Научная статья на тему 'Журналистика как наука: от предметной областик преподаванию'

Журналистика как наука: от предметной областик преподаванию Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
13929
971
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коротков Андрей Викентьевич, Шамина Ольга Александровна

За долгие годы исследований в области журналистики ученые так и не смогли выработать единое определение науки и достичь понимания ее предмета. Три основные предметные области журналистики текст, контекст и процесс коммуникации, должны изучаться вместе с медиа-экономикой, которая уже стала еще одной основной частью полисистемы средств массовой информации. В рамках систематического подхода журналистика, ее предмет и метод должны рассматриваться как отдельная гуманитарная наука, которая затрагивает вопросы человеческого бытия и окружающего мира. Но до сих пор сохраняется необходимость создать уникальную систему науки журналистики на основе существующих теорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналистика как наука: от предметной областик преподаванию»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ МГИМО

Журналистика как наука: От предметной области-к преподаванию

А.В. Коротков, ОА Шамина

За долгие годы исследований в области журналистики ученые так и не смогли выработать единое определение науки и достичь понимания ее предмета. Три основные предметные области журналистики - текст, контекст и процесс коммуникации, - должны изучаться вместе с медиа-экономикой, которая уже стала еще одной основной частью полисистемы средств массовой информации. В рамках систематического подхода журналистика, ее предмет и метод должны рассматриваться как отдельная гуманитарная наука, которая затрагивает вопросы человеческого бытия и окружающего мира. Но до сих пор сохраняется необходимость создать уникальную систему науки журналистики на основе существующих теорий.

Несмотря на то, что ученые исследуют журналистику уже не одно десятилетие, до сих пор идут споры о ее предметной области. Исследователи постоянно спорят о месте журналистики среди гуманитарных дисциплин, нет у них единства и в понимани ее методологии. Подобно философии, журналистика не имеет точного научного определения, изменяющегося как в историческом, так и в методологическом измерении, в зависимости от научных школ и направлений исследования.

По мнению одних исследователей, журналистика является независимой дисциплиной со своей отдельной предметной областью и особой методологией. Другае группа ученых рассматривает журналистику как часть общественных дисциплин, которая не требует разработки отдельной методологии. Предмет журналистики был исследован во множестве разнообразных работ в рамках различных гуманитарных дисциплин

- социологии, политологии, культурологии, лингвистики и т.д.

Подобное разнообразие подходов к журналистике как науке обусловлено отсутствием общепризнанного определения вклада и функций практической журналистики в обществе. Многие традиционно относят журналистику к ремеслам, и сводят ее изучение к узкой практической деятельности. С этой точки зрения журналистику можно рассматривать как счетную комбинацию знаний и навыков, необходимых для осуществле-

ния профессиональной деятельности. Подобный подход способствует эффективному обучению студентов и начинающих журналистов необходимым навыкам. Однако эта точка зрения может привести к невозможности адекватно оценить влияние журналистики на общество, понять основные принципы журналистской работы и перспектив этой деятельности в меняющемся мире.

Журналистика может быть также определена как профессиональная сфера деятельности, связанная со сбором информации, ее обработкой и дальнейшим распространением по каналам разнообразных средств массовой информации. Основной функцией журналистики в этом случае является модернизация идеологий социальных групп по средствам отбора фактов, оценок и комментариев, которые своевременны и важны в конкретный момент времени. Воспринятая таким образом, журналистика становится частью мультифункциональных институтов общества

- прессы, телевидения, радио, интернета и т.д. Еще одно определение журналистики - это актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.

Научный подход к журналистике основывается на сборе, систематизации и критическом анализе фактов, которые создают основу для синтеза нового знания. Причем, важным здесь является не только наблюдать и описывать теку-

Коротков Андрей Викентьевич - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой глобальных информационных процессов и ресурсов МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]; [email protected] Шамина Ольга Александровна - студентка второго курса магистратуры по направлению журналистика по программе «Международная журналистика» МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]

щую ситуацию в медиа-сфере и ее изменения, но и создать собственные причинно-следственные связи, что позволит уже составлять достоверные прогнозы. Как сказал Менделеев, наука начинается с тех пор, когда начинают измерять.

Подход к изучению журналистики как науки должен быть основан на взаимосвязанной системе творческих, культурных, исторических, социологических и других дисциплин. Подобная система должна не только включать все циклы создания и управления практической журналистикой, но и должна отражать взаимное влияние журналистики и общества. Основная роль здесь отдана предмету журналистской теории. Несмотря на множественность предметных областей, текст все же является краеугольным камнем журналистской теории. Исследователи могут изучать тексты с различных позиций и подходов. Например, тексты могут рассматриваться как определенный набор символов и смыслов или как единица процесса коммуникации между СМИ и аудиторией.

Еще одним ключевым элементом исследований в области журналистики и возможной предметной областью является медиа-экономика. Развитие медиа-институтов и особых экономических отношений между ними открывает новую область для научных исследований. Медиа-экономика раскрывает особые формы взаимодействия между текстом, контекстом и процессом коммуникации как частями полисистем СМИ.

В рамках этого подхода журналистику со своим обособленным предметом и отдельной методологией можно рассматривать как отдельную гуманитарную дисциплину, которая занимается вопросами человеческой природы и окружения. Несмотря на все различия в определении предмета и ценности журналистики, общие рамки для этой науки были сформированы на базе информационной, коммуникационной и управленческой теорий. Методологии этих наук наиболее часто применяются при анализе процесса создания текстов, его редактирования, хранения и распределения, так же как при исследовании контекста взаимодействия отправителя и получателя сообщения в полисистемах СМИ в течение их жизненного цикла.

Эволюция исследований в области журналистики. Процесс исследований в области журналистики - долгий и сложный процесс, который до сих пор далек от завершения. Причем, это процесс развивается в большей степени горизонтально, в сторону расширения знаний. Исследователи охватывают с каждым годом все больше новых теоретических и практических аспектов журналистики. Конечно, нельзя отрицать, что существуют комплексные исследования, которые создают базу всей теории. Хотя внутри журналистики как науки скорее преобладает другой подход: без опоры на предыдущий опыт, разрабатывается огромное количество различных тем и предметов, не связанных между собой.

Фактически, проблемами журналистики и ее

влияния на общества ученые заинтересовались сразу после быстрого развития прессы в Европе и США. Например, Роберд Эдуард Прутц издал свою книгу «История немецкой журналистики» в середине XIX века. И уже в этой работе журналистика была определена не просто как практическая деятельность, но как важнейшая часть общества1.

Первые комплексные исследования в области журналистики появились в 1930-х годах. В это время подобные исследования рассматривались в качестве основы для коммуникационной теории. Таким образом, большинство работ были посвящены влиянию медийного сообщения на аудиторию. Кроме того, в то же время появлялись исторические исследования, который в той или иной мере затрагивали журналистику и СМИ. Подобные работы исследовали проблемы взаимодействия различных социальных сил и журналистской деятельности. Стоит оговориться, что эти исследования были скорее описательными, чем аналитическими. Акцент в подобных работах делался на индивидуальных характеристиках журналиста, который часто героизировался, представлялся незаурядной личностью. Типичной чертой исследователей того времени было применение нормативного подхода к журналистике. Исследователи описывали реальное положение вещей, а затем разрабатывали особые характеристики и требования не только к профессиональным качествам журналиста, но и к его личности.

При этом в этот период были опубликованы исследования, составившие базу для всей теории журналистики. Одной из наиболее интересных и влиятельных теорий того времени была концепция «привратников», предложенная Д.М. Уайтом, который описывает многоступенчатый подход к обработке информации. Эта теория и некоторые другие исследования положили начало более широкому использованию эмпирических данных и их анализу не только на индивидуальном и микроуровне, но и в макросреде.

До 1970-х годов все исследования, посвященные проблемам журналистики, были достаточно редкими и не согласовывались между собой. Например, было множество разрозненных исследований, посвященных описанию внутри-редакционной деятельности какой-либо газеты или другого СМИ. В качестве иллюстрации мы можем использовать работы Лео Ростена «Вашингтонские корреспонденты»2. К сожалению, эти исследования сложно сравнивать по их качеству и масштабу с более поздними работами.

Начиная с 1970-х, количество исследований в области журналистики постоянно растет. В 1976 году Дж. Джонстон, В.С. Славский и В.В. Боуман опубликовали работу «Новые люди: социологический портрет американских журналистов и их работы»3. Эта работа оказалась первым исследованием американских журналистов в национальном масштабе. С 1970 года акцент в исследованиях также переносится в другие пред-

метные области. Исследователей занимают вопросы изучения аудитория и влияния медийного сообщения. Подобные исследования нашли свое практическое применение в концепции маркетинга и других прикладных дисциплинах. Но в то же время эти исследования не способствовали более глубокому пониманию журналистики как социального института. Более того, взаимодействие между обществом и СМИ часто трактовалось неправильно, а роль журналистики сводилась лишь к механизму влияния. Применение этого подхода вызывало серьезную критику. Например, П.Дж. Шумахер и С.Д. Риз посвятили этой теме свою книгу «Медийное сообщение: теории влияния на продукт СМИ»4.

В 1990-х годах появляется огромное количество исследований, затрагивающих практически все аспекты журналистики и коммуникации. Дэвид Вивер и Мартин Лоффебольц тем не менее отмечают в своей статье «Призыв к глобальной журналисткой теории», что науке все же не достает комплексного подхода, который должен «связать характеристики и отношение журналистов к своей работе, основные черты новостных организаций, социальные влияния с типом и особенностями сообщений, которые производят журналисты».

Другой важной чертой исследований 1990-х годов были попытки найти взаимосвязь между различными характеристиками работы журналистов и развитием общества и экономики. Акцент в подобных работах часто делается на личностных характеристиках журналистов и влияния этих характеристик на продукт и содержимое, которое они производят. Примером подобного исследования может служить книга Пиппы Норис «Женщины, средства массовой информации и политика»5.

В современных исследованиях особая роль отдана изучению международной деятельности журналистов и сравнительному анализу. Это стало большим шагом вперед для журналистики как научной дисциплины, ибо предшествовавшие исследования часто базировались исключительно на американских эмпирических данных и предыдущих наработках американских ученых. Глобализация, развитие транснациональных медиакорпораций и новых технологий позволили более тщательно исследовать медиаотрасль и журналистику, используя разнообразный практический материал.

В конце 1990-х и в 2000-х годах некоторые ученые попытались внедрить системный подход к исследованиям в области журналистики, согласно которому все предыдущие аналитические разработки и их выводы должны были быть объединены в единый комплекс знаний. Часто попытки создания подобных систем проваливались, так как они не затрагивали многих вопросов социального и экономического влияния на журналистику, так же как воздействия личных характеристик журналиста на конечный продукт. Применяя системный подход, исследо-

ватели столкнулись с множеством возможных интерпретаций места журналистики в обществе. Одним из вариантов было исследовать журналистику как отдельную систему внутри общества. Другим вариантом - рассматривать ее как подсистему внутри других социальных систем, в частности, таких, как «средства массовой информации» или «аудитория».

В настоящее время системный подход в журналистике все еще нуждается в доработке и развитии. Конечно, существуют несколько достаточно удачных попыток включить различные срезы журналисткой теории в одну комплексную систему. Например, П. Шумахер и С.Д. Риз пытались выявить роли личностных, структурных и нормативных факторов в процессе производства журналистских материалов. Но потребность в выработке тщательного системного подхода, который вместит в себя все предыдущие работы, практические навыки журналистов и эмпирические данные, сохраняется. Сейчас требуется вертикальная интеграция всех знаний и теорий, которые до этого в течение многих десятилетий развивались независимо друг от друга.

Различные подходы к журналистике. В одной статье сложно поместить описание всех подходов к исследованиям в области журналистики. Но все же мы можем выявить несколько наиболее важных сфер исследований, которым посвящено значительное число научных работ. Наиболее логичным представляется начать подобное описание с социологического подхода, который, в той или иной степени, применяется в большинстве исследований в области журналистики. В рамках этого подхода ученые пытаются изучить социальную роль журналистских организаций и институтов, выявить комплексные взаимосвязи между производителями и потребителями материалов СМИ, а также выделить специфические журналистские структуры внутри медиа-отрасли, в обществе и т.д.

Социологические исследования могут стать основополагающей научной базой для дальнейшей организации и систематизации изысканий в области журналистики. Социологический подход позволяет ученым изучать влияние перемен, происходящих в обществе, на характеристики журналистской работы. Сложно отрицать тот факт, что современные структурные изменения в экономике и обществе, демографические тенденции, изменения в системе управления на макро- и микроуровнях, эволюция принципов политической деятельности приводит к фундаментальным изменениям в журналистике и СМИ как институтах, которые должны выполнять общественные функции и одновременно отвечать потребностям аудитории. В этом случае научная основа социологии может быть единственно возможной структурной базой для изучения эволюции институтов журналистики6.

Еще одним важным аспектом является то, что социология фактически была первой наукой, в рамках которой изучалась журналистика

и СМИ. Именно социологические исследования в этой области создали представление о журналистах, их работе и деятельности средств массовой информации. Ученые социологи первыми исследовали эмпирические данные о ежедневных занятиях и отличительных чертах поведения журналистов, о работе редакций и особенностей восприятия информации аудиторией и т.д. Из всего этого можно сделать вывод, что социологический подход к журналистике и исследования в рамках данного подхода станут основой научной системы и будут способствовать лучшему пониманию будущей эволюции СМИ и журналистики как научной и практической деятельности.

Одним из наиболее интересных и сравнительно новых подходов к журналистике являются исследования в рамках культурологии. Подобные исследования рассматривают проблемы изменения значений, символов и смыслов в материалах СМИ и внутренней мотивации журналистов и аудитории производить и воспринимать информацию определенным способом. Культурологи изучают особенности восприятия информации различными социальными и культурными группами, влияние культуры журналистов на характер производимых материалов и анализируют внутреннюю культуру организаций. Подобным темам посвящено множество сравнительных исследований различных национальных или политических культур и их влияния на производство журналистских материалов.

Очень часто подобные исследования совмещаются с работами в области лингвистики, что позволяет ученым выявить видимые символы культурного самосознания автора. Текст в подобных исследованиях рассматривается как основной предмет исследований и источник необходимых данных. Процесс выявления символов и метафор в тексте является одним из основных способов его анализа с целью определения скрытых значений и смыслов, а также с целью анализа всего дискурса и непосредственно - его культурных предпосылок.

Современная культура свободы слова, либерализма и демократии, а также развитие технологий позволили претворить в жизнь известный принцип свободы выражения для действительно широкого круга лиц. Большая часть журналисткой работы теперь стала доступна для людей без специального образования или опыта работы. Этот тезис может быть проиллюстрирован на примере интернета, где можно найти множество описаний событий и комментариев к ним, созданными не профессиональными журналистами, то есть авторами, которых можно отнести к так называемой «гражданской журналистике». Ее развитие рождает споры о различиях между различными группами авторов, практикующими в журналистике7.

Ценности и специфические профессиональные качества, которые формируют профессиональное образование и опыт работы, корпоративная культура средств массовой информации

и особые экономические факторы, являются основными аргументами, которые должны учитываться при исследовании границ в творчестве профессиональных и непрофессиональных журналистов и выявлении значимости профессионализма в этой сфере деятельности.

Непосредственно лингвистический анализ текстов связан также с рассмотрением их как источников сообщения. Исследователи тщательно анализируют формальные и неформальные структуры текста с целью выявить истинное сообщение журналистского материала и используемые методы его передачи. Формальные структуры включают в себя грамматику, используемую лексику, синтаксические структуры и т.д. К неформальным признакам относятся такие элементы, как литературные приемы, различные схемы построения текстов и некоторые другие. Подобное отношение позволяет выявить спрятанный внутри текста смысл и даже отношение автора и аудитории к той или иной проблеме в обществе. Результаты подобных исследований можно рассматривать как прикладные методы анализа в других областях, например, в социологическом или политологическом подходе к журналистике.

Значительное число исследований рассматривает исторический аспект эволюции журналистики. В рамках этого подхода можно найти множество работ, отличающихся друг от друга по масштабу и глубине анализа исходной проблемы, а также рассматриваемым срезам журналистских практик и применяемой методологии. Исторические исследования включают в себя детальные описания и анализ эволюционных процессов в журналистике, освещения средствами массовой информации того или иного события или влияния личности на продукт труда журналистов. Будучи, наряду с социологией, одними из первых научных подходов к журналистике, исторические исследования представляют собой огромное количество разнообразной информации и могут также служить материалом для дальнейших изысканий.

Организационный и экономический подходы особенно важны и востребованы особенно в современную эпоху, когда медиа-организации часто играют более значительную роль, чем непосредственно сами журналисты. Развитие современных сложных предприятий с множеством различных департаментов и филиалов привело к эволюции работы журналистов. Сегодня уже невозможно говорить о журналистах общего профиля, которые могут освещать любую тему общественной жизни. Подобных журналистов в редакциях заменили специалисты, которые обладают достаточными знаниями и навыками, чтобы наиболее полно и емко освещать события в отдельной сфере общественной жизни. Подобные изменения привели к фундаментальному пересмотру схем работы журналистов и их взаимоотношений внутри медиа-организаций.

Ограничения, налагаемые законами медиарынка, также влияют на практическую деятель-

ность журналистов и продукт их работы. Медиаорганизации и отдельные журналисты должны, в первую очередь, удовлетворять потребности аудитории. Продукт их деятельности должен быть не только соответствующего качества, но и отвечать специфичным требованиям. Продукт журналистской деятельности должен защищать интересы всего общества и одновременно удовлетворять непосредственно отдельного потребителя и рекламодателя, так как именно от них зависит финансовая база их работы. Эти ограничения влияют на форму подачу информации, средства ее распространения и непосредственные содержание материалов.

Проблемы организационного и экономического характера прочно связаны с дискуссией о будущем журналистики и СМИ. Медиа-рынок стремительно изменяется в ответ на новые требования, связанные с развитием информационных технологий, эволюцией потребительских предпочтений и моделей социального поведения. Эти изменения неизбежно приводят к эволюции средств массовой информации, которые, в свою очередь, приводят к дальнейшей эволюции медиа-рынка, а затем и всего общества. Этот постоянно ускоряющийся процесс вызывает множество споров о судьбе журналистики как в научной среде, так и между практикующими журналистами.

При исследовании влияния потребительских предпочтений на содержание материалов СМИ не стоит избегать проблемы информационной дискриминации. Аудитория предпочитает получать информацию, которую она может легко воспринять, понять и переработать. Такая информация должна затрагивать события или темы, действительно важные для данного общества и для данного потребителя. Таким образом, можно заметить, что события, не оказывающие непосредственного влияния на общество в конкретном регионе, не освещаются подробно, несмотря на их значение и важность в долгосрочной перспективе или, например, для другого региона.

Большинство экономических и организационных исследований относятся к концу предыдущего века и началу XXI века. Но из-за постоянной эволюции медиа-рынка и организаций, а также из-за противоречивых результатов исследований и неточности прогнозов, эти вопросы должны быть исследованы более подробно с более широким применением разработанных внутри экономики и менеджмента теорий. Кроме того, очень важно анализировать текущую роль журналистов и редакторов в медиа-организациях, современные схемы создания продукта. Такой подход к журналистике как науке можно назвать наиболее перспективным в современных условиях.

Конечно, не следует игнорировать и политическое значение журналистики. Во многом выполняя функцию «четвертой власти» в обществе, журналистика способствует поддержанию стабильности политических систем, режимов

государственного управления и эффективности общества. Функции журналистики не ограничены освещением последних политических событий. Фактически журналистика отражает значительные изменения в обществе не только в содержании тех материалов, которые она производит, но и способах передачи, разновидностях своего продукта и в схемах работы СМИ. Интересные результаты ученые получают при сравнении содержания медиа и организационных форм СМИ в странах с разной степенью политических свобод.

В рамках политического подхода к журналистике было опубликовано множество исследований и документов, описывающих основные принципы и механизмы работы журналистов в демократических обществах. Подобные исследования базируются не только на реальном состоянии медиа-рынка, но и на принципах демократии и функционирования «свободного» общества, часто являющихся более декларативными, чем реальными. В то же время этот подход во многом способствовал разработке этических принципов журналистики, но излишнее применение нормативного подхода может привести к неправильному пониманию основных аспектов работы журналистов.

Некоторые ученые нашли взаимосвязь между современным политическим кризисом и кризисом журналистики. И одной из целей политических исследований в области журналистики является модернизация деятельности СМИ и журналистов с целью преодоления политического кризиса. Негативное влияние медиа-демократии и медиа-политики должны быть уменьшены, иначе углубление политического кризиса окончательно сведет роль журналистики к своего рода публичному развлечению8.

Важно изучать роль журналистики и средств массовой информации в некоторых сложных ситуациях, например, во время избирательных кампаний или достижения политического консенсуса в обществах. Подобные исследования помогут создать законодательную базу, регулирующую действия журналистов с тем, чтобы снизить отрицательные эффекты от их деятельности, но при этом сохранить их общественно значимые функции.

Теории коммуникации и психологии являются наиболее востребованными у политических и бизнес-структур прикладными исследованиями в рамках журналистики как науки. Подобные исследования в наибольшей степени посвящены изучению того, как аудитория воспринимает и обрабатывает информацию, но практически не касается вопросов мотивации журналистов и сотрудников редакций. Сторонники этого подхода исследуют психологические факторы, которые влияют на способы восприятия информации тем или иным образом. Ученые изучают способы взаимодействия между журналистами и их аудиторией, чтобы выявить наиболее эффективные пути подачи информации для достижения

каких-либо целей9. Подобный подход способствует более глубокому пониманию скрытого взаимодействия аудитории и журналистов. Но одновременно с этим данные теории могут способствовать умножению способов манипулирования аудиторией и искажения информации.

Более того, чрезмерное использование подобных методов ведет к смене приоритетов в журналистике как науке и как практической деятельности: поиск внутренних проблем общества может быть заменен механизмами изощренных способов манипуляции и влияния. Эти тенденции могут производить долгосрочный негативный эффект, который, в свою очередь, может привести к увеличению и углублению социальных, экономических и политических проблем в обществе, а также к деградации журналистики как социального института.

Следует отметить, что авторы статьи не задавались целью дать описание всех подходов к журналистике как науки. Но даже из этого достаточно краткого описания можно сделать вывод о том, что проблема построения научной системы журналистики - достаточно сложная задача, которая требует совместной работы многих исследователей в различных сферах. Конечно, структурные рамки для этой системы уже были созданы современными теориями социологии, менеджмента, коммуникации и информационных технологий. Но исследователи должны заполнить эти рамки огромным количеством исследований и работ, часто противоречивых и не согласующихся друг с другом, которые должны быть соединены в единое целое.

Необходимость выработки системного подхода. Журналистика оказалась одной из наиболее противоречивых гуманитарных дисциплин, в первую очередь, из-за отсутствия общего понимания ее значения и невозможности четко определить ее предмет. Несомненно, исследователи журналистики услышали и последовали призыву создать объединенную систему научного знания с четким определением предмета исследования, сложной иерархии различных подходов и структурированной методологией. Более того, ученые постоянно разрабатывают новые модели и пытаются внедрить в них большинство

существующих теорий. Но, к сожалению, даже самые успешные попытки пока только частично достигают своей цели.

Основная причина подобной ситуации кроется в самой природе журналистики. Основная цель этой дисциплины - отражать реальность, освещать и интерпретировать современные события с тем, чтобы как-то понять и классифицировать окружающий мир, раздробить реальность на отдельные фрагменты, темы и смыслы, чтобы облегчить аудитории процесс поиска и обработки информации. В этом смысле журналисты играют значительную роль в процесс эволюции общества, политики и экономики.

Журналистика как практическая дисциплина по своим принципам и функциям во многом копирует науку - она также нацелена на изучение, исследование и анализ какого-либо события, в ее рамках также существует огромное количество возможностей по-разному интерпретировать реальность. Из-за этого сходства и слишком широкого круга затрагиваемых проблем журналистика и становится слишком сложным явлением, чтобы легко задать для него рамки исследования. Еще одной важной проблемой является сложность достижения консенсуса между основными группами лиц, заинтересованных в исследовании журналистики: это, в первую очередь, ученые, преподаватели дисциплины и практикующие журналисты.

Ученые в одиночку фактически не способы выработать единый подход к журналистике и единую иерархическую систему знаний. Нельзя отрицать, что журналистика, в первую очередь, является практической дисциплиной, которая, в то же время, требует прикладной научной базы. Из-за столь тесной взаимосвязи практики и теории ученые просто не могут позволить себе разработать чересчур далекую от реальности концепцию, которую невозможно применить на практике и которая не могла открыть путь к дальнейшим изменениям в дисциплине. Поэтому ученые должны постоянно проверять результаты своих изысканий на эмпирических данных, которые им могут предоставить только практикующие журналисты.

Но эта задача часто оказывается достаточно сложной, так как между практикующими журналистами и журналистами-теоретиками можно наблюдать отсутствие взаимопонимания и неспособность к взаимодействию. Это связано, скорее, не с банальным нежеланием общаться, а с разницей в интересах и в отношении к профессии, которые и создают разрыв в мировоззрении этих двух категорий. Хотя, если и эта проблема будет преодолена, все же существует некий временной лаг между разработкой и возможностью эмпирической проверки теории.

При этом не стоит забывать, что журналистика каким-то образом должна преподаваться студентам. Для этого, в первую очередь, необходимо понять, какую журналистику необходимо преподавать. С одной стороны, начинающие

журналисты могут легко получить определенный набор исключительно практических навыков и прикладных знаний. Подобный подход сформирует из них прекрасных исполнителей, но все же усложнит для них процесс понимания отрасли, в которой они работают, и, тем более, ее модернизации в ответ на возникающие требования общества.

Но если студентам необходимо преподавать науку журналистику, то в какой форме и какую науку необходимо преподавать? Конечно, можно заявить, что молодому журналисту необходимо изучить все описанные выше подходы к журналистике. Студенту потребуются годы, чтобы просто разобраться со всеми существующими теориями и систематизировать их даже на самом примитивном уровне. Таким образом, мы видим противоречие в интересах всех трех групп: ученые пытаются расширить свое знание о предмете, журналисты пытаются свести науку к комплексу прикладных знаний, а преподаватели пытаются найти компромисс и преподать студентам необ-ходимое10.

Конечно, разработка системы знаний и практических навыков с четкой иерархией и определениями может решить эту проблему. Но для выработки этой систем должны совпасть усилия всех трех заинтересованных групп, а для их эффективного взаимодействия должен быть выработан механизм общения. Еще одним требованием к новой системе знаний должна стать ее релевантность. Новая система журналисткой теории должна учитывать интересы всех групп общества, которых журналистика в той или иной степени затрагивает.

Необходимо понимать, что развитие комплексной системы знаний в области журналистики не может быть сиюминутным процессом, необходимо время и множество усилий для ее создания. Сейчас уже сделана большая работа по со -зданию рамок и структуры этой системы, что уже само по себе является скачком к систематизации теорий в области журналистики. Но все же стоит отметить и еще один важный аспект, касающийся журналистики. Постоянная эволюция медиа-отрасли и практической деятельности журналистов требует от исследователей постоянной фиксации этих изменений с тем, чтобы уже на основе подобных данных выявить тенденции развития и построить более достоверные прогнозы будущего СМИ и медиа-системы. Подобные действия также обеспечат эффективность будущей системе знаний и смогут заложить основы изменений в практической журналистике. Построение долгосрочных прогнозов, попытки описать только создающиеся структуры медиа-отрасли и разрабатываемые практические методы журналистики и являются основными требования к журналистике как науке сегодня.

В качестве примера одного из определений будущей научной системы можно рассмотреть следующий подход. Журналистика как наука - это система культурологических, исторических, со-

циологических, экономических и других дисциплин, которая охватывает весь цикл создания и управления практической деятельностью журналистов в обществе и их влияние на социальные процессы. Как предмет систематического анализа журналистику можно изучать как:

— социальный институт;

— комплекс практических занятий для поддержания жизненного цикла медиа;

— систему профессий;

— систему работы по созданию текстов;

— систему управления каналами массовой коммуникации;

— часть медиа-индустрии.

Основой журналистики становится комбинации гуманитарных дисциплин, изучающих суть духовной культуры цивилизации через влияние текстов или сообщений в полисистемах СМИ. Текст, таким образом, становится целым комплексом внутренних элементов и внешних отношений в отдельной реальности, в которой существует журналистика и которая необходима для него.

Роль текста. Журналистский текст как конечный продукт деятельности работников СМИ является основным элементом каждого исследования и анализа. В таком качестве текст становится основным предметом журналистики как науки. Конечно, можно назвать множество альтернативных предметов, которые также достойны рассмотрения. Но, все же, тексты остаются основным способом взаимодействия между журналистскими институтами и обществом. Без использования текстов даже самый изощренный в вопросах социального влияния и манипулирования журналист не сможет достичь своих целей. Та же логика может быть применена ко всему институту практической журналистики, основным продуктом деятельности которого является текст, без которого реализация его социальных функций оказывается невозможной.

Понимание значения анализа текстов является одним из ключевых моментов исследований в области журналистики. Причем следует помнить, что, независимо от того, какой из описанных выше подходов к журналистике выбирает исследователь, текст для него остается основой для анализа. Например, если журналистика рассматривается как система создания, обработки, хранения и распределения данных и мнений, то текст в этом случае играет роль системы символов. Такая символическая система может происходить от естественной (событие, явление или отношение) или искусственной (виртуальная реальность, предмет искусства) смысловой области с целью выделения и распределения информации в различных полисистемах СМИ. Предметом журналистики в этом случае является совокупность разнообразных текстов и способов взаимодействия в рамках информационной, коммуникационной и управленческой теорий.

Другой подход относится к семиотике, в рамках которой журналистику анализируют с точки зрения производства и изменения смыслов и

значений. Сторонники этого подхода используют семиотику как основной метод анализа взаимодействия между СМИ и их аудиторией. Тексты в этом случае анализируются с точки зрения социологии и культурологии. А ошибки в интерпретации сообщений или другие нарушения процесса коммуникации связывают с культурными различиями между отправителем и получателем сообщения. Предмет журналистики из-за одновременного и двустороннего анализа роли текстов в культуре расширяется до анализа взаимосвязи текстов и культурных пластов с целью выявить новые значения, которые становятся целью исследования. При акцентировании внимания на анализе текстов не стоит забывать еще три взаимосвязанных области исследований. Первой из них является контекст. Текст практически невозможно комплексно анализировать без определенных знаний по его тематике или об условиях, в которых он был создан. Исследования текста и контекста тесно связаны между собой, а подобные отношения между этими двумя предметами приводят исследователей к более глубокому анализу и способствует получению более релевантных результатов работы.

Еще одним аспектом, который необходимо подробно исследовать, является процесс коммуникации. Символическая система текстов распределяется именно по канал массовой коммуникации, эффективность которых может заметно различаться. Анализ текстов и связанных с ними способов коммуникации, конечно, уже получил достаточно широкое распространение, но все еще требует доработки.

Наиболее актуальным предметом исследования журналистики стали экономические отношения в медиа-отрасли. Медиа-экономика, процесс медиа-производства и исследования в области теории организаций стали основным предметом отдельной сферы исследований в области журналистики. Согласно этим исследованиям, текст является конечным продуктом медиа-организаций, основным товаром на рынке и объектом формирования спроса и предложения на рынке. Уникальные характеристики этого продукта и способы его доставки определяют специфичные черты медиа-рынка11. Не стоит забывать, что без подобного комплексного анализа нескольких предметных областей создание действительно завершенной и эффективной системы знаний в области журналистики невозможно.

Заключение. В заключении необходимо отметить, что развитие системного подхода к теориям в области журналистики внесло заметный вклад в развитие междисциплинарных гуманитарных исследований. Определение правильного направления дальнейших научных разработок является наиболее важной задачей формирования журналистики как науки. Характерное для предыдущего этапа горизонтальное развитие привело к отсутствию глубокого понимания истинного значения журналистики для общества и, более того, низведению ее до уровня ремесла.

Современные тенденции формирования комплексной системы будут способствовать преодолению кризиса в практической журналистике и приведут к дальнейшей эволюции этого социального института в сторону повышения эффективности его функций. Конечно, потребность в выработке системного подхода появилась уже достаточно давно, при этом важность выработки подхода нарастала по мере уменьшения значимости традиционных средств массовой информации и появления новых форм СМИ. В этой ситуации ученые не смогли своевременно решить эту проблему и опоздали с разработкой системы знаний в области журналистики. Но потребность в этой системе до сих пор сохраняется и, более того, продолжает нарастать. Таким образом, ученым все равно придется столкнуться с этой проблемой и найти ее адекватное решение.

Еще одним ключевым элементом этого процесса является поиск компромисса как в научном сообществе, так и в профессиональном сообществе журналистов и внутри всего общества. Теоретические и практические аспекты должны рассматриваться в комплексе с нахождением более эффективного способа удовлетворения социальных потребностей. Поиск механизмов подобного компромисса может оказаться наиболее сложной задачей в процесс формирования системы знаний журналистики как науки.

Korotkov A.V., Shamina O.A. Journalism as a science: from structuring the subject area to teaching the discipline.

Summary: Despite a long history of journalism, there is neither unified definition for journalism nor a one whole understanding of its subject. Three main subject areas such as texts, contexts and communications should be studiedв alongside media economics which has become another key component of media polysystem. In the framework of the systematic approach journalism and its subject and tools should be analyzed as a separate humanitarian science which refers to the human nature and the outworld. However there is still a strong requirement to construct the unique system of journalistic research on the basis of existing theories.

журналистика, исследование журналистики, экономика медиа, полисистемы СМИ, медиа-рынок

Ключевые слова

------------- Keywords --------

journalism, journalistic research, media economics, media polysystem, media-market.

Примечания

1. Global Journalism Research: Theories, Methods, Findings, Future, edited by Weaver D., Loffelbolz M. - Chichester, Wiley-Blackwell, 2008 - p 316

2. Rosten L, The Washington correspondents - New York: Harcourt, Brace. Reprint of 1937 edition published by Arno Press, 1974 - 436 p

3. Johnstone J. W. C, The news people: A socio—logical portrait of American journalists and their work - Urbana, IL: University of Illi—nois Press, 1976 - 250 p

4. Shoemaker, P. J., Mediating the message: Theories of influences on mass media content, 2nd edition. White Plains, NY: Longman, 1996 - 233 p

5. Norris P., Women, Media and Politics - Oxford University Press, 1996 - 188 p

6. Global Journalism Research: Theories, Methods, Findings, Future, edited by Weaver D., Loffelbolz M. - Chichester, Wiley-Blackwell, 2008 - p 320

7. Global Journalism Research: Theories, Methods, Findings, Future, edited by Weaver D., Loffelbolz M. - Chichester, Wiley-Blackwell, 2008 - p 327

8. Beckett C., Super Media. Saving Journalism so It Can Save the World - Chechester, Wiley-Blackwell, 2008 - 205 p

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Global Journalism Research: Theories, Methods, Findings, Future, edited by Weaver D., Loffelbolz M. - Chichester, Wiley-Blackwell, 2008 - p 334

10. Zelizer B., Taking Journalism Seriously: News and the Academy - Los Angeles, Sage, 2004 - 296 p

11. Media Industries. History, Theory, and Method, edited by Holt J., Perren A. - Chechester, Wiley-Blackwell, 2009 - 283 p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.