©Млечко А.В., 2012
УДК 378: 070 ББК 74.48+76.01
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВОЛГОГРАДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:
ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
А.В. Млечко
Статья посвящена анализу специфических проблем, стоящих перед современным журналистским образованием. В частности, речь идет об основных аспектах и перспективах перехода на двухуровневую систему обучения, о цели и структуре образования журналистов в современных социогуманитарных условиях, о подготовке журналистов в Волгоградском государственном университете.
Ключевые слова: журналистика, образование, университет, обучение, система.
Современное социокультурное пространство представляет собой синтез сложно организованных структур, находящихся в условиях непрерывной коммуникации, актуализация глобального характера которой стала в последнее время топосом современных гуманитарных междисциплинарных исследований. Поэтому безусловно правомерным представляется постановка вопросов оптимизации и развития системы подготовки специалистов, обеспечивающих масс-медийную практику, -образования журналистов. Ориентированную на пропагандистские и идеологические цели модель журналистского образования недавнего прошлого (элитарность этих задач и соответствующего им образования чувствуется и сегодня - если вспомнить прения по поводу сохранения на отделениях журналистики пятилетнего образования) в наше время сменяет принципиально иная образовательная модель - ориентированная на процессирование и технологичность журналистских знаний. В первую очередь это связано с теми глубинными социально-политическими и экономическими процессами, которые претендуют на тотальное изменение современных медийных
практик - глобализации и коммерциализации мировой индустрии прессы. Симптоматично, что эти процессы соотнесены хронологически: новый ландшафт социальной структурации породил дефицит академической гибкости. Как пишет современный исследователь Л.П. Громова, «новые условия вызвали необходимость переосмысления ситуации и принятия адекватных решений... В частности, было сделано заключение о том, что не все выпускники средней школы нуждаются в продолжительных программах университетского уровня. Большинству из них вполне достаточно сравнительно коротких программ, соответствующих уровню бакалавра. Впоследствии обладатель диплома бакалавра при необходимости может воспользоваться разнообразными способами повысить свою квалификацию на различных курсах профессиональной подготовки и программах обучения в течение жизни, а также в магистратуре. При этом он сможет многократно в ходе своей карьеры возвращаться “за парту” в своей фирме (корпоративная организация обучения), в вузе при институте повышения квалификации и периодически совершенствовать свои теоретические знания и профессиональные навыки. Поэтому идея обучения в течение жизни стала неотъемлемой составляющей новой модели образо-
вания и обучения, формируемой в рамках Болонского процесса. По существу, дальнейшее успешное развитие массового высшего образования (в основе которого лежат сравнительно короткие программы профессиональной подготовки) невозможно без развития обучения в течение жизни» [2, с. 51-52].
Последнее замечание представляется очень важным: именно журналистское образование требует особого внимания в аспекте необходимости постоянного совершенствования. Пятилетнее моноуровневое образование не достигает при этом нужного эффекта. Журналистика нацелена в первую очередь на практическое применение знаний и способностей студента, и абсолютное большинство студентов готово к этому после освоения бакалаврской программы. С другой стороны, тот факт, что журналисту приходится ежедневно сталкиваться с постоянно изменяющейся и усложняющейся социальной действительностью, говорит о насущной необходимости периодического получения практикующими журналистами постоянно обновляемых знаний по проблемам психологии, политологии, социологии, экономики в области массовых коммуникаций. И такие формы подготовки, как магистратура и различные программы профессиональной переподготовки, являются в такой ситуации наиболее релевантными: журналист получает возможность максимально соответствовать запросам современной социокультурной ситуации.
Но вместе с тем нельзя забывать и о том базовом образовании, которое всегда было «визитной карточкой» отечественной модели журналистской школы. «Было бы идеально, если бы в основу общеевропейской концепции высшего образования была заложена фундаментальность российского образования в сочетании с европейской мобильностью» [там же, с. 55].
Известно, что успех журналистской профессии всегда зависел от двух личностных составляющих - знаний и таланта. Именно они составляли и составляют тот «символический капитал», обладание которым определяет успех журналиста как профессионала, его «себестоимость» на современном рынке труда. При этом необходимо учитывать ту общую образовательную парадигму, в рамках которой даются эти знания и развивается талант студента. Их может быть две: студент полу-
чает узкую подготовку по какому-либо направлению (радио- и тележурналистика, печатная пресса и т. п.) или он готовится как «универсальный журналист», получая знания и развивая навыки во всех областях СМИ, обращаясь к какому-либо медийному типу лишь в рамках спецкурсов, научной работы и производственной практики. Бесспорно, второй вариант предпочтительнее. Он более гибок, когда идет речь о конкретных условиях трудоустройства, тем более в региональном медиарынке: выпускник имеет возможность мобильно передвигаться по медийному пространству региона в режиме жестких кадровых ротаций.
Сами знания, необходимые для конкурентноспособной работы выпускника, разделяются на две области. Первая - это фундаментальные знания из разных гуманитарных областей: философия, история, социология, психология, экономика, право, культурология, политология, иностранные языки. Отсутствие систематических знаний в этих областях скрывает одну из причин, «по которой журналисты иногда представляют собой опасность: будучи не всегда хорошо образованными, они удивляются вещам, не представляющим из себя ничего особенного, и оставляют без внимания совершенно поразительные вещи...» [1, с. 61]. Вторая область - это специализированные знания по теории и практике массовых коммуникаций, составляющие основу профессиональной компетенции будущего журналиста. В этом сегменте особенно важно уделять максимум внимания вопросам функционирования СМИ в условиях глобализации медийного пространства, а также проблемам технологий журналистской работы. Это знания в области социальной и политической журналистики, истории масс-медиа, социологии и психологии СМИ, экономики и права СМИ, техники и технологии СМИ, современных технических средств СМИ, технологий радио и телевидения, журналистских расследований и т. д.
Наконец, талант, как принято считать, представляет из себя «величину постоянную», но выявлению и развитию творческих способностей студента призваны способствовать дисциплины, связанные с профессиональным мастерством, а также занятия по русскому языку и литературе. Важно не только разви-
вать «чувство языка» и стиля, но и формировать его в ходе чтения и анализа лучших образцов мировой литературы и публицистики, поэтому необходимо уделять особое внимание отбору философских и художественных текстов для изучения в рамках гуманитарных журналистских дисциплин. Конечно же, эти профессиональные умения и знания журналиста работают только комплексно и требуют совершенно особого подхода к планированию и функционированию образовательного процесса. «К врожденному таланту необходимо добавить навыки, которым можно научиться, они и составляют ремесло журналиста, такие, как, например, умение использовать различные стили, техника интервью, методы расследования и многое другое. Здесь, как в искусстве или спорте, необходимы постоянные тренировки, поскольку настоящими мастерами становятся только самые одаренные, к тому же много и интенсивно работающие над собой. Но журналистика - это больше, чем филология. Умения красиво писать еще недостаточно. Важность фундаментальных знаний не нуждается в специальном упоминании, но ее часто недооценивают. Мы все, как читатели газет, предпочли бы, чтобы статья о защите окружающей среды, например, была написана специалистом, изучавшим биологию, химию или медицину, чем дилетантом, готовым поверить всему, что рассказывают представители промышленных предприятий или “Гринпис”» [3, с. 76].
Весь этот корпус образовательных мер и стратегий, конечно же, призван помочь вы-пускнику-журналисту адекватно отнестись к проблемам, с которыми он неизбежно столкнется в ходе профессиональной деятельности (ангажированность и зависимость СМИ, поиск источников информации, коммерциализация журналистики, осцилляция профессиональной этики, конструирование «картины мира», пропагандистские функции медиа, зависимость от рекламодателя, формирование информационной повестки дня и т. д.), к тому, что немецкий исследователь удачно назвал «духовной каторгой».
Именно в рамках этих образовательных парадигм необходимо рассматривать, на наш взгляд, проблемы, итоги и перспективы журналистского образования в Волгоградском госу-
дарственном университете. Сама специальность «Журналистика» была открыта в университете в сентябре 1993 г., и за неполные двадцать лет было подготовлено и выпущено более тысячи профессиональных журналистов. Сейчас выпускники-журналисты успешно работают корреспондентами, ответственными секретарями, редакторами отделов, ведущими, операторами, главными редакторами крупнейших журналов, газет и телерадиокомпаний Волгограда и Волгоградской области. Среди них такие газеты и журналы, как «Волгоградская правда», «Вечерний Волгоград», «Вести губернии», «Комсомольская правда - Волгоград», «Известия», «Аргументы и факты - Нижнее Поволжье», «Интер», «Областные вести», «Городские вести», «Крестьянская жизнь», «Казачий круг», «Волга и Дон», «Южный деловой вестник», «Ваша газета», «Время - деньги», «Волгоградские профсоюзы», «Все для Вас», «Первая газета», «Новые деловые вести», «Родной город», «За рулем - Волгоград», «Московский комсомолец в Волгограде», «Я выбираю», «Я покупаю», «Отчий край», «Business АНАЛИТИК», «Досуг Волгограда», «Доктор Петров», «Умка на юге», «Теленеделя», «ТелеСемь - Волгоград» и др. Кроме того, выпускники (в первую очередь заочного отделения и обучившиеся по целевому направлению) так же успешно работают в районных газетах Волгоградской области, таких как «Авангард», «Восход», «Вперед», «Даниловские вести», «Диалог», «Дон», «Донской вестник», «Еланские вести», «Жирновские новости», «Заволжье», «Заря», «Звезда», «Знамя», «Искра», «Камышинский еженедельник», «Маяк», «Междуречье», «Нехаевские вести», «Нива», «Ольховские вести», «Победа», «Придонские вести», «Призыв», «Прихоперье», «Рассвет», «Сельская новь», «Спутник», «Трибуна», «Ударник», «Урюпинская правда», «Усть-Медведиц-кая газета» и др. Особенно хочется отметить профессиональную работу наших студентов в областных и городских телерадиокомпаниях -прежде всего, это ГТРК «Волгоград-ТРВ» и Муниципальное телевидение Волгограда (МТВ). Не остался неохваченным и активно развивающийся сектор сетевых СМИ: выпускники работают на таких информационных сайтах и порталах, как «Высота-102», «V1.ru» и «Регион 34 - Новости Волгограда». Професси-
ональные и личностные качества журналистов-выпускников ВолГУ, конечно, востребованы и за пределами нашего региона: многие из них работают в Москве и Санкт-Петербурге, например, на таких престижных каналах, как «Первый канал» и «НТВ», и в таких изданиях, как «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «GQ» и «Voggue». Не последнюю роль в этом сыграла достаточна успешная система профессиональных практик, разработанная на кафедре журналистики: студенты начинают тесно сотрудничать с ведущими СМИ Волгограда и области уже со второго курса. Причем очень часто они идут на практику в те издания, главными редакторами которых являются бывшие студенты-журналисты.
Относительную локальность подготовка журналистских кадров получила с образованием кафедры литературы и журналистики под руководством доктора филологических наук, профессора, действительного члена Академии гуманитарных наук (Санкт-Петербург) и Академии Наук Региональной печати России (Воронеж), заслуженного работника высшей школы РФ, главного редактора журнала «Отчий край» В.Б. Смирнова. Автономность кафедра журналистики получила семь лет спустя, и за это время под руководством В.Б. Смирнова были защищены две докторских и девять кандидатских диссертаций. Кафедра стремительно развивалась, пополнялась новыми сотрудниками, и сейчас кафедра журналистики ВолГУ укомплектована ведущими специалистами в области масс-медиа, имеющими практический опыт работы в СМИ. Среди них
О.Г. Шильникова, доктор филологических наук, доцент, автор ряда крупных научных монографий по теории журналистики, публицистике и критике; Т. В. Назарова, кандидат филологических наук, доцент, автор нескольких учебников по теории и практике журналистики; Е.А. Смирнова, кандидат филологических наук, доцент, главный редактор газеты «Форум», автор монографий, учебников и учебных пособий по теории и практике журналистики; О.А. Козлова, кандидат филологических наук, доцент, автор учебных пособий по теории и практике журналистики.
Преподавательский состав кафедры регулярно повышает уровень своей профессиональной квалификации, принимает самое ак-
тивное участие не только в учебной, но и в научной, социально-воспитательной, инновационной деятельности университета. Так, преподаватели и студенты-журналисты стояли у истоков университетской газеты «Форум», в редакции которой и сейчас работают выпускники и студенты кафедры. Среди долгосрочных кафедральных проектов, в рамках которых реализуется социально-воспитательная, научная и учебная стратегии развития ВолГУ, также можно назвать ежегодный фестиваль студенческих и школьных СМИ «Медиаград», проводимый при поддержке администрации университета и традиционно собирающий лучшие редакторские коллективы молодежных масс-медиа. При этом нельзя не отметить, что профориентационная работа всегда была и остается одним из приоритетных направлений развития специальности. Так, преподаватели кафедры журналистики принимают активное участие в работе «Школы юного журналиста» и профильного лагеря «Острое перо», функционирующих при поддержке городской и областной администрации. Кроме того, в течение нескольких лет кафедра (совместно с Центром непрерывного образования ВолГУ и Комитетом по печати и информации администрации Волгоградской области) активно участвует в реализации программ дополнительного образования: это программа профессиональной переподготовки по специальности «Журналистика» и программа повышения квалификации «Актуальные проблемы теории и практики журналистики». В рамках реализации этих программ профессиональную переподготовку прошли более 150 журналистов Волгограда и области.
Разумеется, образовательный процесс в области подготовки профессиональных журналистов не может считаться аутентично развивающимся без серьезной научной составляющей. Именно ей традиционно уделяется особое внимание при обучении будущих специалистов. За время реализации основных образовательных программ по журналистике преподавателями кафедры было опубликовано более 300 научных статей, 18 научных монографий, проведено 5 международных конференций. Сотрудниками и аспирантами кафедры было прочитано более 200 докладов на научных конференциях (как всероссийских,
так и международных). К НИР активно привлекаются и студенты: ежегодно они принимают участие в конференциях различных уровней и традиционно занимают на них призовые места. Научные исследования на кафедре ведутся в рамках нескольких направлений. Так, одним из приоритетных является историко-литературное изучение журналистики, возглавляет которое профессор В.Б. Смирнов. Под его руководством в рамках этого направления были защищены две докторские и шесть кандидатских диссертаций. В 2005 г. была открыта аспирантура по специальности 10.01.10 Журналистика, в которой аспиранты готовят диссертации в рамках как очного, так и заочного обучения.
Возможности и перспективы преподавания журналистики в ВолГУ расширились, конечно же, и благодаря международному сотрудничеству. И здесь прежде всего хотелось бы назвать реализацию российско-голландского образовательного проекта «Профессиональная журналистика в регионе» (Программа Matra, в сотрудничестве с Академией INHOLLAND (Нидерланды)), в рамках которого прошли стажировку за рубежом сотрудники кафедры журналистики, а преподаватели Академии INHOLLAND неоднократно приезжали в ВолГУ и проводили не только учебно-методологические занятия с сотрудникам и аспирантами кафедры, но и мастер-классы со студентами-журналистами и представителями волгоградских СМИ. В рамках данного проекта была проведена Международная научно-практической конференции «Зарубежная и российская журналистика: актуальные проблемы и перспективы развития», в которой в том числе принимали участие представители не только региональных и федеральных, но и зарубежных СМИ.
При содействии голландских коллег в учебный процесс были введены два больших спецкурса по журналистскому расследованию и дизайну периодических изданий. Это было учтено и при переходе к двухуровневой системе подготовки студентов-журналистов. В ВолГУ уже были успешно осуществлены несколько выпусков журналистов-бакалавров и магистров. Высокий уровень подготовки выпускников был подтвержден государственной
аккредитацией соответствующих программ. Как бесспорное достижение необходимо, на наш взгляд, рассматривать и появление (при самом активном содействии администрации ВолГУ) в 2009 г. Университетского телевидения и радио «УТРо ВолГУ», первоначально существовавшего в рамках студенческого клуба. Первые видеосюжеты создавались исключительно для участия в различных конкурсах и форумах с журналистскими направлениями, таких как «Студенческая весна», «Селигер» и пр. Но уже через несколько месяцев стали транслироваться видеосюжеты, объединенные в единую программу - новостной выпуск - на плазменных панелях в холлах корпусов «А» и «Г» главного здания университета и холле общежития ВолГУ. Недавно появилась техническая возможность размещать видеоматериалы на главной странице официального сайта ВолГУ, что позволило не только визуализировать основной текстовый контент, представленный сотрудниками Медиацентра ВолГУ, но и разнообразить, расширить его, привлечь внимание читателей сайта. Немаловажно отметить, что «УТРо ВолГУ» появилось как студенческая инициатива и работа его редакции осуществляется именно учащимися, что говорит о высоком уровне студенческого самоуправления в университете. При этом и перспективы развития журналистского образования в ВолГУ связаны не только с органичным вхождением в Болонский процесс и переходом на новые образовательные стандарты, но и с усилением активной роли самого студента-журналиста как в жизни университета, так и жизни российского общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурдье, П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. - М. : Прагматика культуры, 2002. - 160 с.
2. Громова, Л. П. Российская высшая школа и Болонский процесс: поиск новой модели образования / Л. П. Громова // Модернизация журналистского образования : сб. науч. тр. - Ростов н/Д, 2006. - С. 51-59.
3. Д Инка, В. Журналистика: между профессией мечты и «духовной каторгой» / В. Д' Инка // Модернизация журналистского образования : сб. науч. тр. - Ростов н/Д, 2006. - С. 68-78.
A. V. Mlechko
The article is devoted to the analysis of specific problems of modern journalistic education. The article deals with the major aspects and perspectives of a new education system and training journalists at Volgograd State University.
Key words: journalism, education, university, training, system.