Научная статья на тему 'ЖУРНАЛ "СОВЕТСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР" КАК ИСТОЧНИК ПО СОВЕТСКО-АФГАНСКИМ ОТНОШЕНИЯМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1920-Х ГГ.: "ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ" ПРОФЕССОРА Б. М. ПОПОВА'

ЖУРНАЛ "СОВЕТСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР" КАК ИСТОЧНИК ПО СОВЕТСКО-АФГАНСКИМ ОТНОШЕНИЯМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1920-Х ГГ.: "ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ" ПРОФЕССОРА Б. М. ПОПОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / АФГАНИСТАН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ФИЛАТЕЛИЯ / МОНОПОЛИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ / КУЛЬТУРНАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МИССИЯ / USSR / AFGHANISTAN / FOREIGN POLICY / PHILATELY / MONOPOLY OF FOREIGN TRADE / CULTURAL AND ARTISTIC MISSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Якуб А.В., Якуб Н.В.

Рассматривается «филателистический проект» Б. М. Попова, направленный на установление монополии СССР в организации международной филателистической торговли почтовыми марками Афганистана в 1920-е гг. Данный проект являлся прямым отражением геополитического и экономического взаимодействия РСФСР/СССР и Афганистана в области взаимного сотрудничества на основе ключевых принципов восточной политики советского руководства и интересов афганского правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SOVIET COLLECTOR” MAGAZINE AS A SOURCE ON SOVIET-AFGHAN RELATIONS IN THE FIRST HALF OF THE 1920S: “PHILATELIC PROJECT” BY PROFESSOR BORIS M. POPOV

The article deals with the “philatelic project” of Boris M. Popov, aimed at establishing a monopoly of the USSR in the organization of international philatelic trade in postage stamps of Afghanistan in the 1920s. This project was a direct reflection of the geopolitical and economic interaction of the RSFSR/USSR and Afghanistan in the field of mutual cooperation based on the basic principles of the Eastern policy of the Soviet leadership and the interests of the Afghan government.

Текст научной работы на тему «ЖУРНАЛ "СОВЕТСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР" КАК ИСТОЧНИК ПО СОВЕТСКО-АФГАНСКИМ ОТНОШЕНИЯМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1920-Х ГГ.: "ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ" ПРОФЕССОРА Б. М. ПОПОВА»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 2 (26). С. 86-93. УДК 930

DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(2).86-93

А. В. Якуб, Н. В. Якуб

ЖУРНАЛ «СОВЕТСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР» КАК ИСТОЧНИК ПО СОВЕТСКО-АФГАНСКИМ ОТНОШЕНИЯМ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1920-х гг.: «ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ» ПРОФЕССОРА Б. М. ПОПОВА*

Рассматривается «филателистический проект» Б. М. Попова, направленный на установление монополии СССР в организации международной филателистической торговли почтовыми марками Афганистана в 1920-е гг. Данный проект являлся прямым отражением геополитического и экономического взаимодействия РСФСР/СССР и Афганистана в области взаимного сотрудничества на основе ключевых принципов восточной политики советского руководства и интересов афганского правительства.

Ключевые слова: СССР; Афганистан; внешняя политика; филателия; монополия внешней торговли; культурная и художественная миссия.

A. V. Yakub, N. V. Yakub

"SOVIET COLLECTOR" MAGAZINE AS A SOURCE ON SOVIET-AFGHAN RELATIONS IN THE FIRST HALF OF THE 1920s: "PHILATELIC PROJECT" BY PROFESSOR BORIS M. POPOV

The article deals with the "philatelic project" of Boris M. Popov, aimed at establishing a monopoly of the USSR in the organization of international philatelic trade in postage stamps of Afghanistan in the 1920s. This project was a direct reflection of the geopolitical and economic interaction of the RSFSR/USSR and Afghanistan in the field of mutual cooperation based on the basic principles of the Eastern policy of the Soviet leadership and the interests of the Afghan government.

Keywords: USSR; Afghanistan; foreign policy; philately; monopoly of foreign trade; cultural and artistic mission.

Летом 1925 г. на страницах журнала «Советский коллекционер» (в 1922-1924 гг. -«Советский филателист») появляется статья профессора Бориса Михайловича Попова, посвящённая коллекционированию почтовых марок Афганистана. Своеобразным признаком интереса к определённым государствам мира на страницах журнала была рубрика «Новости», в которой размещались сведения о новых почтовых эмиссиях. Информация о почтовых выпусках Афганистана там не присутствовала вплоть до 1925 г., хотя это государство, как известно, одним из первых признало Советскую Россию де-юре.

К этому времени журнал «Советский коллекционер» окончательно превратился в официальный - и единственный - журнал советского коллекционерского сообщества, и появление на его страницах статьи Б. М. Попова было, вероятно, совсем не случайным. Те предложения, которые автор формулирует в этой статье, носили характер хорошо продуманного меморандума, который вполне укладывался в общий характер советско-афганских отношений, сложившихся к этому времени.

Как известно, азиатское направление во внешней политике российского государства

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00153.

оставалось одним из центральных, независимо от того, как это государство называлось -Российская империя или Советская Россия (РСФСР / СССР). Одним из наиболее притягательных государств, в установлении гегемонии в котором сталкивались интересы великих держав, прежде всего Великобритании и России, был Афганистан, ключ к российской Средней Азии и британской Индии.

Установление дипломатических отношений между Советской Россией и Афганистаном в 1919 г. стало серьёзным достижением молодой советской дипломатии. Поддержка со стороны последней сыграла свою положительную роль в обретении Афганистаном независимости после победы в третьей англо-афганской войне и укреплении позиций правительства эмира Амануллы-хана. Взаимное признание государств друг другом укрепляло легитимность обоих режимов. В начале 1919 г. в Москву была отправлена первая афганская миссия во главе с Мухам-мадом Баракатуллой, которая была принята В. И. Лениным 7 мая того же года. В ответ в Афганистан была отправлена советская миссия, которую возглавил Я. З. Суриц [1, с. 72].

Последующие два года были связаны с подготовкой полномасштабного договора о дружбе между РСФСР и Афганистаном, который касался самых разных аспектов возможного сотрудничества между двумя странами. Однако, ключевым моментом в довольно сложных переговорах между советской и афганской сторонами по-прежнему оставалась проблема военного сотрудничества, острием направленная против интересов Великобритании в этом регионе. Результатом этих дипломатических взаимодействий стало заключение 25 февраля 1921 г. договора о дружбе между Советской Россией и Афганистаном, ратифицированного афганской стороной 13 августа 1921 г. Кроме ст. 2, в которой обе стороны брали на себя обязательства не вступать с третьим государством в военное или политическое соглашение в ущерб одной из сторон, подписавших договор, имелась ст. 6, которая устанавливала особый режим (беспошлинный транзит) для афганских грузов, закупленных как в Советской России, так и за её пределами, через территорию РСФСР. Этот договор, в целом получивший высокую оценку в отечественной историо-

графии, полностью укладывался в общий курс «восточной политики» руководства Советской России [2-12].

Курс на заключение торговых договоров и соглашений с капиталистическими странами с целью прорыва экономической блокады Советского государства, в том числе и с Великобританией, фактически был закреплён постановлениями Х съезда РКП(б), в основе которых лежало выступление В. И. Ленина с политическим отчётом о деятельности ЦК РКП(б) 8 марта 1921 г. В. И. Ленин заявил: «Англия страна колониальная, слишком заинтересованная в азиатской политике, иногда слишком чувствительная к успехам Советской власти в некоторых странах, недалеко от её колоний находящихся. Из-за этого проистекает особая непрочность в наших отношениях с Англией» [13, с. 389].

Одним из ключевых инструментов организации внешнеэкономической деятельности Советской России являлась монополия внешней торговли, сосредоточенная в руках государства. Об этом писал В. И. Ленин в ходе дискуссии по вопросу о монополии внешней торговли, развернувшейся в октябре 1922 г. на Пленуме ЦК. Его позиция одержала верх на очередном Пленуме ЦК, состоявшемся 18 декабря 1922 г. [14]. Окончательно его позиция относительно сохранения жёсткой монополии внешней торговли была принята на XII съезде РКП(б), состоявшемся 17-25 апреля 1923 г. В резолюции съезда говорилось: «Съезд категорически подтверждает незыблемость монополии внешней торговли и недопустимость какого-либо её обхода или колебаний при её проведении и поручает новому ЦК принять систематические меры к укреплению и развитию режима монополии внешней торговли» [15, с. 51].

Такой подход сохранился и после кончины В. И. Ленина в январе 1924 г. Сначала на XIII конференции РКП(б), состоявшейся 16-18 января 1924 г., а затем на XIII съезде РКП(б) в мае того же года монополия внешней торговли провозглашается важнейшим элементом хозяйственной политики партии и государства в условиях НЭПа [16, с. 167, 174; 17, с. 206].

В свою очередь, вступившее на путь огосударствления в 1922 г. советское филателистическое движение сразу же заявило

о своей строгой приверженности монополии внешней торговли в области зарубежной торговли филателистическими материалами [18]. Эта позиция оставалась неизменной вплоть до середины 20-х гг. ХХ в., в том числе и в условиях НЭПа, когда весь зарубежный обмен филателистическим и бонным материалом оставался под жёстким контролем со стороны государства [19; 20].

Кроме экономической составляющей, в афгано-советских отношениях первой половины 1920-х гг. важную роль продолжала играть борьба с Великобританией за контроль над этим регионом. Во многом именно стремление Советской России вытеснить Великобританию из Афганистана послужило поводом для резкого обострения отношений между ними весной 1923 г., результатом чего стал так называемый «ультиматум Керзона», оформленный в виде специального меморандума от 8 мая того года. В тексте этого меморандума со стороны Великобритании были выдвинуты обвинения против Советской России в том, что её представители на Востоке, в том числе в Афганистане, занимаются антибританской пропагандой и финансируют антибританских агентов в Индии. Одним из требований британской стороны был немедленный отзыв советских представителей из Кабула и Тегерана. В случае невыполнения РСФСР выдвинутых британской стороной требований, последняя угрожала аннулированием ранее заключённого между странами торгового договора [21; 22, с. 194-196].

В ответной Ноте советского правительства от 11 мая 1923 г. в п. 8 была чётко сформулирована позиция советского руководства относительно политики РСФСР на Востоке, которая в дальнейшем станет стержнем, в том числе, и в афгано-советских отношениях: «По существу эти обвинения, помимо их необоснованности, вытекают, по-видимому, из неправильного толкования обязательств, взятых Российским Правительством в отношении Востока. Обвинения эти дают основание думать, что, по мнению Великобританского Правительства, Российская Республика вообще никакой собственной политики на Востоке не должна иметь, а [должна] всюду поддерживать английские стремления. Такого обязательства Российское Правительство на себя не брало, и ника-

кого соглашения между ним и Великобританией на этот счёт до сих пор не существовало. Отстаивание и развитие дружественных связей с народами Востока на основе искреннего уважения к их интересам и правам Советское Правительство не может признать нарушением Англо-Русского соглашения. Если Великобританское правительство считает такую политику неизбежно антибританской, то недоразумения, возникающие на этой почве, вполне понятны» [23, с. 292].

Несмотря на определённые сложности и шероховатости в афгано-советских отношениях в последующие два года, тем не менее в официальных документах начала 1925 г. всячески подчёркивалась приверженность СССР политике дружбы и сотрудничества с Афганистаном: «Я пользуюсь случаем подтвердить, что Правительство СССР, непоколебимо верное заветам великого Ленина, неизменно стремится к установлению теснейшей связи с народами и государствами Востока на основе взаимного доверия, дружбы и поддержки в борьбе за полное освобождение от гнёта Империализма.

Правительство СССР твёрдо верит, что те отношения глубокой и искренней дружбы, которые установились между СССР и Высоким Независимым Афганистаном и которые продолжают неизменно укрепляться, послужат верным залогом достижения наших общих задач. Развивающиеся и крепнущие с каждым днём дружественные отношения СССР со всеми восточными государствами дают прочную уверенность в конечном торжестве идей Ленина, несущих свободу, мир и процветание всем народам Востока» [24, с. 119-120].

Следует также помнить, что советская дипломатия шла бок о бок с формирующейся советской идеологией, и восточное направление внешней политики вполне укладывалось в советскую идею поддержки революционно-освободительного движения в азиатских странах. Об этом говорил и писал В. И. Ленин [25-29], эту мысль полностью разделял И. В. Сталин [30-35], она вносилась в резолюции и постановления партийных форумов 1920-х гг. [36, с. 79-81], её проводником был Коминтерн [37].

Таким образом, появление статьи Б. М. Попова на страницах журнала «Совет-

ский коллекционер» вряд ли можно считать случайностью, а само содержание и итоговые предложения, сформулированные иркутским профессором музыки, имевшим юридическое образование и практику активной общественной деятельности в период революций 1917 г. и гражданской войны, вполне укладывались в основные принципы советской внешней политики на Востоке.

Текст его статьи весьма чётко распадается на несколько взаимосвязанных сюжетов. Первый сюжет, своеобразная преамбула его проекта, исходит из позиции обычного филателиста, коллекционирующего афганские марки. Б. М. Попов констатирует, что в альбомах российских филателистов, как, впрочем, и зарубежных, марок Афганистана практически нет. Он пишет: «Перелистывая первые страницы любого альбома, вы найдёте на них хотя бы немного марок Абиссинии, Албании, Азорских островов, а затем сразу -несколько пустых страниц, в заголовке которых стоит слово "Афганистан"» [38, с. 14]. Причина этого, по его мнению, заключается в том, что в филателистическом отношении Афганистан - самая дорогая из стран, выпускавшая в прошлом и имеющая курсирующие в настоящем марки.

Отдав, таким образом, дань уважения филателии как отрасли коллекционирования, Б. М. Попов переходит к определению конкретных целей и задач, которые необходимо и можно решать с помощью филателии. Первая среди них - геополитическая. Прежде всего, Афганистан является ближайшим соседом СССР, граница с ним тянется почти на 2 000 километров. С Афганистаном Советский Союз связывают, и с каждым днём всё теснее, интересы политические, национальные, экономические, военные, которые, по его мнению, должны всячески углубляться и расширяться в дальнейшем. Б. М. Попов прямо подчёркивает, что эти связи будут «... всё теснее и теснее связывать СССР с новым, просыпающимся Афганистаном, который растёт и развивается под эгидой духовной и политической мощи нашего Союза» [38, с. 14-15].

Главным противником Советского Союза в этом геополитическом противостоянии традиционно определяется Великобритания. Б. М. Попов сетует на тот факт, что и сейчас,

в середине 1920-х гг., когда Афганистан уже стал суверенным государством, мало что изменилось в филателистическом обмене между советскими коллекционерами и их афганскими партнёрами. Как и 8 лет назад, когда весь почтовый обмен происходил между Россией и Великобританией исключительно через Лондон, советские филателисты вынуждены отправлять свои письма через другие города - Лондон, Лейпциг, Париж и даже Нью-Йорк [38, с. 15].

Совершив этот выпад негодования, Б. М. Попов плавно переходит к следующему, экономическому сюжету. Он исходит из того, что сложившуюся традицию нужно сломать, и главную роль в этом отводит государственным и общественным организациям СССР -Уполномоченному по филателии и бонам в СССР и Всесоюзному обществу коллекционеров. Для этого, как свидетельствует текст статьи, необходимо использовать один из ключевых инструментов внешнеэкономической деятельности Советского Союза, а именно монополию внешней торговли. Б. М. Попов констатирует: «Марочная монополия, как и всякая монополия, по основным законам экономики, тем плодотворнее, чем шире её пределы, чем обширнее круг монополизируемых объектов и чем больше рынков она охватывает. Советская марочная монополия в этом отношении ещё далеко не достигла возможных и необходимых пределов своего естественного роста» [38, с. 15].

Именно силой вещей, логикой политических и экономических фактов СССР должен в самое ближайшее время включить Афганистан в свою филателистическую орбиту, с тем чтобы наладить импорт афганских марок в пределы Союза и возложить на себя функцию посредника по реализации афганских марок на рынках Европы и Америки. В этом заключается, подчёркивает Б. М. Попов, прямой экономический интерес для СССР, поскольку «при существующих крайне высоких ценах на афганские марки фактическая монополизация их экспорта обещает даже прямую коммерческую выгоду» [38, с. 15].

Итак, Советский Союз, фактически, должен взять на себя роль официального государственного перекупщика афганских марок, с тем чтобы, используя марочную моно-

полию во внешней торговле, вытеснить конкурирующие зарубежные марочные фирмы с филателистического рынка. «В этом направлении мы должны сыграть не только роль материальных посредников и быть может выгодную, но всё же мало почётную роль экспортёров - монополистов» [38, с. 15]. В русле имевшихся тогда советско-афганских экономических отношений предложение Б. М. Попова отнюдь не выглядело утопией и вероятно могло вполне серьёзно рассматриваться как руководством филателистического движения в Советском Союзе, так и представителями государственных структур, ответственных за организацию экономического взаимодействия между СССР и Афганистаном.

Наконец, следующая задача, и отдельный сюжет его программной статьи, заключается в том, что Советский Союз должен взять на себя роль носителя культурной и художественной миссии. Б. М. Попов формулирует эту задачу весьма чётко: «Новая Россия, вольный союз народов СССР должен дать Афганистану новые марки, отражающие природу, искусство, историю и быт этой ещё полусказочной страны. Русские художники и гравёры, наш Гознак, во всеоружии современной техники, должны дать просыпающемуся Афганистану новые серии марок» [38, с. 15].

Весьма интересно упоминание Гознака, который осуществлял подготовку и изготовление советских почтовых марок. Возможная передача этому государственному предприятию потенциального права на изготовление афганских марок означала бы весомый государственный заказ со стороны афганского правительства, что послужило бы источником дополнительного валютного дохода Советского Союза. Имел ли это в виду Б. М. Попов, сказать сложно, поскольку в дальнейшем тексте отсутствуют какие-либо дополнительные упоминания о таком развитии событий, но сам факт передачи права на изготовление афганских марок Советскому государству вполне укладывается в теорию русской художественно-культурной миссии на Востоке, что составляет заключительный сюжет его программы.

В развитие этой идеи Б. М. Попов предлагает использовать наследие восточной на-

родной культуры, её достижения в прикладном и изобразительном искусстве, архитектуре и литературе, накопленные в течение столетий. Вторым, а возможно, даже более важным, с точки зрения Б. М. Попова, источником для создания новых афганских марок должно было стать творческое наследие представителей русской художественной культуры, прежде всего XIX в., чьё творчество так или иначе несёт на себе отзвуки восточной культуры [38, с. 16].

Именно этот художественно-культурный синтез прошлого и настоящего, российского и восточного, должен стать основой новой восточной марки в целом. «Русское искусство и художественная техника, только недавно начавшие у нас дружить с филателией, одни только смогут и должны дать образцы подлинной восточной марки. Пусть это будет ещё небывалая в истории филателии марка, как результат художественного синтеза народного самосознания Востока, как подлинный исторический документ эпохи. Документ эпохи, когда с первым расцветом идей национального самоопределения народов Востока начинают рушиться и отходить в область предания традиции колониальной политики прошлого и вместе с ними ужасающая рыночная безвкусица "колониальных" марок» [38, с. 16].

Итак, новая восточная, в частности афганская, марка должна стать, по мнению Б. М. Попова, символом нового, освобождённого от колониальной зависимости Востока, идущего по пути независимого национально-культурного строительства.

Заключительная часть статьи Б. М. Попова, своего рода резюме всего вышеизложенного, содержит конкретные предложения по реализации выдвинутых им предложений. Во-первых, советские филателисты, прежде всего из восточных республик, должны активно приступить к поискам и установлению прямых контактов со своими коллегами, интересующимися афганскими марками, как в самом Афганистане, так и за его пределами.

Во-вторых, Организация Уполномоченного по филателии и бонам в СССР, совместно с представителями Наркомпочтеля, Наркоминдела, Наркомвнешторга, незамедлительно должна перейти к решению ключевой, экономической задачи, а именно

«. к выяснению наличности филателистических запасов Афганистана и возможности их регулярного импорта в СССР и экспорта за границу» [38, с. 16].

В-третьих, редакция журнала «Советский коллекционер» предоставляет свои страницы для возможного обсуждения и дискуссии относительно проекта Б. М. Попова.

В-четвёртых, в развитие идеи культурно-художественной миссии Советского Союза в Афганистане предлагается провести конкурс на проект серии марок Афганистана. В состав жюри, кроме представителей «художественного мира», предлагалось ввести экспертов - филателистов, которые должны были оценить предложенные варианты и с точки зрения филателии как коллекционирования почтовых миниатюр, и как «...практического осуществления в плане реального знака почтовой оплаты» [38, с. 16].

Таким образом, этот своеобразный меморандум восточной филателистической политики, предложенный Б. М. Поповым на страницах официального издания, во многом определявшего характер государственной политики в области коллекционирования, являлся не просто выражением мнения одного отдельно взятого филателиста. Он достаточно гармонично вписывался в общую направленность внешней политики СССР в отношении государств Востока и выступал в качестве своеобразного дополнительного инструмента в формировании общественного мнения внутри страны относительно этой политики, а ряд практических мер, которые предлагал автор этого меморандума, действительно, в случае дальнейшего благоприятного развития отношений между двумя странами, могли бы усилить позиции обоих государств на международной арене.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лузянин А. В. Политика России / СССР и Германии в Афганистане в 1919-1939 гг.: соперничество или компромисс? // Известия Алтайского государственного университета. -2013. - № 4 (20). - Т. 2. - С. 71-75.

2. Теплинский Л. Б. Советско-афганские отношения. 1919-1960. - М., 1961. - 294 с.

3. Теплинский Л. Б. История советско-афганских отношений. 1919-1987. - М., 1988. - 380 с.

4. Панин С. Б. Советская Россия и Афганистан. 1919-1929. - М. ; Иркутск, 1998. - 259 с.

5. Коргун В. Г. История Афганистана. ХХ век. -М., 2004. - 525 с.

6. Бойко В. С. Мировая афганистика между наукой и политикой: проблемы истории и модернизации Афганистана в ХХ-ХХ1 вв. - Барнаул,

2016. - 136 с.

7. Радченко Д. В. Г. В. Чичерин и советская внешняя политика в странах Востока // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. - 2009. - Т. 9. - Вып. 1. - С. 103-113.

8. Зайцев Е. Д. Афгано-иранские цели советской внешней политики в 1920-е гг. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - Вып. 14. - С. 42-49.

9. Цыплин В. Г. Советские поставки вооружения в азиатские страны в 1920-х гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. -

2017. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 353-357.

10. Тихонов Ю. Н. Трудный путь к добрососедству. Новые архивные документы о первых советско-афганских дипломатических контактах в 1919-1920 гг. // Восточный архив. - 2011. -№ 2 (24). - С. 33-43.

11. Тихонов Ю. Н. Письмо Г. В. Чичерина И. В. Сталину о выполнении условий советско-афганского договора о дружбе 1921 года // Восточный архив. - 2017. - № 1 (35). - С. 38-41.

12. Тихонов Ю. Н. Неизвестный дипломатический документ о советско-афганских переговорах в Кабуле в 1919-1920 годах // Восточный архив. - 2018. - № 2 (38). - С. 77-82.

13. Десятый съезд РКП(б). Москва. 8-16 марта 1921 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК : [в 16 т.]. - 9-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1983-1990. - Т. 2 : 1917-1922. -

1983. - С. 319-418.

14. Ленин В. И. О монополии внешней торговли // Ленин В. И. Полн. собр. соч. : [в 55 т.]. -Изд. 5-е. - М. : Изд-во полит лит., 19671975. - Т. 45. - 1970. - С. 333-337.

15. Двенадцатый съезд РКП(б). Москва. 17-25 апреля 1923 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК : [в 16 т.]. - 9-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1983-1990. - Т. 3 : 1922-1925. -

1984. - С. 50-129.

16. Тринадцатая конференция РКП(б). Москва. 16-18 января 1924 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК : [в 16 т.]. - 9-е изд., испр. и доп. -М. : Политиздат, 1983-1990. - Т. 3 : 19221925. - 1984. - С. 145-177.

17. Тринадцатый съезд РКП(б). Москва. 2331 мая 1924 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК : [в 16 т.]. - 9-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1983-1990. - Т. 3 : 1922-1925. -1984. - С. 204-289.

18. Чучин Ф. Г. Филателия и монополия // Советский филателист. - 1922. - № 1. - Сент. -С. 4-5.

19. Якуб А. В. Монополия внешней торговли в политике РСФСР в 1917-1922 гг. и борьба тенденций в организации международной филателии // Вестник Омского университета. Се-

рия «Исторические науки». - 2018. -№ 1 (17). - С. 161-171. - Р01: 10.25513/23121300.2018.1.161-171.

20. Якуб А. В. Заграничный филателистический обмен: экономика и политика // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2018. - № 2 (18). - С. 222-228. -Р01: 10.25513/2312-1300.2018.2.222-228.

21. Меморандум правительства Великобритании, врученный 8 мая 1923 г. Ходжсоном М. М. Литвинову // Документы внешней политики СССР. Т. VI. 20 ноября 1922 г. - 31 декабря 1923 г. - М., 1962. - С. 297-302.

22. Зарницкий С. В., Трофимова Л. И. Советской страны дипломат. - М., 1968. - 264 с.

23. Нота Правительства РСФСР Правительству Великобритании. 11 мая 1923 г. // Документы внешней политики СССР. Т. VI. 20 ноября 1922 г. - 31 декабря 1923 г. - М., 1962. -С. 288-296.

24. Нота Полномочного Представителя СССР в Афганистане Министру Иностранных Дел Афганистана Махмуду Тарзи. 7 февраля 1925 г. № 146 // Документы внешней политики СССР. Т. VIII. 1 января - 31 декабря 1925 г. - М., 1963. - С. 119-120.

25. Ленин В. И. Послание королю Афганистана Аманулла-хану // Ленин В. И. Полн. собр. соч. : [в 55 т.]. - Изд. 5-е. - М. : Изд-во полит лит., 1967-1975. - Т. 50. - 1970. -С. 385-386.

26. Ленин В. И. Беседа с афганским чрезвычайным послом Мухаммед Вали-ханом 14 октября 1919 г. Газетный отчёт // Ленин В. И. Полн. собр. соч. : [в 55 т.]. - Изд. 5-е. - М. : Изд-во полит лит., 1967-1975. - Т. 39. - 1970. - С. 227.

27. Ленин В. И. Доклад на II Всероссийском Съезде коммунистических организаций народов Востока 22 ноября 1919 г. // Ленин В. И. Полн. собр. соч. : [в 55 т.]. - Изд. 5-е. - М. : Изд-во полит лит., 1967-1975.- Т. 39. -1970. - С. 318-331.

28. Ленин В. И. Послание эмиру Афганистана Аманулла-хану // Ленин В. И. Полн. собр. соч. : [в 55 т.]. - Изд. 5-е. - М. : Изд-во по-

лит лит., 1967-1975. - Т. 52. - 1970. -С. 317-319.

29. Ленин В. И. Лучше меньше, да лучше // Ленин В. И. Полн. собр. соч. : [в 55 т.]. -Изд. 5-е. - М. : Изд-во полит лит., 19671975. - Т. 45. - 1970. - С. 401-404.

30. Сталин И. Об итогах XIII съезда РКП(б). Доклад на курсах секретарей укомов при ЦК РКП(б) 17 июля 1924 г. // Сталин И. Соч. : [в 13 т.]. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 19461952. - Т. 6 : 1924. - 1947. - С. 234-260.

31. Сталин И. К международному положению // Сталин И. Соч. : [в 13 т.]. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1946-1952. - Т. 6 : 1924. -1947. - С. 280-301.

32. Сталин И. Речь на пленуме ЦК РКП(б) 19 января 1925 г. // Сталин И. Соч. : [в 13 т.]. -М. : Гос. изд-во полит. лит., 1946-1952. -Т. 7 : 1925. - 1947. - С. 11-14.

33. Сталин И. К международному положению и задачам компартий // Сталин И. Соч. : [в 13 т.]. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 19461952. - Т. 7 : 1925. - 1947. - С. 52-58.

34. Сталин И. К итогам работ XIV конференции РКП(б). Доклад активу московской организации РКП(б) 9 мая 1925 г. // Сталин И. Соч. : [в 13 т.]. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 19461952. - Т. 7 : 1925. - 1947. - С. 90-132.

35. Сталин И. О политических задачах Университета народов Востока. Речь на собрании студентов КУТВ 18 мая 1925 г. // Сталин И. Соч. : [в 13 т.]. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 19461952. - Т. 7 : 1925. - 1947. - С. 133-152.

36. Двенадцатый съезд РКП(б). Москва. 17-25 апреля 1923 г. Резолюция «По национальному вопросу» // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК : [в 16 т.]. - 9-е изд., испр. и доп. - М. : Политиздат, 1983-1990. - Т. 3 : 1922-1925. -1984. - С. 50-129.

37. 5 лет Коминтерна в решениях и цифрах. - М., 1924. - 123 с.

38. Попов Б. Пробел, который необходимо заполнить // Советский коллекционер. - 1925. -№ 13-14 (41-42). - Июль. - С. 14-16.

Информация о статье

Дата поступления 1 мая 2020 г.

Дата принятия в печать 10 июля 2020 г.

Сведения об авторах

Якуб Алексей Валерьевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия) Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: avy59@mail.ru

Article info

Received May 1, 2020

Accepted July 10, 2020

About the authors

Alexey V. Yakub - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: avy59@mail.ru

Якуб Наталья Валерьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: nvy10@mail.ru Для цитирования

Якуб А. В., Якуб Н. В. Журнал «Советский коллекционер» как источник по советско-афганским отношениям первой половины 1920-х гг.: «филателистический проект» профессора Б. М. Попова // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 2 (26). С. 86-93. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(2).86-93.

Natalia V. Yakub - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: nvy10@mail.ru For citations

Yakub A.V., Yakub N.V. "Soviet Collector" Magazine as a Source on Soviet-Afghan Relations in the First Half of the 1920s: "Philatelic Project" by Professor Boris M. Popov. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 2 (26), pp. 86-93. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(2).86-93 (in

Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.