ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ: ИСТОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СЮЖЕТОВ
I Е.С. Зубаркина
Аннотация. Публикация посвящена такому виду журналистской творческой деятельности, как расследование. В статье раскрывается история понятия «расследование», анализируется состояние современного журналистского расследования, рассматриваются проблемы подачи данного продукта на российском телевидении. Показана необходимость дифференциации расследования и исследования действительности, предложена классификация сюжетов, на основе которых могут строиться телевизионные продукты.
Ключевые слова: журналистское расследование, научное исследование, сюжет, источники и методы сбора информации.
Summary. The publication is devoted to such kind of the journalistic creativity, as an investigation. The article reveals the history of the concept of«investigation», examines the state of modern, investigative journalism, examines problems in supply of the product to Russia's television. The necessity ofdifferentiation of investigation and the study of reality is shown, a classification of subjects that can serve as the basis for television products.
Keywords: investigative journalism, research, plot, sources and methods of collecting information.
■ I онятие «расследование» и его А Асиноним «исследование» обязаны своим рождением Великобритании, поскольку они произошли от английского слова «investigation». Между тем термины «журналистское расследование» и «журналистское исследование» в русских лексических словарях и энциклопедиях вовсе отсутствуют. В них говорится лишь о научном исследовании, которое является процессом выработки нового научного знания, одним из видов познавательной деятельности [1, 542]. Среди основных компонентов научного исследования выделяются: постановка задачи; предварительный анализ имею-
щейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний. В этом смысле у исследования научного и журналистского есть общие точки соприкосновения, а именно общенаучные методы, такие как наблюдение, опрос, эксперимент, анализ, синтез, дедукция,
индукция. Но если речь идет о сугубо журналистской методологии, то стоит учитывать еще и художественное осмысление информации, а также принципы построения текста или видеоматериала. Фактическую документальность журналист обязан связать не только с авторским мнением, но и с комментариями участников событий, очевидцев,экспертов.
Достаточно долгое время понятие «журналистское расследование» в отечественной прессе и в науке о журналистике воспринималось как синоним журналистского исследования действительности. В этом плане оно означало сбор материала, связанного с анализом различных проблем общественной жизни, подготовкой выступлений, прежде всего, в таких типах информационных продуктов, как аналитическая статья, очерк, фельетон. По мнению известного российского журналиста А. Тертычного, «...в доперестроечное время в российской журналистике понятия «журналистское расследование» в качестве самостоятельного практически не существовало. Попытки журналиста докопаться до истины вполне укладывались в понятие «журналистское исследование». Собранный материал становился содержанием то ли аналитической или критической статьи, то ли проблемного очерка или фельетона и пр. ...он не «претендовал» на статус результата самостоятельного вида журналистской деятельности. Это обстоятельство позволяло также относить тексты расследований то ли к аналитической журналистике, то ли к художественной публицистике. В настоящее время расследовательская журналистика, в силу прежде всего специфики ее целей (результатов), предмета отображения, средств, методов, условий осу-
ществления, все больше заявляет о себе как о самостоятельном явлении» [3, 45-46].
Тем не менее и сегодня под журналистским расследованием часто понимают исследование социальных явлений, несмотря на очевидные отличительные черты каждого из этих творческих процессов. Согласно теории В.В. Ворошилова, исследовательская работа, установление и разработка источников информации, способность распутывать и объяснять сложные материи, строить гипотезы и проверять их на известных фактах и мнениях — все это присуще исследованию и расследованию [1]. Но в журналистском расследовании есть и дополнительное требование к его автору — выявить подлинные причины происходящего события. Однако если расследование в современной прессе может отвечать вышеперечисленным требованиям, то расследовательские проекты на российском телевидении, как явление весьма новое, представляют собой синтез исследовательского процесса с элементами расследования, поскольку зачастую подобные 367 сюжеты содержат лишь плюрализм версий, но не сенсационные разоблачения. Причина же частого появления журналистских версий обусловлена тем, что подчас расследователь не имеет возможности получить доступ к нужной информации, в связи с чем ему приходится ограничиваться предположениями. Но, между тем, версия позволяет привлечь внимание аудитории к важным явлениям жизни и отдельным персонам, предоставляет ей материал для размышлений, задает этим размышлениям определенное направление.
Таким образом, поскольку в российской тележурналистике еще не
2 / 2009
Преподаватель
дифференцируются понятия журналистское исследование и расследование, современной аудитории предлагаются продукты, производные двух творческих процессов, которые носят единое название, — расследовательская журналистика.
Журналистское расследование как тип информационного продукта в его современном понимании обязан своим рождением США. Он ведет свое начало от так называемых «макрейке-ров» — «разгребателей грязи», которые на рубеже XX в. публиковали в печати свои разоблачительные статьи (термин «muckmkmg»> был введен в обиход президентом Рузвельтом). Данный тип ознаменовал не только целое десятилетие американской истории, но и новое направление в мировой журналистике. Его социальную значимость подчеркивали сами темы материалов: коррупция, рэкет в больших городах, мошенничество. У «разгреба-телей грязи» было много предшественников, которые подготовили общество к восприятию правды о себе.
В современной отечественной 368 журналистике расследование является самым молодым направлением. Однако уже во второй половине XIX в. расследование достигало высот в репортажах, корреспонденциях, судебных очерках, которые в России принято было обобщенно называть «публицистика». Особый вклад в развитие этого направления внесли такие литераторы-публицисты, как Н.С. Лесков, перу которого принадлежат несколько скандальных расследовательских статей, опубликованных в журнале «Северная пчела» и подорвавших его репутацию на несколько десятилетий. Среди публицистов, проведших великое множество журналистских расследований, известны В.М. Дорошевич,
А.В. Амфитеатров, В.В. Гиляровский, М.Е. Кольцов.
Первые публикации в российской прессе под рубрикой «Журналистское расследование» появились только в конце 80-х — начале 90-х гг. XX века. Журналисты, работавшие в этой сфере, руководствовались лишь собственным опытом и знаниями, т.к. правил и методов в этой деятельности в то время не существовало. Поэтому условия, в которых оказались российские журналисты в первой половине 90-х гг., сильно отличались от практики их зарубежных коллег, чей опыт работы в условиях свободного информационного рынка исчислялся к тому времени уже не одним десятилетием.
Первой газетой, посвященной журналистским расследованиям, стала газета «Совершенно секретно». Она была основана в 1989 г. писателем Ю. Семеновым. Чуть позже, в 1991 г., вышла в свет телепрограмма «Совершенно секретно», автором и ведущим которой был известный журналист, создатель многочисленных военных репортажей А.Г. Боровик. Впоследствии, на рубеже XX—XXI вв. на российском телевидении стали появляться новые программы, созданные в жанре журналистских расследований. К их числу относятся такие проекты, как «Специальный корреспондент» (телеканал «Россия»), «Профессия-репортер» (телекомпания «НТВ»), «Человек и закон» («Первый канал»).
Предметом журналистского расследования обычно становится негативное явление, не заметить которое невозможно. Если же оно результат определенных действий людей, их халатности и некомпетентности, то, как правило, эти люди принимают все необходимые меры, чтобы скрыть корни и причины происходящего, до ко-
1ЕК
торых нужно дознаться журналисту-расследователю. Цель журналистского расследования — выявить эти причины, обнаружить скрытые пружины механизма, действие которого привело к вполне конкретному результату. Основной вопрос, задаваемый журналистом-расследователем, — почему? Не менее важным является также вопрос: как это произошло? Ответы журналиста на эти вопросы занимают основную часть всего расследования.
При создании своего материала журналист-расследователь имеет дело с тремя категориями, имеющими пространственное и временное выражение:
1) момент в прошлом, когда случилось событие, ставшее объектом расследования;
2) момент в настоящем, когда журналист ведет расследование (здесь сотрудник СМИ должен учитывать тот процент погрешности, который так или иначе будет допущен, потому как автор не сможет точно воспроизвести в настоящем картину действия, совершенного в прошлом);
3) момент в будущем, т.н. прогнозирование. Проводя расследование, журналист заранее должен учитывать актуальность выбранной тематики, а также возможные модели поведения как со стороны политических кругов, так и со стороны аудитории.
Часто обстоятельства всевозможных преступлений и акций тщательно скрываются, что резко затрудняет расследование. В силу этого журналист может прибегать к методам получения информации, роднящими его, с одной стороны, со следователем правоохранительных органов, а с другой, — с ученым-исследователем (если речь идет об исторических расследованиях, связанных с громкими минувших
дней). Это родство проявляется, прежде всего, в скрупулезности изучения явлений, причинно-следственной связи, когда автор обязан уделить внимание каждой детали, способной навести его на верный след.
Непременная черта ряда журналистских расследований — присутствие самого автора в ряду действующих героев тех историй, о которых ведется речь. Рассказывая о том, как шло расследование, какие препятствия стояли на пути, какими открытиями, действиями, эмоциями оно сопровождалось, автор тем самым делает процесс наглядным, впечатляющим, что отличает данный тип информационного продукта от других. В силу того, что журналистское расследование близко по характеру к расследованию правоохранительных органов, журналисту в работе необходимо позаботиться о доказательности улик, на которых он строит выступления.
Под «журналистским расследованием» может подразумеваться как процесс творческой деятельности, так и ее продукт. Одна из ключевых проблем современного телевизионно- 369 го расследования состоит в том, что зритель не видит самого процесса. На российском телевидении практически все телепрограммы в этом жанре сделаны по одному принципу, с одной и той же целью — показать в эфире итоги. Сам же процесс остается за кадром, хотя жанр подразумевает и демонстрацию того пути, по которому идет журналист к результату: из каких источников берет информацию, как ее проверяет и обрабатывает. По мнению некоторых исследователей в области журналистики, в частности, Ю.А. Шум [4], это связано, прежде всего, с тем, что автор материала (особенно если его тематика криминаль-
2 / 2009
Преподаватель
ная), в силу известных обстоятельств не имеет возможности раскрыть источники информации и представить какие-либо специальные материалы.
Повседневная практическая деятельность тележурналиста диктует необходимость в систематизации форм и методов журналистского расследования, а также отражает потребность в классификации сюжетов для расследований, которые нуждаются в доскональном анализе для определения характерных каждому из них форм и методов работы. Опираясь на практическую базу, созданную публицистами и телерепортерами, можно сформировать следующую типологию расследовательских сюжетов: включенный, аналитический, исторический, политический, криминальный, заявочный, потребительский, рекреативный, иронический.
Одним из наиболее важных аспектов в работе журналистов-расследователей является знание юридической базы. Законодательство, регулирующее деятельность СМИ в России, довольно несовершенно, что в еще боль-370 шей степени усложняет данный вид деятельности. Для того чтобы свести к минимуму риск исков, каждый журналист должен знать те законодательные акты, которые поддерживают его деятельность. Наиболее подробный свод источников, которые позволяют на достаточно высоком уровне юридической безопасности организовывать непосредственную деятельность, в своей работе «Журналистское расследование: История метода и современная практика» предложил А. Константинов [5], (член АЖУРа, писатель-журналист). Этическим аспектам посвятила учебное пособие «Этические проблемы "расследовательской журналистики"» Л. Чиликина [6]. Сущест-
вуют и другие издания, освещающие правовые вопросы журналистской деятельности. В частности, к их числу можно отнести пособия Рихтера [7], Бусленко [8], Федотова [9], Лозовского [10], Виноградовой [11].
Сравнительный анализ изданных на территории России трудов показывает, что баланс между теоретическими и практическими аспектами жанрового своеобразия расследовательской журналистики по-прежнему не достигнут, что еще раз подтверждает необходимость более детального изучения специфики продукта «журналистское расследование».
ЛИТЕРАТУРА
1. Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб., 2002.
2. Большая советская энциклопедия. — Т. 10. — М., 1979. — С. 542.
3. Тертычный А.А. Версия-жанр современной аналитической журналистики // Журналистика в переходный период. — Ч. 4. — М., 1997. — С. 45—46.
4. Шум Ю.А.. Журналистское расследование. — СПб., 2008.
5. Константинов А.Д. Журналистское расследование: История метода и современная практика. — СПб., 2003.
6. Чиликина Л.З. Этические проблемы расследовательской журналистики // РЭГ. — 2000. — № 16.
7. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. — М., 2002.
8. БусленкоН.И. Правовые основы журналистики. — М., 2006.
9. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. — М., 2002.
10. Лозовский Б.Н. Журналистика: техника безопасности. — Тюмень, 2004.
11. Виноградова С.М. Международный обмен информацией: проблемы свободы и ответственности // Информационное общество. — СПб., 1999. ■
1ЕК