УДК 94(477)"19/20" UDC
DOI: 10.17223/18572685/43/8
ЖУРНАЛ «СЛАВЯНСКИЙ ВЕК» О ПОЛОЖЕНИИ РУСИНОВ ГАЛИЦИИ В КОНЦЕ XIX -НАЧАЛЕ ХХ в.*
В.П. Зиновьев1, В.В. Казаков2
Томский государственный университет Россия 634050, Томск, проспект Ленина, 36. 1 E-mail: vps@tsu.ru 2 E-mail: prorektorsv@mail.ru
Авторское резюме
Трагедия русских в Галиции в связи с кризисом на Украине вновь привлекает внимание историков. Обнаруживаются новые источники по истории русинов. Малоизвестным источником по истории галицких русинов является журнал «Славянский век», издававшийся в Вене с 1900 по 1905 г. группой славянских интеллигентов во главе с русинским поэтом и публицистом Д.Н. Вергуном. Редакция журнала размещала на его страницах информацию о жизни славян, которые составляли 60 % населения империи. В 92 номерах журнала, вышедших с 1 июля 1900 г. по декабрь 1904 г., о проблемах русинского населения специально упоминается 103 раза в 76 номерах, в том числе о русинах Галиции - 68 раз. Материалы журнала свидетельствуют о том, что утрата русскими в Галиции своей этнической идентичности стала результатом целенаправленной политики властей Австро-Венгерской империи, польских и украинских националистов. Происходящее в современной Украине - также не случайное явление, а действие, готовившееся полтора столетия австрийскими, польскими, германскими, американскими властями. Журнал «Славянский век» - ценный источник по истории русинского народа и украинской идентичности.
Ключевые слова: Журнал «Славянский век», русины, Галиция, украинофилы, австрийские власти, полонизация.
* Работа выполнена при поддержке Фонда им. Д.И. Менделеева ТГУ.
MAGAZINE "SLAVIC CENTURY" ON THE SITUATION OF THE RUTHENIANS OF GALICIA IN THE LATE XIX - EARLY XX CENTURIES*
V.P. Zinoviev1, V.V. Kazakov2
Tomsk State University 36 Lenin Avenue, Tomsk, 634050, Russia 1 E-mail: vps@tsu.ru 2 E-mail: prorektorsv@mail.ru
Abstract
Nowadays a tragedy of Rusins (Rusyns, Ruthenians) in Galicia due to the crisis in Ukraine attracted the attention of historians. They discover new sources on the history of Rusins. The magazine "Slavic Century" is a little-known historical source for the history of the Galician Rusins. It's published in Vienna from 1900 till 1905. Slavic group of intellectuals headed by poet and essayist D.N. Vergunov. The editors covered the life of the Slavs, which accounted for 60 % of the population of the empire. In the 92 issues of the magazine from the 1 July 1900 until December 1904 the problems of the Rusinian population specifically mentioned 103 times in 76 issues of the magazine, in particular the Rusins of Galicia - 68 times. Materials of the journal suggests that the loss of Russian in Galicia their ethnic identity is the result of a deliberate policy of the authorities of the Austro-Hungarian Empire, the Polish and Ukrainian nationalists. The situation in a modern Ukraine is also not a random phenomenon, but the action prepares a half-century Austrian, Polish, German, American authorities. Magazine "Slavic Century" - a valuable source on the history of the Ruthenian people and the history of Ukrainian identity.
Keywords: Magazine "Slavic Century", Rusyn, Rusin, Ruthenian, Galicia, ukrainophiles, the Austrian authorities, polonization.
Этническая история русинов, долго замалчивавшаяся солидарной ответственностью за геноцид этой западной ветви русского народа Австрией и Польшей, сейчас вновь стала актуальной в связи с кризисом украинской идентичности и государственности. Так уже было в период мировых войн в ХХ в. Трагедия русских в Галиции вновь
* This research was supported by The Tomsk State University Academic D.I. Mendeleev Fund Program.
привлекает внимание ученых, которые обнаружили, что она стала результатом целенаправленной политики властей Австро-Венгерской империи, польских и украинских националистов задолго до времен Талергофа и Терезина (Суляк 2009; Ищенко 2015). Открываются новые подробности этой политики, обнаруживаются новые источники. Таким малоизвестным историческим источником является журнал «Славянский век», издававшийся в Вене с 1900 по 1905 г. славянами империи Габсбургов и организованный группой интеллигентов во главе с русинским поэтом и публицистом Д.Н. Вергуном (Славянский век 1900-1904).
Редакция журнала размещала на его страницах информацию о жизни славян, которые составляли 60 % населения империи, при этом русских из них было 11 %, или 3 из 27 млн чел. (Словенец. 1904: 261). В 92 номерах журнала, вышедших с 1 июля 1900 г. по декабрь 1904 г., о проблемах русинского населения специально упоминается 103 раза в 76 номерах, в том числе о русинах Галиции - 68 раз (Фоминых, Зиновьев 2015: 83-94).
Основным содержанием статей и корреспонденций из Галиции было преследование русского языка, вытеснение его из делопроизводства, средств массовой информации, учебного процесса в школе и в единственном университете Галиции - Львовском. Другой важной темой было преследование православия как основы русской культуры. Особой темой было ознакомление читателей с жизнью русинов, эмигрировавших в Америку. Практически во всех корреспонденциях и статьях приводились многочисленные свидетельства о сознательной дискриминации властями, поляками, румынами русского православного населения в экономической, культурной и духовной сферах и о поддержке украинофилов. Русинские публицисты страстно обвиняли польских и украинских националистов в разжигании братоубийственной розни при прямой поддержке австрийских властей.
Владимир Щавинский посвятил австрийской политике разделения русского населения Галиции на украинцев и русинов специальное исследование, в котором отмечает, что сначала австрийцы постарались отделить русских Галиции от России, назвав их рутенами, а затем уже отделили от рутенов украино-русских. Поддержка украинофилов, по его мнению, обозначилась с 1860-х гг. Австрийские власти проводили политику полонизации Восточной Галиции, отдав в ней власть польским дворянам и еврейской буржуазии.
В. Щавинский писал: «Поляки и правительство, что в сущности сводится к одному, так как в Галиции имеется только одно польское правительство, поддерживают культурно-национальные и экономические стремления украинофилов потому, что малорусский
национальный сепаратизм входит в расчет их политики, направленной к созданию затруднений росту могущества русского народа в виде малорусского вопроса, который принимает более и более острый характер. Малорусскому вопросу отведено, без сомнения, важное место в неофициальной внешней политике Австро-Венгрии и Германии, и партия украинофилов является важным фактором этой политики» (Щавинский 1904: 324). Раскол русских в Галиции ослаблял их сопротивление полонизации и онемечиванию. Поддержку украинофилов австрийским правительством В. Щавинский проиллюстрировал данными о грамотности русского населения и о средствах просвещения, имевшихся у русских и украинофилов. В 1902 г. в Галиции было 7 315 тыс. чел. населения, в т. ч. 3 042 тыс. русских. Из 1 млн детей Галиции только 700 тыс. посещало школы, 42 % русских сел не имело школ и 67 % русского населения было неграмотно по сравнению с 52 % неграмотности остального населения. В средних школах на 14 254 ученика-поляка и 4 268 учеников-евреев приходилось только 3 810 русских. На 6 тыс. польских студентов было всего 800 студентов русских. При этом преимущество отдавалось украинским студентам: на 7 бурс с 250 русскими учениками приходилось 18 бурс с 700 украинскими. Русским было дозволено выпускать 11 газет и 2 журнала, украинцам - 25 газет. На русском языке было издано 17 книг, на украинском - 74 (Щавинский 1904: 324-334). Поддержка эта не удивительна, так как украинофилы устами депутата Львовского сейма Юлиана Романчука заявили 25 мая 1890 г., что «партия украинофилов, сознавая отдельность малорусского народа от великорусского, обязывается действовать заодно с поляками, служить австрийскому правительству и оставаться верной католической церкви и западной цивилизации» (Щавинский 1904: 325-326). В условиях давления со стороны австрийских властей, поляков и украинофилов русские в Галиции были обречены на утрату языка и культуры.
Главным врагом австрийских властей был русский литературный язык. В 1901 г. на 20 тыс. русского населения Львова действовала одна русская школа, городским служащим и рабочим было запрещено общаться между собой на русском языке. В Львовском университете попытка запретить писать и говорить на малороссийском наречии вызвала бунт русских студентов (Д.В. 1901: 108; Русский язык 1901: 90). «Русский литературный язык совсем не допускается в галицко-русских учебных заведениях. Изучение его происходит лишь частным образом, и, надо правду сказать, в преследовании учеников, учащихся русскому литературному языку, малорусская гимназия и малорусские учителя могут поспорить со своими польскими товарищами» (Русский язык 1901: 90).
Так, И.С. Свенцицкий в корреспонденции «Из Подъяремной Руси» писал об отношении украинских националистов к России: «"Распни, распни ее - и всех ее поклонников, приверженцев и последователей!" - снова возопили галицко-русские сепаратисты и поляки, ненавидящие все русское. "Великая Русь" - не Русь, "от ляхов"; Киевщина, Украй-на - вот настоящая Русь! Нужно только собрать все украинско-русские земли в одно и тогда запануем без хлопа и пана!". Таково более или менее содержание вышедшей летом изданием украинофильской "Просвиты" брошюры под названием "Русь-Украйна и Московщина". Брошюра разослана в семи тысячах экземплярах галицко-русским крестьянам...». Далее он отмечает, что украинофильская газета «Руслан» прямо призывает к расправе над русинами: «Он из всех сил кричит: "Polizei!". Все люди, думающие по-русски, говорящие русским языком, употребляющее этимологическое правописание, все они враги, все они изменники. Они пишут на языке почти чисто русским и русским же правописанием, а государство признало только украинско-русский язык, оно ему и дало фонетическое правописание для того, чтобы резче отличить от ненавистного ему русского» (Свенцицкий 1901: 296-297).
Давление на русинов оказывалось во всех сферах жизни, а не только в образовании, в конфессиональной и культурной деятельности. С. Лабенский отмечал процесс разорения русских крестьян в Галиции польскими помещиками и евреями-ростовщиками, в то время как русская и украинская партии боролись между собой, а не за интересы русского населения, уезжающего в поисках лучшей доли в Америку (Лабенский 1902: 11). За 10 лет в Америку уехали, по сведениям корреспондента журнала «Славянский век», 300 тыс. русинов (Славянские вести. 1902: 699).
Тема вражды русской и украинской партий в Галиции в конце XIX - начале ХХ в. повторяется почти в каждом номере журнала «Славянский век». В статье «13-сотлетний юбилей славянских раздоров» автор А. Павлид вспомнил, что римский император Маврикий 13 веков назад писал о любви славян к иностранцам и о ненависти и зависти их к своим соплеменникам и отметил, что даже в Праге уехавшие из Львова «студенты-сепаратисты всюду заявляют о своей ненависти к товарищам галицко-русским студентам, именующим себя своим историческим и этнографическим именем русских». Далее он пишет, что Галицкая Русь - «колыбель русской силы, культуры, центр торговли и политических общений с западными славянами» и что «русские сепаратисты называют себя теперь «украинцами», забывая, что это название совсем неизвестно червонорусскому народу из Галиции, Буковины, Угророссии. «Украина» чисто географическое название,
встречающееся не только на окраинах бывшей триединой Польши, Литвы и Руси» (Павлид 1902). Действительно, икгапа, Крайна не раз встречается на карте славянских земель.
Основной аудиторией антирусской пропаганды была молодежь, и это приносило свои плоды. 29 мая 1902 г., когда во Львове проходило собрание общества галицко-русской интеллигенции «Русская Рада», ученики украинской гимназии разбили стекла в Народном доме (Славянские вести 1902: 698).
Вместе с тем редакция «Славянского века» всегда призывала к единству и высказывала робкую надежду, что налаживающиеся связи украинофилов Галиции с настоящими малороссами России изменят их позицию в отношении русских. И. Свинцов писал по этому поводу, что «ознакомление наших "лжеукраинцев" с настоящими и с положением дел в Малороссии, экономически процветающей в сравнении с нашей "Полицией и Голодоморией" (И. Свинцов перефразировал официальное название Галиции - Королевство Галиции и Лодоме-рии), не может не отразиться на образе мыслей заблудших сынов Червонороссии» (Свинцов 1904: 54).
На основе материалов журнала «Славянский век» можно сделать вывод, что австрийские власти начали вести целенаправленную политику уничтожения русской культуры, языка и православной веры в Галиции не менее чем за 50 лет до распада империи, одновременно способствуя насаждению украинства. Ясна из материалов журнала также причина успеха этой политики именно в Галиции. Австрийская стратегия украинизации русских здесь опиралась на всемерную поддержку польской шляхты и униатской церкви, в отличие от Закарпатской области и Буковины, в которых венгры и румыны такой поддержки не оказывали и в которых русины дольше сохранили свою национальную идентичность. В Галиции же русская идентичность была выжжена дотла в течение ХХ в. Можно согласиться с автором статьи о прусском мифе Е. Приказчиковой, «что мифы, касающиеся негативного восприятия другого народа, обычно являются порождением официальной пропаганды и феномена заочной ненависти. Именно они препятствуют созданию атмосферы толерантности и примирения» (Приказчикова 2015: 190). Материалы журнала удивительно точно подтверждают этот вывод, так как галичане находились под прессом официальной антирусской пропаганды и были мало информированы о реальной жизни в России.
Материалы журнала также свидетельствуют о том, что происходящее в современной Украине - не случайное явление, а действие, готовившееся полтора столетия австрийскими, польскими, германскими, американскими властями. Упреки в сторону Российской империи,
элита которой забыла самую западную часть русского народа, нередко проскальзывавшие на страницах журнала, могут быть обращены и к властям современной России, оказывающей недостаточно внимания соотечественникам за рубежом. Журнал «Славянский век» - ценный источник по истории русинского народа и украинской идентичности.
ЛИТЕРАТУРА
Д.В. 1901 - Д.В. [Д. Вергун] Положение русских в Галиции // Славянский век. 1901. № 28. С. 107-109.
Ищенко 2015 - Ищенко Р.В. Талергоф // Стратегия России. 2015. № 1 (133). С. 77-90.
Лабенский 1902 - Лабенский С. Из Червоной Руси // Славянский век. 1902. № 49. С. 11.
Павлид 1902 - Павлид А. 13-сотлетний юбилей славянских раздоров // Славянский век. 1902. № 39-40. С. 423-424.
Приказчикова 2015 - Приказчикова Е. Политические и национально-культурные аспекты прусского мифа в контексте российско-германских отношений ХХ в. // Ouaestio Rossica. 2015. № 2. С. 172-198.
Русский язык 1901 - Русский язык во Львовском университете // Славянский век. 1901. № 27. С. 89-90.
Свенцицкий 1901 - Свенцицкий И.С. Из Подъяремной Руси // Славянский век. 1901. № 31. С. 296-297.
Свинцов 1904 - Свинцов И. Из Подъяремной Руси // Славянский век. 1904. С. 50-54.
Славянские вести 1902 - Славянские вести // Славянский век. 1902. № 48. С. 696-703.
Славянский век 1900-1904 - Славянский век. Всеславянский орган. Вена. 1900-1904. № 1-92.
Словенец 1904 - Словенец. Важность настоящей минуты для австрийских славян // Славянский век. 1904. № 81. С. 261.
Суляк 2009 - СулякС. Русинский и украинский вопросы накануне Первой мировой войны // Русин. 2009. № 2. С. 96-119.
Фоминых, Зиновьев 2015 - Фоминых С.Ф., Зиновьев В.П. Журнал «Славянский век» как источник по истории русинов // Русин. 2015. № 1. С. 83-94.
Щавинский 1904 - Щавинский В. Культурно-национальная жизнь Галицкой Руси // Славянский век. 1904. № 83. С. 324-334.
REFERENCESE
Vergun, D. (1901) PoLozhenie russkikh v GaLitsii [Russians in Galicia]. Slavya-nskiy vek. 28. pp. 107-109.
Ishchenko, R.V. (2015) Talergof [Talerhof]. Strategiya Rossii. 1(133). pp. 77-90.
Labenskiy, S. (1902) Iz Chervonoy Rusi [From Red Rus]. Slavyanskiy vek. 49. p. 11.
Pavlid, A. (1902) 13-sotletniy yubiley slavyanskikh razdorov [The 13th anniversary of Slavic strife]. Slavyanskiy vek. 39-40. pp. 423-424.
Prikazchikova, E. (2015) Politicheskie i natsional'no-kul'turnye aspekty prussk-ogo mifa v kontekste rossiysko-germanskikh otnosheniy XX v. [The political and national-cultural aspects of the Prussian myth in Russian-German relations in the context of the twentieth century]. Quaestio Rossica. 2. pp. 172-198. DOI: 10.15826/qr.2015.2.103
Anon. (1901) Russkiy yazyk vo L'vovskom universitete [The Russian language at Lviv University]. Slavyanskiy vek. 27. pp. 89-90.
Sventsitskiy, I.S. (1901) Iz Pod"yaremnoy Rusi [From the under-Yoke Russia]. Slavyanskiy vek. 31. pp. 296-297.
Svintsov, I. (1904) Iz Pod"yaremnoy Rusi [From the under-Yoke Russia]. Slavyanskiy vek. pp . 50-54.
Anon. (1902) Slavyanskie vesti [Slavic news]. Slavyanskiy vek. 48. pp. 696-703.
Slavyanskiy vek. (1900-1904). 1-92.
Slovenets. (1904) Vazhnost' nastoyashchey minuty dlya avstriyskikh slavyan [The importance of the moment for the Austrian Slavs]. Slavyanskiy vek. 81. p. 261.
Sulyak, S. (2009) The Rusin and Ukrainian questions on the Eve of WWI. Rusin. 2. pp. 96-119 (In Russian).
Fominykh, S.F. & Zinov'ev, V.P. (2015) The magazine "Slavyanskiy vek" as a source for the history of the Rusins. Rusin. 1. pp. 83-94 (In Russian). DOI: 10.17223/18572685/39/6
Shchavinskiy, V. (1904) Kul'turno-natsional'naya zhizn' Galitskoy Rusi [Cultural and national life of Galician Rus]. Slavyanskiy vek. 83. pp. 324-334.
Зиновьев Василий Павлович - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории, декан исторического факультета Томского государственного университета (Томск, Россия).
Zinovyev Vasiliy - Tomsk State University (Tomsk, Russia).
E-mail: vpz@tsu.ru
Казаков Владимир Владимирович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансового права Томского государственного университета (Томск, Россия).
Kazakov Vladimir - Tomsk State University (Tomsk, Russia).
E-mail: prorektorsv@mai1.ru