Автор благодарен Гаджибеку Сефибековичу Джамирзоеву за помощь в поиске публикаций Д.Б.Красовского.
Научные публикации Д.Б.Красовского
Бёме Л.Б., Красовский Д.Б., Чернов С.А. 1930. Материалы к познанию фауны позвоночных животных Ингушской автономной области // Изв. Ингуш. науч.-исслед. ин-та краевед. 2/3: 47-111.
Красовский Д.Б. 1932. Материалы к познанию фауны наземных позвоночных Рутуль-
ского кантона Дагестанской АССР // Изв. 2-го Сев.-Кавказ. пед. ин-та 9: 186-218. Туров С.С., Красовский Д.Б. 1933. Очерк фауны Присулакского оленьего заповедника // Зоол. журн. 12, 4: 35-56.
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1433: 1584-1594
Зимовки кряквы Anas platyrhynchos в городах Семей, Усть-Каменогорск и Зыряновск: новые тенденции в экологии вида в Восточно-Казахстанской области
Н.Н.Березовиков, А.С.Фельдман
Николай Николаевич Березовиков. Отдел орнитологии и герпетологии, Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: [email protected]
Александр Сергеевич Фельдман. КГУ средняя общеобразовательная школа № 28, улица Б.Момышулы, д. 57, г. Семей, Восточно-Казахстанская область, 071400, Казахстан. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 25 марта 2017
В Восточно-Казахстанской области за прошедшие десятилетие сформировались очаги зимовки кряквы Anas platyrhynchos на незамерзающих участках Иртыша на 20-30 км ниже плотин Шульбинской, Усть-Каменогорской и Бухтарминской ГЭС между городами Семей (Семипалатинск), Усть-Каменогорск и Серебрянск (Березовиков 2014; Стариков 2015; Березовиков и др. 2016). Наряду с этим в настоящее время проявилась новая тенденция в поведении этих уток — активное освоение ими в качестве мест зимнего обитания селитебного ландшафта - городских ручьёв и речек.
Весьма интересен и показателен факт зимовки кряквы в правобережной части города Семей между Иртышом и Семипалатинским бором. Ещё 50-70 лет назад эта территория представляла собой типичную согру - заболоченную местность с рощицами из берёз, осин, тальника, боярышника, зарослями тростника и рогоза вдоль русел ручьёв,
небольших озерков и родниковых разливов. Большинство из них сохранилось до сих пор у сёл Малая Ахтуба, Озерки, Половинка, Тепка-ши, Талица и у Кожзавода, представляя собой места, благоприятные для зимовки водяных птиц (рис. 1-4).
Рис. 1. Согра с ручьём на окраине села Половинка. 5 марта 2017. Фото А.С.Фельдмана. Рус. орнитол. журн. 2017. Том 26. Экспресс-выпуск № 1433 1585
Рис. 2. Согра с ручьём у села Тепкаши. 5 марта 2017. Фото А.С.Фельдмана.
Рис. 3. Согра с родниками в окрестностях Малой Ахтюбы. 5 марта 2017. Фото А.С.Фельдмана.
С конца 1950-х и до 1990-х годов здесь велось строительство посёлка Мирный. Началось оно с застройки правого берега Иртыша, а затем расширилось в сторону бора и, после осушки болотистых мест, заняло и пространство согры. Первыми здесь были построены коттеджи для работников кожевенного завода, а затем появились дачи. Коренным образом облик посёлка изменился во второй половине 1970-х годов, а
затем в ходе выполнения жилищной программы «Жильё — 91». Ускоренными темпами на месте коттеджей было возведено 3 девятиэтажных и 17 пятиэтажных домов, образовавших 1-й микрорайон.
Рис. 4. Согра у села Озерки. 28 февраля 2015. Фото А.С.Фельдмана.
Рис. 5. Место зимовки крякв Апа$р1а1утЬупеЬо$ на ручье в пригородном посёлке Мирный. Семей 22 марта 2017. Фото А.С.Фельдмана.
Рис. 6. Прикормленные кряквы на ручье в городе Семей. 16 февраля 2017. Фото А.С.Фельдмана.
Рис. 7. Кормление крякв Anasplatyrhynchos на ручье в центре посёлка Мирный. Семей. 22 марта 2017. Фото А.С.Фельдмана.
При этом ручьи и родниковые разводья с березняками — фрагменты прежнего ландшафта — сохранились и удачно вписались в новую застройку. Кроме того, велось строительство дачного посёлка, в результате чего появилось до 600 дачных усадеб, которые «врослись» в пределы Семипалатинского бора. Вдоль улицы Комбинатской в центре посёлка Мирный в настоящее время протекает один из таких ручьёв, который на протяжении 500 м течёт между пятиэтажными домами и оживлённой автомобильной дорогой. На нём с 2010 года осенью и зимой регулярно можно было видеть 3-5 крякв (рис. 5, 6). После пересечения улицы Сатпаева этот ручей впадает в Иртыш, где постоянно существует полынья, на которой в разные дни держится по 5-10 крякв
и несколько больших крохалей Mergus merganser. Количество крякв на этом ручье возросло до 15-20 особей в суровую и многоснежную зиму 2016/17 года. В эту зиму из-за частых 20-25-градусных морозов с ветрами и буранами в течение января-февраля большинство полыней на Иртыше в черте города, где прежде зимовали утки, замёрзло и кряквы переместились с них на «согринские» ключи правобережья, в том числе и «комбинатский» ключ. На нём 18 февраля было подсчитано 18 крякв, в том числе 12 самок и 6 селезней. Кроме того, с 15 по 17 февраля они были отмечены ещё на 5 незамерзающих ручьях в черте города, в общей сложности не менее 50 особей. Группы по 2-5 крякв в течение зимы периодически отмечались на ручьях в дачном посёлке. Примечательно, что кряквы, зимующие на них, привыкают к постоянному присутствию людей и перестают их бояться. Примером этому является упомянутый выше «комбинатский» ключ, протекающий вдоль 5-этажных домов, под окнами плавают утки. С другой стороны к нему примыкает довольно шумная дорога с постоянным движением машин. Жители соседних домов в течение зимы подкармливали их хлебом, поэтому кряквы настолько привыкли к этому, что не улетают даже когда люди находятся в 3-5 м от них. Кормятся бросаемым в водный поток хлебом, при отсутствии которого ловят многочисленных в ручье боко-плавов. Прилетающие утки чаще всего садятся не в сам ручей, а на пешеходную часть улицы вдоль него, после чего пешком приближаются к нему и по снегу скатываются на брюшке в водный поток (рис. 7, 8). Ночные морозы до -20...25°С и дневные до -10...15°С в этом году продолжались до 20 марта, Иртыш оставался замёрзшим, кругом лежали большие сугробы, поэтому весь месяц кряквы вели здесь зимний образ жизни. В оттепельный день 22 марта на одном участке ручья у домов держалась брачная пара, на другом - группа из 2 самок и 1 селезня.
Рис. 8. Селезень кряквы Anasplatyrhynchos на ручье под окнами дома. Пригородный посёлок Мирный в Семее. 22 марта 2917. Фото А.С.Фельдмана.
Рис. 9. Зимовка кряквы Anasplatyrhynchos на речке в Усть-Каменогорске. 12 марта 2017. Фото Ф.И.Шершнёва.
В Усть-Каменогорске основной очаг зимовки кряквы находится по незамерзающему руслу Иртыша и в устье Ульбы (Стариков 2015). В этом месте в последние 5 лет горожанами осуществляется активная подкормка уток, поэтому вдоль набережной держатся сотни крякв. При этом, если в первые годы, когда утки были осторожными, корм выкладывался на ледяные забереги, то теперь его бросают в воду поджидающим кряквам. В результате этого поведение уток изменилось настолько, что некоторые из них стали вылетать даже на парапет набережной и есть выложенный на нём хлеб в присутствии людей. Как выяснилось, в 2016/17 году кряквы зимовали не только вдоль набережной Иртыша и Ульбы, но и в самом городе. Так, в течение января, февраля и марта 2017 года на небольшой речушке арычного типа, протекающей в районе Востокмашзавода, наблюдалось 15-20 крякв. По берегам она густо поросла деревьями, кустарниками и бурьянами, поэтому на ней имеются спокойные тенистые места, где птиц практически не беспокоят. Большинство из крякв, которые держатся здесь, относится к числу прикормленных, так как из шашлычной, расположенной на правом берегу в 8-10 м от русла, ежедневно утром для птиц выносят ведро пищевых, главным образом хлебных отходов, оставляемых у воды на кормовой площадке. Все они быстро поедаются собравшимися кряквами. Кроме того, на мостик через эту речушку постоянно приходят школьники, также занимающиеся их подкормкой. Они бросают в воду кусочки хлеба, которые сплывают вниз по течению к сидящим в 15-20 м ниже уткам и тут же поедаются ими (рис. 9).
В городе Зыряновске на реке Бухтарме и её притоках до последнего времени случаев зимовки кряквы не отмечалось (Лухтанов 2004; Лух-танов, Березовиков 2003). 25 декабря 2016 на незамерзающем русле ручья в городе наблюдалась группа из двух селезней и самки, которые впоследствии встречались здесь в течение всей зимы (рис. 10). Несмотря на морозные зимы, как в самом городе, так и в его окрестностях есть немало тёплых ключей и родниковых разливов, благоприятных для зимовки уток. Имеются они и по руслу Бухтармы и впадающих в неё притоков Хамир и Тургусун. По сообщениям охотников, в ноябре 2015 года два селезня кряквы были добыты в нижнем течении Тургусуна между сёлами Кутиха и Тургусун. Эти факты свидетельствуют о том, что в Зыряновске и его окрестностях уже начал формироваться новый очаг зимовки крякв.
Рис. 10. Место зимовки кряквы Апа$р1а1утЬупеЬо$ на ручье в Зыряновске.
25 декабря 2016. Фото Г.В.Розенберг.
Формирование зимовок крякв идёт не только в городах, но и в посёлках, где есть незамерзающие речки и ручьи. Об одном случае успешной зимовки пары крякв на речке Черемшаночка в селе Черем-шанка между Усть-Каменогорском и Риддером в 2013/14 году мы уже сообщали (Березовиков, Исаченко 2016). После отсутствия в течение двух зим, в 2016/17 году пара крякв вновь успешно перезимовала на этой речке. Появились они на ней в октябре и встречались до конца февраля (рис. 11-13).
Рис. 11. Речка Черемшаночка — место зимовки крякв Anasplatyrhynchos в селе Черемшанка.
11 декабря 2016. Фото А.Д.Исаченко.
Рис. 12. Зимующая кряква Anas platyrhynchos на речке Черемшаночка. 20 октября 2016. Фото А.Д.Исаченко.
Таким образом, в настоящее время у зимующих крякв в Восточно-Казахстанской области происходит процесс формирования городских группировок, осваивающих все пригодные для обитания водные ис-
точники. В тех местах, где горожане регулярно кормят уток, появляются прикормленные кряквы, поведение которых характеризуется отсутствием боязни по отношению к людям.
Рис. 13. Зимующая пара крякв Anas platyrhynchos на речке Черемшаночка.
24 февраля 2017. Фото А.Д.Исчаенко.
Можно предполагать, что именно эти адаптационные особенности, выработавшиеся у крякв во время зимовок, могли быть следствием начала урбанизации крякв, которые стали гнездиться в Усть-Каменогорске и других городах Казахстана (Березовиков 2012; Березовиков, Прокопов 2014). Не исключено, что это постепенно может привести к формированию здесь оседлых городских популяций.
Выражаем признательность А.Д.Исаченко, Г.В.Розенберг и Ф.И.Шершнёву за предоставленные фотографии.
Литератур а
Березовиков Н.Н. 2012. О гнездовании кряквы Anas platyrhynchos на городских прудах
Казахстана // Рус. орнитол. журн. 21 (721): 131-133. Березовиков Н.Н. 2014. Гибель больших крохалей Mergus merganser и гоголей Buce-phala clangula от обмерзания оперения в сильные морозы на Иртыше в Усть-Каменогорске зимой 2009/10 года // Рус. орнитол. журн. 23 (966): 387-391. Березовиков Н.Н., Исаченко А.Д. 2016. Первый случай зимовки кряквы Anas platyrhynchos на Ульбе в горно-таёжной части Западного Алтая // Рус. орнитол. журн. 25 (1360): 4273-4277.
Березовиков Н.Н., Прокопов К.П. 2014. Формирование городской популяции кряквы
Anas platyrhynchos в Усть-Каменогорске // Рус. орнитол. журн. 23 (1015): 1946-1949. Березовиков Н.Н., Фельдман А.С., Брыгинский С.А. 2016. Очаг зимовки кряквы Anas platyrhynchos и большого крохаля Mergus merganser на Иртыше ниже Шульбинской ГЭС // Рус. орнитол. журн. 25 (1267): 1095-1104. Лухтанов А.Г. 2004. Птицы города Зыряновска (юго-западный Алтай) // Selevinia: 154-162.
Лухтанов А.Г., Березовиков Н.Н. 2003. Материалы к орнитофауне Бухтарминской долины (Юго-Западный Алтай) // Рус. орнитол. журн. 12 (239): 1130-1146. Стариков С.В. (2015) 2016. Зимовки водяных птиц на реке Иртыш близ Усть-Каменогорска // Рус. орнитол. журн. 25 (1255): 747-748.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1433: 1594-1595
Ещё раз о поедании мыла большой синицей Parus major
В.Г.Прохоров
Виталий Геннадьевич Прохоров. Союз Охраны Птиц России. Е-mail:[email protected] Поступила в редакцию 15 марта 2017
3 марта 2017 при проведении работ на биостанции в деревне Кур-дюковка Малоярославецкого района Калужской области я обратил внимание, что кусок хозяйственного мыла (72%), всю зиму пролежавший на нижней полке уличного стола, был расклёван птицами.
Кусок хозяйственного мыла, поклёванный большими синицами Parus major. Биостанция в Калужской области. 3 марта 2017. Фото автора.
Поскольку кроме больших синиц Parus major других птиц здесь не было, можно с уверенностью говорить, что клевали мыло именно они. Тем более что у больших синиц поедание мыла мною уже наблюдалось в Московской области (Прохоров 2010). В первых числах марта снег, укрывавший кусок мыла, растаял. Полиэтиленовый пакет, в котором