Научная статья на тему 'ЖУРНАЛ VOGUE, КАК ТИП ИЗДАНИЯ'

ЖУРНАЛ VOGUE, КАК ТИП ИЗДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фэшн журналистика / жанры / контент анализ / типология журналистики / fashion journalism / genres / content analysis / typology of journalism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Печенкин М.В., Резниченко Е.Г.

Статья посвящена рассмотрению журнала Vogue, как качественного заимствованного издания среди представителей отечественного глянца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOGUE MAGAZINE, AS A PUBLICATION TYPE

The article is devoted to the consideration of Vogue magazine as a high-quality borrowed publication among representatives of domestic gloss.

Текст научной работы на тему «ЖУРНАЛ VOGUE, КАК ТИП ИЗДАНИЯ»

УДК 070 Печенкин М.В., Резниченко Е.Г.

Печенкин М.В.

студент-магистр Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург, Россия)

Научный руководитель:

Резниченко Е.Г.

канд. филол. наук, доц.

Курганский государственный университет (г. Курган, Россия)

ЖУРНАЛ VOGUE, КАК ТИП ИЗДАНИЯ

Аннотация: статья посвящена рассмотрению журнала Vogue, как качественного заимствованного издания среди представителей отечественного глянца.

Ключевые слова: фэшн журналистика, жанры, контент анализ, типология журналистики.

Мода играет важную роль в жизни человека. Несмотря на то, что сфера моды имеет довольно долгую историю, вид журналистики, который ее обозревает, малоизучен. В условиях истории России, которая на весь двадцатый век погрузилась в совершенно другую реальность и была оторвана от большей части мира, формирование модной журналистики происходило по особому пути.

Печатные издания сегодня начинают сдавать свои позиции из-за большого количества интернет-источников. Сегодня журналы вынуждены менять свои правила, сформированные в прошлом столетии. Модная журналистика подстраивается под потребителя, это делается для того, чтобы удержать свои позиции на рынке СМИ. Изучение модного журнала сегодня

действительно актуально, так как это поможет выявить формирующиеся вкусы аудитории и сможет помочь в формировании своего собственного модного СМИ.

В процессе создания материала журналист работает с двумя понятиями «мода». Первое - социокультурный феномен. Второе - текущие проявления в виде модных стандартов и объектов в форме изменения предмета и явления, за которым наиболее интересно следить аудитории.

Также не стоит забывать о важной составляющей - аудитории. В случае с модными изданиями можно выделить несколько групп аудиторий. Первая -профессионалы. Вторые - обычные потребители.

Еще один важный аспект - цели и задачи модной журналистики. Здесь нет постоянной системы и эти факторы напрямую зависят от потребностей аудитории. Профессиональные издания информируют, способствуют выработке оценок и мнений, анализируют текущее состояние рынка и индустрии. Потребительские же издания делают основной упор на рыночные отношения читателя с модой.

Тематика периодических fashion-изданий зависит от самопозиционирования и целевой аудитории. По словам исследователей, глянцевые журналы возможно разбить на две категории:

1. Издания первой категории выдвигают на первый план смысл отображения имиджа, стиля.

2. Издания второй категории заостряют внимание больше утилитарной стороне жизни и стремятся быть нужными и полезными.

На сегодня есть закрепившееся разделение модных текстов, которое зависит от: половой принадлежности, возраста, области информационного влияния, характера профессиональных, производственных групп, характера социальных групп.

Так как тексты модной индустрии созданы в современном обществе, то главной их особенностью является преобладание разговорного стиля. Делается это для того, чтобы создать эффект легкого и дружеского общения издания с аудиторией. На фонетическом уровне используются повторы звуков -

аллитерация, консонанс, ассонанс, парарифма и рифма, обратная рифма, а также сочетание этих приемов. Они повышают экспрессивность речи. На морфологическом уровне мы видим использование таких приемов, как императив, аббревиатуры и усечения, авторское «мы», использование качественных прилагательных и суффиксов субъектной оценки, степени сравнения прилагательных, сокращенные формы, притяжательный падеж имени существительного. На лексическом уровне fashion-тексты характеризуются сочетанием слов нейтральной и фамильярно-разговорной лексики. Важную роль играет графика - пунктуационное выделение и использование шрифта, как инструмента для обозначения наиболее важной информации. Современные издания о моде включают в себя все больше креолизованных текстов, где невербальный компонент доминирует.

Для анализа мы взяли печатную версию журнала «Vogue Россия» за период с апреля 2020 по апрель 2021 года.

Первый анализируемый номер за апрель 2020 года содержит 25 полноценных текстов, расположенных на 232 страницах. Он разбит на следующие рубрики: «Выбор VOGUE» «Красота», «Культура», «Мода», «Сюжеты номера».

Рассмотрим материал под названием «Призрак оперы». Тема -популяризация перчаток. Мы можем отнести его к информационной заметке на основе объема, но смысловое наполнение не совсем соответствует жанру. В тексте присутствует разговорная лексика, литературные тропы, которые придают тексту художественности, образности и легкости. Присутствует и ассоциативный ряд. Все знают произведение «Призрак оперы». Эта ассоциация подчеркивает красоту и аристократичность аксессуара, что так же является манипуляцией сознания читателя-потребителя.

Следующий выпуск за май 2020 года состоит из 184 страниц. Рубрикатор остается прежним. Этот номер насчитывает 27 материалов. Для анализа мы возьмем текст из раздела «Красота».

Темой материала «На свою голову» является уход за волосами. Материал написан в форме эксперимента с комментариями экспертов. На наш взгляд, ведущим жанром является репортаж, т.к. проявляются следующие черты данного жанра: объем и эффект присутствия, повествование от лица очевидца, яркие детали, время течет от начала к концу события.

Ассонанс в описании трендов, задаваемых коллекциями, создает необходимое настроение. Повторы буквы «р» усиливают эффект тревожности, который сообщается автором текста в самом его начале. В тексте присутствует заимствованная лексика. На протяжении всего материала звучат названия брендов. Используется статистика, которая является фактологической основой материала.

Выпуск за июнь 2020 года состоит из 136 страниц. Он посвящен искусству и является коллаборацией журнала с художниками. Этот факт не повлиял на рубрикатор.

Для анализа мы взяли текст из рубрики «Культура» под названием «За каменной стеной». Тема текста - показать отношение художницы ко всему происходящему в мире и узнать ее взгляд на некоторые аспекты жизни. Идея -продвинуть художницу, известную в Москве в массы и познакомить читателя с новым интересным художником.

Материал, на наш взгляд, полностью соответствует этому жанру. Он состоит из реплик интервьюируемой, которые перемежаются с элементами зарисовки. Можно сказать, что это нестандартизированное интервью, так как создаётся ощущение свободно протекающей беседы. Активно используются графические способы выделения информации. Главные мысли представлены более крупным шрифтом и вынесены на фотографии. В этих фразах еще более крупным шрифтом выделены слова и словосочетания, которые помогают определить мысль фразы.

Следующий текст, взят из рубрики «Мода» июльского журнала 2020 года. Рубрикатор по-прежнему остается неизменным, но продолжается тенденция на уменьшение общего объема журнала. В этом номере насчитывается 128 страниц.

Название «Боуи без правил» сразу же сообщает нам о теме текста. Текст является синтезом информационной и аналитической заметок, зарисовки. Присутствуют элементы рекламы, исторические ссылки.

Объем текста позволяет отнести его к расширенной заметке.Тема текста

- история Дэвида Боуи: его вклад в мировую культуру. Автор текста акцентирует внимание читателей на том, что его герой опережал своё время. Идея текста -продвинуть феномен Боуи в массы с целью популяризации и ликвидации культурной безграмотности, а также продвинуть товар - фильм, посвящённый музыканту.

Среди лингвистических особенностей, присущих тексту, можно выделить следующие аспекты: наличие метафор, эпитетов, гипербол. Присутствуют также заимствованные слова и риторический вопрос. Текст содержит музыкальные термины.

Графическое выделение в данном материале играет важную роль. К материалу прилагается довольно большое количество фотографий. Выноски служат и в рекламных целях - ярко видна трансляция названий брендов.

Номер за август 2020 года не имеет изменений в рубрикаторе. Стоит отметить и остановившуюся тенденцию на сокращение общего объема журнала

- количество страниц не отличается от предыдущего выпуска, их 128.

Для анализа мы возьмем текст из рубрики «Сюжеты номера». Материал называется «Иллюзия обмана». Тема - размышление о теориях заговора в повседневности и обострении этого явления в условиях коронавирусной действительности. Идея - разобраться в причинах возникновения теории заговора как психологического явления.

Данный текст, на наш взгляд, можно отнести к жанру аналитической корреспонденции, так как есть подзаголовки, характерные для этого жанра, а также четкая структурированность подачи материала. Структура текста привлекает к себе внимание. Заголовок и лид поставлены после начала текста. Этот материал имеет отношение к моде как к социокультурному феномену. На

момент его написания актуальной повесткой социального пространства было распространение теории заговора о чипировании и коронавирусе.

Среди языковых особенностей можно отметить риторические вопросы. Вводятся термины, заимствованная лексика, аллитерация.

Автор активно прибегает к графическим приемам выделения информации, за счет которых, зачастую, создастся эффект ироничности.

Из выпуска за сентябрь 2020 года мы возьмем для анализа материал из рубрики «выбор VOGUE». Рубрикатор остался без изменений. Объем журнала составил 200 страниц.

Материал «Открытие Америки» можно отнести к интервью. В этом тексте есть все характерные для этого жанра черты - вопросно-ответная форма, последовательность повествования, охват различных тем, акцент на личности интервьюируемого. Это нестандартизированное интервью, так как в нем затрагивается сразу несколько тем и создается ощущение живой беседы. Графическое выделение информации выражается в знаках препинания. В данном тексте мода затрагивается как социокультурное явление.

Следующий анализируемый номер за октябрь 2020 года. Его объем 194 страницы. В этом номере нет рубрики «Сюжеты номера». Увеличен объем тестов в рубриках «Выбор VOGUE». Для анализа мы возьмем текст из рубрики «Красота» под названием «Ты моя рыба».

Тема текста - рассказ о коллагеновых добавках: их плюсы и минусы. Идея - продвинуть в массы коллагеновые добавки.

Можно отнести данный материал к жанру расширенной заметки. Соблюдается фактологическая основа, приводится несколько точек зрения на проблему, есть комментарии экспертов. Среди лингвистических особенностей можно отметить использование разговорной лексики, терминологии, заимствованных слов. Важную роль играет графическое выделение. Выделен лид, который имеет выделенную информацию внутри, а также акцент сделан на статистическую информацию.

Следующий текст мы возьмем из выпуска за ноябрь 2020 года. Номер состоит из 168 страниц. В этом номере также отсутствует рубрика «Сюжеты номера». Для анализа мы взяли текст «Все о Еве», размещенном в рубрике «Культура».

Тема текста - история выдающихся художниц современности, которые примут участие в осенних выставках 2020 года. Идея - раскрыть интересных личностей, популяризировать их, рассказать о знаковом творчестве текущего периода, создать феминистскую повестку в культуре.

Нам представлен синтез жанров (интервью, статья, зарисовка). В материале выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Помимо характерных для журнала фраз, выделенных курсивом, которые помогают выделить среди важной информации самую главную, в этом материале присутствуют нехарактерные для формата модного текста справки.

Выпуск за декабрь 2020 года состоит из 192 страниц. Здесь мы видим тенденцию прекращения сокращения объема журнала. Для анализа мы выберем текст из рубрики «Мода», которая в данном тексте состоит из 6 материалов, под названием «Время Селесты».

Темой текста является жизнь и творчество певицы Селесты. Идея -познакомить читателя с творчеством певицы, прорекламировать его и сформировать мнение о ней, как о феномене в модной индустрии.

Этот материал также является синтезом жанров (интервью, заметка, репортаж). Ярче в тексте выделяются элементы интервью (прямая речь, вопросно-ответная форма) и репортажа (объем и эффект присутствия, повествование от лица очевидца, яркие детали, время течет от начала к концу события).

Среди лингвистических особенностей можно отметить эпитеты, разговорная лексика, термины. Важную роль в восприятии текста играет графическое выделение. Эффект присутствия создается благодаря пояснительным и оценочным конструкциям, заключенным в скобки. Можно

сказать, что материал полностью соответствует жанру модного текста, так как в нем соблюдаются его тематические и лингвистические особенности.

В выпуске за январь 2021 года мы можем наблюдать снижение общего объема журнала - 144 страницы.

Для анализа мы возьмем текст из рубрики «Сюжеты номера», в этом выпуске она насчитывает три материала, под названием «Пламя молодое» [10].

Тема текста - показать читателю взгляды актера Ивана Янковского, рассказать о его проектах. Идея текста - продвинуть проекты актера, прорекламировать выходящий фильм, популяризировать артиста.

Этот материал можно отнести к жанру интервью. Соблюдаются такие черты, как вопросно-ответная форма, последовательность диалога. Среди лингвистических особенностей можно выделить слова в разговорном стиле, реминисценцию. Стоит отметить и графические элементы выделения информации. Помимо выделенного лида мы видим две выделенные цитаты, которые подчеркивают важные, по мнению журналиста, мысли. В тексте самым популярным элементом выделения информации является тире. В целом, можно сделать вывод, что текст не имеет непосредственно прямых черт модного материала. Данный журналистский продукт можно отнести к обычному интервью.

Следующий анализируемый выпуск - февраль 2021 года. Изменение объема не происходит. Общий объем журнала - 150 страниц. В этом номере отсутствуют рубрики «Сюжеты номера» и «Радости жизни». Для анализа мы возьмем текст из рубрики «Выбор VOGUE» под названием «Взялись за горло».

Тема текста - история о тренде сезона - водолазке. Идея текста -продвинуть водолазку как товар, используя сравнительные параллели со знаменитостями.

В данном материале ведущий жанр - заметка (небольшой объем, лаконичность повествования, фактологическая основа). Также текст содержит черты зарисовки и рекламного текста.

Среди лингвистических особенностей можно отметить риторические вопросы, ряды однородных членов, термины, заимствованная лексика. Среди графических способов выделения главной информации стоит отметить тире.

Этот материал можно отнести к модным текстам, так как в нем присутствуют все черты этого направления. Мода здесь рассматривается в узком смысле этого понятия - со стороны тенденций и трендов модной индустрии.

Следующий текст из выпуска за март 2021 года. Общий объем журнала увеличился до 216 страниц. Рубрикатор не претерпел изменений. Для анализа мы возьмем материал из рубрики «Выбор VOGUE» под названием «Наследственные признаки».

Тема текста - рассказать о том, как наследуется и преобразуется ДНК бренда в крупнейших модных домах. Идея текста - сформировать мнение аудитории в пользу коммерчески популярных брендов.

Материал представляет собой синтез жанров (заметка, зарисовка, аналитическая заметка). Также присутствуют элементы рекламного текста.

Главный прием построения данного материала - антитеза. На ярких сравнительных примерах журналист осознанно делает перевес в одну сторону, тем самым формируя мнение аудитории.

Среди лингвистических особенностей можно отметить эпитеты, гиперболизацию, разговорную лексику, риторические вопросы, заимствованные слова. Графическое выделение происходит за счет тире и риторических вопросов.

Данный журналистский продукт можно отнести к модным текстам, так как он соблюдает критерии этого направления. Моду данный материал рассматривает, как частное явление тенденций и новых течений в сфере индустрии.

Последний, анализируемый нами текст, взят из выпуска за апрель 2021 года. Этот выпуск стал дебютным для нового главного редактора, а в журнал привнесли довольно много изменений. Добавилась рубрика «Сюжеты номера»,

а общий объем журнала составил 184 страницы. Для анализа мы взяли текст из рубрики «Сюжеты номера» - «Прощай, оружие» [12].

Тема текста - рассказать о творчестве героя, его новом проекте и узнать о планах на будущее. Идея - прорекламировать выходящий проект, популяризировать героя, подчеркнуть фемповестку.

Текст можно отнести к жанру интервью: сохранена последовательность мысли героя, логичность рассказа. Так же мы можем видеть черты репортажа: время течет от начала к концу события, внимание уделяется деталям, манера повествования так же служит для создания эффекта присутствия.

Среди лингвистических средств можно выделить термины. Графическое выделение выносит за рамки текста основные мысли интервьюируемого. Внутри текста основная мысль выделяется при помощи тире.

Этот материал сложно назвать типично модным текстом, так как в нем не соблюдаются все черты этого направления. Мода здесь рассматривается, как социокультурный феномен.

Основываясь на анализе разножанровых материалов из различных рубрик, можно сделать следующие выводы:

• Так как целевой аудиторией журнала являются потребители моды, а не работники её сферы, журнал использует терминологию исключительно для того, чтобы приблизить читателя к сфере моды.

• Журнал является транслятором стиля жизни и последних коммерческих веяний. При этом он не выполняет никакой практической функции.

• Большая часть текстов содержит в себе рекламную составляющую с целью продвинуть товар спонсора.

• Тексты исследуемого журнала не всегда соответствуют понятию «модный текст». Зачастую они представляют собой обычные интервью с намеком на модную сферу, что еще раз подчеркивает предназначение журнала для любительской аудитории.

• Отсутствие постоянного рубрикатора, которое вызывает частое изменение объема издания. Постоянных рубрик всего 4 - «Выбор VOGUE», «Красота», «Мода», «Культура».

• Принадлежность текстов к рубрикам не всегда оправдана их тематикой. Тексты с одной проблематикой и актуальностью в разных номерах находились в разных рубриках.

• Единственная рубрика, которая отвечает всем требованиям модного текста, - «Выбор VOGUE», содержит каноничные модные тексты

Журнал VOGUE на сегодня представляет собой отчасти модное, а отчасти досуговое издание, рассчитанное на широкую аудиторию. В целом можно сказать, что журнал «VOGUE RUSSIA» имеет перевес в сторону отражения тем культуры и искусства, в силу чего воспринимается не просто как модный, но и как досуговый, при этом содержательный аспект материалов, размещаемых в журнале, не позволяет отнести его к категории «женских» изданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Альперина С. И. Адаптация женских иностранных изданий к российскому медиарынку. На примере журналов «Космополитен» и «Элль»: дис. ... канд. фил. наук. - М., 2003. 132 с;

2. . Байджанова Ю. Ш. Язык глянцевых журналов как особенность современной массовой культуры // Вестник Башкирского университета. - Уфа, 2012. - No3., Т. 17. - С. 1641-1642;

3. Бельчиков И.Ф. Художественно-техническое и полиграфическое оформление печатной продукции / И. Ф. Бельчиков. - М.: Высшая школа, 1965. - 160 с;

4. Боннер-Смеюха В. В. Типологическая характеристика современных российских журналов для женщин // Филологический вестник РГУ. - Ростов-н/Д., 2000. 2000. - No 2. - С. 9-34;

5. Галкин С. И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты и журнала / С. И. Галкин. - М.: Аспект Пресс, 2005. -215 с;

6. Герчук Ю. А. Художественная структура книги: уч. пособие для студ. вузов / Ю. А. Герчук. - М.: РИП-Холдинг, 2014. - 140 с;

7. Гнидович Г. Дизайн журнала. Руководство по эффективной визуальной коммуникации / Г. Гнидович, Г. Бридинг. - М.: Институт подготовки специалистов журнально-издательского дела, 2001. - 55 с

Pechenkin M. V., Reznichenko E. G.

Pechenkin M.V.

St. Petersburg State University Industrial Technology and Design

(St. Petersburg, Russia)

Scientific advisor: Reznichenko E.G.

Kurgan State University (Kurgan, Russia)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VOGUE MAGAZINE, AS A PUBLICATION TYPE

Abstract: the article is devoted to the consideration of Vogue magazine as a high-quality borrowed publication among representatives of domestic gloss.

Keywords: fashion journalism, genres, content analysis, typology of journalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.