ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2062: 1942-1948
Зимовка большого подорлика Aquila clanga в Республике Адыгея и Краснодарском крае
А.Л.Мищенко, Ю.В.Лохман, О.В.Суханова
Александр Леонидович Мищенко. Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН,
Ленинский проспект, д. 33, Москва, 119071, Россия. E-mail: [email protected]
Юрий Викторович Лохман. Кубанский научно-исследовательский центр «Дикая природа
Кавказа», ул. Тепличная, д. 58, кв. 8, Краснодар, 350087, Россия. E-mail: [email protected]
Ольга Владимировна Суханова. Русское общество сохранения и изучения птиц им. М.А.Мензбира,
ул. Большая Никитская, д. 6, Москва, 125009, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 18 апреля 2021
Основные места зимовок больших подорликов Aquila clanga, гнездящихся в Европе, включая европейскую часть России, расположены на Ближнем Востоке, в Судане, Эфиопии и Чаде (Vaurie 1965; Meyburg et al. 2016). Кроме того, важным регионом для зимовок этого вида является юг Европы: Испания, Франция, Италия, Сербия, Черногория, Румыния и Албания. Здесь зимуют птицы, гнездящиеся в Эстонии, Белоруссии и Польше (Maciorowski et al. 2019; Домбровский и др. 2018). До недавнего времени ближайшие к югу европейской части России места зимовок были известны на севере Турции и на севере Ирана (Kirwan et al. 2008; Мищенко и др. 2020). Ранее большого подорлика в Краснодарском крае считали пролётным видом (Лохман, Тильба 2009), а для республики Адыгея его нахождение требовало подтверждения (Тильба, Лохман 2009). Первый случай зимовки большого подорлика на европейской части России, в Краснодарском крае, был отмечен в 2019 году. С помощью GSM-GPS передатчика, которым была помечена взрослая птица в Эстонии, удалось установить, что она успешно зимовала здесь и в два последующих года (Вали и др. 2020; Vali et al. in press).
Зимовку большого подорлика в Республике Адыгея и Краснодарском крае в 2020/21 году нам также удалось проследить благодаря GSM-GPS передатчику, которым эта птица была помечена в 2019 году в Московской области (оперившийся птенец, перед вылетом из гнезда). Первую зиму своей жизни (2019/20) этот подорлик провёл на севере Египта и в Израиле (Мищенко и др. 2020).
Осенняя миграция этой особи началась 8 сентября 2020, к 16 сентября птица пересекла границу с Ростовской областью и до 21 сентября перемещалась в южном направлении по территории Краснодарского края. В районе станицы Полтавская была зарегистрирована длительная миграционная остановка: здесь птица держалась с 21 сентября по 23 ноября, в основном перемещаясь лишь на небольшие расстояния. Осеннюю миграцию как таковую подорлик закончил 24 ноября. К этому
времени птица откочевала на 70-75 км в юго-восточном направлении, в западную часть Республики Адыгея. В данном районе подорлик остался на зимовку, совершая в основном перемещения между Шапсугским и Краснодарским водохранилищами. Большую часть времени с начала декабря 2020 до начала марта 2021 года птица провела на небольшой территории к северу от Октябрьского водохранилища и аула Тахтаму-кай, площадью 12 км2 (рис. 1). Вероятно, подорлика в этом районе привлекла обильная кормовая база, наличие удобных мест для отдыха и ночёвки и подходящие погодные условия. В то время как в более северных регионах зима 2020/21 года была многоснежной, с устойчивым, высоким и длительным снеговым покровом, в Адыгее в январе-феврале 2021 года снег периодически выпадал, а спустя несколько дней таял, и так несколько раз в течение зимы.
Рис. 1. Район основной зимовки помеченного большого подорлика в 2020/21 году.
Биотопы, которые постоянно посещал большой подорлик, представлены системами скошенных рисовых полей (чеков) с сетью крупных каналов. В зимнее время рисовые чеки не заполнены водой, некоторые из них могут полностью оставаться с пожнивными остатками (рис. 2), на других часть стерни выгорает после сжигания рисовой соломы, третьи перепаханы и в таком состоянии пребывают до весны. На отдельных чеках, согласно карте севооборота, посеяны озимые культуры.
По данным GSM-GPS передатчика, чаще всего сигнал поступал с чеков, на которых есть пожнивные остатки риса. Зимой рисовые системы — излюбленные места кормёжки кряквы Anas platyrhynchos, часто посещаются грачами Corvus frugilegus. Кряквы на убранных полях одновременно находят корм и питьё, т.е. им не нужно улетать на водопой. После
сбора урожая остаётся стерня высотой 20-30 см. Во время снегопада часть снега осыпается между стерней, но не образует плотного покрова. Под разреженным снегом есть опавшие рисовые зёрна и образуются лужи воды. Вероятно, места с оставшимся опавшим зерном, помимо птиц, привлекают и мышевидных грызунов. Но они доступны для большого подорлика лишь в бесснежную погоду и на участках без стерни. Мы предполагаем, что кряква и грач были основными объектами охоты этого хищника в период зимовки на рассматриваемой территории. Для большого подорлика характерен широкий спектр кормовых объектов: как по видовому составу, так и по размеру — от мышевидных грызунов до тетерева (Дементьев 1951; МеуЬи^ et al. 2016). На зимовках в Греции основными кормовыми объектами являются различные виды уток, камышница GaШnula chloropus, лысуха Fulica atra и некрупные чайки (Alivizatos et аШ. 2004).
Рис. 2. Рисовые чеки с пожнивными остатками — основной кормовой биотоп большого подорлика в зимний период. 18 марта 2021. Фото Ю.В.Лохмана.
Ночевала и отдыхала птица в островном лесу, примыкающем к Октябрьскому водохранилищу с севера, и в лесополосах. Поля с монотонными низкорослыми посевами озимых, расположенные ближе к этому лесу, вероятно, не использовались подорликом для кормёжки. Пребывание его в этом биотопе ни разу не было зафиксировано передатчиком.
За период зимовки, с 24 ноября 2020 до 1 марта 2021, подорлик лишь дважды совершил перемещения на значительные расстояния. 31 декабря
2020 он был отмечен в непосредственной близости от аула Тахтамукай, в 600-700 м от его границ, а в 13 ч 1 января - в 1000 м. Между 13 и 15 часами 1 января подорлик отлетел на 17 км к юго-востоку. Никаких резких изменений погодных условий в эти дни не было, было тепло, без резких колебаний метеоусловий. Мы предполагаем, что перемещение птицы было вызвано сильным увеличением фактора беспокойства в ауле Тахтамукай в новогодний праздник (шум, фейерверки и др.). 2 января подорлик вернулся обратно: передатчик зафиксировал его в 650 м от границ посёлка.
Во второй половине января 2021 года птица совершила значительно более дальнее перемещение. После снегопада, начавшегося в ночь с 13 на 14 января (при небольшой плюсовой температуре) и его продолжения в последующие дни (с перерывами) подорлик покинул рисовую систему. В промежуток времени между 15 и 18 января он перелетел на 34 км, восточнее Краснодарского водохранилища. Затем между 18 и 20 января птица переместилась на 128 км в юго-восточном и юго-юго-восточном направлении (рис. 3); передатчик фиксировал координаты на пути подорлика 18, 19 и 20 января.
I \ >Хл >- /ЖК812 ^20.01,
Рис. 3. Перемещения большого подорлика вне основного района зимовки в январе 2021 года.
Очевидно, значительный по протяжённости перелёт в южном на -правлении был вызван резким ухудшением погодных условий. К 18 января температура в районе аула Тахтамукай снизилась до минус 7°С, шёл ливневой снег, образовался гололёд. В сочетании с сильным северовосточным ветром (14-19 м/с) температура ощущалась как -17°С. В последующие дни температура продолжала снижаться, достигнув минимума 20 января: минус 16°С в утренние часы (погодные условия в период
зимовки в 2020/21 году были уточнены с учётом данных, представленных на веб сайте https://www.ventusky.com/about). Вероятно, во время обледенения кряквам стало сложно добраться до корма и они временно перестали кормится на рисовой системе. По всей видимости, подорлик покинул кормные угодья по этой причине. 20 января птица остановилась примерно в 35 км севернее Кавказского заповедника. Не исключено, что подорлик стремился двигаться дальше к югу, так как дневная температура здесь в эти сутки достигала минус 12°С в ночное время, но Главный Кавказский хребет с очень высоким снеговым покровом оказался непреодолимым препятствием в условиях зимнего похолодания. Температура в горах была ещё ниже. С 21 января в районе места, которого достиг подорлик, началось потепление: дневная температура в этот день повысилась до -3°С. В промежуток времени между 20 и 21 января хищник переместился на 41 км к северу, а затем продолжил продвижение к северо-северо-западу. С 22 января потепление наступило в районе аула Тахтамукай: днём +6, ночью -1°С (рис. 4). Условия для охоты подорлика здесь снова стали благоприятными. Преодолев с 21 по 23 января 103 км, 23 января птица была зарегистрирована восточнее Краснодара, а 24 января - близ Шапсугского водохранилища. 25 января подорлик снова был зарегистрирован близ аула Тахтамукай.
15 10 5 0 -5 -10 -15
В феврале, несмотря на два похолодания, большой подорлик не покидал район своей основной зимовки. Возможно, это было связано с тем, что при февральских похолоданиях не было обледенения. Но это лишь наше предположение.
Таким образом, несмотря на то, что зима 2020/21 года была заметно холоднее предыдущей, неполовозрелый большой подорлик успешно перезимовал в Республике Адыгея и частично — в Краснодарском крае, не
Рис 4. Динамика среднесуточной температуры в январе 2021 года (Краснодар).
совершив дальней миграции, свойственной этому виду. Координаты, сообщаемые передатчиком, свидетельствовали о том, что до 17 апреля птица по-прежнему находилась на территории Адыгеи (рис. 5). В марте — начале апреля подорлик стал регулярно летать более широко, чем зимой, активно посещая заболоченные участки, примыкающие к акваториям Октябрьского и Шапсугского водохранилищ. К этому времени зимующие кряквы покинули рисовую систему, но на плавневых участках у водохранилищ появились лысухи и озёрные чайки Larus ridibundus, а затем и чирки-трескунки Anas querquedula.
Рис. 5. Большой подорлик Aquila clanga, найденный по координатам, переданным GSM-GPS передатчиком. 8 апреля 2021. Фото Ю.В.Лохмана.
В заключение необходимо отметить, что благодаря GSM-GPS передатчику удалось выявить не только миграционные пути большого подорлика, но и новые места зимовки. Проведённые исследования расширили представление о статусе вида на юге европейской части России: в Краснодарском крае (пролётный и зимующий) и в Республике Адыгея (достоверное нахождение — зимующий и пролётный).
Литератур а
Вали Ю., Домбровский В.Ч., Селлис У., Эштон-Батт А. 2020. Популяционные и половые различия при выборе мест зимовки у белорусских и эстонских больших подорликов // Орнитологические исследования в странах Северной Евразии: тез. 15-й Международ. орнитол. конф. Сев. Евразии. Минск: 90-91. Дементьев Г.П. 1951. Отряд хищные птицы Acipitres или Falconiformes // Птицы Советского Союза. М., 1: 70-341. Домбровский В.Ч., Вяли Ю., Селлис У., Фенчук В.А. 2018. Миграция и зимовка белорусских больших подорликов в 2017-2018 гг.: первые результаты GPS-GSM слежения // Актуальные проблемы охраны животного мира в Беларуси и сопредельных регионах. Материалы 1-й Международ. науч.-практ. конф. Минск: 143-148.
Лохман Ю.В., Тильба П.А. 2009. Список видов птиц административных регионов. Краснодарский край // Ключевые орнитологические территории России. Том 3. Ключевые орнитологические территории международного значения в Кавказском экорегионе. М.: 274-292.
Мищенко А.Л., Карвовский Д.А., Шариков А.В., Гринченко О.С., Мельников В.Н., Бекмансуров Р.Х., Иванов М.Н., Корепов М.В., Зубкова О.А. 2020. Первые результаты мечения больших подорликов GPS-GSM трекерами в Центральной России и Среднем Поволжье // Хищные птицы в ландшафтах Северной Евразии: Современные вызовы и тренды: Материалы 8-й Международ. конф. РГХП. Тамбов: 416-421.
Тильба П.А, Лохман Ю.В. 2009. Список видов птиц административных регионов. Республика Адыгея // Ключевые орнитологические территории России. Том 3. Ключевые орнитологические территории международного значения в Кавказском экорегионе. М.: 274-292.
Alivizatos H., Papandropoulos D., Zogaris S. 2004. Winter diet of the Greater Spotted Eagle (Aquila clanga) in the Amvrakikos wetlands, Greece // J. Raptor Res. 38: 371-374.
Kirwan G.M., Ozen M., Demirci B. 2008. Turkey Bird Report 2002-06 // Sandgrouse 30: 166189.
Maciorowski G., Galanaki A., Kominos T., Dretakis M., Mirski P. 2019. The importance of wetlands for the Greater Spotted Eagle Clanga clanga wintering in the Mediterranean Basin // Bird Conservation International 29, 1: 115-123.
Meyburg B.U., Kirwan G.M., Garcia E.F.J. 2016. Greater Spotted Eagle (Clanga clanga) // Handbook of the Birds of the World Alive / del Hoyo J., Elliott A., Sargatal J., Christie D.A., de Juana E. (eds.) http://www.hbw.com/node/53155.
Vaurie C. 1965. The Birds of the Palearctic Fauna: A Systematic Reference, Non-Passeriformes. London: 1-763.
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2021, Том 30, Экспресс-выпуск 2062: 1948-1953
Новые весенние встречи малого лебедя Cygnus bewickii на Иртыше в окрестностях города Семей
А.С.Фельдман, Н.Н.Березовиков
Александр Сергеевич Фельдман. КГУ средняя общеобразовательная школа № 28, ул. Б.Момышулы, д. 57, Семей, Восточно-Казахстанская область, 071400, Казахстан. E-mail: [email protected]
Николай Николаевич Березовиков. Институт зоологии, Министерство образования и науки, проспект Аль-Фараби, д. 93, Алматы, 050060, Казахстан. E-mail: berezovikov_n@mail
Поступила в редакцию 15 апреля 2021
Во втором десятилетии XXI века участились встречи малого лебедя Cygnus bewickii во время весенней миграции на Иртыше в Восточно -Казахстанской области. Одним из мест, где они стали отмечаться, являются окрестности города Семей (Семипалатинск). Первый раз стаю из 12 особей видели здесь 12 апреля 2015 на придорожных разливах у села