Научная статья на тему 'Журналистская этика: проблемы преподавания'

Журналистская этика: проблемы преподавания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MORALITY / ETHICS / PROFESSIONAL ETHICS OF JOURNALIST / PROBLEMS OF TEACHING PROFESSIONAL ETHICS / МОРАЛЬ / ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА / ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фотиева И.В., Кирилин К.А.

В статье проводится анализ преподавания основ профессиональной этики журналиста в современном вузе. Подчеркивается важность данной дисциплины для повышения нравственного сознания и самосознания представителей медиасферы, формирования их способности к этической рефлексии. Одновременно отмечается ряд проблем: чрезмерное упрощение профессионально-этических вопросов в преподавании данной дисциплины; стремление формализовать процессы морального выбора будущего журналиста; прагматизация предлагаемых рекомендаций. По мнению авторов, во-первых, профессиональная этика журналиста как дисциплина должна быть выстроена как целостная система, где базовые этические принципы должны быть продемонстрированы как фундамент для решения практических вопросов. Во-вторых, обучающиеся должны воспринимать профессиональную мораль в широком смысле, осознать ее неотрывность от их личностной ориентации как членов социума в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOURNALISTIC ETHICS: PROBLEMS OF TEACHING

The article analyzes teaching professional ethics of a journalist in a modern university. The authors emphasize the importance of this discipline for enhancing the moral consciousness and self-consciousness of representatives of the media sphere, the formation of their ability to ethical reflection. At the same time, a number of problems are noted: excessive simplification of professional ethical issues in the teaching of this discipline; the desire to formalize the processes of moral choice of a future journalist; pragmatization of the proposed recommendations. According to the authors, firstly, the professional ethics of a journalist as a training course should be built as an integral system, where basic ethical principles should be demonstrated as a foundation for solving practical issues. Secondly, students should take professional morality in a broad sense, realize it inseparability from their personal orientation as members of society as a whole.

Текст научной работы на тему «Журналистская этика: проблемы преподавания»

реализован через индивидуальные развивающие занятия, целенаправленную организацию свободной деятельности, участие в конкурсах, создание портфо-лио. Отметим, что в отличие от музыкальных занятий в рамках реализации основной образовательной программы, содержание занятий носило менее стандартизированный характер и позволяло учитывать индивидуальные интересы и потребности каждого ребёнка.

Следующее направление - взаимодействие с родителями - мы осуществляли в различных формах, таких, как: музыкальные гостиные («Природа и музыка», «Музыка П.И. Чайковского для детей», «Сказка в музыке» и др.)», проектная деятельность (совместные проекты с детьми), семинары-практикумы («Музыкальная одарённость и особенности её проявления», «Музыкальная среда в семье», «Персональное музыкальное пространство ребёнка в семье» и т. д.). Для также родителей проводились обучающие занятия для ознакомления с музыкальными компьютерными технологиями, способствующими развитию музыкальных способностей детей и расширению знаний в области музыкального искус-

Библиографический список

ства (музыкальные компьютерные программы, игры, приложения для смартфона и др.). Большое значение имели встречи, организованные с целью совместной музыкальной деятельности, такие как «Семейный оркестр», «Музыкальные посиделки» и др. Взаимодействие с социальными партнерами осуществлялось в форме тематических встреч, концертов, игровых развлекательных программ, что обеспечивало подержание у детей интереса к музыке, способствовало обогащению индивидуального опыта и расширению музыкального кругозора.

Таким образом, развитие музыкальной одарённости детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования обеспечивается за счёт возможности погружения ребёнка в музыкально-образовательную среду, предоставления ему право выбора видов музыкальной деятельности, учёт склонностей, интересов и индивидуальных предпочтений в выборе музыкального репертуара. В предложенной нами форме организации дополнительного образования (дет-ско-взрослый клуб) развитию музыкальной одарённости детей дошкольного возраста способствует творческое взаимодействие всех его участников.

1. Гогоберидзе А.Г Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Санкт-Петербург, 2014.

2. Дополнительное образование: менеджмент образовательных услуг: учебник для бакалавриата. Под редакцией А.П. Панфиловой, П.А. Бавиновой. Москва, 2018.

3. Зырянова С.М. Принцип интеграции в музыкально-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012; 6 (21): 151 - 156.

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г № 2765-р. Available at: ^://минобрнауки.рфМ0%В4'Ю0%ВЕ|Ю0%ВА|Ю1%83

5. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях: приложение к письму Минобразования Российской Федерации от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16. Available at: http://www.firo.ru/wp content/uploads/2015/10/Project_DOD.pdf

6. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. № 504.

7. Савенков А.И. Психология детской одарённости: учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. Москва, 2016.

8. Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учебное пособие для студ. пед. вузов. Челябинск, 2010.

9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Способности и одарённость: избранные труды: в 2 т. Москва: Педагогика, 1985; Т. 1.

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № Ф3-273.

11. Художественная одарённость и ее развитие в школьные годы: методическое пособие. А. Мелик-Пашаев, З.В. Новлянская, А.А. Адаскина и др. Москва, 2010. References

1. Gogoberidze A.G. Doshkol'naya pedagogika s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya: uchebnik dlya vuzov. Standart tret'ego pokoleniya. Sankt-Peterburg, 2014.

2. Dopolnitel'noe obrazovanie: menedzhment obrazovatel'nyh uslug: uchebnik dlya bakalavriata. Pod redakciej A.P. Panfilovoj, P.A. Bavinovoj. Moskva, 2018.

3. Zyryanova S.M. Princip integracii v muzykal'no-'esteticheskom vospitanii detej doshkol'nogo vozrasta. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012; 6 (21): 151 - 156.

4. Koncepciya Federal'noj celevoj programmy razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.12.2014 g. № 2765-r. Available at: https://minobrnauki.rf/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83

5. Metodicheskie rekomendacii po razvitiyu dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v obscheobrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: prilozhenie k pis'mu Minobrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 11.06.2002 g. № 30-51-433/16. Available at: http://www.firo.ru/wp content/uploads/2015/10/Project_D0D.pdf

6. Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya ob obrazovatel'nom uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 26 iyunya 2012 g. № 504.

7. Savenkov A.I. Psihologiya detskoj odarennosti: uchebnik dlya bakalavriata i magistratury. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva, 2016.

8. Sokolova N.A. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya detej: uchebnoe posobie dlya stud. ped. vuzov. Chelyabinsk, 2010.

9. Teplov B.M. Psihologiya muzykal'nyh sposobnostej. Sposobnosti i odarennost': izbrannye trudy: v 2 t. Moskva: Pedagogika, 1985; T. 1.

10. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 g. № FZ-273.

11. Hudozhestvennaya odarennost' i ee razvitie v shkol'nye gody: metodicheskoe posobie. A. Melik-Pashaev, Z.V. Novlyanskaya, A.A. Adaskina i dr. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 14.05.19

УДК 37.02

Fotieva I.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: fotieva@bk.ru

Kirilin K.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: kirilink@bk.ru

JOURNALISTIC ETHICS: PROBLEMS OF TEACHING. The article analyzes teaching professional ethics of a journalist in a modern university. The authors emphasize the importance of this discipline for enhancing the moral consciousness and self-consciousness of representatives of the media sphere, the formation of their ability to ethical reflection. At the same time, a number of problems are noted: excessive simplification of professional ethical issues in the teaching of this discipline; the desire to formalize the processes of moral choice of a future journalist; pragmatization of the proposed recommendations. According to the authors, firstly, the professional ethics of a journalist as a training course should be built as an integral system, where basic ethical principles should be demonstrated as a foundation for solving practical issues. Secondly, students should take professional morality in a broad sense, realize it inseparability from their personal orientation as members of society as a whole.

Key words: morality, ethics, professional ethics of journalist, problems of teaching professional ethics.

И.В. Фотиеса, д-р филос. наук, проф., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: fotieva@bk.ru

К.А. Кирилин, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: fotieva@bk.ru

ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА: ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

В статье проводится анализ преподавания основ профессиональной этики журналиста в современном вузе. Подчеркивается важность данной дисциплины для повышения нравственного сознания и самосознания представителей медиасферы, формирования их способности к этической рефлексии. Одновременно отмечается ряд проблем: чрезмерное упрощение профессионально-этических вопросов в преподавании данной дисциплины; стремление формализовать процессы морального выбора будущего журналиста; прагматизация предлагаемых рекомендаций. По мнению авторов, во-первых, профессиональная этика журналиста как дисциплина должна быть выстроена как целостная система, где базовые этические принципы должны быть продемонстрированы как фундамент для решения практических вопросов. Во-вторых, обучающиеся должны воспринимать профессиональную мораль в широком смысле, осознать ее неотрывность от их личностной ориентации как членов социума в целом.

Ключевые слова: мораль, этика, профессиональная этика журналиста, проблемы преподавания профессиональной этики.

Введение

Решение нарастающих этических проблем в медиасфере невозможно без повышения морального сознания её акторов и, в первую очередь, их способности к этической рефлексии. Именно на это нацелено преподавание дисциплины «профессиональная этика журналиста». Но сегодня данная дисциплина претерпевает определенный кризис.

Профессиональная этика журналиста, как и любая другая прикладная этика, означает конкретизацию базовых этических принципов и норм в применении к конкретной-предметной области. Соответственно, учебники по данной дисциплине построены традиционным образом: вначале дается более или менее сжатый и часто излишне упрощенный пересказ основных этических подходов и концепций, вторая же часть, часто практически без связи с первой, посвящена разбору типовых нравственных ситуаций и конфликтов в журналистской практике. На первый взгляд, это вполне логичный подход, но при этом можно отметить ряд серьезных проблем.

Дискуссии

В настоящий момент можно выделить два основных уровня интерпретации самой сферы журналистской этики. Первый из них отражает ближайшие проблемы и требования, связанные с основными отношениями, складывающимися в данной профессии: «отношение к обществу в целом или отдельным его группам, с которыми индивид взаимодействует; отношение к самому процессу деятельности; отношение к другим участникам трудового процесса (к коллегам, авторам и пр.)» [1, с. 27]. Очевидно, что на данном уровне возникает множество повседневных нравственных задач, которые должен решать каждый работник сферы СМИ (и, шире, медиасферы в целом) в конкретной ситуации. И многие авторы сводят всю профессиональную этику к нахождению более или менее формально-универсальных приемов к решению данных задач; этой же цели служат профессионально-этические кодексы, а также разбор «типовых» ситуаций. Вот типичный пример: «Вы занимаете высокую должность в отделе связей с общественностью одной международной производственной компании. Ваша основная обязанность - внутренняя связь с персоналом. Три дня назад президент вашей компании сообщил прессе об устранении экологического риска в производственном процессе вашей компании, который до этого успел привлечь к себе широкое внимание общественности. Сотрудница, ответственная за устранение риска -ваш хороший друг Умер член ее семьи, и ей очень трудно. Вы беспокоитесь о своей коллеге и вдруг случайно узнаете, что на самом деле экологический риск не устранен и по-прежнему представляет опасность. Душевное состояние вашей коллеги таково, что она даже не осознает своей ошибки. Вы опасаетесь, что сказать ей об этом означает навредить вашей дружбе, а ведь сейчас это одна из немногих положительных вещей в ее жизни. Вы также боитесь, что если о недосмотре узнает президент компании, то ваша коллега, скорее всего, будет уволена, а это только усугубит ее депрессию. Кроме того, вас, безусловно, беспокоит то, что средствам массовой информации станет известно истинное положение дел - даже несмотря на то, что в заблуждение их ввели непреднамеренно. Как вы поступите?» [2, с. 7 - 8].

Кроме того к данному уровню можно отнести многочисленные исследования и, соответственно, издания, в которых акцентируются и анализируются отдельные аспекты профессионально-этических проблем. В качестве примера можно привести «Руководящие принципы гендерно-этической журналистики: учебное пособие по гендерно-этической журналистике и надлежащей политике медиакомпаний». Главными этическими проблемами в данном учебном пособии становятся, во-первых, недостаточная представленность женщин в публикациях, во-вторых, часто встречающаяся, по мнению авторов, некорректность высказываний, касающихся женщин: «Такие исследования, как Проект мониторинга глобальных СМИ, показывают, насколько неизменным остаётся уровень маргинализации женщин в новостях. В 2010 году, по данным ПМГСМИ, женщины составляли всего 24% от общего числа людей, которых можно было увидеть либо о которых можно было услышать или прочитать в новостях» [3, с. 4]» . Отдельные учебные пособия посвящены, безусловно, важной теме саморегулирования журналистского сообщества: «Саморегулирование - обязательство ориентированных на качество работников СМИ поддерживать диалог с общественностью. В целях рационального и независимого рассмотрения вопросов, вызывающих обоснованную обеспокоенность, создается механизм подачи жалоб. Разумеется, участвовать в таком диалоге будут только те средства массовой информации, журналисты, редакторы и владельцы которых стремятся выпускать ответственные издания. Саморегулирование может быть организовано, как в рамках отрасли, так и отдельного СМИ. Утверждая стандарты, саморегулирование содействует сохранению доверия общества к средствам массовой информации... Саморегулирование СМИ помогает убедить общество в том, что свободные средства массовой информации не безответственны. В то же время саморегулирование защищает право журналистов на независимость и на то, чтобы осуждение за профессиональные ошибки исходило не со стороны властей, а со стороны коллег» [4, с. 10 - 11].

Нет сомнения, что этот первичный уровень и предлагаемые методы работы на нем имеют определенную ценность. Но существенный недостаток их состоит не только в ограниченности уровня самих проблем, но и в том, что сотрудник сферы СМИ здесь представляется: а) идеально-нравственным субъектом (то есть всегда и безусловно озабоченным лишь тем, чтобы принять этически вы-

веренное решение); б) рациональным субъектом, то есть умеющим и желающим рационально разрешить возникший моральный конфликт. Такой подход отражает все еще господствующую на Западе утилитаристскую доктрину, которая неоднократно подвергалась критике, прежде всего, за ее утопичность, слабый учет жизненных реалий.

Поэтому наряду с первым активно развивается и второй уровень анализа профессионально-этических проблем журналистики. При разнородности подходов и точек зрения разных авторов, их объединяет, во-первых, большая масштабность охвата рассматриваемых вопросов, во-вторых, их более глубокая проработанность, попытка серьезно осмыслить основные тенденции в данной сфере на уровне всего мирового сообщества. Так, например, в одной из работ выделяется ряд глобальных проблем мировой журналистики, к которым автор относит:

- проблему коррумпированности, поясняя, что под этим следует понимать, скорее, «.не прямое взяточничество, а готовность позволить ограничить свою журналистскую независимость. Этому способствует все большее «давление актуальности» - то есть журналистам предлагают материалы PR, значительно облегчая работу и экономя время. При этом фальсифицируются факты, или, по меньшей мере, показываются односторонне. Коррумпированность проявляется также в широкой сфере «политической корректности», где выверение языка иногда имеет следствием фальсификацию содержания» [5, с. 76].

- проблему гонки за сенсациями, когда «.предпочтение отдается эффектам и сенсациям, так как реципиента в первую очередь необходимо привлечь, а не информировать. Психологи давно отмечают, что из-за тенденции постановки сенсации в центр сообщения, меняется взгляд реципиентов на реальность, вплоть до полного ее искажения. Например, постоянный читатель желтой прессы гораздо сильнее чувствует свое существование под угрозой преступления, чем читатель серьезной еженедельной газеты. Чаще всего в ответ на это приводится тот аргумент, что потребителю дается то, что он хочет. С тем же аргументом императоры когда-то предлагали массам гладиаторские бои и публичные казни. Впрочем, аргумент спроса и предложения даже не индифферентен с моральной точки зрения, а определенно включает аморальное, в конце концов, в этом и состоит спрос. И, наконец, давно известное достижение рекламной психологии в том, что спрос может быть создан» [5, с. 77 - 78].

- проблему нарушения частной сферы. «Целые. рубрики живут только за счет того, что делают частную сферу, и не только выдающихся личностей, общественной темой» [5, с. 78].

- проблему увеличивающейся экономизации журналистики. «Эта проблема является ключом ко многим современным областям конфликтов журналистики. Здесь возникает очевидный вопрос: зачем вообще журналистская мораль, если журналистика является просто бизнесом»? [5, с. 82].

Очевидно, что здесь автор не только обозначил ключевые проблемные аспекты современного медиа-бизнеса, но и вплотную подошел к самому «верхнему» уровню этики: выявлению причин этих проблем и поиску путей их решения. К его выводам мы вернемся ниже, а сейчас обратимся к трудам одних из самых известных современных специалистов в области профессиональной журналистской этики, которые, говоря о конкретных проблемах современного медиасообщества, пытаются построить их решение именно на теоретическом осмыслении тенденций развития современной (пострациональной) морали. «Пострациональная (пострационализированная) мораль не вытесняет предшествующие типы морали на обочину нравственной жизни общества, не стремится пойти за ними по временной линейной последовательности или даже стать каким-то приращением к ним. Она определенным образом «надстраивается» над ними, обретает особые способы сосуществования на равных основаниях. При этом в изменяющемся обществе остаётся актуальной потребность в универсальных моральных нормах, но она удовлетворяется не за счёт ограничений для иных ценностных ориентаций, а по принципам дополнительности и аксиологического плюрализма ... Пострациональная мораль отрекается от. форм маркировки и сертифицирования идеологических клише типа «наш - не наш», «правый - центрист - левый», принадлежащий к «моральному большинству» или ко «всевозможным отклоняющимся меньшинствам». Важнее всего уберечь свободу выбора из числа высветившихся наиболее эффективных альтернатив, не уклоняясь при этом от морально-политической ответственности за акт выбора, за решения и последствия, сохраняя возможность постоянной корректировки целей и маршрутов движения.» [6, с. 332].

В рассуждениях подобного типа отчетливо видны как теоретические противоречия, так и сложность их практического приложения. Прежде всего, простое постулирование «множественности» и «взаимодополнительности» моралей не отвечает на классические вопросы: какие именно альтернативы биографий, выборов и пр., допустимы с моральной точки зрения? Как - конкретно, какими механизмами - могут взаимодополняться противоположные этические решения и принципы (ведь известно, что, например, существуют как взаимодополняющие-ся, так и взаимоисключающие философские категории, и очевидно, что простым волевым решением вторым нельзя придать статус первых)? Каковы критерии моральности того или иного решения: ведь если вообще отвергнуть критерии выбора (если все решения являются равно моральными и допустимыми), то мораль как таковая теряет смысл? Тезис о множественности моралей и моральном плюрализме означает упорное смешивание базовых моральных принципов (по-видимому, неизменных) и моральных норм и тем более конкретных моральных реше-

ний, соответственно, меняющихся в зависимости от эпохи, культуры, ситуации. Простое постулирование некоей пострациональной морали путем фактической констатации и «узаконивания» морального релятивизма не отвечает на насущные запросы ни современной этической теории, ни конкретной медиапрактики, ни формирования нравственно ответственного работника сферы СМИ.

Поэтому, на наш взгляд, в начале преподавания данной дисциплины необходимо уделить особое внимание основным вопросам этики и их современному пониманию и, в том числе, подчеркнуть, что усложненность современного личного и социального бытия означает не исчезновение базовых этических принципов, а, во-первых, их более глубокое осмысление и уточнение с учетом современных реалий, во-вторых, более сложный и опосредованный (дедуктивно-индуктивный) путь перехода от них к конкретной практике.

В учебном пособии Т. Волека, которое мы цитировали выше, предлагается ряд моделей/алгоритмов анализа ситуации и принятия решений. Один из них - «Ящик Поттера», который состоит из восьми этапов. В процессе его реализации необходимо: «...как можно объективнее определить ситуацию (ячейка "Определение"); перечислить затронутые в данной ситуации ценности и сравнить значение этих ценностей (ячейка "Ценности"); сформулировать принцип наподобие категорического императива для каждой из ценностей (ячейка "Принципы"); рассмотреть другие общие этические принципы, которые подходят к данной ситуации (например, это может быть принцип наибольшего блага для наибольшего количества); для каждого принципа ответить на вопрос: "К кому я проявлю лояльность, если буду действовать на основе этого принципа?" (ячейка "Обязательства"); спросить себя, нет ли в данной ситуации еще каких-нибудь людей или групп, перед которыми у вас есть обязательства; выбрать вариант действий, соответствующий наиболее важным ценностям, принципам и обязательствам; проанализировать последствия вашего решения» [2, с. 9].

Нетрудно видеть, что, с одной стороны, данный алгоритм вполне может работать во многих ситуациях, но, с другой стороны, он не дает общей системы и общей точки отсчета участнику медиа-процесса. Он предлагает хороший ответ на вопрос «как?», но не отвечает на вопрос «почему?» (классический вопрос этики «почему надо быть моральным»?)

Поэтому, переходя ко второму разделу преподавания, следует поставить перед учащимися два закономерных вопроса:

1. Какие из базовых принципов играют основную роль в моральной ориентации современного сотрудника медиасферы и, в первую очередь, профессионального журналиста, и СМИ и почему?

2. Как эти принципы преломляются в повседневной практике?

По данным вопросам целесообразно организовать ряд дискуссий, и в качестве базового этического принципа можно предложить учащимся обсудить выдвинутый К.-О.-Апелем принцип ответственности в качестве базового [см. 7]. Это обусловлено тем, что, на наш взгляд, данный принцип можно обосновать и с сущностной стороны, и со структурно-функциональной (то есть показать, в чем конкретно и как этот принцип должен реализовываться на практике).

С сущностной стороны принцип ответственности:

а) отражает определенный и необходимый этап развития самой личности -нравственно и социально зрелой, способной отвечать за свои поступки;

Библиографический список

б) соответствует реальному факту взаимосвязанности всех членов социума и, соответственно, взаимовлияния; постоянно растущего поля тех, на кого поступок данной личности (группы) окажет прямое или косвенное воздействие, что особенно актуально в эпоху глобализации);

в) отражает разумность индивида - и как данность, и как задачу.

Указанные аспекты играют роль обоснования морали для индивида и, в

частности, для студента. В самом деле: необходимой предпосылкой моральной рефлексии - которая сама по себе является необходимой предпосылкой формирования нравственно зрелой личности - является постановка самого вопроса о том, почему вообще индивид должен сам, а не под чьим-либо давлением, строить свою жизнь согласно этическим принципам. Причем, важно то, что эта предпосылка совсем не обязательно является чисто моральной - она может быть и вполне прагматической, рациональной. Глубокое осознание того факта, что все члены социума неразрывно взаимосвязаны; что, следовательно, поступок одного создает прецедент, порождает множество аналогичных поступков; что последнее уже создает определенную атмосферу в социуме, которая «аукается» ему самому - является достаточным стимулом для размышления на моральные темы. Апелляция же к разумности и зрелости личности, как правило, затрагивает многих учащихся, пробуждая потребность соответствовать некоему идеалу личности.

Со структурно-функциональной точки зрения, принцип ответственности, в применении к СМИ, включает в себя - что важно и показательно - не только традиционные нормы и требования морали, но и те, которые на первый взгляд явно выходят за рамки этической сферы:

а) ответственность за качество журналистского материала, а именно:

- язык;

- стиль;

- достоверность информации

- адекватность понимания темы и глубина ее разработки;

б) ответственность за этический компонент материала в узком смысле (учет проблем взаимоотношений всех участников медиа-процесса)

в) ответственность за последствия выхода в свет данного материала не только для непосредственно затронутых лиц и групп, но и общества в целом («планетарная ответственность» Апеля).

Заключение

1. Профессиональная этика журналиста как дисциплина должна быть прежде всего выстроена как целостная система. Базовые этические принципы должны быть не просто декларированы, но продемонстрированы как фундамент для решения практических вопросов.

2. Студенты должны воспринимать профессиональную мораль в широком, а не в традиционно узком смысле; осознать ее неотрывность от их личностной ориентации как членов социума в целом. Иными словами, этически ответственный журналист - это человек, а) обладающий гражданским сознанием, б) достаточно эрудированный, знающий и «умеющий учиться», в) способный самостоятельно мыслить, причем в рамках не только данной ситуации, но тенденций развития общества в целом, в) воспринимающий свою профессию в первую очередь не как средство зарабатывания денег или социального статуса, но как механизм позитивного влияния на развитие общества.

1. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. Москва: Дспект-Пресс, 2006.

2. Волек Т. Журналистсткая этика. Пер. с англ. Санкт-Петербург: Институт развития прессы. Северо-Запад, 2002.

3. Руководящие принципы гендерно-этическойжурналистики: учебное пособие по гендерно-этической журналистике и надлежащей политике медиакомпаний. Редакторы Ф. Ли, С. Макарайа, П. Мориниер. Всемирная ассоциация христианских коммуникаций, МФЖ, 2012.

4. Путеводитель по саморегулированию СМИ. Вена: Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, 2008.

5. Этика СМИ. Москва: Кно Рус, 2003.

6. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Моральный выбор журналиста. Тюмень: Центр прикладной этики ТюмГНГУ 2002.

7. Дпель К.-О. Понятие первичной взаимоответственности как предпосылка планетарной макроэтики. Философия без границ. Москва: Издатель Воробьев Д.Д., 2001: 47 - 69.

References

1. Lazutina G.V. Professional'naya 'etika zhurnalista. Moskva: Aspekt-Press, 2006.

2. Volek T. Zhurnaliststkaya 'etika. Per. s angl. Sankt-Peterburg: Institut razvitiya pressy. Severo-Zapad, 2002.

3. Rukovodyaschie principy genderno-'eticheskoj zhurnalistiki: uchebnoe posobie po genderno-'eticheskoj zhurnalistike i nadlezhaschej politike mediakompanij. Redaktory F. Li, S. Makaraja, P. Morinier. Vsemirnaya associaciya hristianskih kommunikacij, MFZh, 2012.

4. Putevoditel'po samoregulirovaniyu SMI. Vena: Organizaciya po bezopasnosti i sotrudnichestvu v Evrope, 2008.

5. 'Etika SMI. Moskva: Kno Rus, 2003.

6. Bakshtanovskij V.l., Sogomonov Yu.V. Moral'nyj vybor zhurnalista. Tyumen': Centr prikladnoj 'etiki TyumGNGU, 2002.

7. Apel' K.-O. Ponyatie pervichnoj vzaimootvetstvennosti kak predposylka planetarnoj makro'etiki. Filosofiya bez granic. Moskva: Izdatel' Vorob'ev A.A., 2001: 47 - 69.

Статья поступила в редакцию 15.05.19

УДК 374.1

Gurov V.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department, Institute of Educational Development of the Republic of Bashkortostan, Department of Theory and Practice of Education Management (Ufa, Russia), E-mail: elen-khamzin@yandex.ru

Khamzina Ye.V., senior teacher, Institute for Educational Development of the Republic of Bashkortostan, Department of Theory and Practice of Education Management (Ufa, Russia), E-mail: elen-khamzin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.