Васильев Г.А. 1941. Физиологический анализ некоторых форм птенцового поведения. М. (рукопись диссертации).
Исаков Ю.А. 1955. Опыт переселения дикого серого гуся на Рыбинское водохранилище ЦВюл. МОИП. Нов. сер. Отд. биол. 60, 1: 39-42.
Корытин С.А., Бисеркин В.Ф., Дятлов А.И. 1952. К вопросу изучения пластичности гнездового инстинкта у мелких птиц //Бюл. МОИП. Нов. сер. Отд. биол. 57, 1: 15-21.
Лобашев М.Е. 1954. К вопросу об изменении безусловных рефлексов в онтогенезе ЦИзв. АН СССР. Сер. биол. 2.
Лобашев М.Е., Савватеев В.Б. 1953. Изменение безусловных рефлексов в онтогенезе кур методом условных рефлексов. Сообщение 1. Изменение суточного стереотипа и времени откладки яиц ЦТр. Ин-ma физиол. им. И.П.Павлова АЛ СССР 2: 503-522.
Лукина Е.В. 1953. Изменчивость некоторых инстинктивных реакций у птиц ЦПрирода 7: 40-48.
Промптов А.Н. 1938. Эксперименты по изучению экологической пластичности некоторых видов шшхЦЗоол. журн. 17, 3: 533-539.
Промптов А.Н. 1945. Физиологический анализ инстинкта гнездостроения у птиц // Изв. АН СССР. Сер. биол. 1: 1-26.
Промптов А.Н. 1948. О некоторых закономерностях онтогенетического развития поведения птиц в связи с проблемой эволюции функций нервной системы Ц Журн. общ. биол. 9, 2: 145-163.
Пузанов И.И. 1938. Зоогеография. М.: 1-359.
Тугаринов А.Я. 1952. Пути перелетов птиц как свидетельство былых ландшафтов и территориальных связей ЦЗоол. журн. 31, 5: 700-713.
Фролов Ю.П. 1925. Физиологическая природа инстинкта. М.
Lorenz К. 1937. Uber den BegrifF der InstinkthandlungЦFolia Biotheoretika. Ser. B. 11.
/ДХЛГ 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2002, Экспресс-выпуск 186: 500-506
Зимнее население птиц Уссурийского заповедника и сопредельных территорий
В.А.Харченко
Уссурийский заповедник, г. Уссурийск, Приморский край, 692519, Россия Поступила в редакцию 6 января 2002
Наши наблюдения проводились в Уссурийском заповеднике и на сопредельных территориях в 1998-2001 годах. В состав зимней орнитофауны мы включили все виды птиц, которые были встречены в календарные сроки зимы: с декабря по февраль. Поскольку в действительности зима в Приморье продолжается с конца октября по середину марта, мы внесли в список и виды, наблюдавшиеся в начале и конце этого периода. В большинстве это виды, для которых характерны поздние сроки осенних и ран-
Рус. орнитол. журн. 2002 Экспресс-выпуск № 186
ние сроки весенних миграций. Помимо собственных наблюдений автора, использованы сообщения инспекторов охраны заповедника. Всего зимой в заповеднике зарегистрировано 68 видов птиц, весьма условно разделённых нами на несколько групп.
Оседлые и синантропные оседлые виды
Spizaetus nipalensis. Пара хохлатых орлов (вероятно, одна и та же) периодически наблюдалась в Комаровской пади, в долине реки Комаровки между устьями ключей Мокрый и Комаровский, в Туровой пади. Одного парящего орла, по-видимому пролётного, видели 5 марта 2000 в районе Петровского ключа.
Tetrastes bonasia. Обычный, равномерно распределённый по территории заповедника вид. В начале зимы встречаются одиночные рябчики и группы до 3 птиц, во второй половине зимы чаще попадаются пары.
Aegolius funereus. С конца первой декады октября на пустоши около бывшего посёлка Комарово-Заповедное отмечали в разные годы от 1 до 3 мохноногих сычей.
Strix uralensis. Численность зимующих длиннохвостых неясытей колеблется по годам. Так, в районе Комарово-Заповедное зимой 1998/1999 и 1999/2000 по голосу отмечено по одной особи, 2000/2001 — ни одной. В начале зимы 2001/2002 здесь одновременно можно было слышать трёх сов.
Garrulus glandarius. Небольшие группы соек, от 3 до 5, постоянно держались в районе Комарово-Заповедное, в долине Комаровки (между устьями ключей Турова и Сальникова).
Pica pica. В небольшом числе наблюдалась у жилых лесных кордонов. Обычна в сёлах Каймановка и Каменушка.
Corvus согопе. Чёрная ворона обычна около лесных кордонов, в с. Каймановка и его окрестностях.
Certhia familiaris. В небольшом числе пищуха встречается зимой во всех типах леса.
Passer montanus. В небольшом числе полевой воробей отмечен у жилых лесных кордонов. Крупные стаи воробьёв обычны в сёлах Каймановка и Каменушка.
Гнездящиеся и частично зимующие виды.
Совершают местные или далёкие кочёвки стаями и в одиночку
Accipiter nisus. Зимой одиночные перепелятники время от времени наблюдались в долинном лесу бассейна Комаровки.
Falco tinnunculus. Одиночные пустельги встречаются зимой на полях у с. Каймановка.
Phasianus colchicus. На территории заповедника кочующие особи отмечаются с конца сентября до середины зимы (у горы Змеиной, в устье Аликиного ключа, в районе Комарово-Заповедное). По соседству с заповедником фазаны постоянно, в том числе и зимой, держатся на брошенных полях в низовьях Суворовки, в окрестностях с. Каймановка.
Рус. орнитол. журн. 2002 Экспресс-выпуск № 186 сщ
Picus canus. Зимой седые дятлы периодически отмечаются в заповеднике и на сопредельных территориях во время кочёвок.
Dryocopus martius. Кочующие чёрные дятлы периодически появлялись в заповеднике и окрестностях. С третьей декады января одиночные птицы постоянно отмечались в долинном лесу бассейна Комаровки, в низовьях Аникиного ключа и в пойменном лесу по р. Суворовка (район горы Змеиной), а также по р. Молоканка, у с. Каймановка за пределами заповедника.
Dendrocopos major, D. leucotos, D. minor. Эти дятлы обычны в заповеднике и его окрестностях в течение всего года.
Dendrocopos canicapillus. Изредка острокрылые дятлы отмечались в долинном лесу в районе впадения Комаровского ключа в Комаровку и на месте бывшего посёлка Комарово-Заповедное.
Dendrocopos kizuki. Карликовый дятел довольно обычен зимой в заповеднике и на сопредельной территории.
Cyanopica cyanus. Кочующие стайки голубых сорок часто наблюдались в древесно-кустарниковых зарослях около Комарово-Заповедное, Кайманов-ки, в низовьях Суворовки с середины октября по начало ноября. В декаб-ре-январе голубые сороки встречаются довольно редко.
Nucifraga caryocatactes. В небольшом числе кедровки встречались в районе ключей Миронов, Родионов, Покорский, в елово-пихтовом лесу около устья ключа Аникин. В 1999 году, в отличие от других лет, одиночные кедровки встречались в районе Комарово-Заповедное и у ключа Кабаний в конце октября-начале ноября. В третьей декаде октября птицы наблюдались у сёл Каймановка и Каменушка, что, по-видимому, было связано с бескормицей в лесу.
Corvus macrorhynchos. Зимой большеклювая ворона встречается в заповеднике и его окрестностях. В конце октября 1999 в районе Комарово-Заповедное наблюдались скопления до 40 ворон.
Cinclus pallasii. На Корявом ключе (район горы Змеиной) периодически встречали от 1 до 3 бурых оляпок, кормящихся в полыньях.
Troglodytes troglodytes. Зимующие одиночные крапивники отмечены на Корявом ключе, в низовьях Каменки, на Молоканке. Осенний пролёт заканчивается к середине ноября, иногда затягивается до конца второй декады месяца.
Aegithalos caudatus. Кочующие стайки ополовников периодически встречались в долинных широколиственных и пойменных лесах.
Parus palustris. Кочующие стайки болотных гаичек обычны в заповеднике и на сопредельных территориях.
Parus montanus. В небольшом числе пухляки попадались в кочующих стаях болотных гаичек и поползней.
Parus minor. Стаи восточных синиц постоянно встречались в зимний период.
Parus ater. Московки зимуют в небольшом количестве. Одиночки и группы по 3-4 птицы отмечались в смешанных стаях с гаичками. С начала февраля московки начинают встречаться чаще: продолжают попадаться одиночные особи и появляются небольшие чистые стаи московок.
Sitta europaea. Одиночные поползни и группы по 7 птиц наблюдались во всех типах леса. Входили в состав смешанных стай с гаичками и восточными синицами. Возможно, часть поползней ведёт оседлый образ жизни.
Chloris sinica. Зимой периодически отмечались одиночные китайские зеленушки и стайки до 5-7 особей на окраинах полей в низовьях Суворов-кииус. Каймановка.
Uragus sibiricus. С середины по конец октября происходит массовый пролёт урагусов. Небольшое число особей зимует: небольшие стайки (до 5 особей) наблюдались в кустарниковых зарослях у Комарово-Заповедное, у Каймановки и Каменушки, в низовьях Суворовки.
Emberiza cioides. Красноухая овсянка зимует в небольшом количестве. Группы до 4 птиц отмечались на полях у с. Каймановка и в низовьях Суворовки, на зарастающих пустошах в районе горы Змеиной.
Виды, встречающиеся только в зимнее время
Circus cyaneus. Изредка 1-2 полевых луня наблюдались у реки Суворовки (в районе Корявого ключа) и на полях у Каймановки. Осенью луни появляются в третьей декаде сентября-начале октября. Самая поздняя весенняя встреча произошла 21 апреля 1999: 1 особь на полях у Каймановки.
Buteo lagopus. Зимой встречается у пустоши на месте бывшего посёлка Комарово-Заповедное (1-2 особи). По соседству с заповедником, на полях в низовьях Суворовки, на 6 км маршрута в разное время учитывали от 3 до 5 птиц. Зимняк появляется с середины сентября. Самая поздняя весенняя встреча отмечена 15 апреля 2000.
Buteo buteo. Канюк появляется в начале третьей декады октября. Одиночные птицы постоянно держатся в тех же местах, что и зимняки, встречаясь до последних чисел марта.
Aquila chrysaetos. Самая ранняя встреча беркута отмечена 16 октября 2001, когда в районе Комарово-Заповедное была встречена молодая особь. Одиночных орлов время от времени удавалось видеть над полями у Каймановки и в низовьях Суворовки в течение зимы вплоть до середины марта.
Haliaeetus albicilla. Одиночные орланы-белохвосты периодически отмечались в районе Комарово-Заповедное, на полях в низовьях Суворовки и у села Каймановка. В 2000 году наблюдались группы орланов, кормившихся на падали. Около Мандаринкового озера во второй половине февраля у трупа оленя держались 6 белохвостов (вместе с беркутами). 6 марта на трупе собаки, сбитой машиной у места впадения ключа Жарикова в Артёмов-ку, кормились 5 орланов.
Gallinago solitaria. Горный дупель отмечался на реках: Молоканка, Бар-суковка, Комаровка (в районе впадения Комаровского ключа), Суворовка (около устья Корявого ключа и в его нижнем течении). Самая ранняя встреча произошла 16 октября 1999 на Молоканке у Каймановки. Обычно кулики улетают до середины марта. Самая поздняя встреча зарегистрирована 31 марта 2001 (на Корявом ключе 2 одиночные птицы).
Lanius exubitor. Одиночные серые сорокопуты отмечались со второй декады октября на полях в низовьях Суворовки.
Corpus corax. Прилетает в начале ноября. В 2001 году первое появление ворона отмечено 12 октября в районе Комарово-Заповедное.
Acanthis flammea. Осенний пролёт начинается во второй декаде октября. С этого времени кормящиеся стайки чечёток периодически попадаются на полях в низовьях Суворовки и у с. Каймановка до середины марта.
Carpodacus roseus. Осенний пролёт начинается с конца первой-начала второй декады октября. Небольшие стайки и одиночные сибирские чечевицы часто держатся в кустарниках у районе Комарово-Заповедное, вдоль дороги от Каймановки до заповедника, на полях у Каймановки и в низовьях Суворовки. Самая поздняя весенняя встреча отмечена 7 апреля 2000: одиночная сибирская чечевица кормилась вместе с Emberiza rustica и Embe-riza elegans на полях в низовьях Суворовки.
Pyrrhula griseiventris. Уссурийский снегирь — самый обычный из снегирей в зимнее время. Они появляются небольшими группами (до 5, чаще по 2 птицы) с середины октября. 10 февраля 2000 на 3 км маршрута вдоль р. Барсуковка учли 11 птиц.
Pyrrhula cineracea. Серый снегирь, как и уссурийский, появляется с середины октября. С этого времени эти птицы становятся обычными в заповеднике. Последняя встреча зарегистрирована 2 апреля 2000 около устья Аникиного ключа.
Нерегулярно зимующие виды
Columba rupestris. Зимой 1998/1999 в районе горы Змеиной постоянно держались группы от 5 до 12 особей. В зимы 1999/2000 и 2000/2001 скалистый голубь не наблюдался.
Bombicilla garrulus. Появляется в середине октября. В течение зимы небольшие стаи свиристелей периодически наблюдаются в заповеднике и на сопредельных территориях. Самая поздняя встреча 7 апреля 2000.
Bombicilla japonica. В 1999 и 2000 первые стаи японских свиристелей отмечены 26 октября, в 2001 — 9 октября. Встречаются обычно до начала декабря, позже довольно редко.
Turdus naumanni. На осеннем пролёте появляется в третьей декаде октября. Зимнее пребывание дроздов Науманна связано с наличием кормов. Так, 1999 год был неурожайным для многих древесных растений, поэтому зимой 1999/2000 эти птицы отсутствовали. Конец весенней миграции как правило приходится на середину апреля. Однако в 2001 одиночные дрозды и небольшие стаи (до 10 особей) постоянно встречались у Каймановки до конца апреля, а последняя стая была отмечена 1 мая.
Turdus eunomus. Осенний пролёт начинается в конце сентября-начале октября. С первой декады октября бурые дрозды становятся обычными. Однако в календарные сроки зимы этот вид отмечается не каждый год. Зимой 1999/2000 дрозды в заповеднике и его окрестностях не наблюдались, что связано, видимо, с неурожаем многих деревьев. Самая поздняя встреча весной — 21 мая 1999 (одиночная особь у Комарово-Заповедное).
Suthora webbiana. С начала марта 2000 стайки до 20 сутор изредка отмечались на брошенных полях в низовьях Суворовки.
Parus су anus. Небольшие стайки князьков в конце января 1999 изредка встречались в пойменном лесу у Каймановки.
Fringilla montifringilla. Осенью пролётные юрки довольно обычны до конца 2 декады ноября. В 1999 этих птиц было мало: мы отметили лишь несколько небольших стай, что связано, по-видимому, с неурожаем плодов многих растений. В календарные сроки зимы юрки встречаются нечасто. Небольшое число пролётных стай отмечено над заповедником в декабре 1999; в середине февраля 2000 стайка птиц кормилась на земле в еловопихтовом лесу у Родионова ключа. В 2001 году юрки появились в первых числах октября.
Spinus spinus. Осенний пролёт проходит с середины первой-начала второй декады октября. Редкие стайки наблюдались до конца первой декады ноября. В отдельные годы изредка встречались в календарные сроки зимы.
Pyrrhula pyrrhula. Несколько обыкновенных снегирей наблюдалось в начале зимы 1999/2000 в долинном лесу в районе устья Комаровского ключа, а в ноябре 2000 в пойменном лесу у Каймановки.
Eophona personata и Coccothraustes coccothraustes. Оба вида дубоносов гнездятся в заповеднике, но зимуют нерегулярно. Их зимовка тесно связана с урожаем сосны корейской Pinus koraiensis. Стаи дубоносов (в среднем по 60 особей) были довольно обычны зимой 1998/1999, когда кедровых орешков было необычайно много. В следующие две зимы дубоносов в заповеднике было мало.
Emberiza pallasi. Пара полярных овсянок отмечена 31 января 1999 у Каймановки.
Emberiza elegans. Гнездится. Одиночные желтогорлые овсянки и группы до 4 особей продолжают встречаться до середины-конца ноября в кустарниковых зарослях в районе горы Змеиной, у Каймановки, у бывшего пос. Комарово-Заповедное. В отдельные годы эти овсянки в небольшом числе зимуют.
Залётные виды
Haliaeetus pelagicus. Зарегистрирован в заповеднике единственный раз: в конце февраля 2001 один белоплечий орлан кормился на задавленном рысью олене в пойменном лесу в районе впадения Комаровского ключа в Комаровку.
Aegypius monachus. 15 марта 2000, по сообщению инспекторов охраны, 6 чёрных грифов наблюдались у задавленного рысью оленя на разреженном участке широколиственного леса между рекой Каменкой и Туровой падью.
Виды, встречающиеся зимой на миграции
Circus melanoleucos. Самец пегого луня замечен 25 октября 1999 в районе пустоши на месте бывшего посёлка Комарово-Заповедное.
Accipiter gentilis. Во время осенней миграции одиночные тетеревятники отмечались на пустошах на месте пос. Комарово-Заповедное и у впадения Комаровского ключа в Комаровку. Пролёт начинается в конце сентября-начале октября, заканчивается в середине-конце ноября.
Falco peregrinus. Одного сапсана видели 6 марта 2000 в долине Кома-ровки около устья ключа Комаровского.
Falco columbarius. В конце октября 1999 один дербник держался в районе Комарово-Заповедное. Ещё один встречен 27 ноября 2000 у западной границы заповедника, в долине Комаровки.
Prunella montanella. Сибирская завирушка — обычный пролётный вид. Миграция начинается с середины октября и продолжается до конца первой декады ноября. В отдельные годы пролёт затягивается до конца ноября.
Carpodacus erythrinus. Несколько пролётных стай наблюдали в Комаровском лесничестве во второй половине октября 1999.
Emberiza leucocephala. Одиночные белошапочные овсянки наблюдались 24 и 27 октября 1999 и 2 апреля 2000 в районе бывшего посёлка Комарово-Заповедное.
Ю 03
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2002, Экспресс-выпуск 186: 506-507
Miliaria calandra, Saxicola torquata и Melanocorypha leucoptera в саратовском Заволжье
М.Jl.Опарин, О.С.Опарина, Х.Вацке
Саратовский филиал Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова Российской Академии наук, ул. Рабочая, 24, Саратов, 410028. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 12 июля 2002
Весной 1999 года в Приерусланской степи Заволжья мы впервые зарегистрировали поющего самца просянки Miliaria calandra. В этот и последующие годы в Приерусланской степи отмечали редких поющих самцов этого вида на сохранившихся участках естественных пастбищных угодий.
В 2000 году в Приерусланской степи мы впервые наблюдали поющего самца черноголового чекана Saxicola torquata на заброшенном сеяном жит-няковом луге неподалёку от пруда в окрестностях с. Комсомольское Крас-нокутского р-на.
Весной 2001 года у истоков речки Солёная Куба в комплексной степи и на участках скотосбоя у кошары наблюдали многочисленных белокрылых жаворонков Melanocorypha leucoptera, демонстрировавших гнездовое поведение. Отдельные пары этого вида встречались на скотосбое в песчаной степи по р. Бизюк (Приерусланская степь). В 200 км к востоку-северо-востоку от описанной местности, также в подзоне сухой степи, в Краснопартизанском и Дергачевском р-нах регистрировались редкие пары белокрылых жаворонков. В этой части Заволжья они встречались также на участках солонцов. Весной и летом 2002 белокрылые жаворонки встречались в
Рус. орнитол. журн. 2002 Экспресс-выпуск № 186