизора-литовца Михаила-Эмилиана Буйневича (1865-1909), с 1897 по 1909 г. управлявшего Златоустовской земской аптекой, и других [28. С. 100; 49. Л. 1, 15 об.; 50. Л. 3 об.; 51. С. 235; 52.С. 77; 53. С. 51]. С католическим приходом был связан дом православных французов Бейвелей, перешедших в российское подданство: брат знаменитого челябинского городского головы Константин Францевич Бейвель, православного вероисповедания, был женат на католичке. К.Ф. Бей-вель, выпускник оренбургской классической гимназии, в 1896 г. поступил учеником в вольную аптеку Карла Карловича Капеллера в Оренбурге - именно в ведомости о штатных служащих аптеки указаны его национальность и вероисповедание [54]. К.Ф. Бей-вель в качестве провизора упоминается в документах златоустовского костела за 1904 г. вместе со своей супругой Евгенией Авраамовной, которая стала крестной для мальчика-поляка Ромуальда Огинского [55. Л. 5]. В 1914 г. К.Ф. Бейвель служил аптекарским помощником в вольной аптеке при земстве в Набережных Челнах [26. С. 501].

Имена католиков златоустовского прихода прочно вписаны в историю земской медицины Южного Урала, несмотря на то, что, согласно адрес-календарям, доля католиков среди врачей и фельдшеров Зла-тоустовского уездного земства в первое десятилетие XX в. не превышала 10% (лиц католического исповедания, как правило, было не более двух человек из двадцати с лишним специалистов). Между тем речь идет о ветеранах медицинской службы. Например, много лет, с конца XIX в. до начала Первой мировой войны, земским врачом в селе Тастуба, тогда относившемся к Златоустовскому уезду, служил Болеслав Болеславович Свенцицкий (1872 года рождения, окончил курс в 1897 г.) [56. С. 285]. В Тастубе фельдшерицей-акушеркой работала его жена Ольга Петровна, сам же он, помимо заведования земской больницей, занимался еще и частной практикой [41. С. 121, 136; 42. С. 141, 156157; 52. С. 77-78]. Эта семья была весьма уважаемой в уезде - Свенцицкий состоял в дружеских отношениях с известным на Урале общественным и политическим деятелем Петром Флегонтовичем Коропачинским, в 1898-1901 гг. возглавлявшим Златоустовскую уездную земскую управу [57]. Накануне войны Б.Б. Свен-

цицкий входил в общество вспомоществования нуждающимся ученицам Месягутовской женской прогимназии [41. С. 135; 42. С. 155].

В Юрюзанской больнице земским врачом в 19161917 гг. служила Люция Антоновна Тараткевич-Забо-ровская, тоже занимавшаяся частной практикой [29. С. 139; 45. С. 128, 143]. Кроме нее церковные документы упоминают сельского врача челябинского участка Николая-Аполлинария (Николая Леонардовича) Кимбара (Кимбера), белоруса по происхождению, работавшего в селе Куртамыш [48. Л. 13; 58. С. 6]. На станции Кропачево, находясь в ведении Министерства путей сообщения, на исходе XIX в. пользовал пациентов врач Викентий Ксаверьевич Бржозов-ский [37. С. 207; 59. С. 42; 60. С. 44].

Весьма характерной для поляков и литовцев в России формой активности в сфере здравоохранения выступало «их участие в создании аптечной сети и распределении фармакологических средств» [27. С. 89]. Эту инициативу в начале столетия в Златоусте подхватили и реализовали провизоры-католики - уже упоминавшийся Михаил-Эмилиан Буйневич и Константин Николаевич Каниовский [26. С. 523], в Кипельской волости Челябинского уезда (участок Горохово) - аптекарский помощник Людовик Якуц-Якучевский [30. Л. 38 об.; 61. Л. 91 об.-92, 112], непосредственно в Челябинске - провизоры фармации Сигизмунд-Михаил Курчевский [62. Л. 50] и Бронислав Снежко [63. С. 120, 127, 144]. Еще больший вес поляки-католики имели в области местной ветеринарной медицины. На рубеже веков (в 1900-1902 гг.) земское ветеринарное дело в Златоустовском уезде фактически находилось в их руках: существовали два ветеринарных округа, возглавляемых врачами Иосифом Павловичем Шиманов-ским (в Златоусте) и Людвигом Максимилиановичем Карвовским (в селе Месягутово) [53. С. 54; 64. С. 57]. И. П. Шимановский (Шиманский) был патриархом зла-тоустовской ветеринарии - в должность земского врача он вступил не позднее 1883 г., к 1894 г. дослужился до чина надворного советника, много лет входил состав уездной земской управы [40. С. 80; 65. С. 172; 66. С. 33; 67. С. 200]. В дальнейшем, до 1915 г., он заведовал златоустовской ветеринарной амбулаторией [41. С. 121, 136; 42. С. 141, 156; 43. С. 126, 140]. Доктор Шимановский и его супруга Эмилия не раз становились крестными родителями для детей южноуральских католиков, причем, судя по церковным документам, входили в круг общения местной польской интеллигенции [30. Л. 3; 48. Л. 7 об.; 49. Л. 14; 68. Л. 5 об.]. Например, семья Шимановских состояла в дружбе с семьей Станислава Францевича Задарнов-ского - безвременно ушедшего из жизни талантливого ветеринарного врача из поселка Николаевского (Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии), умершего от хронического ревматизма в 35-летнем возрасте [48. Л. 7 об.; 69. Л. 24].

В меньшем числе католики златоустовского прихода оказались задействованы в образовании - по крайней мере, среди педагогов и служащих в этой сфере только у двоих достоверно установлен факт

принадлежности к общине. Во-первых, это Люция Николаевна Ибах, урожденная Эслингер, происходившая из известной семьи немецких оружейников, в 19131917 гг. служившая классной надзирательницей в женской гимназии Златоуста [29. С. 134; 42. С. 150]. За два года до поступления на работу в гимназию, в 1911 г., будучи восемнадцати лет от роду, она вышла замуж за Виктора-Вальдемара Ибаха, тоже происходившего из семьи златоустовских оружейников, но лютеранской веры [70. Л. 4 об.; 71. Л. 1 об.]. Во-вторых, несомненным католиком был Антон Бонифатьевич Матусевич, учитель приготовительных классов, в 1912-1915 гг. исполнявший обязанности председателя педагогического совета в Месягутовской женской прогимназии [41. С. 130; 44. С. 137]. А.Б. Матусевич, начавший карьеру еще в 1880 г. учителем Могилевской мужской гимназии, имел большой педагогический опыт, звание учителя уездных училищ и чин коллежского асессора [72. С. 31]. Кроме упомянутых лиц, весьма вероятно, католичество исповедовали поляки Роман Казимиро-вич Закржевский (учитель женской гимназии и преподаватель среднего технического училища в Златоусте) [73. С. 75], Антон Антонович Тржцинский (учитель четырехклассного училища в Симе, затем городского четырехклассного училища и высшего начального училища в Златоусте) [42. С. 63, 149; 43. С. 135; 44. С. 136] и Александр Юлианович Бельский (преподаватель Дуванской ремесленной школы) [29. С. 134]. Эти три фамилии упоминаются в базе данных участников Польского восстания 1863-1864 гг., однако, за исключением Бельских, не отмечены в метриках златоустов-ского костела [74; 75. Л. 11 об.-12].

Перечни служащих педагогов по Златоусту и Зла-тоустовскому уезду, публиковавшиеся в адрес-календарях с 1889 по 1917 г., в целом содержат свыше двадцати фамилий польского и литовского происхождения (Нимвицкие, Чаевские, Ольсевич, Довгвилло, Лаппо и др.), однако установить вероисповедный статус их носителей пока не удалось. Так, осталась не выясненной конфессиональная принадлежность Иосифа Модестовича Каменского (ум. в 1914 г.) - крупного деятеля на ниве южно-уральского просвещения, в конце 1890-х гг. бывшего инспектором народных училищ в Златоусте, а затем директором реального училища в Оренбурге [37. С. 256; 67. С. 201]. И.М. Каменский дослужился до чина действительного статского советника, опубликовал несколько трудов по педагогике [76. С. 281; 77]. Впрочем, если он и имел отношение к приходу в Златоусте, то весьма недолгое время, вскоре став оренбургским жителем.

Гораздо более ощутимый след златоустовские католики оставили в истории правоохранительной системы Южного Урала. В Златоустовском уезде в конце XIX - начале XX в. одних только судебных следователей «римской веры» можно было насчитать более десятка. В этой должности состояли следующие лица: Иосиф Станиславович Сидорович - судебный следователь по городу Златоусту в 1873 г., затем член Палаты уголовного и гражданского суда в Уфе в 1883 г. (за неимением точных сведений о сроках службы на том или ином месте указаны годы упоминания лиц в

источниках); Густав Иосифович Рачинский, исполнявший должность судебного следователя 1-го участка Зла-тоустовского уезда (1883 г.); Фаддей Северинович Яро-шевский (Ярушевский) - судебный следователь 2-го и 3-го участков (1891-1905 гг.); Люциан Оскарович Свир-тун - следователь 4-го участка с центром в Саткинском заводе (1894-1895 гг.), позднее директор уездного тюремного отделения (1899 г.); Мечислав Мечиславович Свенцицкий - следователь в поселке Благовещенского завода (1895-1896 гг.); Ярослав Станиславович Щавин-ский - судебный следователь 2-го участка (село Тастуба и его окрестности) (1910 г.) [32. С. 66; 37. С. 204; 39. С. 80; 52. С. 99; 65. С. 30, 32; 67. С. 201; 78. С. 46; 79. С. 91]. Следователем в Тастубе (1911-1914 гг.), а затем в Златоусте (1915-1917 гг.) служил Эдгар Альбертович Монкевич, по всей видимости, принадлежавший к известной в Челябинске шляхетской семье из Минской губернии [29. С. 126; 40. С. 83; 43. С. 127; 44. С. 22].

Биографии католиков, служивших в судебной системе, проясненные с опорой на делопроизводственные документы церковных и гражданских властей, в ряде случаев способны весьма точно охарактеризовать их социальный облик, религиозную позицию, быт и нравы. Имея высшее юридическое образование и будучи людьми практического склада, они вряд ли могли показать другим пример набожности. Их связи с католическим приходом во многом оставались формальными, они явно находились в тесном взаимодействии с православной средой. Такие люди целенаправленно делали чиновничью карьеру.

В данном отношении весьма характерны судьбы членов шляхетской фамилии Маковских. Петр Феликсович Маковский (1850 года рождения), дворянин из Ровенского уезда Волынской губернии, окончивший Нежинский юридический лицей имени князя А. А. Без-бородко, 10 сентября 1879 г. был назначен судебным следователем 2-го участка Златоустовского уезда. В этой должности он пребывал до осени 1885 г., пройдя путь от губернского секретаря до коллежского асессора [65. С. 32; 66. С. 95; 80. Л. 38-49, 61-62]. 8 октября 1885 г. П.Ф. Маковский был переведен на должность судебного следователя при Уфимской палате уголовного и гражданского суда, а впоследствии стал членом Пермского окружного суда, к 1913 г. дослужившись до чина действительного статского советника [81. Л. 17]. Женатый на православной женщине, Марии Константиновне Харитоновой, П. Ф. Маковский в полном согласии с буквой закона воспитывал своих детей в православии. Его однофамилец, Александр-Каэтан Юлианович Маковский (1869 года рождения), состоял судебным следователем 5-го участка (в городе Златоусте) в 19081917 гг. [29. С. 22, 126; 41. С. 10, 122; 82. С. 79]. Он женился в 41 год на молодой девице Юзефе Штахельской, своей родственнице, для чего потребовалось специальное разрешение католического митрополита [83. Л. 4 об.]. Однако вступление в законный брак, по-видимому, не изменило привычки А. Ю. Маковского иметь случайные связи: церковные книги зафиксировали ребенка от его «гражданской жены» - Розалии Целей, крестьянки из Седлецкой губернии [70. Л. 2 об., 11 об.]. В ближайший круг общения и духовного родства

А.Ю. Маковского входили коллеги по службе - уездный исправник Ипполит Любовицкий (католик), а также товарищи прокурора Капитон Агеев и Сергей Анатольевич Римский-Корсаков (православные).

История Казимира Богдановича Бури (возможно, из католической семьи) показывает, что не всегда работники юстиции являлись беззаветно преданными слугами царского режима. К. Б. Бури, учившийся на юридическом факультете Московского университета, свыше двадцати лет (с 1882 г. как минимум по 1904 г.) находился под негласным надзором полиции по причине своей политической неблагонадежности [84. Л. 3]. Однако это не помешало ему в 1910-1912 гг. исполнять обязанности судебного следователя в Злато-устовском уезде, а после служить товарищем прокурора в губернском центре - Уфе [39. С. 80; 41. С. 10, 119, 122; 43. С. 22].

К числу старейших и опытных юристов Златоуста относился Иван Данилович Поль (1839-1904), сын уже упоминавшегося аптекаря Даниеля Поля, начинавший свою профессиональную деятельность в Уфимском городском полицейском управлении в качестве пристава еще в 1870-е гг. [32. С. 44]. Впоследствии он исполнял обязанности судебного следователя в Белебеевском уезде [65. С. 33], а в конце 1880-х и начале 1890-х гг. работал судебным следователем 1-го участка Злато-устовского уезда [66. С. 96; 78. С. 46]. Будучи больным, И. Д. Поль завершил свою карьеру в 1897 г. в должности городского судьи Златоуста [51. С. 239; 67. С. 202]. Он был холостым и умер от астмы 11 апреля 1904 г., приобщившись Святых Тайн [55. Л. 13].

Специалисты-католики работали практически во всех звеньях уездного аппарата юстиции - в прокуратуре, судах, пенитенциарных учреждениях. Среди них, например, - товарищи губернского прокурора по Златоустовскому уезду Донат Иванович Дашкевич (1882-1883 гг.) [65. С. 34] и Ричард-Вильгельм Раков-ский (1908-1911 гг.) [40. С. 83; 82. С. 78]; уездный член окружного суда статский советник Михаил Антонович Жарский (1899-1905 гг.) [48. Л. 30; 69. Л. 18 об.; 79. С. 91; 85. С. 108]; судебный пристав Фаддей Феликсович Куклинский (1894-1895 гг.) [67. С. 202]. Их социальные связи выходили далеко за пределы католической общины, хотя они и поддерживали близкие отношения с единоверцами: Жарские состояли в кровном и духовном родстве с семьей инженера-технолога Иосифа-Казимира Свионтецкого [69. Л. 18 об.]; Раков-ские в 1909 г. пригласили на крещение своей дочери Елены-Богумилы православных свидетелей - уфимского прокурора Сергея Дмитриевича Тверского (будущего Саратовского губернатора) и некую Серафиму Ивановну Пономареву [50. Л. 2]. Возможно, католиками были городской судья в Златоусте Б. А. Павлович и начальник тюрьмы В.П. Силецкий (Салицкий, Са-лецкий), так как в метриках костела неоднократно упоминаются различные представители этих фамилий [29. С. 126; 43. С. 127; 45. С. 129].

Из служащих полицейского ведомства к католикам с уверенностью можно отнести штаб-ротмистра Вацлава-Франца Томкевича - станового пристава в Златоусте (1891 г.), впоследствии помощника исправника в

уездном полицейском управлении (1896 г.) [37. С. 253; 78. С. 14]. Прихожанином златоустовского костела являлся Ипполит Иванович Любовицкий - уездный исправник, директор попечительного о тюрьмах общества в 1911-1913 гг., обосновавшийся в Златоусте еще в конце XIX в. [30. Л. 43; 40. С. 80; 42. С. 139, 142]. Кроме того, в адрес-календарях имеются сведения о других лицах с «польскими» фамилиями, однако судить об их конфессиональной принадлежности не позволяют источники, - это становой пристав в Златоусте Д. И. Ко-ховский (1891-1899 гг.) [52. С. 70; 78. С. 14], исправник А.В. Крживицкий (1878-1891 гг.) [78. С. 13; 86. С. 44], полицейский надзиратель И.Ф. Ксеневич (1916-1917 гг.), ранее служивший околоточным надзирателем в Хаапсалу (Гапсаль, Эстляндская губерния) [29. С. 123; 45. С. 126].

Отдельную категорию работников Министерства внутренних дел в исследуемое время составляли земские начальники - особые чиновники, имевшие административную и судебную власть в отношении крестьянских обществ. Работу по управлению крестьянами Златоустовского уезда в начале XX в. осуществляли прихожане костела Казимир Яковлевич Дом-бровский [40. С. 79; 42. С. 139; 50. Л. 2; 87. Л. 3 об.], Аполлинарий Станиславович Рацкевич [40. С. 79] и Адам Лукашевич [44. С. 126; 45. С. 126; 88. Л. 4]. Вообще католический приход в Златоусте объединял людей самых разных профессий и социопрофессио-нальных групп. Например, Владислав Александрович Буржинский (Буржимский) (1864-1913) был помощником бухгалтера, а впоследствии уездным казначеем [37. С. 255; 40. С. 81; 71. Л. 5]. Владислав Адольфович Ковалевский - помощником начальника почтово-телеграфной конторы в Златоусте [85. С. 100]. Фридрих Пиотровский возглавлял эту же самую контору в 1904-1914 гг. Массово католики служили по акцизному ведомству: Витольд Францевич Трусколяевский и Владислав Генрихович Новаков-ский - контролерами; Антон Рудольфович Войцехов-ский и Виктор Теофилович Менчинский - помощниками акцизного надзирателя; Стефан Вацлович Ковалевский - машинистом винного склада. Будучи профессионалами в разных областях, католики злато-устовского прихода активно участвовали в жизни южно-уральского региона, обеспечивая стабильное существование и развитие социальной сферы горнозаводского социума.

Произведенная реконструкция католического сегмента на рынке труда так называемых социальных профессий в Златоусте и Златоустовском уезде рубежа XIX-XX вв. позволяет утверждать, что наибольший вклад местные католики внесли в работу медицинских учреждений (особенно ветеринарной медицины) и судебно-правоохранительных органов. Прихожане костела в Златоусте, обладая ценными профессиональными навыками и довольно редким по тем временам высшим образованием, деятельно включались в работу земств, формируя в регионе новую посткрепостническую социальную реальность. Многие из них - земские врачи, фельдшеры, провизоры, судебные следователи - составляли цвет южно-

уральской интеллигенции. Римско-католический приход в Златоусте, способствовавший социальной адаптации поляков, немцев и представителей других национальностей, обеспечивавший им бытование в родной

культурной и конфессиональной среде, таким образом, одновременно содействовал привлечению на Южный Урал квалифицированных кадров нерусского происхождения и их использованию в социальной сфере.

Список источников

1. Алакшин А.Э. Иностранцы в Петербурге XVIII века: Опыт историографического исследования. СПб. : Петрополис, 2014. 240 с.

2. Поляки в Пермском крае: Очерки истории и этнографии / под ред. А.В. Черных. СПб. : Маматов, 2009. 304 с.

3. Латыпова В.В. Поляки на Южном Урале (XVII - начало XX вв.) : дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 1996. 308 с.

4. Жарова А.С. Возникновение и развитие польской общины в Курганском уезде Тобольской губернии во второй половине XIX - начале

XX в. : дис. ... канд. ист. наук. Курган, 2015. 185 с.

5. Наумова Н.И. Поляки-железнодорожники в освоении Транссибирской магистрали (первая четверть XX в.) // Человек - текст - эпоха : сб.

науч. ст. и мат. Томск : Изд-во Томского ун-та, 2008. С. 142-159.

6. Стародубова О.Ю. Шведы на горно-металлургических заводах Урала: к проблеме источниковой базы // Проблемы истории, филологии,

культуры. 2013. № 1 (39). С. 116-121.

7. Фролова Н.С. Специалисты - «на экспорт»: шведы на уральских заводах // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013. № 1 (39).

С. 130-136.

8. Чегодаев Е. А. Вклад латышских и эстонских колонистов Уфимской губернии в хозяйственное развитие региона // Вестник Академии наук

Республики Башкортостан. 2021. Т. 40, № 3 (103). С. 91-99.

9. Бахарева О.Я., Алексеенко В.П. Вклад немецких специалистов в развитие горного дела в Оренбургском крае (XIX в.) // Этнические мень-

шинства в истории России : мат. конф. СПб. : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. С. 174-180.

10. Черноухов Э.А. Иностранные врачи на Урале в первой четверти XIX в. // Вопросы истории. 2010. № 7. С. 157-161.

11. Черноухов Э.А. Врачи-поляки на горных заводах Урала XIX в. // Вопросы истории. 2014. № 4. С. 148-152.

12. Черноухов Э.А. Врачи немецкого происхождения на горных заводах Урала в первой половине XIX века // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2021. Т. 31, № 1. С. 131-137.

13. Островский Л.К. Вклад поляков в развитие образования, науки и искусства Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. // Интерэкспо ГеоСибирь. 2013. Т. 6, № 2. С. 92-97.

14. Островский Л.К. Вклад поляков в развитие здравоохранения Западной Сибири (1890-1917 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 91-96.

15. Glavatskaya E. Catholic Immigrants in Nineteenth- to Twentieth-Century Urals: Scenarios of Establishing and Maintaining Connectedness // Senri Ethnological Studies. 2016. № 93. P. 231-239.

16. Главацкая Е.М. «. В весьма изящном, готическом стиле»: история католической традиции на Среднем Урале до середины 1930-х гг. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. Т. 33, № 2. С. 218-237.

17. Главацкая Е.М., Боровик Ю.В., Бобицкий А.В. Католики Екатеринбурга в конце XIX - начале XX в. по материалам переписей и метрических книг // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 18, № 3 (154). С. 68-84.

18. Слободенюк И.О. Католические общины в Челябинском крае в XIX-XXI веках // Католицизм в конфессиональном пространстве Уральского региона: мат. межрегион. круглого стола. Оренбург : Университет, 2015. С. 76-88.

19. Амелин В.В., Денисов Д.Н., Моргунов К.А. Религии Оренбургского края: Систематическое описание. Т. 2: Западное христианство. Оренбург : Типография «Южный Урал», 2020. 404 с.

20. Симонов В.В. Католическая Церковь в Башкирии: История и современность. Уфа : Орел, 2003. 64 с.

21. Сачук Т.В. Рынок труда в России последней трети XIX - начале XX вв. : дис. ... канд. экон. наук. СПб. : СПбГУ, 1998. 168 с.

22. Шведов И.В. Социальный облик рабочих Урала накануне революции 1917 года: вызревание конфликта // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2016. Т. 16, № 1. С. 65-68.

23. Андреев А.Н., Притчин К.Г. Специалисты католической общины Златоуста в промышленности и на железнодорожном транспорте Южного Урала в конце XIX и начале XX в. // Вопросы истории. 2023. № 7 (в печати).

24. Чижова Е.А., Светозарский С.Н. Немецкие имена в российской медицине // Архив внутренней медицины. 2014. № 2 (16). С. 74-77.

25. Черноухов Э.А. Врачи польского происхождения в Пермской губернии в последней трети XIX века // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2022. № 4 (44). С. 297-306.

26. Российский медицинский список на 1914 год, изданный Управлением главного врачебного инспектора Министерства внутренних дел. СПб. : Типография МВД, 1914. 558 с.

27. Лятавец К. Врачи польской национальности в структурах администрации и самоуправления Российской империи на рубеже XIX-XX вв. // Поляки в России: Вехи истории. Краснодар : Кубан. гос. ун-т, 2008. С. 78-89.

28. Российский медицинский список, изданный Медицинским департаментом МВД на 1904 год. СПб. : Типография МВД, 1904. 681 с.

29. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1917 год. Уфа : Губернская типография, 1917. 172, 96 с.

30. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 54: Метрические выписи Златоустовского костела за 1902 г. 47 л.

31. Черноухов Э.А. Архивные документы о польских врачах на горных заводах Урала в XIX в. // Архивы России и Польши: история, проблемы и перспективы развития. Екатеринбург : УрФУ, 2013. С. 61-68.

32. Адрес-календарь лиц, служащих в Уфимской губернии. Уфа : Губернская типография, 1873. 72, XI с.

33. Окунцов Ю.П. Златоустовская оружейная фабрика. М. : Вече, 2011. 256 с.

34. Окунцов Ю.П. Иностранные мастера Златоустовской оружейной фабрики // Золотые россыпи былого : сб. мат. краевед. конф. Златоуст : АБРИС, 2016. С. 5-10.

35. Родионова В.В. Земские врачи Красноуфимского уезда в 1870-1890 гг. // Урал индустриальный. Бакунинские чтения : материалы XIV Всерос. науч. конф. Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2020. Т. 1. С. 382-386.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Старинное село. URL: https://muzeum-okt.perm.muzkult.ru/publikacii (дата обращения: 12.04.2023).

37. Справочная книжка и адрес-календарь Уфимской губернии на 1896 год. Уфа : Типография Губернского правления, 1895. 260, 18 с.

38. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1906 год. Уфа : Губернская типография, 1905. [4], III, 81, XXI, 66, [39] с.

39. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1910 год. Уфа : Губернская электрическая типография, 1910. [3], III, 83, 89, XX, [39] с.

40. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1911 год. Уфа : Губернская электрическая типография, 1911. III, 87, 91, XXII, [44] с.

41. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1912 год. Уфа : Электрическая губернская типография, 1912. [3], 4, [12], 184, 33, 62, [68] с.

42. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1913 год. Уфа : Электрическая губернская типография, 1913. [4], 4, 208, 34, 65, [49] с.

43. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1914 год. Уфа : Электрическая губернская типография, 1914. [3], 6, 184, 33, 52, [51] с.

44. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1915 год. Уфа : Электрическая губернская типография, 1915. [4], 6, 184, 34, 50, [54] с.

45. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1916 год. Уфа : Электрическая губернская типография, 1916. [4], 8, 187, 80, [41] с.

46. Санникова Т.О. Интеллигенция российской провинции XIX века: Мировоззрение и образ жизни (на материалах Урала) : дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2002. 194 с.

47. Окунцов Ю.П. Немецкие страницы истории Златоуста. URL: https://zlatmuseum.ru/science/articles/c010620150458 (дата обращения:

18.03.2023).

48. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 6: Метрические выписи Златоустовского римско-католического приходского костела за 1899 г. (Уфимской филиальной церкви). 40 л.

49. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 77: Метрические выписи Златоустовского костела о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1903 г.

16 л.

50. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 212: Экстракты Златоустовского костела о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1909 г. 5 л.

51. Календарь и справочная книжка Уфимской губернии на 1897 год. Уфа : Типография Губернского Правления, 1896. [17], 243, 34, [61] с.

52. Адрес-календарь и справочная книжка Уфимской губернии на 1899 год. Уфа : Губернская типография, 1899. [4], VI, [52], 236, XX с.

53. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1901 год. Уфа : Электрическая типо-литография В.П. Колмацкого и Ко, 1900. [63], IV, 169 с.

54. Вольная аптека К. Капеллера - старейшая в Оренбурге. URL: https://berdskasloboda.ru/volnaja-apteka-k-kapellera-starejshaja-v-orenburge/ (дата обращения: 01.04.2023).

55. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 104: Экстракты Златоустовского костела за 1904 г. 14 л.

56. Российский медицинский список, изданный Медицинским департаментом МВД на 1900 год. СПб. : Типография МВД, 1900. 612 с.

57. Чечуха А. Два автографа // Уфа: ежемесячный столичный журнал. 2020. № 3 (220). URL: https://journal-ufa.ru/index.php?id=55282&num=220 (дата обращения: 03.04.2023).

58. Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1897 год. Оренбург : Губернская типо-литография, 1897. V, 71, 67, VI с.

59. Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1896 год. Оренбург : Губернская типо-литография, 1895. V, 66, 25, 120 с.

60. Адрес-календарь и памятная книжка Оренбургской губернии на 1898 год. Оренбург : Губернская типо-литография, 1897. 41, 60 с.

61. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 232: Экстракты Челябинского римско-католического приходского костела о родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1909 г. 118 л.

62. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 237: Экстракты по всем метрическим статьям Челябинской римско-католической церкви за 1910 г. 55 л.

63. Теплоухов К.Н. Челябинские хроники: 1899-1924 гг. Челябинс : Центр историко-культ. наследия, 2001. 512 с.

64. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1900 год. Уфа : Типо-литография А.П. Зайкова, 1900. [3], IV, [16], 157, XXVIII с.

65. Справочная книжка Уфимской губернии: сведения числовые и описательные, относящиеся к 1882-1883 гг. Уфа : Печатня Н. Блохина,

1883. 227, 37, LXIV, 136, 389 с.

66. Памятная книжка Уфимской губернии 1889 года. Уфа : Губернская типография, 1889. [9], 192, 100 с.

67. Справочная книжка и адрес-календарь Уфимской губернии на 1895 год. Уфа : Типография Губернского правления, 1894. [2], V, 204, 16 с.

68. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 49: Метрические выписи Златоустовского и Уфимского костелов о родившихся, венчанных и умерших за

1901 г. 63 л.

69. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 30: Экстракты Златоустовского костела о родившихся, браком сочетавшихся и умерших за 1900 г. 26 л.

70. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 276: Экстракты или копии метрических записей о родившихся, бракосочетавшихся и умерших Златоустов-ского римско-католического приходского костела за 1911 и 1912 г. 13 л.

71. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 354: Метрические экстракты Златоустовского костела о родившихся, повенчанных и умерших за 1913 г. 6 л .

72. Левин Д.Э. Некролог могилевского историка, журналиста и педагога М.Ф. Фурсова как биографический источник: факты и фигуры умолчания // Клио. 2015. № 8 (104). С. 16-33.

73. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1909 год. Уфа : Электрическая губернская типография, 1909. [3], III, 80, XLIV, 56, XIX, [38] с.

74. Сводный список участников восстания 1863-1864 годов. URL: https://kdkv.narod.ru/1864/Spis-A.htm (дата обращения: 18.04.2023).

75. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 428: Метрические экстракты Златоустовского костела о родившихся, повенчанных и умерших за 1916 г. 21 л.

76. Волков С.В. Высшее чиновничество Российской империи: Краткий словарь. М. : Русский фонд содействия образованию и науке, 2016. 800 с.

77. Каменский И.М. Педагогические этюды: Отметки и родительские комитеты. Репетиции в средней школе как некоторый корректив в школьном деле. Ч. 1. Оренбург : Типо-литография Б.А. Бреслина, 1907. 38 с.

78. Памятная книжка Уфимской губернии на 1891 год. Уфа : Губернская типография, 1891. [10], XLII, 154, 108 с.

79. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1905 год. Уфа : Типография Губернского правления, 1904. [26], III, 94, XXIII, 72, [26] с.

80. ГАПК (Государственный архив Пермского края). Ф. 1 (Пермский окружной суд). Оп. 2. Д. 264: Маковский Петр Феликсович, член Пермского окружного суда. 87 л.

81. ГАПК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 265: Маковский Петр Феликсович, член Пермского окружного суда (1913 г.) 7 л.

82. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1908 год. Уфа : Типография Губернского правления, 1908. [4], III, 82, 67, XVIII, [26] с.

83. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 253: Экстракты или копии метрических записей о родившихся, бракосочетавшихся и умерших в Злато-устовском приходе за 1910 г. 8 л.

84. ГАРФ. Ф. 58 (Московское губернское жандармское управление). Оп. 8. Д. 631: Дело по наблюдению за бывшим студентом Московского университета Казимиром Богдановичем Бури, он же Бураго, состоявшим под негласным надзором полиции с апреля 1882 года (19031904 гг.). 12 л.

85. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1904 год. Уфа : Типография Губернского правления, 1904. [21], III, 108, 96, XX, [17] с.

86. Памятная книжка Уфимской губернии на 1878 год. Уфа : Губернская типография, 1878. [3], 177, 46 с.

87. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 187: Метрические экстракты Златоустовского костела за 1908 г. 5 л.

88. ЦГИА СПб. Ф. 2292. Оп. 1. Д. 128: Экстракты Златоустовского костела за 1905 г. 5 л.

References

1. Alakshin, A.E. (2014) Inostrantsy v Peterburge XVIII veka: Opyt istoriograficheskogo issledovaniya [Foreigners in 18th century Petersburg: An experience in historiography investigation]. St. Petersburg: Petropolis.

2. Chernykh, A.V. (2009) Polyaki v Permskom kraye: Ocherki istorii i etnografii [Poles in the Perm region: Essays on history and ethnography]. St. Petersburg: Mamatov.

3. Latypova, V.V. (1996) Polyaki na Yuzhnom Urale (XVII — nachaloXXvv.) [Poles in the South Ural region (17th - early 20th centuries)]. History Cand. Diss. Ufa.

4. Zharova, A.S. (2015) Vozniknoveniye i razvitiepol'skoy obshchiny vKurganskom uyezde Tobol'skoy gubernii vo vtoroy polovineXIX — nachale XX veka [Genesis and development of the Polish community in the Kurgan district of Tobolsk Province in the second half of the 19th - early 20th century]. History Cand. Diss. Kurgan.

5. Naumova, N.I. (2008) Polyaki-zheleznodorozhniki v osvoyenii Transsibirskoy magistrali (pervaya chetvert' XX veka) [Poles-railway workers in the development of the Trans-Siberian railway (the first quarter of the 20th century)]. In: Chelovek — tekst — epokha [Human - text - epoch]. Tomsk: Tomsk Universtity. pp. 142-159.

6. Starodubova, O.Yu. (2013) Shvedy na gorno-metallurgicheskikh zavodakh Urala: k probleme istochnikovoy bazy [Swedes at Mining and Metallurgical plants ofthe Urals: to the problem ofthe source base]. Problemy istorii, filologii, kul'tury. 1 (39). pp. 116-121.

7. Frolova, N.S. (2013) Spetsialisty - "na eksport": shvedy na ural'skikh zavodakh ['Import' Experts: Swedes at the Ural Plants]. Problemy istorii, filologii, kul'tury. 1 (39). pp. 130-136.

8. Chegodaev, E.A. (2021) Vklad latyshskikh i estonskikh kolonistov Ufimskoy gubernii v khozyaystvennoye razvitiye regiona [Contribution of Latvian and Estonian colonists of the Ufa Province to the economic development of the region]. Vestnik Akademii nauk respubliki Bashkortostan. 40 (3). pp. 91-99.

9. Bakhareva, O.Ya. & Alekseenko, V.P. (2021) Vklad nemetskikh spetsialistov v razvitiye gornogo dela v Orenburgskom kraye (XIX vek) [German miner's contribution in Orenburg area's 19th century mining developing]. In: Etnicheskiye men'shinstva v istorii Rossii [Ethnic minorities in the history of Russia]. St. Petersburg: Leningrad State Univestity named after A.S. Pushkin. pp. 174-180.

10. Chernoukhov, E.A. (2010) Inostrannye vrachi na Urale v pervoy chetverti XIX v. [Foreign doctors in the Urals in the first quarter of the 19th century]. Voprosy istorii. 7. pp. 157-161.

11. Chernoukhov, E.A. (2014) Vrachy-polyaki na gornykh zavodakh Urala XIX veka [Polish doctors at the Ural mining plants in the 19th century]. Voprosy istorii. 4. pp. 148-152.

12. Chernoukhov, E.A. (2021) Vrachy nemetskogo proiskhozhdeniya na gornykh zavodakh Urala v pervoy polovine XIX veka [The physicians of German origin in Mining works of the Urals in the 1st half of the 19th century]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya "Istoriya i filologiya". 31 (1). pp. 131-137.

13. Ostrovskiy L.K. (2013) Vklad polyakov v razvitiye obrazovaniya, nauki i iskusstva Zapadnoy Sibiri na rubezhe XIX-XX vekov [The contribution of Poles to the development of education, science and art of Western Siberia in the 19-20th centuries]. Interexpo Geo-Sibir'. 6 (2). pp. 92-97.

14. Ostrovskiy L.K. (2013) The contribution of the Poles to the development of Health service of Western Siberia (1890-1917). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University. 375. pp. 91-96.

15. Glavatskaya, E. (2016) Catholic Immigrants in Nineteenth- to Twentieth-Century Urals: Scenarios of Establishing and Maintaining Connectedness. Senri Ethnological Studies. 93. pp. 231-239.

16. Glavatskaya, E.M. (2015) "...V ves'ma izyashchnom, goticheskom stile": istoriya katolicheskoy traditsii na Srednem Urale do serediny 1930-kh godov ["In a very elegant gothic style": A history of the Catholic tradition in the Middle Urals from late 1600s until the late 1930s]. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom. 33 (2). pp. 218-237.

17. Glavatskaya, E.M., Borovik, Yu.V. & Bobitskiy, A.V. (2016) Katoliki Yekaterinburga v kontse XIX - nachale XX veka po materialam perepisey i metricheskikh knig [The Catholic community of Yekaterinburg between the late 19th and early 20th centuries according to the 1897 census and Church records]. Izvestiya Ural'skogofederal'nogo universiteta. Seriya "Gumanitarnye nauki". 18 (3). pp. 68-84.

18. Slobodenyuk, I.O. (2015) Katolicheskiye obshchiny v Chelyabinskom kraye v XIX-XXI vekakh [Catholic communities in the Chelyabinsk region in the 19th-21th centuries]. In: Katolitsizm vkonfessional'nomprostranstve Ural'skogo regiona [Catholicism in the Confessional space of the Ural region]. Orenburg: IPK "Universitet". pp. 76-88.

19. Amelin, V.V., Denisov, D.N. & Morgunov, K.A. (2020) Religii Orenburgskogo kraya: sistematicheskoe opisaniye [Religions of the Orenburg Region: a systematic description]. Vol. 2. Orenburg: Tipografiya "Yuzhnyy Ural".

20. Simonov, V.V. (2003) Katolicheskaya Tserkov' vBashkirii: Istoriya i sovremennost' [The Catholic Church in Bashkiria: History and Present day]. Ufa: Oryol.

21. Sachuk, T.V. (1998) Rynok truda v Rossii posledney treti XIX — nachale XX vekov [The job market in Russia in the last third of the 19th - early 20th centuries]. Economics Cand. Diss. St. Petersburg.

22. Shvedov, I.V. (2016) Sotsial'nyi oblik rabochikh Urala nakanune revolyutsii 1917 goda: vyzrevaniye konflikta [Social workers face in Ural before the Revolution 1917: Maturing conflict]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Sotsial'no-Gumanitarnye nauki". 16 (1). pp. 65-68.

23. Andreev, A.N. & Pritchin, K.G. (2023) Spetsialisty katolicheskoy obshchiny Zlatousta v promyshlennosti i na zheleznodorozhnom transporte Yuzhnogo Urala v kontse XIX i nachale XX veka [Specialists of the Zlatoust Catholic community in the South Ural industry and railway transport in the late 19th and early 20th centuries]. Voprosy istorii. 7.

24. Chizhova, E.A. & Svetozarskiy, S.N. (2014) Nemetskiye imena v rossiyskoy meditsine [German names in Russian medicine]. Arkhiv vnutrenney meditsiny. 2 (16). pp. 74-77.

25. Chernoukhov, E.A. (2022) Vrachi pol'skogo proiskhozhdeniya v Permskoy gubernii v posledney treti XIX veka [Physicians of Polish origin in the Perm Province in the last third of the 19th century]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 4 (44). pp. 297306.

26. Interior Ministry. (1914) Rossiyskiy meditsinskiy spisok na 1914 god [Russian medical list for 1914]. St. Petersburg: Printing House of the Interior Ministry.

27. Lyatavets, K. (2008) Vrachi pol'skoy natsional'nosti v strukturakh administratsii i samoupravleniya Rossiyskoy imperii na rubezhe XIX-XX vv. [Physicians of Polish nationality in the structures of administration and self-government of the Russian Empire at the turn of the 20th century]. In: Polyaki vRossii: Vekhi istorii [Poles in Russia: Milestones of History]. Krasnodar: Kuban State University. pp. 78-89.

28. Interior Ministry. (1904) Rossiyskiy meditsinskiy spisok na 1904 god [Russian medical list for 1904]. St. Petersburg: Printing House of the Interior Ministry.

29. Ufa Statistical Committee. (1917) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii i spravochaya knizhka na 1917 god [Address-calendar of the Ufa Province and the Reference Book for 1917]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

30. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 54. Metricheskiye vypisi Zlatoustovskogo kostyola za 1902 god [Parish extracts of the Zlatoust Catholic Church for 1902].

31. Chernoukhov, E.A. (2013) Arkhivnye dokumenty o pol'skikh vrachakh na gornykh zavodakh Urala v XIX veke [Archival documents about Polish physicians at the Ural Mining plants in the 19th century]. In: ArkhivyRossii iPol'shi: Istoriya, problemy iperspektivy razvitiya [Archives of Russia and Poland: History, problems and prospects of developing]. Yekaterinburg: UFU. pp. 61-68.

32. Ufa Statistical Committee. (1873) Adres-kalendar' lits, sluzhashchikh v Ufimskoy gubernii [Address-calendar of persons serving in the Ufa Province]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

33. Okuntsov, Yu.P. (2011) Zlatoustovskaya oruzheynaya fabrika [Zlatoust Arms Factory]. Moscow: Veche.

34. Okuntsov, Yu.P. (2016) Inostrannye mastera Zlatoustovskoy oruzheynoy fabriki [Foreign masters of the Zlatoust Arms Factory]. In: Zolotye rossypi bylogo [Gold placers of the past]. Zlatoust: ABRIS. pp. 5-10.

35. Rodionova, V.V. (2020) Zemskiye vrachi Krasnoufimskogo uyezda v 1870-1890 gg. [Zemstvo doctors in Krasnoufimsk district in 1870-1890]. In: Ural industrial'nyi: Bakuninskiye chteniya [Industrial Ural: Bakunin readings]. Vol. 1. Yekaterinburg: UPI. pp. 382-386.

36. Regional museum of Oktyabrsky. (2021) Starinnoye selo [Ancient Village]. [Online] Available from: https://muzeum-okt.perm.muzkult.ru/publikacii (Accessed: 12.04.2023).

37. Ufa Statistical Committee. (1895) Spravochnaya knizhka i Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii na 1896god [Reference book and Address-calendar of the Ufa Province for 1896]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

38. Ufa Statistical Committee. (1905) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii i spravochnaya knizhka na 1906 god [Address-calendar of the Ufa Province and the Reference book for 1906]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

39. Ufa Statistical Committee. (1910) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii i spravochnaya knizhka na 1910 god [Address-calendar of the Ufa Province and the Reference book for 1910]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

40. Ufa Statistical Committee. (1911) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii i spravochnaya knizhka na 1911 god [Address-calendar of the Ufa Province and the Reference book for 1911]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

41. Ufa Statistical Committee. (1912) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii na 1912 god [Address-calendar of the Ufa Province for 1912]. Ufa: Elektricheskaya gubernskaya tipografiya.

42. Ufa Statistical Committee. (1913) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii na 1913 god [Address-calendar of the Ufa Province for 1913]. Ufa: Elektricheskaya gubernskaya tipografiya.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

43. Ufa Statistical Committee. (1914) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii na 1914 god [Address-calendar of the Ufa Province for 1914]. Ufa: Elektricheskaya gubernskaya tipografiya.

44. Ufa Statistical Committee. (1915) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii na 1915 god [Address-calendar of the Ufa Province for 1915]. Ufa: Elektricheskaya gubernskaya tipografiya.

45. Ufa Statistical Committee. (1916) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii na 1916 god [Address-calendar of the Ufa Province for 1916]. Ufa: Elektricheskaya gubernskaya tipografiya.

46. Sannikova, T.O. (2002) Intelligentsiya rossiyskoy provintsii XIX veka: Mirovozzreniye i obraz zhizni (na materialakh Urala) [The intelligentsia of the Russian province of the 19th century: Worldview and way of life (based on the Ural materials)]. History Cand. Diss. Yekaterinburg.

47. Okuntsov, Yu.P. (2018) Nemetskiye stranitsy istorii Zlatousta [German pages of Zlatoust history]. [Online] Available from: https://zlatmuseum.ru/science/articles/c010620150458 (Accessed: 18.03.2023).

48. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 6. Metricheskiye vypisi Zlatoustovskogo kostyola za 1899 god [Parish extracts of the Zlatoust Roman Catholic Church for 1899].

49. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 77. Metricheskiye vypisi Zlatoustovskogo kostyola o rodivshikhsya, brakosochetavshikhsya i umershikh za 1903 god [Parish extracts of the Zlatoust Catholic Church about those born, married and dead in 1903].

50. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 212. Ekstrakty Zlatoustovskogo kostyola o rodivshikhsya, brakosochetavshikhsya i umershikh za 1909 god [Parish extracts of the Zlatoust Catholic Church about those born, married and dead in 1909].

51. Ufa Statistical Committee. (1896) Kalendar' i spravochnaya knizhka Ufimskoy gubernii na 1897 god [Calendar and the Reference book of the Ufa Province for 1897]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

52. Ufa Statistical Committee. (1899) Adres-kalendar' i spravochnaya knizhka Ufimskoy gubernii na 1899 god [Address-calendar and the Reference book of the Ufa Province for 1899]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

53. Ufa Statistical Committee. (1900) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii na 1901 god [Address-calendar of the Ufa Province for 1901]. Ufa: Elektricheskaya tipo-litografiya V.P. Kolmatskogo i Ko.

54. Berdskaya Sloboda. (2022) Vol'naya apteka K. Kapellera — stareyshaya v Orenburge [K. Kapeller's free pharmacy is the oldest in Orenburg]. [Online] Available from: https://berdskasloboda.ru/volnaja-apteka-k-kapellera-starejshaja-v-orenburge (Accessed: 01.04.2023).

55. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 104. Ekstrakty Zlatoustovskogo kostyola za 1904 god [Parish extracts of the Zlatoust Catholic Church for 1904].

56. Interior Ministry. (1900) Rossiyskiy meditsinskiy spisok na 1900 god [Russian medical list for 1900]. St. Petersburg: Printing House of the Interior Ministry.

57. Chechukha, A. (2020) Dva avtografa [Two autographs]. Ufa: Monthly Metropolitan Magazine. 3 (220) [Online] Available from: https://journal-ufa.ru/index.php?id=55282&num=220 (Accessed: 03.04.2023).

58. Orenburg Statistical Committee. (1897) Adres-kalendar' i pamyatnaya knizhka Orenburgskoy gubernii na 1897 god [Address-calendar and Memorandum book of the Orenburg Province for 1897]. Orenburg: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

59. Orenburg Statistical Committee. (1895) Adres-kalendar' i pamyatnaya knizhka Orenburgskoy gubernii na 1896 god [Address-calendar and Memorandum book of the Orenburg Province for 1896]. Orenburg: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

60. Orenburg Statistical Committee. (1897) Adres-kalendar' i pamyatnaya knizhka Orenburgskoy gubernii na 1898 god [Address-calendar and Memorandum book of the Orenburg Province for 1898]. Orenburg: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

61. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 232. Ekstrakty Chelyabinskogo rimsko-katolicheskogo kostyola o rodivshikhsya, brakosochetavshikhsya i umershikh za 1909 god [Parish extracts of the Chelyabinsk Catholic Church about those born, married and dead in 1909].

62. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 237. Ekstrakty po vsem metricheskim stat'yam Chelyabinskoy rimsko-katolicheskoy tserkvi za 1910 god [Extracts from all records of the Chelyabinsk Roman Catholic Church for 1910].

63. Teploukhov, K.N. (2001) Chelyabinskiye khroniki: 1899-1924 gg. [Chelyabinsk Chronicles: 1899-1924]. Chelyabinsk: Tsentr istoriko-kul't. naslediya.

64. Ufa Statistical Committee. (1900) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii na 1900 god [Address-calendar of the Ufa Province for 1900]. Ufa: Tipo-litografiya A.P. Zaykova.

65. Ufa Statistical Committee. (1883) Spravochnaya knizhka Ufimskoy gubernii: svedeniya chislovye i opisatel'nye, otnosyashchiyesya k 18821883 gg. [Reference book of the Ufa Province: numerical and descriptive information for 1882-1883]. Ufa: Pechatnya N. Blokhina.

66. Ufa Statistical Committee. (1889) Pamyatnaya knizhka Ufimskoy gubernii 1889 goda [Memorandum book of the Ufa Province for 1889]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

67. Ufa Statistical Committee. (1894) Spravochnaya knizhka i Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii na 1895 god [Reference book and Address-calendar of the Ufa Province for 1895]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

68. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 49. Metricheskiye vypisi Zlatoustovskogo i Ufimskogo kostyolov o rodivshikhsya, venchannykh i umershikh za 1901 god [Parish extracts of the Zlatoust and Ufa Catholic Churches about those born, married and dead in 1901].

69. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 30. Ekstrakty Zlatoustovskogo kostyola o rodivshikhsya, brakom sochetavshykhsya i umershikh za 1900 god [Parish extracts of the Zlatoust Catholic Church about those born, married and dead in 1900].

70. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 276. Ekstrakty ili kopii metricheskikh zapisey o rodivshikhsya, brakosochetavshykhsya i umershikh Zlatoustovskogo rimsko-katolicheskogo prikhodskogo kostyola za 1911 i 1912 gody [Parish extracts or copies of the Zlatoust Catholic Church about those born, married and dead in 1911 and 1912].

71. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 354. Metricheskiye ekstrakty Zlatoustovskogo kostyola o rodivshikhsya, povenchannykh i umershikh za 1913 god [Parish extracts of the Zlatoust Catholic Church about those born, married and dead in 1913].

72. Levin, D.E. (2015) Nekrolog mogilyovskogo istorika, zhurnalista i pedagoga M.F. Fursova kak biograficheskiy istochnik: fakty i figury umolchaniya [Obituary of Mogilev historian, journalist and teacher M.F. Fursov as a biographical source: facts and figures of silence]. Clio. 8 (104). pp. 16-33.

73. Ufa Statistical Committee. (1909) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii i spravochnaya knizhka na 1909 god [Address-calendar of the Ufa Province and the Reference book for 1909]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

74. Lykov, I.P. (2005) Svodnyi spisok uchastnikov vosstaniya 1863—1864 godov [Summary list of participants in the Polish uprising of 1863-1864]. [Online] Available from: https://kdkv.narod.ru/1864/Spis-A.htm (Accessed: 18.04.2023).

75. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 428. Metricheskiye ekstrakty Zlatoustovskogo kostyola o rodivshikhsya, povenchannykh i umershikh za 1916 god [Parish extracts of the Zlatoust Catholic Church about those born, married and dead in 1916].

76. Volkov, S.V. (2016) Vyssheye chinovnichestvo Rossiyskoy imperii: Kratkiy slovar' [The highest bureaucracy of the Russian Empire: A Short Dictionary]. Moscow: Russian Foundation for Education and Science.

77. Kamenskiy, I.M. (1907) Pedagogicheskiye etyudy: Otmetki i roditel'skie komitety. Repetitsii v sredney shkole kak nekotoryi korrektiv v shkol'nom dele [Pedagogical Studies: School grades and parent committees. Scholl repetitions are a kind of correction in school business.]. Part 1. Orenburg: Typo-lithography of B.A. Breslin.

78. Ufa Statistical Committee. (1891) Pamyatnaya knizhka Ufimskoy gubernii na 1891 god [Memorandum book of the Ufa Province for 1891]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

79. Ufa Statistical Committee. (1904) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii i spravochnaya knizhka na 1905 god [Address-calendar and the Reference book of the Ufa Province for 1905]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

80. State Archive of the Perm region (GAPK). Fund 1. List 2. File 264. Makovsky Pyotr Feliksovich, chlen Permskogo okruzhnogo suda [Pyotr Feliksovich Makovsky, member of the Perm District Court]. (1908).

81. State Archive of the Perm region (GAPK). Fund 1. List 2. File 265. Makovsky Pyotr Feliksovich, chlen Permskogo okruzhnogo suda [Pyotr Feliksovich Makovsky, member of the Perm District Court]. (1913).

82. Ufa Statistical Committee. (1908) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii i spravochnaya knizhka na 1908 god [Address-calendar and the Reference book of the Ufa Province for 1908]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

83. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 253. Ekstrakty ili kopii metricheskikh zapisey o rodivshikhsya, brakosochetavshykhsya i umershikh v Zlatoustovskom prikhode za 1910 god [Parish extracts or copies of the Zlatoust Catholic Church about those born, married and dead in 1910].

84. State Archive of the Russian Federation (GARF). Fund 58. List 8. File 631. Delopo nablyudeniyu za byvshim studentom Moskovskogo universiteta Kazimirom Bogdanovichem Buri, on zhe Burago, sostoyavshim pod neglasnym nadzorom politsii s aprelya 1882 goda [File concerning the surveillance of a former student of Moscow University Kazimir Bogdanovich Buri, aka Burago, who was under the secret supervision of the police since April 1882]. (1903-1904).

85. Ufa Statistical Committee. (1904) Adres-kalendar' Ufimskoy gubernii i spravochnaya knizhka na 1904 god [Address-calendar and the Reference book of the Ufa Province for 1904]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

86. Ufa Statistical Committee. (1878) Pamyatmaya knizhka Ufimskoy gubernii na 1878 god [Memorandum book of the Ufa Province for 1878]. Ufa: Tipografiya Gubernskogo pravleniya.

87. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 187. Metricheskiye ekstrakty Zlatoustovskogo kostyola za 1908god [Parish extracts of the Zlatoust Catholic Church for 1908].

88. Central State Historical Archive of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 2292. List 1. File 128. Ekstrakty Zlatoustovskogo kostyola za 1905 god [Parish extracts of the Zlatoust Catholic Church for 1905].

Информация об авторе:

Андреев А.Н. - д-р ист. наук, профессор кафедры теологии, культуры и искусства Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета) (Челябинск, Россия). E-mail: alxand@yandex.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

A.N. Andreev, Dr. Sci. (History), professor, South Ural State University (Chelyabinsk, Russian Federation). E-mail: alxand@yan-

dex.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 07.06.2023; одобрена после рецензирования 20.06.2023; принята к публикации 30.06.2023.

The article was submitted 07.06.2023; approved after reviewing 20.06.2023; accepted for publication 30.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.