Научная статья на тему 'Зия Камали - основатель медресе «Галия»: трагические 30-е годы'

Зия Камали - основатель медресе «Галия»: трагические 30-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
854
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / МУСУЛЬМАНСКИЕ ШКОЛЫ / МЕДРЕСЕ "ГАЛИЯ" / ПРОСВЕТИТЕЛЬ И ФИЛОСОФ ЗИЯ КАМАЛИ / MEDRESE "GALIJ" / EDUCATION OF THE MUSLIM POPULATION / MUSLIM SCHOOLS / THE EDUCATOR AND PHILOSOPHER ZIJA KAMAL
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зия Камали - основатель медресе «Галия»: трагические 30-е годы»

ЗИЯ КАМАЛИ - ОСНОВАТЕЛЬ МЕДРЕСЕ «ГАЛИЯ»: ТРАГИЧЕСКИЕ 30-е ГОДЫ

Ключевые слова: просвещение мусульманского населения, мусульманские школы, медресе «Галия», просветитель и философ Зия Камали.

Keywords: education of the Muslim population, Muslim schools, me-drese «Galij», the educator and philosopher Zija Kamali.

В Управлении Федеральной службы безопасности по Республике Башкортостан хранятся документы, проливающие свет на неизвестные ранее эпизоды жизни и деятельности Зии Камали (18731942) - активного сторонника распространения светского образования среди мусульманских народов России, основателя новометод-ного медресе «Галия», действовавшего в Уфе в 1906-1918 годах.

Впервые широкая научная общественность узнала о Зии Камали в связи с подготовкой к празднованию 100-летнего юбилея медресе «Галия», которому в Республике Башкортостан был придан государственный статус: в июле 2006 года вышло специальное постановление Правительства РБ о праздновании этого юбилея, а уже через три месяца, 31 октября того же года, в Уфе прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Роль дореволюционных учебных заведений в просветительстве народа», организаторами которой стали Совет по делам религий при Правительстве РБ, Академия наук РБ, Центр изучения национальных и языковых отношений Академии наук РБ и Центральное Духовное управление мусульман России.

Наиболее содержательные публикации о Зии Камали и медресе «Галия» принадлежат Т.Р. Камалову [1] и Л.С. Тузбековой [2]. В значительной степени они опираются на материалы архивной коллекции документов выпускников медресе «Галия»[3], хранящейся в фондах Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ). До сих пор, к сожалению, пред-

приняты лишь незначительные попытки исследовать богатое философское наследие Зии Камали [4-7], значение которого в связи с активным возвращением Ислама в сегодняшнюю жизнь становится все более актуальным. Существуют и ряд других коротких публикаций о Зии Камали и созданном им медресе «Галия» [8-11].

Среди всех перечисленных выше работ особое место занимает небольшая по объему (всего 50 страниц), но очень емкая по содержанию книга [1], принадлежащая перу безвременно ушедшего из жизни Т.Р. Камалова (1964-1995). При ее написании автор, кроме упомянутых выше документов о медресе «Галия», хранящихся в ЦГИА Рб [3], использовал различные материалы, опубликованные на страницах периодической мусульманской печати. Это газеты: «Вакыт» (Время, Оренбург, 1906-1918), «Дин ва магашат» (Религия и жизнь, Оренбург, 1905-1918), «Тормыш» (Жизнь, Уфа, 19131917), «Кояш» (Солнце, Казань, 1912-1918), «Як уксыл» (Юный пролетарий, Уфа, 1920-1922), «Фэн ахметдин» (Наука и религия, Москва, 1928-1933) и журналы «Шура» (Совет, Оренбург, 1908-1918), «Ан» (Сознание, Ю Казань, 1912-1918).

В своей книге Т.Р. Камалов ссылается и на «Дело Камалетди-нова Зиятдина», хранящееся в УФСБ по Республике Башкортостан. Однако по неизвестным причинам, которые теперь уже выяснить не удастся, документы из этого следственного дела, кроме факта реабилитации Зии Камали в 1956 году, им использованы не были. Настоящей публикацией мы поставили перед собой цель хотя бы частично восполнить данный пробел.

Парвазетдин Камалетдинов родился в деревне Кляш Кара-Якуповской волости Уфимского уезда Уфимской губернии 8 декабря 1873 года в бедной многодетной семье1. Его учеба началась с шестилетнего возраста у местного муллы. Проявив большие способности к учебе, прилежный ученик продолжил свое образование в Уфе в медресе «Усмания»2, после окончания которого в 1898 году на деньги Уфимского мусульманского благотворительного общества был направлен на учебу в Стамбул, откуда вскоре перебрался в Каир. Там он стал обучаться в знаменитом университете «Аль-Азхар» у известного богослова-реформатора Мухаммада Абду (1845-1905). Под влиянием последнего Парвазетдин решил посвятить себя науке и просветительству, по совету Абду сменил свое имя на Зия (Зияэт-дин, в переводе с арабского, - «луч, свет веры»).

Возвратившись в 1904 году в Уфу, Зия Камали некоторое время преподавал в «Усмании» философию и Коран; печатался в газете «Мусульманский мир», издававшейся в Уфе с 1906 года. Он был членом редколлегии этой газеты и даже фактическим редактором отдельных ее выпусков.

В октябре 1906 года Зия Камали основал в Уфе новометодное медресе «Галия», ставшее первым высшим мусульманским учебным заведением во Внутренней России. В 1908 году Зия Камали получил назначение на должность имама3 Второй соборной мечети Уфы, что дало ему возможность стать официальным руководителем медресе «Галия». В 1915 году Зия Камали открыл первое в крае высшее женское учебное заведение «Анасия» с педагогическим уклоном.

Выше уже говорилось, что философское наследие Зии Камали до сих пор остается малоизученным. Неизвестен даже полный перечень его работ, поскольку многие из них остались неопубликованными. В 1909 году он опубликовал в Уфе в издательстве «Шарк» (Восток) 4-ю часть своего главного философского труда «Философия ислама» под названием «Философия богослужения», вызвавшую большой резонанс не только в России, но и за рубежом. Затем увидели свет 1-я и 2-я части этого труда, вышедшие под названием «Философия веры», приложение к 1-й части «Справедливость Аллаха» (Уфа, 1910) и «Религиозные устроения» (Уфа, 1913). В этих работах, написанных в остром публицистическом стиле, Зия Камали на понятном для широкой аудитории татарском языке изложил свои идеи модернизации ислама, раскрепощения и примирения его учения с современными наукой и культурой.

Одним из первых Зия Камали перевел на татарский язык «Коран» - главную священную книгу мусульман, запись проповедей Мухаммада, написанных в форме «пророческих откровений». Однако противодействие консервативного духовенства не позволило увидеть свет этому капитальному двухтомному труду. Неопубликованными оказались и другие сочинения Зии Камали: «Истинный путь Корана», «Наши духовные школы - медресе и мектебы» и 3-я часть «Философии ислама», касающаяся, в основном, вопросов мусульманской юриспруденции. По-видимому, потерянной оказалась написанная З. Камали «История религии».

В период между февральской и октябрьской революциями 1917 года Зия Камали активно участвовал в политической жизни: был избран членом Союза мусульманского духовенства (Уфа, март 1917 года), принял участие в работе Первого Всероссийского мусульманского съезда (Москва, май 1917), Национального Собрания мусульман Внутренней России и Сибири (Уфа, ноябрь 1917 - январь 1918).

В условиях нового политического режима, окончательно установившегося в политической России после окончания гражданской войны, Зия Камали начал постепенно отходить от активной общественно-политической деятельности. И тем не менее, в 1923 году он был избран судьей-казыем (кадием)4 Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири5, во главе ко-

торого стал муфтий Риза Фахретдинов6. Будучи членом ЦДУМ, Зия Камали занимался проблемами его материального снабжения. С этой целью он неоднократно посетил Челябинск, Троицк, Петропавловск, Омск, Томск и другие города с мусульманским населением.

В 1924-1928 годах Центральное Духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири издавало в Уфе религиознонравственный и философский сборник «Ислам маджаллясе» (Исламский сборник), редактором которого был казый Кашафутдин Тарджиманов7. На страницах именно этого сборника Зия Камали стал излагать свои основные идеи по вопросам мусульманской космологии, отношения ислама к науке, возникшие у него в предреволюционные годы и составившие содержание написанной еще тогда, но неизданной книги «Халикат галям ва халикат башар» (Возникновение Вселенной и человечества). Идеи этого произведения составили суть тех публикаций радикально-модернистского характера, которые появились под именем Зии Камали на страницах периодической печати в 1924-1930 годах: вера в Судный день, рай, ад, чудотворные действия «святых», вывод научных истин, социальных и технических новшеств непосредственно из Корана. Однако все эти попытки Зии Камали «социализировать» исламское учение не спасли его в условиях тоталитарного режима, к тому времени уже окончательно сложившегося в Советской России.

В апреле 1936 года умер муфтий Риза Факретдинов. К тому времени ЦДУМ был, фактически, одиноким островом в бушующем океане политических репрессий, обрушившихся на верующих мусульман и мусульманское духовенство. Последнее после первой волны сталинских репрессий 1928-1929 годов, отбыв, как правило трех- или четырехлетнее заключение в исправительно-трудовых лагерях НКВД на Урале или в Сибири, начало возвращаться на родину, даже не подозревая о тех ужасах, которые принесут ему 19361938 годы.

Уже через неделю после смерти Ризы Факретдинова в Москве органами НКВД было возбуждено «Дело о заговоре руководителей ЦДУМ». Суть обвинения заключалась в следующем: заместитель муфтия казый Кашафутдин Тарджиманов вместе с другими руководителями Духовного управления (именно под такой формулировкой был арестован Зия Камалетдинов) приняли решение о его закрытии с целью спровоцировать недовольство среди верующей части мусульманского населения политикой правления СССР в области религии: «возбуждение верующих против Советской власти». Всего было арестовано двадцать пять человек, большая часть которых, вообще говоря, никакого отношения к ЦДУМ не имела: они просто входили в круг хороших знакомых Тарджиманова, проживавших в

Москве, Казани, Перми и Ташкенте. Из них наиболее колоритной и

хорошо известной в мусульманском мире фигурой был Абдулла Шамсут-динов - имам-хатыб татарской мечети в Москве.

По ходу следствия арестованных дополнительно обвинили в связях с белой татарской эмиграцией в Китае, Японии, Германии и Финляндии, инкриминировав им «шпионскую деятельность».

Уже в январе 1938 года в Москве Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила всех арестованных к лишению свободы (5-10 лет) и 5-ти годам поражения в правах по статьям 58-4 и 58-10 Уголовного кодекса РСФСР. Обвиняе-Зия Камали - мудир (директор) мые Тарджиманов и Камапетдинов были

медресе «Галия» (1906) осуждены на 10 и 7 лет лишения свобо-

ды соответственно. Зия Камали отбывал наказание в исправительно-трудовом лагере НКВД на станции Медвежья Гора Кировской железной дороги Беломоро-Балтийского комбината.

Осенью 1938 года в связи с дополнительными данными, поступившими в 3-й Отдел Управления государственной безопасности НКВД Башкирской АССР, якобы изобличавшими Тарджиманова и Камалетдинова «в создании на территории Башкирии, Татарии и ряда других областей Советского Союза контрреволюционной, панисламистской, повстанческой организации и в связях с белоэмигрантскими, контрреволюционными организациями и иностранными разведками», оба они с санкции НКВД СССР были затребованы в Уфу в 3-й Отдел НКВД БАССР в целях возбуждения нового уголовного преследования и проведения следствия. Обвиняемый Камалетдинов прибыл в Уфу из исправительно-трудового лагеря 7 октября 1938 года, а обвиняемый Тарджиманов 14 октября того же года. Оба во время проведения следствия находились во внутренней тюрьме НКВД.

Обвиняемый Камалетдинов был допрошен восемнадцать раз, но никаких новых показаний, по сравнению с московским процессом, закончившимся в январе 1938 года, фактически не дал. Он полностью отверг свое участие в контрреволюционной деятельности ЦДУМ, хотя и признал, что знал о ней. Отвечая на вопросы следователя, Зия Камали дал характеристики всем, кто в 1923-1936 годах находился в окружении Духовного Управления, откровенно нелицеприятно отозвав-Зия Камали незадолго шись лишь о Кашафе Тарджимано-

до ареста. Фото 30-х годов ве .

Из показаний Камалетдинова:

«... мне действительно было известно, что после прихода в 1936 году на пост муфтия Габдрахмана Расулева в письменном столе Тарджиманова был обнаружен доклад, написанный его рукой на имя муфтия Фахретдинова еще в 1935 году, в котором говорилось, что ввиду притеснения религии мы должны были закрыть ЦДУМ с целью вызвать недовольство верующей части населения против Советской власти. Однако я лично никакого участия в этой контрреволюционной деятельности не принимал.

... Я как религиозный человек, если бы даже что-то знал, никого выдать не могу, как это сделал Тарджиманов, погубив своими показаниями на московском процессе около 40 человек».

Сохранился документ, в котором говорится: «В процессе расследования никаких новых фактов для предания Камалет-динова суду не добыто, поэтому содержание последнего в тюрьме города Уфы никакой необходимости не имеет». В результате 20 июля 1939 года было вынесено постановление: «... Дальнейшее следствие по обвинению Камалетдинова Зияэт-дина производством прекратить, а его самого этапировать обратно в лагерь НКВД на станции Медвежья Гора Кировской железной дороги Беломоро-Балтийского комбината для отбывания наказания». В соответствии с этим постановлением Зия Камали был этапирован в исправительно-трудовой лагерь для продолжения отбывания срока наказания по московскому процессу. Однако по пути следования он заболел, был снят с поезда и скончался в тюрьме города Куйбышева.

Обвиняемый Тарджиманов допрашивался в Уфе двадцать восемь раз и, в отличие от Камалетдинова, с 9 ноября 1938 года начал давать признательные показания о том, что «действительно по заданию белоэмигрантов еще в 1925 году создал на территории Башкирии, Татарии, Омска и ряда других мест контрреволюционную повстанческую организацию, ставившую своей целью путем вооруженного восстания свержение Советской власти и установление независимого мусульманского государства».

В своих «искренних показаниях» о контрреволюционной деятельности Тарджиманов, в какой-то степени даже «оправдал» Камалетдинова, о чем, в частности, свидетельствуют материалы допроса, проведенного 25 ноября 1938 года.

Из показаний Тарджиманова: «... Члену ЦДУМ Камалет-динову Зии несколько раз я рассказывал о своих встречах и беседах за границей, однако не все, хотя и считал его преданным религии мусульманином, но не видел в нем организаторских способностей для проведения закрытой контрреволюционной работы.

... Камалетдинов считался одним из важнейших идеологов панисламизма с уклоном дарвишизма (отшельничества), но вопросами практической жизни интересовался мало. Хотя он был таким же противником Советской власти, как и я, но я воздержался от привлечения его к прямой контрреволюционной деятельности».

Из следственного дела Зии Камали, хранящегося в УФСБ по Республике Башкортостан, полностью воспроизведем лишь один документ, представляющий собой, фактически, автобиографию, написанную во внутренней тюрьме НКВД в Уфе в конце марта 1938 года. Этот документ был написан Зией Камали на языке тюрки, затем переведен на русский язык и оформлен в виде протокола допроса, каждая из трех страниц которого была заверена подписью обвиняемого9.

обвиняемого КАМАЛЕТДОТНОВА Зияутдина /Парваввтдяна/ и Ямалетдиновича.

29 Марта 1939 года.

Я, КАМАЛЕТДИНОВ Зияутдин /Парвазецдин/, 1873г. рождения, родился в д.Княшивой, Чишминского р-на» Башреспублики, сын крестьянина бедняка.

Учиться начал в д.Кляшевой, в начально! школе на татарском языке» потом в г.7фе в Усмановском Мед-рессе» которое было средним учебным религиозным заведением. Одновременно в Медрессе я был хольфа /учитель,/ по арабскому языку. Потом уехал в Турцию, чтобы дополнись свое образование, н Турции окончил среднюю школу/ в 1898 - 190П г.г./ после чего учился в Египте в г.Кайре там окончил богословский факультет /19и0 - 73ио г.г./. После этого еще учился в Аравии в г.Медине. Там обучался арабской литераторе и изречениям Мухамада /Хадись/ {1903 - Т504г.г.).

Когда ' *

НО П0М01

и крымские мусульмане. — „---------------------- . .

для получения заграничного паспорта тогда бахчисарайские мусульмане узнав» что я бедный ученик между себя собрали около 60 руб. денег, Во время учебы уфимский торговец НАбМРОВ Оадретдин псоялал 20 С руй. когда я проливал в Египте - Чаире /!9(,0 - 19СЗ г./.

^егда я вернулся н Уфу в т9о5г. то поступил преподавателем в Уфе в мусульманское медрессе.

Потом я задумал построить новое медрессе, чтобы о ил г. возможно преподавать науку и религию. .*о этому вопросу я обратился к муфтию О/ЛТАНОЗ/. -

По согласию муфтия ;7Д?АПСиА начал строить мед-рвссе •ГАЛЯЯ* . „

В Т900 г. в квартире Оултан-Салимгареи Д2иш10гй-НА были в гост: ПуЛТАНОВ» НАЗИР и В Садрет-

А”Н, НАЗИРОВ Бж>бт; .... 'пг''г41

Зу^г-г, 'ПАЛлй-Гі

V- 8 .

НултаноЕ пре;и ил присутствующим принять учас-

тие р стройке 'I в т» ледрессе, где будет введена светская наука. Нь. эхо поисутс®вуюцяэ ссгласяд^оь

Я начали сбор * ' * ---- II

О (уд ия -ПііІ^П-ГідІЙЕБА сумбєка - ЗООС

- - 1®еТ'

ДИНЇ ЯГ7ДЙН фатхулла, ДЕАНТСг «НА 7;А ’Іагипарваз, АХТЯМОВА Гульсымбе-

*• •*“ •• *«я7и>Р-ЛГ)ттд

средств - лоЕерязоЕаля: ДШАпіки^л* руб., її АЗ!!? 3 ^адрятдин - ЗоОоО руб. Яагипарзаз 3000 руб., АХТШ.*л-'Д *УЛЬ“ - руб., ЯГУДИК Татхулла сто тысяч кир-

/Кь*

ничей, НАЗИРОВ Бадретдин - ІООО руб.

В 790 6 году медрессе "ГАЛИЯ* был открыт.

В Т90бг. я начал преподавать в медрессе ’ГАЛИЯ* я Зьш директором /мудир/. Директор Должен был быть муллой, я принял сан муллы и бил МУЛЛОЙ с !9и9г. во 2-й соборной мечети, где находился медреосе.Талия* .

Медрессе ГАЛИЯ закрылась когда пришла Советская власть.

Лотом я был мулле2 в 3-й собор, мечети в

Г‘'^9Сан муллы в 1929-ЗСг.г. снял.^В Т923г. б ни выбран членом ЦДУМ мусульманским с ©здом, где и работал до 1936 года. . »

Когда я преподавал в медрессе ГіиШ ввел в расписание Ислама следующие реформы:

бросил равные легенды и суеверия я показал, что религия Ислама должка состоять только

из Корана. „

Когда я был в г.Надине т903г», то в г.тадина приехала из Индостана ча тт-л-мничество Багуполь-ская царица Тульзигая Еайгам. Мы, татарские ученики обратились к ней с призывом и я произнес короткую речь, где просил, чтобы она индейских мусульман освободила бы от ига англичан.

Когда я возвращался из Египта в Россию в пути остановился в г.Баку и чтобы добыть сред-> ства на дальнейшую дорогу мне пришлось написать одну статью в газету ХАяТЬ о реформах з Религии Ислама. їїрочиїав мою статью бакинский миллионер ТАШЕВ позвал меня к собе благодарил за эту отате] и дал 50 рублей денег. . , _ „ »

У меня имеются труды: і/ Иееревод Корана ОГОіЛХГ *У 7 * тя тто лопОКИЙ Д0ЇШ9.Т !•*»_

тем.

ла татарский язык. 2/ !>илооофския мвмат іі-»

3/ философский догмат 2-й тем. 3/ сіадат. 4/ Джая тгдйирлър

Ислама. 6/ Алла Гадалаты. б/ Изах япиадаклад»»^ о введении в медрессе светс«”й пауки, -се были напечатаны д- революции, перевод порана не печатан.

Мей езгляд на религию:

Все религии обоснованы на моральном

- любите делать другому то, что любите де,л“ себе, но духовенство разными толкованиям* р дожили этот принцип и создали такое между

что невольно создали враждебное отношшие « верующими. Религия Ислама ближе к жизни и ж дч ному материализму. Религия Ислама интернаци. ная религия. ‘

- 'Ь

Татарская нация способная, но во время царизма не получала светского образования поетому считалась отсталой нацией. Мс1 взгляд на.татар, которые принимают й#шшшм бракосочетание с христианками и дают детям не мусульманское имя, таков г если на это смотреть с течки зрения Корана, то это не противоречит религии Ислама.

Турецкий народ всегда перешивал гнет европейского империализма, поэтому экономическое состояние плохое, турецкий народ ленивый.

Англия стран?,, которая имеет много колонии. Я был в КаВрн - Египет - Которая является Английской колонией. Английский народ очень гордый, они сильно эксплоатируют мусульманские народы.

Япония хочет об единить^азиатские народы под лозунгом - "Азия для азиатов .

Мой взгля^а^овый^ати^

Алфавит не послан от аллаха, алфавит есть только знак для слога, латинский шрифт легче чем араоскк»,

Собственноручное показание обвиняемого Камалетдинова (Парвазетдина) Ямалетдиновича

29 марта 1939 года

Я, КАМАЛЕТДИНОВ Зияэтдин (Парвазетдин), 1873 года рождения, родился в д. Кляшевой Чишминского района Башкирской республики, сын крестьянина-бедняка.

Учиться начал в д. Кляшевой в начальной школе на татарском языке, потом в г. Уфе в Усмановском медресе, которое было средним религиозным учебным заведением. Одновременно в медресе я был хальфа (учитель) по арабскому языку. Потом уехал в Турцию, чтобы дополнить свое образование. В Турции окончил среднюю школу (1898-1900), после чего учился в Египте в городе Каире, там окончил богословский факультет (1900-1903). После этого еще учился в Аравии в городе Медине10. Там обучался арабской литературе и изречениям Мухаммада (Хадисы) (1903-1904).

Когда я отправился в Турцию на учебу, материально помогал мне муфтий СУЛТАНОВ11 Мухамадияр (35 руб.) и крымские мусульмане. Когда я остановился в Крыму для получения заграничного паспорта, тогда бахчисарайские мусульмане, узнав, что я бедный ученик, между себя собрали около 60 руб. денег. Во время учебы уфимский торговец НАЗИРОВ Садретдин посылал 200 рублей, когда я проживал в Египте - Каире (1900-1903).

Когда я вернулся в Уфу в 1905 году, то поступил преподавателем в Уфе в мусульманское медресе.

Потом я задумал построить новое медресе, чтобы было возможно преподавать науку и религию. По этому поводу я обратился к муфтию СУЛТАНОВУ. И, получив его согласие, начал строить медресе «Галия».

В 1906 году в квартире Султан-Салимгерей ДЖАНТЮРИНА12 были в гостях: муфтий СУЛТАНОВ, НАЗИрОв Садретдин, НАЗИРОВ Батретдин, ЯГУДИН Фатхулла, ДЖАНТЮРИНА Суфия, ШАЙХИ-ГАЛЕЕВА Магипарваз, АХТЯМОВА Гульсумбика.

Султанов предложил присутствующим принять участие в стройке нового медресе, где будет введена светская наука. На это присутствующие согласились и начали сбор средств: пожертвовали: ДЖАНТЮРИНА Суфия - 20 000 руб., НАЗИРОВ Садретдин - 20 000 руб., ШАЙХИ-ГАЛЕЕВА Магипарваз - 3000 руб., АХТЯМОВА Гульсумбика - 3000 руб., ЯГУДИН Фатхулла - сто тысяч кирпичей, НАЗИРОВ Батретдин - 1000 руб.

В 1906 году медресе ««ГАЛИЯ» было открыто.

В 1906 году я начал преподавать в медресе ««ГАЛИЯ» и был директором (мудир). Директор должен быть муллой, я принял сан муллы и был муллой с 1906 года во 2-й Соборной мечети10, где первоначально находилось медресе «ГАЛИЯ».

Медресе «ГАЛИЯ» закрылось, когда пришла Советская власть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Потом я был муллой в 3-й Соборной мечети14 в городе Уфе.

Сан муллы в 1929-1930 годах снял. В 1923 году был выбран мусульманским съездом членом ЦДУМ, где и работал до 1936 года.

Когда я преподавал в медресе «ГАЛИЯ», ввел в преподавание Ислама следующие реформы: отбросил разные легенды и суеверия и показал, что религия Ислама должна состоять только из Корана.

Когда я был в городе Медине (1903 год), то туда приехала на паломничество Багупельская царица Гульзиган Байгам. Мы, татарские ученики, обратились к ней с призывом и я произнес короткую речь, в которой просил, чтобы она освободила индийских мусульман от ига англичан.

Когда я возвращался из Египта в Россию, в пути остановился в городе Баку и, чтобы добыть средства на дальнейшую дорогу, мне пришлось написать одну статью в газету ««ХАЯТ» о реформах в религии Ислама. Прочитав мою статью, бакинский миллионер ТАКЕЕВ позвал меня к себе, поблагодарил за эту статью и дал 50 рублей денег.

У меня имеются труды: 1) Перевод Корана на татарский язык15, 2) Философский догмат (4-й том)16, 3) Философский догмат (2-й том)17, 4) Дини Тэдбирлэр (Мероприятия в религии Ислама)18, 5) Аллах Гадалаты19. Все труды были напечатаны до революции, перевод Корана не печатан.

Мой взгляд на религию

Все религии основаны на моральном принципе - любите делать другому то, что любите делать себе. Однако духовенство разными толкованиями разложило этот принцип и создало такое толкование, что невольно было создано враждебное отношение между верующими. Религия Ислама ближе к жизни и научному материализму. Религия Ислама - интернациональная религия.

Татарская нация - способная, но во время царизма не получала светского образования, поэтому считалась отсталой нацией. Мой взгляд на татар, которые принимают бракосочетание с христианами и дают детям немусульманское имя, таково: если смотреть на это с точки зрения Корана, то это не противоречит религии Ислама.

Турецкий народ всегда переживал гнет европейского колониализма, поэтому его экономическое состояние плохое, турецкий народ ленивый.

Англия - страна, которая имеет много колоний. Я был в Каире. Английский народ очень гордый, они сильно эксплуатируют мусульманские народы.

Япония хочет объединить азиатские народы под лозунгом «Азия для азиатов».

Мой взгляд на новый латинский алфавит20:

Алфавит не послан от Аллаха, алфавит есть только знак для слога, латинский шрифт легче, чем арабский, дети на нем скорее учатся читать и писать.

Камалетдинов

Допрос начат в 10 часов, прерван в 12 часов Допросил: оперуполномоченный 3-го отдела УГБ сержант ГБ

Подпись

8 марта 1956 года Военная коллегия Верховного Суда СССР, рассмотрев материалы осужденных в Москве по «Делу ЦДУМ» 7 января 1937 года, в числе которых были Зияэтдин Камалетдинов и Кашафутдин Тарджиманов, по вновь открывшимся обстоятельствам и за отсутствием состава преступления отменила приговор в отношении двадцати четырех (из двадцати пяти) осужденных (к этому времени живыми остались только четыре человека)21.

1. Его отец, Джамалетдин Камалетдинов, выходец из Тетюшевско-го уезда Казанской губернии, был бурлаком на Волге, работал грузчиком, а затем осел в деревне Кляш, занявшись производством кирпича, что не давало большого заработка семье, имевшей четырех мальчиков (Парвазетдин был старшим) и одну девочку.

2. Первоначально медресе «Усмания», официально открытое 1887 году Хайруллой Усмановым (1847-1907), имамом-проповедником Первого прихода города Уфы, было типичной старометодной религиозной школой для подготовки учителей приходских школ, в семилетней программе обучения которой преобладали арабский язык, логика, мусульманская догматика, философия и право. С 1895 года в медресе начались преобразования, которые сначала коснулись только начальных классов. Обучение стало проводиться по звуковому методу, была введена классно-урочная система преподавания, расширена программа (были включены орфоэпические правила чтения Корана, светские предметы: русский язык, арифметика, география). Затем началось обновление преподавания и в старших классах: с января 1897 года при медресе открылся русский класс. Парвазетдин Камалетдинов, окончивший «Усманию» в 1898 году, застал только часть этих преобразований. Вернувшись в Уфу в 1904 году из Египта, некоторое время участвовал во втором этапе реформирования медресе, вскоре ставшего первым в Башкирии повышенного типа мусульманским учебным заведением.

3. Имам (от арабского амма - стоять впереди, предводительствовать) - духовный руководитель, глава мусульманской общины, лицо, читающее проповедь в мечети во время пятничной молитвы и мусульманских праздников.

4. Казый (кади, от арабского назначающий, приговаривающий), мусульманский судья, совершающий правосудие на основе норм шариата (принятие решений по вопросам религии, слежение за соблюдением мусульманских религиозных обязанностей).

5. Центральное Духовное управление мусульман - религиозное управление мусульман России. Учреждено по указу Екатерины Второй 22 сентября 1788 года под названием Уфимского Духовного Магометанского закона Собрания. Открылось в Уфе 4 декабря 1789 года, неоднократно изменяло свое название: с 1796 года - Оренбургское Духовное Магометанского закона Собрание, в 1846-1917 годах - Оренбургское Магометанское Духовное Собрание, в 1917-1948 годах - Центральное Духовное управление мусульман Внутренней России и Сибири, в 1948-1994 - Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, с 1994 года - Центральное Духовное управление мусульман России и Европейских стран СНГ. В ведении Духовного управления находились: испытания претендентов на приходские должности в знании законов Ислама, надзор за действиями мусульманского духовенства, строительство и ремонт мечетей, заключение браков, имущественные законы.

Муфтии: Г. Баруди (1917-1921), Р. Фахретдинов (1922-1936), Г. Расулев (1936-1950), Ш. Хихлетдинов (1951-1974), Г. Исаев (19751980), Г. Таджутдин (с 1980 года).

6. Фахретдинов Ризаэтдин (1859-1936), религиозный и общественный деятель, богослов. В Уфе с 1891 года, кази ЦДУМ, мусульманский судья. В 1905 году в Оренбурге - сотрудник газеты «Вакыт» (Время), в 1908-1918 годах - главный редактор газеты «Шура» (Совет), депутат Национального Собрания мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, член ЦДУМ. С февраля 1918 года снова в Уфе, с 1923 года - муфтий ЦДУМ. Автор более семидесяти учебников и книг по вопросам воспитания мусульманских детей. Над основным многотомным трудом «Асар», посвященным жизни и деятельности ученых и деятелей культуры и просвещения народов Востока, работал в течение нескольких десятилетий.

7. Тарджиманов Кашафутдин (1877-1943), религиозный общественный деятель, богослов. В Уфе с 1917 года: кази ЦДУМ, в 1924-1928 годах издатель и редактор журнала «Ислам Маджалляс» (Исламский сборник), издаваемого в Уфе на татарском языке. Репрессирован (1936), реабилитирован (1956).

8. Зия Камали никогда не скрывал своего резко отрицательного отношения к Тарджиманову. Однако после смерти Фахретдинова на выборах нового муфтия (им стал Габдрахман Расулев) он поддержал его кандидатуру, за что в дальнейшем и поплатился, оказавшись таким образом членом «преступной группы панисламистов в ЦДУМ во главе с Тарджимановым».

9. При публикации документа сохранен язык оригинала, для читателя сделаны лишь самые необходимые комментарии.

10.Медина - город в Саудовской Аравии, в который в 622 году из Мекки переселился основатель Ислама Мухаммад. С VII века в Медине, священном городе мусульман, находится гробница Мухаммада.

11.Султанов Мухамедьяр (1837-1915), религиозный деятель, в 1895-1915 годах муфтий, председатель Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. Был награжден орденами Станислава первой степени (1898) и Святой Анны первой степени (1895). Похоронен на территории Первой соборной мечети в Уфе.

12.Джантюрин Салимгарей (1864-1926), дворянин-меценат, выпускник Московского университета (1889), депутат 1-й Государственной Думы (1906) от Уфимской губернии, издатель газеты «Мусульманский мир» (Уфа, 1906-1907).

13.Вторая соборная мечеть в Уфе была построена в конце XIX века при муфтии С.Ш. Тевкелеве на средства прихожан, находилась по улице Преображенской (ныне улица Леваневского). К началу XX века в приходе числилось 786 человек. Первым имамом был Зариф Галикеев. Именно он предоставил для открывшегося 7 октября 1906 года медресе «Галия» нижнюю полуподвальную часть мечети, в которой «Галия» располагалась до 18 января 1908 года, когда переехала в собственное, специально построенное здание. После смерти Галикеева 29 мая 1908 года руководителем общины (имамом) Второй соборной мечети был выбран Зия Камали, который находился на этой должности до 1924 года. Постановлением БашЦИК от 14 мая 1932 года мечеть была закрыта. Деревянное здание мечети не сохранилось, на его месте в настоящее время стоит жилой дом.

14.Третья соборная мечеть в Уфе была построена в 1903 году на средства мусульман Нижегородской слободы по улице Воздвиженской (ныне ул. Лесопильная). Первым имам-хатыбом мечети был Мухамет-габир Мухаметзянов (Хасанов). 30 апреля 1924 года, когда имамом был назначен Зия Камали, в приходе числилось 825 человек. 20 января 1940 года постановлением Верховного Совета БАССР мечеть была закрыта, здание переделано под школу. В настоящее время в нем расположена школа высшего спортивного мастерства.

15.Выше уже говорилось, что этот перевод Корана на татарский язык опубликован в печати не был.

16.Речь идет о 4-й части «Философии Ислама», которая под названием «Философия богослужения» дважды вышла в Уфе (1909, 1911) в издательстве «Шарк» (Восток).

17.Речь идет о 2-й части «Философии Ислама», дважды (1910, 1911) вышедшей в Уфе в издательстве «Шарк».

18.Речь идет о сочинении Зии Камали «Религиозные устроения» (Уфа, Шарк, 1913).

19.Речь идет о сочинении «Справедливость Аллаха» (Уфа, Шарк, 1911).

20. Речь идет об отношении Зии Камали к созданию в октябре 1927 года Всесоюзного комитета по введению нового тюркского алфавита (переход письменности тюркских народов СССР с арабской графики на латиницу).

21.Приговор остался в силе лишь в отношении А.Х. Шамсутдинова, обвиненного по пунктам 1 и 2 статьи 58 УК РСФСР (контрреволюционная деятельность и участие в вооруженном восстании или вторжение на Советскую территорию, поскольку при аресте у него было обнаружено огнестрельное оружие. Московский имам в 1937 году был расстрелян и похоронен в общей могиле, в 1994 году был перезахоронен на мусульманском кладбище Москвы возле Даниловского монастыря).

Литература

1. Камалов, Т.Р. Зия Камали: мыслитель, просветитель, религиозный деятель [Текст] / Т.Р. Камалов. - Казань : Иман, 1997.

2. Тузбекова, Л.С. Медресе «Галия» (1906-1919) [Текст] / Л.С. Тузбекова. - Уфа : УГЭС, 2007.

3. ЦГИА РБ. Фонд Р4767. Оп.1, дела 1-67. Архивная коллекция документов «Воспитанники медресе "Галия"» (1906-1917).

4. Зия Камали - просветитель и философ [Текст] // Хусаинов, Г.Б. Духовный мир башкирского народа. - Уфа : Китап. 2003, с.341-359.

5. Кудашева, С.С. Великий просветитель Зия Камали. Начало большого пути [Текст] / С.С. Кудашева. - Уфа : ВЭГУ, 2008.

6. Камалов, Т.Р. Зия Камали о вере и правоверности в Исламе [Текст] // Исламо-христианское пограничие: итоги и перспективы изучений. - Казань :Татар. книжн. изд-во, 1994. - С. 40-50.

7. Тухватуллина, Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов [Текст] / Л.И. Тухватуллина. - Казань: Татар. книжн. изд., 2003.

8. Нигматуллин, А.М. Из истории медресе Галия и несколько слов об организаторе медресе Зия Камали [Текст] // Урал-Алтай: Через века в будущее. Материалы Всероссийской конференции. - Уфа, 2005. - С. 468-469.

9. Кулбахтина, А.З. Зия Камали - основатель новометодного медресе «Галия» [Текст] // Казанская наука : сб. статей. - Казань, 2009.

- С. 75-95.

10. Муслимов, А.М. К 100-летию медресе «Галия диния» в Уфе [Текст] // Медина аль-ислам. 2006, №22.

11.Люди и судьбы. Библиографический словарь востоковедов -жертв политического террора в советский период (1917-1991) / Васильков Я.В., Сорокина М.Ю. - СПБ : Петербургское востоковедение, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.