Научная статья на тему 'Зимние встречи с перелётными птицами в городе Елизово'

Зимние встречи с перелётными птицами в городе Елизово Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
133
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Лобков Евгений Георгиевич, Бухалова Римма Викторовна

Второе издание. Первая публикация: Лобков Е.Г., Бухалова Р.В. 2006. Зимние встречи с перелётными птицами в городе Елизово // Биология и охрана птиц Камчатки 7: 117-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зимние встречи с перелётными птицами в городе Елизово»

Лобков Е.Г. 2010. Орнитологическое районирование и оптимизация сети особо охраняемых природных территорий в бассейне реки Пенжины (Северо-Западная Камчатка) // Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей. Доклады 10-й международ. науч. конф. Петропавловск-Камчатский: 61-79. Лобков Е.Г. 2011. Птицы бассейна реки Пенжины // Орнитология 36: 39-102. Лобков Е.Г., Бухалова Р.В. (2006) 2015. Зимние встречи с перелётными птицами в городе Елизово // Рус. орнитол. журн. 7 (1114): 791-795. Медведев В.Н., Маковкина Л.В. 2011. Первая встреча рябинника Turdus pilaris в

Южном Приморье // Рус. орнитол. журн. 20 (623): 51-52. Нечаев В.А., Гамова Т.В. 2009. Птицы Дальнего Востока России (аннотированный

каталог). Владивосток: 1-564. Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 1-806. Стишов М.С., Придатко В.И., Баранюк В.В. 1991. Птицы острова Врангеля. Новосибирск: 1-253.

Шохрин В.П., Вайссенштайнер М., Маттес Г. 2012. Находки новых и встречи редких видов птиц в Лазовском заповеднике //Дальневост. орнитол. журн. 3: 15-22.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1114: 791-795

Зимние встречи с перелётными птицами в городе Елизово

Е.Г.Лобков, Р.В.Бухалова

Второе издание. Первая публикация в 2006*

В зимние сезоны 2004-2006 годов в городе Елизово и его окрестностях наблюдали некоторых воробьиных птиц, считающихся перелётными, которые ранее зимой на Камчатке не отмечались.

Камчатская трясогузка Motacilla lugens. В южной части полуострова Камчатка последние осенние встречи этой трясогузки обычно бывают в период с 7 по 23 октября (Лобков 1986). Отдельные особи иногда задерживаются в районе города Елизово по реке Аваче до ноября (22 ноября 2000) и даже декабря (29 декабря 1977). Но такие поздние встречи до сих пор были единичными, случайными за большой период непрерывных наблюдений. Весной камчатская трясогузка на юго-восточном побережье появляется 9-18 апреля, в среднем за 9 лет — 14 апреля (Лобков 1986).

Зимой 2004/05 года впервые камчатских трясогузок несколько раз наблюдали в границах Елизово и поблизости от него в течение всего

* Лобков Е.Г., Бухалова Р.В. 2006. Зимние встречи с перелётными птицами в городе Елизово // Биология и охрана птиц Камчатки 7: 117-118.

снежного периода года. Трижды (7 ноября, 16 января и 23 марта) одиночные птицы держались на реках Авача и Пиначева в тех местах, где благодаря низкому уровню воды были представлены сравнительно обширные (50-100 м) участки незасыпанных снегом песчано-галечни-ковых отмелей и пляжей и где левый берег (южной экспозиции) хотя бы на небольшом протяжении (30-70 м) был лишён снега и представлен склоном, заросшим прошлогодней растительностью. Кроме того, 25 марта 2005 одиночная трясогузка отмечена непосредственно в жилой части города (микрорайон «Ягодный») в пойменном лесу на месте слива на поверхность тёплых канализационных стоков, образовавших нечто подобное рукотворным «термальным источникам» площадью около 0.5 га с тёплыми водотоками, грязью, илом, свободными от снега участками прошлогодней растительности. Эти стоки дренируют в ручей Хуторской, впадающий в реку Авачу.

Можно, конечно, предположить, что находки камчатских трясогузок в ноябре и даже в январе относятся к поздним задержкам отдельных особей, а мартовские встречи объясняются необычайно ранним весенним прилётом. Для относительно малоснежных зим, какие здесь в последнее время случаются чаще, такое объяснение кажется вполне вероятным. Но зима 2004/05 года отличалась многоснежностью. Возможно, в этот сезон по меньшей мере несколько трясогузок провели в Елизово зиму. И если это так, то это первый установленный случай зимовки камчатских трясогузок на Камчатке.

Объектами питания трясогузок зимой на заболоченных канализационных стоках могли быть насекомые, в частности, т.н. «крыски» — личинки мух-журчалок Syrphidae (Diptera) и мелкие двукрылые комары семейств Limoniidae, Chironomidae, жизнедеятельные в тёплых слоях грязи и на тёплой поверхности, а также измельчённые остатки пищевых продуктов, выносимые течением. На берегу реки 16 января 2005 трясогузка поедала варёные икринки лососевых рыб, которые рыбаки используют в качестве приманки для ловли гольцов. Несколько икринок были рассыпаны среди гальки. Здесь же кормились чёрные вороны Corvus corone. Причём, обычно спокойно относящиеся к трясогузкам летом, на этот раз несколько чёрных ворон «организовали» настоящую коллективную охоту на птицу. Едва увернувшись от агрессивных ворон, трясогузка покинула берег реки. Кроме того, камчатская трясогузка что-то склёвывала с камней у воды. Вероятно, это были личинки ручейников Grossoma intermedium, песчаные домики которых мы во множестве нашли на нижней и боковой поверхности камней, оказавшихся на пляже из-за низкого уровня воды в реке.

Следующей зимой 2005/06 года камчатскую трясогузку наблюдали на уже упоминавшихся канализационных стоках в Ягодном 15 декабря, а по рекам Половинка и Авача в черте Елизово - 10 и 19 декабря.

Неоднократные декабрьские встречи с трясогузками в 2005 году можно связать с малоснежьем. Действительно, в Елизово и непосредственно вокруг города в начале зимы снега было так мало, что повсюду были видны оголённые участки грунта и прошлогодняя трава. Так продолжалось до середины января, пока не прошла череда многоснежных циклонов. В январе, феврале и марте 2006 года мы неоднократно посещали реки и стоки канализации, но ни разу трясогузок не видели.

Таким образом, можно говорить о том, что поздние задержки камчатских трясогузок в городе Елизово в последние годы участились, чему способствует, в частности, малоснежье, и что возможна даже зимовка отдельных особей.

Бурый дрозд Turdus eunomus. Осенний пролёт в большей части полуострова проходит незаметно, обычно к концу августа и в течение сентября бурых дроздов совсем не остаётся на Камчатке (Лобков 1986, 2002). Зимних встреч у нас до сих пор не было, но на возможность этого указывали сообщения, порой поступавшие от местных жителей в последние 5-6 лет, к сожалению, не подтверждённые точными данными.

Впервые бурых дроздов мы наблюдали зимой в городе Елизово 23 января 2005. С этого дня до самой весны 5 птиц (все вместе или группами и поодиночке) держались примерно в одном небольшом районе города: «микрорайон Ягодный — Второй бугор». Их наблюдали многократно, почти всякий раз, когда посещали это место.

Пока было много ягод, сохранившихся с осени на деревьях и кустах, бурые дрозды предпочитали питаться рябиной Sorbus aucuparia среди дачных участков на окраине города, реже клевали остававшиеся на кустах ягоды красной смородины Ribes triste. Неоднократно дроздов видели на лиственницах Larix cajanderi, белых Betula platyphylla и каменных В. ermanii берёзах. Возможно, они поедали семена и почки этих древесных пород. К последней декаде февраля ягод рябины почти не осталось, к концу февраля и началу марта заметно меньше стало и смородины. С этого времени дроздов всё реже видели в окрестностях дач. С 24 по 28 марта 2005 их неоднократно наблюдали на луже, куда сбрасывали пищевые остатки из местной столовой, а постоянным местом пребывания стали уже упоминавшиеся канализационные стоки в пойменном лесу на свободных от снега заболоченных участках. В качестве мест своего ночлега дрозды, возможно, использовали расположенные неподалёку заброшенные строения, куда неоднократно залетали и откуда вылетали с криком.

Признаки весеннего оживления среди бурых дроздов мы стали замечать в последней декаде февраля, когда обычная до того стая из пяти особей разбилась на пару и одиночек, и птицы преследовали друг друга. Активным брачное поведение стало в первой декаде апреля, когда бурые дрозды много пели.

Таким образом, мы можем говорить о подтверждённой зимовке — впервые для Камчатки — небольшого количества бурых дроздов в Ели-зово в 2004/05 году. Нигде более в ту зиму мы их не наблюдали.

На следующую зиму 2005/06 года бурого дрозда впервые видели в этом районе 11 декабря: одиночная птица кормилась облепихой Hip-pophae rhamnoides и красной смородиной возле дачных участков. 24 января двух дроздов обнаружили на канализационных стоках в пойменном лесу. Они вели себя незаметно, держались на земле, перебегали по свободным от снега участкам, тихо перекликаясь, и что-то склёвывали с травы, возможно, мелких двукрылых, а также мелкие остатки пищи, в том числе части ягод и фруктов, выносимые течением на отмель. 3 февраля под деревом, на котором обычно сидел один из дроздов, здесь же, на канализационных стоках, обнаружили несколько мелких погадок, состоящих из остатков ягод малины Rubus idaeus и красной смородины, а 14 февраля нашли несколько перьев, возможно принадлежащих этому виду (быть может, один из дроздов погиб).

Следующий раз двух бурых дроздов вновь встретили на канализационных стоках 24 марта, одна из птиц тихо пела. К этому времени здесь ожило много разных беспозвоночных: малощетинковые черви 0^осЬае1а, хирономиды и другие мелкие насекомые, пауки АгасЬпо-idea. Пару бурых дроздов мы продолжали наблюдать здесь и в апреле. Нигде более других дроздов этого вида в зиму 2005/06 в Елизово и его окрестностях мы не видели.

Юрок Fringilla montifringШa. Осенью покидает Камчатку в течение сентября (Лобков 1986, новые сведения). Неожиданной стала встреча с птицей этого вида 6 марта 2005 возле животноводческого комплекса совхоза «Пограничный». А 25 марта 2005 несколько юрков видели среди птиц, кормившихся на свободных от снега участках прошлогодней травы и грязи возле тёплых канализационных стоков в микрорайоне «Ягодный». 20 апреля 2005 юрки активно пели.

Едва ли в данном случае можно говорить о раннем весеннем прилёте юрков, поскольку обычно они появляются весной на Камчатке не ранее чем 5-22 мая, в среднем 14 мая (Лобков 1986). Скорее, несколько юрков провели в 2004/05 году зиму в Елизово. Это первый случай зимовки птиц этого вида на Камчатке.

На следующую зиму в период с ноября 2005 по март 2006 года юрков мы нигде не наблюдали.

Собранные нами факты зимних встреч некоторых перелётных птиц мы не считаем случайными. Зимовку бурых дроздов и юрков в Елизово в 2004-2006 годах, участившиеся поздние задержки здесь камчатских трясогузок в эти же годы и их возможную зимовку мы связываем с тенденцией повторяемости в Елизово относительно малоснежных зим в течение последних лет.

Литератур а

Лобков Е. Г. 1986. Гнездящиеся птицы Камчатки. Владивосток: 1-304. Лобков Е. Г. 2002. Фауна и население птиц // Растительный и животный мир Долины гейзеров. Петропавловск-Камчатский: 139-257.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1114: 795-796

Рацион гаг-гребенушек Somateria spectabilis, линяющих в Печорском море

М.В.Гаврило, Х.Стрём

Второе издание. Первая публикация в 2005*

Содержимое пищеварительных трактов линных гаг-гребенушек Somateria spectabilis, добытых в августе 2000 года в Печорском море (юго-восток Баренцева моря), было проанализировано для выяснения пищевых предпочтений вида. Птицы (11 самцов и 13 самок) были добыты в момент их возвращения с мест кормёжки. Для количественного анализа использовалось только содержимое зобов (9 самцов, 11 самок), содержимое желудков анализировалось только качественно. Количество брюхоногих моллюсков и ракообразных определялось по нахождению остатков их раковин и панцирей. Количество и размеры мидий Mytilus edulis определялось по раковинам в том случае, когда присутствовала хотя бы одна целая створка. Всего были проанализированы остатки 3074 моллюсков.

Масса мидий в пищевой пробе (содержимое одного зоба) определялась как сумма индивидуальных масс моллюсков (общая свежая масса раковины и мягких тканей), определённых по соответствующим уравнениям (Сухотин 1989).

Согласно визуальным наблюдениям с берега, гребенушки кормились в прибрежных мелководьях островной части Печорского моря на удалении 100-1000 м от берега, преимущественно в период отлива.

Рацион. Всего из пищевых проб (пищеводов и желудков) было определено 6 таксонов морских беспозвоночных, включая ракообразных, брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Основной кормовой объект — мидия — присутствовал в пищеварительных трактах всех проанализированных птиц, его абсолютная встречаемость составила 99.3% (n = 3095). Из проб от 8 гаг были определены брюхоногие моллюски

* Гаврило М.В., Стрём X. 2005. Рацион гаг-гребенушек (БошаЬепа врееЬаЪШв), линяющих в Печорском море // Гусеобразные птицы Северной Евразии: Тез. докл. 3-го международ. симп. СПб.: 72-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.