ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2012. № 5
О.Д. Минаева, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории
и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected]
ЖУРНАЛ «СОЮЗ ЖЕНЩИН» В БОРЬБЕ ЗА ЖЕНСКОЕ
РАВНОПРАВИЕ В РОССИИ (1907-1908)
Тема статьи — история создания и анализ содержания журнала «Союз женщин» (1907—1908).
Ключевые слова: история женского движения России, история российской журналистики, история партий в России.
The subject of the article is the history and the analysis of the content of the Russian magazine "The Women's Union" (1907—1908).
Key words: the history of the women's movement in Russia, the Russian history of journalism, the history of Russian parties.
Российское движение за равенство женщин бурно развивалось в начале XX века. История этого движения тесно связана с борьбой русского общества за политические и социальные реформы. Феминистское движение в России в начале XX века объединяло женщин с различными взглядами и в какой-то степени отражало противоречивость политического процесса в стране в целом.
Союз равноправности женщин1 был создан в начале 1905 года и распался к 1909 году. В разных источниках Союз назывался по-разному: партией, феминистским движением, группой, даже женским интеллигентским клубом. Был ли СРЖ партией? Вряд ли можно его считать партией — полноценной политической программы у него не было. Целью Союза было добиться предоставления женщинам равных с мужчинами прав: избирательного права, права на образование, профессиональную деятельность и т.д. Не случайно Союз был создан в разгар событий первой русской революции. К этому времени русское феминистское движение уже прошло определенный путь, в русле общеполитической борьбы за социальные реформы феминистки считали важным добиться изменения положения женщин. Так же как русское общество было расколото на многочисленные политические течения, партии и группы, так и женское движение было неоднородно. СРЖ — одна из феминистских организаций, в которой, как в капле воды, отразилась противоречивость взглядов русских феминисток этого периода.
1 Современное название — Союз равноправия женщин.
В 1905 году женщины в России не получили равных с мужчинами прав, как, впрочем, тогда не были решены и другие социальные проблемы, что вместе с другими факторами привело к революциям 1917 года. В 1909—1917 годах другая организация — Российская лига равноправия женщин — пришла на смену СРЖ, пытаясь убедить российские власти и общество в необходимости наделить женщин равными правами, в первую очередь избирательным правом. Активисток СРЖ называли «равноправками», чтобы не спутать их с «дамами-благотворительницами» и представительницами других направлений феминистского движения.
Основной источник информации о СРЖ — журнал «Союз женщин». Он выходил дольше, чем просуществовал Союз равноправия женщин, и в полной мере отразил сложности момента и противоречия во взглядах членов партии. Главная ценность журнала для нас в том, что он показывает высокий интеллектуальный уровень русского феминистского движения, не дает свести его к эпа-тажным выходкам вроде курения на людях стриженых дам.
Издательская программа Союза борьбы
за равноправность женщин
В Государственном архиве РФ хранятся некоторые документы СРЖ и номера журнала «Союз женщин» за 1907—1908 годы2. В Уставе Союза определены следующие цели: предоставление женщинам общественно-политических прав наравне с мужчинами в области образования, участие женщин в общественной и государственной жизни, добиваться равных избирательных прав, заботиться об охране женского труда и т.д.
Идеи женского равноправия объединяли членов СРЖ, пути его достижения представлялись всем по-разному. По сути, главным образом Союз добивался возможности для женщин полноправно участвовать в политической жизни, в работе Думы, например. В достижении этой цели основным пунктом представлялись равные избирательные права женщинам. Второй пункт в программе Союза по важности — добиться возможности для женщин получать образование любого уровня, включая университетское. А потом женщины могли требовать равного права на труд в качестве, например, государственных служащих. Конечно, судя по содержанию журнала, цели эти сформулированы применительно к интеллигентным и получившим (или стремившимся получить) определенное образование женщинам.
Вопрос: чем зарабатывать на жизнь и как реализовать себя? — стоял перед большинством интеллигентных девушек. Достаточно
2 ГА РФ. Ф. 516. Оп. 1. Ед. хр. 6.
вспомнить судьбу Н.К. Крупской, которая могла выбирать лишь между работой гувернантки и частной учительницы. Именно проблема равных прав на работу и достойную оплату стоит перед женщиной в первую очередь. При всей важности избирательных прав их необходимость в повседневной жизни не так очевидна, как возможность самой зарабатывать себе на жизнь достойным образом. Определенным тупиком казалась ситуация в начале XX века, когда женщинам было уготовано лишь несколько путей: замужество, работа прислуги или гувернантки, проституция или тяжелый физический труд за гроши.
В первую очередь СРЖ сосредоточился на выработке и пропаганде своих взглядов. «Издательская комиссия Союза равноправности женщин учреждается для издания книг и брошюр по женскому вопросу и по вопросам, разъясняющим политическую платформу союза»3, — написано в документах Союза. В качестве целей издательства названы внедрение в сознание масс идеи равноправия женщин, воспитание подрастающего поколения «в духе и свете этой идеи», указание путей, ведущих к осуществлению этой идеи, оказание поддержки борющимся за равноправность женщинам.
Для целей пропаганды и был создан журнал «Союз женщин». Издательская комиссия Союза равноправности женщин определила следующие темы публикаций4:
1. Права женщин в программах политических партий (изложение и критика).
2. Женщины перед законом (пересмотр гражданского и уголовного законодательства, касающегося женщин).
3. Отношение церкви к женщинам (закрепощение женщины учениями Отцов Церкви, идущими вразрез с Евангелием).
4. Этапы борьбы за равноправность женщин (между прочим, история деятельности Союза).
5. Участие женщин в общественных движениях.
6. Переоценка женских образов в классических произведениях.
7. Взгляды русских писателей на женщину.
8. Исторические женские образы (биографии выдающихся женщин).
9. Результаты неравноправности в современном положении женщины (женщина в семье, положение женщины-крестьянки, работницы, интеллигентной труженицы, прислуги, проститутки).
10. Вопросы воспитания (совместное обучение).
11. Идеалы материнства и семьи в духе равноправности.
12. Литература по женскому вопросу (критика и библиография книг и статей по женскому вопросу).
3 Там же. Л. 2.
4 Там же. Л. 3.
Надо сказать, что далеко не вся эта программа была представлена на страницах журнала. В примечании к этому перечню оговаривалось, что будут издаваться брошюры двух видов: «Одни для интеллигентных слоев публики, другие — для более широких слоев читателей. Цена последних должна быть минимальна. Издательство имеет в виду издание кроме брошюр и листков как для продажи, так в некоторых случаях и для безвозмездного распространения». Несколько этих брошюр представлены в документах Государственного архива РФ вместе с другими документами Союза.
История журнала «Союз женщин»
Журнал «Союз женщин» был заявлен как общественный и политический, хотя правильнее определить его как партийный журнал — с точки зрения типологической характеристики. Вряд ли можно считать Союз равноправности женщин партией, но его журнал соответствует нашим представлениям о партийном издании того времени. Журнал очень скромно оформлен, в нем нет популярных материалов, рассчитанных на массовую аудиторию. Журнал не блещет жанровым разнообразием: статьи, заметки, отчеты о политических мероприятиях — вот основные жанры. Стиль публикаций подчеркнуто серьезный, даже наукообразный. Это сугубо политическое издание, его тематика полностью соответствует Уставу Союза равноправности женщин. Темы выбирались актуально-политические для СРЖ, а не для женского или общественно-политического журнала. Журнал редко откликался на события дня, никогда не выступал по стандартным «женским» темам, таким, как семья, мода, кулинария и т. п. Представляется, что, как и любой партийный журнал, он был рассчитан на людей одного круга интересов, образования, говорящих на одном «языке», направлен на обсуждение вопросов феминистского движения и выработку плана действий, а не на пропаганду своих идей в массовой аудитории.
В 1907 году, начиная с июня, вышло пять номеров журнала, в 1908 году — одиннадцать номеров. Журнал планировался как ежемесячный. Но иногда из-за нехватки средств выходили сдвоенные номера. Цена одного номера заявлена в 15 коп., цена подписки на год — 1 р. 50 коп. На 1909 год цену подписки планировали увеличить, но журнал больше не вышел. Видимо, средства на него собрать не удалось, да и Союз равноправности женщин распался. Редактор журнала — М.А. Чехова, в списке авторов — цвет феминистского движения России того периода.
Очевидны финансовые трудности журнала. Так, в № 1 за 1907 год опубликован призыв его поддержать и вступать пайщиком в издательство СРЖ, покупая паи по 100 р. Письма к частным лицам
с подобными просьбами тоже есть в архиве. «Подписная цена — 1 / р. в год невелика, он (журнал. — О.М.) может быть доступен большому кругу лиц... Денег, полученных от подписчиков, не хватает, и журнал может существовать лишь благодаря даровому труду редактора и сотрудников и денежным взносам нескольких пай-щиков»5. В журнале мало рекламы. Объявления о лекциях и выпускаемых книгах нечасты и вряд ли могли принести существенный доход. Интересным мне показалось рекламное объявление о «Первом женском календаре». Назван редактор календаря — Прасковья Наумовна Ариян и цена — 1 р. 25 к. В объявлении помещена такая аннотация календаря: «Кроме обычных сведений календарь содержит сведения, касающиеся всех сторон женского обихода — положения женщин в экономическом, юридическом и других отношениях, как в России, так и за границей и может служить справочной книгой для современной женщины, каково бы ни было ее общественное положение»6. Этот календарь выходил в 1899—1915 годах, и он был «единственным печатным изданием, которое читали все феминистки» — таково мнение Р. Стайтса, автора монографии о русском женском движении [Стайтс, 2004, с. 277].
Цели журнала, сформулированные в первом номере, таковы: всестороннее изучение нужд и потребностей женщин и их единение на почве общих интересов. Редакторы журнала заявили, что не могут надеяться так легко и быстро достигнуть той цели, которая казалась уже недалекой, — всеобщее избирательное право без различия пола и гражданская равноправность женщин. Выражалась надежда, что журнал поможет «укрепить возможно больше из сделанного женским движением последних лет — к сожалению, исключительно идейных завоеваний». Заявлено, что журнал стремится охватить по возможности все стороны женской жизни: правовое, экономическое положение женщины, женское образование и т.д. Актуальными и насущными названы три важнейших вопроса, которые так или иначе будут скоро разрешены: вопрос о положении вольнослушательниц в университете, волнующий женскую молодежь, реформа брачного законодательства и реформа местного самоуправления. Журнал своей задачей видит освещение и решение этих вопросов.
В шапке журнала «Союз женщин» помещался такой текст: «Журнал будет посвящен вопросам, связанным с борьбою за равноправие женщин и главным образом за ее избирательное право, как первый необходимый шаг на пути к ее освобождению».
5 ГА РФ. Ф. 516. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 126.
6 Там же. Л. 287.
В первом номере журнала7 напечатана редакционная статья «Законопроект о равноправии женщин», заметки «Вопрос о равноправии женщин в крестьянской среде», «Участие женщин в местном самоуправлении», «Женщины-депутаты Финляндского Сейма», «Международный союз избирательных прав женщин», «Хроника женского вопроса в России». Перечень публикаций в первом номере журнала очень показателен, он полностью соответствует тематике всех последующих номеров.
Основная проблематика журнала
Два самых «острых» женских вопроса этого периода: избирательное право и право учиться в университетах. Противники избирательных прав женщин часто повторяли, что женщины и не нуждаются в избирательном праве, так как они не просят о нем. В журнале приводится анализ того, как и в каких регионах России шел сбор подписей под требованием к Государственной Думе об избирательном праве женщин. Была опубликована программа I Всероссийского женского съезда8, прошедшего весной 1908 года. Постоянно освещалась ситуация с женскими правами в других странах.
Второй актуальной темой журнала была борьба за разрешение вольнослушательницам учиться в университетах. Иногда эти две темы присутствовали в статье вместе. Так, например, в статье «Женские делегации в парламентских фракциях» подробно рассказывается, как деятельницы СРЖ избрали делегацию для похода в партийные фракции Государственной Думы. «Цель этого похода была, во-первых, побудить фракции к более энергичной защите прав женщин, во-вторых, познакомить крестьян и вообще те элементы фракций, которые менее задумывались над вопросом о равноправии полов, с более детальными требованиями женщин и, наконец, засвидетельствовать перед лицом всей России, что фракции могут опираться в своей борьбе за равноправие женщин на организованное общественное мнение лиц, наиболее заинтересованных в этой борьбе, — самих женщин»9. Названы фамилии женщин, которые агитировали депутатов Думы, — среди них были активные авторы журнала «Союз женщин»: М.А. Чехова (еще и редактор), Л.Н. Ленская, Н. Мирович (псевдоним Зинаиды Ивановой), Л.Я. Гуревич, С.А. Тюрберт, Е.Н. Щепкина и другие.
Партии, к которым обращались активистки СРЖ, не считали актуальной борьбу за равноправие женщин, даже если в принципе разделяли ее справедливость.
7 Союз женщин. 1907. № 1.
8 Там же. 1908. № 3.
9 Там же. 1907. № 1.
Партия кадетов (конституционных демократов) — «профессорская» партия, как ее еще называли, — казалось бы, должна была сочувственно отнестись к требованиям женщин. Однако лидер партии П.Н. Милюков в нескольких выступлениях заявил, что он решительно против того, чтобы партия поддерживала женские избирательные права, — это может отпугнуть крестьянских избирателей. Драматизм этой борьбы заключался еще и в том, что на первом съезде партии кадетов с предложением о включении в программу партии требования избирательных прав женщин выступила жена Милюкова — Анна. Резолюция Милюковой была принята с перевесом всего в два голоса, одобрено было и условие ее мужа, что «поддержка идеи о политическом равноправии женщин не является обязательной для членов партии» [Стайтс, 2004, с. 285]. Анна Милюкова, урожденная Смирнова, была дочерью ректора Московской Богословской академии и категорически не хотела становиться женой священника, как требовала семейная традиция. Она училась на курсах Герье, где и познакомилась с П.Н. Милюковым.
Фракция октябристов (Союз 17 октября) категорически отказалась слушать делегатку СРЖ Зинаиду Иванову (она подписывала свои статьи псевдонимом Н. Мирович), причем этот факт не был упомянут в статье в журнале «Союз женщин». Правые русские партии не считали нужным бороться за равноправие женщин. В № 2 и 3 журнала «Союз женщин» за 1907 год были опубликованы редакционные статьи и «Ответ москвички "Союзу 17 октября"», в которых разбиралась и критиковалась позиция партии по «женскому вопросу».
Особую позицию по отношению к женскому равноправию занимали левые партии. Нужно оговориться, что среди феминисток были и представительницы левых партий, но большинство все же социалистических идеалов не разделяло.
Партия эсеров (социалистов-революционеров) в принципе поддерживала идею равноправия женщин. Но электоратом эсеров было крестьянство, крестьянские союзы идей женского равноправия не принимали. М.А. Чехова так агитировала фракцию эсеров в Думе: «Социализм не сойдет к нам с неба, за него нужно бороться, и каждое частичное завоевание прав женщин есть шаг вперед по пути к социализму». Фракция эсеров (социалистов-революционеров) в Думе подняла вопрос о предоставлении женщинам права занимать должности в канцелярии — такими крошечными шагами велась борьба за равноправие женщин. Среди авторов журнала «Союз женщин» была эсерка Ольга Волькенштейн, совмещавшая «левые» взгляды с феминистскими.
Социал-демократы считали, что только изменение строя, за которое они борются, принесет равноправие трудящимся женщинам. Женщина-работница «терпит все то, что терпит и мужчина-рабочий. Как он, она принадлежит к самому бесправному и угнетенному
классу общества. Женщина-работница — член рабочего класса, и все ее интересы тесно связаны с интересами этого класса»10, — написала Н.К. Крупская в 1899 году. Ее первая серьезная работа — книга «Женщина-работница» — была издана в 1901 году за границей, а потом напечатана и в России в нелегальной типографии. Крупская обстоятельно анализирует положение женщин на рынке труда и в семье. И делает вывод, что «самостоятельный заработок освобождает женщину от власти мужчины»11. Поэтому женщина вдвойне заинтересована в успехе борьбы за рабочее дело — за социалистическое переустройство — как работница и как женщина. Н.К. Крупская до 1917 года вела большую организаторскую работу в РСДРП, никак не связанную с «женским вопросом». Она начала активно выступать среди женщин, разъясняя им политику Советского правительства, только после 1917 года. Среди большевиков и меньшевиков было много женщин, активных и убежденных марксисток — все они считали себя равными мужчинам и, судя по всему, не имели никаких «гендерных» комплексов. В женском движении активно участвовала А. Коллонтай, но ее целью также было вовлечение женщин в общепартийную работу. Она не признавала «внеклассовых» и «внепартийных» интересов женщин, считала, что это отвлекает от главной цели.
Отголоски этих горячих споров между либералами и социалистами о способе решения «женского вопроса» легко найти даже в публикациях первых лет советской власти. «В буржуазном обществе... женщина искала права на образование, на общественную деятельность, на профессии государственные, врачебные, адвокатские и т.д. Женщина не сознавала, что это — не путь свободы, это — стремление разделить привилегии, которыми пользовалось меньшинство для угнетения большинства»12, — писал П.С. Коган в 1926 году. «А буржуазные феминистки ("равноправки") выполняли задание своего класса, прилагая немало усилий к тому, чтобы привлечь работниц... Они проповедовали общность женских интересов и якобы внеклассовый характер своих организаций.»13.
Состав авторов журнала «Союз женщин»
Журнал «Союз женщин» донес до нас имена и идеи деятельниц русского феминистского движения. Они представляли разные поколения, демонстрировали очень большой спектр взглядов, яростно
10 Крупская Н.К. Женщина-работница // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. Т. 1. М., 1957. С. 80.
11 Там же. С. 88.
12 Коган П.С. Предисловие // Работница и крестьянка в пооктябрьской художественной литературе / Сост. Е.И. Петрова, Н.А. Столляр. М., 1926. С. 3.
13 Там же. С. 4—5.
спорили между собой, делили Союз на разные фракции — картина, похожая на историю других русских партий. Очень быстро СРЖ распался на два направления — просоциалистическое и прокадет-ское, либеральное. В журнале публиковались известные современникам авторы. Зинаида Иванова, печатавшаяся под псевдонимом Н. Мирович, — последовательная феминистка, переводчица и литературный критик, автор нескольких книг по женскому движе-нию14. Ольга Волькенштейн — член партии эсеров, автор книг про освобождение женщин и борьбу за всеобщее, а не только женское избирательное право15. Любовь Гуревич поддерживала марксистские взгляды16.
Анна Кальманович — наиболее активная публицистка журнала, постоянный оппонент феминисток от социалистических партий. На I Всероссийском съезде женщин в декабре 1908 года ее язвительная речь вызвала недовольство и работниц, и «буржуазных дам», которые обвинили Кальманович в желании разделить мир на два оппозиционных лагеря — мужчин и женщин. А. Кальманович — автор нескольких больших работ по «женскому вопросу»17.
Анна Павловна Философова известна по своим публикациям и выступлениям за права женщин в 1880-е годы. Ее выступления в журнале «Союз женщин» были заметны по важности поднимаемых тем, по имени и авторитету автора. Она призывала объединиться все феминистские организации, присоединиться к Международному женскому совету, в который на тот момент не входили Россия и Китай. И — поддержать журнал «Союз женщин», поскольку женскому движению необходим свой журнал, который будет координировать работу и объединять женщин с разными политическими взглядами.
Подробное описание различных позиций и оттенков мнений авторов журнала «Союз женщин» займет едва ли не больше места, чем другие темы журнала. Этот период в российской истории был очень бурным, с ним связывалось много надежд (в 1905—1906 годах), и многих постигло разочарование от того, каким оказался «молодой» русский парламентаризм.
14 См.: Мирович Н. Из истории женского движения в России. М., 1908; Она же. Женское движение в Европе и Америке. М., 1907; Она же. Победа женского движения в Финляндии. М., 1904.
15 См.: Волькенштейн О. Кому и зачем нужно всеобщее избирательное право. СПб, 1907; Она же. Освобождение женщины. Пг., 1917.
16 См.: Гуревич Л. Почему нужно дать женщинам все права и свободы. СПб., 1907.
17 См.: Калманович А.А. Женское движение и его задачи. СПб., 1908; Она же. Женское движение и отношение партий к нему. СПб., 1911; Она же. Претензии к женскому движению вообще и к I Всероссийскому женскому съезду в частности. Несколько слов о книге г-жи Коллонтай «Социальные основы женского вопроса». СПб., 1910; Она же. Суфражистки и суфражетки. СПб., 1911.
Активистки Союза равноправности женщин вели большую (и считается, что успешную) агитационную работу среди крестьянок Тульской, Воронежской, Тамбовской, Тверской и других губерний. Союз организовал несколько женских политических клубов, принимал участие в демонстрациях, заявлял публично свое мнение по актуальным политическим вопросам. Но каждодневная кропотливая работа не осталась в памяти современников. Р. Стайтс приводит описание Б. Паре методов агитации феминисток в Думе: «Однажды по вестибюлю "прошли суфражистки, коротко подстриженные дамы, большинство из которых выглядели весьма тщедушно". Одна из них, оттеснив к стене депутата от крестьян Тамбовской губернии, допрашивала его насчет их позиции по вопросу женского права голоса. Крестьянин обнаружил способность к глубоким размышлениям и ответил.: "Послушайте, позвольте дать вам совет. Выходите замуж, у вас появится муж, он за вами присмотрит". Дама была настолько взбешена, что не смогла вымолвить ни слова» [Стайтс, 2004, с. 290]. Подобного рода сцены создавали слухи и анекдоты, «женская» тема часто вызывала у оппонентов-мужчин желание свести ее к шутке. Р. Стайтс приводит высказывание депутата Максима Ковалевского о том, что если женщины будут настаивать на равноправии, то Россия призовет их в армию [Стайтс, 2004, с. 292].
Возможно, в ответ на такое отношение журнал «Союз женщин» велся подчеркнуто серьезно, даже наукообразно. Его вряд ли можно назвать популярным и ориентированным на массовую аудиторию — это типично интеллигентский орган. Подчеркнуто строго, корректно велась в журнале полемика. Наукообразны и заголовки статей: Л. Гуревич «Отношение к вопросу о женском избирательном праве русского общества, земств и городов»18, Е. Щепкина «Женский вопрос и конституционализм. Историческая справка»19, С. Тюберт «Два направления в социализме и женское движение»20 и другие. В статьях, как правило, приводились подробные отчеты, статистические данные, обзоры исторического и зарубежного опыта женского движения и т.д. Много рассказывалось о работе с крестьянами, цитировались высказывания крестьянок на тему равноправия.
Повлиял ли журнал «Союз женщин» на изменения в сознании русского общества по вопросу о равноправии женщин? Скорее нет, чем да. Журнал не был популярным, массовым. Он был создан для узкого круга женщин со сложившимися взглядами. Журнал
18 Союз женщин. 1907. № 2.
19 Там же. № 4.
20 Там же. № 5.
был предназначен для выработки общих позиций феминисток с разными политическими взглядами, для развития женского движения в целом, для координации организационной работы.
Временное правительство в 1917 году уравняло женщин в правах с мужчинами, заявив, что право участвовать в выборах в Учредительное собрание принадлежит всем гражданам России обоих полов, достигшим 20 лет. Тогда же, в 1917 году, в Московский университет впервые были приняты студентки — 165 из 2500 первокурсников [Пушков и др., 2009, с. 302]. Жаль, что нет данных о том, на какие факультеты поступили эти первые студентки и какие учебные заведения до этого окончили. Октябрьская революция затем подтвердила равные права женщин. Но подготовку этого законодательного равенства полов проделал Союз равноправности женщин и подобные организации в период с 1905 по 1917 год.
Список литературы
Пушков В.П., Пушков Л.В., Завьялов С.М. Списки первокурсников Московского университета 1917—1918 академического года как массовый источник (по материалам архива МГУ) // Идеи академика И.Д. Коваль-ченко в XXI веке. Материалы IV научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М., 2009.
Стайтс Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860—1930. М., 2004.
Поступила в редакцию 15.04.2012